Сергий Радонежский
СОДЕРЖАНИЕ: При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной.
Алексей Липкин
При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной.
В.О. Ключевский
Есть на северо-востоке Московской области уголок, который издревле прозывается Радонежью, или, как его многие называют сегодня - Радонежье. Край необычный, мистический, почти волшебный. Хранящий множество легенд и сказаний. Край храмов и монастырей. Край Святого Сергия. Сергий Радонежский - это особый персонаж русской истории. Основатель Троице-Сергиевой Лавры, десятков других монастырей, примиритель и вдохновитель князей, святой, чудотворец, Печальник земли Русской. Кажется, что этот человек обладал какими-то особыми, мало кому известными познаниями. Словно в нем воплотилась некая древняя мудрость - мудрость прошедших тысячелетий, мудрость предков. Давайте вместе с Вами попробуем открыть страницы его Жития и немного соприкоснемся с жизнью этого замечательного человека.
Родился Сергий Радонежский в 1314 году, недалеко от Ростова Великого, в местечке Варницы (там сейчас находится Варницкий монастырь). Его родители: Кирилл и Мария были из знатного боярского рода. Мальчика при крещении нарекли Варфоломеем. Как гласит Житие преподобного Сергия Радонежского, с ранних лет мальчика отличали от других его сверстниках некий особый образ жизни, особая недетская серьезность и отношение к миру. С первых дней жизни младенец явился строгим постником: по средам и пятницам не пил материнского молока: мяса он не ел всю жизнь.
С раннего детства у него была тяга к святой жизни: Варфоломей уклонялся от детских игр, шуток, смеха и пустословия, питался только хлебом и водой, а по средам и пятницам постился. Поступь его, - пишет Епифаний; - была полна скромности и целомудрия, лицо его, чаще всего было задумчиво и серьезно, а на глазах нередко появлялись слезы-свидетели его сердечного умиления. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смирный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался и от всех любовно принимал случайные неприятности.
С 7 лет Варфоломей был отдан в учение, которое давалось ему с большим трудом, так что он далеко отставал от своего младшего брата. Однажды Варфоломей пас коров, но они разбежались, и он не знал что делать. К нему подошел старец. Он заговорил с отроком, угостил кусочком просфоры. Мальчик пожаловался дедушке, что плохо понимает письменную грамоту. Старик утешил мальчика, благословил, проводил до дома. Погостив у родителей Варфоломея, старец покинул гостеприимный дом. К изумлению всех Варфоломей взял в руки Псалтырь и стал ясно и громко его читать.
Времена детства Варфоломея были не простыми. Монголо-татарское иго, княжеские междоусобицы и разорительные поборы стали причиной разорения его семьи. В 1328 г. родители Варфоломея, доведенные до нищеты, вынуждены были переселиться из-под Ростова в небольшой городок на северо-востоке от Москвы - Радонеж. Радонеж уже и тогда являлся местом не простым… До X века здесь жили финно-угорские племена, позже начали на эту территорию приходить славяне и основали на этой земле города Радонеж и Хотьково. Вероятно, уже тогда эти территории считались сакральными. Здесь существовали языческие святилища, священные источники и дубравы. История донесла до нас память об одном из таких мест - капище Белые Боги, которое во времена Варфоломея находилось совсем близко от Радонежа - не далее одной версты от него.
Еще в юности Варфоломей твердо решил принять монашеский постриг и начать жизнь отшельника.
После смерти родителей ему удалось исполнить свою мечту. Он раздал большую часть своего имущества бедным и вместе со старшим братом Стефаном, который после безвременной смерти жены принял монашество, поселился среди глухого леса в десяти верстах от Радонежа в уединенном месте, которое было очень удобно для отшельнической жизни.
Рассказывая о новом обиталище Варфоломея, Житие говорит о том, что было оно в лесу, на высоком холме, вдали от путей человеческих. Но буквально тут же, как будто забыв вовремя упомянуть что-то важное, оно поправляется…Это место было Самим Богом предназначено к устроению обители: над ним и прежде видали достойные люди свет, другие - огонь, а иные ощущали благоухание… Радонежские старожилы, бортники и охотники, исходившие окрестности, давно приметили этот холм. Те, кому случалось заночевать в лесу, будто бы видели яркий свет, струившийся над поляной, и даже языки пламени. Так родилась легенда о Маковце как о таинственном, святом месте, предназначенном для обители и дожидавшемся своего часа. Так было положено основание Троице Сергиевой Лавре.
Приняв монашеский постриг, этот молодой человек стал Великим Русским Святым - Сергием Радонежским.Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый - Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий ввел правило, чтобы все иноки жили от своего труда, и сам подавал им в этом пример.
Особенно примечателен рассказ о том‚ как преподобный Сергий выстроил одному из пожилых братьев крыльцо‚ взяв за целодневную работу решето гнилого хлеба. Кому-то это может показаться юродством‚ но если вспомнить, что в обители тогда был голод‚ и монахи роптали на игумена‚ требуя от него разрешения собирать милостыню‚ такой поступок становится понятным. Только своим личным примером учитель мог убедить учеников в том‚ что хлеб нужно добывать трудом собственных рук. Это правило остается верным и для нынешнего времени.
Слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Постепенно терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Сергию принадлежит и заслуга введения нового общинножительного устава, принятого потом во многих русских монастырях.
Не смотря на свои заслуги и значимость, Сергий Радонежский всю свою жизнь оставался человеком скромным, старающимся избегать всякой видимой власти. Митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.
По словам одного современника, Сергий тихими и кроткими словами мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца. Безусловно, роль Сергия Радонежского является значительной и в деле сплочения Руси и ее борьбы с монголо-татарским игом. Он примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя - в 1356, нижегородского - в 1365, рязанского Олега и др.). Благодаря его влиянию ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Донского. Отправляясь на эту битву, князь Дмитрий в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю (Пересвет сразился в поединке с монголо-татарским богатырем Челубеем и победил его).
При своей жизни Сергий совершил множество духовных подвигов. Вся его жизнь была отмечена высокой религиозностью и любви к людям. Особой мудростью, которая позволяла ему мирить князей и вдохновлять народ на защиту земли русской.
Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенскую на Киржаче, Андроников и Симонов в Москве, Борисоглебский близ Ростова, Старо-Голутвинский близ Коломны, Георгиевский, Высотский и др.), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.
Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности является Житие Сергия, написанное в 1417-1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом.
И сегодня имя Святого Сергия помнит Русский народ. Ему посвящено множество храмов и монастырей, молитвы и гимны, его именем названы улицы, ему ставятся памятники. Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания:
Внимайте себе, братие. Прежде всего, имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…