Школьный краеведческий музей
СОДЕРЖАНИЕ: Осуществление краеведческого принципа в учебно-воспитательной работе возможно только при условии систематического накопления в школе местного географического материала. Этот материал постепенно собирается в школьном краеведческом уголке.
Константин Федосеевич Строев
Осуществление краеведческого принципа в учебно-воспитательной работе возможно только при условии систематического накопления в школе местного географического материала. Этот материал постепенно собирается в школьном краеведческом уголке, который впоследствии в результате увеличения и организации работы может перерасти в краеведческий музей.
Сложность работы по созданию краеведческого музея в школе состоит главным образом в том, что учитель при недостаточном владении методикой краеведения затрудняется в постановке исследований для получения нужных материалов. Не все собранные материалы можно использовать для создания музея, а только те, которые подобраны так, что вместе образуют нечто целое, объединенное идеей лучшего отражения жизни родного края и представляющее в то же время педагогическую ценность.
Главным критерием в оценке музейного материала должны быть достоверность типичных для края явлений и объектов и возможность применения их в учебно-воспитательной работе.
Школьный краеведческий музей не должен представлять собой бессистемное собрание редкостей, случайно собранных и нарушающих внутреннюю его цельность. Как бы ни были разнообразны отдельные группы предметов, их всегда необходимо объединять определенной внутренней связью и системой отбора, от чего зависит и расположение материала по отделам и стендам музея.
В школьном краеведческом музее сосредоточивается все самое значительное о природе, истории, экономике, культуре края. Посредством отбора характерных и ярких предметов музей должен превратиться в составленное по определенному замыслу собрание экспонатов, показывающих все стороны жизни края. В этом его сходство с местным государственным краеведческим музеем, от которого в то же время школьный музей сильно и отличается.
Эти отличия: во-первых, по содержанию своих материалов, так как в школьный музей собирают главным образом наиболее подробные сведения о ближайших окрестностях школы, поскольку главное в работе школьного музея — изучение прилегающей к школе местности.
Во-вторых, экспонаты школьного музея должны помогать учителю в проведении уроков. В нем сосредоточивается материал, отвечающий требованиям и содержанию учебного предмета и служащий учебно-наглядным пособием для уроков, строящихся на краеведческой основе, поэтому экспозиция в школьном краеведческом музее располагается так, чтобы можно было в нем проводить учебно-урочную работу.
В-третьих, в школьном краеведческом музее показывают те пути и методы, какими ведется краеведческая работа в школе. В нем сосредоточиваются всевозможные описания экспедиций, походов, экскурсии, встреч, вечеров, слетов краеведов, дневники походов, сведения по истории краеведения в школе, различные призы, награды, подарки, полученные юными краеведами школы.
Как бы ни была мала или велика территория края, она должна быть представлена обособленно от соседних мест, чтобы отражение ее в музее составляло бы осмысленную цельную картину.
Задача краеведческого музея — дать наглядный и всесторонний показ природы и жизни родной местности. Но воплощать это можно и нужно очень разнообразно и продуманно.
Натуральные экспонаты, карты, иллюстративный материал, копии разнообразных документов, книг.и, журналы располагаются по отделам. Количество отделов и их содержание определяются произвольно. Музей может, например, иметь только один отдел, включающий материалы о занятиях населения, но могут быть отделы о природе, истории, хозяйстве края, о быте населения , н т. д. Последовательность размещения материалов в отделах может соответствовать расположению тем в учебной программе, а может быть связана с принципами научной классификации вопросов.
При организации школьного краеведческого музея необходимо строго придерживаться правил музейного хранения доподлинных памятников. В каком бы виде ни были памятники, какой бы характер они ни носили: исторические предметы и документы, материалы геологических исследований, археологических раскопок и др., они должны быть выделены в так называемый “особый фонд” для учета и наиболее тщательного хранения. Об обнаруженных памятных материалах необходимо поставить в известность государственный музей и получить от него указания, как их оформить и где они должны храниться.
В опыте школ выработалось два противоположных подхода к созданию музея. Первый — когда материалы для музея накапливаются постепенно и после того, когда образуется некоторый фонд, составляется план оборудования и начинается изготовление экспонатов и их размещение. Второй — открытие музея не откладывается на то время, когда будут собраны все материалы по всем разделам, так как на это уйдет немало времени, за которое у учащихся, работающих над созданием музея, если они не видят результатов своих трудов, потеряется к нему интерес.
Пользы будет больше, если при появлении первых экспонатов приступать к созданию хотя бы краеведческого уголка. Не беда, что некоторые отделы не будут достаточно представлены. Зато собранный и выставленный с соответствующей обработкой материал сразу начнет использоваться в учебно-воспитательной работе.
Естественно, что первоначально собранные и оформленные экспонаты будут исходным материалом для дальнейшей пополнения музея и расширения его роли в учебно-педагогическом процессе. Неотложная обработка материла для экспонирования на стендах музея должна быть правилом краеведческой работы в школе.
В школах, где с краеведением связано преподавание географии, истории, биологии, литературы, краеведческий музей носит общий характер и организуется с учетом специальных задач, выдвигаемых каждым предметом.
Большое значение в подготовке экспозиций музея принадлежит задаче эстетического воспитания. Умение красиво оформить материал и как можно лучше и яснее его показать — важное условие при создании музея. Сам музей, его экспонаты могут служить средством эстетического воспитания, а работа в нем — конкретная возможность привить хороший вкус школьникам. Для этого важно, чтобы обзор экспонатов был не только поучительным, но и легким, приятным. Все предметы, помещаемые в нем, должны быть непременно интересными, красиво оформленными. Музей будет очень проигрывать в художественном отношении, если переполнить его лишними материалами плохого качества. Экспонаты необходимо размещать с достаточными, промежутками, чтобы при рассмотрении каждого предмета соседние не могли рассеивать или отвлекать внимание; следует избегать в музее впечатления тесноты.
Очень важное значение имеют при оформлении экспонатов краски и освещение. Сильное впечатление создают не кричащие яркие краски, а спокойные, ровно покрывающие поверхность полутона, гармонирующие между собой. Следует стремиться для каждого предмета найти лучшее место в той части музея, где этот предмет по своему содержанию и характеру должен размещаться.
Все отделы сопровождаются соответствующими надписями, а экспонаты—этикетками, объясняющими качественные стороны предмета, некоторые сведения об истории его появления в музее и т. д. Для каждого рода надписей выбирается свой шрифт—простой и четкий. Фотографии, диаграммы, рисунки, письменные материалы обводятся рамкой или окантовываются под стекло. Многие материалы удобно хранить в папках, альбомах с/прочными переплетами.
Каждый экспонат должен быть зарегистрирован в инвентарной книге, в которой фиксируется: 1) инвентарный номер, 2) дата поступления, 3) от кого поступил экспонат.
Кроме инвентарной книги заводятся карточные каталоги экспонатов по отделам музея: на каждый экспонат должна быть заполнена карточка с названием и подробным, описанием экспоната.
Музей должен быть примером чистоты, порядка и изящества. Плохо, если его экспозиции никогда не меняются. Изменения в экспозициях, их обновление — верный признак того, что в школе жива краеведческая работа, а музей хорошо служит учебно-воспитательным целям:
В последнее время стало усиливаться стремление к переходу на кабинетную систему организации учебных занятий. В связи с этим, с целью лучшего использования в преподавании каждого предмета краеведческого материала, прибегают к созданию при кабинете предметных краеведческих уголков. Например, в школе № 1 г. Георгиевска Ставропольского края в общешкольном музее в коридорных витринах размещаются общие разделы о природе, хозяйстве и культуре края, а в кабинетах сосредоточиваются учебные краеведческие материалы по предметам: географии, истории, химии, литературе.
В правильном создании экспозиций школьного музея имеет большое значение постоянная связь его с государственным краеведческим музеем своей области или города и получение от последнего практической и методической помощи. Организуя краеведческую работу в тесном контакте с государственным краеведческим музеем, можно использовать в преподавании такие уникальные материалы, которыми школа не располагает. Музей может выделить для школы часть предметов из своих запасных фондов.
В экспозиционных залах государственного музея на подлинных материалах также могут проводиться уроки. При этом лучше, если их проводит сам учитель, а не экскурсовод. Поэтому учителю необходимо предварительно хорошо познакомиться с экспозициями государственного музея. Его сотрудники обычно оказывают школам методическую помощь при подготовке уроков, а также и занятий краеведческого кружка.
Краеведением должны заниматься все школы, поэтому для создания действительно хорошего школьного музея целесообразно объединить работу нескольких школ, расположенных рядом, и в одной из них открыть музей, при обязательном сохранении в каждой школе краеведческих уголков. В этом случае интересные материалы для музея получаются от ряда школ, в обработке их тоже участвуют объединенные силы. Опыт создания таких кустовых школьных краеведческих музеев уже имеется. Например, известный народный музей Первомайского района Москвы возник из объединенных школьных музеев.
Основное условие для образования и развития кустового краеведческого музея —его внутренняя связь искусством, в котором он возникает. Музей должен представлять достаточно полное и ценное собрание материала, который может вызвать интерес всех школ “куста”. Очень важна задача, имеющая большое воспитательное значение, — отразить непосредственное участие самих школьников в местном хозяйстве, культурном строительстве. И в этом деле совершенно особое идейно-воспитательное значение будут иметь материалы, показывающие деятельность местного .населения.
Организация кустового музея открывает больше возможностей для постоянного пополнения экспонатов, так как в этом случае силы умножаются в соответствии с Ц числом школ. Он также может взять на себя роль основного организационного центра краеведческой работы в школах.
На использовании кустового музея могут развиваться некоторые виды массовой работы: экскурсии, походы, создание литературных описаний, издание рукописного журнала, .подготовка докладов, картографирование местности, сбор и систематический учет фотоматериалов, любительских фильмов, устройство краеведческих вечеров, встреч и пр.
С краеведением, и в частности с краеведческим музеем, должна быть связана работа школьной библиотеки. Она сосредоточивает основные научные и популярные сочинения по каждому отделу музея, заметки и статьи местных газет, тексты постановлений правительственных органов и партийных решений и т. д., дающих материал для всестороннего изучения края. В библиотеке могут сохраняться и папки с рисунками, фотографиями, картами, не выставленными на стенды и составляющими фонд для дальнейшей обработки и пополнения экспозиций музея, и использования на уроках.
Организация в библиотеке “краевого” дай “местного” отдела, составление систематического Каталога литературы, карт и фотографий по вопросам краеведения очень важное дело, от него во многом зависит широта постановки краеведческих работ.
Отделы школьного краеведческого музея
Необходимо иметь в виду, что приведенное здесь описание отделов не рассчитано на то, чтобы дать исчерпывающее представление о характере музея. Примерное перечисление отделов и хранимых предметов показывает лишь внешние формы музея, а подлинная его сущность выражается во внутреннем замысле, которым все предметы объединяются в стройное целое (1) .
Чтобы ясней представить краеведческий музей, полезно познакомиться с ним в какой-нибудь из школ, где он имеется.
Отдел первый — Изучаем родной край
В этом отделе собираются все материалы, рассказывающие о том-, как проводилась и проводится краеведческая работа в школе.
1. Летопись краеведческой работы.
2. Хронологические данные об экспедициях и походах, количественные данные об их участниках. Дневники походов, экскурсий.
3. Карты маршрутов школьных походов, экскурсий, экспедиций. Рассказы участников.
4. Тематика и планы краеведческого кружка. Его отчеты. Охват учащихся краеведческой работой по годам и классам. Работа отличившихся кружковцев.
5. Материалы о краеведческих слетах, вечерах.
6. Награды, подарки, отражение краеведческой работы в печати.
Отдел второй — Наша школа
1. Географическое положение.
2. Микрорайон школы; его топографический план.
1 Перечень экспонатов некоторых отделов музея дан по статье Н. М. Бороздинова в журнале “География в школе”, 1961, № 6.
3. Топографический план пришкольного участка. .
4. Данные об истории школы.
5. Материалы о деятельности школы по годам.
6. Учителя школы.
7. Ученики школы.
8. Пионерская и комсомольская организации школы.
9. Общественная и культурно-просветительная роль школы в крае.
Отдел третий — Природа края
I. Географическое положение края.
1. Общегеографическая карта края.
2. Географический атлас своего края.
3. Географические координаты крайних точек территории края.
4. Картосхема расстояний до Северного полюса, Северного полярного круга, северного тропика и расстояний до морей.
5. Положение края на карте союзной республики.
6. Протяженность территории с севера на юг и с запада на восток.
7. Сравнительные данные о величине территории края.
II. Геологическое строение, рельеф.
1. Таблица геологической хронологии.
2. Таблица периодов, отложения которых распространены в крае.
3. Геологическая карта.
4. Карта четвертичных отложений.
5. Картины ландшафтов геологических периодов.
6. Геологический профиль.
7. Схема геологического разреза какого-либо обнажения, показывающая состав пород, слагающих местность.
8. Геологическая колонка из натуральных образцов пород, слагающих толщу земной коры в районе школы.
9. Коллекция окаменелостей, содержащихся в породах, слагающих толщу земной коры в районе края.
10. Физическая карта.
11. Рельефная карта.
12. Геолого-геоморфологические профили.
13. Фотографии и карты типичных форм рельефа края.
14. Описания типичных форм рельефа.
III. Полезные ископаемые.
1. Коллекции полезных ископаемых.
2. Карты размещения полезных ископаемых
3. Данные о запасах полезных ископаемых и качественные характеристики.
4.Сведения о хозяйственном применении ископаемых.
IV. Климат.
1. График абсолютных температур воздуха.
2. Графики хода средних температур, выведенных по месяцам, за год (данные за несколько лет).
3. Диаграммы осадков по месяцам, средних по сезонам и за год (данные за несколько лет).
4. Диаграммы высоты солнца над горизонтом, продолжительности дня и ночи.
5. Диаграммы состояния облачности по месяцам.
6. Столбиковые диаграммы высоты снежного покрова по декадам.
*
7. Розы ветров по сезонам и по годам.
8. Сводки погоды по месяцам и по годам.
9. Таблицы и диаграммы гидрологических наблюдений.
10. Таблицы и графики фенологических наблюдений.
11. Таблица местных признаков и предсказаний погоды.
12. Круговая диаграмма продолжительности времен года и календарь сельскохозяйственных работ.
13. Описания исключительных проявлений климата и материалы борьбы с неблагоприятными климатическими условиями.
14. Картины местности в разные сезоны.
V. Внутренние воды.
1. Гидрологическая карта.
2. Описание источников.
3. Разрез колодца с указанием пластов и глубины залегания верхнего уровня грунтовых вод.
4. Таблицы режима местных рек и водоемов (время замерзания и вскрытия, продолжительность ледостава, высота уровня воды по временам года).
5. Круговая диаграмма соотношения между различными источниками питания рек.
б. Карты, фотографии, схемы и описания отдельных водоемов (источники, реки, озера, болота).
7. Материалы о работе текучих вод.
8. Схемы, графики, описания и фотографии хозяйственного использования местных вод.
9. Гидростроительство. VI. Почвы.
1. Почвенная карта края.
2. Монолиты почв.
3. Образцы удобрений, вносимых в почвы.
4. Макеты, таблицы, графики, диаграммы, фотографии, характеризующие способы борьбы за повышение урожайности почв.
VII. Растительность.
1. Карта растительности.
2. Образцы деревьев и кустарников с продольными и поперечными срезами.
3. Гербарий образцов естественной и культурной растительности и материалы по хозяйственному использованию растений.
4. Образцы семян местных растений.
5. Рисунки грибов, лекарственных растений.
6. Фотографии отдельных участков растительного покрова.
VIII. Животный мир.
1. Зоогеографическая карта края.
2. Чучела зверей и птиц.
3. Коллекции насекомых.
4. Рисунки зверей, птиц, пресмыкающихся, земноводных и рыб.
5. Рисунки и таблицы животных, имеющих промысловое значение.
6. Таблица “Польза птиц”.
7. Гнезда птиц.
8. Таблицы “Чья это работа?” (вредители).
9. Рисунки местных пород домашних животных. IX. Ландшафты края.
1. Ландшафтная карта.
2. Фотографии типичных ландшафтов края. X. Охрана и освоение природы.
1. Замечательные места, их описания, картины, фотографии.
2. Заповедные и охраняемые территории.
3. Материалы, характеризующие способы борьбы и ее результаты по охране почвенного покрова, растительности, животных.
4. Участие школьников в охране природы края.
Отдел четвертый — История края
I. Первобытный период.
1. Археологические материалы.
2. Карта заселения края.
3. Историческая летопись.
II. Докапиталистический период.
1. Материалы об условиях быта и труда местного населения.
2. История основания населенных пунктов.
III. Дореволюционное прошлое.
1. Материалы о предприятиях и хозяйствах края.
2. Орудия труда, предметы быта, культуры и искусства местного населения.
3. Материалы, характеризующие революционную борьбу народа (документы, фотографии, листовки, книги, газеты).
4. Исторические памятники.
5. Карта с обозначением исторических, археологических и культурных памятников.
IV. Советский период.
1. Участники Октябрьской революции и гражданской войны.
2. Документы, предметы, литература о революционном периоде и гражданской войне.
3. Восстановительный период.
4. Довоенные пятилетки; коллективизация сельского хозяйства.
5. Великая Отечественная война.
6. Хозяйственное и культурное строительство в послевоенный период. Карты, схемы, рисунки, диаграммы, фотографии, характеризующие развитие края.
7. Материалы о патриотических и трудовых движениях в ознаменование исторических событий.
Отдел пятый — Население края
1. Диаграммы численности городского и сельского населения.
2. Диаграммы динамики населения по возрастному к профессиональному составу, по грамотпости^и образовательному уровню.
3. Карта плотности населения.
4. Карты расселения сельского населения.
5. Макеты, рисунки и фотографии, характеризующие жилище, его внутреннее устройство, одежду и быт сельского и городского населения до революции и теперь.
6. Макеты, рисунки и фотографии, характеризующие технику и орудия труда в сельском хозяйстве, промышленности и транспорте.
7. Знатные люди края, передовики производства, ученые, общественные деятели. Участники Великой Отечественной войны.
8. Доска почета учащихся школ.
Отдел шестой — Хозяйство края
1. Диаграммы и таблицы, характеризующие развитие отдельных отраслей хозяйства.
2. Образцы продукции некоторых местных предприятий.
3. Схемы технологического процесса и производственных связей отдельных предприятий местной промышленности.
4. Диаграммы роста посевных площадей.
5. Диаграммы структуры посевных площадей.
6. Схемы полевых севооборотов в отдельных колхозах (совхозах).
7. Диаграммы уровня механизации при посеве, уборке культур.
8. Диаграммы поголовья скота.
9. Диаграммы роста продукции животноводства.
10. Список колхозов (совхозов).
11. Диаграммы доходов колхозов и колхозников.
12. Строительство в колхозах (совхозах). Фотографии и описания новых зданий и сооружений.
13. Материалы, характеризующие рост культуры отдельных совхозов и колхозов.
14. Пути сообщения и транспортное строительство.
Отдел седьмой — Культура края
1. Диаграмма количества школ, библиотек, киноустановок, клубов и других культурных учреждений до революции и теперь.
2. Диаграммы количества яслей, детских садов, больниц до революции и теперь.
3. Теле- и радиофикация колхозов.
4. Диаграмма роста книжного фонда и читателей библиотек края.
5. Библиография литературы о крае и его людях.
6. Книги, журнальные статьи, открытки и другие изобразительные произведения о крае.
7. Подшивки местных газет, стенных газет школ, бюллетеней, журналов, посвященных своему краю.
8. Материалы краеведческих сборов и изучения своего края (доклады, рефераты, описания).
9. Летопись событий.
Отдел восьмой — Профессионально-справочный.
1. Списки распространенных в крае профессий.
2. Система подготовки к овладению, специальностями.
3. Достижения передовиков производства.
Список литературы
Бороздинов Н. М. Как организовать краеведческий музей в школе. “География в школе”, 1961, № 6.
Герасимов В. П., Огризко З. А. Краеведческие музеи и школа. М., Изд-во НИИ музееведения, 1965.
Элькин Г. Ю., Огризко З. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М., “Просвещение”, 1972.
Ершов В. П. Школьный краеведческий музей. “География в школе”, 1970, № 2.
Пчельников Т. С. Каждой школе — краеведческий музей или уголок. “География в школе”, 1965, № 5.
Сергеев И. С. Школьный краеведческий музей. “География в школе”, 1968, № 2.