«Типы и модели экономических систем: понятие, сущность, развитие»
СОДЕРЖАНИЕ: Типы экономических систем очень актуальная тема, особенно в этот период, когда Россия пытается перейти от одной экономической системы к другой. От типа системы зависит поведение государства как на мировой, так и на внутренней аренеСЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
кафедра экономической теории и предпринимательства
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Типы и модели экономических систем: понятие, сущность, развитие»
Выполнил:
студент группы 517
Филатов С.В.
Научный руководитель:
профессор, д.э.н.
Игнатова Татьяна Владимировна
Ростов-на-Дону
2005 г.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ......................................................................................
Введение............................................................................................
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ……….
Традиционная система...........................................................
Административно-командная система (централизованно-плановая)........................................................
Принципы функционирования командно-административной системы …
Недостатки командно-административной системы …………………….....
Достоинства командно-административной системы ……………………...
Рыночная система.....................................................................
Принципы и признаки существования рыночной экономики .
Свобода выбора видов и форм деятельности..........................
Равноправие форм собственности в рыночной экономике......
Независимость хозяйствования.................................................
Принципы функционирования рынка.........................................
Как рынок отвечает на фундаментальные
вопросы экономики.....................................................................
Роль невидимой руки конкуренции..........................................
Аргументы в пользу рыночной экономики.................................
Аргументы против рыночной экономики..................................
Смешанная экономическая система...........................
Американская модель ……………………………………………
Германская модель ……………………………………………….
Японская модель ………………………………………………….
Шведская модель …………………………………………………
Программа реформ по переходу России к рынку....
Понятие переходной экономики.....................................
Россия на пути к «рынку».......................................................
Неудавшийся прыжок в рынок.......................................
Экономические условия 1999 г...........................................
Экономические условия 2000-2001 г .................................
Э кономические условия 2000-2004 г
Заключение.....................................................................................
Литература........................................................................................
Введение
Типы экономических систем очень актуальная тема, особенно в этот период, когда Россия пытается перейти от одной экономической системы к другой. От типа системы зависит поведение государства как на мировой, так и на внутренней арене.
Переходная экономика России развивается по иным закономерностям, чем развитая рыночная система. Это связано с формированием новой нормативно-правовой, политической, экономической и социальной составляющих. В России формируется федеративное государственное устройство, что облегчило формирование 3-ёчх уровневой бюджетной и налоговой систем, а также потребовало четкого разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами, муниципальными образованиями. Следовательно, от типа экономической системы зависит и государственное регулирование экономики, и его сочетание с рыночным саморегулированием. Для России такая комбинированная модель является наиболее сложной, поскольку не сформированы механизмы рыночной саморегуляции, а институты государственного регулирования также несовершенны, т.к. находятся в стадии становления. В силу этого важно наиболее подробно рассмотреть особенности рыночной системы, ее позитивные и негативные аспекты, что и обусловило содержание и структуру работы.
Целью данной работы выступает оценка эффективности экономической системы в целом и транзитивной (переходной) экономики Российской Федерации. Исходя из цели, необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1) Понятие и сущность экономических систем;
2) Традиционная экономическая система;
3) Административно-командная (плановая) экономическая система;
4) Рыночная экономическая система;
5) Смешанная экономическая система;
6) Модели смешанной экономики;
7) Понятие транзитивной (переходной) экономики;
8) Россия на пути к «рынку»;
9) Программа реформ по переходу России к рынку;
10) Экономические условия в России в различные периоды перехода к рыночной экономике.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Употребление понятия системы имеет долгую историю, уходящую в античную эпоху. В переводе с греческого “система” означает некое целое, состоящее из частей, связанных между собой и образующих целостность.[1]
Для характеристики любой системы обычно выделяют ее элементы, сущность, структуру.
Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм.[2]
Установление связей между составляющими систему элементами означает определение ………………………..
Важным свойством экономической системы является наличие структуры.
Все системы обслуживают друг друга, объединены единой структуры общественной организации и управления, связаны между собой посредством продуктообмена, находятся в постоянном взаимодействии.
По определению Герасимова экономическая система - совокупность средств…………………….
В современных курсах по экономической теории лучше всего изучена рыночная экономика, которая характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Командная экономика описывается как система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. Под смешанной экономикой подразумевается тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем. Он характерен для большинства современных государств.
Совокупность всех экономических процессов, …………….
Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.
Во второй половине прошлого столетия, когда широко развернулась научно-техническая революция и стала особенно быстро ……………………………………………………
ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА
В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.
Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе ………………………………………………………………………………………………………………………………………………Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.
В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.
В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.
Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность – активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения.
АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА (ЦЕНТРАЛИЗОВАННО-ПЛАНОВАЯ)
Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.
Рождение командной системы явилось следствием ряда социалистических революций, идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана В.И. Лениным и И.В. Сталиным……………………………………………
……………………………………………………………………………………………..хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства……………………………………………….
…………………..отличительной особенностью распределения продукции в АКС являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.
Хозяйственная деятельность предприятий-производителей в командной системе СССР регулировалась:
Государственным плановым комитетом (что производить и в каких объемах);
отраслевым министерством (как производить), диктовавшим технологию производства и выделявшим средства на покупку оборудования;
Государственным комитетом по снабжению (кому продавать и у кого покупать ресурсы);
Государственным комитетом по ценообразованию (по какой цене продавать);………………………………………….
Принципы функционирования командно-административной системы
Основополагающей чертой командно-административной системы является то, что все права собственности принадлежат государству, а частная собственность ликвидируется и переходит в руки государству. Так, установление Советской власти в СССР сразу же сопровождалось целым рядом законов по экспроприации собственности, национализации банков, “Законом о социализации земли” (февраль 1918 года), “Декретом о национализации внешней торговли” (апрель 1918 года), введением продотрядов и комбедов, занимавшихся изъятием имущества и сельскохозяйственных излишков у “кулаков” и т. д.
Следующей чертой командно-административной системы является то, что всё управление народным хозяйством осуществляется из единого Центра. Центр берёт на себя ответственность решать основные экономические проблемы общества: что производить, как производить и для кого производить. Следовательно, по отношению к производителю Центр должен являться в своём роде крупным информационным генератором, он должен обладать информацией о том, какому предприятию нужны какие ресурсы и какому потребителю нужны какие товары и в каком количестве. Здесь появляется государственный план[3] , который представляет собой обязательные к выполнению распоряжения Центра, направленные конкретным субъектам хозяйства – предприятиям, организациям народного хозяйства. Упрощённо процесс планирования можно описать следующим образом: на самом верху государственной пирамиды определяется, сколько данного продукта, предположим, автомобилей, следует произвести в масштабах всей страны за год. Затем специальный плановый орган (в СССР это был Госплан) рассчитывает, сколько потребуется стали, пластмасс, резины и прочих материалов для выпуска запланированного объёма автомобилей. Следующий этап - расчет потребностей в электроэнергии, угле, нефти и другом сырье для производства исходных материалов. Такая процедура повторяется с каждым из видов продукции. Затем подсчитывается, сколько должно быть произведено, скажем, стали для выпуска всех продуктов, и эта цифра доводится до Министерства черной металлургии. То же самое происходит и со всеми остальными ресурсами. Дальше процесс планирования спускается из Госплана в отраслевые министерства. Предположим, Министерство черной металлургии получает задание выпустить за год определенное количество чугуна, стали, проката разных видов. Министерство, в свою очередь, расписывает производственные задания по всем подчиняющимся ему заводам, указывая, сколько какой продукции каждый завод должен поставить в каждый квартал будущего года. Директор завода распределяет свой план по цехам, цех — по участкам и так далее вплоть до работника-сталевара………………………..
Если рассматривать политическую сферу, то здесь в качестве принципа командно-административной системы можно выделить монополию государственной власти, её однопартийность[4] и жесткий политический контроль с её стороны, который «исключает любые несанкционированные формы массовой активности»[5] .
Итак, определив принципы командно-административной системы, перейдём теперь к рассмотрению преимуществ, которыми обладает эта хозяйственная система.
Достоинства командно-административной системы
Плановая экономика обладает целым рядом преимуществ. Так, централизованная экономика позволяет быстро сосредоточить все ресурсы общества на «направлении главного удара». Это очень важно во время войн, крупных стихийных бедствий, а также позволяет продвинуться вперед в выбранной области. Поэтому, например, Советский Союз за годы первых пятилеток ( всего за 10 лет, что по историческим меркам является очень коротким сроком) “превратился из крестьянской страны в мощную индустриальную державу[6] , одержал победу в Великой Отечественной войне (кто знает, существовало бы сейчас суверенное государство Россия, если бы не Октябрьская революция), первый реализовал программу освоения космоса, создал армию, способную противостоять военной машине
Соединенных Штатов[7] . Однако всё это делалось за счет других отраслей - легкой промышленности и сельского хозяйства, откуда забирались средства для развития тяжелой промышленности и ВПК. Невозможно, наверное, однозначно сказать, хорошо это или плохо. Ведь приоритеты у всех людей разные: для кого-то самое важное – это осознание того, что он живёт в передовой во многих сферах стране, которая обладает серьёзным влиянием на мировой арене и вселяет уверенность в своих граждан, для других же самое главное - чтобы в холодильнике было три вида колбасы……………..
Другим преимуществом командно-административной системы является то, что в ней в значительной степени снижены или вообще отсутствуют некоторые виды трансакционных издержек (при этом, однако, в плановой экономике появляется новый вид…………………..
Идеальная модель командно-административной системы предполагает также, что в ней практически отсутствуют издержки заключения хозяйственного договора, поскольку, как уже упоминалось выше, поставщики ресурсов, производители благ и магазины прикреплены друг к другу директивным способом. Однако в этот вид издержек входят также издержки непосредственного приобретения товаров конечными потребителями (приобретение товара покупателем тоже является хозяйственным договором). В принципе, значение этих издержек невелико, поэтому о них обычно не упоминается, однако во времена СССР они порою становились весьма ощутимы (у многих главная ассоциация с советской эпохой – это гигантские очереди, в которых люди стояли помногу часов, а порою даже ночевали; конечно, очереди есть и при рыночной экономики, но они не носят такого масштабного характера, как это иногда было при СССР, когда некоторые виды товаров являлись дефицитными)…………….
………………Помимо вышеперечисленных достоинств командно-административная система обладает и рядом серьёзных недостатков, из-за которых, считают многие, сама мысль о построении социалистического государства носит утопический характер. Итак, рассмотрим эти недостатки.
Недостатки командно-административной системы
В качестве главного недостатка командно-административной системы выделяют невозможность плановых заданий объективно отражать потребности общества в тех или иных товарах. Ведь для того, чтобы определить, сколько единиц каждого продукта нужно обществу, Центр должен обладать информацией о потребностях людей, их вкусах и предпочтениях. Ф.Хайек называл эту информацию «рассеянным знанием», указывая на то, что она рассредоточена между людьми и не может быть сконцентрирована в едином Центре. В рыночной экономике эта информация находит своё отражение через механизм колебания цен (изменение относительных цен и предельных норм замещения являются тем ориентиром, который подсказывает производителям, что производить, а потребителям – что покупать), при плановой экономике такой механизм отсутствует, а значит, считают многие, плановая экономика в принципе не может точно определить, сколько каких товаров необходимо обществу. Существует однако мнение, что прогресс в области вычислительных технологий позволит ликвидировать ограниченность сбора и обработки информации планирующим органом, а потому «с развитием информационной техники можно будет смоделировать весь процесс производства и потребления для всего человечества в целом»[8] . Но противники этого мнения приводят следующий аргумент: хозяйственная жизнь характеризуется неопределённостью, а потому даже самая мощная вычислительная техника не сможет с абсолютной точностью спланировать необходимый объем и ассортимент выпуска продукции, поскольку предусмотреть все изменения в хозяйственной жизни не представляется возможным. Иными словами, даже если удастся собрать всю полноту информации о наличных ресурсах и потребностях в тех или иных товарах на какой-то конкретный момент, то через определённое время эта информация не будет объективно отражать реальность вследствие изменений в хозяйственной жизни, изменения же эти непредсказуемы, поэтому они не могут быть учтены плановым заданием. Трудно не согласиться, что «рассеянный» характер информации о потребительских предпочтениях, а также фактор неопределённости, присутствующий в хозяйственной жизни, не позволяют плановым заданиям (даже при использовании самой современной вычислительной техники) со стопроцентной точностью определять, в каком объёме и какие товары необходимо производить, чтобы полностью удовлетворить нужды общества. Однако нужно отметить, что и в рыночной экономике не выпускается тот объём и ассортимент товаров, который на сто процентов соответствует потребностям населения. В идеальной модели рыночной экономики капиталы моментально перемещаются из менее рентабельных отраслей в более рентабельные (то есть из тех отраслей, где спрос становится ниже, чем предложение, в те отрасли, где спрос, наоборот, начинает превышать предложение). На практике всё обстоит сложнее. Развитие фондовых бирж действительно позволяет достаточно быстро перемещать финансовые активы из одних отраслей в другие, однако эти финансовые потоки не преобразуются мгновенно в производственные фонды – на это нужно время. Поэтому при изменении спроса на какой-либо товар предложение не реагирует сразу же (при условии, конечно, что запасов на складах не хватает, чтобы полностью удовлетворить возросший спрос). К тому же производители не начинают моментально расширять производство, а проводят сначала маркетинговые исследования с целью выяснения, являются ли причины, обусловившие возрастание спроса, временными или нет, а это ещё больше увеличивает задержку реакции предложения на возросший спрос. Аналогичная ситуация происходит, если спрос на какой-то товар падает: предприятия не уменьшают моментально объёмы выпуска, а продолжают какое-то время работать в прежнем режиме, производя при этом избыточную продукцию (к примеру, в результате падения спроса на продукцию отечественного автомобилестроения, осенью 2002 года завод АвтоВАЗ столкнулся с кризисом перепроизводства: в середине октября количество нераспроданных автомобилей на площадках завода и его дилеров достигло 75000, при этом вице-президент АвтоВАЗа по маркетингу, сбыту и техническому обслуживанию автомобилей В.Кучай заявил: «Темпы продаж автомобилей у нас сейчас ниже темпов их выпуска примерно на 100-300 автомобилей в сутки»).
Таким образом возникает вопрос, может ли теоретически (например, с развитием электронно-вычислительных машин) плановая экономика обеспечивать выпуск такого объема и ассортимента товаров, который пусть и не на 100 процентов будет соответствовать нуждам населения (ведь стопроцентное соответствие не обеспечи- вает и рыночная экономика), но будет близок к реальным потребностям общества? Или же серьёзные несоответствия плановых заданий истинным потребностям населения во времена СССР[9] были вполне закономерны? Наверное, теоретические изыскания не могут дать ответ на этот вопрос – для этого необходимо провести дорогостоящие практические исследования, которые не по карману независимым исследователям……………..
……………..К недостаткам командно-административной системы можно отнести и то, что у производителей отсутствуют стимулы повышать качество товаров массового потребления и внедрять более эффективные производственные технологии. Причина тому – отсутствие конкуренции. Ведь при отсутствии альтернативы покупателям……………
………… В числе важных недостатков социалистической системы выделяют также отсутствие высоких стимулов к труду, так как при ней отсутствует мотив личной выгоды. Так, доход производителя в этой экономической системе прямо не зависит от того, сколько…………..
РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА
Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство. Такой расклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство стоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой бы он ни был, становится справедливым хотя бы для того, кто его уважает. Но, защищая права граждан, государство не должно переходить границу, как тоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором - государство и его законы могут быть сметены насилием……………………
…………..Сама рыночная экономика как механизм регулирования экономических отношений является лишь научной абстракцией, упрощенной моделью для демонстрации принципа ее функционирования и сравнения с существующими формами так называемой смешанной экономики. В рыночной экономике в полной мере реализуются все принципы, обусловленные ею…………….
Равноправие форм собственности в рыночной экономике.
Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике.
Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.
Естественно, равноправие или, лучше говорить, адекватность прав предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство, одинаковость, неразличимость. Разные формы собственности сами собой, поневоле создают разные производственные, экономические возможности. К тому же нерационально иметь одинаковые правила, скажем, налогообложения для предприятий с большим и малым коллективами и частников.
Речь идет о другом: чтобы не создавать особых условий специального режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодное - другую. В сущности, это предпосылка честной конкуренции разных форм собственности.
Вторая, не менее важная сторона декларируемого принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду, прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного в недалеком прошлом советской экономике.
Плюрализм форм собственности в рыночной экономике, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно экономике государственного типа.
Независимость хозяйствования.
………….Уже было сказано о самостоятельности в выборе форм и видов деятельности, однако к этому следует добавить: рыночной экономике свойственны процессы саморегулирования, распространяющиеся не только на управление предприятием, но и на его создание и ликвидацию. Причем, в отличие от условий государственной экономики, в рамках рынка предприятия независимы от разного рода государственных директив, а в идеале - зависят только от финансового состояния на самом предприятии. Итак, на основе перечисленных фундаментальных принципов функционирует вся рыночная экономическая система…………..
…………СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Смешанной экономической системой мы можем назвать такую систему в которой перемешиваются свойства всех трёх вышеперечисленных систем в приблизительно равных пропорциях. Вообще если посмотреть на Россию, то мы увидим, что у нас собирают налоги – это из административно-командной системы, большинство сажают картошку просто потому, что так надо – это из традиционной системы, частная собственность – это из рыночной системы. Но обычно (например США) страна больше придерживается принципов какой–то одной эк. системы (рыночной), хотя элементы других систем присутствуют. В таком случае мы относим эк. систему к преобладающей ( т.е. в США рыночная эк. система).
Модели смешанной экономики
Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими национальными коэффициентами смешения разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон…………………………..
……………Американская модель
Для США характерно прогнозирование и стратегическое планирование. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. При разработке стратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные, конкурентные.
Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований:
· прогнозирование в системе государственного регулирования;
· внутрифирменное планирование;
· коммерческое прогнозирование.
На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений – федеральные, а также штаты, и местные органы власти.
Система государственного регулирования состоит их многих звеньев:
· регулирующий механизм федерального правительства;
· механизм штатов и местных органов власти;
· государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);…………………..
…………………..Германская модель
Это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические …………………..Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника……………….
Японская модель
Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов ……………….
………………Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики………………
………….Шведская модель
Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики…………… Страна продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения – в 4, в то время как на потребительские товары – только в 2 раза.[10]
Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.
Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через ………………………
…………………..В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников, автомобилестроение, черная металлургия, электротехника, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, самолетостроение, фармацевтика, производство специальных сталей.
Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели – полной занятости и равенства – видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям.……………………….
ПОНЯТИЕ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
………………..Если переходная экономика в России после 1917 г. формировалась на основе господства государственной собственности, то в 90-х гг. началось движение от государственной собственности к частной. Это движение не знает мировых аналогов. Впервые за всю цивилизацию мир стал свидетелем движения от «справедливого коммунизма» к «несправедливому», но свободному капитализму.
Отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г. в результате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в условиях жесточайшего экономического кризиса. Этот кризис произошел в результате правительственной политики «перестройки». Россия начала рыночную реформу, имея командную экономику. Эта экономика формировалась на основе государственной собственности и централизованного управления. В России господствовала доктрина, что основа экономики — это тяжелая промышленность, или производство средств производства. Производству потребительских товаров отводилась роль падчерицы, равно как и сфере услуг. Более 90% государственных производственных капиталовложений направлялось в тяжелую промышленность и оборонный комплекс и менее 10% — в потребительский сектор: пищевую и легкую промышленность……………………………
………………..Экономические условия 1999г.
С мая 1998г. объём промышленного производства в России после полуторагодовалой стабилизации и даже некоторого оживления стал сокращаться из-за нарастающих финансовых трудностей. В преддверии разразившегося в августе финансового краха объем промышленного производства в июне-июле 1998г. в сравнение с соответствующим периодом предшествующего года уменьшилась на 10%, а в августе-сентябре – ещё на 15%..................................
…………….Экономические условия 2000-2001г.
Рост производства говорит сам за себя. В 2000 году он достиг рекордного уровня, но к концу года замедлился. Пессимистичные прогнозы, согласно которым рост должен был в начале 2001г. прекратиться не сбылись. Стабильность идёт на пользу России. Снизилась безработится по сравнению с 1999г. , рост производства, улучшается инвестиционная ситуация.
Но все же еще много несоответствий. Например, налоговая система: в США 70% налогов берётся с населения, остальное - с бизнеса…………
Экономические условия 2000-2004 г.
Поиск модели консолидации роста
С количественной точки зрения, экономическое развитие России в 2000-2004 годах можно считать вполне успешным. Правда, по некоторым важным макроэкономическим показателям не удалось достигнуть параметров, намеченных в политических документах на этот год: темп роста оказался несколько ниже; а инфляция — несколько выше[11] .………………………..
Таблица
……………………Да и отклонение инфляции от прогнозируемой величины не может иметь решающего значения для социально-экономического развития страны…………………….
Однако было бы, по крайней мере, поспешно делать однозначные выводы о положительном воздействии внешнеэкономической конъюнктуры на ситуацию в стране. Необходим более скрупулезный подход при анализе влияния цен па энергоресурсы на экономические и политические процессы в современной России.
………………..Экономический рост: дискуссии и проблемы
Как и в предыдущие годы, проблемы экономического роста находились в центре экономико-политической дискуссии. В. Путин придал дополнительный импульс этой дискуссии — как в идеологическом, так и в практически-политическом отношениях. Соответствующее заявление вновь…………………………………...
Заключение
После работы над своей курсовой, я должен признать превосходство рыночной экономической системы в большинстве сфер, однако и она имеет свои недостатки. Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, тем самым продавец добивается собственной выгоды. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить желаемый товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену. Рыночная система в силу особенностей своего функционирования обладает также рядом недостатков, называемых в экономической теории провалами (слабостями) рынка. Основными провалами рыночной системы являются: значительный разрыв между доходами различных слоев населения, неспособность в рамках системы производить достаточное количество так называемых общественных благ, возможная монополизация рынка и др.
Экономический анализ модели командно-административной системы не дал однозначного ответа на вопрос, может ли в принципе централизованная система управления хозяйством быть более эффективной, нежели капиталистическая. Ведь мы увидели, что плановая экономика обладает как преимуществами, так и недостатками.
Анализ модели командно-административной системы не дал однозначного ответа и на вопрос о том, почему потерпела крах социалистическая система в нашей стране. Во-первых, сложность заключается в том, что отсутствуют достоверные статистические данные относительно экономики СССР. Во-вторых, мы сталкиваемся с парадоксом: несмотря на очевидные недостатки, экономика СССР развивалась в отдельные периоды очень высокими темпами. Это признают даже ярые противники социалистической идеи. К примеру, Егор Гайдар писал следующее: «Нельзя не признать, что несколько десятилетий подряд социализм, прежде всего в СССР, казался и незыблемым, и прочным. Более того, он год за годом распространялся по миру, расширяя свое влияние на ход истории всего человечества».
Современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний день, на мой взгляд, предстает наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам. Хотя современная рыночная экономика и имеет свои недостатки, аргументы в пользу рыночной экономики, как мне кажется, выглядят убедительнее, нежели аргументы против нее.
В случае, когда рынок не способен справиться с какой-либо проблемой или решение этой проблемы заведомо будет неэффективным, ему на помощь приходит государство. Целью государственного регулирования экономики является поддержание экономической и социальной стабильности. Современную рыночную экономику уже невозможно представить без государственного вмешательства, т.к. государственному регулированию отводятся такие важные функции, как поддержание конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и др. Однако государство не должно вмешиваться в те области рынка, где его механизмов регулирования достаточно. В противном случае это может вызвать развал рыночной системы и превращение ее в командно-административную.
На данный момент Россия только переходит от командной экономике к рыночной, поэтому перед ней встала проблема, какую модель развития рыночной экономики выбрать. Но, по моему мнению, нам не стоит копировать чужую модель, надо разрабатывать собственную с использованием опыта развитых стран и национальных особенностей.
Переход к рынку – очень сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.
Как мы видим экономическую систему России можно отнести только к переходной, до «рынка» ей ещё далеко.
Литература
1. Экономическая теория. Игнатова Т.В., Некрасов В.Н., Васильев П.П. Ростов-на-Дону, 2003 г. Издательство СКАГС.
2. Экономика: Учебник / Под. Ред. доц. Булатова А.Ф. 2-е издание, пререраб. и доп. - М.: Издательство Бек, 1997.
3. Мамедов О.Ю. «Современная экономика. Лекционный курс».
Ростов-на-Дону, 2000 г. Изд. Феникс.
4. Борисов Е. Ф. Проблемы развития экономики нашей страны. // Социально - политический журнал - 1993 г. - № 3.
5. Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. – М., 1991 г.
6. Маневич В.А. О закономерностях становления рынка. // Вопросы экономики - 1993 г - № 3.
7. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России/ Рывкина Р.В.,- М.: Наука, 1994 г.
8. Наследие социалистической экономики: Макро- и микроэкономические последствия мягких бюджетных ограничений. / Гайдар. Е.Т. – М.:1998г.
9. Аганбегян А.Г. Россия на пути к равновесной рыночной экономике.//ЭКО-1999г. - №6 - с.22-34.
10. Бутенко А.П. Россия сегодня.// Проблемы прогнозирования. - 2001-№2-с.102-115.
11. Обзор российской экономики. – 2001 г. - №5.
12. Мау В.А. Экономическая политика в 2004 году. // Вопросы экономики - 2005 г. - № 1.
13. Мау В.А. Итоги 2003 года: политика против экономики. // Вопросы экономики - 2004 г. - № 3.
14. Кэмбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: Учебник. 14-е издание. – М.: Инфра-М, 2002 г.
15. Лившиц А.Я. Государство в рыночной экономике. // Российский экономический журнал. – №11-12. – 1992, №1. – 1993 г.
16. Добрынин А. И. – Экономическая теория. – М., 1999 г.
17. Экономическая теория. Под общей редакцией В. И. Видякина, Г.П. Журавлевой. М.: Инфра-М, 1997 г.
18. Вопросы статистики – 2001. – № 9
19. Нуреев Р. М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов. - М.: Высшая школа, 1996 г.
20.Емцов Р. Г. Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999 г.
21.Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика.В 2т.:Пер. с англ. 11 изд. Т.2.-М, Республика, 1992 г.
22.Герасимов В.Г., Экономическая система: генезис, структура, развитие науки Минск.,1991 г.
23.Ерёмин А. «Объективные источники экономического развития при социализме» http://kohet.narod.ru/eremin.html
24. Гайдар Е. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России (1991 - 1997). М., 1998 г.
25. Тимошина Т.М. «Экономическая история России» – М., 3-е изд., 1999 г.
26. Статья «Гражданская позиция учёного»
http://www.pdmi.ras.ru/~aaivanov/phil.htm
27. В.Кудров «Вопросы экономики», №7, 1998 г.
28. Е.А.Киселёва, М.Н .Чепурин. Основы теории переходной экономики. Киров – 1996 г.
29. М.С.Восленский. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. - М.: Советская Россия совм. с МП Октябрь, 1991 г.
[1] Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика.
[2] Герасимов В.Г., Экономическая система: генезис, структура, развитие науки Минск.,1991 г.
[3] Поэтому централизованную экономику называют также плановой . Вообще, у понятия централизованной экономики существует целый ряд синонимов – командно-административная система , иерархическая система , директивная система , командная экономика и, наконец, просто социализм . Однако нельзя не отметить, что существуют различные точки зрения на то, какой должна быть идеальная модель социализма и многие связывают идеальную модель социализма как раз с децентрализацией государственной власти и экономики.
[4] Этот проинцип был ликвидирован в марте 1990 года, когда III-й съезд народных депутатов СССР отменил 6-ю статью Конституции СССР 1977 года, которая законодательно закрепляла руководящую роль Коммунистической партии.
[5] Гайдар Е. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России (1991 - 1997). М., 1998, стр. 39.
[6] Тимошина Т.М. «Экономическая история России» – М., 3-е изд., 1999, С.267.
[7] Совершенно очевидно, что «гонка вооружений» ложилась тяжёлым бременем на экономику СССР. Военный бюджет «возрастал в 1965-1977 годах ежегодно не менее, чем на 4,5%, составляя примерно 11-13% валового национального продукта» (Тимошина Т.М. Экономическая история России – М., 3-е изд., 1999, С.353). Именно поэтому многие уверены, что СССР должен был неминуемо проиграть «холодную войну», поскольку его экономика не могла более выдерживать такого напряжения. Однако есть и те, кто эту точку зрения не разделяет. Так, М.Калашников в своей книге «Сломанный меч империи», которую А.П.Паршев назвал поэмой, одой советскому оружию, пишет: «Нет, мы не проигрывали 3-ю мировую холодную войну! Великая Империя, СССР, опережала США в полувековой гонке вооружений. Она создала образцы неотразимого оружия. И не русские, а американцы должны были рухнуть от изнурения».
[8] Статья «Гражданская позиция учёного» ( http://www.pdmi.ras.ru/~aaivanov/phil.htm).
[9] Так, В.Кудров в статье «Так что же погубило советскую экономику?» пишет, что «ненужных товаров, вообще не пользующихся спросом, выпускалось до 25% всего объёма производства», хотя при этом автор ни на кого не ссылается и никак эту цифру не обосновывает («Вопросы экономики», №7, 1998, стр.138).
[10] Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. – М., 1991г.- с.79
[11] Индикаторы социально-экономического развития России в 2000-2004 гг.