Шпаргалка по Экологическому праву 2
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие экологического права. Термин «экология» был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1867 году. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки. Ныне экологизация коснулась практически всех отраслей знаний, в том числе и правовой науки, что имеет вполне определенные объективные основания, состоящие главным образом в кризисном обострении отношений общества и природы, возникновении глобальных проблем охраны окружающей природной среды, разрешить которые можно лишь совместными усилиями всего человечества.1. Понятие экологического права.
Термин «экология» был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1867 году. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки. Ныне экологизация коснулась практически всех отраслей знаний, в том числе и правовой науки, что имеет вполне определенные объективные основания, состоящие главным образом в кризисном обострении отношений общества и природы, возникновении глобальных проблем охраны окружающей природной среды, разрешить которые можно лишь совместными усилиями всего человечества.
Таким образом, под экологией в настоящее время понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.
Экологическое право – это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Задачи природоохранительного законодательства, состоят в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.
Характерные черты эколог права: 1)наличие особого самостоятельного предмета правового регулирования экологических отношений; 2) наличие особых методов прав-го регулирования; 3) эколог право использует и др нормы права; 4) наличие специальных источников эколог права (з-н «Об охране ОС»).
Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также конкретных правоотношений в данных сферах.
2. Экологическим кризисом называется стадия взаимодействия общества и природы, на которой до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, экономическими интересами общества в потреблении и использовании природных объектов и экологическими требованиями обеспечения охраны окружающей среды.
Формы эк. кризисса : 1.) загрязнение окружающей природной среды различными отходами жизнедеятельности человека. 2.) Истощение природных ресурсов. 3.) Разрешение прир.ресурсов.
Вызваны естественными причинами (землетрясение) и антропогенными, возникающие в результате чел. деятельности (механические).
Причины экологического кризиса:
Первая группа - объективные причины. К ним относятся монополия государства на природные ресурсы, средства производства, отсутствие экономических стимулов в области охраны окружающей среды. В ведении государства (его органов власти, министерств и ведомств, государственных предприятий) находились вопросы: эксплуатации природных ресурсов; государственного контроля охраны природы; применения мер уголовной, административной, гражданской ответственности за нарушение экологических требований.
Предпочтение отдавалось экономическим интересам. Игнорирование требований экологии и способствовало развитию экологического кризиса.
Вторую группу составляют субъективные причины. Они связаны с неэффективным планированием расходов, в частности нерациональным применением финансовых механизмов, необходимых для осуществления системы мер, направленных на защиту, обогащение и рациональное использование природных ресурсов.
Пути решения экологических проблем
1.) Технической (создание экологически чистой технологии производства; образование малоотходных и безотходных производств).
2.) Экономическое (осуществление платности природопользования, возмещение вреда, применение налоговых льгот за выпуск экологически чистой продукции).
3.) Законодательное (совершенствование эк.законодательства; создание систем спец.законодательных актов, актов ресурсного законодательства; в актах д.быть прописан чёткий порядок администативно, уголов.ответственности)
4.) Эколого-просвятительное (равитие системы образования; перестройка потребителоьского отношения к природе; подготовка высоко-квалифицированных специалистов в данной области)
5.) Гармонизации международных эк. Отношений, развитие междунар.эколог.права.
3. Предмет э кологического права - общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности. Отраслевые экологические отношения предусматривают регулирование использования и охраны земель, лесов, атмосферного воздуха, водоемов, животного мира, недр, а также хранения, обработки и утилизации радиоактивных веществ и других опасных отходов.
Комплексные экологические отношения касаются прав природопользования и охраны природных ресурсов в целом - территорий и заповедников, лечебно-оздоровительных, санитарных, рекреационных и иных зон.
Взаимодействие этих видов отношений и обеспечивает возможность охраны окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам посредством соблюдения требований экологического права, т.е решает задачи по повышению качества природной среды.
Более четко определить предмет экологического права позволяет сопоставление его с предметом смежных отраслей права — земельного, горного, водного, лесного, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное использование окружающей природной среды. Однако к предмету указанных отраслей права относятся главным образом отношения по рациональному использованию и охране отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и др., а не окружающей природной среды в целом.
Метод правового регулирования - способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. Или, устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, по обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Два метода - административно-правовой и гражданско-правовой.
Админ-прав. метод правового регулирования исходит из неравного положения сторон, из отношений власти и подчинения и заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. В экологическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах — нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др.
Гражданско-правовой метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения, оформляетися путём заключения договоров, соглашений.
4. Принципы экологического права закрепляю основополагающие начала охраны ОС. В ст.3 з-на «Об охране ОС» выделены принципы Общей и Особенной частей. Принципы Общей части отражают специфику экологической системы страны, состоящей из совокупности природных объектов. Исходя из этого различают следующие принципы: Приоритет интересов народов, проживающих на соответствующей территории, и защита прав отдельного человека предусматривает следующее: Защита прав человека согласно ст. 42 К РФ каждый в РФ имеет право на благоприятную окружающую среду в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Принцип строго целевого использования природных объектов не допускает использования природных объектов не по целевому назначению. Принцип рационального и эффективного использования природных объектов предусматривает получение при минимальных затратах наибольшего экономического эффекта от использования природных объектов в хозяйственной деятельности, исключающей причинение экологического вреда природной среде. Принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов
Принцип платного использования природных ресурсов и природных объектов. Правовые принципы Особенной части экологического права предусматривают наличие определенных приоритетов в использовании тех или иных природных объектов. Приоритет земель сельскохозяйственного назначения - пригодные по своим характеристикам для ведения с/х земли прежде всего должны использоваться в сельскохозяйственных целях. Приоритет вод питьевого и бытового назначения предусмотрен ст. 133 Водного кодекса РФ, согласно которой использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является приоритетным.
Приоритет использования недр для разработки полезных .
Приоритет лесов защитного назначения
Приоритет условий существования животных в состоянии естественной
5. Система экологического права
Система экологического права это совокупность его институтов, расположенных в определённой последовательности, которая регулирует узких круг общественных отношений.1.) Институт экологопользования, 2.) Права собственности на природные объекты. В системе ЭП институты организованы в 3 подсистемы и представляют собой: общую, особенную и специальную части.
В общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права. Таковыми являются предмет и метод в экологическом праве, источники экологического права, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовые основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Особенная часть экологического права состоит из таких разделов, как правовое регулирование использования и охраны земель; вод; атмосферного воздуха; недр; лесов; животного мира; особо охраняемых природных территорий и объектов; правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами; правовой режим экологически неблагополучных территорий.
Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды.
6. Становление и развитие экологического права
Процесс становления и развития экологического права условно можно разделить на четыре этапа: 1. Гражданско-правовой, 2. Земельный 3. Земельно-рессурсный, 4. Экологический.
1 этап. Началом становления отдельных отраслей природно-ресурсного права считается 1917 год - принят декрет О Земле (отмена частной собственности на землю и др природные ресурсы, объявлении их исключительной собственностью государства). Развитие природно-ресурсных отраслей права: горного права, лесного права, водное, фаунистическое и воздухоохранное право. К началу 1980-х годов была завершена кодификация различных природно-ресурсных отраслей права. Данное обстоятельство послужило предпосылкой для обретения этими отраслями права самостоятельности.
2 этап. Несмотря на самостоятельность, природно-ресурсные отрасли права тяготеют к объединению, поскольку недра, воды, леса, другие природные ресурсы - взаимосвязанные объекты природы. Использование и охрана одних неизбежно отражается на состоянии других.
3 этап. Будучи природными ресурсами, объекты природы выступают в качестве элементов окружающей человека природной среды, то есть играют не только экономическую, но и экологическую роль.
Экономическая составляющая предопределила возникновение природно-ресурсных отраслей права, регулирующих прежде всего отношения по использованию природных ресурсов.
Со временем выяснилось, что хозяйственная деятельность человека может причинять вред природе (окружающей среде). Причинение вреда природе представляет серьезную опасность для всего человечества. Развиваются природоохранное законодательство. Формируется относительно самостоятельная группа норм под условным названием правовая охрана природы.
Регулятивные и охранительные нормы развивались одновременно, постепенно они оформились в природно-ресурсное право и правовую охрану природы.
4 этап. Человек осознает, что поскольку регулятивные и охранительные нормы дополняют друг друга, то и применяться должны в комплексе.
Сложившиеся тенденции во взаимодействии человека с природной средой послужили предпосылкой для объединения регулятивных и охранительных норм в интегрированную совокупность норм под названием экологическое право .
7. Под источниками права в юридическом смысле понимается нормативно-0правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере общества и природы.
Требования к источникам: должны иметь объективно-выраженную форму; д.б.приняты уполномоченными органами; официально опубликованы. Классификация:
1.) по юр.силе (международные договоры, Конституции, з-ны, подзаконные акты). 2.) по предмету регулирования (общие: Конституции, УПК, ГПК,; специальные). 3.) по характеру правового регулирования: материальны, которые устанавливают права и обязанности; процессуальные: ГПК, УПК. 4.) Собранные в кодекс и несобранные, т.е. кодифицированные и не.-
8. З-н РФ «Об охране ОС»
Большую роль в регулировании экологических отношений играют федеральные законы - акты высшей юридической силы, действие которых распространяется, как правило, на всю территорию Российской Федерации. Основополагающим является Закон РФ Об охране окружающей среды от 10.01 2002 № 7-ФЗ. Система эк.законодательства состоит из 2-х подсистем: 1.) природоохранное законодательство (Конституция, з-н «об охране Оси др.акты комплексного правового регулирования»). 2.) природоресурсное законод-во (водный, лесной, земельный кодексы . З-н является комплексным головным законодательным актом). Предмет его регулирования: природоохранительные отношения. З-н преследует задачи:1.) сохранение природной среды. 2.) предупреждение и устранение влияния вредной хоз.деят. на природную среду и зд.чел. 3.) оздоровление и улучшение качества природной среды. З-н возглавляет сист.эк.законодательства. В сист. всех з-нов дрегие законодательные акты не д. противоречить этому з-ну. З-н закрепляет эколгический механизм охраны ОС, обязательность поведения гос.эк.экспертизы, меры гос. эк.контроля, правомочия гос. инспекций по ограничению, приостановлению и прекращению деят. Экологически-вредных объектов, вопросы нормирования в области охраны ОС, определяет природные области, находящиеся под особой охраной, осуществление международного сотрудничества в обл. охраны ОС, оновы управления в обл.охраны ОС (полномочия органов гос.власти, суб.местного самоуправления),; осуществление международ. сотрудничества и ряд др.направлений.
9.Экологические правоотношения - это разновидность общественных отношений, которые возникают в сфере взаимодействия человека и природы и регулируются нормами экологического права.
Экологические правоотношения возникают на основании юридических фактов. При этом в области экологии факты классифицируют на события и действия.
Событие (например, стихийное бедствие, извержение вулкана, наводнение, лесной пожар и т. д.) возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека. Однако не всегда событие выступает как чисто природное явление, зачастую оно является следствием непродуманной деятельности человека. Действие отражает поступок человека (это наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений). Различают позитивные и негативные действия (поступки). Позитивное поведение человека как участника экологического правоотношения означает соблюдение требований экологических предписаний.
Негативное экологическое правоотношение подразумевает причинение вреда природной среде и здоровью человека. Такие юридические факты определяют экологические правонарушения. Негативные экологические правоотношения формируют институт эколого-правовой ответственности.
Экологические правоотношения целесообразно классифицировать по видам экологических общественных отношений.
1.Экологические правоотношения в сфере государственного регулирования природопользования - самая обширная группа, куда входят:
экологические правоотношения в области учета природных ресурсов. ( гос. мониторинг – земел., лесного, водных объектов, и др.);
экологические правоотношения в области разрешительной системы природопользования. Они касаются регистрации прав на природные объекты (лицензирование и др.);
экологические правоотношения в области контроля за природо пользованием. (земельного, водного, лесного и др.);
экологические правоотношения в области охраны государством режима экологического благополучия. Они предусматривают применение судебной или админ. защиты прав не только природопользователей, но и государства, его органов.
2. Экологические правоотношения в сфере осуществления право мочий собственности на природные ресурсы: по приобретению; по эксплуатации; заключения сделок купли-продажи, мены, изъятия и принудительного выкупа нерационально используемых земель.
10. Объекты экологических правоотношений – это то, по поводу чего складываются эк.правоотношения. Подразделяются на следующие три категории:
- окружающая природная среда в целом;
- отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса, лесная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты);
особо охраняемые - государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Субъект – физ. и юр. лица, которые обладают правоспособностью при наличие дееспособности при отсутствии псих.заболеваний (юр.лица с момента регистрации). Степень и характер их участия в экологических правоотношениях далеко не одинаковы. Так, если граждане и юридические лица выступают во многих случаях как потребители природных ресурсов, то государственные органы осуществляют регулирование рационального использования и охрану окружающей природной среды.
Государственные органы применительно к экологическому правоотношению выступают в качестве носителей полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей среды. Они определяют порядок и условия использования и охраны окружающей среды, ее отдельных объектов.
Хозяйствующие субъекты, граждане, в том числе иностранные юридические и физические лица, обязаны выполнять экологические предписания.
11. Экологическая функция государства и права
Экологическая функция государства как политической организации общества стала рассматриваться в качестве одной из приоритетных в связи с обострением проблем природопользования. Прежде вопросы использования и охраны природы решались в процессе экономической деятельности государства и не выходили за рамки экономической функции. Суть экологической функции государства состоит в обеспечении научно обоснованного соотношения экологических и экономических интересов общества, создании необходимых гарантий для защиты прав человека на благоприятную для его жизнедеятельности природную среду.
Природопользование предусматривает деятельность по извлечению полезных свойств природной среды и использованию их для удовлетворения экономических, экологических, культурных интересов человека. Государство регулирует порядок природопользования, чтобы придать ему рациональный характер, а значит, обеспечить не только экономический, но и охранительный эффект. Охрана окружающей среды как вид экологической деятельности государства направлена на реализацию системы мер по сохранению и воспроизводству действующих экологических сообществ.
Экологическая функция права реализуется наряду с его традиционными политическими, экономическими и иными функциями, характерными для права как инструмента управления обществом. Обострение проблем взаимодействия общества и природы обусловило расширение юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды. Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей среды путем принятия и применения правовых норм, учитывающих экологические закономерности во взаимодействии общества и природы и закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания.
Нормы права, служащие средством реализации экологического права, называются эколого-правовыми нормами. Характерный признак эколого-правовых норм в том, что они отражают не только социальные закономерности общественного развития (как и другие нормы права), но и экологические закономерности, составляющие основу системы общество и природа. Иными словами, эколого-правовая норма представляет собой органическое единство социальных и экологических закономерностей.
12. Гос управление в сфере охраны ОС означает реализацию всеми уполномоченными органами и лицами в рамках своей компетенции эк. политики проводимой в соответствии с действующим законодательством.
Функции гос управления:
- нормы регламентирующие вопросы ООС природоохранного и природоресурсного законодательства
- принятие основ экополитики (конкретизация целей и задач экополитики)
- установление нормативов (создание информац и нормативно-правового обеспечения)
- гос учет природных ресурсов, организует ведение гос контроля и мониторинга
- выбор методов управления,
Органы ООС – 2 категории
1. органы общей компетенции (Президент РФ, Правито РФ, органы исп власти субъектов РФ, ОМС (муниципальные образования))
2. спец компетенции (многочисленные органы фед исп власти и их территор органы, а также межрегиональные органы, специально уполномоченные указом Президента РФ или постановлением Правит РФ на осущ эк управл)
Специально уполномоченные органы 3 вида:
1. комплексные органы, вып спец задания (мин природных ресурсов, мин с/х)
2. отраслевые
3. функциональные органы (ГИБДД, прокуратура)
Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по экологической безопасности, Среди основных задач и функций :
подготовка предложений по вопросам внутренней и внешней экологической политики РФ и стратегических проблем государственной экологической безопасности;
подготовка предложений по обеспечению экологической безопасности в промышленности, на транспорте, в сельском и других отраслях.
13. В настоящее время специально уполномоченными государственными органами являются:
Специально уполномоченные органы 3 вида:
1. комплексные органы, выполняющие спец задания (мин природных ресурсов, мин с/х, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства)
2. отраслевые
3. функциональные органы (ГИБДД, прокуратура)
Основными принципами являются: обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды.
Гос органы уполномочены выполнять в соответствии с положением о них соответствующие природоохранные функции.
В настоящее время главным по объему и полномочиям специально уполномоченные органом в сфере ООС является МПР и экологии. Свои полномочия реализуются через свои структуры, через отраслевые органы – Федеральные службы по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства и т.д.
МПР и экологии осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении вышеуказанных агентств.
Федер агенство водных ресурсов – охрана водных объектов, перераспределение вод ресурсов и т.д.
Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
На сегодняшний день помимо Прокуратуры РФ и прокуратур субъектов РФ имеются специализированные органы по надзору за соблюдением экологического законодательства. Речь идет о природоохранных прокуратурах.
14 . Механизмы обеспечения охраны ОС. Эколого-правовой механизм природопользования и ООПС – совокупность правовых норм, регулирующих стимулирование хоз деят-ти субъектов в выполнения ими экологических требований, а также реализации мер по обеспечению ООПС и рационального природопользования.
Элементами экон- прав механизма: -планирование (прогнозирование) ПР и ООПС; - финансирование ООПС; -платежи за природопользование и за загрязнение ОПС; - экологическое страхование (добровольное и обязат-ое); - меры экономического стимулирования (льготы).
Планирования (прогнозирования) . Этот вид регулирования представляет собой мероприятия по ПП и ООПС в составе экологических программ, разрабатываемые на основе комплексного анализа важнейших факторов (демографическая ситуация, научно-технический потенциал, социальная структура, состояние природных ресурсов) и перспектив их изменений с учетом природноресурсного потенциала отдельных регионов.
Существуют 3 вида прогнозов: долгоср-е (на десятилетний период), среднеср-е (на срок от трех до пяти лет — ежегодно корректируются) и краткоср-е (ежегодные — отражаются в федеральном бюджете).
Требования устанавливаются в соответствующих природно-ресурсных правовых актах.
Финансирования ОПС. Финансир-е эко программ и мероприятий по ООС производится за счет: фед бюджета, бюджетов субъектов (отдельной строкой); средств предприятий, учр и орг; фед , территор-х и местных экол-х фондов; фондов эко страхования, кредитов банке; добровольных взносов населения, иностранных юр лиц и граждан, и др.
Платежи за природопользование и за загрязнение ОПС.
ЦЕЛЬ введения платности: 1. рациональное и комплексное использ-е ПР. 2.улучшение ОС 3. формирование спец-х фондов, отвеч-х за воспроиз-во ПР + аккумулирование средств за загрязнение. 4. выравнивание соц-экономич-х условий, хозяйствование при использовании ПР.
Плата за использование ПР включает:
-плату за право пользования ресурсами;
-плату за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
-плату на воспроизводство и охрану ПР.
15. Право природопользования и его виды
Под природопользованием понимается фактическое использование тех или иных свойств окружающей природной среды и ее объектов.
Право природопользования - это один из фундаментальных институтов экологического права и природоресурсных отраслей права - земельного, горного, водного, лесного и др. Оно определяет сам характер правового регулирования использования природных ресурсов и других природных объектов, их охрану и воспроизводство.
Классификация права природопользования по его объектам, охватывает обширный круг общественных отношений, имеющих значение не только в экологическом, но и в земельном, горном, водном, лесном и иных природоресурсных отраслях права. По данной классиф. различают право землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования и др.
Важное значение имеет и классификация права природопользования по характеру и основаниям его возникновения. По данному критерию различают право общего (не требуется специального разрешения (сбор ягод)) и специального (по лицензии) природопользования.
16. Получение лицензии создаёт основание для приобретения права природопользования и осуществления ряда видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды. Закон запрещает осуществление экологически значимой деятельности без лицензии, если она требуется для ее ведения. Проведение такой деятельности без надлежаще оформленных документов является основанием для применения к виновному лицу мер юридической ответственности.
Лицензии на природопользование выдаются федеральными специально уполномоченными органами управления в области использования и охраны природных ресурсов (к примеру, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство сельского хозяйства РФ) сроком до 3 лет, после чего заключается договор на право природопользования.
Лицензируемые виды экологически значимой деятельности: 1 группа касается непосредственно деятельности по природопользованию и охране окружающей среды от вредных воздействий. В нее включаются прежде всего все виды деятельности по специальному природопользованию — землепользованию, лесопользованию, пользованию недрами, водами, животным миром, а также иные ее виды (утилизация, уничтожение промышленных отходов; промышленное; оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ).
Ко 2 группе относится деятельность, не являющаяся изначально природоохранной, но имеющая отношение к охране окружающей среды. Лицензии на хранение нефтепродуктов или перевозка опасных грузов; строительная деятельность; деятельность, дезинсекционных и дератизационных (дератизация — истребление крыс, мышей и полевых грызунов-вредителей) средств и иные.
Для получения лицензии соискатель д.предоставить опред-ый перечень док-ов, который определён гос-ом. Он не может быть расширен. (заявление о предоставлении лицензии, копии о постановке на учёт, док, подтверждающий уплату лиценз-го сбора, копии док, подтверждающие лицензированные требования о проф.подготовке работников. Сроки – 2 мес.) По законодательству, выдавший орган обязан контролировать соблюдение условий, предусмотренных законодательством.
17 . формы собственности на природные ресурсы
Согласно статье 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Таким образом, Конституция РФ, предусматривая указанные формы собственности, не приводит их исчерпывающего перечня, давая тем самым простор для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, в том числе и в сфере формирования иных форм и видов собственности на землю и другие природные ресурсы. Под понятием права собственности на землю и другие природные объекты понимается, во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах. Во-вторых, совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности (право собственности в субъективном смысле). Структура любого регулятивного правоотношения включает в себя три основных элемента: объект правоотношения, субъект правоотношения и содержание правоотношения. Объекты природы: недра – гос. собственность; водные ресурсы и земля – все виды собственности; Леси животный мир - гос. собственность.
18. Под экологической экспертизой понимается Согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах: - презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; - обязательности проведения гос. экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; - комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; - обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; - достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; - независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; - научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; - гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; - ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Виды экологической экспертизы Законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены два вида экологической экспертизы: государственная и общественная (проводится общественными организациями). Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.
Инициаторами проведения общественной экологической экспертизы выступают граждане и общественные организации (объединения), органы местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основное направление деятельности которых, в соответствии с их уставами, - охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы. Такие органы должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке.
19. Экологический контроль
Экологический контроль - это проведение проверки юр.лицами или ИП при осуществлении их деятельности обязат.требований к товарам, работам и услугам, установленнх федеральным законодательством. Мероприятия по ЭК – это совокупность должностных лиц, орг.гос.контроля, связанных с проведением проверки юр.лицами, ИП. ЭК объединяет категории: эк.мониторинг, лицензирование. Цель: минимизировать ущерб ОС от хоз.деят; организовать рационал.использование от природных ресурсов.
Задачи : Обеспечение соблюдения всеми юр.лицами, физ.лицами требований природоохранного законод-ва.
Наблюдение за состоянием ОПС и ее изменениями под влиянием хоз и иной деят-ти;
Проверка выполнение планов и мер-тий по ООС, рациональному использованию ПР, соблюдение требований и т.д.
Виды :
гос-ный эко контроль;
производственный эко контроль;
муниципальный эко контроль;
общественный эко контроль.
Выделяют также общий эко контроль, осущ высшими органами гос власти и управления, и спец - проводимый органами, уполномоченными в области ООС.
Проводиться в целях :
обеспечения соотв-щими органами, юр и физ лицами исполнения зак-ва в обли ООС;
соблюдения треб, в том числе нормативов и нормативных документов, в области ООС;
обеспечения экологической безопасности.
Общественный экол контроль может осущ в различных формах: а) обществ слушания и их специфическая форма - парламентские слушания; б) референдумы; в) общественная экологическая экспертиза; г) обращения в средства массовой информации; д) направление жалоб, заявлений, исков в правоохр органы и суд.
20. Под экологическим правонарушением понимается виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.
Виды юридической ответственности за экологическое правонарушение: Должностные лица и граждане, совершившие экологическое правонарушение, несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.
Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.
1. Объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды. (общественные отношения по поводу обеспечения условий для оптимальной жизнедеятельности человека и общества во взаимосвязи со средой обитания. Иными словами, это отношения по поводу права на благоприятную окружающую среду.) 2. С объективной стороны экологическое правонарушение представляет собой так же, как любое правонарушение, противоправное деяние, совершенное путем действия (незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействия (невыполнения правил охраны недр). 3. Третьим признаком состава правонарушения является вина , которая существует в двух формах: умысла (прямого и косвенного) и неосторожности (самонадеянности и небрежности). 4. Субъектом экологического правонарушения могут быть граждане (вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет) и юр. лица.
Специфические признаки эколог. правонарушения: правонарушение в сфере окруж. среды; правонарушение как правило окружающей среды и здоровья человека.
21. Причины экол правонарушений связывают с причинами экологического кризиса.
Объективные причины: монополия государства на природные ресурсы, средства производства, отсутствие экономических стимулов в области охраны окружающей среды. В ведении государства (его органов власти, министерств и ведомств, государственных предприятий) находились вопросы: эксплуатации природных ресурсов; государственного контроля охраны природы; применения мер уголовной, административной, гражданской ответственности за нарушение экологических требований.
Предпочтение отдавалось экономическим интересам. Игнорирование требований экологии и способствовало развитию экологического кризиса.
Субъективные причины: связаны с неэффективным планированием расходов, в частности нерациональным применением финансовых механизмов, необходимых для осуществления системы мер, направленных на защиту и рациональное использование природных ресурсов.
Пути решения :
1. Формирование нового эколого-правового мировоззрения.
2. Выработка и последовательная, максимально эффективная реализация государственной экологической политики.
3. Формирование современного экологического законодательства.
4. Создание оптимальной системы органов гос. управления природопользованием и охраной окружающей среды
5. Обеспечение оптимального финансирования мероприятий по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды и высокой эффективности капиталовложений.
6. Привлечение государством к природоохранительной деятельности широких слоев населения.
7. Экологическое воспитание и подготовка специалистов-экологов.
22. Чрезвычайные ситуации регламентируются ФЗ «О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»
Статья 1. Даёт определение понятию - Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Классификация чрезвычайных ситуаций проводятся по различным единичным и комплексным критериям. По источнику возникновения: внешние и внутренние. По последствиям: вызывающие необратимые, долговременные, временные существенные последствия. По сфере проявления: техногенные, экологические, природного и др. характера. Ч.С. экологического характера вызываются воздействием изменений, в результате деят-ти человека, окружающей среды. От размера ущерба, количества пострадавших, границ распространения поражающих факторов Ч.С. делят на локальные (до10), местные (до 50), территориальные (до500), региональные (до 1000). В систему органов уполномочена обеспечивать управление, контроль и надзор за Ч.С. эколог. ситуациями входят: министерства, МЧС, сейсмическая служба обороны РФ, служба мониторинга и др.
23. Земля как правовой объект охраны и пользования
Земля является особо важным природным объектом, обладающим своей спецификой и оказывающим влияние и на другие природные объекты. Она главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве.
Понятие «земля» охватывает целостный природный объект (планета), а термин «почва» означает лишь ее поверхностный слой. Оба этих понятия земли имеют определенное правовое значение в качестве самостоятельных объектов правового регулирования. Так, говоря о таком важнейшем свойстве земли, как плодородие, имеют в виду именно ее поверхностный слой - почву, а не землю в целом.
Экологические функции земли: взаимосвязь неорганической и органической материи; поглощение углекислоты; переработка органической материи в неорганическую.
Экономические функции земли: средство производства в сельском и лесном хозяйстве; пространственный базис для строительства объектов (зданий и сооружений), проживания, производственной деятельности.
Культурно-оздоровительные функции земли: размещение культурных и оздоровительных учреждений; использование лечебных свойств для лечения.
По целевому назначению земли подразделяются на следующие категории: земли с/х назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Цели охраны земель: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, др. негативным воздействиям хоз-ной деят-ти.
24. Гос управление в сфере охраны и использования земель заключается в реализации таких мероприятий: мониторинг; проведение землеустройства (изучение состояния земель, планирование и орг-ция рац-ого использования, упорядочивание объектов, установление границ); ведение гос земельного кадастра; гос контроль.
Для осуществление охраны земель необходимо внедрить новые технологии и приемы мелиорации этих земель с целью повышения плодородия почв. Правительством РФ устанавливаются нормативы.
Существует также принудительное прекращение прав на землю с целью восстановление плодородия почв и загр тер-рии.
Категории земель: 1) земли с/х назнач.; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, тр-рта, связи, и иного спец. назначения; 4) земли особо охраняемых тер-рий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
ЗК РФ регулирует особенности правового режима каждой категории. (подзаконные НПА, которые устанавливает )
Законодательством предусмотрена рекультивация земель, в случае нарушения ее природопользователями в процессе хоз и иной деят-ти. Все нарушение земли состоят на гос. статистическом учете.
25. Недра - это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Полезные ископаемые являются частью недр, но не всей составляющей. ФЗ «О недрах». ФЗ установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения, или заключения договора с организациями, имеющими право на осуществление видов деятельности.
Права и обязанности пользователя недр возникают с момента гос. регистр. лицензии на пользование участками недр.
Недра предоставляются в пользование для:
1) регионального геологического изучения, геологических работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контролю за режимом подземных вод;
2) геологического изучения;
3) разведки и добычи полезных ископаемых;
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5)образования особо охр-ых геол-х объектов, имеющих научное, культурное, санитарно-оздоровит-е и др. значение.
Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геол. изучения и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геол. изучения, так и непосредственно по его завершении. ФЗ предусмотрено предоставление лицензий путем проведения конкурсов и аукционов. Лицензии на пользование недрами бывают срочными и без ограничения срока. Срок лицензии зависит от вида пользования недрами. Для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, лицензия выдается на срок до 20 лет. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образования особо охраняемых объектов и в иных целях.
26. Отношения в сфере недропользования регулируются ФЗ «О недрах». Основной задачей гос. регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рацион. использования и охраны недр. Гос. регулир-е отношений недропользования осущ-ся посредством управления, лицензирования, учета и контроля.
Задачи гос. регулирования:
1) 0пределение объемов добычи основных видов полезных ископаемых РФ;
2) обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентального шельфа;
4) установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
5)введение платежей, связанных с пользованием недрами;
6) установление нормативов в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, рационального использования и охраны недр.
Гос. управление отношениями недропользования осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, органами исполн. власти субъектов РФ, а также федер. органом управления гос. фондом недр и органами гос. горного надзора. Гос контроль.
Задачей гос. надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных стандартов по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, по охране недр.
27. Основные принципы водного законодательства. Виды водных объектов
Водный объект - сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
Водное законодательство РФрегулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения). Объектомводных отношений является водный объект или его часть.
Поверхностные воды и земли,покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.
Водные объекты в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков принято подразделять на следующие виды:
1) поверхностные водные объекты - постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно. Подразделяются на:
а) поверхностные водотоки и водохранилища. б) поверхностные водоемы; в) ледники ; г) снежники
2) внутренние морские воды - морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря РФ;
3) территориальное море РФ - прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательством РФ;
4) подземные водные объекты – сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима. К подземным водным объектам относятся: а) водоносный горизонт; б) бассейн подземных вод ; в) месторождение подземных вод; г) естественный выход подземных вод .
Участники водных отношений:
1) РФ, 2) субъекты РФ; 3) МО;4) водопользователями
Статья 3. Основные принципы водного законодательства
Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
1) значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека.
2) приоритет охраны водных объектов перед их использованием.
3) сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами;
4) целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;
5) приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.
6) участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов.
7) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством;
8) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц;
9) регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход);
10) регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;
11) регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;
12) гласность осуществления водопользования.
13) комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями;
14) платность использования водных объектов.
15) экономическое стимулирование охраны водных объектов.
16) использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления традиционного природопользования.
28. Государственное управление в области использования и охраны водных объектов осуществляют Правительство Российской Федерации и специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда (ст. 71 ВК РФ). Важные функции по рациональному использованию и охране водных ресурсов возложены на Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Система органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, устанавливается самими субъектами в соответствии с основами конституционного строя РФ, общими принципами организации исполнительных органов государственной власти и Водным кодексом Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны водных объектов, образуют единую систему органов исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивающих реализацию государственной политики в области использования и охраны водных объектов. Гр-не и юр. лица при исп-ии водных объектов обязаны осущ производственно-технологе, мелиоративн, агротехническ, гидротехническ, санитарные и др мероприятия, обеспеч охрану водных объектов.
1. Охрана водных об-в от загрязнения осущ-ся посредством регулирования деят-ти как стационарных, так и др. источников загрязнения.
2. Охрана водных об-в от засорения.
3. Охрана от аварийного загрязнения водных объектов.
4. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения из источников загрязнения, находящихся на суше.
5. Гос. учет поверхностных и подземных вод, Гос. водный кадастр.
6. Гос. экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хоз и других объектов, влияющих на состояние водных объектов.
7. Гос. контроль за исп-ем и охраной (порядка использования и охраны водных объектов, лимитов водопользования; стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов; режима использования территорий водоохранных зон; иных требований водного законодательства РФ.
8. Нормирование: 1) лимиты водопользования; 2) разработка и принятие стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов.
9. Лицензирование в области использования и охраны водных объектов.
10. Гос. регулирование водохозяйственной деятельности.
29.Право водопользования и его виды.
Основной целью водопользования является соблюдение такого режима использования водных объектов, который обеспечивал бы рациональное комплексное использование вод, их экономное потребление, охрану, улучшение качественного состояния, а также предупреждение вредного воздействия водных объектов.
Право водопользования тесно связано с правом собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды земли, комплексным характером использования водных объектов.
Субъектами пользования водными объектами (водопользователями) могут быть лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью независимо от форм собственности, в том числе юр. лица и граждане иностранных государств.
Субъекты водопользования выступают как первичные и вторичные водопользователи. Первичный водопользователь непосредственно осуществляет право пользования водными объектами либо для удовлетворения собственных потребностей, либо с целью изъятия, транспортировки и распределения воды для обеспечения других потребителей, которые в этом случае являются вторичными водопользователями. Предоставление в пользование внутренних морских вод и территориального моря РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ, Предоставление в пользование водных объектов, находящихся на территории двух и более субъектов РФ, осуществляется с учетом бассейновых соглашений. Порядок предоставления водных объектов зависит от того, в какое пользование предоставляются водные объекты: общее или специальное, совместное или обособленное.
Общее водопользование не требует получения разрешения, когда оно осуществляется без применения сооружений, технических средств и устройств как гражданами так и юр. лицами. Специальное водопользование осуществляется, когда водные объекты используются с применением сооружений, технических средств и устройств как гражданами, так и юр. лицами, и только при наличии лицензии на водопользование. В особое (обособленное ) пользование водные объекты предоставляются для обеспечения потребностей обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и других государственных потребностей по решению Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Водопользователи имеют право : пользоваться водными объектами только в целях, для которых те предоставлены, с соблюдением условий и требований, установленных в лицензии; выбирать формы хозяйственной деятельности, связанной с использованием водного объекта, а также контролировать соблюдение условий, установленных в лицензии на водопользование и в договоре, заключенном между водопользователем и водопотребителем (вторичным водопользователем); требовать возмещения причиненного им ущерба в результате нарушения водного законодательства РФ; обязаны рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование; не допускать сброса сточных вод, содержащих вредные вещества в объектах и количествах, превышающих установленные в лицензии на водопользование; и др.
Водным законодательством защищаются и гарантируются права водопользователей. Так, вмешательство в хозяйственную деятельность водопользователей, связанную с использованием водных объектов, со стороны государственного органа управления использованием и охраной водного фонда запрещается, за исключением случаев нарушения водного законодательства.
30. Лес - совокупн земли, древесно-кустарниковой и травянистой растительн, животных, микроорганизмов и других компонентов окр ср, биолог взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.
Состав земель лесного фонда:
1)лесные земли; 2) нелесные земли - земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохоз угодьями,и другие земли).
1. Леса первой гр - леса, основным назначением кот явл выполнение водоохранных, защитных, сан-гиг, оздоровит, иных функц, а также леса особо охраняемых прир терр.
Категории: 1)запретные полосы лесов по берегам водных объектов;
2) запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
3)противоэрозионные леса; 4) защитные полосы лесов вдоль ж/д, авто дорог;
государственные защитные лесные полосы; ленточные боры;
леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;
8)леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;
9) леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;
2. Леса второй гр - леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, сан-гиг, оздоровити иные функции, имеющ огранич эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточнлесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.
3. Леса третьей группы - леса многолесных регионов, имеющие преимущ эксплуат значение. При заготовке древесины должно обеспечив сохран эк функц этих лесов.
Виды лесов третьей группы: 1)освоенные леса; 2) резервные леса. Федорганом управления лесным хозустанавл крит отнесения лесов 3 гр к резервным лесами
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
5) воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;
6) обеспечение охраны и защиты лесов;
7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
9) подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;
10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;
11) платность использования лесов.
31. Виды лесопользования
Лесным кодексом РФ (ст. 80) предусмотрены следующие виды лесопользования:
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, новогодних елок и др.);
- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственных растений, технического сырья, мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);
- пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
- пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;
- пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Заготовка древесины осуществляется: 1)при рубках главного пользования, проводимых в перестойных и спелых древостоях; 2) при рубках промежуточного пользования; 3) при прочих рубках.
Способы рубок в зависимости от групп лесов:
1) в лесах 1 группы проводятся рубки главного пользования, направленные на улучшение состояния древостоев, на своевременное и рациональное использование перестойных и спелых древостоев;
2) в лесах 2 группы рубки главного пользования проводятся способами, направленными на восстановление ценных пород деревьев, сохранение природных функций лесов этой группы и позволяющими эффективно и рационально использовать лесные ресурсы;
3) в лесах 3 группы рубки главного пользования проводятся способами, обеспечивающими своевременное восстановление этих лесов, эффективное и рациональное использование лесных ресурсов.
Заготовка живицы осуществляется в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки древостоев предназначаются для рубки главного пользования.
Заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, новогодних елок и других).
4. Побочное лесопользование (заготовка и сбор плодов, ягод, за исключением насаждений постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе; использование для выращивания с/х культур, создания плантаций плодово-ягодных, орехоплодовых, лекарственных растений; заготовка (выкопка) деревьев; пастьба одомашненных животных; для содержания и разведения объектов животного)
5. для нужд охотничьего хозяйства. 6. для научно-исследовательских целей. (бесплатно).
7. для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
32. Государственное управление в области лесопользования
Задачами охраны и защиты лесов является организация мер:
1) по рацион использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;
2) по сохр лесов от уничтож, поврежд, ослабл, загрязн и иных негат воздействий.
Методы осуществления охраны и защиты лесов: 1) наземный; 2) авиационный.
Мероприятия по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами осущт: Правит РФ, органы Гос. власти субъектов РФ, федер. орган управления лесным хоз-ом и его терр-ные органы с привлечением работников, противопожарной техники и трансп ср-в коммерч и неком орг, а также населения.
Обязанности лесопользователей: 1) разрабатывать и утверждать планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки;
2}иметь средства пожаротушения, а также содержать указанные средства в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей их немедленное использование.
Органы гос. власти субъектов РФ :
1)организуют ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;
2) обеспечивают готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а также лесопользователей к пожароопасному сезону;
3) утверждают ежегодно до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами;
4) устанавливают порядок привлечения населения, работников коммерч. и неком. организаций, противопожарной техники, транспортных и др. средств указанных организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;
5) предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание лесопожарных формирований;
6) создают резерв материалов на пожароопасный сезон и др.
33. животный мир
Комплексным нормативно-правовым актом, рег-щим отнош по использ и охране объектов животного мира, является ФЗ N 52-ФЗ от 24 апреля 1995 г. О животном мире. Предметом рег законодательства в обл использования и охраны животного мира явл только совокупн живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и наход в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной эконом зоны РФ (ст. 1 ФЗ О животном мире).
Охрана животного мира пр.с. д-ть, направл на сохранение биол разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира.
Животный мир в пределах РФ является гос собственностью. Животный мир может быть предоставлен в пользование юридическим и физическим лицам.
Видами прав на пользование животным миром является долгосрочное пользование (для юридических лиц), краткосрочное пользование (для граждан). Правоудостоверяющими документами соответственно являются: долгосрочная и краткосрочная лицензии, а также договор о предоставлении территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Объекты животного мира (организмы животного происхождения или их популяция) могут находиться в исключительной федеральной собственности или собственности субъектов РФ.
Юр и физ лица, виновные в совершении правонарушений в области использовании животного мира, несут гражд, дисципл, админ и угол ответственность.
34. Органы осуществляющие государственное управление в области охраны и использования животного мира .
Объекты животного мира (организмы животного происхождения или их популяция) могут находиться в исключительной федеральной собственности (красная книга, ООПТ, континентальный шельф, под действием международных договоров) или собственности субъектов РФ.
Основными государственными мерами , обеспечивающими рациональное использование и охрану животного мира, являются:
ведение государственного учета и государственного кадастра объектов животного мира;
ведение государственного мониторинга объектов животного мира;
осуществление государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
установление лимитов использования объектов животного мира;
установление стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания;
разработка и реализация специальных государственных программ;
проведение обязательной государственной экологической экспертизы, в том числе материалов, обосновывающих объемы изъятия объектов животного мира и др.;
установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира;
осуществление мероприятий по регулированию численности объектов животного мира;
государственный учет зоологических коллекций и т.д.
35. Виды и способы пользования животным миром
Согласно действующему законодательству, в частности ст. 34 Закона «О животном мире», юридические и физические лица могут осуществлять следующие виды и способы пользования животным миром.
Виды:
- охота и рыболовство, включая добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
- добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
- пользование животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических и иных целях;
- использование полезных свойств жизнедеятельности объектов живого мира – почвообразователей, опылителей, биофильтров;
Видами прав на пользование животным миром является долгосрочное пользование (для юридических лиц), краткосрочное пользование (для граждан). Право удостоверяющими документами соответственно являются: долгосрочная и краткосрочная лицензии, а также договор о предоставлении территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Плата за использование животным миром включает:
-плату за право жм;
-штраф за сверхлимитное и нерациональное использование жм;
-штраф за нарушение законодательства РФ о жм
36. Правовое регулирование рыболовства. ФЗ №166 от 20.12.04 «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов».
Рыболовство – деятельность по добыче водных биоресурсов, а также по их переработке, транспортеровке и хранению.
Виды:
- промышленное; - в научно-исследовательских целях; - в учебных и культурно-просветительских; - в целях рыбоводства и воспроизводства; - любительский и спорт; - традиционный образ жизни.
Водные биоресурсы в фед собственности.
Разрешение на добычу водных биоресурсов. Договор пользование рыбопромысловыми участками. Квоты (ежегодно). На добычу для пром-ти и т.д.
Фед агенство по рыболовству при Мин с/х
Ф-ции: - изучение, ведение гос кадастра, учет и мониторинг, продажа квот (аукционы)
37. атмосферный воздух
В соответствии со ст. 4 Федерального закона Об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды являются атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
В соответствии с ФЗ Об ООС охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, в соответствии с международными договорами РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательством РФ.
РФ ратифицировала Киотский протокол ФЗ от 4 ноября 2004 г. N 128-ФЗ. Протокол определяет для каждой из подписавших его Сторон обязательства по количественным показателям сокращений эмиссии парниковых газов в атмосферу в первый период его действия - с 2008 по 2012 гг.
В ФЗ Об охране атмосферного воздуха устанавливаются основные принципы охраны атмосферного воздуха.(вопрос 38)
ОХРАНА: - гос учет источников; - мониторинг; -программы охраны
В рамках правовых мер, направленных на охрану атмосферного воздуха, законодатель установил: ПДВ; ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий и ряд других.
Административная ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха закреплена в ст. 8.21 - 8.23 КоАП РФ, уголовная - в ст. 251 УК РФ.
38. Организационно-правовые меры по охране атмосферного воздуха
Основным нормативно-правовым актом законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха - Федеральным законом Об охране атмосферного воздуха:
- устанавливается нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух ;
- устанавливается гос регистрация ЗВ и потенциально опасных веществ, устанавливается обязательность получения специального разрешения на выброс ВВ в атмосферный воздух для стационарных источников;
- закреплено требование о том, что производство и использование топлива на территории РФ допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха;
- запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена;
- запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атм воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами ВВ в атмосферный воздух;
- запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание ВВ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов;
- устанавливаются обязанности граждан и юр лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; и многое другое.
В рамках правовых мер, направленных на охрану атмосферного воздуха, законодатель установил: ПДВ; ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий и ряд других.
33. Природно-заповедный фонд и его составные части
ООПТ (особо охраняемые природные территории) – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Структура:
- государственные природные заповедники, в том числе биосферные
-национальные парки
-природные парки
-государственные природные заказники
- памятники природы
- дендрологические парки и ботанические сады
- лечебно-оздоровительные местности и курорты
40. Правовой режим государственных природных заповедников
На территории ГПЗ (фед собственность) – природоохранные, научно-исследовательские и экологопросвет. учреждения, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Задачи ГПЗ:
а) осуществление охраны природных территорий;
б) организация и проведение научных исследований, ведение Летописи природы;
в) осуществление экологического мониторинга;
г) экологическое просвещение;
д) участие в гос эк экспертизе проектов и схем размещения хоз и иных объектов;
е) содействие в подготовке научных кадров Зоны ГПЗ:
1. участки, на кот искл всякое вмешательство человека в природные процессы.
2. участки частичного хоз использ, допускается д-ть, обеспечение фун-ия ГПЗ и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории.
На прилегающих к территориям гос природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Биосферные заповедники ГПЗ, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осущ глобальный экологический мониторинг.
Задачи: в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования,
Национальные парки (фед собственность) – природоохр, экологопросветительские и научно-исследовате учреждения, территории (акватории) кот вкл в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экол, ист и эстетическую ценность, и коте предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма
Задачи:
а) сохранение природн комплексов, уникальных и эталонных прир участков и объектов;
б) сохранение историко-культурных объектов;
в) экологическое просвещение;
г) создание условий для регулируемого отдыха и туризма;
е) осуществление экологического мониторинга;
ж) восстановление
Зоны:
а) заповедная ,; б) особо охраняемая , в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
в) познавательного туризма , предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримеч объектами национального парка;
г) рекреационная ,
д) охрана историко-культурных объектов , в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
е) обслуживания посетителей , предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
ж) хозяйственного назначения , в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.
Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
41. ООПТ (особо охраняемые природные территории) – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где распол природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохр, научн, культурн, эстетическое, рекреационное и оздоровит значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Заказники (фед или регионального значения) – территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса
Заказники: А) комплексными (ландшафтными), предназнач для сохранения и восстановл природных комплексов (природных ландшафтов); Б) биол (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
В) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
Г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими). Предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
Д) геологическими, предназнач для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
Пр. пинежский природный заказник – в ср. течении реки Пинеги, Арх. обл. –охрана и изучение ест. Процессов сев тайги на вост-европ равнине, уникальные карстовые образования, их влияние на жив. И нежив природу, исследование редких и записанных в красную книгу видов растений и жив.(ива сетчатая, темьян, реликтовые, углозуб сиб-й, кукша, глухая кукушка
Сийский заказник – холмогорский район– сохранение, восстановление востпроизводства ценных хоз научных +культурное отношение охотничьих животных, а также для поддержки общего экологич баланса
Памятники природы (фед, рег значения) – уникальные невосполнимые, ценные в эк, научном, культурном и эстетическом отнош природные комплексы, а также объекты естеств и искусственного происхождения (пещеры, гейзеры, палеонтологические объекты, отдельные вековые деревья и т. д.).
Задачи: охрана, изъятие из использования особо ценных объектов.
На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая д-ть, влекущая за собой наре сохранности памятников природы.
Пр. Пинежский заказник(смотри выше)
Направления:
- ООПС от негат воздействия индустриализации, мелиорации, химизации;
- охрана с/х от негативного воздействия антропогенной ОС .
Требование к ведению с/х:
- предприятие, организации и граждане ведущие с/х обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы, побочных последствий приминения с/х техники, ХВ, мелиоративных работ и др, ухудшающих состояние ОПС, приченяющих вред здоровью человека;
- установление СЗЗ и очистных сооружений, исключающие загрязнение почв. Поверхностных и подземных вод и атм воздуха.
Защита от химического загрязнения почвы (химизация).
34. Правовой режим и охрана окр природной среды в городах
Урбасистема- сложный комплекс включающий в себя целый ряд компонентов неживой (рельеф, климат, воды и др.) и живой (растения, животные) природы, а также так называемой техносферы (здания, сооружения, коммуникации и др.)
городская экосистема – система, включающая в себя две главные подсистемы — природную (с подразделением ее на геосистему, гидросистему, аэросистему и биосистему) и антропогенную (с выделением производственной, градостроительной и инфраструктурной подсистем).
Влияние на все компоненты ОС.
Особенности урбанизации: - быстрые темпы роста городского населения; - наивысшая конц-я нас-ия в крупных и крупнейших городах; -расползание городов
Проблемы крупных городов: -смог, загр.атм., парник.газы; -загр. пром. и быт.отходами; -неправильное строительство
Требование:
- разработка градостроительной документации с соблюдением требований ООС, экологической безопасности и санитарных правил.
- для зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия территории субъектов РФ, территориально-производственных комплексов, городов- крупных промышленных центров разрабатываются территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования
Санитарная охрана ОС, предусматривает деятельность органов СЭН по охране жизни и здоровья граждан от неблагоприятного воздействия ОС.
35. Международное ЭП
МЭП – системы норм права, регулирующих на основе общепризнанных принципов и норм международного права межгосударственные общественные отношения по охране, рациональному использованию международных экологических ресурсов и защите прав человека на благоприятную ОС.
Нормы МЭП содержатся в международных договорах, конвенциях, соглашениях, решениях международных организаций.
Предмет : международные эко отношения по сохранению, рациональному использованию международных экологических ресурсов.
Принципы :
- каждый имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях
- каждое гос-во имеет право на использование ОПС и ПР для целей развития и обеспечения
- экологическое благополучие одного гос-ва не может обеспечиваться за счет других гос-в или без учета их интересов
- осуществляемая на тер-рии гос-ва хоз деятельность не должна наносить ущерб ОПС как в пределах, так и за приделами его юрисдикции
- установление контроля на глобальном, региональном, нац-ом уровнях за состояниям и изменением ОПС и ПР на основе международно-признанных критериях и параметров.
- помощь гос-в друг друга в ЧЭС и т.д.
К объектам международно-правовой охраны относятся:
-международно-правовые объекты охраны, не входящих в юрисдикцию гос-в (космос, МО, воздушный бассейн, Антарктида )
- международно-правовые объекты охраны, входящих в юрисдикцию гос-в (объекты, занесенные в Международную Красную книгу исчезающие и редки животные и растния, некоторые реки, озера, моря)
Ответственность : политическая, материальная
Основные конвенции:
2)Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимся под угрозой исчезновения СССР присоединился в 1976г.
3)О биологическом разнообразии, подписана в Рио –де – Жанейро 1992 г. (Россия 1995г.).
4)О водно-болотных угодиях, имеющих международное значение.
5)Об охране всемирного культурного и природного наследия (В мире всего 500, в России – 11).
6)Об охране мигрирующих видов диких животных.
7)По морскому праву – защита мирового океана и внутренних морей от загрязнения нефти, нефтепродуктами и др химическими веществами.
8)О трансграничном загрязнении воздуха – 1985г. – учитывался озон и окислы серы.
9)Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992г. 1997г. – подписан Киотский протокол о продолжении - устанавливает для сторон временные рамки для уменьшения выбросов химических веществ в атмосферу.
10) 1963г. – Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве, под водой.
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ) (Лондон, 2 ноября 1973 г.);