Сфинксы на пристани у Академии художеств в Санкт-Петербурге

СОДЕРЖАНИЕ: Гранитные древнеегипетские сфинксы как произведения монументально-декоративной скульптуры и как они вписались в архитектурный ансамбль Петербурга. Сфинкс как символ достоинства, королевской власти, мудрости и силы для египтян и история его появления.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа №2»

Сфинксы на пристани у Академии художеств в Санкт-Петербурге

Реферат ученицы 11 б класса

Семёновой Т.О.

руководитель Сурикова Е.С.

Лахденпохья

2008


Оглавление

Введение

История появления сфинксов

Описание памятника

Заключение

Список литературы

Введение

В Петербурге на набережной у Академии Художеств величественно и гордо возвышаются два гранитных древнеегипетских сфинкса. Они очень органично вписываются в петербургский пейзаж и производят удивительное впечатление гармонии, величия и святой мощи (ил.2). Когда-то эти сфинксы охраняли гробницу Аменхотепа III (1455-1419 годы до н.э.) в долине Нила, но вот уже полтора века стерегут покой Петербурга.

Они установлены на гранитных монолитах по сторонам широких маршей лестницы, ведущей к Неве. Композицию дополняют также гранитные скамьи, светильники античного типа и отлитые из бронзы грифоны. Необычные силуэты могучих фигур эффектно рисуются на фоне неба и воды. Сфинксов сложно не заметить, они - своеобразная скульптурная достопримечательность города, его символ, они уникальны и неповторимы.

Сфинкс - это чудовище с головой человека и туловищем спокойно лежащего льва, сочетание ума, красоты и нечеловеческой силы. Его история начинается за несколько тысячелетий до нашей эры и восходит к истокам культуры и искусства Древнего Египта.

В давние времена обитатели Нильской долины верили, что рожденный их фантазией и изваянный ими каменный сфинкс не только наделен умом и силой, но что в него может вселяться могущественный дух, которого боятся злые демоны. Поэтому часто у входа в храм или дворец фараона устанавливали попарно каменные изваяния, считая их надежными стражами от злых духов. Сфинксам приписывали могущество богов, а затем, когда цари Египта, обрели невиданную власть, их начали изображать с головой фараона, с атрибутами его царской власти: немисом, уреем - священной золотой коброй и ожерельем.

Изваяния стали не только изображением царствующего фараона, но и символом его безграничной власти. Египтяне называли изваяние человекоподобного царственного зверя господином, владыкой.

Египетский Сфинкс тесно связан с греческой легендой об Эдипе, который первым решил знаменитую загадку, предложенную таинственным созданием с телом крылатого льва и головой женщины, охранявшим путь в Фивы. Каждому прохожему сфинкс предлагал вопрос: Какое животное утром ходит на четырех ногах, днем на двух и вечером на трех? Не ответивших на его вопрос Сфинкс убивал. Эдип ответил ему, что это сам человек, который в детстве ползает на четвереньках, взрослым стоит на ногах и в старости опирается на палку. Услышав правильный ответ на свою загадку, Сфинкс прыгнул с утеса и разбился. Сфинкс, следовательно, является тайной Природы, средоточием секретной доктрины, и все, кто не могут решить проблемы или угадать ответ, исчезают. Прохождение через сфинкса означает бессмертие.

В переводе с греческого языка на русский сфинкс означает душительница. В представлении древних греков сфинкс был существом женского пола. От змееподобного чудовища Тифона и Ехидны произошла не менее фантастическая Химера - демон с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона. Химера и двуглавый пес Ортр породили дочь Сфингу (сфинкса) - злого демона в женском образе. Именно поэтому в античном искусстве сфинкс изображался с головой и грудью женщины и туловищем льва. Мифы рассказывают, что Сфинкс обитала на скале вблизи Фив и, подстерегая путников, задавала им хитроумные загадки. Никто не мог отгадать их, и кровожадное чудовище душило и пожирало беззащитные жертвы, наводя ужас на фиванцев и окрестные земли.

Темой данного реферата является изучение двух сфинксов на набережной у Академии художеств. Во-первых, интересен сам факт того, что их родиной является страна Дуата, страна папируса и бога солнца Ра - Египет. Во-вторых, появление двух фиванских сфинксов у пристани Невы – это событие, о котором не следует забывать, ведь именно с их прибытием усилился интерес к искусству Древнего Египта. В-третьих, сфинксы дали большой толчок творчеству многих поэтов XX века. Поэтому главными целями данной работы является исследование истории появления сфинксов в Санкт-Петербурге, их описание и выявление их роли в культурной жизни города.


Загадка Сфинкса

Хотя Великая Пирамида, как показал Игнаций Донелли, принадлежит к допотопному типу архитектуры, примеры которого обнаружены почти в каждой части мира, Сфинкс (Ху) является типично египетским (ил. 5). Стела, установленная между его лапами, утверждает, что он является изображением Бога Солнца, Хармакиса, и он имеет черты сходства с фараоном, во время правления которого был высечен. Статуя была восстановлена и полностью откопана Тутмосом IV, и было это результатом видения фараону во сне, в котором ему явился бог и сказал, что тело его придавлено песком. Отломанная голова Сфинкса была найдена при раскопках между лап. Ступени, ведущие к Сфинксу, а также к храму и алтарю между лапами, гораздо более позднего происхождения, вероятно римского времени, поскольку известно, что римляне реконструировали много египетских древних сооружений. Мелкая впадина на голове Сфинкса, которая долгое время считалась предполагаемым скрытым входом в Великую Пирамиду, была просто предназначена для поддержки головного убора, навсегда утерянного.

В тело Сфинкса вводились металлические стержни с целью обнаружения проходов или камер, но попытки оказались тщетными. Основная часть Сфинкса состоит из единой скалы, но передняя часть сделана из отдельных камней. Сфинкс имеет в длину 200 футов, в высоту 70 футов и в ширину на уровне плеч 36 футов. Основная скала, из которой сделан Сфинкс, как полагают некоторые, была вырезана и доставлена издалека неизвестными транспортными средствами. Другие полагают, что скала является природной, напоминающей по форме высеченную из нее впоследствии статую. Выдвигавшаяся некоторыми версия о том, что как Пирамида, так и скульптура сделаны из камней, добывавшихся на месте, неудовлетворительна в свете того, что в камнях из известняка были найдены остатки небольших морских существ, называемых муммилитами.

Имевшая широкое хождение версия о том, что Сфинкс был порталом Великой Пирамиды, хотя и держалась с поразительной цепкостью, никогда не была доказана. П. Христиан излагает свою теорию, основанную частично на авторитете Ямвлиха, так:

Сфинкс из Гизы служил входом в священную подземную камеру, в которой происходили инициации. Вход, загроможденный в наше время песком и мусором, может быть все еще найден между передних лап лежащего колосса. В прошлом вход закрывался бронзовыми воротами, секретные пружины которых были известны только магам. Почтение народа и религиозный страх охраняли ворота лучше, чем это могла бы сделать вооруженная охрана. В брюхе Сфинкса были проложены галереи, ведущие к подземной части Великой Пирамиды. Эти галереи столь сложно переплетались, что любой пытавшийся пройти в Пирамиду без сопровождающего неизбежно после долгих блужданий возвращался в исходную точку.

К несчастью, описанная выше бронзовая дверь никогда не была найдена, и нет никаких свидетельств, что она вообще существовала. Прошедшие века оставили заметные следы на колоссе, и поэтому вполне возможно, что существовавший вход сейчас безнадежно закрыт.

Почти все исследователи Пирамиды верят в то, что под Пирамидой существуют подземные камеры. Роберт Баллард пишет: Жрецы Пирамиды озера Морис сделали под Пирамидой громадные подземные помещения, и кажется более чем вероятно, что такие же помещения существуют и под Пирамидой близ Гизы. Я хотел бы пойти дальше: может быть, из тех же пустот, которые образуют эти помещения, и был добыт тот известняк, из которого сложена Пирамида. Во внутреннем гребне известняка, на котором стоит Пирамида, который еще предстоит обнаружить, можно, я уверен, найти достаточную информацию в подтверждение этой точки зрения. Для этого требуется хорошее алмазное сверло и стержень для него длиной этак две или три сотни футов, да еще содействие Пирамиды

Теория Балларда об обширных подземных помещениях и каменоломнях поднимает важные проблемы архитектоники. Строители Пирамиды были слишком дальновидными, чтоб рисковать существованием самой Пирамиды, и вряд ли поместили бы более пяти миллионов тонн известняка на что-либо, кроме весьма твердого основания. Следовательно, разумно предположить, что такие камеры или проходы под Пирамидой занимают не больше места, чем они занимают в самой Пирамиде, а именно одну тысяча шестисотую часть кубического объема. Сфинкс, без сомнения, был воздвигнут в символических целях по инициативе жречества. Теории, по которым уреус на его голове был пальцем громадных солнечных часов и Пирамида и Сфинкс использовались для определения времени, времен года и прецессии равноденствия, и являются изобретательными, но не очень убедительными. Если это громадное создание было возведено для того, чтобы скрыть древний проход к подъемному храму под Пирамидой, ее символизм был бы вполне объясним. По сравнению с гигантским размером и величием Пирамиды Сфинкс кажется почти незаметным. Его лицо, на котором еще можно видеть следы красной краски, изначально покрывавшей фигуру, обезображено до неузнаваемости. Нос фигуры был отбит фанатичными мусульманами, чтобы последователи Пророка не впали в идолопоклонство. Сама природа ее конструкции и ремонты, необходимые для того, чтобы голова не отпала от туловища, говорят о том, что фигура не могла бы просуществовать столь большой период времени, который прошел с момента сооружения Пирамиды.

Для египтян Сфинкс был символом силы и разума. Изображение фигуры в виде андрогина означало, что египтяне осознавали, что инициированные и боги обладают как позитивными, так и негативными творческими силами. Джеральд Масси пишет: Это секрет Сфинкса. Ортодоксальный Сфинкс Египта является спереди мужским существом и женским сзади. Поэтому это образ Сет-Тифона, мужской спереди и женский сзади. Фараоны, которые носили хвост Львицы или Коровы сзади, были мужчинами спереди и женщинами сзади. Подобно Богам, они заключали двойственную целостность Бытия в одной личности, рожденной от Матери, но являющей собой Дитя обоих полов

Большинство исследователей осмеивало Сфинкса, не соблаговолив при этом исследовать великого колосса, обратив почти все внимание на затмевающие его тайны Пирамиды.

«Вряд ли в цивилизованном мире найдется кто-либо, кто был бы незнаком с обликом и чертами огромного льва с человеческой головой, который охраняет подступ с Востока к пирамидам Гизы»3 .

Гигантская статуя с телом льва и головой человека смотрит из Египта на Восток вдоль тридцатой параллели. Она вырублена из известнякового монолита, образующего скальное основание плато Гизы, и имеет размеры 72 метра в длину и 20 метров в высоту. Она выветрена и истерта, избита, покрыта трещинами и осыпается. Это - Великий Сфинкс. Некогда его считали вечным богом. Затем он попал в ловушку забвения и погрузился в заколдованный сон. Какую же тайну хранит этот величественный страж? «Сфинкс» по-арабски звучит как «Абу эль-Хол», что означает «отец ужаса». Сфинкс - символ мудрости, могущества, силы, достоинства и королевской власти. Сфинкс Гизы - самый древний и самый большой сфинкс в мире, он охраняет подходы к пирамидам Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра), и Мекерина (Менкаура). По одной из легенд лицо сфинкса - это лицо фараона Хафра (Хефрена), согласно другой легенде сфинкс представляет собой бога Гора, наблюдающего, как восходит над горизонтом солнце - его отец Бог Ра. В мифах древних греков Сфинкс - чудовище, порождённое Тифоном и Эхидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Сфинкс расположился на горе близ города Фивы и задавал каждому проходившему загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?». Не сумевшего дать разгадку, Сфинкс убивал. Разгадал загадку Эдип:«Человек в детстве, зрелости и старости». После этого Сфинкс сбросился со скалы.

Сфинкс символизирует достоинство, королевскую власть, мудрость, могущество и силу. В Древнем Египте существовало три разновидности сфинксов, с человеческой головой и телом льва (андросфинкс); с головой сокола (хиеракосфинке) и с головой барана (криосфинкс). Самым древним и 3 Ахмед Фахри, «Пирамиды», 1961 год большим сфинксом является Великий Сфинкс в Гизе, который охраняет подходы к пирамидам. Он был создан из известит примерно в 26 веке до н.э. Этот колосс — 20 м в высоту и 73 м в длину. Предполагается, что лицо сфинкса — лицо фараона Хафра (Хефрен), или же сфинкс представляет собой бога Гора наблюдающего, как восходит над горизонтом его отец Ра, солнце.

История появления сфинксов

Столицей Древнего Египта в эпоху Среднего и Нового царства с XXI века до н. э. был город Фивы. На западном берегу Нила располагались заупокойные храмы, гробницы, в жалких лачугах ютились бальзамировщики, а на востоке пребывал царь и горожане. Пристани на западном берегу Великой реки были облицованы гранитными полированными плитами и здесь находились статуи сфинксов. Множество каменных чудовищ с лицами фараонов стояло, вытянувшись в два ряда, один против другого. Они несли, прежде всего, сторожевую службу. Считалось, чем больше сфинксов охраняет гробницу, тем сильнее защита от враждебных чар и помыслов. Сфинксы рождались в скульптурных мастерских, находившихся в ведении главного жреца храма Амона-Ра и помещавшиеся при храме. Глыбу камня отёсывали, придавая ей прямоугольную форму. Затем на деревянных катках подтаскивали к берегу Нила, погружали на баржу и отвозили к нужному месту. Работа над статуей начиналась с того, что поверхность камня расчерчивали на мелкие клетки, рисовали профиль и фас сфинкса, а также вид со спины. Затем рабы скалывали лишние куски камня. Когда статуя была готова, её шлифовали для предания камню зеркального блеска. За храмом Амона-Ра возвышалось другое величественное здание – это была усыпальница Аменхотепа III. Чтобы охранять собравшиеся в ней богатства от всякого рода тёмных сил, между берегом Нила и гробницей были установлены два больших сфинкса. Однако прошли сотни лет, и сфинксы вместе с храмом Аменхотепа III были погребены под многовековым слоем песка. В 1820-х годах в районе Фив французами под руководством учёного Ж.Б. Шампольона производились археологические раскопки, и первой интересной находкой стала пара прекрасно сохранившихся сфинксов. Одна из откопанных скульптур была отправлена в Александрию, где её заметил русских офицер и литератор Андрей Муравьёв, который поставил перед собой цель доставить сфинксов на берега Невы. Муравьёв написал об этом Николаю I в Петербург, который передал его послание Совету Академии Художеств. Было решено приобрести сфинксов для украшения города. Однако сложилось так, что Николай I отправился в Европу, не успев подписать решение академического Совета. «Помогла» французская революция 1830-го года - о сфинксах французы забыли, и русское правительство приобрело их за 64 тысячи рублей ассигнациями. В мае 1832 году на парусном корабле «Буэна сперанца» («Добрая надежда») сфинксов в больших деревянных клетках привезли в Санкт-Петербург и поместили на Круглом дворе Академии художеств.

В то время велись работы по сооружению большой пристани на набережной под руководством К.А. Тона.

Константин Андреевич Тон родился в Санкт-Петербурге 6 ноября 1794 года в зажиточной семье. Его отец содержал мастерскую ювелирных изделий. В октябре 1803 года мальчик был определен в Петербургскую Академию художеств, а с 1809 года начал специально заниматься архитектурой и очень успешно. В начале 1810-х годов он создает первые в своей жизни проекты крупных зданий: в 1811 году – «великолепное и обширное здание среди сада, удобное для помещения в нем всяких редкостей», в январе 1812 года – «план для общественного увеселения жителей столичного города». Учеба Тона в Академии художеств была плодотворной, и он из года в год получал медали, отмечавшие высокие достоинства его проектов: в 1812 году – проекта Дома Инвалидов, в 1813 году – проекта монастыря, в 1815 году – проекта «здания Сената в том месте, где он находится».

По приезде в Петербург творчество Тона развивается в основном в двух направлениях. С одной стороны, он продолжает проектировать, как и в годы учения в академии, в стиле классицизма. К их числу относятся: перестройка интерьеров Академии художеств в Петербурге, пристань-набережная перед Академией художеств (1832—1834), постройка Малого театра в Москве (1840), Дома Инвалидов в Измайлове в Москве и губернаторского дома в Казани, частные дома в Петербурге и Новгороде, Лесной институт и казармы в Свеаборге. С другой стороны, в его творчестве все большее место начинают занимать постройки в «русском» стиле.

К.А. Тон является создателем «русско-византийского» архитектурного стиля, его самые знаменитые памятники - храм Христа Спасителя, Кремлёвский дворец, Оружейная палата.Еще в одном из спроектированных для Москвы сооружений – Петербургском вокзале на Каланчевской площади (1844—1851) – Тон вновь обнаружил свойственное классицистам пристрастие к варьированию и разработке раз найденного типа композиции. В здании вокзала соединились черты и мотивы, отработанные при проектировании Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты. Возможно, это сходство было сознательным. Как и общность облика Московского и Петербургского вокзалов обеих столиц, онодолжно было представлять определенный комплекс идей.

Пристань в Петербурге строилась К. А. Тоном в центральной и передней части столицы и была первой на пути иноземных кораблей, плывущих в столицу из Финского залива. Сначала Тон хотел оформить пристань в греческом виде. Было решено отлить двух бронзовых коней со всадниками и два античных фонаря. Однако, когда привезли двух огромных древних сфинксов, Тон изменил скульптурную задумку, и на гранитные плиты поместил сфинксов. Прежние бронзовые колонны античного типа он сохранил. Во время блокады Ленинграда сфинксы были защищены бревенчатыми коробами от взрывов, а в 1959 году пострадавшая во время войны пристань была реставрирована, в частности, были восстановлены четыре бронзовых грифона у гранитных скамей, исчезнувшие при загадочных обстоятельствах во время революции. Сфинксы снова заняли своё почётное место на гранитных плитах и теперь уже не сходили с них.

Описание памятника

Очень сильное впечатление производят каменные изваяния сфинксов, когда находишься поблизости от них. Поза сфинксов спокойна и полна достоинства; царственно-величавые и равнодушные ко всему окружающему, лежат они, выставив вперёд могучие лапы(ил.2).

Головы изваяний украшены коронами Верхнего и Нижнего Египта. Они были вырублены из гранита отдельно и затем укреплены на головах статуй. Лоб до половины закрыт головным платком - немисом, который, обрамляя лицо, падает на плечи и концами свисает на грудь. Немис – обязательный атрибут царской власти — всегда изображался на сфинксах, корона же встречалась значительно реже. На лбах статуй - урей - золотая змейка, считающаяся покровительницей и защитницей царя и священных животных. Урей встречается на головных уборах всех правителей и богов Древнего Египта. Однако на «сфинксах из Древних Фив» уреи отбиты.

Ликам сфинксов придано портретное сходство с Аменхотепом III. Немного продолговатые, миндалевидные глаза мифических существ широко открыты, веки обозначены кольцом рельефных тонких полосок (прием, характерный для древнеегипетского искусства). Застывший, немигающий, загадочный взгляд устремлен вдаль. Еле уловимая улыбка, а вернее, лишь намек на нее, таится в углах сжатого рта. Подбородки и покрывающие их бороды - фараоны носили накладные крашеные бородки - не сохранились. Они, вероятно, были отбиты уже после смерти Аменхотепа III по приказу следующего правителя Египта. Скорее всего, бородка сфинкса символизировала его силу. Тонко и тщательно моделированы у скульптур уши. Гладкое округлее лицо не оживлено ни одной складкой, ни морщинкой, не выделены мускулы. Лица бесстрастны и равнодушны. Так предписывалось канонами искусства той эпохи. На шее сфинкса – широкое ожерелье из шести рядов бус. Это традиционное украшение, которое носили, не только цари, но также их приближённые и знать. Плечи сфинксов и часть передних лап покрывает полосатая ткань. Посередине груди выбит в виде медальона картуш - царская табличка с иероглифическим отображением имени фараона. Туловище сфинксов изваяно обобщённо, без детализации. Древний скульптор сосредоточил всё своё внимание на изображении головы и лица. Лицо одного из сфинксов повреждено. Это не «военное» ранение, как может показаться сначала - древний страж усыпальниц пострадал намного раньше - ещё в тот самый момент, когда его только доставляли в Петербург на корабле. При погрузке одного из сфинксов произошло неожиданное: кран не выдержал тяжести, веревка, которой крепилась скульптура, сдвинулась, и сфинкс ударился о палубу. От удара откололись куски гранита с правой стороны головы, от шеи до макушки скульптуры прошла глубокая борозда. Даже после реставрации «рана» на лице колоссального зверя так и осталась. Каждый сфинкс имеет по две надписи, представляющими собой варианты титулов фараона. Впервые полный перевод всех надписей сделал в 1913 году молодой русский египтолог В.В. Струве. Надпись на груди и между лапами почти одинакова: «Царь Верхнего и Нижнего Египта», «Небмара», «Сын Ра», «Аменхотеп, властитель Фив», «Любимец Амона-Ра». Надписи перед лапами таковы: «Да живёт благой бог, Небмара, отпрыск Ра», «Сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив». Обе статуи прямо испещрены иероглифами, которые тянутся также и по боковым краям гранитных плит. Сфинксы высечены из красного гранита (очень плотного, красноватого или розового гранита, который добывался в Асуанских каменоломнях на юге Египта), и весят по 46 тонн каждый. Их высота 3, 73 метра, а длина - 4, 90 метров. На пьедесталах высечена надпись: «Сфинкс из Древних Фив в Египте привезён в град Святого Петра в 1832 году».

Две широкие пологие ступени, поднимающиеся прямо из воды, ведут на обширную площадку с симметрично расположенными на ней двумя полукруглыми каменными скамьями, края которых декорированы рельефными металлическими грифонами. В 1958 году архитектор-реставратор И.Н. Бенуа на основании сохранившихся архивных документов и старых иллюстраций составил проект восстановления утраченных грифонов (ил.4).

Модели выполнил мастер специальных научно-реставрационных производственных мастерских Г.Ф. Цыганков, а отливку в металле произвели на литейном заводе мастерской Академии художеств. Грифоны черно-жёлтого цвета, стоят, ощерившись, пригнув к затылку уши. Две передние мощные лапы с когтями плотно сжаты. Каждый мускул на причудливой морде крылатого льва выделен, подчёркнут; брови сдвинуты, что придаёт глазам слегка удивлённое выражение, а крылья расправлены.

Ступени лестницы, расположенные между скамьями и выше их ведут к набережной. По краям этой лестницы стоят высокие цилиндрической формы бронзовые светильники античного типа, украшенные рельефами. Светильники опираются на львиные лапы. Рельеф представляют полуобнаженные греческие девушки или богини, а чуть ниже, по самому металлу, вырезаны листья и стебли растений(ил.1).


Заключение

Любое переломное время вынуждает переосмысливать привычные образы. В первые годы после установки на берегу Невы сфинксы воспринимались совсем не так, как в начале следующего столетия, и мы сегодня воспринимаем их по-иному, а именно как произведения искусства определённого времени. Древнеегипетские сфинксы у Академии художеств - это самые драгоценные скульптуры города, давно ставшие поэтической метафорой. Они волновали воображение едва ли не всех поэтов, живших или хотя бы побывавших в Петербурге. Каждый находил в загадочных изваяниях отклик на собственные мысли и чувства. Александр Блок и Вячеслав Иванов не раз в своих творениях вспоминали этих «львиных див». В стихотворении Валерия Брюсова мы слышим восхищение и преклонение перед этими стражами древности:

«... Ты видишь в сумрачном тумане

Двух древних сфинксов над Невой.

Глаза в глаза вперив, безмолвны,

Исполнены святой тоски

Они как будто слышат волны

Иной торжественной реки...»

Сфинксы могли бы занять центральное место в экспозициях крупнейших музеев мира. Они в десять раз старше Петербурга и уже неотделимы от «железно-серого» города с его «громадами, уснувшими в ночной глуши», с ветром, дождём и мглой. Многие слышали о том, что если человек потревожит покой сфинксов, ему грозит страшная смерть. Особенно опасно, если сфинкс находится вдали от родной земли. Однако, если мифическому чудовищу оказывать всяческие почести, он может стать могущественным талисманом. Похоже, сфинксы на Университетской набережной благоволят к северным краям: они гармонично вписываются в ансамбль Петербурга, и многие жители города даже обращаются к ним за помощью. Считается, что если почесать у сфинкса за ухом и загадать свое заветное желание, оно непременно исполнится в течение года.

Таким образом, проанализировав ряд документов, познакомившись с историей сфинксов и их жизнью, мы пришли к выводу, что они - единственные сфинксы в городе, имеющие египетское происхождение, повлиявшие на культурную жизнь города и являющиеся не просто произведениями монументально-декоративной скульптуры, а нечто гораздо более высоким.


Список используемой литературы

1. Петров А.Н., Борисова Е.А. Издательство литературы по строительству. Л., 1972. с.425.

2. Нестеров В.В. Львы стерегут город. СПб., 2001. с. 254

3. Рыков Ю.А. Эмблемы и символы Петербурга. СПб., 2003. с.87

4. Крюковский А.П. Скульптура Санкт-Петербурга. Л., 2004. с.191

5. Интернет-ресурсы: www.opeterburge.ru – Всё о Петербурге

6. www.spbin.ru- Сфинксы

Скачать архив с текстом документа