Система государственных прогнозов,программ и планов социально-экономического развития РФ
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание: 1.Введение 2.Классификация социально-экономических прогнозов 3.Виды планов и программ 4.Заключение. Введение Государственное прогнозирование и разработка программ развития страны производятся в соответствии с Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».Содержание:
1.Введение
2.Классификация социально-экономических прогнозов
3.Виды планов и программ
4.Заключение.
Введение
Государственное прогнозирование и разработка программ развития страны производятся в соответствии с Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
В соответствии с этим Законом Правительство Российской Федерации разработало необходимые нормативно-правовые акты по реализации указанного Закона, а ответственность за разработку и реализацию прогнозов возложило на Министерство экономики РФ.
Министерство экономики является базовым рабочим органом исполнительной власти -- Правительства РФ. Это министерство принимает непосредственное участие в работе по планированию и регулированию экономики страны. Экономической и плановой работой занимаются и другие министерства и государственные комитеты РФ, но центральное место занимает Министерство экономики РФ.
Оно имеет следующий статус: является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет проведение единой государственной социально-экономической политики на основе эффективного развития экономики и социально-экономического прогресса развития Российской Федерации. Министерство наделено следующими основными функциями: аналитической; информационной; экспертной; консультационной; разработки и обоснования различных аспектов внутренней политики государства; организации и реализации внутренней политики государства; разработки прогнозов, проектов стратегических федеральных программ и планов; организационно-методического руководства плановой работой в РФ; распорядительной; контрольной; осуществления международных связей по всем вопросам регулирования и стратегического планирования со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Важнейшей функцией министерства является разработка прогнозов, целевых стратегических программ и планов.
Основными работами по прогнозированию фундаментальных проблем развития науки, техники, новых технологий руководит Президиум АН РФ. Базой всякого прогнозирования является комплексный анализ демографической ситуации.
Демографическим анализом и прогнозом занимается АН РФ и ЦСУ РФ. Очень большое значение для страны имеет рациональное размещение и оптимальное использование производительных сил; разработкой этой проблемы занимаются Совет по изучению производительных сил (СОПС) и Комиссия по изучению производительных сил и природных ресурсов при Президиуме АН РФ.
Институт мировой экономики и международных отношений и другие академические институты прогнозируют развитие мирового хозяйства, внешнее положение Российской Федерации. Организуется совместное прогнозирование со странами--членами СНГ.
1. Классификация социально-экономических прогнозов
Внутри каждого направления выделяются отдельные группы прогнозов. Так, в направлении дифференциации прогнозов по масштабности объекта прогнозирования можно выделить прогнозы: глобальные, макропрогнозы, межотраслевые и межрегиональные, региональные, развития народнохозяйственных комплексов, отраслевые и микропрогнозы.
Глобальные прогнозы рассматривают наиболее общие тенденции и закономерности экономики в мировом масштабе, макропрогнозы служат для прогнозирования общих тенденций на уровне страны в целом, структурные -- для предсказания развития комплексов народного хозяйства в разрезе республик, регионов, их отдельных социальных и производственных сфер, региональные -- предсказывают развитие отдельных регионов страны.
Прогнозирование народнохозяйственных комплексов -- это предвидение их технической, технологической и организационной взаимосвязи.
Составляются также прогнозы по отраслям народного хозяйства (отраслевые) и по предприятиям, видам продуктов (микропрогнозы).
Все более широкое применение находят комплексные прогнозы. Они составляются в виде общих прогнозов развития национальной экономики в целом, по народнохозяйственным комплексам и отраслям, регионам, развития государственного сектора.
По времени учреждения можно выделить следующие группы прогнозов: долгосрочные (5--15лет), среднесрочные (1--5 лет), краткосрочные (от одного месяца до года), оперативные (до одного месяца).
По времени осуществления различают прогноз в реальном масштабе времени, этапный прогноз, неограниченный по времени принятия решения. Прогнозирование в реальном масштабе времени проводится относительно объектов, которые быстро меняют свои характеристики, вследствие чего необходимо не допустить выхода объекта из области управляемых или допустимых состояний с вероятностью не менее заданной. Этапный прогноз предполагает принятие прогнозных решений в течение одного этапа жизненного цикла, а реализацию -- в течение другого этапа.
Например, решение в бизнес-плане о канал ах реализации товарной продукции принимается до ее производства, а реализуется продукция по окончании определенного цикла производства.
Прогнозы, неограниченные по времени принятия решения, составляются без указания конкретного срока. Например, прогнозы поворота северных рек в России обсуждались в 30-х и 80-х гг. текущего столетия.
По цели прогнозирования можно выделить прогнозы: на основе творческого видения будущего, поисковые, нормативные и комбинированные. Прогнозирование на основе творческого видения будущего базируется на «утопическом» или «антиутопическом» описании будущего; это, как правило, в большей степени качественный прогноз, основанный на прогрессивных научных теориях.
Поисковое прогнозирование имеет в своей основе объективный анализ исторических закономерностей; в нем закладывается принцип развития от настоящего к будущему. Это прогнозирование основывается на экстраполяции существующих тенденций и является базой для стратегического планирования. На рис. 2 представлена схема поискового прогнозирования.
Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование (рис. 3) предполагает проведение исследований от будущего (нормативного, желаемого) состояния к настоящему. К нормативному прогнозированию прибегают тогда, когда невозможно использовать поисковое прогнозирование, т.е. эти виды прогнозирования осуществляются в основном с применением качественных показателей.
Может быть проведено и так называемое комбинированное прогнозирование с использованием поисковых (экстраполятивных) и нормативных приемов.
По способу представления информации прогнозы подразделяются на точечные и интервальные (рис. 4).
Точечный прогноз предполагает единственное наиболее вероятное значение прогнозируемого показателя. Например, в следующем году розничные цены на хлебобулочные изделия снизятся на 10%. Интервальный прогноз предсказывает величину показателя в определенном интервале. Например, розничные цены на хлебобулочные изделия в следующем году снизятся на 5--10%.
По характеру прогнозирования различают пассивные, активные, вариантные и инвариантные и другие прогнозы. Пассивный прогноз предполагает, что регион, предприятие не могут активно воздействовать на свое будущее, т.е. у предприятий, регионов нет возможностей воздействовать на внешнюю среду. Активный прогноз, наоборот -- самые активные воздействия предприятия, региона на внешнюю среду.
Вариантный прогноз связан с неопределенностью внешней среды, а поэтому предполагает разработку нескольких вариантов развития предприятия, региона.
Инвариантный прогноз разрабатывается в одном варианте, т.е. он рассчитан на достаточно высокую степень определенности внешней среды.
Кроме того, прогнозы при дифференциации их по характеру прогнозирования могут быть частными и обобщающими, пессимистическими и оптимистическими.
При классификации по степени формализации условий методы прогнозирования могут подразделяться с учетом степени знания объекта на интуитивные и предметные. Интуитивные знания существуют на уровне предчувствий, а предметные могут быть формализованы с помощью формул, при этом выделяют три степени формализации условий: высокую, среднюю, низкую.
Прогнозы могут быть построены на информации, полученной из официальных источников, на основе экономических исследований и информации, полученной из случайных источников. Кроме того, прогнозисту может быть предоставлена умышленно искаженная информация. В условиях рыночных отношений присутствуют все три вида информации. Только искусство прогнозиста позволяет объективно оценивать ее.
Экономические прогнозы всех видов являются научной базой для разработки программ и планов социально-экономического развития Российской Федерации. Экономическое прогнозирование .выполняет функции научного, вероятностного предвидения будущего с учетом максимального учета экономических и социальных факторов развития общества.
2. Виды планов и программ
Каждый вид прогнозов может быть дифференцирован по следующим основным направлениям: масштабности объекта прогнозирования; времени учреждения (по прогнозируемому периоду или горизонту прогнозирования); времени осуществления; цели прогнозирования; способу представления информации; характеру прогнозирования.
Государственное прогнозирование на долгосрочную и среднесрочную перспективы
В Российской Федерации осуществляется государственное прогнозирование социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. Прогноз разрабатывается на десятилетний период и уточняется один раз в пять лет. На основе этого прогноза организуется разработка концепции развития страны, в которой обосновываются варианты развития РФ, определяются основные цели, а также пути и средства их достижения.
Правительство РФ определяет порядок разработки долгосрочного прогноза и концепции.
Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу занимает центральное место в государственном регулировании социально-экономических отношений. Это определенный способ трактовки вероятных социально-экономических процессов в обществе и стратегия их развития. Эти данные должны опубликовываться. Они служат базой, основой разработки среднесрочных прогнозов.
В соответствии с существующим законодательством прогноз социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки таких прогнозов определяется Правительством Российской Федерации. Данные среднесрочного прогноза подлежат опубликованию.
Первое послание Президента России после вступления его в должность Федеральному собранию содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу. В этом разделе дается общая характеристика современного состояния национальной экономики, формируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства на среднесрочную перспективу, направления реализации поставленных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне.
Исходя из предложенной Президентом концепции Правительство РФ разрабатывает программу социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу. Ее разделами являются: оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики; концепция социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу; макроэкономическая политика; институциональные преобразования; инвестиционная и структурная политика; аграрная политика; экологическая политика; социальная политика; региональная экономическая политика; внешнеэкономическая политика. Разработанная программа официально должна быть представлена правительством в Совет Федерации и Государственную Думу.
Известны содержания первой (1995 г.), а также второй программы Правительства РФ, которая имеет название «Структурная перестройка и экономический рост в 1997--2000 годах» и утверждена его постановлением № 60 от 31 марта 1997 г. Вторая программа содержит следующие основные разделы:
1. Итоги реализации программы правительства на 1995-- 1997 годы.
2. Новый этап преобразований -- структурная перестройка экономики России.
3. Цели и задачи программы.
4. Макроэкономическая политика.
5. Институциональные преобразования.
6. Структурная и инвестиционная политика.
7. Реформа социальной сферы.
8. Экономика военной реформы.
9. Региональная экономическая политика.
10. Основные параметры развития экономики на 1997--2000 годы (этот раздел включает темпы и пропорции развития экономики).
Таким образом, долгосрочные планы обычно носят описательный характер. В них содержатся главные стратегические цели государства, региона, предприятия на перспективу. Стратегические цели формируются для поиска новых стратегий «продукт -- рынок». Для предприятий и регионов это означает развитие новых производств, вертикальной и горизонтальной интеграции, создание зарубежных филиалов, привлечение инвестиций и т.д.
В среднесрочном планировании на основе разработанных целей составляются соответствующие проекты и формируется долгосрочная политика региона, предприятия. Среднесрочные планы предприятия составляются обычно в три этапа:
1) каждое хозяйственное подразделение составляет прогноз своего развития на основе собственной базы данных;
2) составленные прогнозы подразделений сопоставляются и выявляются основные расхождения (диспропорции);
3) разрабатывается общий сценарий развития предприятия с учетом внутренних и внешних факторов.
Краткосрочное государственное прогнозирование
Президент РФ ежегодно обращается к Федеральному Собранию с посланием, в котором содержится анализ выполнения среднесрочной программы развития и уточнение указанной программы на предстоящий год.
При представлении проекта федерального бюджета в Государственную Думу Правительство РФ одновременно представляет следующие документы: итоги социально-экономического развития за прошедший период текущего года; прогноз социально-экономического развития на предстоящий год; проект сводного финансового баланса по территории РФ; перечень основных социально-экономических задач (проблем), на решение которых направлена политика Правительства РФ; перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год; перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре. При необходимости правительство представляет проекты федеральных законов, предусматривающих меры по реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году.
Заключение
Необходимо отметить, что итоги социально-экономического развития должны быть представлены в законодательные органы не позднее февраля текущего года. Правительство обеспечивает ежемесячный мониторинг выполнения программ и состояния экономики России.
Для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов используются рассмотренные выше методы прогнозирования и планирования. Они дают наибольший эффект в том случае, когда все виды прогнозов разрабатываются параллельно, т.е. на глобальном, региональном, локальном и даже семейном уровне все виды прогнозов должны применяться в тесной взаимосвязи.
Как уже отмечалось, прогнозы, концепции, программы, планы наряду с предприятиями, организациями разрабатывают научно-исследовательские институты, АН РФ, отраслевые министерства и ведомства. Кроме того, для выполнения работ по прогнозированию могут быть сформированы временные научно-технические комиссии специалистов (экспертов). Такие комиссии обычно занимаются разработкой отдельных научно-технических, социальных и экономических проблем перспективного развития региона, страны.