Сахалинские проекты
СОДЕРЖАНИЕ: Сахалин всегда был известен как регион, обладающий крупными запасами сырьевых ресурсов, имеющий очень выгодное географическое и геополитическое положение, благоприятствующее развитию внешних экономических связей. Сахалинская область из 10 областей Дальневосточного экономического региона занимает 4-е место по объему промышленного производства.
Сахалин всегда был известен как регион, обладающий крупными запасами сырьевых ресурсов, имеющий очень выгодное географическое и геополитическое положение, благоприятствующее развитию внешних экономических связей. Сахалинская область из 10 областей Дальневосточного экономического региона занимает 4-е место по объему промышленного производства. В структуре экономики промышленность составляет 30%. В перспективе область будет одним из крупных транспортных узлов на линиях внешней торговли РФ с Японией, США, Северной и Южной Кореей, Китаем, Сингапуром, Индией и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Приграничное положение, незамерзающие морские порты, близость развитых стран АТР создают благоприятные условия для сотрудничества и вложения иностранного капитала.
Сахалинская область также обладает богатейшими и разнообразными природными ресурсами, в которых остро заинтересованы близлежащие страны АТР. И относится к регионам с высоким потенциалом экономического роста. Разработка богатых морских нефтегазовых месторождений уже сейчас выступает катализатором экономической активности на Сахалине. Объем инвестиций в проекты освоения нефтегазовых месторождений шельфа Сахалина уже сейчас превысил 1,2 млрд. долл., помимо этого область получает прямые доходы от разработки месторождений нефти и газа, которые реинвестируются в сахалинскую экономику, науку и социальную сферу. Увеличение вложений иностранного капитала в 1998 г. составило 269% к объему предыдущего года. Основными инвесторами в Сахалинской области являются совместные предприятия, на долю которых приходится 37% всего объема инвестиций. По данным на начало 1999 г., на территории области зарегистрировано 379 предприятий с совокупным объемом уставного фонда более 246,8 млн. долл. Прогнозная оценка иностранных инвестиций на 1998 г. составляла 86,0 млн. долл., фактические поступления превысили этот показатель на 63,2% и составили 136,1 млн. долл. С учетом поступлений иностранных инвестиций в проекты развития шельфа только за январь - июль 1999 г. объем иностранных инвестиций в область составил более 920 млн. долл., что превышает годовой объем предыдущего года в 45 раз.
По проекту Сахалин-2 за первое полугодие 1999 г. с российскими подрядчиками было заключено 364 контракта на сумму 16,1 млн. долл., из них с сахалинскими подрядчиками - на 8,5 млн. долл. (53% всех российских подрядов). Такая же картина и по проекту Сахалин-1, где из 11 контрактов, заключенных с российскими предприятиями в 1999 г. на сумму 5,2 млн. долл., на долю сахалинских предприятий приходится 5 контрактов на сумму 4,0 млн. долл., или 64,7% всех подрядов. Всего по проектам в качестве прямых подрядчиков привлечено 121 российское предприятие, из них 87 - сахалинских. Следует отметить, что августовский кризис 1998 г. не повлиял на развитие шельфовых проектов, в связи с их высокой правовой защищенностью. Проекты Сахалин-1 и Сахалин-2, действуют на основе СРП (соглашения о разделе продукции) и по масштабам привлечения иностранных инвестиций являются уникальными для России. На данный момент в проекты разработки шельфа вложено более 1,2 млрд. долл., и объем этих средств неуклонно возрастает. Недавно на шельфе началась промышленная добыча нефти. За 3 месяца уже добыто 117,0 тонн. В результате первичная переработка нефти увеличилась на 3,6%.
Проекты освоения месторождений шельфа о-ва Сахалин .
Добыча нефти и газа на Сахалине началась более 70 лет назад. Сегодня запасы большей части месторождений суши острова исчерпаны. Но в течение последних 20 лет к северо-востоку от острова было открыто несколько крупных залежей углеводородов, в том числе - в 1977 году месторождение Одопту, в 1979 году - Чайво, в 1984 году - Лунское, в 1986 году - Пильтун-Астохское, в 1989 году - Аркутун-Дагинское. Суммарные запасы Сахалинского шельфа, по предварительным подсчетам, оцениваются в 4 млрд. тонн нефти. Проекты по освоению Сахалинских месторождений действуют на основе Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», принятым Государственной Думой 14 июня 1995 года.
Проект Сахалин-1
Сахалин-1 является вторым проектом СРП, который был подписан в 1995 году, вступил в силу в 1996 году, а объем инвестиций в российскую экономику составил более 145 миллионов долларов CША при бюджете проекта около 360 млн. долларов США. В объемы инвестиций включены стоимость заключенных компаниями подрядных договоров с российскими подрядчиками и субподрядчиками за 1996-1999 годы (за 1999 г. по проекту Сахалин-1 первый квартал), а также бонусы по проектам (60 млн. долларов США), взносы в Фонд развития Сахалина по проекту Сахалин-2 (60 млн. долларов США), возмещение российских затрат на геологоразведочные работы по проекту Сахалин-2 (8 млн. долларов США), платежи за договорную акваторию и за право на геологическое изучение недр по проектам (0,7 млн. долларов США). Проектом предусмотрена разработка месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенных в 7-50 км от северо-восточного побережья о-ва Сахалин. Глубина моря 20-50 метров. Месторождения являются многопластовыми структурами с нефтегазоконденсатными, газовыми и газоконденсатными залежами на глубинах от 1200 до 2900 метров. Первая скважина, давшая нефть, была пробурена Сахалинморнефтегазом на Аркутун-Даги в 1989 году. Соглашение о совместной разведке и разработке шельфа было подписано СССР и Японией в 1975 году. Японская сторона организовала специально под проект государственную компанию Sakhalin Oil Development Co. (SODECO). Полученные под проект СССР первоначальные $180 млн. затем выросли до $300 млн. Между тем, имеющиеся на тот момент запасы (до открытия в 1989 году Аркутун-Даги), не считавшиеся соответствующими для организации рентабельной добычи, а также ряд скандалов, связанных с руководством SODECO, фактически заморозили реализацию проекта. В начале 1991 года к переговорному процессу подключился Exxon. В то же время сформировался консорциум по проекту Сахалин-2. Что же касается долей участников проекта Сахалин-1, то они распределились следующм образом: Состав международного консорциума по проекту Сахалин-1: Оператор проекта - Exxon Neftegas Limited (США) - 30% ОАО НК Роснефть - 17% ОАО Роснефть-Сахалинморнефтегаз - 23% SODECO (Япония) - 30% 30 июня 1995 года правительством РФ и администрацией Сахалинской области было подписано соглашение о разделе продукции с консорциумом, которое вступило в силу в июне 1996 года. С учетом первоначальных геологических запасов и возможной их переоценки в ходе доразведки месторождений были определены суммарные извлекаемые запасы для трех месторождений по нефти - в 290 млн. метрических тонн, конденсату - в 33 млн. тонн и газу - в 425 млрд. кубометров. Пиковый годовой уровень добычи предусмотрен на уровне 24.1 млн. т нефти и 19.7 млрд. куб. м. газа. За основу для дальнейшем проработки проекта был выбран вариант с наиболее высокой внутренней нормой рентабельности по проекту в целом в 21,7%. При этом внутренняя норма рентабельности для консорциума составляет 16%. Капитальные вложения оценены в $12,7 млрд. , эксплуатационные затраты - $16 млрд. Срок окупаемости проекта с начала работ - 12 лет. Общая продолжительность экономически целесообразной разработки месторождений составляет 33 года. Доход РФ в общем доходе по проекту составляет $53,4 млрд., доход консорциума - $48,9 млрд. В 1997 году по проекту были выполнены следующие работы: проведена сейсморазведка месторождений Аркутун-Даги и Чайво, пробурены на месторождении Аркутун-Даги разведочные скважины Даги-6, 7 и 8, выполнен анализ кернов пробуренных скважин. Бюджет проекта Сахалин-1 составил в 1997 году составил $186 млн. 20 октября 1997 года внеочередное собрание акционеров ОАО Роснефть-Сахалинморнефтегаз (50,6% акций принадлежит ОАО НК Роснефть) одобрило получение ОАО Роснефть-Сахалинморнефтегаз для финансирования своей доли участия в проекте Сахалин-1 кредитов на сумму $200 млн., выделение которых обеспечивает голландский АБН АМРО-Банк. В соответствии с решением собрания акционеров, Роснефть-Сахалинморнефтегаз могло выступать заемщиком в отношении кредитов либо самостоятельно, либо совместно с ЗАО Сахалинморнефтегаз-Шельф (дочерняя компания Роснефть-Сахалинморнефтегаз). В середине 1998 года в интервью агентству ИТАР-ТАСС президент SODECO Киосукэ Ариока заявил, что острые финансовые проблемы Японской государственной нефтяной корпорации не скажутся на ходе выполнения проекта Сахалин-1, который она частично финансировала через компанию-посредника. Примечание: Уставный капитал SODECO при образовании составлял 16 млрд. иен, половина акций принадлежит Saekyu Kogyo (Японская государственная нефтяная корпорация), которая в середине 1998 года оказалась перед угрозой банкротства. Потери Saekyu Kogyo превысили 1 трлн иен ($7 млрд ). В середине мая 1998 года НК Роснефть полностью погасила накопившуюся задолженность в бюджет проекта Сахалин-1 за апрель-май ($3,36 млн.). С начала июля 1998 года в рамках проекта Сахалин-1 началось применение плавучих буровых установок ОАО Роснефть-Сахалинморнефтегаз - ПБУ Эхаби и Оха. В середине сентября 1998 года замминистра топлива и энергетики РФ, председатель совета директоров НК Роснефть Сергей Чижов заявил, что Роснефть рассматривает возможность продажи стратегическому партнеру части собственной доли в проекте Сахалин-1. Альтернативным вариантом, по словам Чижова, является привлечение западных кредитов под правительственные гарантии. Было сообщено, что Роснефть ведет переговоры по этому вопросу с Deutsche Bank и Ex-Im Bank Японии. На сентябрь 1998 года НК Роснефть договорилась с иностранными партнерами по проекту Сахалин-1 о предоставлении отсрочки до 15 октября 1998 года по платежам в бюдет за июль и август. 1 октября 1998 года совет директоров НК Роснефть единогласно высказался за продажу 49% из доли компании (17%) в проекте Сахалин-1. Предполагалось, что потенциальный инвестор возьмет на себя обязательства финансирования оставшейся доли Роснефти в проекте. По условие продажи части своей доли российская компания также была намерена получить кредит для погашения задолженности в бюджет проекта за июль, август и сентябрь ($9 млн.). В октябре того же года стало известно о том, что Роснефть продолжает переговоры с иностранными партнерами по проекту Сахалин-1, пытаясь добиться рассрочки платежей в бюджет проекта на общую сумму $19 млн. . В конце октября того же года стало известно о том, что правительство Индии обратилось к российскому правительству с просьбой рассмотреть вопрос о продаже ONGC (национальная нефтяная компания Индии) части долей НК Роснефть в проектах Сахалин-1 и Сахалин-3. Российская сторона предоставила ONGC документы для изучения 4 месторождений на суше о-ва Сахалин. Кроме того, индийская компания подписала протокол о намерениях с ОАО Роснефть-Сахалинморнефтегаз, владеющего лицензиями на освоение вышеупомянутых месторождений - Восточный Оссой, Каурунани, Восточная Хангуза и Уйглекута. В конце октября 1998 года Exxon и SODECO выразили согласие на возможную пролонгацию для НК Роснефть рассрочки платежей в бюджет проекта Сахалин-1 до 1 июня 1999 года. Однако с одной оговоркой - в случае неблагоприятного финансового положения российской компании. В конце октября 1998 года Комитет по охране окружающей среды РФ подал в арбитражный суд Сахалинской области иск на Exxon Neftegas Limited за несанкционированный выброс отходов при оценочном бурении. Ущерб Комитет по охране окружающей среды оценил в 6 млн. рублей. Согласно данным подразделения Комитета на Сахалине (Спецморинспекции), при разработке Аркутун-Даги произошел сброс нефти и нефтепродуктов в количестве 131,13 килограмма, необезвреженных буровых растворов - 2.183 тонны и бурового шлама - 1355 тонн. Для продолжения работ на участке сахалинского шельфа Exxon должна будет предоставить ТЭО, под которое будет делаться отдельная экологическая экспертиза и выдаваться разрешение. В начале декабря 1998 года объявляется, что тендер на продажу части долевого участия НК Роснефть в проекте Сахалин-1 может быть объявлен в текущем месяце. Бюджет проекта на 1998 год составляет $198 млн. В декабре 1998 года появляются сообщения о том, что Министерство топлива и энергетики РФ хотело бы привлечь к реализации проекта Сахалин-1 еще одну российскую компанию, например, Газпром или ЛУКОЙЛ. Основная цель российской стороны, согласно заявлениям официальных представителей Минтопа, сохранение в проекте блокирующего пакета. Кроме того, по сведениям из Минтопа, интерес к приобретению части долевого участия НК Роснефть проявили около 15 российских и зарубежных компаний, в числе которых назывались ЮКОС, Газпром и ЛУКОЙЛ. В начале января 1999 года газета Известия сообщает о том, что Exxon получила разрешение администрации Хабаровского края на проведение необходимых исследований для изучения возможности строительства газопровода с острова Сахалин в Китай. В середине февраля 1999 года президент Роснефти Сергей Богданчиков заявляет, что прием заявок на участие в конкурсе по продаже части доли Роснефти в проекте Сахалин-1 будет завершен 15 марта. Во второй половине февраля 1999 года Exxon приступил к созданию совместного предприятия с японскими компаниями, которое займется подготовкой ТЭО проекта строительства газопровода с о-ва Сахалин в Японию. По данным журнала Оffshor (США), газопровод планируется сдать в эксплуатацию в 2005 году. Большую часть финансирования проекта готова взят на себя Японская государственная нефтяная корпорация. Exxon возьмет на себя выделение 30% средств, оставшуюся часть профинансируют Иточу и Марубени. Трубопровод планируется проложить от города Корсаков через территорию северного японского острова Хоккайдо до центральных районов крупнейшего острова Хонсю. Роснефть объявила о переносе подведения итогов тендера на продажу части собственной доли в проекте Сахалин-1 на конец мая 1999 года. В начале июня 1999 года Exxon и SODECO согласились на пролонгацию для НК Роснефть рассрочки по платежам в бюджета проекта Сахалин-1 до октября 1999 года. Со второй половины августа 1999 года участники проекта Сахалин-1 приостановили выполнение программы буровых работ и обратились в Госкомитет по охране окружающей среды РФ с просьбой о выдаче разрешенияна проведение буровых работ в 2000 году. Во второй половине сентября 1999 года консорциум продолжил переговоры с российскими ведомствами по этому вопросу. В середине октября 1999 года Верховный суд РФ признал незаконным распоряжение правительства РФ от 15 июля 1999 года об утверждении Временного порядка производства буровых работ по разведке морских нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений в пределах территориального моря и исключительной экономической зоны РФ в районах Дальнего Востока. Это решение означает, что консорциум по проекту Сахалин-1 не сможет приступить к работам на шельфе до тех пор, пока не будут выполнены все требования российского природоохранного законодательства. В октябре 1999 года НК Роснефть и Роснефть-Сахалинморнефтегаз погасили долги в бюджет проекта Сахалин-1 ($37,5 млн.).
Проект Сахалин-2
Проект предусматривает освоение нефтегазовых месторождений Лунское и Пильтун-Астохское. Месторождения расположены в Охотском море (13-16 км от берега). Суммарные запасы нефти и газа Пильтун-Астохского и Лунского месторождений составляют 140 млн. тонн и 408 млрд. кубометров. Прямые инвестиции в проект составят не менее $10 млрд. Впервые переговоры по проекту Сахалин-2 начались в 1988 году между Миннефтепромом СССР и компанией McDermott (США). В 1991 году победителем тендера на право разработки ТЭС проекта был признан консорциум, состоящий из компаний McDermott, Marathon (США) и японской Mitsui. В 1992 году в состав консорциума также вошли Royal Dutch/Shell и Mitsubishi. В марте 1993 года ТЭО проекта было утверждено российским правительством и стороны приступили к переговорам по условиям проекта. В июне 1994 года было подписано соглашение между Sakhalin Energy и российским правительством. К реализации проекта консорциум приступил спустя 2 года (из-за отсутствия соответствующей законодательной базы по СРП). В мае 1997 года из состава акционеров консорциума по проекту Сахалин-2 вышла McDermott, продав свою 20%-ю долю остальным участникам консорциума за $110 млн. Состав консорциума Sakhalin Energy Investment Ltd. (оператор проекта): Marathon Sakhalin Ltd. - 37,5% Shell Sakhalin Holding - 25% Mitsui Sakhalin Development - 25% Diаmond Gas (дочерняя компания Mitsubishi) - 12,5% В июле 1997 года президент Роснефти Юрий Беспалов сообщил, что компания планирует присоединиться к проекту Сахалин-2, причем, по его словам, принципиальное согласие участников уже получено. В октябре эту информацию подтвердил генеральный директор ОАО Роснефть-Сахалинморнефтегаз Сергей Богданчиков. В частности, он сообщил, что компания направила участникам проекта Сахалин-2 заявку с просьбой предоставить российским компаниям 20% участия в проекте. В конце января 1998 года Sakhalin Energy и Роснефть-Сахалинморнефтегаз подписали контракт, согласно которому российская компания обязалась провести работы по морскому оценочному бурению на континентальном шельфе Сахалина в летний период 1998 года. Стоимость контракта - $12,8 млн. В марте 1998 года Sakhalin Energy отказалась передать российским компаниям 20% участия в проекте. В качестве объяснения своей позиции представители консорциума сообщили, что, во-первых, Sakhalin Energy намерена дождаться окончательных итогов приватизации Роснефть и, во-вторых, Sakhalin Energy сомневается в том, что Сахалинморнефтегаз и Роснефть располагают суммой в $500.000.000, которую необходимо заплатить за выкуп 20%-ной доли участия в проекте Сахалин-2. Летом 1998 года Спецморинспекция Сахалинского района подала иск на компанию Sakhalin Energy за несанкционированные сбросы нефти и буровых растворов в море. В мае 1999 года завершен монтаж плавучего нефтегазодобывающего комплекса Витязь для добычи нефти в рамках проекта Сахалин-2. Витязь установлен в Охотском море на расстоянии 18,5 км от северо-восточного побережья о. Сахалин. В комплекс Витязь входит стационарная ледостойкая платформа Моликпак, наливное плавучее нефтехранилище (танкер) Оха и подводный трубопровод длиной в два километра. Общая стоимость сооружения - более $1 млрд. Главное звено комплекса - добывающая платформа Маликпак. Программная мощность Витязя - 10 млн. тонн нефти в год. Первая официальная нефть на шельфе Сахалина в рамках проекта Сахалин-2 была добыта в начале августа 1998 года (на Пильтун-Астохском месторождении). Реально же первая нефть с комплекса Витязь началась 5 июля. На первом этапе реализации проекта нефть будет экспортироваться только во время навигации (6 месяцев в году), бурение будет проводится в течение всего года. Сегодня в рамках проекта Сахалин-2 на Пильтун-Астохском месторождении добывается ежесуточно свыше 680 тонн нефти, однако консорциум предполагает до первой половины 2000 года увеличить суточную добычу в 8 раз, до конца 2000 года - в 17 раз. План полного освоения Пильтун-Астохского месторождения международный консорциум представит российской стороне в 2001 году.
Проект Сахалин-3
Проект предсматривает разработку Киринского (находится в 50 км от берега, глубина моря - 150 м), Аяшского и Восточно-Одоптинского блоков. Прогнозные запасы блоков
· Киринский - 6878 млн. тонн нефти и 873 млрд. кубометров газа
· Аяшский - 330 млн. тонн нефти
· Восточно-Одоптинский - 250 млн. тонн нефтяного эквивалента
Лицензия на освоение Аяшского и Восточно-Одоптинского блоков принадлежит компании Exxon, владельцами лицензии на разработку Киринского блока являются Mobil и Texaco, выигравшие тендер на разработку блока в 1993 году. В середине ноября 1997 года НК Роснефть, ОАО Роснефть-Сахалинморнефтегаз и Exxon (победитель тендера на освоение Восточно-Одоптинского и Аяшского блоков в 1993 году) провели первый раунд переговоров по вопросу участия российских компаний в реализации проекта Сахалин-3. В марте 1998 года стало известно о достижении принципиальной договоренности о вхождении российских компаний в проект Сахалин-3. Весной 1998 года компания Mobil сообщила, что рассчитывает начать разведочное бурение на Киринском блоке уже летом того же года. Согласно официальным данным, Mobil и Texaco на тот момент уже инвестировали в проект около $30 миллионов. В июле 1996 года в Москве состоялось подписание соглашения между НК Роснефть и ОАО Роснефть-Сахалинморнефтегаз с одной стороны и компаниями Mobil и Texaco с другой, о включении российских компаний в состав участников по освоению Киринского блока в рамках проекта Сахалин-3. Объем инвестиций в проект в зависимости от результатов разведочного бурения колеблется от $7 до 11 млрд на первой фазе реализации проекта, который в общем рассчитан на 30 лет. В середине сентября 1998 года председатель совета директоров НК Роснефть Сергей Чижов заявил, что в октябре или ноябре 1998 года НК Роснефть, ОАО Роснефть-Сахалинморнефтегаз и компания Exxon подпишут соглашение о совместном освоении Аяшского и Восточно-Одоптинского блоков. При этом, по словам Чижова, российские компании получат в этом проекте 33,3% долевого участия. Общий объем инвестиций в проект оценивается в $13 млрд. Протокол о принципах участия в проекте Сахалин-3 был подписан Exxon и росийскими компаниями в конце декабря 1998 года. В соответствии с этим документом, 66,7% участия в проекте принадлежат Exxon, остальные 33,3% на паритетных началах разделены между Роснефтью и Роснефть-Сахалинморнефтегазом. Exxon будет финансировать долю российских участников в геологоразведочных работах на условиях риска до момента, когда начнется коммерческое освоение месторождения на условиях соглашения о разделе продукции. В начале января 1999 года правительство РФ внесло в Госдуму проект закона о разработке Киринского перспективного блока проекта Сахалин-3 на условиях СРП. Распоряжение об этом было подписано премьер-министром РФ Евгением Примаковым 6 января 1999 года. В начале февраля 1999 года НК Роснефть, ОАО Роснефть-Сахалинморнефтегаз и Сахалинская нефтяная компания объявили о решении создать совместное предприятие для участия в проекте Сахалин-3. Ожидается, что новая компания получит в проекте 10% долевого участия. Примечание: Сахалинская нефтяная компания создана на основе соглашения, подписанного Центральной топливной компанией (примнадлежит Московской нефтяной компании) и администрацией Сахалинской области в апреле 1998 года. Кроме совместных проектов добычи нефти и газа, соглашение предусматривает сотрудничество в области производства электроэнергии и сбыта нефтепродуктов на острове. В качестве основного вклада в УК новой компании администрация намеревалась передать лицензии на нефтяные месторождения при одобрении местной Думы. Администрация имеет право самостоятельно распоряжаться недрами на шельфе Сахалина в пределах 12-мильной зоны. Как заявил тогда же губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов, администрация хотела бы вместе с ЦТК стать участником создающихся международных консорциумов по освоению сахалинского шельфа, причем к создающимся губернатор причислил проекты Сахалин-3, Сахалин-4, Сахалин-5 и Сахалин-6. В середине апреля 1999 года правительственная комиссия одобрила предложение о включении Восточно-Одоптинского и Аяшского блоков проекта Сахалин-3 в число участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашения о разделе продукции. В начале мая 1999 года президент РФ Борис Ельцин подписал закон о разработке Киринского блока проекта Сахалин-3 на условиях раздела продукции. Закон был принят Государственной Думой 14 апреля и одобрен Советом Федерации 22 апреля. В начале августа 1999 года российское правительство приняло решение об образовании комиссии по разработке условий пользования недрами и подготовке проекта соглашения о разделе продукции по Киринскому блоку проекта Сахалин-3. Возглавил комиссии заместитель министра топлива и энергетики РФ Валерий Гарипов.
Проект Сахалин-4
Во второй половине апреля 1998 года НК Роснефть, ОАО Роснефть-Сахалинморнефтегаз и американская компания ARCO подписали соглашение о создании альянса в целях разработки и добычи углеводородного сырья на месторождениях сахалинского шельфа в рамках проекта Сахалин-4. В соответствии с документом, российские компании получают по 25,5% долевого участия в проекте, ARCO - 49%. Для реализации проекта будет создана совместная проектная компания, которая будет являться оператором проекта. До подтверждения коммерческих запасов на Астрахановской структуре (лицензия принадлежит Роснефть-Сахалинморнефтегазу) все затраты по проекту несет американский партнер. К концу 1999 года НК Роснефть намеревалась подписать соглашение с ARCO о совместном проведении геологоразведочных работ на Астрахановской морской структуре. Ожидается, что в 2000 году в рамках проекта Сахалин-4 будет пробурена одна разведочная скважина и проведена интерпретация данных сейсморазведки. Общая стоимость разработки Астрахановской морской структуры составит $2,6 млрд., срок проведения геологоразведочных работ - не менее 6 лет, прогнозные извлекаемые запасы газа - 90 млрд. кубометров.
Проект Сахалин-5
В начале марта 1998 года ОАО Роснефть-Сахалинморнефтегази British Petroleum подписали протокол о намерениях по разработке месторождений сахалинского шельфа в рамках проекта Сахалин-5. При этом представители BP не исключили вероятности того, что в реализации проекта примет участие стратегический партнер британской компании - российская СИДАНКО. К маю 1998 года British Petroleum, НК Роснефть и Роснефть-Сахалинморнефтегаз сформировали стратегический альянс для участия в тендере по проекту Сахалин-5. Причем российские компании должны получить в общем 51% в альянсе. В конце июля 1998 года British Petroleum выиграла тендер на участие в проекте Сахалин-5 по разработке перспективного нефтеносного блока на северной части шельфа Сахалина в районе поселка Рыбновск (Восточно-Шмидтовский блок). Прогнозные извлекаемые запасы нефти составляют 600 млн. тонн нефти и 600 млрд. куб. метров газа. Предполагаемый год начала промышленной добычи сырья - 2010, максимальный годовой уровень добычи нефти - 35,5 млн. тонн, газа 34,2 млрд. куб. метров. Британская компания возьмет на себя все затраты на проведение геологоразведочных работ на участке Сахалин-5. Совместное финансирование проекта начнется после объявления о коммерческом открытии месторождения. В начале декабря 1999 года губернатор Сахалинской области И.Фархутдинов заявил, что BP Amoco, вне зависимости от того, как будет разрешена ситуация с НК СИДАНКО (где ВР является одним из основных акционеров), не выйдет из состава участников проекта Сахалин-5.
Список литературы:
Журнал “Нефтяное обозрение” за 99 .г
URL: http://www.epicenter.ru/Themes/SRP/srp-21.html
URL: http://www.nefte.ru/projekt/r3.htm
URL: http://www.epicenter.ru/Themes/SRP/sahalin.html