Шпаргалка по Культорологии 2

СОДЕРЖАНИЕ: Проблема- общество развивается в закономерности или это случайность? Фатализм(фатум-судьба)- развитие и функционирование общества подчиняется законам подобным законам природы.

40. Проблема- общество развивается в закономерности или это случайность?

Фатализм(фатум-судьба)- развитие и функционирование общества подчиняется законам подобным законам природы.

Закон- внутренняя существенная повторяющаяся связь между явлениями. Законы линейны- одна причина - вызывает одно следствие.

Закон — объективное отношение предметов и явлений действительности, таким образом, любой закон действует не зависимо от моделей и их сознания, поэтому все законы природы и общества носят объективный характер. Во-первых, это доказывается тем, что законы действуют независимо от того, знают о них люди или нет. Во-вторых, законы действуют независимо от того приносят они пользу или вред человеку, человек лишь способен учитвывать их действие. В-третьих, если человек игнорирует действие какого-либо закона, то он рано или поздно заявит о себе.

Законы развития и функционировая общества носят не линейный, а вероятностный характер. Одна причина может вызвать разные последствия.

Нельзя переносить опыт одних стран на опыт других.

Законы одинаковые, проявляются в разных странах в разных видах.

41. Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

Принято различать:

— материальную культуру (средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия);

— духовную культуру (религия, наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей).

Культура является исторически сложившейся разноуровневой системой, которая обладает своими вещными формами, своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни — этой центрирующей силой, живой душой культуры. И в этом смысле бытие культуры приобретает сверхиндивидуальный характер, существуя вместе с тем как глубоко личный опыт индивида.

Культура вбирает в себя все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Начальная форма и первоисточник развития культуры — это человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Мир культуры существует вне сознания отдельных людей как реализованные мышление, воля и чувства предшествующих поколений человечества.

Без культуры, вне ее невозможна жизнь человека и общества. Любое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, которые созданы предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения формируются в ходе усвоения уже созданной культуры.

Культура не является пассивным хранением материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, человечество активно творчески их использует для социального прогресса.

Культура — это совокупность:

— результатов человеческой деятельности;

— исторически сложившихся способов труда;

— признанных приемов поведенческих актов человека;

— манер общения, именуемых этикетом;

— способов проявления своих чувств;

— приемов и уровней мышления.

Культура является материальными и духовными ценностями. Ценностями с этой точки зрения называют: определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, которое высвечивает его положительное или отрицательное значение для человека и человечества.

Внутри культуры как целостного образования различают два аспекта:

— научно-технический;

— гуманитарно-художественный.

Массовость культуры — это не только ее низкий уровень будто бы только для примитивно мыслящих, но и формальная характеристика — своего рода рынок искусства. Потому что и широким народным массам можно и нужно давать нечто настоящее, чтобы поднимать их к духовно высокому, даже к величайшим шедеврам культуры.

Для повышения культуры народа надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть высокообразованные слои общества вниз — к чему-то упрощенному.

42. в научном обиходе термин цивилизация появился в 18в. В 18в под термином цивилизация понимают общество в котором существуют гражданские права и демократические свободы правления. Нет свобод-нет цивилизации. Цивилизация – это то что следует за варворством, т.е. идет период варварства потом цивилизация.

Признаки того, что общество вышло на стадию цивилизации:

-наличие развитого товарного производства

- наличие городского типа жизни

- наличие государства, как формы правления обществом

- наличие письменности

- развитые формы религиозной жизни.

Второе понятие цивилизации появилось рубеже 20в. Цивилизация-это то, что противоположно культуре или цивилизация-там где нет культуры.

Культура-это совокупность духовных ценностей и достижений общества. Цивилизация -показатель уровня материального развития общества.

Цивилизация- крупное социально-культурное образование, которое объединяет себя в народы родственные по типу религиозной жизни, социальной структуре общества, образу жизни.

44. Человек — это сложная целостная система, являющаяся компонентом более сложных систем — биологической и социальной.

В центре философского учения о человеке стоит проблема сущности человека.

Философы видели отличие человека от животного и объясняли его сущность, пользуясь различными специфическими качествами человека. На самом деле человека можно отличать от животного и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии и т. д. Но нельзя не заметить, что в данном случае сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а обращаясь к признакам, отличающим его от ближайшего вида, как бы со стороны. Однако со стороны методологии такой прием оказывается не совсем правомерным, ибо сущность любого предмета определяется прежде всего имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования.

Такой субстанцией, которая лежит в основе исторического бытия и развития человека и составляет его сущность, как свидетельствует современная наука, является трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Люди не могут заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественной деятельности и трудового производства развиваются и общественные отношения людей.

При этом нужно учитывать всю совокупность общественных отношений:

— материальных и идеальных(идеологических);

— настоящих и прошлых.

Это положение означает, что человека надо понимать диалектически. Другими словами, его нельзя сводить лишь к «экономическому человеку», или только к «человеку разумному», или к «человеку играющему» и т. д. Человек может быть одновременно:

— производящим;

— разумным;

— культурным;

— нравственным;

— политическим и т. д.

Другая сторона этого вопроса состоит в том, что человек — это дитя человеческой истории. Человек в современном мире не взялся «ниоткуда», он — результат развития общественно-исторического процесса. Другими словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода.

Человек оказывается в одно и то же время и объектом, и субъектом общественных отношений, потому что он не только результат общества и общественных отношений, но и, в свою очередь, их творец.

Существует диалектическое взаимоотношение между человеком и обществом:

— человек — это микрообщество, проявление общества на микроуровне;

— общество — это человек в его общественных отношениях.

В своем реальном проявлении сущность обнаруживается в существовании человека.

Человеческим существованием называется бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления.

Целостность бытия выражается в первую очередь в том, что человек — это единство трех основных начал:

— биологического;

— социального;

— психического.

Таким образом, человек — это биопсихосоциальный феномен.

Свое наиболее полное выражение проблема человеческого существования нашла в экзистенциализме (философии существования).

45 .Человек, индивид, личность, Свобода и ответственность как условия существования личности

Индивид (от лат. individuum — неделимое) — обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отдельное живое существо, особь, отдельный человек — в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

Личность — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности.

Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть в сущности процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел-ловек может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Социально-деятельная сущность лежит в основе социализации индивида, в процессе которого и формируется личность.

Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра — «Я». Это Я определяет характер психики человека, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентации, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости и т.д. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я — он то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой щр, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как 59 личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.(самореализация).

Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с общественными условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность.

Лишение индивида общения и возможности выбора отрицательно сказывается на развитии личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемый атрибут личности.

Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для ее достижения. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом.

Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками — все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности.

Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск, потери и поражения, делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор.

Каждый человек ищет в жизни что-то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем собственная жизнь, в конечном счете — ради других людей. Жизнь, обретшая смысл, не страшится смерти.

46. В философии две позиции:1) природа человека только социальна. - социологизаторские теории. Это - экзистенциализм (человек делает себя сам), марксизм. 2) она не только социальна, но и биологически нагружена - биологизаторские теории. Это - расизм, социал - дарвинизм, социобиология. При этом речь идет не о том, что жизнедеятельность человека имеет и биологические детерминанты, определяющие зависимость человека от набора генов, баланса вырабатываемых гормонов, обмена веществ и бесконечного множества других факторов. Существуют ли биологически запрограммированные социальные схемы поведения человека. Сторонники первой позиции ссылаются на эксперимент природы со слепоглухонемыми детьми. До обучения они были словно растения. Они могли умереть, даже если пища лежала рядом. С использованием специальных методик их обучали различной деятельности, вплоть до навыков письма. Их учили произносить звуки, говорить, читать и писать с помощью специальной азбуки. В результате из них формировались вполне нормальные люди. Выделяют основные направления этой теории:1. Наследственность не имеет значение, главная роль-среда. 2. Ролевая теория личности-человек вынужден с самого рождения «играть» определенную роль(поведение определено статусом) 3. Марксистская теория- человека целиком определяет среда. Любые генетические и биологические недостатки можно изменить средой Человек и общество неразрывны: только в обществе, в рамках конкретных социальных образований, он реализуется как человек. Сторонники второй позиции: К биологизаторским концепциям относится расизм, который, исходит из того, что в главном, существенном, природа человека определяется его расовой принадлежностью. Подобно расизму, дискредитировало себя другое биологизаторское течение — социал-дарвинизм, довольно влиятельный в конце прошлого и начале нынешнего века. Его сторонники пытались объяснить явления общественной жизни (такие, например, как борьба классов), опираясь на учение Дарвина о естественном отборе и эволюции (так, они делали вывод о том, что представители высших классов занимают ведущее место в обществе, поскольку наиболее высоко развиты). Наука занимающаяся этим называется социобиология.

47. Социально-исторический тип личности - это обобщенные характеристики, относительно устойчивые типические черты определенной социальной группы, возникающие на основе соответствующего типа общественных отношений и проявляющиеся в отдельном человеке как субъекте и носителе определенных социально значимых отношений и интересов.

В самом общем виде данная типология выделяла:

1. первобытную личность – личность в которой индивидуальное и общественное содержание жизни существовало как целостность; жизнь этой личности еще не делилась на частную и общественную. Интересы рода (племени) были интересами и отдельного индивида, человек осознавал себя лишь в качестве коллективного субъекта, а его субъективное отношение к миру не выходило за рамки коллективных интересов рода или племени.

2. Личность рабовладельческого общества уже разделяется на подтипы: рабовладельцы, свободные граждане и рабы. Основанием для выделения подтипов служит степень личной зависимости. Понятно, что личностные характеристики каждого из подтипов были противоположными - что утверждалось и развивалось в одном подтипе, полностью отрицалось в другом.

3. Личность феодального общества имела свои подтипы: помещики, крестьяне, а позже и ремесленники. В условиях феодализма крестьянин находился уже не в абсолютной личной зависимости от помещика, и в силу этого он обладал статусом личности как мелкий собственник. Однако в условиях феодальных отношений ведущую роль в типолотических характеристиках личности стали играть ее сословный статус, принадлежность к духовенству, дворянству или к третьему сословию. В последующем третье сословие дифференцировалось, образуя собственные типы личности - буржуа, пролетарий, служащий.

4. Личность капиталистического общества, в котором личная зависимость заменяется отношениями вещной зависимости. Утверждается два основных социальных типа личности - капиталист и пролетарий, а также неосновные типы - крестьянин и интеллигент. Юридически это все свободные люди, формально равные в своих правах, неравенство определяется лишь неравенством капиталов, собственности.

5. Социалистическая личность формируется в классовой борьбе как результат классовой и социальной дифференциации, соответствующей данной ступени коммунистической формации. Наиболее важными социально-типическими чертами социалистической личности называются: свобода и ответственность; труд для общества; коллективизм; патриотизм и интернационализм; гуманизм и др.

Наконец, современные сторонники социальных типологий уже не отрицают роли индивидуальности, используют специальный термин социальная индивидуальность, под которой понимается совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. Отсюда выводится и основной критерий развития человека - степень его социальности, что еще раз подчеркивает методологическую установку сторонников этого подхода на то, что сущность человека социальная

48. Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.
Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.
Основные характеристики:

1. появление индустриального общества (появление техники, развитие науки, появление технических знаний)

2. появление человека с новой системой ценностей. У него активная жизненная позиция

3. ценность свободы(человек сам отвечает за свою жизнь)

4. появление приоритетов интересов личности и понятие прав человека

Характерные черты:

1. инновационный характер развития(ценность нового преобладает над ценностью прошлого, разрыв с традицией)

2. ценность науки и техники(это не только престиж, это показатель надежности-наука способна решить все проблемы)

3. тоталитарное господство массовой культуры(народная культура-культура в музеях, массовая культура-условие появления поточного производства, человек ориентирован на стандарты)

Цивилизация создала набор индивидуальных ценностей: успех, независимость частной жизни, ценность индивидуализма, ценность прав и свобод человека.

49 . традиционное общество и техногенная цивилизация.

Традиционное общество

Техногенная цивилизация

1.экономика как сфера общественной жизни играет подчинительную роль, главное – положение духовной стороны жизни

1.экономика, ее интересы играют главную роль, главное производство прибыли эффективная деятельность

2.человек часть природы, природа главное условие его жизни

2.природа главный инструмент деятельности человека

3.основы производства-природа, земельная собственность, форма собственности

3. основа производства-капитал

4.труд способ выживания

4.труд- средство заработка, основа успеха в обществе

5.коллективная ответственность, вера в судьбу

5.личная ответственность, развитие индивидуальности, внутренний самоконтроль

6.доминируют традиции, принципы «обычного права»(из обычая), авторитарная система управления

6. «писаное» право, система организаций, регулирующих это право

7.механический тип солидарности

7.органический тип солидарности

8.доминирование религиозного сознания

8.секуляризация(освобождение от религии общественного сознания)

50. Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.
Глобальные проблемы возникли во второй половине 20в.

Страна теряет национальную культуру, когда входит в мировой прогресс.

3 группы мировых проблем:

1. проблемы межгосударственные и межцивилизационные:

- проблема ядерной войны

- проблема между богатым севером и бедным югом. Несправедливого экономического порядка

- проблема мирового терроризма

2. проблемы между обществом и природой, характеризуется наличием острого экологического кризиса.

- проблема загрязнения окружающей среды

- проблема нехватки ресурсов

- проблема нехватки территории для жизни(негде жить, например, Китай- много людей, мало места)

3. проблемы внутрисоциальные:

- демографическая проблема

- проблема качества жизни, здоровья

- проблема образования

- проблема культуры

- проблема неграмотности

Скачать архив с текстом документа