Самойлов, Василий Михайлович
СОДЕРЖАНИЕ: Василий Михайлович Самойлов (1782—1839) — русский драматический и оперный артист (лирико-драматический тенор) Петербургской труппы императорских театров.Василий Михайлович Самойлов (1782—1839) — русский драматический и оперный артист (лирико-драматический тенор) Петербургской труппы императорских театров.
Родоначальник известной актёрской династии Самойловых. Муж Софьи Самойловой, отец нескольких артистов императорской сцены, дед и прадед следующих поколений артистов Самойловых.
Портрет певца работы художника Ф. Солнцева (первая треть XIX века) хранится в Мемориальном музее-квартире семьи актёров Самойловых (филиал Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства).
Биография
Василий Самойлов родился в купеческой семье в Москве 6 (17) апреля 1782 года. Рано проявил музыкальность, научился игре на кларнете. Пел в московском церковном хоре купца Колокольникова при св. Никиты Мученика[1]. Его голос привлек внимание актёра и певца А. Померанцева[2], он и стал первым театральным педагогом Василия Самойлова. Но суровый отец-купец не позволил сыну идти в артисты. Тогда тот собрался и пошёл пешком в Санкт-Петербург[3], где определяется в капитульский хор и стал брать уроки пения у А. Крутицкого и сценического мастерства у И. А. Дмитревского[3][4].
В 1803 году состоялся его дебют в Большом Каменном театре Петербурга: сначала в драме «Суд царя Соломона» на музыку А. Титова, затем в партии Инфанта в опере В. Мартин-и-Солера «Редкая вещь». Одновременно с ним на той же сцене дебютировала воспитанница Императорского театрального училища Софья Черниковой, дочь известной артистической семьи. Дебютанты были приняты на сцену, а вскоре поженились[5]. В.Самойлов был принят в императорскую труппу с окладом в 1000 рублей[6], однако, по мнению критики, поначалу «не подавал тех блестящих надежд, которые он впоследствии осуществил»[3]. Однако молодой артист много работал, постепенно добиваясь всё больших успехов. Его вокальными уроками руководили К. Кавос и Ф. Антонолини.
Музыкальная энциклопедия о В. М. Самойлове пишет: «Обладал высоким грудным голосом, звучным и гибким, был актёром яркого темперамента, большого сценического мастерства. Исполнял также партии баритона, выступал в драматических спектаклях»[7].
Пружанский А. М. (Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008) так написал о певце: «От природы красивый звучный голос певца баритонального тембра и обширного диапазона (легко брал верхнее ре) с годами приобрел необходимую гибкость». Там же приведены цитаты из современной критики: «Сей редкий певец и актёр служит доказательством, до какой степени совершенства возвыситься можно, если соединить счастливые дары природы с охотою и старанием» («Сын отечества». 1820. Ч. 65. № 41. С. 7)[3].
В Петербургской императорской труппе проработал с 1803 до самой смерти в 1839 году[4], исполнив огромное количество ролей в оперных и драматических спектаклях — трагедийных, комедийных и характерных.
Пел п/у К. Кавоса, Ф. Е. Шольца.
Участвовал в концертах хора Петербургского театрального училища п/у Г. Ломакина с исполнением сольных партий в произведениях А. Гурилева и С. Дегтярева.
Стал первым исполнителем в России сольных партий: в «Сотворении мира» Й. Гайдна (5.3.1808) и во «Временах года» Й. Гайдна (16.3.1810).
27 июля 1814 года по случаю возвращения из Франции Александра I и русских войск — победителей в Первой Отечественной войне, исполнил кантату Ф. Антонолини «Ты возвратился, благодатный»[3].
Василий Михайлович Самойлов умер в Санкт-Петербурге 11 (23) июля 1839 года, он утонул в Финском заливе. Евдокия Панаева, хорошо знавшая семью Самойловых, писала в своей мемуарной книге: «Вас. Мих. Самойлов 11 июля 1859 г. отправился в Сергиевскую пустынь к обедне. Когда он возвращался домой, шквал опрокинул лодку, и артист утонул. 16 июля тело его было найдено, а 17 июля предано земле в Сергиевской пустыни»[8].
Похоронен на Тихвинском кладбище, ныне Некрополь мастеров искусств[3].
Вокальные партии
· 1805 — «Князь-невидимка, или Личарда-волшебник» К. Кавоса — Всеслав (первый исполнитель)
· 1805 — «Леста, днепровская русалка» С. И. Давыдова — Видостан (первый исполнитель)
· 1805 — «Ям» А. Н. Титова — Модест (первый исполнитель)
· 1806 — «Илья-богатырь» К. Кавоса — Владисил (первый исполнитель)
· 1806 — «Любовная почта» К. Кавоса — Граф Брянский (первый исполнитель)
· 1807 — «Русалка» С. И. Давыдова или К. Кавоса — Видостан (первый исполнитель)
· 1808 — «Оборотни, или Спорь до слез, а об заклад не бейся» на музыку разных композиторов — Миловзор (первый исполнитель; исполнял в одном спектакле сразу три партии[3])
· 1808 — «Посиделки, следствие Яма» А. Н. Титова — Алексей (первый исполнитель)
· 1808 — «Три брата горбуны» К. Кавоса — Изур (первый исполнитель; Кавос написал эту оперу специально для Василия и Софьи Самойловых[7])
· 1809 — «Девишник, или Филаткина свадьба» А. Н. Титова — Модест (первый исполнитель)
· 1813 — «Водовоз, или Двухдневное приключение» Л. Керубини, — Арман (впервые в Петербурге; есть упоминания, что он исполнял также басовую партию Микели[3])
· 1813 — «Иосиф в Египте» Э. Мегюля — Симеон (впервые в Петербурге)
· 1814 — «Крестьяне, или Встреча незваных» С. Н. Титова — Граф Радугин (первый исполнитель)
· 1814 — «Сандрильона» Д. Штейбельта — Рамир
· 1814 — «Весталка» Г. Спонтини, — Лициний
· 1815 — «Жоконд, или Искатели приключений» Н. Изуара — Жоконд
· 1815 — «Алина, королева Голкондская» Ф. Буальдьё — Дон Леон де Монтемара
· 1815 — «Фаниска» Л. Керубини — Замоский
· 1815 — «Жёлтый Карло, или Волшебница мрачной пустыни» Ф. Антонолини — Флоридор (первый исполнитель)
· 1815 — «Иван Сусанин» К. Кавоса — Матвей (первый исполнитель)
· 1816 — «Похищение из сераля» В. А. Моцарта — Селим (впервые в Петербурге)
· 1816 — «Титово милосердие» В. А. Моцарта — Секстий
· 1816 — «Жан Парижский» Ф. Буальдьё, — Жан Парижский
· 1816 — «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» В. А. Моцарта — Феррандо
· 1816 — «Зораима и Зюльнар» Ф. Буальдьё — Зюльнар
· 1817 — «Удача от неудачи, или Приключение в жидовской корчме» И. А. Ленгарда — Граф Боеславский (первый исполнитель)
· 1818 — «Вавилонские развалины, или Торжество и падение Гиафара Бармесида» К. Кавоса — Гиафар Бармесид (первый исполнитель)
· 1818 — «Добрыня Никитич, или Страшный замок» К. Кавоса и Ф. Антонолини — Добрыня Никитич (первый исполнитель)
· 1818 — «Волшебная флейта» В. А. Моцарта — Тамино
· 1821 — «Молодая вспыльчивая жена» Ф. Буальдьё — Эмиль де Вальрива
· 1821 — «Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности» Дж. Россини — Фернандо
· «Мельник — колдун, обманщик и сват» М. Соколовского — Филимон
· «Старинные святки» Ф. Блимы — Любим
· «Павел и Виргиния» Р. Крейцера — Павел (В.Самойлов выбрал это произведения в собственный бенефис[7])
· «Камилла, или Подземелье» Н. Далейрака — Альберт
· «Леон, или Монтенерский замок» Н. Далейрака — Леон
· «Стратоника» Э. Мегюля — Зелевк
· «Евфросина и Корадин, или Исправленный тиран» Э. Мегюля — Корадин
· «Подложный клад, или Опасно подслушивать у дверей» Э. Мегюля — Дорваль
· «Двое слепых в Толедо» Э. Мегюля — Мендоза
· «Гризельда» Ф. Паэра — Маркиз
· «Ричард Львиное Сердце» А. Гретри — Ричард Львиное Сердце
· «Рауль Синяя Борода» А. Гретри — Виржи
· «Каирский караван» А. Гретри — Сен-Фар
· 1822 — «Агнесса» («Отец и дочь») Ф. Паэра — Уберт (впервые в Петербурге; во время подготовки партии посещал психиатрическую лечебницу, где наблюдал за поведением больных[3].)
· 1822 — «Жар-птица, или Приключения Ивана-царевича» К. Кавоса и Ф. Антонолини — Багарам (первый исполнитель)
· 1822 — «Мнимый невидимка, или Суматоха в трактире» К. А. Кавоса — Любосмехов (впервые в Петербурге)
· 1823 — «Гений Итурбиель, или Тысяча лет в двух днях визиря Гаруна» К. Кавоса и Ф. Антонолини — Султан Альмавива (первый исполнитель)
· 1825 — «Пиемонтские горы, или Взорвание Чортова моста» К. Кавоса и И. Ленгарда — Франческо (первый исполнитель)
· 1825 — «Забавы калифа, или Шутки на одни сутки» А. Алябьева, А. Верстовского и Ф. Е. Шольца — Гарун-аль-Рашид (впервые в Петербурге)
· 1828 — «Дон Жуан» В. А. Моцарта — Дон Жуан (впервые в Петербурге)
· 1828 — «Пустынник Дикой горы» М. Э. Карафы — Пустынник
· «Фернанд Кортес, или Завоевание Мексики» Г. Спонтини — Фернанд Кортес
· «Елизавета, королева Английская» Дж. Россини — Норфольк
· 1829 — «Пан Твардовский» А. Верстовского — Твардовский (впервые в Петербурге)
· 1830 — «Женевьева Брабантская» Д. Шелихова — Палатин (первый исполнитель)
· 1831 — «Братоубийца» Д. Шелихова — ? (первый исполнитель)
· 1831 — «Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине» Д. Обера — Фра-Дьяволо
· 1834 — «Цампа» Л. Ж. Ф. Герольда — Даниель Капуцци (впервые в Петербурге)
· «Горации и Куриации» Д. Чимарозы — Публий Гораций
· «Ромео и Юлия» Д. Штейбельта — Ромео
· «Немой в горах Сьерры-Морены, или Таинственный нищий» Ф. Фрэнцеля — Дон Жуан
Партнёры: В. Алексеева, С. Я. Байков, С. Биркина-Каратыгина, Е. П. Бобров, М. В. Величкин, А. Виноградова, Е. Вио, Я. С. Воробьев, А. Глухарев, Ф. Григорьев, А. П. Долбилов, Н. О. Дюр, А. Г. Ефремов, П. В. Злов, А. И. Иванова, В. Иконин, Г. Ф. Климовский, М. Лебедев, А. Е. Пономарев, Х. Ф. Рахманова, С. А. Рождественский, В. Ф. Рыкалов, С. В. Самойлова, Е. С. Сандунова, Е. С. Семёнова, Н. С. Семёнова, Е. Я. Сосницкая, А. Супрунов, П. И. Толченов, А. Фёдоров, Фиялова [Виал] мл., М. А. Чудин, Василий С. Шарапов, М. Ф. Шелехова, А. С. Шелихова, В. А. Шемаев, М. Г. Шувалов.
Список литературы:
1. Василий Михайлович Самойлов в энциклопедии «Кругосвет»
2. Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008 // Полтавцев
3. Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008 // Самойлов Василий Михайлович
4. Агин М. С. Вокально-энциклопедический словарь. (Биобиблиография). В 5 т. — М., 1991—1994 // Самойлов Василий Михайлович (1782—1839)
5. Самойловы (артистическая семья)
6. САМОЙЛОВ, ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ в энциклопедии «Кругосвет»
7. Музыкальная энциклопедия
8. Евдокия Яковлевна Панаева (1820—1893). ВОСПОМИНАНИЯ. ГЛАВА ВТОРАЯ. Стр. 43
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Самойлов,_Василий_Михайлович