Тоны в китайском языке

СОДЕРЖАНИЕ: Теоретический анализ понятия тона: определение, тональные языки, взаимоотношение тонов и интонации. Особенности системы тонов современного китайского языка в определении Задоенко Т.П. Изучение классификации Спешнева Н.А. Сандхи тонов в китайском языке.

Содержание

Введение

Глава I. Понятие тона

1.1 Определение тона. Тональные языки

1.2 Взаимоотношение тонов и интонации

Глава II. Система тонов китайского языка

2.1 Исследование системы тонов китайского языка

2.2 Система тонов современного китайского языка в определении Задоенко Т.П

2.3 Система тонов в классификации Спешнева Н.А

Глава III. Сандхи тонов в китайском языке

3.1 Частичное изменение тона

3.2 Полное изменение тона

3.3 Особые случаи изменения тона

3.3.1 Числительные yi-один, qi-семь,ba-восемь

3.3.2 Отрицательная частица bu

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Любой язык мира обладает определенными свойствами. Отличается его лексический, грамматический и фонетический строй. Одним из основных признаков отличия одного языка от другого является особенность его фонетической системы и законов функционирования различных единиц языка.

С фонетической точки зрения, языки мира образуют разграничения по составу фонем, мелодии, интонации и другим фонологическим признакам. Китайский язык обладает еще одной отличительной чертой – тоном и относится к так называемым тональным языкам. В свое время изучением тонов китайского языка занимались многие филологи. Такие, как Алексахин А.Н., Задоенко Т.П., Спешнев Н.А., Сусов И.П. и другие. И в настоящее время существует несколько мнений о происхождении и составе тонов тональных языков.

В потоке речи многие звуки языка претерпевают многочисленные изменения. Изменяется их мелодика, длительность. То же самое касается и тонов китайского языка. В китайском языке достаточно распространенным явлением считается полное или частичное изменение тонов. Такое явление принято называть сандхи тонов. Актуальность данной проблемы проследить не сложно, так как изучающим китайский язык для полного понимания иноязычной речи необходимо в полной мере овладеть фонетическими особенностями языка, его правилами, а тем более исключениями.

В данной дипломной работе мы попытаемся собрать общую картину тонов китайского языка и проследить их историческое развитие, а также подробно рассмотреть явление сандхи тонов.

Объект дипломной работы: тоны китайского языка.

Предметом данной дипломной работы является особенности состава тонов современного китайского языка.

Целью дипломной работы является обобщение опыта исследования лингвистов относительно тонового состава китайского языка, изучение явления сандхи тонов.

Исходя из указанных целей исследования, его основными задачами являются:

- изучить особенности тонов китайского языка;

- рассмотреть различные классификации тонов китайского языка;

- исследовать формирование тонов китайского языка с исторической точки зрения;

- рассмотреть явление сандхи тонов;

- изучить полное и частичное изменение тонов;

- рассмотреть особые случаи сандхи тонов.

Для выполнения данных задач были использованы следующие методы исследования: описательный метод, сравнительный метод, критический анализ литературных источников.

Теоретической базой дипломной работы послужили труды следующих лингвистов: Задоенко Т.П., Спешнев Н.А. Алексахин А.Н., Солнцева В.М., Солнцев Н.В. Композиционная структура дипломной работы обусловлена целями и задачами.

Данная дипломная работа включает в себя 3 главы. В начале первой главы мы рассматриваем общее понятие тонов, далее изучаем особенности тональных языков и определение интонации и тона. Во второй главе нашей дипломной работы мы изучаем состав и особенности тонов китайского языка, согласно классификации Задоенко Т.П. и Спешнева Н.А. Основу третьей главы составляет явление сандхи тонов в китайском языке. Здесь мы рассматриваем основные особенности частичного изменения тонов, полное изменение тонов, а также особые случаи изменения тонов. Глава практической части дипломной работы подкреплена примерами, которые доказывают наличие сандхи тонов в китайском языке.

В конце теоретической части мы подводим итоги результатов проведенного исследования и прилагаем список научной литературы.


Глава I. Понятие тона

1.1 Определение тона. Тональные языки

Ни в одну часть строения языка исследование так не углубилось, как в фонетику. Поскольку звуки, издаваемые человеческими органами речи, являются тем посредником, благодаря которому язык получает свое выражение, постольку также и ключ к историческому пониманию языкового развития в очень значительной, даже наиболее значительной своей части, лежит как раз в его звуковой стороне. В этом отношении выяснилось чрезвычайно много нового. Более внимательное изучение живых языков показало, как велика богатство звуков в языках и как велика точность в их различии. За этим последовало, главным образом с середины последнего столетия, а точнее с семидесятых годов, обстоятельное изучение природы и способов образования звуков, всей физиологии речи или общей фонетики, которая постепенно стала самостоятельной отраслью науки. Таким образом, совершенно по-новому удалось проникнуть в понимание природы звуковых переходов и увидеть, что собственно с ними происходит, и происходило, тогда как раньше держались только за мертвые буквы[1] .

Изучая структуру какого-либо языка, необходимо, прежде всего, выделить его основные единицы. Членение языка происходит на двух уровнях. На уровне значимых единиц выделяются предложение – синтагма (словосочетание) – слово – морфема – фонема. Сегментация охватывает здесь единицы всех ярусов языка, поэтому ее можно назвать сегментацией межъярусного типа.

На фонетическом уровне выделяются такие единицы как фраза – речевой такт (фонетическое слово) – слог – звук. Сегментация ограничена здесь рамками только одного уровня (фонетического), поэтому ее можно назвать сегментацией внутриярусного типа.

Следует отметить, что существуют другие единицы фонетики, создающие интонационную структуру языка и являются средством актуализации коммуникативного задания. К таким средствам относятся интонация, ударение и тоны[2] .

Говоря о тонах какого-либо языка, в первую очередь следует дать его определение. В настоящее время существует два определения тона, как особой фонетической единицы.

Во-первых, тон – это мелодическое варьирование высоты звука (звуковысотных характеристик) при произнесении слогов, фонологически значимое в языке. Тон реализуется в виде повышения или понижения голоса, которое может быть либо неизменным (равновысотным) на протяжении слога, либо изменяться от одного высотного уровня к другому. Число таких уровней (регистров) в разных языках различно, но в целом оно предположительно не превышает 4 (верхний, два средних и нижний). Тоны, не изменяющие регистра на протяжении слога, называются ровными; изменяющие регистр называются скользящими (контурными). Последние группируются по характеру направленности: однонаправленные (восходящие/нисходящие), двунаправленные (восходящее нисходящие/нисходяще-восходящие). Например, в китайском языке ma1 - мать (ровный тон), nan2 - юг (восходящий тон), li4 - стоять (нисходящий тон), xie3 - писать (нисходяще-восходящий тон).

В некоторых языках (например, во вьетнамском) для различения тонов важны и другие признаки: интенсивность, длительность, фарингализация, наличие гортанной смычки[3] .

Реализация тонов может зависеть и от качества согласных, входящих в слог (например, в тангутском языке глухие начальные согласные сочетаются с высоким регистром слогового тона, звонкие - с низким). Высотные (тональные) модификации голоса как элемент фразовой мелодики свойственны всем языкам, но не во всех имеются тоны.

Языки, где тонирование слога имеет смыслоразличительную функцию, называются тональными языками. Тоны в таких языках существуют для различения лексических и (или) грамматических значений. Тональные языки распространены в Юго-Восточной Азии (китайский, вьетнамский, лаосский, бирманский и другие), Африке (нилотские, ква, банту), Америке (миштекский, масатекский, трикеи и так далее). В одних тональные языки (например, китайско-тибетских) тоны имеют преимущественно лексическую значимость, в других могут выражать и грамматические различия (число или род существительных, время глагола, отрицание), например, в дуала (язык банту): mbl — «он даёт», mаbl — «он дал», в динка (нилотский язык): раny — «стена», рny — «стены». Для многих тональных языков спорным является вопрос о соотношении тонов и словесного ударения, для некоторых Тональных языков нет достоверных данных о наличии и функции ударения[4] .

В некоторых языках (например, в сербскохорватском) тоны различаются лишь в ударном слоге; в этом случае тоны обычно рассматриваются как разновидность словесного ударения. В языках, где тоны свойственны всем слогам, они называются также слоговым акцентом.

Тоны образуют особую систему суперсегментных единиц языка со своей парадигматикой и синтагматикой. Они являются средством выражения лексических и грамматических значений, так, например, в китайском языке shi1 - терять, shi2 - десять, shi3 - дело, shi4 - история; в нуэр (нилотский язык) lei - животное, lei - животные,

В речевом потоке различия между тонами покоятся на линейном контрасте, а не на абсолютной физической высоте звука; один и тот же тон в разных позициях может изменять свои абсолютные характеристики, но его опознаваемость сохранится благодаря контрасту с другими тонами и парадигматическому единству морфемы.

Количество тонов в языках мира колеблется от 2 до 10.

С другой точки зрения, тон определяется как акустическая характеристика звука, определяемая концентрацией энергии в области верхних или нижних частот. В фонетике вместо термина тон в этом значении употребляется термин тональность. Различаются высоко тональные и низко тональные звуки; например, гласные в русском языке у, о, а относятся к низко тональным, э, и - к высоко тональным. В фонологии эта характеристика используется как один из универсальных различительных признаков фонем, входящий в систему признаков, сформулированных Р. О. Якобсоном и М. Хале[5] .

1.2 Взаимоотношение тонов и интонации

Проблема взаимоотношения тона и интонации в той или иной степени обозначается практически во всех грамматиках тональных языков, в многочисленных исследованиях, посвящённых просодическому составу, и вместе с тем это одна из самых малоизученных проблем просодии. Причин тут видится несколько. Главная из них состоит в том, что тогда, в середине 20-го века, как в отечественной, так и в зарубежной лингвистике исследования велись в русле, казалось, вполне устойчивого теоретического постулата, что просодическая система тонального языка строится только на тональных противопоставлениях, а другие единицы просодии (интонация) практически полностью замещаются или поглощаются этими тональными противопоставлениями. Об этом недвусмысленно говорят М.В.Гордина и И.С.Быстров, исследуя эту проблему на материале вьетнамского языка: «Фразовая интонация как средство оформления единого синтаксического целого не имеет во вьетнамском языке собственных признаков, которые не были бы присущи соответствующим тонам». И далее ещё более категорично: «Во вьетнамском языке не наблюдается никакого особого интонационного оформления, которое заменяло бы тональную характеристику слов, и в этом смысле нет противоречия между фразовой интонацией и тоном»[6] .

Однако в известном своём труде «Тон и интонация в китайском языке» М.К.Румянцев приходит к совершенно другим выводам: «Тоны и их сочетания в предложении – это не только тоны, но одновременно и интонация. В любой реализации тона в предложении всегда есть нечто такое, что принадлежит не самому только тону, а и интонации». Итак, налицо два подхода к поставленной проблеме, два противопоставленных друг другу постулата. Известно, что основные выводы, касающиеся взаимоотношения тона и интонации, делались на основе изучения тональных языков Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Изучение тональных языков Западной Африки, которое интенсивно велось в последние десятилетия прошлого века, позволило по-новому взглянуть на ряд лингвистических проблем, в том числе и на взаимоотношение тона и интонации.

В связи с этим можно высказать парадоксальную, на первый взгляд, мысль, что в известной степени правомерны обе точки зрения, но с одной существенной поправкой: каждая из них отражает механизм взаимодействия тона и интонации именно в китайском и вьетнамском языках. Стремление же выработать какой-то универсальный механизм этого взаимодействия, одинаково безупречно действующий как, например, в тональной системе хауса (2 тона), так и в тональной системе вьетнамского языка (6 тонов) зашло в тупик[7] .

Как известно, тональные системы бывают «бедные» (ибо, хауса) и «богатые» (вьетнамский). И хотя тоны в этих языках несут одни и те же функции, но реализуются эти функции в языках по-разному. В этом и кроется основная причина того, что трудно, а может быть и просто невозможно выработать единый универсальный механизм взаимодействия тона и интонации. Если же в этой глобальной задаче несколько скорректировать условия для её решения, то, на наш взгляд, можно добиться искомого результата. То есть выработать один механизм для «бедных» двухтональных, регистровых систем (хауса, ибо, акан), другой – для «богатых» (вьетнамский, лаосский, тайский и так далее).

Подводя итоги первой главы, мы выяснили, что наряду с акой фонетической единицей, как интонация, в некоторых языках существует еще понятие тона, который в таких языках имеет смыслоразличительную функцию. В настоящее время существуют споры о том, что интонация и тоны – это схожие понятия, но как объяснить то, что интонация присуща всем языкам мира, а тоны существуют лишь в малом количестве языков?


Глава II. Система тонов китайского языка

Известно, что система путунхуа содержит около 400 слогов, различающихся по звуковому составу. Наличие тонов умножает это количество. Но было бы неправильно считать, что каждый слог китайского языка может быть произнесен четырьмя тонами, давая при этом соответствующие морфемы (знаменательные или, реже, служебные). Далеко не каждый звуковой состав слога представлен во всех четырех тонах. Лишь около половины общего количества слогов (174) имеет по четыре тоновых варианта; несколько меньшее количество слогов (148) имеет по три тоновых варианта; 57 слогов представлены в двух тонах; 25 слогов существуют только в одном тоне.

2.1 Исследования системы тонов китайского языка

Исследования по фонетике тональных языков, в том числе и китайского всегда представляли большой интерес для лингвистов. Формирование фонетики в Китае началось еще с древнейших времен. Тогда возникало множество противоречий относительно фонологического состава языка.

Фонетика формировалась в Китае под определённым воздействием буддизма, принёсшего с собой из Индии интерес к звучащей речи и соответственно к поэзии, рифме, мелодике и тону, а также знание принципов индийского алфавитно-слогового письма. Труды по фонетике выполнялись в духе лексикографических традиций. Таковы словари рифм как наиболее обычного вида начальных сочинений по фонетике: Шэн лэй Ли Дэна, Юнь цзи Люй Цзина, многократно впоследствии переиздававшийся, дополнявшийся и комментировавшийся Це юнь Лу Фаяня (601). Во 2--3 вв. чтение иероглифов (и слогоморфем) начинает передаваться методом разрезания слогоморфем на инициали и финали (рифмы). С 5 в. появляются опыты изучения тонов.

Как развитая, самостоятельная наука фонетика утвердилась с появлением фонетических таблиц, включающих сведения о рифме, инициалях, промежуточных гласных и тонах (Юнь цзин, предположительно 10 в.).

Китайские языковеды 11 - 19 вв. следовали основным принципам описания языка слогового строя, сложившимся в древнее время. В то время продолжилось начатое в 5 в. изучение тонов и их роли в стихосложении.

Появились в продолжение древней традиции новые словари рифм: Гуань юнь (1008), представляющие собой переработку словаря Це юнь (601). В конце 1-го тыс. были созданы детальные многомерные классификации слогов в виде фонетических таблиц, помещающие каждый данный иероглиф на пересечении двух осей - инициалей и финалей, а также учитывающие характер тонов. Так, в словаре Юнь цзин (‘Зеркало рифм, примерно 8 в.) имеется 43 таблицы, делящиеся каждая на четыре части, соответствующие четырём тонам; инициали делятся по характеру согласных на пять категорий; учитывается наличие или отсутствие промежуточных гласных – медиалей; но вместе с тем не уделяется внимание к реальной произносительной стороне слов, в основном характерное для большинства фонетических работ[8] .

В 14 в., при монгольской династии Юань, получили развитие устные литературные жанры, особенно драма, что обусловило необходимость создания справочников по столичному произношению. Тогда появились соответствующие словари, начало которым положил словарь Чжоу Дэцина (1324): в нём сокращено число рифм, отражается новая, совпадающая с современной пекинской, система из четырёх тонов.

В 14 - 15 вв. были составлены практические словари-справочники, предназначенные для обычных грамотных людей: Лань Мао (1442); Би Гунчэнь (17 в.), словарь которого в 1913 г. лёг в основу официальных рекомендаций по национальному произношению; Фань Тэнфэн (17 в.), опиравшийся на двух названных лексикографов и сокративший число классов рифм, по-новому описавший тоны.

Кроме китайских филологов, изучением тонов китайского языка занимались и иностранные лингвисты. К одним из них относятся ученые научной школы в области языкознания Бирмы (нынешней Мьянмы), Тибета, Индонезии и Малайзии.

В трудах бирманских учёных, следовавших в основном китайской лингвистической традиции, довольно рано нашли отражение специфические особенности своего языка как языка слогового, тонального и изолирующего. Во внимание принимался не столько фонетический облик слова, сколько его орфографическое изображение. Термином гласный фактически обозначался не гласный, а финаль как часть слога, противостоящая инициали. Установление статуса медиали, функционально входящей в состав финали, не всегда было корректным из-за особенностей графики языка. Слог и морфема по существу отождествлялись, поскольку их линейные границы в основном совпадают. Перечислялись только три тона, поскольку четвёртый произошёл позже и не обозначается тональным знаком[9] .

Таким образом, следует отметить, что изучение тонового состава китайского языка интересовало огромное количество ученых. Все они рассматривали понятие тона с разных точек зрения, но состав тонов китайского языка определялся в количестве 3 или 4. Тоны в языке рассматривались в системе остальных фонетических единиц. Следовательно, когда мы говорим о тонах, мы обязательно затрагиваем все фонетические аспекты языка. Говоря о современных исследованиях тонального состава китайского языка, в данной дипломной работе хотелось бы рассмотреть классификацию тонов, представленную Задоенко Т.П. и Спешнева Н.А.


2.2 Система тонов современного китайского языка в определении Задоенко Т.П.

Слоги в китайском языке отличаются не только своим звуковым составом (согласными и гласными), но и тоном, или мелодией. Каждый слог, получающий ударение (сильное или хотя бы слабое), произносится тем или иным тоном. В китайском общенародном языке Путунхуа, базирующемся на пекинском диалекте, имеются четыре полных тона, каждый из которых характеризуется совокупностью присущих ему качеств.

Для различения смысла важны и тон, и звуковой состав слога; одно и то же сочетание звуков передает совершенно разные значения в зависимости от того, каким тоном оно произнесено.

Какова же характеристика каждого из четырех полных тонов?

Каждый из полных тонов китайского языка характеризуется совокупностью определенных признаков: 1) направлением движения основного тона (формой тона), 2) распределением интенсивности (силы звука) внутри тона, 3) частотным диапазоном (высотным интервалом между начальной и конечной точками тона), 4) высотой тона,

5) временем звучания (долготой тона).

Как известно высота тона определяется количеством колебаний в единицу времени; за единицу обычно принимается секунда. От увеличения числа колебаний тон повышается; уменьшается число колебаний, - понижается и тон.

Мелодия первого тона - высокая, ровная, долгая, с равномерной интенсивностью и лишь некоторым ослаблением ее к концу (на русского слушателя производит впечатление незаконченного высказывания).

Мелодия второго тона - краткая, быстро восходящая, с максимумом интенсивности в конце слога производит впечатление переспроса).

Третий тон - низкий, долгий, имеет нисходяще-восходящую форму, с максимумом интенсивности на низкой ноте (производит впечатление недоуменного вопроса).

Четвертый тон - краткий, резко нисходящий от высшей точки до низшей. Падение тона сопровождается резким ослаблением интенсивности (мелодия четвертого тона производит впечатление категорического приказания).

В китайском языке нередки и такие случаи, где даже двусложные слова различаются только тонами. Такие слова можно разделить на три группы.

а) слова, отличающиеся тоном конечного слога:

jiao4 shi1 – преподаватель и jiao4 shi1 – аудитория, song1 shu3 – белка иsong1 shu4 – соснаbing4 yuan4 – больница и bing4 yuan1 – больнойtong2 shi2 – одновременный и tong2 shi4 – коллегаxiu1 gai3 – строить и xiu1 gai1 – исправить.

б) слова, отличающиеся тоном начального слога:

shu1 pi2 – обложка книги и shu4 pi2 – кора дереваbing4 chuang2 – больничная койка и bing1 chuang2 – санкиnu2 li4 – раб и nu3 li4 - усердныйda2 hua4 – хвастовство и da4 hua4 - ответ.

в) слова, отличающиеся тонами обоих слогов:

e2 yu3 – русский язык и e3 yu2 – крокодилbao1 wei2 – окружать и bao3 wei4 –защищать,tong2 yi4 – соглашаться, tong3 yi4 – единство и tong2 yi1 – одинаковыйtong2 zhi4 – товарищ и tong1 zhi1 – объявление.

Задоенко Т.П. выделяет также Существенные и дополнительные признаки тонов.

Прежде всего, не все пять признаков одинаково важны для характеристики тона - есть признаки существенные(направление движения основного тона, распределение интенсивности и высотный интервал между начальной и конечной точками тона) и дополнительные (высота тона и время звучания, или долгота тона). Дополнительные признаки проявляются только в сопоставлении тонов друг с другом и могут варьировать в ту или другую сторону при произнесении отдельно взятого слога, не влияя при этом на качественную характеристику тона.

Рассмотрим долготу тона. По этому признаку различие между тонами идет в следующем порядке: третий тон характеризуется наибольшим временем звучания; первый тон, хотя и называется долгим, но по сравнению с третьим он заметно короче; второй же тон несколько короче первого; наконец, самый короткий - четвертый тон. Если, например, время произнесения слога в третьем тоне равняется 500 мсек, то время звучания первого тона соответственно равно приблизительно 400 мсек, второго тона - 350-375 мсек, а четвертого тона - примерно 200-225 мсек. Но эти данные не являются постоянными, они могут в значительной мере изменяться в зависимости от тех или иных условий: от общего темпа речи, от ее эмоциональной окраски, от фразового ударения. А если говорить о тоне отдельно взятого слога (без сопоставления с другими тонами), то время его звучания реализуется говорящим произвольно.

Такого же рода признаком является и высота тона. Высота тона отдельно взятого слога также реализуется говорящим произвольно. Первый тон, например, может быть произнесен и на высоте 200 герц, и 300 герц, и, наоборот, ниже 200 герц, - но это нисколько не влияет на качественную характеристику тона. В связной речи высота тонов зависит, прежде всего, от диапазона речевого голоса говорящего, а также от фразового ударения и от эмоциональных факторов.

В отличие от этих двух признаков другие три признака (существенные) присущи в неизменном виде каждому данному тону в любом случае, как при сопоставлении тонов друг с другом, так и при изолированном произнесении слога. Именно они составляют ту совокупность качеств, которая и позволяет воспринимать тон как таковой.

Рассмотрим каждый из этих трех признаков.

1. По направлению движения основного тона

первый тон характеризуется как ровный, второй - восходящий, третий - нисходяще-восходящий, четвертый - нисходящий. Направление движения основного тона является наиболее существенным признаком тона. Даже небольшие изменения в движении тона могут привести к тому, что на слух будет воспринят совсем другой тон. Например, если в первом тоне ровная мелодия не будет выдержана до самого конца звучания слога и в конце слога будет снижена (как это нередко наблюдается у учащихся, овладевающих китайскими тонами), то первый тон в этом случае будет похож на четвертый.

Наиболее сложной по форме является мелодия третьего тона.

2. По распределению интенсивности (усилению и ослаблению голоса) тоны различаются следующим образом: первый тон характеризуется равномерной интенсивностью; для второго тона характерны сравнительно слабое начало и заметный подъем интенсивности к концу слога; третий тон имеет максимум интенсивности в начале, на низкой ноте, с заметным ослаблением к концу слога; в четвертом тоне наиболее интенсивно начало слога, затем резко нисходящая мелодия сопровождается таким же резким падением интенсивности.

Таким образом, по направлению движения тона и распределению интенсивности взаимно противоположны, например второй и четвертый тоны: второй тон с восходящей мелодией и усилением интенсивности к концу слога и четвертый тон с нисходящей мелодией и ослаблением интенсивности к концу слога. Если сопоставить второй и третий тоны, то мелодия третьего тона не просто восходящая, а с ровным началом и восходящим концом. Своей восходящей частью, на которую приходится большая часть времени звучания слога, третий тон напоминает второй. При таких условиях важное значение приобретает другой фактор-распределение интенсивности: во втором тоне максимум интенсивности приходится на конец слога, а в третьем - на начало. Если же восходящая мелодия второго тона не будет сопровождаться усилением голоса к концу слога (что часто допускают учащиеся), то такой тон будет похож на третий. И наоборот, если в третьем тоне начало произносится недостаточно интенсивно и к концу слога голос не ослабевает или ослабевает недостаточно, такой тон оказывается похожим на второй. Этим же объясняется и тот факт, что второй тон, произнесенный китайцем довольно низко, или третий тон, произнесенный довольно высоко, удается определить иногда только по месту сосредоточения интенсивности.

3. И, наконец, последний признак - высотный интервал между начальной и конечной точками тона. Соблюдение интервалов между начальной и конечной точками тона совершенно обязательно, независимо от того, на какой высоте произносится тон. Однако в практике преподавания китайских тонов часто приходится наблюдать случаи, когда учащиеся не выдерживают полного диапазона четвертого тона, не доводят этот тон до необходимой нижней точки, и при быстром произнесении он оказывается похожим на первый тон[10] .

Такова общая характеристика четырех тонов, каждого в отдельности и в сопоставлении друг с другом. Распределение слогов путунхуа по тонам.

Известно, что система путунхуа содержит около 400 слогов, различающихся по звуковому составу. Наличие тонов умножает это количество. Но было бы неправильно считать, что каждый слог китайского языка может быть произнесен четырьмя тонами, давая при этом соответствующие морфемы (знаменательные или, реже, служебные). Далеко не каждый звуковой состав слога представлен во всех четырех тонах. Лишь около половины общего количества слогов (174) имеет по четыре тоновых варианта; несколько меньшее количество слогов (148) имеет по три тоновых варианта; 57 слогов представлены в двух тонах; 25 слогов существуют только в одном тоне.

2.3 Система тонов в классификации Спешнева Н.А.

Выше мы рассматривали систему тонов, представленная Задоенко Т.П. Безусловно данная классификация является наиболее привычной в изучении китайского языка. Но нам бы хотелось рассмотреть еще одну известную систему тонов, разработанную Спешневым Н.А.

Он говорил, что тон в китайском языке играет в различении смысла слов такую же роль, что и звук. Если вместо одного тона (интонации) мы будем произносить данный слог другим тоном (интонацией),то получатся совершенно различные слова. Говоря о тонах, Спешнев Н.А берет в качестве примера слог да. В китайском языке слог да, произнесенный с высокой ровной интонацией, означает сооружать, с восходящей - отвечать, с низкой ровной и в конце с восходящей - бить, а с нисходящей - большой. Тон является фонологической единицей особого типа, стоящей над слогом. В свете современных фонетических исследований считается доказанным, что тон (мелодическая характеристика китайского слога) акустически присущ не слогу в целом, не отдельному звуку - слогообразующему гласному, а финали. Чтобы подчеркнуть фонологическую роль тона, его нередко по аналогии с фонемой называют тонемой.

В отличие от линейных единиц китайского слога - звуков, которые обычно называют сегментными единицами, тон относят к суперсегментным единицам.

Термином тон обычно обозначают два различных по объему понятия, тон вузком смысле этого слова - частотная характеристика слога, егомелодическая окраска. В широком смысле под тоном следует понимать совокупность ряда взаимосвязанных акустически знаков, таких, как регистр, частотный диапазон, определение интенсивности внутри финали, длительность, качество слогообразующего гласного, фарингализация (возможно существование и других признаков тона). В дальнейшем лингвист предлагает пользоваться термином тон только в широком смысле.

Прослушивание выделенных элементов слога специальным способом показывает, что элементы финали несут разную нагрузку в реализации тона.

Особого внимания заслуживают тоны в изолированных слогах, о характеристики которых и пойдет речь.

1. Частотная (мелодическая) характеристика тона.

Предположим, что диапазон нашего голоса можно представить в виде некой шкалы, где самый низкий звук голоса будет на уровне цифры 1, а самый высокий - на уровне цифры 5 (рис.1).

Цифра 3 обозначает средний уровень голоса говорящего. Естественно, что по абсолютной высоте любой тон будет сильно варьироваться в зависимости от того, кто его произносит: мужчина или женщина, тенор или бас, ребенок или взрослый человек. Но отношение высоты тона к среднему уровню голоса говорящего - величина постоянная, поэтому с этой точки зрения узнавание тона не будет нарушено. Тон, в целом расположенный выше среднего уровня голоса, относится к тонуверхнего регистра; если же основная часть тона расположена ниже среднего уровня голоса, то тон следует относить к нижнему регистру. Шкала позволяет обозначить исходную и конечную точки высоты тона, т.е. обозначать не только высоту тона, но и его направление, для чего могут быть использованы цифры.


Рисунок 1 . Рисунок 2.

5 1 5

4 2 4

3 4 3

2 2

1 3 1

Первый тон является высоким и ровным (200 Гц). Горизонтальная линия 5-5 (рис.2) указывает на направление движения тона и на его исходную и конечную высоту.

Как и первый тон, второй относится к тонам высокого регистра. Это восходящий тон от исходной точкой на уровне цифры 3 и конечной точкой на уровне цифры 5 (140-200 Гц). Его можно обозначить прямой 3-5.

Наиболее контрастным по сравнению с первым тоном является третий тон. Это низкий по регистру тон, имеющий ровное начало и восходящий конец. Рассматривая кимографические и осциллографические записи, можно иногда наблюдать некоторое движение мелодики вниз в самом начале звучания (120-100-180 Гц). Однако на слух это слабое движение вниз не ощущается, и поэтому практически можно считать, что третий тон начинается с ровной низкой мелодики и должен быть обозначен как 1-1-4. В иномплане традиционное обозначение третьего тона как нисходяще-восходящего имеет существенный недостаток и для педагогических целей непригодно.

Четвертый тон в китайском языке характеризуется нисходящей интонацией от наивысшего уровня к самому низкому (200-100 Гц), что графически может быть обозначено цифрами 5-1. Четвертый тон относится к высокому регистру.

2. Интенсивность тона

Интенсивность тона - понятие акустическое. На уровне восприятия термину интенсивность соответствует термин громкость. Распределение интенсивности внутри финали имеет значительные колебания в зависимости от тона.

В первом тоне наиболее интенсивным является начало. Падение интенсивности происходит постепенно и на слух воспринимается слабо. Второй тон в этом отношении противопоставлен первому. Наибольшая интенсивность падает на конец финали в момент приближения к наивысшей точке мелодического звучания.

Третий тон. При наличии нескольких цифр в обозначении тона средние цифры фиксируют его промежуточную высоту, характеризуется повышением интенсивности в начале и в середине звучания. На первом этапе обучения важно подчеркнуть резкий частотный перепад в конце тона при изолированном его произнесении. В этом случае учащиеся легче улавливают исходный ровный низкий уровень начала и середины тона. С этой целью допустимо делать резкое усиление в самом конце тона, в его вершине, для фиксации границы частотного перехода.

Четвертый тон отличается сильным началом и постепенным ослаблением интенсивности к концу.

Таким образом, первый и четвертый тоны по распределению интенсивности внутри финали могут быть противопоставлены второму и частично третьему.

3. Длительность тона.

Если принять среднюю длительность первого тона за 1, то относительная средняя длительность прочих тонов составит: для второго тона - 1,1, для третьего - 1,4 и для четвертого - 0,6. Длительность финали зависит не от количества и качества компонентов, ее составляющих, а от характера самого тона. Так гласит закон о постоянстве длительности финали китайского языка.

Возникает интересная закономерность: длительность финали в пределах одного тона при одной и той же централи есть величина постоянная. Иными словами, длительность, скажем, финалей в слогах ban, bang, bai, bao одинакова. Соотношение длительностей компонентов финали отражает существование в китайском слоге принципа компенсации. Это значит, что краткость централи компенсируется увеличением длительности терминали или, наоборот, более длительная централь сокращает длительность терминали. Если конечный полугласный как второй элемент дифтонга всегда короче слогообразующего гласного, то на долю сонанта, в особенности заднеязычного, приходится значительная часть длительности финали, особенно в третьем тоне. Заметим, что аналогичное положение наблюдается и в других слоговых языках (например, вьетнамском).

4. Тон и качество слогообразующего гласного.

Если можно утверждать, что качество гласного в открытом слоге не подвержено влиянию тона, то в слогах иной структуры картина меняется. Тон влияет на качество слогообразующего гласного в тех слогах, в состав которых входят нисходящие дифтонги и трифтонги. Одновременно в них происходит частичная ассимиляция гласного по месту образования. Слогообразующий гласный в таких случаях в первом и частично во втором тоне становится более закрытым, чем, например, в третьем. Четвертый тон в этом отношении неоднороден и допускает некоторые колебания в самом качестве слогообразующего гласного. Возьмем для иллюстрации слоги указанного типа в первом тоне как наиболее характерном для данного случая. Например, слог tian небо в первом тоне произносится как [t’ien. ]

(слогообразующий гласный [а] заменен на [ie]), в то время как этот же слог в третьем тоне звучит как [t’in] . Чем выше основной тон и чем меньше длительность слогообразующего гласного, тем больший сдвиг происходит в его качестве. Он становится более высоким по подъему, то есть более закрытым.

5. Фарингализация.

Фарингализация в китайском языке является дополнительной артикуляцией и связана с гласным. Она заключается в сужении стенок глотки и в сокращении дужек мягкого нёба. Фарингализованные гласные производят на слух впечатление произнесенных сдавленным голосом. Кроме того, фарингализация придает гласному более высокую тембровую окраску. Все эти явления нередко наблюдаются в слогах открытого типа (монофтонг или дифтонг), произнесенных в четвертом тоне.

Итак, считается, что тон выполняет свою фонологическую роль благодаря совокупности всех признаков. Возникает вопрос, как воспринимается китайская речь, если один или несколько компонентов тона по какой-либо причине отсутствуют. Наиболее типичный случай связан с отсутствием именно мелодической окраски слова, т.е. частотной модуляции. Известно, что грамотная речь иностранца, говорящего по-китайски, даже если в ней недостаточно четко выражены суперсегментные единицы или они вовсе отсутствуют, удовлетворительно воспринимается китайцем. Чаще всего мы объясняем это наличием контекста, реже тем, что правильная расстановка ударения и точная паузировка речи почти исключает возможность неверного ее понимания.

Отсутствие мелодической характеристики тона встречается в шепотной речи, где, как известно, нет колебаний голосовых связок. Большинство исследователей этой проблемы сходятся в том, что при отсутствии частотной характеристики слога фонологическую роль тона выполняют прочие его компоненты: интенсивность, длительность, фарингализация[11] .

Итак, рассмотрев две наиболее распространенные классификации тонов китайского языка, мы выяснили, что в настоящее время существует 4 тона, которые отличаются своей мелодией, длительностью, имеют свою интенсивность и направление голоса. Мы увидели, что и Спешнев Н.А. и Задоенко Т.П. выделяют одинаковое количество тонов, и, кроме того, выделяют основные признаки и свойства тонов, которые похожи или даже одинаковы между собой.


Глава III. Сандхи тонов в китайском языке

Одна из особенностей тональных языков выражается в модификации характеристик тона в тех случаях, когда он оказывается в сочетании с другими тонами. Такое позиционно обусловленное изменение тона в лингвистике называется сандхи тонов.

Сандхи ( связь, соединение), термин, введенный древнеиндийскими грамматистами для обозначения звуковых и тоновых чередований (как фонетических, так и морфонологических) на стыках морфем и слов.

Различаются «внутренние сандхи» (на стыках морфем внутри простого слова) и «внешние сандхи» (на стыках отдельных слов или компонентов сложного слова). В современной лингвистике термин «сандхи» используется почти исключительно для обозначения внешних сандхи. Это обусловлено тем, что санскритские «внутренние сандхи» типологически ничем не отличаются от звуковых изменений на морфемных швах, хорошо известных европейской грамматической традиции и издавна описывавшихся с помощью понятия чередования (альтернации). Напротив, внешние сандхи, представляющие собой ярчайшую особенность морфонологии санскрита, совершенно нехарактерны для большинства европейских языков – как древних, так и новых.

В более общем виде сандхи тонов в китайском языке представляет собой диссимиляцию, или расподобление, тонов (за исключением случаев, связанных с лексическим значением). Возникает ситуация, при которой определенная последовательность тонов по различным причинам становится неудобной для произнесения. В подобных случаях вопрос решается путем изменения мелодики одного или нескольких тонов.

Рассматривая акустические особенности китайских тонов, можно заметить, что характер их изменения (сандхи) зависит от разных факторов и неодинаков в различных положениях. Одни сочетания вызывают лишь частичное изменение тона, выражаемое, например, в сокращении его длительности или частичном перепаде, другие вызывают полное изменение тона, что связано с комбинаторикой, темпом речи и лексическим значением модифицируемой морфемы. Рассмотрим более подробно каждый из этих случаев[12] .

3.1 Частичное изменение тона

Частичное изменение тона выражается в его неполной реализации. Это значит, что некоторая часть тона усекается: длительность его соответственно становится меньше. Китайская фонетическая традиция называет такие тоны полутонами. Как правило, частичное изменение тона происходит при двух одинаковых тонах, следующих друг за другом, например в пределах двусложного слова или словосочетания.

Первый тон перед первым становится короче и чуть ниже. Согласно общепринятой шкале, которую дает Спешнев Н.А., высота первого тона должна быть обозначена как 44, а не 55.

Объяснением подобной модуляции тона может служить слабоударность слога, в котором он реализуется. Тон при этом частично теряет четкость, что выражается, в частности, в некотором понижении его мелодики по регистру. Второй же слог является в подобных двусложных сочетаниях сильноударным. Частичное понижение уровня мелодики тона в первом слоге можно попытаться уловить при прослушивании следующей цепочки двусложных слогов, в которых один и тот же слог занимает в слове то первое, то второе место: jun1 fen1 – fen1 gong1 – gong1 zi1 - ai1 jin1 – jin1 king1 - xing1 qi1 - qi1 kan1 – kan1 deng1 - deng1 gao1 - gao1 yin1 – yin1 biao1 и так далее[13] .

Таким образом, первый тон в сочетании перед первым как в пределах одного слова, так и на стыке двух слов частично изменяет свою мелодику и становится менее интенсивным. В китайском языке данное явление имеет достаточно распространенный характер. Так, например:

1) chui1 feng1 – намекнуть на что-либо;

2) hei1 diao1 – соболь;

3) ai1 si1 – скорбь;

4) gong1 zi1 – зарплата;

5) diao1 zuan1 – хитрый;

6) pi1 gan1 li4 dan3 – от всего сердца[14] ;

7) Su1 dan1 – Судан;

8) ju1 ya1 – взять под стражу;

9) qian1 fu1 suo3 zhi3 – объект всеобщей ненависти;

10) ta1 xiang1 – чужбина;

11) Jin1 tian1 wo3 jue2 de ni3 chuan1 hei1 se4 zui4 hao3 . Сегодня я думаю, ты лучше всего смотришься в черном.

12) Zhang1 shi1 wen4 wo3 … Учитель Джан спросил меня…

13) jia1 ji1 – курица;

14) dang1 chu1 – в свое время;

15) ku1 tian1 mo3 lei4 – раскиснуть;

16) xian1 feng1 pai4 – авангардизм;

17) Zhe4 jian4 da4 yi1 yu1 zhuo1 .Это пальто непрактичное и неуклюжее[15] .

При частичном изменении второй тон перед вторым становится короче, а восходящая часть его мелодики не достигает максимальной высоты 5 и заканчивается на уровне 4. Таким образом, цифровое обозначение для сочетания двух последовательных вторых тонов будет иметь вид 34 35. Например:

1) yu2 miao2 – мальки;

2qian2 tu2 – будущее;

3jie2 shi2 – камень;

4ge2 li2 shi1 – изолятор;

5bi2 liang2 r – переносица[16] ;

6“” Ta1 zan4 shuo1 : “Shi4 ge4 nan2 ren2 .” Он с восхищением сказал: «Этот мужчина»[17] .

7shi2 shi2 – постоянно;

8 yin2 he2 – Млечный путь;

9 zhe2 xue2 xue2 shuo1 – философское учение;

10 da2 cheng2 – достигнуть;

11Jin1 ye3 li xia4 le ai2 ai2 bai2 xue3 . Этой ночью выпал сверкающий белый снег.

12Quan2 qu1 sheng1 zhu1 cun2 lan2 tou2 shu1 da2 liang3 wan4 yu2 . Поголовье свиней во всем районе достигло 20 с лишним тысяч[18] .

На примерах приведенных выше, видно, что при сочетании второго тона со вторым следует произносить первый слог более коротко, чем второй слог. Данное обстоятельство, следует заметить, имеет место лишь при беглой речи.

Четвертый тон перед четвертым частично теряет свою нисходящую часть, то есть оканчивается на уровне 3 вместо 1. Таким образом, принятое обозначение четвертого тона через 51 видоизменяется в 53. Возможно и некоторое сокращение второго слога с четвертым тоном за счет усечения его начала - 41. Например: su4 she4 общежитие, re4 ai4 горячо любить должны обозначаться как 53 51 (41)[19] . Здесь следует привести еще несколько примеров данного явления в китайском языке:

1) dian4 hua4 – телефон;

2) Qing3 tun4 xia4 yi1 zhi1 xiu4 zi! Пожалуйста, вынь руки из карманов!

3) you4 huo4 li4 – соблазн;

4) . shi2 ji4 shang4 qia4 qia4 xiang1 fan4 . На деле получилось обратное.

5) . Zhe4 zhan4 qu4 lewo3 san1 gezhong1 dian3 . Это отняло у меня три часа.

6) Dong1 xi1 bu4 zhi1 dao4 qu4 xiang4 le, wo3 zhao3 ta1 ban4 tian1 , dan4 shi4 zhao3 bu4 dao4 . Вещь куда-то подевалась, я полдня ее искал, но так и не нашел[20] .

7) gu4 ding4 – постоянный;

8) kua4 yuan4 r – боковой дворик;

9) ru4 she4 xian4 – падающий луч;

10) yu4 shu4 – эвкалипт;

11) . Ni3 xian1 yao4 fen4 qing1 li4 bi4 . Ты сначала разберись, где польза, а где вред.

12) fa4 la4 – бриллиант;

13) she4 lie4 – бегло просмотреть;

14) qi3 wai4 hao4 – дать кличку;

15) ai4 mo4 neng2 zhu4 – рад бы помочь, да не могу[21] ;

16) . Ta1 lao3 shi4 hai4 bing4 . Он все время болеет.

И, наконец, третий тон перед любым тоном, кроме третьего, теряет свою восходящую часть и фактически становится ровным низким тоном, который по принятой шкале можно обозначить как 1.Например:

1) xiao3 hai2 zi hai2 bu4 dong3 shi4 ne! Ребенок еще совсем глуп!

2) mai3 tong1 – подкупить;

3) zhan3 xian4 – открыться;

4) chuan3 wu4 – ошибка;

5) fu3 wei4 bing4 ren2 – утешать больного[22] ;

6) ban3 you2 – сало;

7) pin3 xing2 – поведение;

8) zao3 cha2 – завтрак;

9) sheng3 lue4 – сокращение;

10) tiao3 dou4 – дразнить[23] ;

11) gong3 men2 – арка.

Таким образом, мы видим, что частичное изменение тонов в китайском языке – это достаточно распространенное явление. Принятое обозначение тонов по шкале Спешнева Н.А. объективно лишь при произнесении отдельных слогов, а в сочетании тонированных слогов и тем более при беглом произнесении слов и словосочетаний происходит тоновое изменение. Но кроме частичного изменения тона существует также их полное изменение.

3.2 Полное изменение тона

Полное изменение тона проявляется в китайском языке довольно часто. Данное обстоятельство объясняется, прежде всего, темпом речи носителей языка. В данном случае в отличие от частичного изменение тона здесь происходит либо потеря тональности слога, либо его полное изменение. Сандхи тонов имеет в китайском достаточно распространенный характер.

Чаще всего полное изменение тонов касается третьего тона в сочетании с третьим как внутри слова, так и на стыке слов. Это объясняется достаточно сложной артикуляцией третьего тона в речи. Таким образом, третий тон перед другим третьим тоном заменяемся вторым. Экспериментальными исследованиями доказано, что вновь образующийся второй тон акустически не равен полному второму тону изолированного слога. Некоторые исследователи обозначают видоизмененный третий тон через 24, а не 35, для того чтобы подчеркнуть его отличие от обычного второго тона[24] .

Заметим, что качественные изменения слогообразующих гласных в некоторых трифтонгах, произнесенных с этимологическим вторым тоном, отсутствуют в слогах со вторым, видоизмененным третьим, тоном. Сравним для примера такие пары слов, как you2 jing3 нефтяной колодец и you2 jing3 имеется колодец. В первом случае первый слог произносится c этимологическим вторым тоном и слогообразующий гласный в нем подвергается качественным изменениям. Во втором случае качество гласного

остается без изменения[25] . Таким образом, описанный факт может служить косвенным подтверждением существующего различия между двумя типами второго тона. Рассмотрим в качестве примера слова и выражения:

1) jia3 xiang3 – воображаемый;

2) lian3 ruan3 – отзывчивый;

3) dang3 yu3 – сообщник;

4) chao3 rang3 – галдеть;

5) mi3 jiu3 – рисовое вино;

6) da3 si3 – убить;

7) tie3 jia3 – панцирь;

8) fu3 di3 – резиденция[26] ;

9) Gang1 bi3 bu4 zhi1 na3 r diu4 le, ni3 gei3 wo3 zhao3 yi1 zhao3 . Ручка куда-то подевалась, найди ее для меня.

10) Mai3 de da4 yi1 bu2 cuo4 , wo3 hen3 xi3 huan. Купленное пальто не плохое, мне очень нравится.

11) yi3 ji3 du2 ren2 – судить по себе[27] .

В этих примерах представлены случаи, когда два или более слога имеют этимологический третий тон. Согласно правилам сандхи, первый слог произносится вторым тоном.

Если вторая морфема двусложного сочетания этимологически восходит к третьему тону, но в современном языке утеряла тон и стала произноситься в нулевом тоне, то первая морфема с этимологическим третьим тоном по общему правилу переходит во второй тон. Например:

1) da2 sao – прибирать;

2) gei2 wo – дай мне;

3) xue2 li – в снегу;

4) lao2 shu – мышь;

5) ke2 yi – можно[28] .

Исключение составляют некоторые типы удвоения, например термины родства: jie3 jie – старшая сестра, laо3 lao – бабушка, а также существительные с суффиксом zi: ben3 zi – тетрадьguo3 zi – фрукты, ma3 zi– цифры, ling3 zi – ворот, li3 zi – подкладка, dan3 zi – смелость, gan3 zi – стебель, kou3 zi – рана и так далее.

В китайских терминах родства в так называемом звательном падеже происходит перенос ударения о первого слога на второй. Ранее безударный слог, получив ударение, во всех без исключения случаях произносится в первом тоне вне зависимости от своего этимологического тона. Так, слово jie3 jie – старшая сестра (второй слог с этимологическим третьим тоном) в звательном падеже будет произноситься как [dzie3 dzie1 ][29] .

В китайском языке нередки случаи следования подряд нескольких слогов в третьем тоне. В таких случаях также наблюдается явление сандхи тонов, которое зависит во многом от темпа и ритма речи, а также от логики самого высказывания. Можно выделить три типа подобных изменений.

1. Все слоги, кроме последнего, произносятся во втором тоне. Например:

1) wo3 you3 biao3 —wo2 you2 biao3 – у меня есть часы;

2) Ni3 you3 ji3 ben3 shu1 ? - Ni2 you2 ji2 ben3 shu1 ? Сколько у тебя книг?

3) Wo3 kou3 jin3 . - Wo2 kou2 jin3 . Я не из болтливых.

4) Ma1 mabu4 yun3 xu3 mai3 shui3 guo3 . - Ma1 mabu4 yun2 xu2 mai2 shui2 guo3 . Мама не разрешает покупать фрукты[30] .

5) dao3 yu3 hen3 xiao3 – dao2 yu2 hen2 xiao3 . Острова очень маленькие.

6) . Ta1deyi4 jian4 wan3 quan3 ke3 qu3 . - Ta1 deyi4 jian4 wan2 quan2 ke2 qu3 . Его мнение абсолютно достойное.

7) Ni3 jia1 li3 you3 ji3 kou3 ren2 ? - Ni3 jia1 li2 you2 ji2 kou3 ren2 ? Сколькочеловеквтвоейсемье?

8) Wo3 qian3 qian3 lao3 lao. - Wo2 qian2 qian2 lao3 lao. Яглубокопривязанкбабушке.

9) Wo3 xiang3 gei3 ni3 qing3 tie3 . – Wo2 xiang2 gei2 ni2 qing2 tie3 . Я хочу пригласить тебя[31] .

2. Изменения тона происходит через слог, в шахматном порядке. Например: 5) 1) lao3 gu3 dong3 - lao2 gu3 dong2 . Старинная вещь

2) ! Qi3 you3 ci3 li3 ! - Qi2 you3 ci2 li3 ! Какое безобразие!

3) yao3 tiao3 kui3 lei3 - yao2 tiao3 kui2 lei3 . Очаровательная кукла.

4) bu2 ke3 qu3 qiao3 - bu23 qu2 qiao3 . Уловки тут недопустимы.

5) . Bi3 zhe3 ju3 yu3 ju3 . - Bi2 zhe3 ju2 yu3 ju2 . Автор поднимает проблему[32] .

6) liang3 kou3 chao3 zui3 - liang2 kou3 chao2 zui3 . Сцена между супругами.

7) . Ni3 deche3 huang3 wu3 ru3 wo3 . - Ni3 deche2 huang3 wu2 ru3 wo2 . Твоя ложь оскорбляет меня.

3. Изменение тона происходит в зависимости от лексико-грамматической структуры словосочетания, ритма и логики фразы. Например:

1) Wo3 xiang3 mai3 ji3 zhong3 li3 pin3 - Wo2 xiang2 mai2 ji2 zhong3 li2 pin3 . Я Хочу купить несколько видов подарков.

2) Qing3 ni3 gei3 wo3 liang3 ba3 уu3 san3 . - Qing2 ni3 gei2 woliang2 ba3 yu2 san3 . Дай мне, пожалуйста, два зонта.

В китайской разговорной речи среднего или быстрого темпа сандхи тонов обнаруживается в слабоударных слогах находящихся между двумя сильноударными слогами. В частности это относится к слогам со вторым тоном, которые в подобном положении переходят в первый тон, то есть теряют свою восходящую часть. Например:

1) qing1 jie2 gong1 – qing1 jie1 gong1 уборщица;

2) xu1 wu2 piao1 miao4 – xu1 wu1 piao1 miao4 туманность;

3) jia1 xue2 yuan1 yuan1 – jia1 xue1 yuan1 yuan1 родом из интеллигентной семьи;

4) wo3 lao1 zhao2 kong1 jiu4 qu4 – wo3 lao1 zhao1 kong1 jiu4 qu4 . Я пойду, как только будет время[33] .

5) fang1 yan2 xue2 – fang1 yan1 xue2 диалектология;

6) yan1 xia2 yan2 – yan1 xia1 yan2 ангина;

7) gu1 ling2 ling2 – gu1 ling1 ling2 одинокий;

8) chao1 qun2 jue2 lun2 – chao1 qun1 jue2 lun2 из ряда вон выходящий;

9) shou1 hui2 ben3 qian2 – shou1 hui1 ben3 qian2 вернуть свои деньги;

10) xiao1 xing2 quan3 guo2 ge4 di4 – xiao1 xing1 quan3 guo2 ge4 di4 иметь спрос по всему государству;

11) jiao1 tan2 qi3 lai2 – jiao1 tan1 qi3 lai2 завести разговор;

12) hun1 huang2 deng1 guang3 – hun1 huang1 deng1 guang3 тусклый свет;

13) shen1 zhai2 da4 yuan4 – shen1 zhai1 da4 yuan4 большие здания и дворы;

14) wu1 yun2 si4 he2 – wu1 yun1 si4 he2 небо заволокло;

15) xi1 hong2 shi4 – xi1 hong1 shi4 помидор;

16) guan1 cha2 di4 xing4 – guan1 cha1 di4 xing4 просмотр рельефа местности[34] .

Таким образом, при сочетании первого и любого другого тонов со вторым между ними второй тон переходит в первый.

Двойное изменение тона происходит в том случае, если слог во втором тоне этимологически восходит к третьему тону. Сказанное в равной степени относится как к словам, так и к словосочетаниям. В подобных трехсложных сочетаниях окружение у слабоударного слога может быть представлено слогом с любым тоном. Например:

1) chu1 ban3 zhe3 – chu1 ban1 zhe3 издатель;

2) gen1 ben3 fa3 – gen1 ben1 fa3 основной закон;

3) De2 guo2 jie1 rang3 Fa3 guo2 – De2 guo2 jie1 rang1 Fa3 guo2 . Германия граничит с Францией.

4) jing1 xian3 xiao3 shuo1 – jing1 xian1 xiao3 shuo1 приключенческий роман[35] ;

5) cheng2 ben3 hen3 di4 – cheng2 ben1 hen3 di4 себестоимость очень низкая;

6) Nin2 hao3 lao3 shi1 ! – Nin2 hao1 lao3 shi1 ! Учитель, здравствуйте!

7) hong2 shui3 meng3 shou4 – hong2 shui2 meng3 shou4 величайшее зло;

8) hu2 jia3 hu3 wei1 – hu2 jia1 hu3 wei1 . Лис тем грозен, что рядом с царем зверей.

9) Ni3 you3 gou3 ma? – Ni2 you1 gou3 ma? У тебя есть собака?

10) . Ke3 yi3 xiang3 xiang4 you3 shen2 mejie2 guo3 . – Ke2 yi1 xiang3 xiang4 you3 shen2 mejie2 guo3 . Легко представить что будет.

11) cheng3 guo3 lei3 lei3 – ling3 dao2 lei1 lei3 многочисленные успехи;

12) jiang3 yu3 fa3 – jiang2 yu1 fa3 объяснять грамматику;

13)lu3 guan3 lao3 ban3 – lu3 guan2 lao1 ban3 хозяин гостиницы;

14) fu4 you3 xiang3 xiang4 li4 – fu4 you1 xiang3 xiang4 li4 одаренный богатым воображением;

15) Qing3 , huan4 xing3 wo3 ! – Qing3 , huan4 xing1 wo3 ! Разбудите, пожалуйста, меня!

16) . Fu4 mu4 shan4 yang3 wo3 . – Fu4 mu4 shan4 yang1 wo3 . Родители содержат меня[36] .

Нулевой тон, как уже говорилось выше, в акустическом плане зависит от тона предыдущего ударного слога. Несколько иное положение возникает тогда, когда после нулевого тона следует еще один или несколько слогов. Если после нулевого тона следует тонированный слог, в результате чего нулевой тон оказывается между двумя тонированными слогами:

1) если нулевой тон оказывается в положении между первым или вторым тоном и четвертым, то он произносится высоко. Например: xue2 bu hui4 не выучить, chi1 de shang4 достанется поесть, na2 zhuo bао4 держать газету, chi1 le cai4 съел овощи;

б) если нулевой тон оказывается между третьим тоном и первым или вторым, то он произносится низко. Например: liang3 ge ren2 два человека, mai3 le shu1 купил книгу, qi3 le chuang2 встал с постели, la3 bahua1 rпетуния (название цветка);

2) после нулевого тона следует другой нулевой тон. В этом случае высота второго нулевого тона зависит от высоты первого нулевого тона и меняется в соответствии с теми же правилами, которые существуют для нулевого тона после тонированного слога. Например: ting1 jianle услышал, zou3 jinqu войти, pa2 qi lai вскарабкаться, zou3 chuqule вышел.

К лексическому типу сандхи тонов можно отнести и удвоенные формы наречий с эризованным вторым компонентом и частицей de. Второй компонент удвоения вне зависимости от его этимологического тона переходит в первый тон. Это явление особенно характерно для разговорной речи. Например: kuai4 kuai4 de° - kuai4 kuair1 de° быстренькоhao3 hao3 de0 – hao3 haor1 de хорошенько; chang2 chang2 de° - chang2 changr1 de° длинный - при длинный[37] .

3.3 Особые случаи изменения тона

В китайском языке помимо общих правил изменения тонов в речи существуют также особые случаи сандхи тонов. Ярким примером здесь могут служить числительные «yi1 один», «qi1 семь» и «ba1 восемь», а также отрицательная частица «bu4 нет». Изменение этимологического тона в данных словах зависит, прежде всего, от соседних тонированных слогов. Рассмотрим правила сандхи тонов в этих словах.

3.3.1 Числительные yi-один, qi-семь, ba-восемь

1. Числительное «yi1 один».

Числительное «yi1 один» имеет свой этимологичесикй первый тон. В своем этимологическом первом тоне произносятся:

1) в составе количественных и порядковых числительных: di4 yi1 geren2 первый человекyi1 jia1 yi1 shi4 er4 один плюс один равно дваsan3 shi2 yi1 31yi1 jiu3 jiu3 yi1 nian2 1991 годdi4 yi1 ke4 первый урокQing3 ni3 gei3 wo3 yi1 wan3 cha2 . Дай мне, пожалуйста, чашку чаяTa1 yi1 jian4 jiu4 ming2 bai4 le. Он один раз взглянул и сразу понялbi3 lie4 chi3 wei4 yi1 bi3 bai3 масштаб 1:100zui4 hou4 yi1 ci4 самый последний разbu4 guan3 san1 qi1 er4 shi2 yi1 была, ни былаxia4 letou2 yi1 chang2 da4 xue3 выпал первый большой снегYi1 , er4 , san1 ! Раз, два, три!

2) в составе устойчивых словосочетаний: yi1 sheng4 yi1 shi4 вся жизньyi1 wei4 bu4 ming2 нет ни грошаbai3 wu2 yi1 shi1 безошибочноbei4 cheng2 jie4 yi1 дать последний бойchuan4 tong1 yi1 qi4 войти в заговорda4 nian2 chu1 yi1 первый день нового годаdao4 da3 yi1 pa2 с большой головы на здоровуюdu2 yi1 wu2 er4 уникальныйyi1 ba3 zhua1 самому браться за всеyi1 cheng2 zi периодyi1 ban3 yi1 yan3 аккуратно[38] .

3) как второй элемент двусложных слов, перед паузой. Например: chun2 yi1 единственныйdan1 yi1 моно-di4 yi1 во-первыхtong1 yi1 вместеwan4 yi1 объединениеtong3 yi1 объединять.

Изменение этимологического тона в числительном «yi1 один», прежде всего, связано с его позицией относительно рядом стоящих слогов и их тона. В зависимости от позиции данное числительное может принимать на себя второй или четвертый тон. Так, например, перед слогами в четвертом тоне «один» произносится во втором тоне: wu1 zibei4 feng1 deyi2 mian4 подветренная сторона домаbing1 dong4 san1 chi3 , fei1 yi2 ri4 zhi1 han2 все имеет свои глубокие корниbai4 chi1 gan1 da4 , geng4 jin4 yi2 bu4 не останавливаться на достигнутом; yi2 ri4 san1 qiu1 день кажется годомchi1 yi2 qian4 , zhang3 yi2 zhi4 учиться на ошибкахqing3 ni3 gei3 wo3 chuan2 da2 yi2 xia4 доложите обо мнеyi2 cu4 hua1 букет цветовyi2 bu4 xiao3 xin1 того и глядиyi2 ding4 обязательноyi2 bing4 ban1 li3 сделать одновременноyi2 dan4 один деньyi2 bu4 jiao1 xue2 односменное занятиеyi2 er4 немногиеyi2 hui4 r немногоyi2 liu4 yan1 мгновенно, yi2 wen4 san1 bu4 zhi1 что ни спроси, не знает[39] .

Кроме того, изменение этимологического первого тона числительного на второй, «один» также меняет свой тон на четвертый в позиции перед слогами в первом, втором и третьем тонах. Например: bi3 yi4 shi2 , ci3 yi4 shi2 теперь не те уж временаTa1 menyi4 bian1 jiang3 , yi4 bian1 chi1 fan4 le. Они разговаривали и ели. cheng2 yi4 jing3 bai3 чтобы неповадно былоPing2 guo3 tai4 suan1 , yao4 tian2 yi4 xie1 . Яблоки слишком кислые, нужны послаще, Wo3 yi4 dian3 rhui4 shuo1 han4 yu3 . Я немного говорю по-китайски. Kuai4 ba, yi2 jing4 yi4 dian3zhong1! Быстрее, уже час! Wo3 chi1 yi4 dian3 lai2 . Я позже приду. yi4 kou3 qi4 дыханиеyi4 ji3 личныйyi4 lan3 справочник, yi4 ma3 dang1 xian1 быть впередиyi4 lian2 chuan4 цепьyi4 ren2 ban1 один за всеyi4 sheng1 bu4 xiang4 ни звукаyi4 tian1 dao4 wan3 с утра до вечераyi4 yan2 yi2 xing4 во всех своих действиях.

Еще одной особенностью числительного yi один является его полная потеря тона. Данный факт можно встретить в случаях нахождения числительного между глаголами удвоения. Например:

1) Rang4 wo3 kan4 yi0 kan4 . Позволь мне посмотреть.

2) Ni3 lai2 chang2 yi0 chang2 . Иди сюда попробуй.

3) Wo3 ye2 xiang3 shi3 yishi3 ?я тоже могу померить?

4) Xie4 er2 gai3 xiang3 gen1 ni3 liao4 yi0 liao4 . Сергей хочет с тобой поговорить[40] .

5) Ma1 ma gei3 xiao3 hai2 r jiang3 yi0 jiang3 yi2 ge gu3 shi4 . Мамарассказаларебенкуисторию.

6) Wo3 ying1 gai1 jin1 tian1 ba3 yi1 fu xi1 yi0 xi1 . Мнесегоднянужнопостиратьодежду.

7) Wo3 zai4 zhe4 r deng3 yi0 deng3 Lao3 wang2 . ЯздесьподождуСяована.

8) Qing3 dui4 yi0 dui4 . Сверь, пожалуйста.

Крометого, свойэтимологическийтонизменяетчислительные qi1 – семьи ba1 – восемь. Ученые выяснили, что перед слогами в четвертом тоне они произносятся во втором:

1) -- Yi2 gong4 duo1 shao qian2 ? – Yi2 gong qi2 kuai4 . Сколькостоит? – Всего 7 юаней.

2) Jin1 nian2 wai4 guo2 qong1 ci2 zhuang4 le qi2 zuo4 gao1 lou2 . Вэтомгодаиностранноепредприятиепостроиловосемьмногоэтажныхзданий.

3) Xiao3 wang2 jin1 tian1 chi1 le ba2 dun4 fan4 . СегодняСяованел 8 раз.

4) ba2 zi4 mei2 yi1 pie3 – покаещененайденанитьзакоторуюможноухватиться;

5) da2 mian4 guang1 – изворотливый;

6) qi2 shang4 ba2 xia4 – сердцененаместе;

7) qi2 qiao4 sheng1 yan1 – вспыхнутьгневом;

8) qi2 ge4 ren2 yi1 qi3 – всемером;

9) qi2 ye4 shu4 – каштан.

Вролипорядковыхчислительных (безпрефикса di4 ) числительные семь и восемь сохраняютсвойэтимологическийтондажепередчетвертымтоном: qi1 ce4 седьмойтом qi1 jie4 седьмаясессия qi1 ri4 седьмойденьba1 yue4 август ba1 dui4 восьмойотряд.

Правда, параллельносуществуетивариантспроизнесениемихвовторомтоне: qi2 ce4 седьмойтом qi2 jie4 седьмаясессия qi2 ri4 седьмойденьba2 yue4 август ba2 dui4 восьмойотряд.

3.3.2 Отрицательная частица bu4

Исследования и анализ различных источников показал, что отрицание bu4 меняет свой этимологический четвертый тон на третий только перед слогами в четвертом тоне:

1) bu2 bi4 нет необходимости;

2) bu2 xin4 не верить;

3) bu4 san1 bu2 er4 ни то, ни се;

4) Ta1 menzong3 bu2 da4 ken3 xin1 . Он всегда не слишком доверял ему.

5) Bu2 yao4 ! Не надо!

6) Bu2 yuan4 yi ting1 . Неохотнослушать.

7) Bu2 lun4 ru2 ci3 , wo3 men yao4 ying4 tian2 jing1 bi3 sai4 . Чтобынипроизошло, намнужновыигратьнасоревнованяхполегкойатлетике.

8) Wo3 mende jiao4 shi4 bu2 da4 . Нашааудиториянебольшая.

9) Ta1 men dou1 bu2 shi4 De2 guo2 ren2 . Онивсененемцы.

10) Bu2 ke4 qi4 . Не стоит.

11) Bu2 feng4 shang4 si1 . Нельстиначальнику.

12) Ta1 tong1 ku3 le, bu2 chu4 tong4 jiu4 chuang1 . Он и так несчастен, не береди его старые раны[41] .

13) Ta1 zuo de bu2 cuo. Онсделалнеправильно.

14) Huo2 wu3 zai hao3 bu2 guo le. Товарчтонинаестьхороший.

15) Shuo1 bu2 jin4 hua4 . Бесконечныеразговоры.

16) Bu2 lun4 zen2 yang4 jiang3 , ye3 shi4 ta1 men bu2 dui4 . Что ни говори, они все равно не правы.

17) Bu2 po4 bu2 li4 . Не сломаешь старого, не построишь нового.

Находясь между компонентами удвоений, а также в качестве инфикса в словах и словосочетаниях, отрицание bu4 полностью теряет свой тон:

1) qu4 bu° qu4 . Пойдешь?

2) ban1 bu° dong4 . Не содвинуть с места.

3) hao3 bu°hao3 . Хорошо?

4) qi3 bu°lai2 . Не встать.

5) da3 bu°kai1 . Не открыть.

6) Ni3 lei4 bu° lei4 ? Ты устал?

7) Zhe4 gedong1 xida4 bu° da4 ? Эта вещь большая?

8) Ming2 tian1 chu1 fa3 , ni2 xiang3 bu° xiang3 ? Завтра выходим, ты как?

9) Lian2 yi1 ci4 da3 bu° xia4 lai. Даже и один раз не ударил.

10) Ta1 menhui4 bu° hui4 yi3 jing4 jie2 guo3 gong1 zuo4 ? Возможно ли, что они уже заканчивают работу?

11) Xin1 xian2 bu° xin1 xian2 ? Свежий?

12) Ni2 xiang3 xiu1 xibu° xiu1 xi? Ты хочешь отдохнуть?

13) Zhe4 gezini2 xie3 dechu1 laixie3 bu° chu1 lai? Ты сможешь написать этот иероглиф?

14) Zai4 zhe4 r fang4 bu° xia liu4 zhang1 zhuo1 zi. Здесьнепоместятся 6 столов.

15) Di4 yi1 ke4 de han4 zi4 wo3 xie3 bu° shang4 lai. Яненапишуиероглифыпервогоурока.

16) Zhe4 ge ren2 shi4 na3 guo2 ren2 , ni3 kan4 bu° chu1 lai? Ктоэтотчеловекпонациональности, тынеможешьопределить[42] ?

Любопытен еще один случай тонального изменения, в частности изменения, происходящего с наречием степени hen3 очень. Оказавшись между отрицанием bu4 и слогом в третьем тоне, наречие меняет свой этимологический третий тон на четвертый, вызывая соответствующее изменение тона и у отрицания. Например:

bu4 hen3 hao3 - bu2 hen4 hao3 не очень хорошо; bu4 hen3 yuan3 - bu2 hen4 yuan3 не очень далеко.

Интересно слово duome - как, какой (восклицательное), первый слог которого может произноситься как в первом, так и во втором тоне. Полное изменение тона встречается в китайском языке постоянно и требует большого к себе внимания в процессе усвоения основ китайской фонетики. Что же касается многосложных сочетаний и тональных изменений, связанных с ритмом, темпом и логикой фразы, то вопрос этот следует рассматривать на более позднем этапе, когда в речи учащихся появляется некоторая беглость.


Заключение

Подводя итоги нашей дипломной работы, мы можем сказать, что поставленные нами задачи были в полной мере выполнены. Мы выяснили значение термина тон, который является мелодическим варьированием высоты звука при произнесении слогов, фонологически значимое в языке. Тон реализуется в виде повышения или понижения голоса, которое может быть либо неизменным на протяжении слога, либо изменяться от одного высотного уровня к другому. Число таких уровней в разных языках различно, но в целом оно предположительно не превышает 4. Тоны, не изменяющие регистра на протяжении слога, называются ровными; изменяющие регистр называются скользящими. Последние группируются по характеру направленности: однонаправленные (восходящие/нисходящие), двунаправленные (восходяще-нисходящие/нисходяще-восходящие).

Некоторые лингвисты предполагают, что тон и интонация понятия одинаковые. Мы же попытались оспорить эту точку зрения и выяснили, что тон и интонация хотя и неделимо взаимодействуют друг с другом, но все же они выполняют разные функции. Для решения данной задачи Каплун М.И. предлагает не разделять тон и интонацию и изучать их в совокупности как единый механизм.

Далее хотелось бы подвести итог изучению тонов китайского языка. Из истории вопроса мы узнали, что во все времена количество тонов китайского языка варьировалось от трех до четырех, то есть тоны с своем роде не изменялись на протяжении существования китайского языка. Исследования тонов проводились еще с 1 века и представляли большой интерес для филологов того времени. Составлялись различные словари и справочники, представляющие собой в то время рифмы.

В настоящее время существует две основные классификации тонов. Их дают Задоенко Т.П. и Спешнее Н.А. мы подробно изучили их теории и выяснили, что системы тонов обеих лингвистов схожи, различаются лишь основные характеристики тонов и даются разные формулировки.

Основной целью данной дипломной работы является изучение особенностей изменение тонов в китайском языке. Мы выяснили, что сандхи тонов в современном китайском языке – это достаточно распространенное явление.

Из исследования следует, что в языке имеет место частичное и полное изменение тонов. Частичное изменение тонов характерно в том случае, если существуют некие неудобства в произнесении подряд идущих тонированных слогов. Особенно это касается беглой речи. Таким образом, частичное изменение тонов происходит на стыке двух слогов с одинаковым тоном, либо в пределах одного слова. В данном случае первый слог теряет свою яркость и интенсивность и произносится более легко. Частичное изменение тона касается всех тонов китайского языка. Так, например, при сочетании двух подряд идущих третьих тонов, первый слог обычно произносится во втором тоне. Если же подряд следуют несколько третьих тонов, то изменение третьего тона на второй происходит во всех слогах кроме последнего или в шахматном порядке. Существуют также исключения, которые представляют собой термины родства. В данном случае второй слог произносится нулевым тоном.

В китайской разговорной речи среднего или быстрого темпа сандхи тонов обнаруживается в слабоударных слогах находящихся между двумя сильноударными слогами. В частности это относится к слогам со вторым тоном, которые в подобном положении переходят в первый тон, то есть теряют свою восходящую часть. Таким образом, получается, что в современном языке путунхуа существует четыре основных тона, которые отличаются своей мелодией, высотой и интенсивностью звучания, а также направлением и долготой звучания.

Второй тон между двумя первыми переходит в первый тон. Если имеет место нулевой тон между первым и вторым, то нулевой тон произносится высоко, если же нулевой тон находится между третьим и первым, то он произносится низко. В случае удвоений второй элемент произносится первым тоном.

Интересны случаи изменения тона в отрицании bu4 . Данная частица имеет свой этимологический 4 тон, но в сочетании перед четвертым изменяет свой тон на второй. Кроме того, нами были рассмотрены особенности изменения тона в числительных yi один, qi семь, ba восемь. Данные числительные имеют свой этимологический первый тон. Но в сочетании перед четвертым тоном изменяют тон на второй. Но следует отметить, что в порядковых и количественных числительных они сохраняют свой этимологический тон. Что касается числительного «один», то он не меняет свой тон в устойчивых сочетаниях, как второй элемент двусложного слова. Изменение тона в числительном «один» происходит также в сочетании перед первым, вторым и третьим на второй тон.

Таким образом, основные цели нашей дипломной работы были достигнуты в полной мере. Мы выяснили и подробно рассмотрели состав тонов китайского языка с разных точек зрения, изучили и привели достаточное количество примеров сандхи тонов в китайском языке.


Список использованной литературы

1. Алексахин А.Н. Теоретическая фонетика китайского языка: [учебное пособие]. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2006. – 204, [4]с.

2. Большая Советская энциклопедия. – 3-е изд. – Т.30. – 467с.

3. Задоенко Т.П. Основы китайского языка. Основной курс. – М.: Главная редакция научной литературы издательства «Наука». – 1986. – 712с.

4. Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. – М.: Просвещение, 1981. – 235с.

5. Зенков Г.С., Сапожникова И.А. Введение в языкознание. – М.: ВШ, 1969. – 95с.

6. Китайско-русский словарь. – Исправленное издание. – М.: Вече, 2003. – 1280с.

7. Курдюмов В.А. Курс китайского языка. Теоретическая грамматика. – М.: ЦИТАДЕЛЬ-ТРЕЙД; ЛАДА, 2005. – 576с.

8. Серебренников Б.А. Общее языкознание. – М.: «Наука». – 1970. – 115с.

9. Спешнев Н.А. Фонетика китайского языка. – Л.: Издательство Ленинградского университета. – 1980. – 142с.

10. Сусов И.П. История языкознания. – Тверь: Тверской государственный университет. – 1999. – 162c.

11. Томсен В. История языковедения до конца 19 в. – М.: Государственное учебно-педагогическое издание Наркомпроса РСФСР. – 1938. – 108с.

12. “”2003№7. – 57-63

13. “”2000№1. – 5-3

14. “”1998№10. – 12-18

15. “”2001№3. – 47-50

16. - 19931

17. - 200022003

18. /- 199810

19. Yip Po-Ching and Dom Rimmington. Chinese: A comprehensive grammar. – Routledge: London and New York, 2004. – 436c.

20. http://linguistica.spb.ru

21. www.profchina.ru

22. www.studychina.ru

23. www. umao.ru


[1] Томсен В. История языковедения до конца 19 в. – c.13.

[2] Серебренников Б.А. Общее языкознание. – с.30.

[3] Большая Советская энциклопедия. – с. 315.

[4] Алексахин А.Н. Теоретическая фонетика китайского языка. – с.64.

[5] www.studychina.ru

[6] Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. – с.90.

[7] http://linguistica.spb.ru

[8] Сусов И.П. История языкознания. – с.10

[9] http://linguistica.spb.ru

[10] Задоенко Т.П. Основы китайского языка. Основной курс. – с.17.

[11] Спешнев Н.А. Фонетика китайского языка. – с.15.

[12] http://linguistica.spb.ru

[13] Задоенко Т.П. Основы китайского языка. Основной курс. –

[14] “”2000№1. – 5-3

[15] www.profchina.ru

[16] Китайско-русский словарь.

[17] Курдюмов В.А. Курс китайского языка. Теоретическая грамматика. – c.96.

[18] - 21

[19] Спешнев Н.А. Фонетика китайского языка. – с. 100

[20] /

[21] - 74

[22] www. umao.ru

[23] Китайско-русский словарь.

[24] Алексахин А.Н. Теоретическая фонетика китайского языка. – c.97

[25] Спешнев Н.А. Фонетика китайского языка. – c.105

[26] - 47

[27] “”1998№10. – 12-18

[28] Задоенко Т.П. Основы китайского языка. Основной курс. – c. 21.

[29] http://linguistica.spb.ru

[30] Курдюмов В.А. Курс китайского языка. Теоретическая грамматика. – c. 247.

[31] Yip Po-Ching and Dom Rimmington. Chinese: A comprehensive grammar. – c. 149

[32] “”2001№3. – 47-50

[33] “”2000№1. – 5-3

[34] - 170

[35] Китайско-русский словарь. – c. 981.

[36] “”2003№7. – 57-63

[37] Задоенко Т.П. Основы китайского языка. Основной курс. – c. 104.

[38] /

[39]

[40] Yip Po-Ching and Dom Rimmington. Chinese: A comprehensive grammar. – c.173.

[41] www.studychina.ru

[42] Курдюмов В.А. Курс китайского языка. Теоретическая грамматика. – c. 49.

Скачать архив с текстом документа