Система государственного управления

СОДЕРЖАНИЕ: Общая характеристика структуры органов государственной власти субъекта РФ. Критерии степени централизации и децентрализации государственного управления. Законодательные источники, регулирующие государственную службу в субъектах Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Центр заочного и дистанционного образования

Контрольная работа

Система государственного управления

2011


Вопрос 1

Дайте характеристику структуры органов государственной власти субъекта РФ

В соответствии со ст.77 Конституции система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом

В соответствии с федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Наименование его, структура, число депутатов и срок их полномочий устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Число депутатов определяется конституцией (уставом) субъекта РФ, и срок полномочий одного созыва не может превышать пяти лет, а число депутатов, работающих на постоянной профессиональной основе, устанавливается законодательным органом субъекта РФ самостоятельно. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ, осуществляет иные полномочия.

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ, представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ. Законопроекты, внесенные высшим должностным лицом, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке. А законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта РФ и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ, рассматриваются законодательным органом по представлению высшего должностного лица субъекта РФ либо при наличии его заключения, которое должно быть представлено не позднее 14 дней до дня обсуждения.

Исполнительная власть в субъектах РФ – это часть единой государственной власти. Типовая структура администрации субъекта состоит:

а)из правительства (глава администрации, мэр, губернатор), наделенного общей компетенцией;

б) органов отраслевой и межотраслевой компетенции;

в)органов специальной компетенции по отраслям и сферам госуправления (осуществляют исполнительно-распорядительные функции);

г)территориальных органов специальной компетенции, действующих на территории районов и городов.

В областной администрации, как правило, представлены следующие управления и комитеты :

1) управления юстиции, внутренних, дел, сельского хозяйства, по вопросам инвестиций, а также финансовое управление;

2) комитеты по архитектуре и строительству, экономике и прогнозированию, управлению госимуществом, обороне, мобилизационной подготовке и ликвидации последствий стихийных бедствий, промышленности, торговле, внешнеэкономическим связям, поддержке предпринимательства, здравоохранению, образованию, культуре и др.

Перечень органов исполнительной власти Челябинской области

· Администрация Губернатора Челябинской области

· Постоянное Представительство Челябинской области при Правительстве Российской Федерации

· Управление делами Губернатора Челябинской области

· Министерство финансов Челябинской области

· Министерство по радиационной и экологической безопасности

· Министерство экономического развития Челябинской области

· Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области

· Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области

· Министерство сельского хозяйства Челябинской области

· Министерство здравоохранения Челябинской области

· Министерство образования и науки Челябинской области

· Министерство социальных отношений Челябинской области

· Министерство культуры Челябинской области

· Министерство по физической культуре, спорту и туризму Челябинской области

· Министерство информационных технологий и связи Челябинской области

· Главное управление по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области

· Главное управление по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области

· Главное управление материальных ресурсов Челябинской области

· Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области

· Главное управление лесами Челябинской области

· Главное контрольное управление Челябинской области

· Главное управление молодёжной политики Челябинской области

· Главное управление по взаимодействию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе

· Главное экспертное управление в Челябинской области

· Государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области»

· Государственный комитет мобилизационной работы Челябинской области

· Государственный комитет по делам архивов Челябинской области

· Государственный комитет по делам ЗАГС Челябинской области

· Государственный комитет по обеспечению деятельности мировых судей Челябинской области

Вопрос 2

По каким критериям можно судить о степени централизации и децентрализации государственного управления?

Централизация есть система государственного устройства, при которой центральная правительственная власть стремится не только регулировать общее направление государственной жизни, но и руководить деятельностью местных властей, подчинить своему непосредственному воздействию все или многие стороны местной жизни.

Дл централизации характерны:

а) обеспечение целостности государственной и иной системы и притяжение их элементов,

б) концентрация полномочий по принятию решений на верхних уровнях власти, в) концентрация финансовых, материальных и иных ресурсов,

г) иерархичность связей и действий составных частей системы, д) соответствующие структуры и институты власти,

е) готовность кадров действовать в жестких режимах.

Децентрализация – система, при которой разграничиваются функции центральной власти и местных властей, и объем прав этих последних расширяется на счет объема прав первой.

К ее признакам можно отнести:

а) приближение публичных органов к объектам управления, к населению,

б) обеспеченность преимущественно собственными ресурсами,

в) выборность властей и доступность их общественному участию и контролю,

г) гарантированная самостоятельность решений и действий,

д) специфика структуры институтов (выборность, сессии, съезды, референдумы и т.п.).

В современном демократическом государстве централизация государственной власти, приводящая к концентрации ключевых функций и полномочий по управлению обществом на центральном уровне, не должна иметь неограниченный и тотальный характер. Этот процесс с высокой долей вероятности может привести к установлению авторитарного и даже тоталитарного политического режима.

В то же время безграничная децентрализация государственной власти может послужить причиной возникновения и развития таких негативных социально-политический явлений, как сепаратизм, национализм, местничество. Это создает угрозу государственному единству и территориальной целостности страны. Так, в недостаточной степени выверенный и продуманный процесс демократизации Союза ССР, послуживший началом процесса децентрализации государственной власти, привел к распаду великой державы.

Государство только тогда может достигнуть максимальной эффективности и высокого уровня развития, когда оно будет основано на принципах демократии и отвечающей запросам времени разумной централизации и децентрализации власти, что дает эффективную вертикаль власти и развитое местное самоуправление.

В нашей стране выявить и определить оптимальную меру соотношения централизации и децентрализации очень трудно. Ведь эти процессы протекают, во-первых, в законодательной сфере Федерации, когда федеральный центр то жестко предписывает своими законами рамки деятельности субъектов и содержание их законов, то последние своим законодательством явно превышают собственную компетенцию.

Во-вторых, процессы в сфере государственного управления означают, непрерывные рокировки фигур, приливы и отливы функций. В 2001 - 2006 гг. в России это наблюдалось в рамках известных Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ и Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ . Важно, чтобы при очередном разграничении полномочий были четко проведены преобразования структуры и компетенции федеральных и региональных органов. Пока это наблюдается далеко не всегда. Причем перераспределение полномочий продолжается.

Вопрос 3.

Назовите законодательные источники , регулирующие государственную службу в субъектах РФ

государственная власть орган управление

1. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации от 27.05.2003 N 58-ФЗ»

2. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации «

3. Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. N 608 О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации и к руководителю финансового органа местной администрации

4. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации

5. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 111 О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)

6. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации

7. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 113 О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим (с изменениями от 25 июля 2006 г.)

8. Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. N 773 Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

Государственная служба субъектов РФ устанавливается законами, принимаемыми органами законодательной власти каждого субъекта РФ

9. ЗАКОН ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31.05.96 N 22-ОЗ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПРИНЯТ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ОТ 23.05.96 N 456)

10 Закон Челябинской области от 29 марта 2007 г. N 105-ЗО Об утверждении Реестра должностей государственной гражданской службы Челябинской области

Вопрос 4.

Что входит в понятие «организационная структура»?

Под организационной структурой управления понимается состав, соподчиненность и взаимосвязи организационных единиц, имеющих определенные права, обязанности и ответственность по реализации функций управления.

В самом общем виде организационную структуру управления можно определить как совокупность должностей, объединенных с помощью организационных связей.

Связи организационной структуры можно подразделить на три вида:

1.Организационно-предметные. Возникают между работниками по поводу использования ими различных средств.

2.Организационно-функциональные. Взаимосвязи между работниками по степени их участия в совместном труде.

3.Организационно-административные. Обусловлены субординацией работников, т. е. связью руководства и подчинения.

Вопрос 5.

Что оказывает влияние на организационную структуру?

На формирование организационной структуры управления оказывают влияние две группы факторов: определяющие и влияющие на организационную структуру.

К определяющим факторам относятся объект, цель, задачи и принципы управления. Каждый из определяющих факторов в отдельности и они в совокупности синхронно работают на достижение цели управления.

Объект управления оказывает прямое влияние на формирование функций управления, а функции – на организационную структуру. Из этого вытекает важнейшее правило построения органа управления: первичность функций и вторичность органа управления, это означает следующее: прежде чем создавать какой-либо орган управления, нужно определить функции, которые он будет выполнять.

К факторам, влияющим на организационную структуру управления относятся кадры и техника (технические средства) управления, управляемость и финансовые возможности.

Под управляемостью понимается отношение, в числителе которого всегда 1 (один руководитель), а в знаменателе – количество людей, которыми он может управлять непосредственно. Физические возможности людей по обеспечению прямого, непосредственного управления весьма ограничены. Поэтому нормы управляемости колеблются от 6 до 12 человек в зависимости от сложности труда.

К частным понятиям организационной структуры управления относятся должность, звено управления, ступень управления и орган управления.

Первичным элементом в структуре органа госуправления является должность . Должность включает в себя служебное место, которое может занимать одно лицо, обязанности по данной должности, ответственность, права и полномочия.

Звено управления – это самостоятельная организационная единица, имеющая права, обязанности и ответственность по реализации функций управления (подразделение).

Ступень управления – это совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне управления, последовательность подчинения органов управления.

Орган управления – организационная единица в иерархии уровней управления.

Государственный орган управления представляет собой единичную структуру власти, формально созданную государством для осуществления закрепленных за ней целей и функций государства.

Вопрос 6.

Перечислите критерии, на которые ориентируются при создании организационных структур

Единой классификации органов государственного управления нет, в каждой стране и в каждый исторический момент они своеобразны. Но есть критерии, на которые ориентируются при создании организационных структур.

Органы государственного управления можно классифицировать по различным признакам:

1.Государственному устройству :

- федеральные органы,

- органы субъектов федерации

- органы муниципального управления (местного самоуправления).

2.Видам организационно-правовых форм :

- правительства и советы министров, имеющие статус правительства;

- министерства;

- государственные комитеты и комитеты;

- комиссии;

- службы;

- агентства;

- надзоры;

- администрации;

- главные управления и управления;

- отделы.

3.Объему и характеру компетенции :

-общей компетенции,

- отраслевой компетенции,

- межотраслевой компетенции

- специальной компетенции.

4.Территориальной сфере деятельности

В зависимости от территориальной сферы деятельности органы государственного управления разделяются:

- федеральные органы государственного управления (федеральные органы исполнительной власти), включающие:

а)высший орган государственного управления общей компетенции – Правительство Российской Федерации;

б) центральные органы государственного управления отраслевой компетенции – министерства Российской Федерации;

в)центральные органы государственного управления межотраслевой компетенции – государственные комитеты РФ;

г)центральные органы государственного управления по осуществлению специальных исполнительных, контрольных, разрешительных или надзорных функций – федеральные службы, российские агентства, федеральные инспекции, федеральные надзоры, федеральные комиссии.

- органы государственного управления республик в составе Российской Федерации (республиканские органы исполнительной власти), включающие:

а)высший орган госуправления общей компетенции – правительство республики, совет министров, имеющий статус правительства;

б) центральные органы государственного управления отраслевой компетенции – министерства, главные управления, управления республики;

в)центральные органы государственного управления межотраслевой компетенции – государственные комитеты республики.

- органы государственного управления (органы исполнительной власти) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов , включающие:

а)органы государственного управления общей компетенции –администрации краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

б) органы госуправления отраслевой компетенции – главные управления, управления, отделы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

в)органы государственного управления межотраслевой компетенции – комитеты краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

- органы муниципального управления (исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления) городских, сельских поселений и других территорий, включающие:

а)органы муниципального управления общей компетенции – администрации городов и других муниципальных образований;

б) органы муниципального управления отраслевой компетенции – управления, отделы;

в)органы муниципального управления межотраслевой компетенции – комитеты городов.

5.Порядку принятия управленческих реше ний:

- органы управления, деятельность которых основывается на принципе коллегиальности управления,

- органы управления, действующие по принципу единоначалия управления.

Орган управления, действующий по принципу коллегиальности , состоит из группы должностных лиц – членов коллегиального органа, которые принимают решения большинством голосов. Коллегиальные органы управления либо возглавляют систему органов отраслевого и межотраслевого управления, обеспечивая их согласованную деятельность (правительство), либо осуществляют межотраслевое регулирование и координирование (комитеты). Члены коллегиального органа управления несут совместную ответственность за результаты принимаемых решений.

Орган государственного управления, осуществляющий свою деятельность на принципах единоначалия , возглавляется одним лицом – руководителем органа, который принимает в пределах его компетенции управленческие решения и несет личную ответственность за деятельность руководимого им органа управления. К органам единоначального управления относятся министерства, администрации территориальных образований, управления, отделы.

В качестве совещательного органа при единоначальном руководителе органа государственного управления создается коллегия, решения которой руководитель проводит в жизнь своими правовыми актами.

Скачать архив с текстом документа