Шпора по философии-2
СОДЕРЖАНИЕ: 7.1. Условия возн и распрост христианства Ситуация во взаимоотношениях между религией и философией начала существенно меняться после возникновения и утверждения в общественной жизни христианства, что произошло в 1 веке нашего летоисчисления. Качественным отличием является служение философии целям религии и теологии.7.1. Условия возн и распрост христианства
Ситуация во взаимоотношениях между религией и философией начала существенно меняться после возникновения и утверждения в общественной жизни христианства, что произошло в 1 веке нашего летоисчисления. Качественным отличием является служение философии целям религии и теологии.
Прежде всего отметим стремление использовать философию для укрепления позиций только-только появившегося христианства, которое и концептуально и организационно нуждалось в такой поддержке. Не меньшим препятствием для утверждения христианства, как это ни покажется парадоксальным, являлась античная философия со своими идеями о сущности мироздания и путях его познания. Ранние христианские идеологи, такие как, например, живший во II веке Климент Александрийский, стремились к синтезу эллинской культуры и христианской веры, а в действительности — подчинению философии христианской религии.
В последующие столетия «отцы церкви» предпринимали соответствующие шаги, чтобы использовать достижения философии в укреплении позиций религии и церкви. Прежде всего это проявилось в широком использовании философского наследия Платона и Аристотеля для «научного» обоснования церковных догматов.
Неоплатонизм становится важнейшим исходным материалом для развития средневековой философии и христианства.
Начиная с XIII века, христианство с целью доктринального усиления своих позиций, расширения и углубления своей веры начинает усиленно использовать аристотелевскую философию, которая до этого лишь частично была им известна и одновременно из-за своей рационалистичности л эмпиричности ими игнорировалась.
Использование философского наследия Аристотеля осуществлялось главным образом в двух направлениях. Прежде всего в рамках христианского теизма происходило своеобразное сочетание философских идей «отцов церкви» и в частности, наиболее известного и влиятельного из них Аврелия Августина и аристотелизма. Одновременно шла борьба за использование философских идей для усиления позиций богословия. В конечном итоге победила вторая тенденция и достижения аристотелевской философии в области учения о бытии, познании и человеке. Наибольший вклад в дело использования аристотелевской философии с целью усиления религиозной доктрины внес Фома Аквинский (1225—1274).
Несмотря на доминирующее положение в общественной жизни в это время религии, философия продолжает не только существовать, но и получает определенное развитие.
7.2. Формирование патристики как ранней христ фил.
Патристика – обозначает совокупность теологических, философских и политико-социологичеких доктрин христианских мыслителей 2 - 8 веков, так называемых отцов церкви. Четырех деятелей называют докторами Западной церкви - Святого Амвросия, Иеронима, Августина, Папу Григория Великого.
Расцвет деятельности Амвросия, Иеронима и Августина приходится на период между победой католической церкви в Римской Империи и варварским нашествием.
Их авторитет почитался на протяжении всего средневековья; больше, чем кто бы то ни был, они способствовали определению того вида, который приняла церковь.
Амвросий - обосновал церковную концепцию взаимоотношений между церковью и государством (независимость церкви).
Иероним - дал западной церкви латинскую библию, от него исходила инициатива монашеского движения.
Августин - выработал теологию церкви, действовавшую вплоть до реформации. Он пытался согласовать философию со священным писанием, чего не делали более ранние христианские философы. Лучшее его произведение - Исповеди. Августин утверждал, что мир был сотворен не из материи, а из ничего, в то время, как греческая философия утверждала, что мир не может быть сотворен из ничего. Эти воззрения в христианские времена приводили к пантеизму: бог и мир неотделимы. Августин пытался соотнести эти две теории. Он говорил, что бог вечен и существует вне времени. Он не предшествует своему собственному творению времени, т.к. он пребывает вне потока времени. Прошедшее и будущее могут быть осмыслены только как настоящее: прошедшее может быть отождествлено с воспоминанием, а будущее с ожиданием, но они являются фактами, относящимися к настоящему, т.е. время является аспектом наших мыслей.
Патристика 5 - 6 веков.
5 век - это время варварских нашествий и падения западной Римской Империи. После смерти Св. Августина (430 г.), философская мысль почти угасла.
В 6 веке - Боэций, Юстиниан, Григорий Великий.
Боэций: несовершенство - есть недостаток, предполагающий существование совершенного образа. Зло - в отсутствии положительного начала. Блаженство и бог, являются высшими благами, потому тождественны, следовательно каждый счастливый - есть бог. Добродетельные люди могучи, дурные немощны.
7.3. Философия Августина
Августин 354 - 430 гг. Гениальный мыслитель, заложил прочный фундамент религиозно-философской мысли средневековья. Он был вдохновителем разнообразных идей и течений в области философии, науки, этики, эстетики, истории. По Августину все сущее - есть благо. Зло не субстанция, а недостаток, порок и повреждение формы. Бог - есть источник бытия, чистая форма. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место.
А. считал достойным познания такие объекты как бог и душа: бытие бога возможно вывести из самосознания человека, а бытие вещей - из обобщения опыта. Он анализировал идею бога в соотношении с человеком, а человека - в отношении к богу. Душа - не материальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна.
Мировоззрение А. теоцентрично: в центре духовных устремлений - бог, как конечный пункт размышлений. Проблема бога и его отношения к миру выступает у А. как центральная.
А. рассматривает бога как вне материальный абсолют, соотнесенный с миром и человеком как своим творением. Бог - сверхприроден. Мир природы и человек, будучи результатом его творения, зависит от творца.
Утверждал принципы: бестелесности бога, бесконечности божественного начала.
Опираясь на тексты Св. Писания, где говорится о доброте творца, А. доказывает, что все сотворенное им в той или иной мере причастно к этой абсолютной доброте, ведь всевышний осуществляет творение, запечатлел в сотворенном определенную меру, вес и порядок. В них вложены неземной образ и смысл. В меру этого а природе, в людях, в обществе, заключено добро. Подобно тому, как тишина - есть отсутствие шума, так и зло - это отсутствие добра, а не нечто существующее само по себе. Этими рассуждениями А. пытался снять ответственность бога за зло в мире. Нужно учитывать относительность зла и воспринимать его как ослабленное добро и как необходимую ступень к добру. Бывает и так, что мучающее человека зло в конечном итоге оборачивается добром ( наказание за преступление ).
8.2. Философия Аквинского 13 в.
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого (1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом завете. Различая бытие и сущность, Фома тем не менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень.
В зависимости от реализации формы Фома выделяет четыре слоя бытия. На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи (неорганические стихии и минералы). На следующей ступени форма - конечная причина вещи, которой поэтому внутренне присуща целесообразность таковы растения. Третий уровень - животные, здесь форма - действующая причина, поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи. Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих.
Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле, прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло.
Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Фома выдвигает 5 доказательств бытия Бога:
1. Все что движется имеет начало движения. Бог как перводвигатель.
2. Связь Бога с причиной. Бог - первопричина.
3. Все в мире необходимо. Бог - первая необходимость.
4. Бог - верх, предел совершенства (совершенство отнимается от природы).
5. Проблема цели. Бог задает цели и является целью.
В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете индивидуумы. Этот своеобразный персонализм составляет специфику как томистской онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого - действие индивидуальных скрытых сущностей - деятелей, душ, духов, сил.
8.3. Поздняя схоластика.
Схоластика - это тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой. Получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века. К этому направлению философии относились Обеляр, Ф. Аквинский, Скот.
Одним из представителей поздней схоластики 13-14 веков был Скот.
Для него был главным вопрос об отношении богословия к философии, веры к знанию. Он считал, что предмет богословия - бог, а предмет философии - бытие. Философия может постигать бога на в качестве бога, а лишь в качестве бытия. Однако и в этом смысле философское познание бога ограничено: человеческий ум постигает в бытии лишь то, что он может отвлечь от чувственных данных, поэтому у человека не может быть понятия о нематериальных субстанциях, таких как бог или ангелы. Категории бытия последнее мыслится как нечто запредельное и неопределенное. В телесных вещах материя характеризуется изначальной неопределенностью. Лишь благодаря соединению с различными формами она способна принимать конкретные способы бытия. Душа едина и ее отдельные способности различны не сами по себе, а по различию предметов на которые они направлены: способности направленные на чувственные предметы называются чувственными, направленные на умозрительные - мыслительными. Связь души с телом осуществляется посредствам особой формы - телесности, которая отличается от самой души.
В учении о познании Скот подчеркивал активность познавательной деятельности: знание не есть ни чистая восприимчивость, ни чистая активность - оно всегда складывается и из того, что идет от нас, и из того, что идет от познаваемого предмета.
9.1. Причины формир и сущ нового мировззрения
Возрождение - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы.
Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.
Отличительные черты идеологии Возрождения:
1.антифеодальная направленность
2.светский характер (против церкви)
3.гуманистическое мировоззрение
4. обращение к культурному наследию античности
Идеологической основой стали гуманизм, а затем натурфилософия.
Гуманизм
- от лат. человеческий - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека - микрокосмоса, богоравного существа, создающего и творящего самого себя.
Пантеизм
- от греч. theos, что означает бог. Это религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявлялись в еретической мистике средних веков. Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системе Спинозы, отождествившего понятие бог и природа.
Подобное отношение к человеку знаменовало возникновение новых форм самосознания и ренессансного индивидуализма. Был сделан акцент на этических проблемах, учении о свободной воли индивида, направленной к добру и общему благу. Происходила своеобразная реабилитация человека и его разума.
В Гуманизме с самого начала были заключены натурфилософские тенденции, получившие особое развитие в 16 веке. Главная проблема, занимавшая натурфилософов - соотношение бога и природы. Рассматривая ее, они стремились преодолеть дуализм средневекового мышления, понимали мир как органическую связь материи и духа.
Таким образом, в философских системах эпохи Возрождения, сформировалась пантеистическая картина мира. Представление о всеобщей одушевленности вселенной ставили под сомнение существование сверхнатурального, потустороннего, поскольку все чудесное объявлялось естественным, природным, потенциально познаваемым: стоило его открыть и объяснить, как оно переставало быть чудесным.
В целом, понимание природы как внутреннего мастера, действующего самостоятельно, живущего по своим законам, означало разрыв с устоявшимися средневековыми представлениями о боге-творце и вело к зарождению новой естественной религии. В основе этого идеологического переворота лежал подъем производительных сил, материального производства, науки и техники.
8.2. Гуманизм Возрождения
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106—43 до н. э.). Для него humanitas — это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики.
Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.
Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407—1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо.
Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире.
Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.
Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом.
Если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.
Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.
9.3. Натурфилософия Возрождения
Философия эпохи возрождения - философия нового класса - капитализма, класса более прогрессивного чем класс феодалов. Новый класс нуждается в новой философии. И его запросам отвечало прежде всего материалистическое мировоззрение.
Николай Кузанский (1401-1464) - один из характерных представителей ренессансной философии. Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что единому ничто не противоположно. А отсюда он делает характерный вывод: единое есть все - формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно.
Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть. Кузанский называет его максимумом; единое же - это минимум. Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей - максимума и минимума. Этот методологический принцип делает Кузанского родоначальником новоевропейской диалектики.
По отношению к строению мира Кузанский говорит, что центр и окружность космоса - это Бог, а потому, хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут. Вслед за Кузанским Коперник (1473-1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.
Характерная для Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, творца с творением.
Развитие философии Возрождения подготовило почву для появления выдающихся ученых, внесших большой вклад в развитие науки.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Новый тип мышления - материалистический.
2. Философская мысль становится светской.
3. Предметом философии становится реальная жизнь людей.
4. Впервые в рассмотрение попадает воля человека.
Меняется статус самого человек. Человек возрождения это человек созидающий, активный, творческий свободный в своих поступках, свободный от догматов церкви.
8.4. Соц-полит идеи Возрождения
Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли (1469—1527) и Франческо Гвиччардини (1482—1540) и социальные утопии Томаса Мора (1479—1555) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639).
Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Никколо Макиавелли
Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту — воплощение человеческой энергии, умения, таланта.
Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли политика, в которой существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелли видит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли решительно разорвал узы, которые в течение столетий связывали вопросы политики с нравственностью: теоретическое рассмотрение политики было освобождено от абстрактного морализирования.
Освобождая политику от морализирования, Макиавелли наносил удар по религии и церкви, что и вызвало негативную реакцию черной гвардии римских пап.
Макиавелли если и освобождает политического деятеля от непременного следования моральному закону, то это происходит в силу необходимости и объясняется противоречиями социальной действительности.
Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел политику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, с другой — до искусства возможного.