Самостоятельная работа на уроках математики в начальных
СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …. …3 ГЛАВА I . Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах 7СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………………3 ГЛАВА I . Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах………………………………………………………………………………7 1. Самостоятельная работа как метод обучения. Его значение в развитии и воспитании младших школьников…………………………………………….8 2. Виды самостоятельных работ:…………………………………...……….10 - фронтальные самостоятельные работы; - индивидуальная самостоятельная работа; - групповые самостоятельные работы; - домашние самостоятельные работы; 1.3 Методика организации самостоятельной работы……………..……….14 - дифференцированный подход к самостоятельной работе. - при помощи карточек; ГЛАВА II ………………………….……………………………22 1. Констатирующий эксперимент…………………….……………….…….23 2. Формирующий эксперимент………………….…………………………..27 3. Контрольный эксперимент………….…………………………………….32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………34 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..36 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………....38 ВВЕДЕНИЕ Об основание выбора темы. Именно самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Но почему же так много людей несамостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужные решения. Этот вопрос снова и снова встает перед обществом, не смолкает давний спор, который ведут педагоги разных стран. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Многолетний опыт школы - лучшее тому доказательство. Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в тоже время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнения и переживания. Замечено, что особенно много затруднений возникает у ребят на начальном этапе выработки тех или иных умений и навыков, поэтому начинать эту работу надо в начальных классах. Если это упустить, то делать эту работу в средних и старших классах будет уже поздно. В своей работе я хочу осветить вопросы о правильности организации самостоятельной работы, так как я считаю, что самостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В начальных классах все зависит от учителя: как он будет учить детей выполнению самостоятельной работы. Актуальность темы. В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Дело это не простое и начинать его необходимо с первых дней обучения в школе. Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником. Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках математики необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение. Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как ясное представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок. Все шире и шире входит самостоятельная работа в практику школы, различные ее виды. Учителя стремятся вооружить учащихся соответствующими умениями, используя для этого и классные занятия, и дополнительные занятия, и домашние занятия. Объект исследования . Организация учебно-воспитательного процесса по математике в начальной школе. Предмет исследования . Организация самостоятельной работы. Методика выполнения самостоятельной работы в 4-ем классе. Цель исследования. Доказать, что при правильной методике организации проведения самостоятельных работ активируется умственная деятельность детей. Гипотеза Если детям прививать навыки выполнения самостоятельной работы и использовать на уроках различные ее виды, то у детей вырабатывается самостоятельность и развивается мышление, они стремятся выполнять более трудные задания. Задачи исследования. 1. Изучить литературу по проблеме исследования 2. Определить уровень сформированности навыков самостоятельной работы в исследуемом предмете. 3. Определить систему упражнений работы по формированию навыков самостоятельной работы в 4 классе. Методы исследования. Изучение литературы по теме курсовой работы, беседы, моделирование уроков, и занятий, контрольные задания, интервьюирование, изучение документации. Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1 Самостоятельная работа - активный метод обучения. Пример можно привести на обсуждении урока. Одни учителя говорили, что на уроке была самостоятельная работа, другие утверждали, что её не было, так как не было над чем думать. Так что же такое самостоятельная работа? Для одних — это форма и метод организации учения, для других — специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих-деятельность учащихся, которая протекает без непосредственного участия учителя. Однако основные признаки самостоятельной работы на уроках математики - это наличие задания учителя, самостоятельность учащихся, руководство учителя, выполнение задания без непосредственного участия педагога, активность и усилие учащихся, специальное время для выполнения задания. Итак, с/р. на уроках математики — это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Нередко специфическим признаком с/р. считают активность детей, отсутствие помощи учителя. Такая точка зрения является неверной и непродуктивной. Придерживаясь её, учитель исключает возможность сотрудничества и в тех ситуациях, где в нем есть потребность. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении задач, но он организует деятельность. С/р. всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход. Как метод обучения с/р. чаще применяется на уроках и дома с целью закрепления знаний и формирования умений. Однако опыт учителей и эксперименты убедительно доказывают её эффективность и при достижении других целей. Материал, доступный для самостоятельного изучения дети могут усвоить на уроке. С/р. используются с целью повторения, систематизации, проверки знаний. Существенную роль в организации самостоятельной деятельности играют технические средства и оборудование. На уроках математики могут использоваться такие технические средства, как учебные пособия (счетный материал, геометрические фигуры и т. д.), сборники задач и упражнений, учебник. Большую роль в с/р. на уроках математики играет учебник. Многолетний опыт учителей и специальные исследования показали, что учебник как средство организации с/р. на уроках математики. Обладает большими формирующими возможностями. Учитель при организации с/р. на уроке наряду с д./З. может использовать и учебник, с которого могут быть выбраны задания для с/р. Педагогическая ценность с/р. зависит и от того, каким образом организована деятельность учащихся. Форма организации — это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой. В процессе обучения математическая задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Учащиеся при выполнении с/р. не всегда могут получить своевременную помощь от учителя, поэтому необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место с/р., формы и методы её организации. Только в этом случае с/р. будет выполняться учащимся сознательно. При этом необходимо продумывать уровень сложности и объем работы, трудности, возможные ошибки, которые могут возникать у детей в ходе её выполнения. В с/р. детей большое место занимает репродуктивная деятельность. Обязательным условием является индивидуализация самостоятельных заданий, то есть их посильность, учет меры сложности для каждого ребенка или группы детей, имеющих почти одинаковый уровень развития. Меру сложности мы определяем, учитывая вид предстоящей работы, характер заданий, сформированность умений, необходимых для выполнения. Успешность выполнения задания зависит от развития воли ребенка, навыков саморегуляции действий. Поэтому учителю необходимо совершенствовать качества детей. Для этого важно уметь вовремя прийти на помощь, поддержать желание выполнить работу до конца, снять напряжение и усталость, так как произвольное внимание детей этого возраста не устойчиво. Минутный отдых, переключение внимания вызывают эмоциональный подъем, активизируют мышление, позволяя вновь сосредоточиться на выполнении задания. При управлении учением детей учитывают также их подготовленность к самостоятельной деятельности, уровень усвоения ими необходимых для выполнения конкретного задания знаний и умений, а также его актуальность, значимость для детей, их интерес к самому процессу учения. От этого зависит мера и характер помощи учителя. 1) Сформировать у детей необходимые навыки учебной деятельности позволяет умелое сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной с/р. учителем должны быть подготовлены специальные дидактические пособия. Они должны содержат задания разной трудности. 1.2 Для самостоятельной деятельности на уроках математики характерными являются действия самоконтроля - одна из важнейших форм саморегуляции ученика. Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если сам ребенок не контролирует свои действия. С действиями самоконтроля в с/р. тесно связаны оценочные действия, играющие важную роль в процессах саморегуляции. Опыт Ш. А. Амонашвили показывает, что их необходимо формировать уже в младшем школьном возрасте. С/р., включая и уроки математики, используется с целью повторения, систематизации и проверки знаний. В связи с этим можно выделить следующие виды с/р. на уроках математики: 1) предварительные работы, подготавливающие к изучению новых знаний; 2. работы, организуемые с целью изучения нового материала; 3. работы, нацеленные на повторение, закрепление знаний; 4) работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений; 5) обобщающие с/р.; 6) проверочные с/р. Особенность фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоит в следующем: 1. все учащиеся выполняют общие задания; 2. используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся. Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждение учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты могут успешно обсуждаться всеми учащимися, подвергаться взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и активность учащихся. При правильной педагогической инструментовке фронтальные с/р. на уроках математики имеют большое воспитательное значение. Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна, когда учащиеся приступают к изучению темы, тогда важно создать определенный настрой, вызывать интерес к новой теме. Также важна и полезна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способами выполнения задания по образцу. Фронтальная работа по сравнению с индивидуальной и групповой позволяет учителю легче решать некоторые организационные вопросы, так как фронтальную работу можно провести в классе не имея карточек и других раздаточных материалов. Два, три задания могут быть указаны на доске, в задачнике или учебнике. Что вызывает неудовлетворенность учителя в организации фронтальной работы? Прежде всего, усредненность её содержания. Предлагая задания, учитель ориентируется на «среднего ученика». Трудно определить единое время, поскольку каждый работает своим темпом. Для нерадивых учеников появляется шанс списать результаты у соседа. Особенность фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоит в следующем: 3. все учащиеся выполняют общие задания; 4. используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся. Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждение учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты могут успешно обсуждаться всеми учащимися, подвергаться взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и активность учащихся. При правильной педагогической инструментовке фронтальные с/р. на уроках математики имеют большое воспитательное значение. Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна, когда учащиеся приступают к изучению темы, тогда важно создать определенный настрой, вызывать интерес к новой теме. Также важна и полезна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способами выполнения задания по образцу. Фронтальная работа по сравнению с индивидуальной и групповой позволяет учителю легче решать некоторые организационные вопросы, так как фронтальную работу можно провести в классе не имея карточек и других раздаточных материалов. Два, три задания могут быть указаны на доске, в задачнике или учебнике. Что вызывает неудовлетворенность учителя в организации фронтальной работы? Прежде всего, усредненность её содержания. Предлагая задания, учитель ориентируется на «среднего ученика». Трудно определить единое время, поскольку каждый работает своим темпом. Для нерадивых учеников появляется шанс списать результаты у соседа. Традиционно с/р. рассматривается как индивидуальная познавательная деятельность ученика. Работая самостоятельно, ученик продвигается своим темпом, не связан с классом. Он должен проявить при этом максимум усилий, ответственности, рассчитывая на собственные силы. Индивидуальная работа требует настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении трудностей. Под индивидуальной с/р. следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Задания могут быть сформулированы и предложены учителем как обязательные. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик может выбрать добровольно. Этот подход - примечательная черта демократизации обучения. Организация индивидуальной с/р в условиях классно-урочной системы вызывает серьезные затруднения у педагогов. Нелегко выявить индивидуальные особенности каждого. Много времени отнимает предварительная разработка заданий. Если работа в классе выполняется одновременно, учителю приходится готовить большое количество раздаточного материала. В последние годы заметное распространение в школах получила групповая форма организации с/р. Чем же она привлекает педагогов? Прежде всего, благоприятными условиями для сотрудничества самих учащихся, для коллективного взаимодействия. Работа в группе - это возможность общения, дефицит которого постоянно наблюдается и в школе, и в семье. Наиболее простая и доступная на уроке форма сотрудничества учащихся - работа в парах постоянного состава. В процессе групповой работы каждый ученик имеет возможность проявить самостоятельность, выполняя конкретные действия, и в то же время испытывают влияние более высокого уровня самостоятельности своего одноклассника. Домашняя с/р. по математике содействует вооружению учащихся умением самостоятельно овладевать знаниями, дает возможность учителю и родителям быть в курсе успехов школьника. Домашние задания могут иметь разные цели: закрепление знаний и практических умений (решение примеров, задач), систематизация и обобщение приобретенных знаний и умений (составление примеров на изученный прием вычисления, составление задач и т. п.), подготовка учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Домашние задания могут быть индивидуальные и групповые, когда группа учащихся выполняет какое-то задание. Объем домашнего задания не должен быть слишком большим. Результативность с/р. на уроке математики зависит от умелой постановки цели. В них проектируются близкие и отдаленные результаты учения, которые достигаются в процессе выдвижения и решения конкретных познавательных задач. Поэтому целепостановка - важнейшая черта начального этапа управления самостоятельной деятельности. Намечая цели каждой конкретной работы, важно учитывать общие цели обучения, которые проектирует школа и те ближайшие результаты, которые могут быть достигнуты. Даже самая небольшая и несложная с/р., планируемая на урок, должна подчиняться общим целям и преодолевать конкретную цель. 1.3. При анализе общей структуры темы, учитель заранее определяет для себя: какие вопросы учащиеся могут усвоить самостоятельно, какие задания будут предложены с целью формирования обще-учебных умений, задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных особенностей учащихся, формы организации коллективной самостоятельной деятельности на уроках математики (работа в парах). В тематическом плане могут быть обозначены только основные виды и формы организации с/р., которые будут выполняться на уроках и дома. В тематическом плане важно отметить логическую последовательность работ, их разнообразие и усложнение. Второй этап планирования с/р. на уроках математики связан с подготовкой учителя к конкретным урокам. Важно продумать организацию, методическую инструментовку в зависимости от педагогической ситуации и особенности класса. Поэтому в поурочном плане учителя могут указать: место с/р. в структуре урока; задания (их направленность и содержание); время, выделяемое для выполнения заданий; приемы, стимулирующие самостоятельную деятельность в процессе изложения материала. Анализ передового опыта показывает, что с/р. на уроках математики в структуре современного урока является весьма подвижным его элементом. В начале урока оправданы непродолжительные работы, рассчитанные на 5-10 мин, чтобы включить весь класс в активную деятельность, мобилизовать внимание, память, мышление учащихся, создать рабочий настрой. Предлагая задания, аналогичные тем, которые учащиеся выполняли дома, учитель имеет возможность убедиться, кто из ребят справляется с заданием самостоятельно, кто допускает ошибки, затрудняется. Наряду с этим выясняется готовность класса к усвоению нового материала, к выполнению более сложных заданий. Такого рода самостоятельные работы носят и проверочный, и пропедевтический характер, так как направлены на выявление и актуализацию опорных знаний и умений, что служит подготовкой к усвоению нового материала. Значительно сложнее включать в структуру урока математики с/р. с целью изучения новых знаний. Учителю, особенно молодому, нелегко бывает оценить, какой именно учебный материал учащиеся могут успешно усвоить по учебнику. Исследования показали, что если материал является совершенно новым, с высоким уровнем обобщенности и не имеет широких связей с ранее изученным материалом, его целесообразно объяснять самому учителю. Определить место с/р. на уроке означает также рассчитать время, необходимое для её выполнения. Несоответствие объема работы, выделяемому времени один из недостатков её организации. Завышение объема работы вызывает у ребят состояние тревожности, поспешность в действиях, неудовлетворенность качеством выполнения заданий. С другой стороны наблюдается и недооценка возможностей отдельных учащихся, в результате чего постоянно создаются ситуации, при которых часть класса справляется с заданиями раньше других. Нередко учителя пытаются найти выход из положения, предлагая учащимся из максимального объема работы сделать столько, сколько, кто успеет. Каждый ученик, конечно, будет стараться одолеть весь объем работы. Некоторые с этим справляются легко и без ущерба для дела, другие - спешат, проявляя небрежность, или допускают ошибки, работают, не вдумываясь глубоко в содержание заданий. Наиболее эффективно эта проблема решена при дифференцировании заданий, определяющих нагрузку, которые соответствуют индивидуально-типическим особенностям учащихся. Дифференцированный подход к учащимся при планировании содержания и объема с/р. на уроках математики — один из возможных путей устранения перегрузки. Основная цель обучения - научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроках при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий. Как было уже указано выше, дифференцированные задания могут использоваться на уроках математики для с/р. Упражнения должны отличаться простотой, краткостью математического языка. Начинать работу следует с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложному. Учет индивидуальных особенностей учащихся в обучении, являясь общим дидактическим принципом, распространяется на работу по подготовке учащихся к самообразованию. Одним из эффективных путей учета в обучении индивидуальных различий является дифференцированный подход. Он важен и в плане развития познавательной самостоятельности и формирования у учащихся стремления к самообразованию. Дифференцированный подход предлагает мысленную разбивку учащихся на группы с учетом максимальных познавательных возможностей каждого. Наиболее часто используется отнесение учащихся к тем или иным группам, с учетом их образовательной подготовленности (сильные, средние, слабые). Но это не исключает группировку учащихся и по другим признакам. Дифференцированный подход к обучению означает, что учащимся дают задания различного уровня трудности. Причем самый низкий по трудности уровень соответствует требованиям учебной программы. Систематическое использование таких заданий в обучении имеет умственное развитие школьников. Следует сказать о том, что дифференцированный подход сочетается с индивидуальным. Учитель по мере необходимости дает отдельные задания учащемуся, входящему в определенную группу, которая получила соответствующее задание. Наиболее успешно познавательная самостоятельность развивается в том случае, если ученик, выполняя сначала легкие задания, а затем более сложные, сам наталкивается на посильные для него вопросы, осознает их и решает самостоятельно. От того, как оценивает школьник свои познавательные возможности, во многом зависит его работа. Дифференцированные задания должны быть подготовлены к уроку заранее: записаны на доске, таблицах, карточках. Их следует разделить на два вида: 1. Обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило для обработки вычислительного навыка; их должно быть ограниченное количество и они должны быть посильны каждому ученику. 2. Дополнительные задания. Они рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательным заданием и у них есть время для дополнительных заданий. Это могут быть задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определенных выводов. Организовать с/р. учащимся помогает дидактический материал в виде карточек. Карточки позволяют обеспечивать индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Подготовить такие карточки помогает пособие М. И. Моро и Н. Ф. Вапняр «Карточки с математическими заданиями и играми». Особенно сложно организовать с/р. учащихся при решении задач и обеспечить им, если в том есть необходимость, своевременную помощь. С/р. по решению задач возможна, в том случае, если у детей сформированы общие умения решать задачи. Прежде всего, необходимы карточки с учетом индивидуальных особенностей и уровня имеющихся знаний учащихся. Так, например, для сильных учащихся можно предложить задание - решить задачу, составить и решить обратную задачу, для других учащихся такое задание непосильно и им необходима помощь. С этой целью полезно предложить одним карточку с краткой записью или иллюстрацией задачи, а другим — карточку с планом решения задачи или с готовым решением, но с заданием объяснить каждое действие задачи. При составлении карточки необходимо учитывать подготовленность и индивидуальные особенности каждого ученика. В некоторых случаях необходимо увеличить объем работы, в других предложить задание творческого характера. На уроках математики можно использовать карточки для с/р. для детей с сильной успеваемостью и детей «слабых». Работа парами положительно влияет на активизацию мыслительной деятельности, на совершенствование умения последовательно излагать свои мысли. Дети чувствуют себя свободнее, так как поиск решения не контролируется учителем. Учащиеся в процессе общения обсуждают полученные результаты, подводят итоги, оказывают помощь друг-другу в поиске ошибок. Все это превращает учение не только в усвоение готовых знаний, но и в процесс познания. При организации с/р. необходимо продумать, как будет вестись контроль за работой учащихся, и оказываться нужная помощь. С этой целью полезно заготовить карточки с образцами решения заданий, предлагаемых ученику. После выполнения задания ученик может самостоятельно его проверить по образцу. Если ответ не совпадает с ответом образца, ученик не может самостоятельно найти ошибку и правильное решение, то на помощь приходит учитель. Для удобства учителю необходимо познакомить учащихся с установкой: 1. старайся решить сам задание; 2. приступай к решению сразу же, как только догадался, как его нужно решить; 3. сообщи учителю о том, что можешь решить задание сам; 4. решив основные задания, не дожидайся решения учителя, при ступай к выполнению дополнительных заданий. Можно использовать флажки. Те дети, которые знают, как решать задания, сразу ставят флажки, и учитель видит, кто затрудняется в выполнении заданий. Уровень заданий, предлагаемых на карточках, во многом зависит от профессиональной подготовки учителя, его знаний, индивидуальных способностей каждого ученика. Парадоксальный факт: стать самостоятельным и быть таковым подростковому человеку не так-то просто. С/р. предназначены для получения информации о результатах усвоения учащихся начальных классов программного материала. Важной стороной развивающего обучения является выяснение уровня развития учащегося. Диагностика уровня развития позволяет учителю не только оценить запас знаний, но и выявить имеющиеся в знаниях дефекты, причины их появления, а значит вовремя скорректировать учебный процесс, направить его на развитие и формирование личности ученика. В число заданий с/р. можно включить: задачи, которые направлены на выявление обобщенности мышления, умения учащихся обобщать различные явления и факты, устанавливать связь между ними. Следующий вид заданий направлен на выявление глубины критичности мышления, отличительные признаки которого — проникновение в суть явления, условия задачи, сопоставление исследуемых условий, изменение содержания выдвигаемых предположений, отбрасывание несущественного для решения. С этой целью учащимся можно предлагать задачи с «лишними» данными или условиями, имеющими лишь внешнюю связь с вопросом задачи. Другой тип заданий, которые можно использовать на с/р., направлен на выявление гибкости мышления, которая характеризуется отсутствием прикованности к известному способу решения. Для развивающего обучения большое значение имеет проблема развития творческого мышления ребенка, поэтому в с/р. можно включить следующие виды заданий: 1) придумать задачу с данными числами; 2. придумать как можно больше задач с данными числами; 3. придумать несколько различных задач, имеющих данное решение; 4) придумать аналогичную задачу, не имеющую данного решения; 5. придумать, возможно, большее число вопросов к данному условию задачи; 6. придумать, возможно, большее число условий к данному вопросу задачи. Первые шаги при организации занятий на самостоятельно-коллективной основе связаны с подготовительным этапом в обучении. Эта работа складывается из двух моментов. Первый из них относится исключительно к учителю, на плечи которого ложатся хлопоты по подготовке карточек с заданиями, своего рода раздаточный дидактический материал. Второй шаг в с/р. состоит в работе с карточками в парах. Каждый ученик получает карточку соседу по парте, знакомит его со своими заданиями, спрашивает, как его стал бы выполнять товарищ. При неверном ходе мысли он поправляет и объясняет, как нужно верно выполнять задание. Третий шаг заключается в том, что учитель предлагает всем поменяться имеющимися у них карточками и проделать по ним ту же работу, которая известна детям по предварительным объяснениям учителя и тренировочным упражнениям в постоянных парах. После того как ребята научатся работать в постоянных парах, наступает переход к обучению — общению в парах сменного состава или динамических парах. Это четвертый шаг работы. Первый вид сменной пары - четверка -происходит объединение четырех учеников, сидящих за двумя партами. Они поворачиваются лицом друг к другу. Обмен карточками происходит следующим образом: 0x01 graphic Такое построение работы очень просто и для учителя и для учащихся. Второй вид образования сменных составов - диалогическое сочетание в игровой форме. Ребята сидят парами друг за другом в три ряда сначала задание на карточках выполняют учащиеся в парах постоянного состава, а затем наступает смена пар между учениками первого варианта каждого ряда. Учитель знает, как преображается класс, когда учащимся сообщают о с/р.: исчезает безмятежная созерцательность мечтателя, неудержимая энергия непосед переключается на реальное дело. Всё приходит в движение: руки, учебники, ручки. Одним из специальных мотивов, который возникает под влиянием с/р., является желание проявить самостоятельность, выполнить задание без посторонней помощи. Рассмотрев в теоретической части самостоятельную работу как метод обучения, определили его значимость в развитии и воспитании младших школьников. Мы отметили, что по данному вопросу работали Ш.А. Амоношвили, Б.Т. Лихачев, И.Р. Петрова, учителя практики - Н.В. Ветрова, Д.С. Яковлева, Ж.М. Дёмина. При формировании навыков самостоятельной работы учитель использует различные виды самостоятельных работ: фронтальную, индивидуальную, групповые и другие виды. Но только при правильной организации возможно активизация умственной деятельности детей. Исходя из выше указанного мы определяем задачи. ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Изучив теоретическую часть, я приступила к практической деятельности, то есть решила установить каков уровень сформированности навыков самостоятельной работы у учащихся 3 «Б» класса. Практику я проходила в средней школе №12 в 3 «Б» классе у учительницы начальных классов Глущенко Натальи Николаевны, которая имеет 2 категорию 2 разряда. Прежде чем начать свою работу я побеседовала с учителем и задала ей следующие вопросы: - Какое место на уроке занимает самостоятельная работа? - Сколько времени на уроке отводиться самостоятельной работе? - Какие по форме даются задания для самостоятельной работы? - Какие виды самостоятельной работы используются? - Используется ли дифференцированный подход при выборе заданий для самостоятельной работы? На эти вопросы я получила следующие ответы. Самостоятельная работа может проводиться на любом этапе урока. Все зависит от цели, с которой она проводиться. Если с целью проверить, как дети справляются с домашним заданием, то она дается в начале урока, при этом берутся задания аналогичные тем, которые были даны на дом. По времени она занимает 5-10 минут. Такие самостоятельные работы учительница проводит редко. Если самостоятельная работа проводится с целью посмотреть, как дети усвоили новый материал, то она дается на этапе закрепления. По времени она занимает 5-10 минут. Такие самостоятельные работы даются детям в том случае, если новый материал был не очень сложным. Такие самостоятельные работы даются детям на этапе работы над пройденном материалом. По своей продолжительности они занимают 15-20 минут. Самостоятельные работы учительница дает детям и на весь урок. Задания для самостоятельной работы по форме даются детям разные. Это тоже зависит от того, какие знания учащихся надо проверить. Если работали над темой решение задач, то нужно проверить, как дети научились решать задачи, соответственно в самостоятельную работу дается задание решить задачу. Если работали темой нахождения периметра или площади, то в самостоятельную работу включаются задания на их нахождение. На уроках Наталья Николаевна использует и различные виды самостоятельной работы. Это и работа в парах, и фронтальная работа, и работа по группам, и индивидуальная работа. При выборе заданий для самостоятельной работы так же используется и дифференцированный подход. Задания даются детям разные по степени сложности и по объему. Для самостоятельной работы учительница часто берет задания из дидактического материала, который есть обязательно у всех детей на каждом уроке математики; задания из учебника, а для индивидуальной самостоятельной работы использует карточки. На каждой из карточек есть определенный значок: кружочек синего цвета означает, что карточка составлена для слабого ученика, красный кружочек - карточка для сильного ученика, карточка со звездочкой - задания повышенной трудности. Для составления карточек Наталья Николаевна использует следующие методические пособия: 1. Тесты по математике для начальной школы М.А. Александров, О.И. Волынина. 2. Сборник задач и примеров по математике для начальной школы. 3. Задачи развивающего характера по математике Т.А. Лавриенко. Также в начале практики я вела исследования, чтобы выяснить какой класс по уровню успеваемости и развития. Для этого я присутствовала на всех уроках в этом классе, просмотрела тетради учеников, оценки в журнале, особое внимание я, конечно, уделила оценкам по математике, так как моя дипломная работа именно по этому предмету. Из своих исследований я выяснила, что класс по уровню развития и успеваемости сильный. Много детей, которые успешно усваивают знания без предварительной подготовки. Но наряду с сильными и средними учениками есть такие дети, которые слабо усваивают знания, поэтому к ним нужен дифференцированный подход. Дальше мне предстояло выяснить, какие трудности учащиеся испытывают, выполняя задания самостоятельной работы, какие умения и навыки сформированы лучше. Для этого я познакомилась с итогами прошедшей фронтальной самостоятельной работы и вот, что я выяснила. При выполнении самостоятельной работы детьми были допущены следующие ошибки: - сравнение чисел 740 730, 500 555; - вычислительные ошибки в примерах на сложение и вычитание 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic 703 348 640 0x08 graphic 0x08 graphic 0x08 graphic296 160 180 417 408 810 - вычислительные ошибки при решение примеров на вне табличные случаи умножения и деления 38: 2 *4=40 91:13*4=36 60:15*9=54 75:3*2=46 Такие же ошибки были допущены и при решение карточек, то есть при индивидуальной самостоятельной работе. Поэтому я решила в самостоятельные работы включать аналогичные задания. Из констатирующего эксперимента я сделала вывод, что учительница в своей работе использует разные виды самостоятельной работы и для их выполнения подобрано много материала. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Исходя из анализа констатирующего эксперимента, я наметила следующий план работы: 1. использовать на уроках математики все виды самостоятельной работы; 2. составить карточки для индивидуальной работы с детьми; 3. провести по окончании формирующего эксперимента самостоятельную работу в 2-х классах. Своей целью я поставила продолжать формировать положительный мотивационный блок, а для этого использовать для самостоятельной работы задания с учетом индивидуальных способностей детей и давать детям для выполнения задания из знакомого материала. Наметив данный план работы, я приступила к его осуществлению. С первых же дней при подготовке к каждому уроку математики я заранее планировала, какой вид самостоятельной работы надо использовать. Ведь, как известно, что результаты самостоятельной работы, завися от учителя, от его подготовки. Я всегда продумывала, какие задания дать основными, какие дополнительными, продумывала место самостоятельной работы в структуре урока, старалась рассчитать время, которое понадобиться детям для выполнения заданий, чтобы они не спешили, продумывали каждое задание, каждое решение. С первых дней своей работы я стала использовать на уроках математики карточки, на которых сделала тоже соответствующие обозначения : синий кружочек - карточка для слабого ученика, красный кружочек - карточка для сильного ученика, карточка со звездочкой - задания повышенной трудности (см. приложение №1). На каждом уроке, в самом его начале, несколько учеников получали карточки с заданиями в зависимости от их способностей, и пока в остальные дети принимали участие в устном счете, эти ученики выполняли задание по карточкам. Этот вид самостоятельной работы был удобен тем, что у детей не было сотрудничества, то есть можно было по достоинству определить успеваемость каждого ученика. Задания по карточкам я обязательно проверяла сразу же после урока, и дети узнавали свои оценки. Весь класс был поделен учителем на 2 группы, и поэтому я использовала групповые самостоятельные работы. Если я запланировала на уроке такой вид самостоятельной работы, то перед уроком я клала на парту сильным ученикам красные кружки, а слабым ученикам синие кружки. И в ходе урока для самостоятельной работы детям, у которых лежали на партах красные кружки, я давала одно задание, а детям, у которых лежали на партах синие кружки другое задание. Так, например, на одном из уроков для групповой самостоятельной работы детям была предложена следующая задача. В одну столовую привезли 45 банок огурцов по 5 кг в каждой, а в другую 55 банок по 3 кг в каждой. Сильным детям было предложено поставить вопрос к задаче так, чтобы она решалась выражением 5-45-3-55=60, и объяснить каждое действие. Слабым детям было предложено сделать такое же задание. Для этого им было дано следующее выражение 5*45+3*55=390 . В ходе практики мне встречалось много заданий, которые я использовала для групповой самостоятельной работы (см. приложение №2). При самостоятельной работе я использовала и работу детей в парах. При этом дети чувствовали себя раскованнее, свободней, в процессе общения обсуждали друг с другом полученные результаты, оказывали помощь друг другу при нахождении ошибок. При таком виде работы дети получали одно задание на двоих и начинали решать его самостоятельно. Если же у слабого ученика что-то не получалось, то он обращался за помощью к сильному ученику, так как дети были рассажены так, что за партой обязательно сидел сильный ребенок со слабым. Сильный ученик в свою очередь помогал слабому, отвечая на заданные вопросы словами да, нет. Иногда использовала в своей работе и фронтальные самостоятельные работы, то есть задания для всех давались одинаковые. Этот вид самостоятельной работы был удобен тем, что я просто брала задания из учебника, указывала при этом его номер, или записывала их на доске. Сильная группа детей быстро справлялась с заданиями и поэтому для них я всегда имела дополнительный материал (это были задания повышенной трудности), то есть использовался дифференцированный подход. Отрицательная сторона этого вида самостоятельной работы состоял в том, что у нерадивых учеников появлялся шанс списать задания у соседа, поэтому фронтальные самостоятельные работы проводила не очень часто. В процессе практики я использовала и домашние самостоятельные работы, так как именно они содействуют вооружению учащихся умением самостоятельно, овладевать знаниями, дают возможность учителю и родителям быть в курсе успехов школьника. Домашние самостоятельные работы я давала детям с разными целями: закрепление знаний и практических умений (решение задач и примеров), систематизация и обобщение приобретенных знаний и умений (составление примеров на изучение приемов вычисления, составление задач и т.д.), подготовка учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Домашние задания я давала как групповые, так и индивидуальные (см.приложение №3). Объем домашних заданий я давала не большой, иногда на следующем уроке я давала самостоятельную работу с заданиями похожими на домашние. При помощи нее выясняла, какие затруднения у учащихся возникли в ходе выполнения домашней работы, кто из учащихся справился сам, а кому была необходима посторонняя помощь. При выполнении самостоятельной работы я использовала и игровые приемы, что очень нравилось детям (см. приложение №4). Так, например на одном из уроков дети самостоятельно решали примеры. Над каждым примером стояла определенная буква, и поэтому после их решения детям было предложено заполнить таблицу, в которой указывались ответы и при помощи таблицы угадать город (каждой букве соответствовало определенное число, то есть овеет примера). Таким образом, дети сами могли проверить правильность выполнения самостоятельной работы. 0x01 graphic Так как практику я проходила в 3 классе, то у детей уже был сформирован навык выполнения самостоятельной работы, а если этого навыка нет, то самостоятельная работа не будет выполнена. Мне было легко использовать все виды самостоятельной работы, так как до этого такая работа уже велась учителем. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого я провела самостоятельную работу в двух классах. В 3 «Б» классе, где я работала, за самостоятельную работу учащиеся получили следующие оценки: «5» - 10 человек «4» - 10 человек «3» - 4 человека «2» - 0 человек В другом классе ( 3 «В») после выполнения такой же самостоятельной работы результаты были следующими: «5» - 3 человека «4» - 6 человек «3» - 8 человек «2» - 6 человек ( см. приложение №5) Такие результаты были потому что, что дети были готовы к выполнению самостоятельной работы, и класс по уровню успеваемости и уровню развития был слабее. Поэтому я сделала из этого следующий вывод, что к выполнению любой самостоятельной работы детей надо готовить. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Из проделанной работы я сделала следующие основные выводы. Рассмотрев в теоретической части самостоятельную работу как метод обучения, определили его значимость в развитии и воспитании младших школьников. Мы отметили, что по данному вопросу работали Ш.А. Амоношвили, Б.Т. Лихачев, И.Р. Петрова, учителя практики - Н.В. Ветрова, Д.С. Яковлева, Ж.М. Дёмина. При формировании навыков самостоятельной работы учитель использует различные виды самостоятельных работ: фронтальную, индивидуальную, групповые и другие виды. Но только при правильной организации возможно активизация умственной деятельности детей. Исходя из выше указанного, мы определяем задачи. Так как практику я проходила в 3 классе, то у детей уже был сформирован навык выполнения самостоятельной работы, а если этого навыка нет, то самостоятельная работа не будет выполнена. Мне было легко использовать все виды самостоятельной работы, так как до этого такая работа уже велась учителем. Для индивидуальной самостоятельной работы учителем должны быть подготовлены специальные дидактические пособия. Они должны содержать задания разной трудности. Много времени отнимает предварительная разработка заданий, но работа в классе выполняется одновременно, учителю приходится готовить большое количество раздаточного материала. Результативность самостоятельной работы на уроке математике зависит от умелой постановки цели. В них проектируются близкие и отдаленные результаты учения, которые достигаются в процессе выдвижения и решения конкретных познавательных задач. Поэтому целепостановка - важнейшая черта начального этапа управления конкретной работы, важно учитывать общие цели обучения, которые проектируют школу и те ближайшие результаты, которые могут быть достигнуты. Даже самая небольшая и несложная самостоятельная работа, планируемая на урок, должна подчиняться общим целям и преодолевать конкретную цель. ЛИТЕРАТУРА 1. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. «Педагогика». Издательство «Просвещение», 1998. 2. Вельчинский А.Ю. журнал «Начальная школа» №5 1985, №9 1999, №4 2001. 3. Ветрова Н.В. журнал «Начальная школа» №4 1991. 4. Демина Ж.М. журнал «Начальная школа» №12 1999. 5. Демина Ж.М. журнал «Начальная школа» №3, №4, №7, №10 за 1992 год. 6. Елецаров П.Б. «Развитие математического мышления в начальных классах». М.: 1997 7. Жаров С.В. «Учить самостоятельности». «Просвещение», 1996. 8. Ильин Г.А. «Педагогика» 1984. 9. Карауле А.Я. «Педагогический поиск» статья « Обучение шестилетних детей в школе». М.: 1994 10. Лихачев Б.Т. «Педагогика».1999 11. Моро М.И., Вапляр Н.Ф. «Карточки с математическими заданиями для 3 класса» М., «Просвещение», 2000. 12. Петрова И.Р. «Педагогика». М., «Просвещение», 1980. 13. Скребнева В.Ф. газета «Начальная школа» №3 1996, №12 1998. 14. Сластенин В.А. «Педагогика». Издательство «Просвещение», 1997. 15. Тарабкина Т.И., Елкина Н.В. «Математика для детей начального класса». М., «Просвещение», 1998. 16. Харламова И.П. «Педагогика».1985 17. Царева С.Е. « Нестандартные виды работы на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий» «Начальная школа» №4 2004. 18. Яковлева Д.С. . журнал «Начальная школа» №11 1993. 19. Яковлева Д.С. журнал «Начальная школа» №4 за 1991 год; 20. Журнал «Начальная школа» №5 за 1994 год. ПРИЛОЖЕНИЯ 2