Ширвани Гаджи Зейналабдин

СОДЕРЖАНИЕ: Азербайджанский путешественник и географ. Почти всю свою жизнь около сорока лет провел в путешествиях по различным странам Азии и Африки. Путь его пролегал через хребты Гиндукуша и Каракорума, через выжженные солнцем песчаные пустыни Аравии.

(1780-~1838)

Азербайджанский путешественник и географ. Почти всю свою жизнь около сорока лет провел в путешествиях по различным странам Азии и Африки. Путь его пролегал через хребты Гиндукуша и Каракорума, через выжженные солнцем песчаные пустыни Аравии и Египта, тропические леса Индии. Он прошел более шестидесяти тысяч километров, что в полтора раза больше длины окружности экватора. Гаджи Зейналабдин Искендер-оглы Ширвани родился 16 августа 1780 года в городе Шемахе, бывшем в те времена одним из центров науки и культуры Азербайджана. В беседе с правителем Бадахшана султаном Мухамедом Суфи Ширвани сообщает, что он родом из города Шемахи, страны Ширваи. Отец его, ахунд Искендер, был известным ученым и видным представителем местного духовенства. В 1785 году, когда Зейналабдину исполнилось пять лет, семья ахунда Искендера переселилась в город Кербелу (недалеко от Багдада). Там отец будущего путешественника занимался преподаванием в медресе. У него и у других духовных лиц Кербелы Зейналабдин обучался двенадцать лет, приобретя преимущественно духовные знания. Естественно, что любознательного юношу с его пытливым умом подобная учеба не могла удовлетворить. Впоследствии он запишет: Образование не давало никаких результатов, кроме пустого времяпрепровождения; драгоценная жизнь проходила зря и напрасно, ничего не выяснилось ни о начале мира, ни о конце вселенной, и годы моей жизни достигли семнадцати . Единственно полезное, что он приобрел, это знание основ нескольких языков. Кроме своего родного азербайджанского языка Ширвани владел персидским (фарси), арабским, турецким, туркменским языками. В дальнейшем он изучил еще и другие языки, в том числе хинди, и свободно на них говорил. В 1796 году Ширвани направляется в Багдад для продолжения своего образования. Багдад в те времена был одним из крупнейших культурных центров Востока. Там Зейналабдин встречается с видными учеными, главным образом из среды духовенства, и они помогают ему пополнить те же духовные знания. Но не только духовные книги изучал Зейналабдин в Багдаде. Знание языков открыло ему доступ как к произведениям классиков, так и к трудам современных ему ученых. Он общается не только с теологами люди науки, литературы, искусства все, чем богат духовный мир тогдашнего Багдада, попадает в его поле зрения. Но особенно глубокое впечатление на юношу производили рассказы путешественников, паломников, странствующих дервишей. Они пробудили в нем неодолимую жажду к путешествиям. После сравнительно недолгого пребывания в Багдаде Ширвани отправляется в путь. Этот путь протянулся более чем на шестьдесят тысяч километров и продолжался сорок лет.

Он пролег через Малую Азию, Иранское нагорье, среднеазиатские, аравийские и североафриканские пустыни, через леса и саванны Судана, тропические леса Индии, острова Индийского океана; он пересек горные хребты Гиндукуш, Парапамиз, Загрос, Сулеймановы горы, Памир. Путь этот вел и во многие другие области Азии и Африки. В своих трудах Ширвани не разделяет свои странствия на части. Однако можно выделить три основных его путешествия. Маршрут первого из них Ширвани указывает в книге Бустанус-сеяхе . Там перечисляются: Багдад, Ираке аджам , Гилян, Ширван, Муган, Талыш, Южный Азербайджан, Хорасан, Герат, Забудь, Кабул, далее индийские области Пенджаб, Декан, Бенгал, Гуджарат, острова Индийского океана, Синд, Мултан, затем по горным дорогам в Кашмир, Музаффарабад и по Кабульскому пути в Тахаристан, оттуда в Туран и через Бадахшанские горы в Хорасан, затем по Иракскому пути (имеется в виду путь к Ираку через территорию Ирана) в Фарс. После непродолжительного отдыха Ширвани начинает второе путешествие. Оно началось из Шираза (Фарс), оттуда в Дараб, потом к морю в Бендер-Аббас, далее по Ормузскому пути в Хадрамаут, Йемен, затем в Эфиопию и Судан, потом снова на Аравийский полуостров в Джидду, Хиджаз, Медину, Мекку. После этого по морскому пути в страну Сеидов (иначе говоря, в эс-Саид местность вдоль Нила, из Египта через Ближний Восток в Шам-Рум (Анатолию) в Диярбакыр, Караман и Айдын. Третье путешествие Ширвани к Атлантическому океану и обратно проходило по следующему маршруту: острова Бахре Ахзар (что означает зеленое море так восточные географы называли Атлантический океан) Рум-Эли (или Румелия, как именовали европейскую часть Османской империи) Анатолия Азербайджан Тегеран Хамадан Исфахан Керман Шираз Багдад. Все эти путешествия были связаны для Ширвани с большими трудностями и сопряжены с немалыми лишениями. Но вместе с тем они дали ему возможность собрать огромный материал, на основе которого он создал свои труды, знакомящие нас с географией, хозяйством, историей посещенных стран, культурой, бытом и обычаями многих населяющих их народов. Помимо названных трех основных путешествий Ширвани многократно совершил небольшие поездки по Ирану и Азербайджану. Многие из них были вынужденными. Долголетние путешествия, встречи и беседы с деятелями науки и культуры, с простыми людьми, с правителями народов и стран Востока стали большой школой жизни для Ширвани.

Он видел, как страдают простые люди крестьяне и ремесленники; большая часть населения жила в нищете, а кучка помещиков, ханов, беков купалась в роскоши и богатстве. В своих книгах и в личных беседах он говорил об этом, призывая власть имущих быть справедливыми. Он замечает при этом, что Аллах тоже требует от своих подданных людей земли справедливости по отношению друг к другу. Годы странствий принесли путешественнику славу одного из умнейших и образованнейших людей своего времени. Неудивительно поэтому, что знакомства с ним ищут многие видные деятели включая правителей государств. Не стал исключением и шах Ирана. В 1815 году Ширвани побывал в Тегеране. Узнав об этом, Фатали-шах дважды приглашает его к себе. Он сулит Зейналабдину всякие блага, предлагая остаться у него при дворе. Однако тот отказывается от заманчивых предложений, предпочитая вести жизнь вольного странника. В Тегеране Ширвани встречается с виднейшими учеными и писателями, везде его ожидают почет и уважение. В то же время духовенство, считая Ширвани атеистом, всячески чернило его в глазах Фатали-шаха и немало в этом преуспело. Фатали-шах, поверив духовенству, впал в гнев и приказал изгнать Ширвани из Тегерана. Много мучений выпало после этого на долю путешественника в Иране. Начались скитания, полные тревог и лишений. Это были едва ли не самые тягостные страницы в биографии Гаджи Зейналабдина Ширвани. Он едет в столицу Фарса город Шираз, а оттуда вместе с семьей в Керман. Правитель этой области Ибрагим-хан также под влиянием духовенства гонит путешественника из города. Однако далеко Ширвани со своими попутчиками уйти не успел: их настиг новый приказ хана. Скитальцев возвращают и три месяца держат в городе в ужасных условиях. Впоследствии Ширвани запишет: Правитель Кермана был очень жестоким. В жестокости он превосходит всех других мучителей... Заболевает жена Ширвани, а затем и другие его спутники. Хан смилостивился, и с его разрешения Ширвани отвозит жену в Шираз. Оттуда он едет сначала в Иезд, а потом в Исфахан. По дороге путешественника настигла весть, что в Ширазе вспыхнула эпидемия холеры. Ширвани срочно возвращается туда, забирает семью и отправляется с ней в поселок Гумша, где останавливается в местном караван-сарае. Здесь Ширвани и его семью ждут новые злоключения. Правитель области Гасым-хан (сын Фатали-шаха) решил покончить со своевольным пришельцем и издает приказ о его казни. Прослышав об этом, влиятельный ученый-теолог Маджзубалишах, в прошлом один из учителей Ширвани, ставший ему близким другом, срочно пишет письмо путешественнику и пересылает его со своим приближенным Рахматалишахом в Гумшу.

Ширвани немедленно покидает караван-сарай. Люди Гасым-хана, приехав за ним и не обнаружив его, арестовывают его жену и Рахматалишаха. Узнав об этом, Маджзубалишах отправляется к Гасымхану и добивается освобождения пленников. А затем помогает семье Ширвани вернуться в Шираз. Туда же, бежав из Гумши, прибыл и Ширвани. На сей раз, пребывая в Ширазе, он оказался свидетелем сильного землетрясения. Это было в 1239 году хиджры (1824), 27-го дня месяца тавас . Город был почти полностью разрушен, имелось много человеческих жертв, к тому же снова вспыхнула эпидемия холеры. Но даже в этой ситуации недруги Ширвани не оставляют его в покое. Правитель Шираза изгоняет путешественника из города. Друзья поселяют его за городом. Однако сановники из среды духовенства не успокаиваются, и под их нажимом Ширвани выдворяют из провинции Фарс. Следует отметить, что враждебное отношение Ширвани встречал главным образом со стороны духовенства. У всех других слоев общества, включая большинство властителей стран, Ширвани пользовался почетом и величайшим уважением. Сам Ширвани писал о почете, каким было отмечено его пребывание в Индии. Он рассказывает о беседе с правителем одной из областей Керим-ханом. В ответ на вопрос Ширвани о причинах великого гостеприимства, с которым его встречают, Керим-хан ответил: Я оказал вам только одну сотую долю дани уважения, которого вы достойны. Я уважаю вас по восьми причинам: одна из них это ваше человеколюбие, люди должны уважать друг друга; другая причина вы приехали как гость нашей страны, а гостей надо уважать. И еще потому, что вы ученый, а ученых нужно уважать. И наконец, еще одна причина та, что вы мудрый и многознающий человек помогаете бедным людям, а тот, кто помогает беднякам и обездоленным, тот достоин уважения... Вот за это я вас уважаю и люблю от всего сердца . В Каире Ширвани встречается с Ибрагимбеком правителем Египта. Ибрагимбек, плененный глубиной ума и широтой взглядов Ширвани, прилагает все усилия, чтобы оставить его у себя: он даже предложил Ширвани в подарок целый район с семьюдесятью деревнями, лишь бы тот остался служить у него. Но и от такого заманчивого подарка Ширвани отказывается, заявляя, что он предпочитает продолжать путешествовать и познавать мир. Точно так же отнесся Ширвани и к не менее лестным предложениям турецкого султана Махмуда, последовавшим во время бесед в Стамбуле. Любопытно, что Ширвани отклонил приглашение австрийского консула в Константинополе (Стамбуле) посетить его родину. Сколько же лет продолжались путешествия Ширвани? Сам Ширвани пишет:Тридцать семь лет я путешествовал по семи континентам, встречая различные препятствия и невероятные трудности, общался с представителями каждой веры, с простыми людьми каждого народа, с учеными различных направлений, с многими мыслителями, с великими деятелями каждой страны и со знающими людьми каждой провинции.

Я встречался и беседовал с исследователями каждого направления науки, с людьми, которые глубоко во всех подробностях разбирались в каждой религии... с мудрыми людьми каждого континента, с правителями каждой страны . Следует отметить, что после двадцатилетнего путешествия в 1237 году хиджры (U?21-1822) в городе Кум Ширвани написал первую часть книги Риязуссеяхе ; после тридцатилетнего путешествия в 1242 году хиджры (1827-1828) в Ширазе Хадаигус-сеяхе , а после тридцатисемилетнего путешествия в 1248 году хиджры (1832) Бустанус-сеяхе . После написания последней книги он путешествовал еще три года, то есть путешествия Ширвани продолжались около сорока лет. Наиболее достоверные сведения о последних днях жизни можно найти в книге Масумалишаха Пути правды . Масумалишах передает рассказ своего старшего дяди Гаджи Мухаммедтаги; согласно этому рассказу, когда Ширвани в последний раз с женой приехал в Аравию, он тоже был с ними; далее он говорит, что Ширвани заболел и умер по дороге в Мекку вблизи города Джидда; и тогда он, а также другие его спутники и жена путешественника привезли его тело в Джидду и похоронили на городском кладбище Умана-Гава. По календарю хиджры-гамары год (лунный) начинается с марта. Точная дата месяц и число смерти Ширвани неизвестны. Но вероятнее всего, он умер в 1838 году. Ширвани был не только географом-землепроходцем. В его трудах содержатся интересные сведения по истории, этнографии, философии народов Востока. Ширвани был также поэтом. В литературе он выступает под псевдонимом Темкин, что значит в переводе сдержанный , терпеливый . Труды Ширвани высоко оценены учеными России, Индии, Англии, Франции, Ирана, Турции, Афганистана и других стран. В Индии и Индонезии его имя носят музей и библиотека, в Саудовской Аравии (в Мекке и Джидде) географическое общество; в Ширазе (Иран) есть улица имени Ширвани.

Скачать архив с текстом документа