Северный полюс
СОДЕРЖАНИЕ: Географический Северный полюс. Памятные даты освоения Северного полюса. Первая удачная попытка полёта над Северным полюсом в 1926 году экспедиция норвежца Руаля Амундсена на дирижабле Норвегия. Дрейфующая научная станция Северный полюс-35 (2007 год).Содержание
Северный полюс
Физико-географическое положение
Климат
Памятные даты освоения Северного полюса
История
Полёты над Северным полюсом
Экспедиции на полюс
Астрономические особенности
Северный полюс
Северный полюс Земли, North Pole (англ. ) - точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью в Северном полушарии. Северный полюс также называют географическим Северным полюсом, чтобы отличить его от Северного магнитного полюса.
Физико-географическое положение
Северный полюс находится в Арктике, в центральной части Северного Ледовитого океана, воды которого почти постоянно покрыты толстым слоем многолетнего льда, периодически дрейфующего. Максимальная глубина океана у Северного полюса - 4261 м [1]. Расстояние до ближайшей земли 707 км: остров Кофейного клуба (Kaffeklubben дат., Kaffeklubben Island или The Coffee Club Island англ., 83°40 с. ш., 29°50 з. д) [2] в 37 км от мыса Морриса-Джесупа на северной оконечности Гренландии [3].
Из-за наклона земли на Северном полюсе солнце постоянно стоит над горизонтом в течение 6 месяцев, когда верхняя полусфера повернута к солнцу; в период северной осени и зимы, на Северном полюсе стоит ночь 6 месяцев подряд. Восход солнца начинается незадолго до весеннего Равноденствия (19 марта) и в течение следующих 3-х месяцев солнце достигает наивысшей точки подъема в день летнего Солнцестояния (21 июня), после чего начинает снижаться, пока не закатится после осеннего Равноденствия (24 сентября)
На Северном полюсе сходятся в одну точку меридианы и одновременно все часовые пояса, поэтому время здесь не определено. Полярные экспедиции обычно пользуютcя отсчетом времени, принятым в их стране.
Климат
Климат на Северном полюсе полярный, хотя здесь гораздо теплее, чем на Южном полюсе. Зимой температура меняется от 43°C до 26°C, средняя 30°C; в летние месяцы средняя температура сохраняется около 0°C [4]. Толщина льда от 2 до 3 м, причем в последние годы толщина льда постепенно уменьшается. Причину этого процесса некоторые ученые связывает с глобальным потеплением [5]. Высказывается мнение, что к 2050 ледовый щит Северного полюса полностью растает [6].
Памятные даты освоения Северного полюса
1827: Уильям Эдвард Пэрри, английский контр-адмирал, попытался достичь Северного полюса от северной оконечности Шпицбергена, сумев дойти до 82°45’ с. ш. [7]
1871 - 1881: экспедиции американцев Чарльза Ф. Холла (1871) и Джорджа В. ДеЛонга (1881) окончились неудачей, причем оба исследователя погибли [8]
1893 - 1895: Фритьоф Нансен и Ялмар Йохансен на специально сконструированном судне Фрам намеревались достичь Северного полюса, используя дрейф арктических льдов. После того как корабль затерло льдами северо-западнее Новосибирских островов, путешественники дрейфовали 35 месяцев, пока 8 апреля 1895 не достигли крайней северной точки с координатами 86°14 с. ш. и 98° в. д., где Нансен принял решение возвращаться в направлении Шпицбергена [9]
1897, июль: Соломон Андре и 2 его спутника попытались долететь до Северного полюса на воздушном шаре с острова Датский на западе Шпицбергена. Известно, что они пролетели около 475 км и сели на паковые льды, откуда пытались двигаться в восточном направлении, но вынуждены были повернуть обратно. После долгих мытарств они смогли добраться до острова Белый (Kvitya норвеж) немного восточнее Шпицбергена, где и погибли [10]
1899, 12 июля: Луиджи Амедео, герцог Абруцци, снарядив корабль Полярная звезда, отплыл из Архангельска, намереваясь достичь Земли Франца-Иосифа и зазимовать там, чтобы затем добраться до Северного полюса на собачьих упряжках.25 апреля 1900 капитан Умберто Каньи достиг точки 86°34’ с. ш., побив рекорд Нансена на 40 км [11]
1908, 21 апреля: Фредерик Кук утверждал, что первым в истории человечества достиг географического Северного полюса [12]. Его приоритет оспорил Роберт Пири, побывавший на Северном полюсе 6 апреля 1909 и обвинивший Кука в обмане, утверждая, что только ему принадлежат лавры первооткрывателя. В настоящее время подвергается сомнению приоритет обоих полярных исследователей [13]
1926, 9 мая: Американские летчики Ричардм Бэрд и Флойд Беннет утверждали, что они достигли Северного полюса, но тщательное изучение дневников Бэрда показало, что записи отличаются от его официального отчета о путешествии [14]
1926, 12 мая: Руаль Амундсен из Норвегии с командой из 15 человек на дирижабле Норвегия пролетел над Северным полюсом со Шпицбергена до Аляски [15]
1937, 6 июня: над Северным полюсом был поднят флаг СССР, официально учреждена самая первая в мире станция на полюсе - СП-1 [16]
1948, 23 апреля: прыгающая экспедиция Север-2 впервые измерила глубина в точке Северного полюса (4039 м) [17]
1949, 9 мая: участники экспедиции В.Г. Волович и А.П. Медведев впервые в истории опустились на Северный полюс с парашютами [18]
1958, 3 августа: первая подводная лодка (атомная субмарина США Наутилус SSN-571) достигла под водой Северного полюса, зайдя под лед со стороны Берингова пролива [19]
1962, 17 июля: первая советская атомная подводная лодка К-3 Ленинский комсомол, под командованием Л.М. Жильцова (руководитель похода А.И. Петелин) достигла Северного полюса, на следующий день всплыв и водрузив Государственный флаг СССР [20]
1968,19 апреля: Ральф Плестед с командой из 4 человек впервые достиг Северного полюса, выступив с острова Уорд Хант (Канада) [21]
1969, 6 апреля: Вальтер Герберт из Великобритании, возглавлявший трансарктическую экспедицию, впервые достиг Северного полюса, пройдя пешком от Аляски до Шпицбергена [22]
1977, 17 августа: первое в мире достижение Северного полюса советским атомным ледоколом Арктика [23]
1988, 25 апреля: совместная лыжная советско-канадская команда достигла Северного полюса, впервые пройдя от мыса Арктического (остров Комсомолец, Северная Земля, Россия) до острова Элсмир (Нунавут Канада) [24]
2006, 16 апреля: Альбер II, князь Монако, первым из монархов побывал на Северном полюсе
2007, 2 августа: первое в мире глубоководное погружение в точке Северного полюса на российских батискафах Мир-1 и Мир-2 [25]
История
Возможно, первыми достигли Северного полюса после перехода по паковым льдам на собачьих упряжках экспедиции американцев Фредерика Кука 21 апреля 1908 и Роберта Пири 6 апреля 1909, хотя доказательств достижения ими заявленной цели не имеется. Впервые доказано достигли Северного полюса после перехода по паковым льдам члены группы Уолли Герберта 6 апреля 1969 г., в 60-летнюю годовщину похода Пири.
В мае 1937 при помощи самолёта в районе Северного полюса (в момент высадки примерно в 30 километрах) была организована первая научно-исследовательская дрейфующая станция Северный полюс-1 (СССР) под руководством Ивана Папанина. Однако высадка непосредственно на полюсе была осуществлена лишь 23 апреля 1948 года другой советской экспедицией в составе Павла Гордиенко, Павла Сенько, Михаила Сомова и Михаила Острекина. Они были доставлены самолетом на точку 90°00’00 северной широты, а затем, самолетом же, забраны оттуда. [2]
Американская подводная лодка SSN-578 всплыла у полюса в 1959, а в 1962 - советская атомная подводная лодка Ленинский комсомол.17 августа 1977 советский атомный ледокол Арктика впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса в надводном плавании. Первым человеком, достигшим Северного полюса в одиночку, в 1978 году стал японский путешественник Наоми Уэмура.
Согласно данным Российской газеты, к 19 сентября 2006 г. на полюсе побывало 66 ледоколов и специальных судов ледового класса, из которых
54 были под советским и российским флагом, 4 раза здесь работал шведский ледокол Oden, 1 раз канадский ледокол Louis S. St Laurent, 3 раза германский Polarstern, 3 раза американские ледоколы Healy и Polar Sea и норвежское буровое судно Vidar Viking. [3]
2 августа 2007 года впервые в мире было достигнуто морское дно северного полюса глубоководными аппаратами Мир, которые разместили на глубине 4261 метров Российский флаг и капсулу с посланием будущим поколениям.
Полёты над Северным полюсом
Впервые документированная попытка проникнуть в пространство над Северным полюсом принадлежит шведу Соломону Андре и его двум спутникам, которые в июле 1897 года отправились на воздушном шаре с острова Датский архипелага Шпицберген в сторону Северного полюса. Известно, что экспедиция преодолела 475 километров, села на льды, после чего была вынуждена отправиться обратно. Им удалось добраться до острова Белый, где они и погибли [4] .
Первой удачной попыткой полёта над Северным полюсом стала в 1926 году экспедиция норвежца Руаля Амундсена на дирижабле Норвегия [5] .
В 1928 году полёт над Северным полюсом совершил итальянец Умберто Нобиле на дирижабле Италия. К сожалению, недалеко от Северного полюса дирижабль потерпел крушение. Из 16 участников экспедиции выжили только восемь, семерых из них спас советский ледокол Красин.
В 1935 году советский лётчик Сигизмунд Леваневский в команде с Георгием Байдуковым и Виктором Левченко совершил попытку перелёта из Москвы в Сан-Франциско через Северный полюс. Попытка окончилась неудачей по причине неполадок с маслопроводом.
Первые удачные авиаперелёты через Северный полюс из СССР в Америку были осуществлены в 1937 году экипажами сначала Валерия Чкалова (18-20 июня), а затем и Михаила Громова (12-14 июля).
Экспедиции на полюс
21 сентября 2007 года в Арктике была открыта дрейфующая научная станция Северный полюс-35. В составе экспедиции 22 человека. В составе участников, помимо специалистов ААНИИ, есть иностранный учёный - сотрудник Института полярных исследований Альфреда Вегенера (Германия). По традиции открытие станции ознаменовывается поднятием российского флага, и также участники экспедиции поднимут флаг города Санкт-Петербурга, поскольку в составе коллектива в основном сотрудники ААНИИ. Флаги на СП-35 подняты в 18: 00 мск в точке с координатами 81 градус 26 минут северной широты и 103 градуса 30 минут восточной долготы.
Астрономические особенности
Северный полюс имеет координаты 90 градусов с. ш. Долготы полюс не имеет: фактически Северный полюс - это точка, которая принадлежит любому меридиану.
День на полюсах длится около 187 суток. Ночь - 178 суток, из которых в течение 15-16 суток до восхода и после заката наблюдается белая ночь. При этом день и ночь сменяются только за счёт вращения Земли вокруг Солнца, а не Земли вокруг своей оси, в течение суток Солнце ходит по небосводу горизонтальными кругами, точнее, по пологой спирали. Выйдя из-под горизонта, Солнце в течение чуть более 3 месяцев (до летнего солнцестояния) поднимается, в момент солнцестояния достигает наибольшей высоты (продолжая горизонтально кружить по небу), затем в течение ещё чуть более 3 месяцев опускается, пока не уйдёт под горизонт. Из-за вариаций атмосферной рефракции при восходе или заходе Солнца на полюсе в ясную погоду можно наблюдать одну-две попытки.
Максимальная высота Солнца над горизонтом на полюсе не превышает склонения Солнца в день летнего солнцестояния: 23°26. Это относительно немного, примерно на такой высоте Солнце находится на широте Москвы в полдень 21 февраля или 21 октября.
Видимое движение Луны по небосводу на полюсе напоминает таковое для Солнца с той разницей, что полный цикл занимает не год, а тропический месяц (приблизительно 27,32 суток). Луна выходит из-под горизонта, в течение недели по пологой спиральной траектории поднимается до высшей точки, в течение следующей недели опускается, а затем почти две недели находится под горизонтом. Наибольшая возможная высота Луны над горизонтом на полюсе равна 28°43.
Видимая фаза Луны на полюсе зависит от времени года:
Зимой Луна восходит в первой четверти, проходит высшую точку в полнолуние и заходит в последней четверти.
Весной Луна восходит в новолуние (рядом с Солнцем), проходит высшую точку в первой четверти и заходит в полнолуние.
Летом Луна восходит в последней четверти, проходит высшую точку в новолуние и заходит в первой четверти.
Осенью Луна восходит в полнолуние, проходит высшую точку в последней четверти и заходит в новолуние.
Небесный экватор на Северном полюсе совпадает с линией горизонта. Все звёзды к северу от небесного экватора не заходят, а все южные - не восходят, так как нет изменений высоты звёзд над горизонтом. В зените находится Полярная звезда (а точнее - Северный полюс мира), в надире - Южный полюс мира. Высота звёзд над горизонтом постоянна и равна их склонению (если пренебречь рефракцией).
Дрейфующая станция Северный полюс
(Северный полюс-1, СП, СП-1) - первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция.
Официальное открытие СП состоялось 6 июня 1937 года (вблизи Северного полюса). Состав: руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Константинович Фёдоров, радист Эрнест Теодорович Кренкель, гидробиолог и океанограф Петр Петрович Ширшов.
Созданная в районе Северного полюса станция СП через 9 месяцев дрейфа (274 дня) на юг была вынесена в Гренландское море, льдина проплыла более 2000 км.
Ледокольные пароходы Таймыр и Мурман сняли четвёрку зимовщиков 19 февраля 1938 года за 70-й широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии.
Подготовка
13 февраля 1936 года в Кремле на совещании об организации транспортных полётов Шмидт изложил разработанный план воздушной экспедиции на Северный полюс и основании станции в его районе. Сталин и Ворошилов на основании плана приняли правительственное постановление, поручавшее Главному Управлению Северного морского пути (Главсевморпуть) организовать в 1937 году экспедицию в район Северного полюса и доставить туда на самолётах оборудование научной станции и зимовщиков. Руководство возложили на Шмидта.
Для выбора места (аэродрома) создания промежуточной базы для штурма полюса на о. Рудольфе (Земля Франца-Иосифа) весной 1936 года в разведку отправились лётчики Водопьянов и Махоткин. В августе туда направился ледокольный пароход Русанов (начальник экспедиции И.Д. Папанин) с грузом для строительства новой полярной станции и оборудования аэродрома. На станции о. Рудольф осталось 24 человека, Папанин вернулся в Москву.
Палатку для жилого лагеря строил московский завод Каучук. Её каркас сделан из легко разбирающихся алюминиевых труб; стены - брезентовые, между ними проложено два слоя гагачьего пуха, пол - резиновый, надувной. К палатке пристроен тамбур.
Центральная радиолаборатория в Ленинграде изготовила две радиостанции - мощную на 80 ватт и 20 ваттную аварийную. Основным источником питания служили 2 комплекта щелочных аккумуляторов, заряжающихся от небольшого ветряка или от динамо лёгкого бензинового двигателя (имелся и движок с ручным приводом). Все оборудование, начиная от антенны и кончая мельчайшими запасными деталями, было сделано при личном наблюдении Кренкеля, и при непосредственном руководстве радиотехника Николая Николаевича Стромилова. Вес всего радиооборудования укладывался в полтонны.
По специальным чертежам судостроительный завод им. Каракозова (Ленинград) построил специальные нарты из ясеня, они весили 20 кг. Институт Инженеров общественного питания приготовил дрейфующей станции обед на полтора года, который весил около 5 тонн.
Зимовщики не брали с собой врача, его обязанности были возложены на Ширшова.
13 февраля 1937 года на заседании в Кремле (Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов, Орджоникидзе, Микоян, Ежов) Шмидт отчитывается о проделанной работе и о подборе участников экспедиции. Правительство дало согласие на участие в экспедиции самого Шмидта.
Эскадра воздушной экспедиции состояла из 4 четырёхмоторных самолётов АНТ-6-4М-34Р Авиаарктика и двухмоторного разведчика Р-6 (АНТ-7).
Зам. Шмидта - начальник полярной авиации (зам. нач. Главсевморпути) Марк Иванович Шевелёв. Командир лётного отряда - Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов, флагштурман экспедиции - Герой Советского Союза комбриг Иван Тимофеевич Спирин.
Флагманский самолёт вёл Водопьянов (второй пилот - М.С. Бабушкин). Вторым самолётом управлял Герой Советского Союза комбриг Василий Сергеевичй Молоков. Третьим - Анатолий Дмитриевич Алексеев. Четвёртым - Илья Павлович Мазурук. Самолётом-разведчиком - Павел Георгиевич Головин.
Синоптик экспедиции - Дзердзеевский. Специальный корреспондент Известий Э. Виленский (шеф-повар экипажа Алексеева). Кинооператор экспедиции - Марк Трояновский.
Дрейф Размер льдины: 3x5 км, толщина 3 м. Каждый месяц в Москву отправлялись отчёты о проделанной научной работе.
С конца января 1938 года льдина непрерывно уменьшалась, и вскоре полярникам пришлось послать радиограмму:
В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоится.
На спасение отважной четвёртки были направлены пароход Мурманец, а затем и Мурман с Таймыром. Последние два и сняли папанинцев с льдины. … В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой,19 градусов 48 минут вестовой и пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 км. Наша радиостанция первая сообщила весть о покорении Северного полюса, обеспечила надёжную связь с Родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу.
Вскоре полярники пересели на ледокол Ермак, который 15 марта доставил их в Ленинград.
Итоги.
Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Общему Собранию АН СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку специалистов. Научному составу экспедиции были присвоены учёные степени. Иван Дмитриевич Папанин и Эрнест Теодорович Кренкель получили звания докторов географических наук.
За выдающийся подвиг, совершённый во славу советской науки и в деле освоения Арктики, четырём полярникам было присвоено звание Героя Советского Союза. Также это звание было присвоено лётчикам - А.Д. Алексееву, П.Г. Головину, И.П. Мазуруку и М.И. Шевелёву.
Самолёты для экспедиции (5 штук) формально были взяты в аренду у Правительства, по рассказу М.И. Шевелёва, когда после окончания экспедиции обсуждался вопрос, что делать с оплатой самолётов, ему было сказано, что кинофильм На Северном полюсе, снятый М. Трояновским принёс доход в валюте, несколько раз покрывающий все затраты на экспедицию и, таким образом, финансовый вопрос далее не обсуждался.