Рынок труда проблемы и перспективы

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение. Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. Целью данной работы является исследование рынков труда РоссийскойФедерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.

Содержание .

[1] .

Таблица 1

Динамика численности безработных[2]

Общая численность

безработных

Численность официально

зарегистрированных безработных

тыс.

человек

в % к

тыс.

человек

в % к

соответ-

ствующему

периоду

предыдущего

года

преды-

дущему

периоду

соответ-

ствующему

периоду

предыдущего года

преды-

дущему

периоду

2007г.
Январь 5259 92,5 102,5 1742 94,7 100,0
Февраль 5388 93,1 102,5 1744 91,5 100,1
Март 5077 89,0 94,2 1711 89,8 98,1
I квартал (в среднем за месяц) 5241 91,5 104,1 1732 92,0 102,9
Апрель 4767 84,9 93,9 1643 87,6 96,0
Май 4456 80,6 93,5 1575 87,9 95,9
Июнь 4392 82,4 98,6 1492 86,1 94,7
II квартал (в среднем за месяц) 4538 82,6 86,6 1570 87,2 90,6
Июль 4328 84,4 98,5 1473 85,6 98,7
Август 4264 86,5 98,5 1454 85,2 98,8
Сентябрь 4258 86,0 99,9 1414 85,4 97,2
III квартал (в среднем за месяц) 4283 85,6 94,4 1447 85,4 92,2
Октябрь 4252 85,5 99,9 1420 86,9 100,5
Ноябрь 4246 84,9 99,9 1498 89,3 105,4
Декабрь 4600 89,7 108,3 1553 89,2 103,7
IV квартал (в среднем за месяц) 4366 86,7 101,9 1490 88,5 103,0
Год (в среднем за месяц) 4607 86,7 1560 88,3
2008г.
Январь 4954 94,2 107,7 1552 89,1 99,9
Февраль 5308 98,5 107,1 1574 90,3 101,4
Март 4904 96,6 92,4 1534 89,7 97,5
I квартал (в среднем за месяц) 5055 96,5 115,8 1553 89,7 104,2
Апрель 4500 94,4 91,8 1478 90,0 96,3
Май 4097 91,9 91,0 1397 88,7 94,5
Июнь 4065 92,6 99,2 1332 89,3 95,3
II квартал (в среднем за месяц) 4221 93,0 83,5 1402 89,3 90,3
Июль 4033 93,2 99,2 1317 89,4 98,9
Август 4000 93,8 99,2 1294 88,9 98,2
Сентябрь 4033 94,7 100,8 1247 88,2 96,4
III квартал (в среднем за месяц) 4022 93,9 95,3 1286 88,8 91,7

Состояние занятости и безработицы характеризуется показателями:

неинституциональное население (Чнн );

численность занятых (Чз );

численность безработных (Чб );

численность лиц, не входящих в состав рабочей силы (Чнрс ).

Между данными показателями существуют следующие зависимости:

численность рабочей силы Чрс = Чз + Чб;

неинституциональное население Чнн = Чз + Чб + Чнрс ;

уровень занятости населения Уз = Чзнн );

уровень безработицы населения Уб = Чб / (Ч3 + Чб );

норма безработицы Нб = [Чб /(Чз + Чб )] 100%;

уровень вовлеченности населения в состав рабочей силы Уврс = (Ч3 + Чб )/Чнн .

Уровень и динамика этих показателей в макроэкономике зависят от ряда факторов: демографического, половозрастного, этнического, социального состава населения, соотношения спроса и предложения на рынке труда в отдельных регионах и отраслях.

Уровень безработицы может быть конкретизирован с помощью используемых западной статистикой показателей ее распространения и продолжительности. Показатель распространения безработицы характеризует охват безработицей рабочей силы. Показатель продолжительности безработицы характеризует среднюю продолжительность одного случая безработицы.

Следует иметь в виду то, что безработица является естественной и неотъемлемой частью рыночного хозяйства. Для ее характеристики обычно используют два основных показателя, которые могут показать объективную картину экономической нестабиль­ности на рынке труда:

· Уровень безработицы – удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения: уровень безработицы = (количество безработицы/рабочая сила)*100%;

· Продолжительность безработицы – промежуток времени, в течении которого лицо не имеет работы.

Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы, то страна недополучает часть ВНП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом А. Оукеном.

(Y* – Y)/Y = b(U – U*),

где Y— фактический объем производства (ВВП); Y* — потенциальный ВВП (при полной занятости); U- фактический уровень безработицы; (U * — естественный уровень безработицы (норма безработицы при полной занятости); b — параметр Оукена, устанавливается эмпирическим путем (3%).

Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1%, то фактический объем производства будет ниже потенциального на b%.

Разность между фактическим и естественным уровнями безработицы характеризует уровень конъюнктурной безработицы (Uк ).

Согласно закону Оукена, превышение фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического ВВП по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВВП в среднем на 3%.

Для решения проблемы безработицы существенно важно определить тип безработицы и ее действительные размеры.

Фрикционная безработица связана с определенными затратам и времени на поиск нового места работы. Ее уровень определяется общими затратами времени на поиски новой работы, длится от 1 до З месяцев.

Структурная безработица связана с технологическими изменениями и сдвигами в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу. Структурная безработица отличается от фрикционной большей продолжительностью (обычно более шести месяцев подряд) и характерна для работников, имеющих низкую квалификацию или устаревшую профессию, а также охватывает население экономически отсталых районов.

Сезонная безработица обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей: сельское хозяйство, строительство, промыслы, в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на труд.

Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. Ее основой являются циклические колебания объемов выпуска продукции и занятости, связанные с экономическим спадом и недостатком спроса. В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную; в периоды циклического подъема циклическая безработица отсутствует.

Региональная безработица является результатом несоответствия между спросом и предложением рабочей силы в данном регионе. Общей причиной ее существования служит неравномерность социально экономического развития определенных территорий, которая обусловлена как природно-ресурсным и технико-экономическими, так и демографическими, историко-культурными и другими особенностями данного региона. Уровень безработицы различен в разных демографических группах. В частности, уровень безработицы среди молодежи значительно выше, чем в других возрастных группах.

Таким образом безработица, как я уже отмечала раньше, является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не со­вместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие «полная занятость» не озна­чает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу со­вершенно неизбежной, следовательно, уро­вень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется есте­ственным уровнем безработицы.

К причинам возникновения безработицы относятся: высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец; низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель; отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.

Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п.

При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие негативные тенденции. Безработица ведет к не полному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, по этому в стране возникают потери от недоиспользованная производственных возможностей.

При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы социально-экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок. И весь период адаптации работник отстает в результатах своего труда, по сравнению с постоянными рабочими кадрами той же квалификации в равных условиях труда.

Оценивая, безработицу как потери общества, следует упомянуть также следующие факторы экономической нестабильности: снижение покупательного спроса; сокращение сбережений; снижение инвестиционного спроса; сокращение предложения, спад производств.

Но следует также сказать, что, как и любое экономическое явление, безработица не может рассматриваться односторонне. Она может быть и злом, и благом - все зависит от меры данного явления и конкретных обстоятельств.

С экономической точки зрения, если безработица умеренная, то она представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который всегда можно задействовать; с психологической точки зрения умеренная безработица повышает дисциплину труда; с демографической точки зрения умеренная безработица может содействовать оптимизации структуры занятости по половозрастному признаку. Поэтому можно сделать вывод, что умеренная безработица является благом.

На мой взгляд, безработица оказывает определеннее негативное воздействие на каждого человека. Ведь потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Также она влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, выпущенная продукция. Она мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения ВНП. Нельзя также сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Ее последствия выходят далеко за рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний, и высоким уровнем безработицы. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс.

Глава 3. Методы государственного регулирования рынка труда в современных условиях в РФ.

Рынок труда относится к разряду наиболее регулируемых в современных условиях – со стороны профсоюзов, государства и корпораций. Это объясняется спецификой фигурирующего на нем товара: купля-продажа рабочей силы производится в форме найма на более или менее продолжительный период времени.

Особое влияние на функционирование современного рынка труда оказывает государство. При этом следует учитывать, что забота государства в рыночной экономике вовсе не состоит в обеспечении рабочим местом каждого трудоспособного человека. В каждый данный момент существует некий естественный уровень безработицы. Вторгаясь в сферу занятости в рыночной экономике, государство должно постоянно осознавать, что сокращение безработицы чревато увеличением инфляции. А потому желательно применение не любых способов регулирования занятости, а лишь тех, которые, увеличивая число рабочих мест, одновременно являются нейтральными в инфляционном отношении или хотя бы вызывают минимальные инфляционные последствия.

Государственная политика занятости сводится к двум основным направлениям: регулированию уровня и продолжительности безработицы (активная политика занятости); социальной защите пострадавших от нее людей (пассивная политика занятости).

Активная политика занятости включает комплекс государственных действий, направленных на искоренение глубинных причин, вызывающих к жизни вынужденную безработицу.

Под активной политикой занятости понимаются: меры по изменению структуры спроса на рабочую силу за счет сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест; меры по регулированию предложения и повышению качества рабочей силы за счет ее подготовки; меры по поощрению мобильности рабочей силы за счет ее трудоустройства, профориентации и стимулирования.

Целью осуществления активной политики занятости является превращение реальной безработицы в естественную – и по уровню, и по продолжительности. Если эта цель достигнута, и текущая безработица не превышает ее естественного уровня, то правительство может бездействовать на рынке труда во избежание порождающей инфляционный эффект сверхзанятости: необходимо оставить рыночный механизм в покое.

Государство как субъект активной политики на рынке труда: предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики; регулирует спрос на рабочую силу в частном секторе (например, через налоговые льготы предпринимателям, принимающим на работу наименее защищенные социальные группы); ограничивает предложение рабочей силы (например, через регулирование численности армии и студенчества как некого резерва рабочей силы).

Меры государственного регулирования занятости:

- организация и совершенствование системы информации о свободных рабочих местах с целью сокращения времени, в течение которого человек занят поисками работы. В связи с этим налаживание работы бирж труда;

- подготовка, профессиональное обучение и переквалификация кадров. постоянный контроль состояния рынка рабочей силы, его неуклонно проводимая демонополизация.

Главным монополистом на рынке труда в современной рыночной экономике являются профсоюзы. Они регулируют рынок труда, воздействуя и на спрос, и на предложение рабочей силы. Объекты регулирования: уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др. При этом безусловно главной задачей профсоюзов является повышение заработной платы, которое достигается через ограничение предложения труда путем: лоббирования в парламентах введения высоких иммиграционных барьеров (например, для работников из СНГ); содействия принятию законов о невысокой продолжительности рабочей недели; удлинения срока ученичества при подготовке к той или иной профессии, а также срока службы в армии; запрещения принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзе одновременно с повышением вступительных взносов; повышение спроса на труд (например, через лоббирование установления высоких таможенных тарифов, защищающих отрасли национальной экономики от иностранной конкуренции). Вопросы оплаты труда решаются через соглашения между руководством предприятий и соответствующими профсоюзами при посредничестве органов государственной власти или на двусторонней основе.

Согласно концепции действий на рынке труда на 2008-2010[3] годы государственная политика в области регулирования рынка труда в 2008 - 2010 годах будет направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения.

Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются: содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии; обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы; обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда; содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Основные направления по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда:

1. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения. Оно осуществляться по следующим приоритетным направлениям: гармонизация законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения с международными нормами; совершенствование законодательства Российской Федерации в целях повышения гибкости российского рынка труда, включая законодательное регулирование возникающих новых форм трудовых отношений; совершенствование разграничения полномочий в сфере регулирования рынка труда между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; совершенствование механизма реализации государственных гарантий по трудоустройству безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве, включая инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей; нормативно-правовое обеспечение внедрения профессиональных стандартов; реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы.

2. Совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда. Предполагается осуществление мониторинга ситуации на рынке труда по следующим направлениям: определение профессионально квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в рабочей силе; определение величины и профессионально-квалификационной структуры дополнительной потребности работодателей в рабочей силе в связи с реализацией стратегий социально-экономического развития, федеральных и региональных целевых программ, а также реализацией приоритетных национальных проектов; определение величины и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы на рынке труда с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования.

3. Обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу. Для обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест необходимыми кадровыми ресурсами предусматривается сбалансировать структуру профессионального образования и профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу путем реализации следующих мер: пересмотр направлений и уровней профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов с учетом прогноза спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с обеспечением соответствия структуры профессионального образования потребностям рынка труда.

4. Развитие кадрового потенциала. Реализация инвестиционных и инновационных проектов, развитие отраслей экономики, а также реализация приоритетных национальных проектов потребуют скоординированных действий со стороны государства и бизнеса по созданию новых рабочих мест и их обеспечению кадровыми ресурсами.

Приоритетными направлениями, по которым будет осуществляться взаимовыгодное сотрудничество органов исполнительной власти всех уровней с работодателями в целях развития кадрового потенциала, являются привлечение молодежи к освоению рабочих профессий, предотвращение потерь квалифицированных кадров и содействие инициативе по сохранению и развитию кадрового потенциала организаций. Ключевым направлением взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса должно стать привлечение молодежи в учреждения начального профессионального образования в целях освоения рабочих профессий и последующего трудоустройства в организации, испытывающие нехватку квалифицированных рабочих.

5. Стимулирование экономической активности населения. В условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте ключевое значение приобретает способность максимально эффективно использовать существующий в Российской Федерации человеческий потенциал, включая безработных граждан. Государство будет содействовать интеграции в рынок труда граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы.

В отношении указанных категорий безработных граждан предусматривается осуществление органами службы занятости специальных программ, предусматривающих: оказание услуг по информированию о ситуации на рынке труда, психологической поддержке и профессиональной ориентации; профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда, основанные на процедуре профилирования безработных граждан; организацию временных (общественных) работ и стажировок в организациях, а также оказание материальной поддержки участникам временных (общественных) работ и стажировок; содействие в переезде безработных граждан в другую местность, в том числе сельскую местность, в целях трудоустройства.

6. Повышение качества рабочих мест. Решение задач по повышению качества рабочих мест предусматривает увеличение оплаты труда и улучшение условий трудовой деятельности при конструктивном и долгосрочном взаимодействии социальных партнеров.

Перспективной задачей государства, решение которой будет способствовать росту заработной платы, в том числе в бюджетном секторе, является переход к отраслевым системам оплаты труда, предполагающим объединение профессий рабочих и должностей служащих в профессионально-квалификационные группы в зависимости от требований к уровню образования по каждому виду деятельности. Для каждой профессионально-квалификационной группы будет установлен гарантированный уровень оплаты труда.

Ожидаемые результаты реализации Концепции: реализация положений, предусмотренных Концепцией, позволит существенно улучшить ситуацию на рынке труда в Российской Федерации, снизить уровень общей безработицы до 5 - 6 процентов экономически активного населения; повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии; повышение взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, а также развитие межтерриториальной и межотраслевой мобильности трудовых ресурсов станут одними из важнейших факторов содействия обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации; осуществление специальных программ занятости будет способствовать интеграции в рынок труда и эффективной занятости безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда, испытывающих трудности при трудоустройстве; предусмотренное Концепцией повышение эффективности контроля и надзора в сфере труда и занятости обеспечит существенное сокращение нарушений прав трудящихся в области охраны и оплаты труда, а также предотвращение дискриминации в сфере труда; развитие механизмов социального партнерства в целях содействия занятости населения, повышения качества рабочих мест и совершенствование системы оплаты труда будут способствовать росту уровня заработной платы и, в конечном счете, повышению уровня жизни населения Российской Федерации.

Заключение.

В последнее время СМИ не устают сообщать о массовых увольнениях российских граждан в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране. Так, по данным Роструда, о возможном сокращении штатов в конце прошлого месяца заявили 1137 предприятий. При этом Минздравсоцразвития не находит в этом факте ничего экстраординарного и называет это явление обычным фоном. А между тем, по приблизительным подсчетам, планируемые сокращения затронут 45-46 тыс. человек.[4]

Казалось бы, цифры не столь пугающе, как те, что озвучивают представители СМИ, рассказывая, что ждет россиян в обозримом будущем и к каким массовым сокращениям им стоит приготовиться. Однако не исключено, что в ближайшее время помимо упоминаемой тысячи предприятий о сокращении штатов могут заявить еще сотни различных организаций. Так, согласно прогнозу Института народно-хозяйственного планирования РАН, к середине 2009 года число безработных в России может вырасти на 270-340 тыс. человек. По прогнозам экспертов, увольнения коснутся офисных работников и чиновников, и в меньшей степени людей рабочих профессий.

Впрочем, некоторые прогнозы в министерстве есть. Так, в бюджете на 2009 год заложены деньги на 1,6 млн безработных. Значит, правительство предполагает, что работу могут потерять примерно 350 тысяч человек. В связи с этим увеличится и финансирование активной политики занятости населения. Речь идет в первую очередь об усилении такого направления, как обучение, переподготовка и повышение квалификации людей, потерявших работу.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Проблема занятости и безработицы, которая тесно связана проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.

Для этого необходимо: проведение мер, способствующих созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, также разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе, совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий и льгот, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, регулирование международных потоков рабочей силы, создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, внедрение современных методов профилорования безработных и многие другие меры.

Государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь с общими направлениями социально-экономического развития общества.

Надо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомеренно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и как следствие укрепления экономической мощи страны.

Список использованной литературы.

1. Закон Российской Федерации 19 апр. 1991 № 1032-1 (ред. от 18 окт. 2007) «О занятости населения в Российской Федерации».

2. Баликоев В. З. Общая экономическая теория: учеб. для студентов, обучающихся по экономическим специальностям/В. З. Баликоев. – 10-е изд. – М.: Омега-Л, 2007. – 732 с.

3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория : учебник для вузов/Е. Ф. Борисов.-2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект , 2007. - 535 с.

4. Экономическая теория: учебник/под общ. ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 672.

5. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика - 1, 2. Мезоэкономика: учебник для ВУЗов/ред. Г. П. Журавлева. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Дашков и К , 2007. - 933 с.

6. Одегов Ю. Г. Рынок труда (практическая макроэкономика труда): учебник/Ю. Г. Одегов; Г. Г. Руденко; Н. К. Лунева. - М.: Альфа-Пресс, 2007. - 899 с.

7. Салихов Б. В. Экономическая теория: учебник/Б. В. Салихов. - М.: Дашков и К , 2006. - 701 с.

8. Симкина Л. Г. Экономическая теория: учебник для вузов/Л. Г. Симкина . - 2-е изд. - СПб.: Питер , 2007. - 381 с.

9. Из-за финансового кризиса в России могут уволить примерно 45 тыс. человек/Информационной агентство «Regnum» // - 2008. – 11 ноябрь (www.regnum.ru).

10. Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы/Клинский институт охраны и условий труда // - 2008. – 15 августа (www.ols-komplekt.ru).

11. Тревожные новости. Ищу работу/Новости и статьи по поиску работы // - 2008. 10 октябрь (www.zryaplata.ru).

12. Рябова И. Российские компании борются с кризисом сокращением персонала и зарплаты./Lenta.ru: Бизнес // - 2008. – 9 октября (www.lenta.ru).

13. Занятость и безработица// Федеральная служба государственной статистики - 2008. – сентябрь (www.gks.ru).

14. Государственная служба занятости. Безработным добавили денег//Редакция ИА «Финмаркет» - 2008. – 14 ноябрь (www.finmarket.ru).

15. Филь М. С. Рынок труда в России: новый объект государственной политики?/Работа, вакансии, резюме, поиск работы// - 2007. – 13 апрель (www.superjob.ru).


[1] Государственная служба занятости. Безработным добавили денег//Редакция ИА «Финмаркет» - 2008.-14 ноябрь (http://finmarket.ru/z/nws)

[2] Занятость и безработица// Федеральная служба государственной статистики - 2008.-сентябрь (http://www.gks.ru)

[3] Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы// Клинский институт охраны и условий труда- 2008. – 15 августа (http://www.ols-komplekt.ru)

[4] Государственная служба занятости. Штат готовы сократить более 1000 предприятий//Редакция ИА «Финмаркет» - 2008.-6 ноябрь (http://finmarket.ru/z/nws)

Скачать архив с текстом документа