Шпаргалка по Психологии

СОДЕРЖАНИЕ: 1 Сущность психологии как науки, ее функции Психология – (от греч. – «душа», «логия» - учение, наука) – одна из наук о человеке, ее жизни и деятельности. Предметом психологии есть изучение психики человека и животного; психическая деятельность человека; становление ее психических свойств; раскрытие законов возникновения и развития психической деятельности; выяснение жизненного значения психики; закономерности механизма развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

№1 Сущность психологии как науки, ее функции Психология – (от греч. – «душа», «логия» - учение, наука) – одна из наук о человеке, ее жизни и деятельности. Предметом психологии есть изучение психики человека и животного; психическая деятельность человека; становление ее психических свойств; раскрытие законов возникновения и развития психической деятельности; выяснение жизненного значения психики; закономерности механизма развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Объект психологии – психика.Психология тесно взаимодействует с педагогикой, общественными, медицинскими, техническими науками, а также конфликтологией. Основными задачами психологии являются: 1 .выявление законов психики; 2 .раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы классифицировать как закономерные; 3 .установление механизмов психической деятельности, 4 .изучение природы и действия этих механизмов совместно с другими науками, 5 .помогает на практике целенаправленно формировать психические явления, психику деятельности человека. №2 Объект и предмет изучения психологии

Психология – (от греч. – «душа», «логия» - учение, наука) – одна из наук о человеке, ее жизни и деятельности.

Предметом психологии есть изучение психики человека и животного; психическая деятельность человека; становление ее психических свойств; раскрытие законов возникновения и развития психической деятельности; выяснение жизненного значения психики; закономерности механизма развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Объект психологии – психика. Психика – это особая форма жизнедеятельности, системное свойство и инструмент приспособления высокоорганизованной материи к окружающей среде. №3 Сущность психики

Психика – это особая форма жизнедеятельности, системное свойство и инструмент приспособления высокоорганизованной материи к окружающей среде; субъективное отражение, объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодей­ствие человека с внешней средой; системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Психика позволяет: 1) активно отражать объективный мир; 2) строить собств. картину мира и осуществлять на ее основе саморегуляцию своего поведения и деятельности. Организовать саморегуляцию так, чтобы удовлетворять постоянно возникающие потребности и сохранять себя.

В№ 5Сравнить навыки и привычки

Навыки – полностью автоматизированные и инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную цель, то навыком можно назвать автоматизированный компонент действия.

Привычка от навыка отличается тем, что представляет собой непродуктивный элемент деятельности. Если навыки связаны с решением задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки, то привычка – негибкая часть деятельности, выполняющаяся механически и не имеющая сознательной цели. Однако, в отличие от навыка, привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Привычка не всегда разумна и полезна. №10 Структура психики Психика – это особая форма жизнедеятельности, системное свойство и инструмент приспособления высокоорганизованной материи к окружающей среде; субъективное отражение, объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодей­ствие человека с внешней средой.

Структура психики состоит из: 1) психических процессов, 2) психических состояний, 3) психических свойств.

Психический процесс – наиболее подвижная форма отражения действительности. Возникновение и течение их обусловлены конкретными задачами, ситуациями и требованиями деятельности. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на:

1.познавательные – ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение; 2.эмоциональные – активные и пассивные переживания; 3.волевые – решение, исполнение, волевое усилие.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. Психическое состояние – целостное проявление личности, характеризующееся тем или иным уровнем ее активности. Они всегда причинно обусловлены, носят временный характер, служат фоном, на котором протекает практическая и психическая деятельность человека. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности (внимание),

2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Психические свойства – устойчивые психические особенности личности, постоянно проявляющиеся в поведении и деятельности, своеобразные и типичные для каждого человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

К психическим свойствам относятся: способности, характер, темперамент и т.д.

№12 Методы психологии

Метод – совокупность конкретных приемов и способов изучения явления.

Методы делятся на основные и дополнительные. К основным относятся: наблюдение,

эксперимент (лабораторный, полевой (естественный), экспериментально-генетический). К дополнительным: интроспекция, метод анализа продуктов деятельности, тест, психологические тесты, метод беседы, метод социометрии.

Основные методы:

1. Метод наблюдения – умышленное и целенаправленно восприятие объективного мира, а также самого себя. Наблюдение требует активизации всех психических процессов личности, особенно внимания и мышления.

Объектом наблюдения может быть поведение личности в ее различных внешних проявлениях, в которых реализуются осознанные и неосознанные внутренние психические состояния.

2. Эксперимент. Особенность данного метода состоит в том, что исследователь сам создает необходимые условия и следит как необходимо и закономерно закономерно возникает исследуемое явление. Создавая условия, исследователь получает возможность четко определить те факторы, которые действовали в момент возникновения психич. явления; изменения, происходящие в ходе исследования, а также раскрыть причины, которые его обусловили.

Лабораторный эксперимент проводится в спец. психологических лабораториях с помощью спец. измерительной аппаратуры.

Полевой эксперимент осуществляется так, чтобы у испытуемых не возникло подозрение, что их психологически изучают, т.е. в привычной для них обстановке.

3. Экспериментально-генетический метод предусматривает активное моделирование и воспроизведение в спец. условиях закономерностей возникновения и становления психологических функций.

Дополнительные методы:

1. Метод интроспекции. Благодаря данному методу удалось расширить знания о структуре сознания, выделить центр и периферию нашего сознания, отличающихся друг от друга четкостью переживаний. (Человек сам за собой наблюдает).

№15 Теория бихевиоризма Бихевиоризм определил облик американской психологии ХХ века. Его основатель, Джон Уотсон сформулировал кредо бихевиоризма: Предметом психологии является поведение. В основе данной теории лежит отрицание психики как предмета исследования психологии. Представители этой теории (Э. Трондайк, Дж. Уотсон) утверждали, что психология должна изучать поведение. Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно. Объективно изучить, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обуславливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, есть совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула стимул - реакция S ®R являлась ведущей в бихевиоризме. Связь между S и R усиливается, если есть подкрепление подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание избежать отрицательного подкрепления. Человек в концепции бихевиоризма понимается как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления можно программировать человека на требуемое поведение. В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен подверг сомнению схему S ®R как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную I - психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула, S ®I ®R . Основная идея – зная стимул (S), т.е. раздражитель, действующий на органы чувств, можно предсказать реакцию (R) или наблюдая реакцию, можно предположить, какой стимул ее вызвал.

№24 Гуманистическая психология

Это направление современной психологии противостоит бихевиоризму, поскольку в нем основное внимание уделяется изучению внутреннего мира личности, а не внешних факторов ее поведения. Это направление противостоит также психоанализу, так как изучает не проявление бессознательного, а вполне осознанные мотивы. Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова которой расходятся между собой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины самоактуализации.

Представители: Г. Оллпорт, Г. Мюррей, Г. Мерфи, К. Роджерс, А. Маслоу , Э. Фромм, В. Франкл.

Большое внимание уделяется теории становления личности. Человек характеризуется как свободное существо, которое реализует возможности своего существования.

№23 Индивидуальная психология А. Адлера Индивид не может быть отделен от социума.

Основные детерминанты личности по Адлеру:

1) люди способны сами творить свою судьбу;

2) люди способны преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за жизнь;

3) посредством самопознания люди способны совершенствовать себя и мир. Все, что делают люди, является подавлением чувства неполноценности и доказывают свое превосходство. Однако чувство неполноценности может стать чрезмерным и проявиться в комплексе неполноценности или гиперкомпенсации – возникновение комплекса превосходства.

Главный мотив поведения – стремление к превосходству (достижение наибольшего из возможного).

№25 Характеристика ощущения (чувства)

Ощущения – психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Органы чувств – те механизмы, с помощью которых информация об окружающей среде поступает в кору головного мозга.

С помощью ощущений отражаются: 1) внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, звук, вкус и т.д.). 2) состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль).

Физиологическая основа ощущений – деятельность анализаторов состоящих из: 1) рецепторов (воспринимают раздражение нервных аппаратов, находятся на периферии ЦНС); 2) проводящих центростремительных нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передаётся в соответствующие участки коры головного мозга. 3) центральных корковых отделов анализаторов (обработка нервных сигналов, поступающих от рецептора).

В соответствии с классификацией рецепторов ощущения бывают : 1) экстерорецептивные (зрительные, вкусовые, слуховые, температурные, обонятельные обонятельные). 2) интерорецептивные (боль, равновесие, ускорение) 3) проприорецептивные (мышечно-двигательные).

Свойства ощущений:

1) Адаптация – повышение (понижение) чувствительности анализатора в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей

2) Контраст – слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные – уменьшают эту чувствительность.

3) Сенсабилизация – повышение чувствительности анализатора в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

4) Последовательные образы – продолжение ощущений, когда действие раздражителя уже прекратилось.

5) Пороги ощущений – нижний (верхний) – минимальная (максимальная) величина или сила раздражителя, способная вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения (исчезновения) ощущения.

Чувства – сложный комплекс разнообразных эмоциональных переживаний, связанных у человека с теми или иными людьми, предметами, событиями.

Простейшие эмоциональные переживания, входящие в структуру чувств, могут быть одинаковыми по знаку, т.е. положительными или отрицательными (гармоничными), и противоречивыми (амбивалентные).

Группы чувств :

1) эстетические – восприятие и переживание прекрасного.

2) интеллектуальные – восприятие и переживания, касающиеся идей и мыслей людей, оригинальных талантливых решений, сложных научных, технических или других задач.

3) моральные – испытывают тогда, когда людям приходится оценивать своё собственное поведение или поступки других людей с точки зрения норм морали.

4) правовые – чувства, которые соотносятся с переживаниями по поводу соблюдения или нарушения людьми норм права (чувству справедливости).

5) №28 Сравните понятия «темперамент» и «характер»

6) Характер – индивидуальное качество устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые характеризуют интенсивность и скорость реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. В настоящее время выделяют типы темпераментов на основе взаимодействия двух основных нервных процессов – возбуждение и торможение, которые отражают деятельность головного мозга. Эти процессы у всех людей отличаются силой, взаимной уравновешенностью, подвижностью. 4основных типа темперамента: сангвиник. Флегматик, холерик, меланхолик. №29 Характеристика восприятия

Восприятие – отражение в сознании человека, непосредственно воздействующие на его органы чувств, предметов и явлений в целом, а не отдельных свойств, как это происходит в ощущениях.

Классификация восприятия :

Преднамеренная – в основе которого лежит сознательно поставленная цель. Непреднамеренная – не связанная с волевыми усилиями человека.

Организованная – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений.

Неорганизованная – нет определенного плана или схемы восприятия явления.

Виды восприятия:

1 .Восприятие времени – это отображение объективной длительности, быстроты и последовательности явления действительности. Благодаря этому восприятию, отображаются изменения, которые происходят в окружающем мире. Зависит от содержания деятельности человека.

2 . Восприятие движения – отображение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Дает возможность людям и животным ориентироваться в относительных изменениях взаимного взаиморазмещения и взаимоотношения предметов окружающей действительности.

3 . Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие объектов, в изучении которых заинтересована личность.

Свойства восприятия:

1. Избирательность - способность человека воспринимать только те предметы, которые представляют для него интерес, потребность.

2. Предметность – способность человека отражать окружающую действительность как воздействие конкретных предметов относящихся к определенному классу явлений.

3. Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта человека, то есть - восприятие одного и того же предмета различными людьми, бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки психического состояния.

4. Осмысленность – показывает что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными.

5. Константность – это постоянство восприятия, которое обусловливается знанием физических свойств предметов. Она объясняется опытом человека и имеет большое значение.

6. Целостность – образы отражаемых предметов, которые выступают в сознании человека совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

7. В№30 Характеристика мышления.

8. Мышление – опосредованное, обобщённое отражение человеком действительности в его существенных связях и отношениях. Мышление возникает в процессе взаимодействия человека с внешним миром, оно является функцией человеческого мозга, высшей формой проявления аналитико-синтетической деятельности. Мышление, если оно правильное, отображает объективную действительность глубже, полнее и точнее, чем её чувственное познание. Познание нового происходит посредством таких умственных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация.

9. Мыслительные операции.

10. Анализ - разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.

11. Синтез - ср-во объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа.

12. Сравнение -устанавливает сходство и различие отдельных предметов.

13. Абстрагирование - обеспечивает выделение общих признаков и отвлечение от других.

14. Обобщение - ср-во объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.

15. Классификация - направлена на разделение и последующее объединение объек- тов по каким-либо основаниям.

16. Систематизация - обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, а их групп, классов.

17. Виды мышления.

18. а) по форме:

19. -наглядно-действенное

20. -наглядно-образное

21. -абстрактно-логическое

22. б) по характеру:

23. -теоретическое

24. -практическое

25. в) по степени развернутости:

26. -дискурсивное

27. -интуитивное

28. г) по степени новизны :

29. - репродуктивное

30. - продуктивное

31. Особенности мышления:

32. Опосредованность – человек устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира опирается не только на непосредственные ощущения но и на данные прошлого опыта сохранившегося в его памяти.

33. Опора на знания – в процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отображены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

34. Связь с практической деятельностью человека – это не простое созерцание внешнего мира а так же его отражение которое отвечает задачей возникающей перед человеком в процессе труда и других видов жизнедеятельности и направлены на перестройку окружающего мира.

35. Отражение связи и отношений в словесной форме – мышление и речь находятся в неразрывном единстве.

№32 Характеристика видов памяти.

Память – это процесс организации и сохранения прошлого опыта делающим возможным его повторное использование в деятельности или возвращения в сферу сознания.

Виды памяти:

1. Двигательная – способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций.

2. Образный – формируется у человека после двигательной. Это возможность сохранять и использовать данные нашего восприятия, в зависимости от того какой анализ принимал участи е в формировании образа: зрительная, обонятельная, вкусовая, слуховая.

3. Эмоциональная - это память на переживание запечетление пережитых чувств, собственных эмоциональных переживаний.

4. Словесно-логическая – память на смысл изложения его логики, соотношение между элементами полученное в словесной форме-информации.

5. №37 Характеристика типов темперамента

6. Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными.

7. Четыре простых темперамента: сангвинический; меланхолический; холерический; флегматический.

8. Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолический темперамент деятельности, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещании. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

№40 Классификация типов характера.

1. Гипертимический тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Характерно постоянно повышенное настроение с жаждой деятельности, высокой активностью, оптимизмом, при этом склонность не доводить дело до конца, высокая самооценка, ненадежность, неозлобленность, общительность.

2. Дистимический тип . Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение.

3. Циклотимический тип . Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуждениями.

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Основная черта этого типа – чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей.

6. Педантичный тип . В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной, инертность психических процессов, долгое переживание травмирующих последствий.

7. Тревожно-боязливый тип . Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение.

8. Эмотивный тип . Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются они глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.

9. Демонстративный тип . Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы.

10. Аффективно-экзальтированный тип . Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. Свойствен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние – от печальных. № 55 Виды эмоций .

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.

Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний.

Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек.

№ 56 Функции эмоций

Эмоции – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций жизнедеятельности человека.

С помощью эмоций мы отражаем окружающий мир и внутренний мир в форме отношения.

Особенности:

- тройственный характер любой эмоции (проявляются в виде: органических телесных проявлений, эмоциональных экспрессий, непосредственных эмоциональных переживаний)

- интимность, субъективность эмоций (эмоции нельзя передать другому человеку)

- эмоция интегративна (охватывает всего человека).

Функции эмоций :

1. Коммуникативная функция эмоций заключается в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом, передавая для них важную информацию.

2. Мотивационная функция проявляется в том, что эмоции могут выступать в качестве самостоятельных источников активности человека, мотивов его поведения.

3. Регулирующая функция эмоций выражается в том, что они могут устанавливать общий уровень активности человека – стенические эмоции и астенические.

4. Сигнальная функция эмоций состоит в том, что происходит в его организме. Эта функция эмоций имеет прямое отношение к потребностям человека, к процессу их удовлетворения. Положительные, приятные переживания возникают у человека, когда процесс удовлетворения идёт нормально. Отрицательные эмоции проявляются в случае, если с удовлетворением потребности человека не всё обстоит благополучно.

5. Защитная функция проявляется в том, что в некоторых жизненных ситуациях эмоции способны предохранять организм от различного рода угроз. Эмоции мобилизуют организм на преодоление препятствий, представляющих для него угрозу, предохраняют организм от перегрузок.

Психоанализ Фрейд З. (30 годы 20 века) Согласно Фрейду поведение человека подчинено двум принципам:

1 – принцип удовольствия (сексуальные влечения)

2 – принцип реальности. Заключается в вызванной вызванной требованиями общества в необходимости подавления сексуальных влечений.

Столкновение двух принципов приводит к вытеснению неудовлетворенных сексуальных влечений в сферу бессознательного, откуда они и управляют поведением человека.

3 компонента психической структуры личности:

1- оно,

2- я,

3 – сверх-я.

Оно – это слепые инстинкты, стремящиеся к немедленному удовлетворению независимо от внешней среды.

Я – это механизм, обеспечивающий человеку приспособления к внешней среде.

Сверх-я – это моральные стандарты, запреты и поощрение, усвоенные бессознательно в процессе восприятия. Они проявляются в виде совести и могут вызывать чувство вины и страха.

Требование оно и сверх-я несовместимы, поэтому человек неизбежно прибывает в состоянии конфликта самим собой. В качестве механизма Фрейд выделил вытеснение и сублимацию. №64 Формы мышления

Мышление – это опосредованное, обобщённое отражение действительности человеком в её существенных связях и отношениях.

1. Понятие - мысль, в которой отражаются наиболее общие существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности.

2. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. При формировании суждений характерными являются употребление слов: «есть», «имеется», «является».

3. Умозаключение - выделение из одного или нескольких суждений нового суждения.

Виды мышления:

- по форме

1. наглядно-действенное (мыслительные операции происходят в действиях с конкретными предметами, является ведущим у детей 2-3 лет)

2. наглядно-образное (мышление при непосредственной опоре на окружающую действительность, где мысли существуют в виде образов, доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста)

3. абстрактно-логическое (это такое мышление, в котором используются определённые понятия, оно всегда осознано и вербализованно, с младшего школьного возраста до 11-12 лет)

- по характеру

1. теоретическое (это такое мышление, которое используется для решения теоретических исследовательских задач)

2. практическое (это мышление, которое используется для решения практических задач)

- по степени развёрнутости

1. дискурсивная (мышление поэтапно развёрнуто, осознанно, протекает более медленно)

2. интуитивная (характеризуется быстротой протекания, отсутствием чётко выраженных этапов, малой осознанностью, особо значимо в сложных ситуациях деятельности)

- по степени новизны

1. репродуктивная (это мышление, при котором не создаётся новое)

2. продуктивная (его результатом является открытие принципиально нового или усовершенствованного старого). № 68 Виды чувств

Чувство – это сложный комплекс разнообразных эмоциональных переживаний связанных с человеком, с теми или иными людьми, предметами или явлениями.

Чувства делятся на такие группы:

1. Эстетические – это восприятие и переживание прекрасного.

2. Интеллектуальное – восприятие и переживания, которые касаются людей, оригинальных талантливых решений, сложных технических, научных и др. задач.

3. Моральные – люди испытывают их тогда, когда им приходится оценивать свое собственное поведение или поступки других людей с точки зрения норм морали.

4. Правовые – чувства, которые соотносятся с переживаниями по поводу соблюдения или

5. нарушения людьми норм права.

6. №79 Характеристика коммуникативной стороны общения.

7. Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества.

8. Коммуникативная – это разные формы и способы передачи и обмена информацией между людьми, благодаря которым обогащаются их опыт, накапливается знание человек овладевает деятельностью, согласовываются действия и достигаются взаимопонимание

№80 Характеристика перцептивной стороны общения. Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. Перцептивная – это информация, которую получают собеседники во время контакта, позволяет составить более или менее объективное впечатление о том, что представляет собой партнер по общению, проникнуть в его внутренний мир, понять мотивы поведения, привычки, отношения к фактам действительности

Характеристика: 1.Познаниечеловека человеком – идентификация – способ понимания другого человека через осознанное или неосознанное уподобление его самому познаваемому субъекту.

2.Рефлексия – углубляет восприятие другого человека, создает представление об отношении к себе как к субъекту восприятия.

3.Стереотипизация – классификация форм поведения, интерпретация их причин соотношение с примерами, отвечающие соц. стереотипам; позволяет обобщать типичные черты, свойственные личностям, подчёркивает соц. и психологические значимые характеристики человека. №82 Характеристика интерактивной стороны общения.

Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества.

Интерактивная – общение, учитывающее личностные характеристики людей. Оно приводит к определенным взаимоотношениям между людьми.

Предусматривает контакты между людьми, которые не ограничивается потребностями передачи информации, а предусматривает определённое влияние на других людей, изменение их поведения и деятельности.

1. № 90 Характеристика пам` яті

2. Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

3. Процессы памяти:

4. Запоминание – запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.

5. Сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного времени.

6. Воспроизведение – активизация закрепленного ранее содержания психики.

7. Узнавание – сопровождающее процессы памяти, явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать.

8. Виды памяти

9. 1) Двигательная – способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций.

10. 2) Образная – формируется у человека после двигательной, возможность сохранять и использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал участие в формировании образа, сущ. Зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая память.

11. 3) Эмоциональная – память на переживание, т.е. запечатление пережитых чувств, собственно эмоциональных переживаний;

12. 4) Словесно-логическая – память на смысл изложения, его логику, соотношение между элементами получаемой в словесной форме информации.

№ 96 Здатності людини, їх класифікація.

Способности бывают двух видов:

1) Общие – определяют успехи человека в различных видах деятельности (точность).

2) Специальные – определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие(математические способности).

Общие являются базой для специальных способностей

1. Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим видам деятельности.

2. Практические способности предопределяют склонность к конкретно-практическим действиям

3. Учебные способности определяют успешность обучения, усвоения знаний.

4. Творческие способности – возможность открытий и изобретений

Учебные способности являются базой для творческих способностей.

13. Уровни развития способностей

14. Задатки – Способности – Одарённость – Талант – Гениальность.

15. Задатки – предпосылки к возникновению способности.

16. Степень развития задатков зависит от усилий индивидуального развития человека (от успешного воспитания особенности развития общества).Задатки не специфичны.

17. Одарённость – своеобразное сочетание способностей которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности

№ 97 Зрівняйте вербальні й невербальні способи передачі інформації.

Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей. Потребность человека в общении обусловлена общественным образом его жизнедеятельности и необходимостью взаимодействия в процессе деятельности. Любая совместная деятельность не может осуществляться успешно, если между теми, кто её выполняет, не будут налажены соответствующие контакты и взаимопонимание.

Способы общения:

1) Вербальная коммуникация (передача информации в процессе общения осуществляется при помощи языка) – осуществляется с помощью слова – основной и наиболее совершенной формой общения. Уровень владения языком, богатство и культура языкового высказывания определяет возможность и эффективность общения каждой конкретной личности.

2) Невербальная коммуникация (жесты и мимика)

Жест – социально сформированное и устойчивое движение, передающее психическое состояние. Мимика и жесты имеют биологическую природу, содержат элементы врожденного характера и в тоже время социальны по происхождению.

Невербальная коммуникация значительно усиливает смысловой эффект коммуникации.

При помощи невербальной коммуникации человек может получить (или передать) информацию полностью и выразить своё отношение к произносимому тоном, громкостью разговора и другими факторами. При вербальной же коммуникации человек может выразить только отдельные мысли или желания. При вербальной коммуникации человек может только ответить «да» или «нет». Также при вербальной коммуникации человек не может высказать своё отношение к высказываемому.

№ 101 Види діяльності.

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Основные виды деятельности, свойственные всем людям, соответствуют общим потребностям, т.е. видам активности, в которой неизбежно включается каждый человек в процессе индивидуального развития.

- Общение

- Игра

- Учение

- Труд

1) Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений.

2) Игра – вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения. Цель – получение отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки разрядки напряжённости, возникшей под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путём.

3) Учение – вид деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение бывает организованное(осуществляется в специальных образовательных учреждениях) о неорганизованное(происходит попутно в других видах деятельности как их дополнительный результат).Учение может приобретать характер самообразования.

4) Труд – вид деятельности человека, который имеет общественный характер и направленный на удовлетворение материальных, духовных и социальных потребностей; он является главным условием формирования и развития личности, её сознания.

С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они явились фактором повышения производительности труда, развитию науки, технического и художественного творчества.

2 Становление психологической науки. Предмет психологии.

Предмет психологии не внутренний мир человека сам по себе, а отражение во внутреннем мире внешнего мира, то есть активное взаимодействие человека с реальностью. Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и к самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы. Изучение психологических возможностей человека в связи с требованиями, предъявляемыми ему сложными видами трудовой деятельности, характеризует важную роль современной психологии. Психология — наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания. К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер.

Анимизм ( направление). Психика человека рассматривалась как душа, которая существует отдельно от тела и может его покидать. Можно объяснить сновидения, восприятия. От слова «анима»-дух, душа. Исторически 1 учение о душе. Душа присутствует везде, где есть движение и теплота. Душа-независимая сущность, отделена от тела, способна управлять предметами, имеет внематериальное происхождение. Душа может покидать тело и вновь в него возвращаться (сон, смерть).

Натурфилософское направление. 3 начала-огонь (символ души), воздух (символ движения), вода. Понимание души как материального явления. Все на земле создается из этих 3 начал. Огненное начало-носитель души. Душа материальное явление.

Аристотель.Атомистическое . «Трактат о душе»-1 книга по психологии. Древнегреческий ученый, предложил систематическое учение. Мир состоит из атомов различной величины и подвижности. Атомы души-наиболее мелкие и чувствительные. Душа-материальный орган, который управляетсявысшим духом(разумом). Движение атомов обеспечивает возникновение психологических явлений( ощущение, восприятие, память).

Платон .(идеалистическое учение) Создал классификацию душевных явлений: разум, мужество (воля), вожделение (мотивация). Каждый тип душевных явлений размещается в различных частях тела: разум в голове, мужество в груди, вожделение в брюшной полости. Социальное происхождение чела и его индивидуальные способности определяют значимость типа душевных явлений. Нематериальная сущность души – первопричина всего существующего. Доминирование одной части зависит от соц статуса и его интеллект. особенностей.

Средние века. Душа – высшее разумное начало, способное к самопознанию. Душа может приобретать знания, накапливать внутренний опыт, отличающийся от того опыта, который дают органы чувств. То есть исследование души осуществляется на идеалистической основе.

14-16 века . Появляется термин психология – наука о душе.

17 век. Вводится понятие рефлекс, как механический двигательныйобъект сложноорганизованной биологической машины на внешнее воздействие. В органической потр человеак увидели аналоги рычагов машины, поведение объясняется как система рефлексов.

17 век . Нидерландский философ Спиноза вводит принцип детерминизма, то есть всеобщей причинной обусловленности и естественной научной объяснимости любых явлений.

Локк:человек-чистая доска, на которой можно написать любые письмена, у него отсутствуют врожденные предпосылки.

Ассоционизм(18 век) Гартли. Соединение понятия ассоц с понятием рефлекса. Внешнее воздействие пораждает рефлекторный объект и запечетляется в виде следов памяти. Ассоц становится центральным в объяснение психический процессов от ощущения до мышления.

Начало 19 века. Возникает научное представление о рефлекторной дуге. Идея рефлекса получает научное подтверждение. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» дал рефлекторную трактовку основным психологическим явлениям. По Сеченову, все акты сознательной и бессознательной жизни являются рефлексами – по способу происхождения и функционирования.

Психология как отдельная наука существует с середины 19 века1.Человек как субъект деятельности. Понятие: личность, индивид, индивидуальность.

Индивид (широкое понятие) – принадлежность к человеческому роду

Личность – совокупность индивидуальных особенностей, возникающих у человека в процессе социализации. Особенности социализации зависят от социальной среды человека.

Личность – продукт социализации, вне общества личность не существует.

Говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно обретает социальное качество, становится личностью. Личностью в психологии обозначается системное (социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде).

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, в индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности.Чел – субъект, производящ. деятельность. Внешняя деятельность – деятельность с предметами, реализуется посредством внешних действий. Внутренняя деятельность – решение интеллектуальных задач, планирование предстоящих действий, анализ прошедших событий. Значение: предотвращение ошибок, подготовка к внешней деятельности. Имеет то же строение, что и внешняя. Произошла из внешней путем переноса соответствующих действий в умственный план. Сопровождается эмоциональными переживаниями. Состоит из действий и операций.Личность – понятие качественно своеобразное. Чел. становится личностью если он развивается в человеч. среде. Совокупность устойчивых качеств, характеризующих поведение чела. Об-во, культура и активное усвоение культуры – условия формирования личности. Индивид – принадлежность к человеч. роду. Индивидуальность – своеобразие психологич. особенностей, отлич. людей др. от др. Об-во, культура и активное усвоение культуры – условия формирования личности. У личности есть потребности. Формирование личности: 1)Сдвиг мотива на цель2)Усвоение соц.ролей3)Идентификация-желание быть похожим на кого-то. 1.Внимание как высшая когнитивная функция. Основные свойства внимания.

В.– психический процесс направленности и сосредоточенности психической деятельности на объекте.

В.– процесс сознательного или бессознательного отбора информации, поступающей через органы чувств и игнорирование остальной, неактивной информации.

Титченер говорил о том, что человек находится под различным наплывом впечатлений, из них воспринимается часть. Эта часть выделяется вниманием, фиксируется и запоминается.

Рибо связывает внимание с эмоциями.

Виды внимания:

* Непроизвольное – обусловлено физическими характеристиками и значимостью стимулов для человека. Присуще детям.Генетически первый тип, природообусловлен. Оно зависит от внешних раздражителей и их свойств.Это спонтанное внимание, не связ с волевыми усилиями.(Свойства раздражителей:1интенсивность;2 неожиданность;3 новизна; 4соответствие потребностям и интересам чела.)

* Произвольное – волевые усилия и какая-то цель. Складывается в процессе обучения и воспитания. Социально обусловлено.Необходима для игровой, трудовой, общения, Источник возникновения: соц требования. Наличие волевых усилий обязательно. Управляется изнутри ,связ с целями деят.

* Послепроизвольное – связано с поглощенностью личностью деятельностью и не требует волевых усилий. Результат увлеченности. Это след этап за произвольным вниманием, харка волевые условия отсут, при сохр цели деят.

Свойства:

* Устойчивость – является основополагающим свойством. Это способность сохранять внимание не отвлекаясь на объекты. Причины: индивидуальные и психологические особенности чел-ка и общее состояние организма. Способность сохранять опред напряженность действия на объекте. Измер количеством и качеством выполняемой работы.(Чем выше утомление, тем ниже внимание.)

* Сосредоточенность – степень концентрации на одних объектах и отвлечение от других. Интерес как мотивация, повышенная сосредоточенность. умение, не отвлекаясь заниматься деят. Рассеянность-невозможность сосредоточится.вызывает сильную доминанту.

* Переключение – переход внимания с одного объекта на другой. Имеет значение темп переключения.

* Распределение – способность рассредоточить внимание в пространстве. Сосредоточение внимания между объектами и разными видами деят. Условие: одна деят должна быть автоматизирована, а другая предполагает высокий уровень осознанности.

* Объем – определяется количеством информации, которая удерживается в области повышенного внимания.(У взрослого 5-6, макс9, у реб 3-4.)

Внимание – процесс сознательного или бессознательного отбора информации. Интенсивность и продолжительность внимания зависит от ассоц. с ним эмоц. состояний. Внимание связано с установкой. Под влиянием установки выделяется образ. Этот образ становится объектом внимания.

1.Воображение. Виды активного воображения .

Воображ. – психич. процесс создания образа. Хар-но только для чела, не известно где локализуется.

Строение образа. РОЛЬ.-прямо примыкает к мышлению, сущ связь между ними.- позволят человеку выйти за границы чувствительности и создать образ в условиях неполноты информации.- уходит в оыт человека. ЗНАЧ. воображ.: вся человеч. культура – продукт воображ.; вообр. выводит чела за пределы сиюминутного существования.; вообр. позволяет челу ориентироваться в ситуации без использования практических действий.; вообр. необходимо, когда практические действия невозможны. Вообр.: активное и пассивное( образы спонтанны) . Активное (создание образов по собственному желанию с участием волевых условий): продуктивное (действительность сознательно конструируется по-новому, проявляется индивидуальность) и репродуктивное (восстановление действительности, связь с памятью, восприятием). Основное различие закл: наличие цели и волевые усилия. 2.Воображение. Виды воображения. Функции образа.

Воображение – создание образа, отражение действительности в образах. Воображение выступает как основа создания предметов материальной и духовной культуры. Позволяет выйти за пределы реальной ситуации и оперировать элементами действительности, которые не представлены в данный момент. Воображение всегда связано с опытом человека. В основе воображения – реальность, хотя образы фантастичны, создается мозаика из воспринимаемого в действительности.

Чувчтво эстетического, связь с орг процессами, с эмоциями. Страх придает в драматичность и неизбежность неприятных событий, связь с идеоматорным фактором.

Виды воображения :

1. активное (преднамеренная работа по созданию образа, важно в практической деятельности человека) 1продуктивное (творческое, создание образов, констатирующих новое видение реальности, окружающего мира. Н-р: реферат, доклад, перевод)2репродуктивное (воссоздающее, отражение в образах основных черт действительности. Н-р: схема пути, воспроизведение материала по памяти)

2. пассивное (спонтанное возникновение образа)1сновидения(предмет изучения психоанализа. Они отражают индивидуальность личности. Основная функция-исполнение желаний.У невротиков сновид вовращ в психоьравмир сит. Снов должно быть прояснено, характерно для всех людей.2галлюцинации(результат болезненного состояния психики, наркотики, алкоголь.)3грезы( идеализация будущего, ослабления связи с реальностью. Они не опасны, но если она доминируют над мечтой, то снижают активность и конструктивн поведения человека.Свойственно юности, тк у нее есть будущее. )4мечты

Образ – представлениеФункции образа:

  • живое, яркое представление ситуации, позволяющее точнее представить предмет;
  • позволяет найти выход в проблемной ситуации, когда данных недостаточно;
  • позволяет фантазировать, мечтать, придумывать какие-либо ситуации;
  • успокаивает человека, если у него нет достаточных знаний о предмете его воображения.

1. Воображ. – психич. процесс создания образа. Хар-но только для чела. Знач. воображ.: вся человеч. культура – продукт воображ.; вообр. выводит чела за пределы сиюминутного существования.; вообр. позволяет челу ориентироваться в ситуации без использования практических действий.; вообр. необходимо, когда практические действия невозможны. Вообр.: активное и пассивное. Активное (создание образов по собственному желанию с участием волевых условий): продуктивное (действительность сознательно конструируется по-новому) и репродуктивное (задача воспроизвести реальность в том виде, в кот. она есть. Момент творческого преобразования неизменно присутствует.) и пассивное (образы возникают спонтанно, помимо воли чела (сновидения). Продукт подсознания). Ф-ии воображ.: представлять действительность в образах; регуляция эмоц. состояний; участие в регуляции псих. процессов. С помощью вызываемых образов чел управ. Высказываниями, воспоминаниями.; формирование внут. плана действий, способность манипулировать образами; планирование деятельности. Виды воображ.: сновидения (Фрейд: связаны с нереализованными потребностями и желаниями. Чел их не осознаёт или скрывает. Сновидения должны быть прояснены для личности. Это позволяет челу осознать стимулы, кот. влияют на его поведение.); галлюцинации (фантастические видения, не имеющие связи с реальностью. Х-ны для болезн. состояний. Рез-тат нарушения работы психики и организма в целом.); грёзы (нормальное психич. сост., связанное чаще всего с идеализированным будущим); мечта (более реалистична, связ. с действительностью, в принципе осуществима, выступает, как мотивация достижений). Грёзы и мечты хар-ны для юности.

2. Эмоциональная сфера личности.

Будучи столь хорошо известными как наиболее явно выраженный феномен внутренней жизни человека и, казалось бы, доступными научному пониманию, эмоции продолжают оставаться предметом больших споров при попытке осмыслить их в рамках психологической теории.

Дискуссии ведутся буквально по всему кругу связанных с эмоциями проблем - от вопроса о том, какие психические явления следует относить к эмоциональным, до вопроса о принципиальной роли эмоций в осуществлении процессов жизнедеятельности отдельного индивида.

Затруднения в теоретической интерпретации эмоций обусловлены целым рядом причин. Прежде всего, тем, что когда речь идёт об эмоциях, то здесь наблюдается особый случай: они являются самой интимной специфической характеристикой психического. Именно в этом отношении эмоции может быть даже превосходят по своему значению компонент интеллекта; ведь, во всяком случае, современные ЭВМ, которые успешно воспроизводят ряд функции интеллекта, в принципе лишены какого бы то ни было подобия эмоциональности. Вот почему в силу того, что эмоции - это явления глубоко человеческие и интимные, встает ряд вопросов о возможности систематического исследования эмоций и возможности обнаружить у эмоций объективные закономерности, стабильность и регулярность.

Кроме того, в истории изучения проблемы эмоций на собственно психологическую её разработку оказывали влияние религия, эстетика и особенно этика. На рубеже нашего века, когда с развитием техники расширились возможности экспериментального исследования, психология сделала резкий поворот к этому достаточно надёжному источнику знаний. Однако ограничения, вполне естественные для экспериментального исследования эмоций, распространились и на теоретическую разработку проблемы. Эксперимент подчинил себе теорию, оставив ей функцию интерпретации полученных в нём данных. Теория эмоций, «втиснутая» в рамки экспериментально разрабатываемых проблем, потеряла системность, широту, а порой и жизненною реальность. Её сосредоточенность на вопросах, допускающих лабораторное изучение, не разрешает проблем, которые возникают в сфере воспитания межличностных отношений, аномального развития личности и в ряде других областей практической жизнедеятельности человека. Ведь бесспорным является факт, что эмоции имеют первостепенное значение для воспитания личности и для привития ей социально значимых черт. Нравственно воспитанным человеком является не только тот, кто лишь знает нормы и правила поведения, а тот, у кого знания слились с чувством, образовав убеждения, составляющие сердцевину человеческой личности.

Кроме того, познания эмоций и чувств, сосредотачивающих жизнь человека на определённых явлениях, познание внутренних конфликтов и кризисов, приводящих к переоценке идеалов, к решительным поворотам в жизни и тому подобных явлений могло бы способствовать решению задачи общепсихологической теории, а именно - интеграции ее феноменов, процессов, психических функций в целостную личность.

Чтобы психология эмоций более полно охватывала круг связанных с эмоциями проблем, необходимы поиски новых направлений теоретического и экспериментального их изучения.

К эмоциональным, в широком смысле, процессам в настоящее время принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.

В современной психологии аффектами называют сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания. У человека аффекты вызываются не только факторами, затрагивающими поддержание его физического существования, связанными с его биологическими потребностями и инстинктами. Они могут возникать также в складывающихся социальных отношениях, например, в результате социальных оценок и санкций.

1.Волевая регуляция. Франкл о свободе личности.

Воля – св-во чела, проявляющееся в способности управлять своей психикой и поступками. Внешне воля проявл. в преодолении препятствий на пути к цели. Ф-ии воли: усиление мотиваций; совершенствование регуляций действий. Воля возникает, если есть препятствие. (Рубинштейн: воля возник., когда чел становится способным к рефлексии своих влечений). Волевой процесс возник. если есть препятствие на пути осущ. мотивов деятельности. Воля всегда связана с осознанием. Развитие позновательных процессов зависит от приобретения волевог о контроля над ними. В всегда соответствует актуальным потребностям личности, связ с выбором. Волевая регуляция необходима чтобы удерживать сознание на объекте

2.Воля. Структура волевого действия. Волевая регуляция поведения.

Структура волевого акта: цель и стремление её достичь- осознание возможностей достижения цели- мотивы, подкрепляющие или опровергающие эти возможности- борьба мотивов- выбор- принятие одной из возможностей в кач-ве версии- осуществл. принятого решения

Понятие о способностях. Общее представление о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество — основные признаки наличия у человека способностей. Три различных определения способностей. Природные (естественные) и приобретенные (социально обусловленные) способности. Общие и специальные способности. Теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Способности и успешность деятельности. Понятие одаренности.

Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Понятие задатков. Задатки как природные и социально сформированные предпосылки для развития способностей более высокого уровня. Неоднозначность связей способностей и задатков. Способности, задатки и индивидуальные различия. Природа индивидуальных различий. Индивидуальные различия, обусловленные геноти-пическими и анатомо-физиологическими задатками. Свойства нервной системы как задатки к развитию элементарных динамических способностей. Межполовые индивидуальные различия в задатках и способностях.

3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.
Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В первую очередь необходимо различать при- родные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например — у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнореф-лекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формиро-

вания качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности — в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

СПОСОБНОСТИ , ЗАДАТКИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЛЮДЕЙ

При обсуждении понятия «способности» в предыдущем разделе главы неоднократно упоминались задатки. Попробуем теперь выяснить детальнее, что это такое и какая связь существует между задатками людей и их индивидуальными различиями по способностям.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знание задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные особенности процесса формирования способностей, его конечного результата.

Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у одних и тех же людей изучает психология индивидуальных различий. Откуда берутся индивидуальные психологические различия людей? Как они возникают? Один из ответов на данные вопросы предлагает А.Анастази: «Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой... Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды»1 .

Скачать архив с текстом документа