Салтыков-Щедрин: краткое содержание небольших сказок

СОДЕРЖАНИЕ: Краткое изложение содержания.

Баран-непомнящий

Баран-непомнящий - герой сказки. Стал видеть неясные, волновавшие его сны, заставлявшие подозревать, что мир не оканчивается стенами хлева. Овцы стали глумливо именовать его умником и филозофом и чуждаться его. Баран захирел и умер. Объясняя случившееся, овчар Никита предположил, что покойный вольного -барана во сне видел.

Богатырь

Богатырь - герой сказки, сын Бабы-Яги. Отправленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Богатыря и боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется. Но проходили века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились, чтобы выручил, то оказалось, что Богатырь давно мертв и сгнил. Его образ столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не напечатанной вплоть до 1917 г.

Дикий помещик

Дикий помещик - герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты Весть, по глупости жаловался, что очень уж много развелось... мужика, и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика. Тот пришел было в восторг (чистый воздух стал), по оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить. Однако он от своих принципов не отступал и в результате одичал, стал передвигаться па четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал). Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелело мужика изловить и водворить обратно. С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.

Карась-идеалист

Карась-идеалист - герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что сами в рот лезут и у них не душа, а пар. Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: Поди проспись! Во второй - заподозрен в сицилизме и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: Знаешь ли ты, что такое добродетель? - что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника. В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш - тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что все-таки с ним одним по душе поговорить можно, и временами даже слег-ка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход диспута Карася со Щукой не подтверждает его правоты.

Здравомысленный заяц

Здравомысленный заяц - герой одноименной сказки, так здраво рассуждал, что и ослу впору. Считал, что всякому зверю свое житье предоставлено и что, хотя зайцев все едят, он не привередлив и всячески жить согласен. В пылу этого философствования был пойман Лисой, которая, наскучив его речами, съела его.

Кисель

Кисель - герой одноименной сказки, был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели. Господа до того им пресытились, что и свиньям есть предоставляли, так что, в конце концов, от киселя остались только засохшие поскребушки, В гротескном виде здесь отобразились и крестьянская покорность, и послереформенное оскудение деревни, ограбленной уже не только господамн-помещмками, но и новыми буржуазными хищниками, которые, по убеждению сатирика, как свиньи, сытости... не знают.

Скачать архив с текстом документа