Система контроля качества на предприятии ТОО Рубиком
СОДЕРЖАНИЕ: Стандарты качества и политика предприятия в области качества выпускаемой продукции. Анализ потребителей и поставщиков. Наличие системы контроля качества и аудита. Планирование и осуществление закупок. Входной контроль и удовлетворенность потребителей.Содержание
Введение
Глава 1 Ознакомление со сферой деятельности предприятия
1.1 Характеристика предприятия
1.2 Сфера деятельности предприятия и организационно-правовая форма
1.3 Организационная структура предприятия и финансовые подразделения
Глава 2 Обеспечение качества продукции и основные методы менеджмента качества
2.1 Основные понятия и определения в области обеспечения качества продукции
2.2 Политика в области качества на предприятии
2.3 Анализ потребителей и поставщиков
2.4 Планирование и осуществление закупок
2.5 Входной контроль
2.6 Наличие системы аудита на предприятии
2.7 Удовлетворенность потребителей
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время в Казахстане на первом месте среди различных видов деятельности находится производство. Фирм занятых производством продукции становится все больше и больше в связи с растущими потребностями населения в качестве товара, его количестве и цене. Именно производственная деятельность становится объемным показателем деятельности предприятия и его доходности на сегодняшний день. Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной, конкурентоспособной продукцией.
Целью данного отчета о практике является - изучение системы контроля качества на предприятии ТОО «Рубиком», рассмотрение стандартов качества, политики предприятия в области качества выпускаемой продукции.
Для реализации данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- Структуру предприятия ТОО «Рубиком»
- Миссию и цели в области качества
- Внутренние стандарты предприятия
- Анализ потребителей и поставщиков
- Наличие системы контроля качества и аудита.
Глава 1. Ознакомление со сферой деятельности предприятия
1.1 Характеристика предприятия
ТОО предприятие «Рубиком» основано в 1995 году. На базе ремонтного завода. Вначале было арендовано одно помещение размером 30 м2 и имело штат сотрудников в пять человек. Сегодня ТОО предприятие «Рубиком» является крупным агропромышленным комплексом, в состав которого входят растениеводческий, животноводческий комплекс, молочный и мясоперерабатывающий комбинат, сеть магазинов. Штат сотрудников на 01.07.2007 г. составляет 1500 человек. По объему производства продукции мясоперерабатывающий комбинат ТОО предприятие «Рубиком» является одним из самых крупных в республике.
МПК ТОО предприятие «Рубиком» - молодое, динамично развивающееся предприятие, которое образовало замкнутый круг производства – от поля до прилавка. Первоначально ставка была сделана в основном на старые технологии, основанные в 60-70годы. Продукция не отличалась по качеству от той, что привыкли потреблять люди за последние годы. Но очень скоро стало понятно, что потребителю был необходим новый продукт, другая упаковка и другой подход в вопросах реализации. С осознанием этого приходили новые идеи и планы, комбинат стал интенсивно развиваться. Коренным образом был изменен производственный процесс и сама технология производства, приобреталось новое оборудование в Польше, Германии, Италии, Австрии. Осваивались новые виды продукции, совершенствовалась упаковка, разрабатывались новые технологии в тесном сотрудничестве с зарубежными партнерами. Специалисты комбината неоднократно выезжали на зарубежные семинары. Весь персонал, занятый на производстве постоянно обучается и проходит специальную подготовку согласно новым подходам в мясопереработке. Построена сеть фирменных магазинов розничной торговли, приобретены семь авто магазинов немецкой марки «Мерседес», оборудованные специально для выездной торговли, чтобы быть ближе к покупателю.
За время существования МПК ТОО предприятия «Рубиком» на рынке была расширена собственная сеть розничной торговли и сегодня представляет собой сеть из 11 фирменных отделов и широкую дилерскую сеть в городах Астана, Усть-Каменогорск, Экибастуз и Аксу.
Мясоперерабатывающее предприятие представляет собой огромный комплекс, оснащенный самым современным оборудованием. Весь технологический процесс мясоперерабатывающего комбината автоматизирован и компьютеризирован и ведется с соблюдением мировых стандартов. Тщательное соблюдение технологических режимов и строжайшая система контроля над качеством, все это позволяет постоянно поддерживать качество на одном высоком уровне, что особенно важно при сложившемся рынке сбыта. Потребитель становится все более требовательным, и только тот достигнет успеха, кто сможет удовлетворить его запросы. Разнообразие ассортимента и цен, предлагаемое на сегодняшний день МПК ТОО предприятие «Рубиком», позволяет удовлетворить запросы каждого клиента. Перечень колбасных изделий, выпускаемых предприятием, составляет более шестидесяти видов вареных, варено-копченых и полукопченых колбас, а также сосисок, сарделек, деликатесов и полуфабрикатов.
Комбинат неоднократно участвовал в выставках, где был отмечен золотыми и серебряными медалями за такие виды как Венская, Докторская, Русская, Московская, Сервелат, ветчина Боярская, сосиски Венские, а также признан лучшим мясоперерабатывающим комбинатом Павлодарской области. На областных выставках «Лучшие товары Казахстана» МПК ТОО предприятие «Рубиком» неоднократно занимало первые места, это отмечено имеющимися медалями и грамотами. Компания с первых дней работы сконцентрирована на развитии. Индустриальное оборудование самого высокого качества, технологическая школа, которая обеспечивала более высокий уровень качества продукции и более длительные сроки хранения. Использование полиамидных оболочек дает главное преимущество – длительные сроки хранения. МПК ТОО предприятие «Рубиком» одним из первых начал осваивать рынок сосисок и поставил это на индустриальную основу, завоевал этот рынок и до настоящего времени продолжает оставаться лидером по производству сосисок в вакуумной упаковке. Главное конкурентное преимущество - это производство продукции высокого качества. Еще одним из основных наших конкурентных преимуществ является высокий уровень стабильности качества. Вся продукция адаптируется под вкусы казахстанских покупателей. При производстве учитываются интересы покупателей, начиная с названия продукции, ее формата и вкуса.
Аппетитность и свежесть - это основное требование потребителя к колбасной продукции. Используя современное технологическое оборудование, рецепты старой и возможности новой технологии, на сегодняшний день МПК ТОО предприятие «Рубиком» предлагает покупателю широкий ассортимент вареных, варено-копченых и полукопченых колбас, а также сосисок, сарделек, деликатесов и полуфабрикатов. Благодаря недавно установленным немецким термокамерам мы значительно продвинулись в улучшении качества копченых колбас и мясных деликатесов. Ассортимент выпускаемых мясных деликатесов не оставит равнодушным ни одного гурмана.
В области организации финансового и производственного учета, налогового учета, внутреннего контроля и аудита ТОО руководствуется Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете», Налоговым кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности», Казахстанскими стандартами бухгалтерского учета, другими законодательными и нормативными актами Республики Казахстан и положениями, разрабатываемыми Национальной Комиссией Республики Казахстан по бухгалтерскому учету.
Предприятие в своей стратегии, ориентируясь на уникальную технологию, современное оборудование, высококвалифицированный персонал и прогрессивную маркетинговую программу намеревается:
1)Всегда быть ориентированными на потребителя
2)Во всем быть профессионалами
3) Неизменно развивать корпоративный дух.
1.2 Сфера деятельности предприятия и организационно-правовая форма
Комбинат является товариществом с ограниченной ответственностью.
Основные виды деятельности комбината:
- заготовка и закупка мяса, переработка и реализация мяса и продуктов мясопереработки;
- заготовка и закупка скотосырья;
- производство и реализация продукции общественного питания с правом открытия собственных магазинов и других пунктов реализации;
- организация оптовой и розничной торговли, создание сети фирменных магазинов;
- экспортно-импортные поставки произведенной собственной и закупаемой продукции, продуктов питания, полуфабрикатов, сырья;
- оказание услуг по хранению, переработке и реализации мяса и мясопродуктов;
- подготовка и проведение выставок, ярмарок;
- заключение договоров аренды, услуг по хранению.
Товарищество имеет расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), эмблему, штампы, бланки и другие реквизиты. Юридический адрес производственного комбината Товарищества: Республика Казахстан, город Павлодар, Ленинский поселок, ул. Космонавтов 1/1.
ТОО «Рубиком» осуществляет учет результатов работ, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет по нормам, действующим в Республике Казахстан. Исполнительным органом является директор, он же осуществляет организацию документооборота. ТОО самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность, а также социальное развитие коллектива. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции и услуг, а также поставщиками материально-технических и иных ресурсов.
1.3 Организационная структура предприятия и финансовые подразделения
Организационная схема управления комбината представляет собой классическую линейно-функциональную структуру. Основные принципы построения управления следующие:
- организационная структура соответствует стратегическим планам и обеспечивает эффективное взаимодействие с окружающей средой, а также достижению намеченных целей;
- структура управления является бюрократической: четкое разделение труда, иерархическая соподчиненность сотрудников и органов управления;
- децентрализация полномочий с тем, чтобы дать право нижестоящим руководителям самим принимать решения. Это необходимо в условиях быстро меняющихся факторах, высоким уровнем конкуренции;
- комбинат делится на функциональные подразделения и происходит делегирование полномочий. Полномочия ограничены планами, правилами и распоряжениями.
Линейно-функциональная структура управления предполагает, что линейному управляющему в разработке конкретных вопросов и подготовке решений, программ, планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных служб.
В условиях быстро меняющихся внешних факторов такая структура имеет свои преимущества:
- оперативное принятие и выполнение решений;
- личная ответственность каждого руководителя за результаты производственной деятельности;
- профессиональное решение задач специалистами функциональных служб;
- единство и четкость распорядительства.
Подробная организационная структура МПК ТОО предприятия «Рубиком» представлена в Приложении А.
Глава 2 Обеспечение качества продукции и основные методы менеджмента качества
2.1 Основные понятия и определения в области обеспечения качества продукции
Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.
Система управления качеством продукции включает следующие функции:
1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления.
2.Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.
3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.
4. Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.
Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. Система управления качеством включает:
1. Задачи руководства (политика в области качества, организация).
2. Система документации и планирования.
3. Документация требований и их выполнимость.
4. Качество во время разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат, изменения).
5. Качество во время закупок (документация, контроль).
6. Обозначение изделий и возможность их контроля.
7. Качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль).
8. Проверка качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний).
9.Контроль за испытательными средствами.
10. Корректирующие мероприятия.
11. Качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке.
12. Документирование качества.
13.Внутрифирменный контроль за системой поддержания качества.
14. Обучение.
15. Применение статистических методов.
16. Анализ качества и систем принимаемых мер.
Контролируемые показатели качества устанавливаются, а зависимости от специфики продукции. В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл продукции включает 11 этапов, перечисленные этапы представляются в литературе по менеджменту в виде “петли качества»:
1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.
2. Проектирование и разработка технических требований, разработка продукции.
3. Материально-техническое снабжение.
4. Подготовка и разработка производственных процессов.
5. Производство.
6. Контроль, проведение испытаний и обследований.
7. Упаковка и хранение.
8. Реализация и распределение продукции.
9. Монтаж и эксплуатация.
10. Техническая помощь и обслуживание.
11.Утилизация после испытания.
Таким образом, обеспечение качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества, чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству. Управление качеством включает принятие решений, чему предшествует контроль, учет, анализ.
Улучшение качества – постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.
На Рисунке 1 система управления качеством представлена в концентрированном виде. Здесь прежде всего выделена политика предприятия в области качества. собственно система качества, включающая обеспечение, управление и улучшение качества. В современном менеджменте качества сформулированы десять основополагающих условий:
1. Отношение к потребителю как важнейшей составляющей данного процесса.
2. Принятие руководством долгосрочных обязательств по внедрению системы управления фирмой.
3. Вера в то, что нет предела совершенству.
4. Уверенность в том, что предотвращение проблем лучше , чем реагирование на них , когда они возникают.
5. Заинтересованность, ведущая роль и непосредственное участие руководства.
6. Стандарт работы, выражающийся в формулировке “ноль ошибок”.
7. Участие работников фирмы, как коллективное, так и индивидуальное.
8. Уделение основного внимания совершенствованию процессов, а не людей.
9. Вера в то, что поставщики станут Вашими партнерами, если будут понимать Ваши задачи.
10. Признание заслуг.
В современных условиях управление качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативного документа и имеющих юридическую силу.
Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции.
Немаловажная роль в управлении качеством принадлежит техническим условиям.
Технические условия – это нормативно-технический документ, устанавливающий дополнительные к государственным стандартам, а при их отсутствии самостоятельные требования к качественным показателям продукции, а также приравниваемые к этому документу техническое описание, рецептура, образец-эталон. Требования, предусмотренные в техническими условиями, не могут быть ниже, чем в государственных стандартах.
Система управления качеством продукции базируется на комплексной стандартизации. Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества продукции. Управление качеством продукции осуществляется на основе: государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий. Государственная стандартизация выступает средством защиты интересов общества и конкретных потребителей и распространяется на все уровни управления.
Стандарты ИСО серии 9000 гарантируют потребителю право более активно воздействовать на качество продукции; обеспечивают законодательную базу, предусматривающую активную роль потребителя в процессе изготовления качественной продукции. ИСО 9000 используются для определения различий и взаимосвязей между основными понятиями в области качества и как представление руководящих положений по выбору и применению стандартов ИСО на системы качества, которые служат для внутреннего пользования на фирме при решении задач управления качеством ( ИСО 9004).
К управлению качеством необходим системный подход. Система управления качеством представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.
Система управления качеством должна удовлетворять стандартам ИСО 9000.
Контроль качества предполагает выявление бракованных изделий.
Большую роль в контроле качества играют статистические методы, применение которых требуется в стандартах ИСО 9000 при оценке систем менеджмента качества. В контроле качества с успехом применяются контрольные карты. Контрольная карта состоит из центральной линии, двух контрольных пределов (над и под центральной линией) и значений характеристики (показателя качества), нанесенных на карту для представления состояния процесса. Контрольные карты служат для выявления определенной причины (не случайной). Схема Исикава (диаграмма причин и результатов) состоит из показателя качества, характеризующего результат и факторных показателей. Диаграммы Парето служат для выявления немногочисленных, существенно важных дефектов и причин их возникновения.
Для грамотного рассмотрения, изучения и применения менеджмента качества, необходимо понимать и знать следующие определения и понятия в области обеспечения качества:
Система обеспечения качества - совокупность организационной структуры, процедур, процессов, ресурсов, ответственности работников. Составляющие (мероприятия, элементы) системы качества должны быть прослеживаемы на всех участках петли качества.
Система управления качеством окружающей среды - часть общей системы управления, которая включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, оценки достигнутого в рамках реализации экологической политики.
Средства контроля (испытаний, измерений, анализа) - установки, приборы, приспособления, инструменты, которые характеризуются техническими показателями (диапазоны измерений, систематическая погрешность), необходимыми для обеспечения контроля с требуемой точностью. Если контроль проводится химическим методом, к средствам добавляются еще и реактивы с данными об их свойствах, составе, степени чистоты. Оборудование и реактивы могут быть стандартизованными или изготовленными специально для конкретного испытания.
Схема сертификации (форма, способ) - определенная совокупность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям.
Требования к маркировке касаются места ее нанесения (на продукцию, ярлыки, упаковку и на тару); способа нанесения (гравировка, штамповка и др.) и содержания. В случае необходимости используют предупредительную маркировку, касающуюся условий применения, транспортировки, хранения, взрывоопасности продукта, сроков периодического осмотра (контроля состояния).
Требования к приемке являются по существу правилами, которые устанавливают обязательные условия приемки продукции по качеству и количеству, виды и программы испытаний или контроля качества (количества).
Требования к транспортировке и хранению устанавливают условия, которые необходимо соблюдать в процессе перевозок и хранения продукции с целью обеспечения сохранности ее качества, количества, безопасности. Условия (правила) касаются: видов транспорта и транспортных средств, допустимых внешних воздействий на продукт (механические, климатические и др.), места хранения, условий складирования, особых правил и сроков хранения (для отдельных видов продукции).
Требования к упаковке - требования, которые устанавливают количество единиц продукции в одной упаковке, требования к упаковочным материалам, к способу упаковывания в зависимости от условий транспортировки, хранения.
Требования надежности - требования по выполнению продукцией своих функций с заданной эффективностью в определенном интервале времени и сохранению их в процессе транспортировки, хранения, ремонта. Количественные параметры надежности - безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.
Требования назначения - требования к свойствам продукции, характеризующим ее основные функции, для выполнения которых она предназначена в заданных условиях. Сюда же относят совместимость и взаимозаменяемость. В зависимости от вида продукции требования назначения могут относиться к производительности, точности и скорости обработки (станок); содержанию основного вещества, примесей, добавок, калорийности (пищевой продукт). Совместимость может быть функциональной, геометрической, биологической, электромагнитной, электрической, программной и др.
Требования по эксплуатации (ремонту, утилизации) касаются правил подготовки и ввода в эксплуатацию, порядка монтажа (для соответствующих изделий), технического обслуживания, основных условий использования. Выполнение этих требований обеспечит работоспособность и безопасность продукта в соответствии с его качественными характеристиками.
Требования ресурсосбережения - требования к экономному использованию сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов при производстве продукции и при регламентированном режиме использования продукта по назначению. Количественными показателями этих требований могут быть: удельный расход сырья, материалов, энергии и т.п., а также коэффициент полезного действия, трудоемкость по отношению к единице потребительских свойств и т.п.
Требования технологичности характеризуют приспособленность продукции к переработке, эксплуатации, ремонту с минимальными затратами при заданных значениях параметров качества.
Требования эргономики - требования к обеспечению согласованности технических характеристик продукции с характеристиками и свойствами человеческого организма, размерами и особенностями фигуры человека.
2.2 Политика в области качества на предприятии
ТОО предприятие «Рубиком» - современное предприятие по производству широкого ассортимента колбасных изделий, мясных деликатесов и полуфабрикатов высокого качества. Качество производимой продукции отслеживается на каждом этапе производства.
На весь ассортимент выпускаемой продукции имеются сертификаты соответствия, зарегистрированные в Государственном реестре, удостоверяющие, что продукция соответствует требованиям безопасности (качества), установленным в нормативных документах.
За весь производственный процесс на мясоперерабатывающем комбинате отвечает - главный технолог. Должностная инструкция главного технолога представлена в Приложении Б.
Мясоперерабатывающий комбинат ТОО предприятие «Рубиком» в 2005 году сертифицировал свою систему менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001. Сертификацию проводили аудиторы компании TUV (Германия), которые оценили работу, проделанную предприятием, на 92,6 баллов из 100 возможных. В основе системы управления качеством предприятия лежат основные принципы TQM, заложенные в международном стандарте ISO 9000:2000 и провозглашенные в политике по качеству предприятия. В составе предприятия имеется аккредитованная лаборатория, оснащенная современным оборудованием, в которой проводятся все виды анализов сырья и готовой продукции. (Смотрите Приложение В).
Руководство ТОО «Рубиком» считает создание Системы Менеджмента Качества важнейшим стратегическим направлением деятельности Компании. Система Менеджмента Качества рассматривается как действенный инструмент, который позволит выстроить эффективные бизнес-процессы и управлять ими. Результатом построения такой системы бизнес-процессов обеспечивает предоставление клиентам продукции с гарантированным стабильно высоким уровнем качества, соответствующим ожиданиям клиентов и соответствием международным стандартам.
Руководство ТОО «Рубиком» декларирует следующие цели Компании в области качества:
-строгое соответствие предоставляемой продукции международным, национальным и корпоративным стандартам и требованиям;
-ответственность перед клиентом за качество выпущенной продукции;
-достижение оптимального соотношения цена/качество предоставляемой продукции для клиентов по сравнению с фирмами, действующими на рынке;
-расширение номенклатуры предоставляемой продукции, преимущественно за счет использования новейших технологий в области производства;
-постоянное снижение количества жалоб и рекламаций со стороны клиентов;
-формирование имиджа компании, как высокотехнологичной и предоставляющей продукцию высокого качества.
Семикратный контроль качества, внедрённый на комбинате, позволил в значительной степени снизить издержки на брак и гарантирует выпуск качественной продукции:
1. Мясное сырье. Качество и свежесть сырья. Точное знание происхождения сырья. Работа с проверенными поставщиками. Все сертификаты. 100% контроль ветеринарно-санитарной безопасности, качества и свежести сырья. Отказ от использования ГМ-продуктов.
2. Рецептура. Электронная система контроля рецептуры. Контроль веса компонентов с учётом их температуры и влажности.
3. Технология. Полная реконструкция комбината. Новое оборудование. Компьютерная система диагностики технологических режимов.
4. Санитария и гигиена. Собственная лаборатория. Бактериологический и физико-химический контроль. Контроль здоровья и личной гигиены работников. Регулярная плановая вакцинация работников. Ограничение доступа в цеха.
5. Дегустации (контроль вкуса). Ежедневные дегустации. Контроль вкуса и аромата. Созданная по стандартам ИСО служба дегустаторов.
6. Контроль свежести. Строгий контроль за реализацией в магазинах. Регулярный вывоз нереализованных остатков.
7. Общественный контроль (экскурсии потребителей на производство).
В Приложении Г и в Приложении Д представлена технологическая схема производства вареной и полукопченой колбасы.
2.3 Анализ потребителей и поставщиков
Поставщиками ТОО «Рубиком» является крестьянские хозяйства, частные лица, сдающие свою продукцию на склады ТОО «Рубиком». Для отбора поставщиков на Предприятии используются следующие основные критерии:
- наличие лицензии на деятельность (в случаях, если деятельность подлежит лицензированию);
- наличие сертификата на поставляемую продукцию (в случаях, если продукция, услуги подлежит обязательной сертификации);
- наличие сертифицированной системы менеджмента (предпочтительно);
опыт работы поставщика в целом;
- опыт работы в качестве поставщика по закупаемой продукции;
- наличие системы сервисного, гарантийного обслуживания;
- приемлемость и стабильность цены на продукцию;
- соблюдение сроков и условий поставки;
Процедура оценки поставщиков предполагает определение степени соответствия возможностей поставщиков требованиям Предприятия.
Для оценки поставщиков на Предприятии ТОО «Рубиком» используется пятибалльная система по каждому критерию. Оценка поставщиков проводится ОЗП в плановом порядке ежегодно в начале года для каждого вида поставляемой продукции. По результатам оценки поставщикам присваивается категория в соответствии с Приложением Е к данной процедуре. Поставщики по одному виду продукции оцениваются по одним и тем же критериям. Не допускается оценка поставщиков на один вид продукции по различному количеству и видам критериев. Для проведения оценки поставщиков ОЗП регулярно собирает из доступных информационных источников сведения по потенциальным поставщикам и производит их отбор по установленным на Предприятие критериям. Для этого он запрашивает (по телефону, e-mail, факсу т. д.) у потенциального поставщика необходимую информацию в форме коммерческого предложения, прайс-листа, рекламных предложений, калькуляции и т. д. Собранную таким образом информацию ОЗП размещает в отдельное дело. Допускается также использовать коммерческие предложения, направленные в адрес Предприятия с рекламной целью. ОЗП подготавливает проект оценки поставщика с начисленными баллами в разрезе поставляемой продукции по форме Ф МПК 704-01 в соответствии с Приложением Е. С приложенными коммерческими предложениями поставщиков проект оценки ОЗП передает на согласование заинтересованным лицам. Повторная оценка производится путем уточнения сведений о поставщиках. Например, при наличии несоответствий в ходе предыдущих закупок производится полная переоценка поставщика с соответствующими выводами. Если в ходе повторной оценки поставщик не набирает необходимые баллы, то ОЗП заполняет новую форму Оценки поставщиков Ф МПК 704-01, в которой делается отметка о дате повторной переоценки. В форме первичной оценки поставщика ОЗП делает отметку об отмене действия данной оценки в соответствующей строке. В тех случаях, когда по результатам повторной оценки поставщик перестает быть лидером по максимально набранным баллам, данный поставщик исключается из Классификатора поставщиков.
Выбор поставщика осуществляется в следующем порядке:
1.Поставщик выбирается из учета максимально набранных баллов на основе оценки всех коммерческих предложений для одного вида поставляемой продукции. При выборе поставщика из 2-х или более поставщиков относящихся по результатам оценки к одной категории, Предприятие учитывает условия оплаты (предоплата, по факту получения, частичная предоплата, кредит) и условия поставки (поставщиком без дополнительной оплаты; силами Предприятия), экономически приемлемые для Предприятия.
2.По результатам проведенных выборов ОЗП составляет классификатор поставщиков на закупаемую продукцию (Ф МПК 704-02), в который включаются поставщики продукции, набравшие максимальное количество баллов. Классификатор поставщиков при необходимости дополняется и изменяется.
3.Классификатор поставщиков включает в себя информацию, используемую в деятельности Предприятия обычно в течение года. По истечении года (при необходимости - чаще) классификатор переиздается с целью повторной оценки поставщиков и включения новых поставщиков.
4.В течение года, в период действия Классификатора поставщиков допускается внесение изменений/дополнений в случаях:
-необходимости прекращения взаимоотношений с поставщиком из-за выявленных несоответствий по качеству продукции;
-при появлении на рынке нового потенциального поставщика продукции.
5.В этих случаях ОЗП готовит проект классификатора поставщиков с внесенными в него изменениями.
6.Изменения доводятся до заинтересованных лиц, возможно доведение посредством размещения на сервере Предприятия.
Сначала определяется количество критериев (Ф МПК 704-01), по которым может быть проведена оценка поставщиков – обозначение N; Затем по каждому критерию проставляются баллы от 0 до 5 (обозначение Аi), i – номер критерия, по которому оценивается продукция. В конце проводится подсчет результата оценки по следующей формуле (вычисляется средний балл из учета оцениваемых критериев):
Аi / N = М.
2.4 Планирование и осуществление закупок
Планирование закупок на ТОО «Рубиком» осуществляется сроком на год на основе анализа данных по закупленной продукции и услуг в прошедшем году и поступивших служебных записок (заявок) от руководителей подразделений Предприятия и других ответственных лиц на приобретение товара. Мероприятия по разработке и утверждению плана закупок проводятся до 25 января планируемого года. Подготовку планов закупок осуществляют ответственный по закупкам (ОЗП) по форме Ф МПК 704-03 (смотрите Приложение Ж). Закупка осуществляется у выбранных поставщиков. Организацию закупок на Предприятии осуществляют ответственные по закупкам.
Ответственный по закупкам (ОЗП) при осуществлении закупки:
- производит выбор поставщиков, используя классификатор поставщиков;
- четко формулирует требования к выбранным поставщикам по качеству, техническим характеристикам и срокам поставки продукции.
- выясняет условия проверки закупаемой продукции у выбранного поставщика на соответствие установленным требованиям, возврата, замены или ремонта при выявлении несоответствий в процессе использования или эксплуатации в Предприятия;
- осуществляет подготовку документирования закупок, согласно требованиям настоящей процедуры, в которых обязательно предусматриваются требования Предприятия к качеству продукции. Требования к поставляемой продукции обычно прикладываются к соответствующим договорам.
- после оформления договора и оплаты по договору или счету, ОЗП организуют, контролируют доставку закупленной продукции на Предприятие. Доставку продукции могут также осуществлять: поставщики закупаемой продукции или специализированные организации.
Бухгалтерия документально оформляет закупку. Контроль за точностью оформления первичных документов со стороны поставщика осуществляет ОЗП.
Доставка продукции силами Предприятие производится в следующем порядке:
ОЗП обговаривает с поставщиком время, место отгрузки продукции от поставщика, определяет ответственного за доставку продукции (данные функции могут поручаться водителю автотранспорта), выписывает в бухгалтерии доверенность на получение материальных ценностей (оформление - в соответствии с требованиями бухгалтерии), передает ответственному за доставку информацию о получаемой продукции (по номенклатуре, количеству, упаковке, методам контроля качества, требования по перевозке и другие сведения).
На основании доверенности на получение материальных ценностей, ответственный за доставку производит получение продукции от поставщика согласно сопроводительной документации поставщика: накладной, счета-фактуры. Погрузка продукции на автотранспорт производится согласно требований контракта (договора) на закупаемую продукцию или заранее обговоренным с поставщиком методом с применением технических средств выполнения погрузочно-разгрузочных работ поставщика или вручную. Товаросопроводительная документация передается в бухгалтерию Предприятия.
До передачи закупленной продукции МОЛ, ответственность за сохранность продукции осуществляет ОЗП. Регистрация и идентификация закупленной продукции осуществляется по журналам бухгалтерского и оперативного учета, применяемым на Предприятии согласно номенклатуре дел. Документирование закупок контролирует бухгалтерия.
Закупки оформляются документально в виде контрактов, договоров, соглашений, и других документов в соответствии с действующим Законодательством Республики Казахстан. Допускается при малой стоимости или значимости закупаемой продукции производить закупку по счету.
Документальное оформление передачи закупленной продукции в собственность Предприятия осуществляется по установленным формам бухгалтерского учета.
До подписания руководством Предприятие контракты и договоры должны быть рассмотрены и согласованы в соответствии с требованиями бухгалтерии. Договора, соглашения на закупку со стороны Предприятие подписывает. Первый руководитель Предприятия или лицо его, замещающее в соответствии с ДП МПК 702-09 «Анализ договоров». После осуществления закупки все оформленные финансовые документы передаются в бухгалтерию. Техническая документация на закупленную продукцию должна содержать достаточную информацию:
- наименование, тип, класс, сорт или другую техническую идентификацию;
- требования к продукции, заложенные в сопровождающей ее документации, упаковке, маркировке, проверке и другие технические данные, включая требования по сертификации;
- наименование, номер и дату применяемого к продукции нормативного документа (ГОСТ, ТУ, СНиП РК и т. д.).
При поступлении от сотрудников Предприятия в течение года служебных записок (заявок) на закуп товаров/услуг, непредусмотренных планом закупки, решение о закупе согласно данных заявок принимает Руководитель Предприятия в индивидуальном порядке.
2.5 Входной контроль
Проверка (входной контроль) поступившей на ТОО продукции производится с привлечением работников, в интересах (по заявке) которых была произведена закупка. Организация входного контроля возлагается на ОЗП, организовавшего закуп продукции. Входной контроль продукции заключается в сопоставлении сопроводительной документации к установленным требованиям на продукцию, а также в проверке:
-целостности упаковки, тары;
- соответствия по внешнему виду (при возможности);
- соответствия по количеству и комплектации;
- сроков годности.
Входной контроль продукции на ТОО «Рубиком» начинается с проверки и изучения сопроводительных документов, подтверждающих ее качество и безопасность (сертификатов соответствия, паспортов, эксплуатационной документации). В случае необходимости, например, при закупке сложного оборудования, процедура входного контроля может быть проведена на Предприятии поставщика. Это должно быть указано в соответствующем договоре на закупку. Закупленное технологическое оборудование проверяют ОЗП и/или специалисты Предприятия по данному оборудованию.
Если необходимых специалистов для проверки технологического оборудования на Предприятии нет, то Предприятие прибегает к помощи стороннего эксперта.
В случае получения отрицательных результатов на входном контроле:
- ОЗП регистрирует несоответствие (ДП МПК 803-09) и составляет в 2-х экземплярах акт на не прошедшую входной контроль продукцию.
- ОЗП информирует поставщика продукции об обнаруженном несоответствии через письмо с приложенным экземпляром акта на не прошедшую входной контроль продукцию.
- ОЗП маркирует продукцию вывешиванием таблички с надписью «Брак» и помещает ее в специально идентифицированное, отгороженное место для хранения продукции, не прошедшей входной контроль (изолятор брака).
Продукция в изоляторе брака будет находиться до:
- повторной проверки в присутствии поставщика;
- использования по другому назначению;
- возврата поставщику;
- уничтожения.
Решение об использовании несоответствующей продукции принимает Первый руководитель Предприятие путем нанесения резолюции на акте не прошедшей входной контроль продукции.
6. Наличие системы аудита на предприятии
Понятие аудит представляет собой систематический, независимый и документированный процесс получения доказательств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки). Для проведения внутреннего аудита на предприятии, необходимо формирование группы аудита.
Существуют следующие требования к аудиторам:
- К проведению внутренних проверок привлекаются работники Предприятия, прошедшие обучение по специальному курсу подготовки внутренних аудиторов системы менеджмента качества (СМК) и системы менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП).
- Не реже одного раза в 3 года внутренние аудиторы проходят обучение для подтверждения их квалификации в специализированных организациях по обучению. Компетентность аудиторов подтверждается в уполномоченных на подтверждение компетентности организациях или путем проведения под руководством компетентного аудитора и получения от него положительного отзыва.
- Руководство Предприятия при отборе кандидатур менеджеров для обучения и работы (экспертами) аудиторами внутренних проверок СМК И СМБПП учитывает требования МС ИСО 19011:2002. Подбираются работники, пользующиеся авторитетом на Предприятии, спокойные, уравновешенные, умеющие отстоять свое мнение, имеющие необходимое для объективного оценивания свидетельств аудита образование.
- В целях обеспечения независимости и объективности для осуществления конкретной проверки назначаются эксперты, не работающие в проверяемом подразделении.
- Количество подготовленных аудиторов определяется по числу сотрудников Предприятия с таким расчетом, чтобы обеспечить непрерывность процесса внутренних проверок.
Ежегодно в 1 квартале года Руководитель Предприятия издает приказ о проведении внутреннего аудита СМК И СМБПП. В приказе Руководитель Предприятия назначает Главного аудитора систем менеджмента и сроки представления плана-графика проведения внутреннего аудита.
Главный аудитор составляет проект плана-графика проведения внутреннего аудита в текущем году по форме Ф МПК 802-01(Приложение З) .При составлении план-графика следует учитывать, что все подразделения Предприятия, входящие в организационную структуру СМК и СМБПП, должны быть проверены в течение года. Может также проверяться деятельность в рамках системы менеджмента отдельных должностных лиц.
Проект плана-графика главный аудитор передает на согласование представителю руководства по системам менеджмента и далее Руководителю на утверждение. Утвержденный план-график внутренних проверок должен появиться в сроки, оговоренные в приказе Руководителя а, но не позднее трех дней до начала проведения внутреннего аудита. Главный аудитор знакомит внутренних аудиторов с планом-графиком и рассылает его всем ответственным по процессам (руководителям подразделений), включенным в график проверки. Оригинал плана-графика передает представителю руководства по системам менеджмента, который помещает документ в дело с материалами по внутренним проверкам. При возникновении особых ситуаций в процессе деятельности Предприятия, например, появлении претензий от заказчиков, а также по требованию заказчиков, могут быть проведены внеплановые внутренние проверки СМК И СМБПП на основании соответствующего приказа Руководителя Предприятия.
Подготовка к проведению внутренних проверок.
Главный аудитор, назначенный для проведения внутренней проверки подразделения, в соответствии с планом-графиком до начала проверки составляет программу проверки по форме Ф МПК 802-02. В программе внутренней проверки должно быть учтено наличие претензий, полученными подразделениями, результаты предыдущих внутренних проверок, важность и сложность выполняемых работ.
При составлении программы внутренней проверки главный аудитор:
- формулирует цели проверки;
- определяет объем проверки;
- уточняет методы и критерии проверки;
- подбирает группу аудиторов в соответствии с требованиями.
В зависимости от объема проверки в группу могут входить один или несколько человек. В случае появления затруднений с комплектованием группы аудиторов главный аудитор обращается к представителю руководства по системам менеджмента. Главный аудитор проверки осуществляет ознакомление с утвержденной программой проверки всех членов группы аудиторов под роспись (в программе). Не позднее, чем за 2 дня до начала внутренней проверки, главный аудитор передает программу внутренней проверки представителю руководства по системам менеджмента.
Представитель руководства по системам менеджмента, после получения программы, должен:
- зарегистрировать программу в журнале по форме Ф МПК 802-04;
- изготовить копию программы;
- передать копию программы руководителю проверяемого подразделения или в его отсутствии должностному лицу под роспись в журнале (Ф МПК 802-04) и дать необходимые разъяснения о сроках и целях проверки, составе группы аудиторов.
Руководитель подразделения извещает своих сотрудников о предстоящей проверке и готовит к проверке необходимые документы.
Проведение проверок.
Перед началом внутренней проверки Главный аудитор должен получить оригинал программы у представителя руководства по системам менеджмента. Внутренняя проверка СМК И СМБПП начинается со вступительного совещания группы аудиторов с руководителем (или представителем подразделения) и персоналом проверяемого подразделения. На совещании производится разъяснение целей, объема, методов и критерий проверки, а также дается разъяснение других требований проверки.
В процессе проведения внутренней проверки производится сбор объективных доказательств посредством опроса персонала проверяемого подразделения (должностного лица), изучения документов и проведения наблюдений. При этом обязательно производится проверка ведения дел, внутренних и внешних документов и исполнение запланированных работ персоналом подразделения. Все данные, полученные при проверке, аудиторы конспектируют в чек-листе Ф МПК 802-03 (Приложение К). Записи в чек-листах должны быть достаточными для осуществления обсуждения результатов проверки. Завершается внутренняя проверка СМК И СМБПП проведением заключительного совещания, на котором происходит ознакомление с предварительными результатами проверки, уточняются неясные детали, выясняются мнения сторон, даются ответы на вопросы. Главный аудитор высказывает общие рекомендации по улучшению работы подразделения в рамках СМК И СМБПП.
Оформление результатов проверки.
По завершению проверки главный аудитор обсуждает с другими аудиторами результаты, анализирует обнаруженные несоответствия, уточняет, какие документы, разделы или пункты были нарушены. По результатам анализа главный аудитор заполняет Отчет по внутренней проверки Ф МПК 802-02 (приложение И), регистрируя каждое обнаруженное несоответствие. Отчет подписывает Главный аудитор.
Отчет по результатам внутренней проверки оформляются главным аудитором в течение 3-х рабочих дней после окончания проверки. Главный аудитор должен ознакомить руководителя подразделения или в его отсутствие представителя подразделения с отчетом проверки под роспись (в отчете). Далее, Главный аудитор снимают для себя копию с отчета, и передает оригинал представителю руководства по системам менеджмента. Представитель руководства по системам менеджмента изготовляет необходимое количество копий отчета и рассылает их заинтересованным лицам под роспись в журнале Ф МПК 802-04 (Приложение Л).
Корректирующие действия.
Руководитель проверенного подразделения (или в его отсутствие другое должностное лицо) после получения копии отчета:
- в срок, определенный приказом о проведении внутреннего аудита или в течении 3-х дней после получения отчета по проверке, если срок приказом не определен, разрабатывает план корректирующих действий по результатам аудита по форме Ф МПК 803-05;
- представляет копию плана Главному аудитору;
- обеспечивает осуществление корректирующих действий;
- проверяет результативность корректирующих действий, делает отметку о выполнении мероприятий в соответствующей графе плана корректирующих действий;
- информирует Главного аудитора о выполнении корректирующих действий.
По получению сообщения о выполнении корректирующих действий Главный аудитор проводит проверку выполнения корректирующих действий в согласованные сроки с руководителем проверяемого подразделения. Если обнаружено, что корректирующие действия не результативны, то должны быть разработаны в подразделении новые мероприятия до устранения причин несоответствий.
Главный аудитор, убедившись в выполнении корректирующих действий, расписывается в оригинале отчета внутренней проверки, находящегося у представителя руководства по системам менеджмента и копии отчета находящегося в подразделении.
стандарт качество поставщик потребитель
2.7 Удовлетворенность потребителей
Процесс «Удовлетворенность потребителя», включая следующие мероприятия:
- проведение внутренних проверок (аудитов);
- анализ процедур, документации и записей;
- анализ жалоб потребителей;
- мониторинг удовлетворенности потребителей в отношении процессов, ресурсов, персонала и записей;
- мониторинг процесса обращения с жалобами;
- анализ процесса обращения с жалобами со стороны руководства;
- анализ статуса корректирующих и предупреждающих действий по жалобам потребителей.
Для информирования потребителей могут использоваться следующие средства:
- брошюры;
- рекламные проспекты;
- электронные файлы (Интернет или электронная почта);
- плакаты/стенды
- информация в договорах, заключаемых Предприятием.
Информация должна содержать:
-полные координаты Предприятия (телефон, факсы, адрес, Ф.И.О.);
- где и как можно подготовить жалобу;
- что должен представить податель жалобы;
- краткое описание процесса обращения с жалобами;
- интервалы времени, необходимые для протекания различных стадий процесса;
- варианты действий подателя жалобы, включая внешние средства;
- каким образом податель жалобы может получить ответ о статусе жалобы.
Информация о том, как и где можно подать жалобу, должна быть своевременно доведена до потребителей, персонала и других заинтересованных сторон. За это отвечают руководители соответствующих подразделений. Процесс обращения с жалобами должен быть легко доступен для всех подателей жалоб, включая:
- доступность информации;
- понятность и легкость использования информации;
- применение языков потребителей;
- эффективные форматы, например, аудио.
В целях поддержания обратной связи с потребителями (заказчиками) на ТОО «Рубиком» предусмотрено анкетирование, т.е заполнение клиентом анкеты Предприятия в ходе выполнения процесса «Маркетинг».
Процесс выявления уровня удовлетворенности потребителя (Заказчика) может происходить посредством периодического (не реже одного раза в три месяца) контакта с ним любым возможным способом (электронное письмо, факс, телефонный разговор и др.). Контакт с потребителем (Заказчиком) налаживает ответственный за маркетинг.
Информация об удовлетворенности клиента (Заказчика) оформляется сотрудником ответственным за маркетинг, обратившимся к ним по данному вопросу, в виде служебных записок на имя Руководителя. Полученная информация анализируется руководством и используется в целях совершенствования систем менеджмента и качества выпускаемой продукции. Анкеты, служебные записки с информацией по удовлетворенности потребителей подшивается в отдельное дело (папку), которое хранится у ответственного по маркетингу. Информация об удовлетворенности потребителя используется при анализе эффективности СМК и СМБПП.
Заключение
На сегодняшний день ТОО «Рубиком» - компания, с первых дней работы сконцентрированная на развитии.
Главное конкурентное преимущество - это производство продукции высокого качества. Еще одним из основных наших конкурентных преимуществ является высокий уровень стабильности качества. Вся продукция адаптируется под вкусы казахстанских покупателей. При производстве учитываются интересы покупателей, начиная с названия продукции, ее формата и вкуса.
В основе системы управления качеством предприятия лежат основные принципы TQM, заложенные в международном стандарте ISO 9000:2000 и провозглашенные в политике по качеству предприятия.
Благодаря высокому качеству продукции, современному оборудованию, высококвалифицированному персоналу, экологически чистому сырью, уникальной технологии и системам контроля, предприятие «Рубиком» успешно развивается и с каждым годом завоевывает новые рынки сбыта продукции, что увеличивает его конкурентоспособность, а соответственно и прибыль.
Список использованной литературы
1. В.Ю.Огвоздин Управление качеством.
2. Большой экономический словарь. Под. Ред. А.Н. Азрилияна.
3. Гринев В.Ф. Инновационный менеджмент.
4. Диксон П.Р. Управление маркетингом.
5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент.
6. Котлер Ф., Амстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга.
7. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право.
8. Брун М., Георги Д. Управление качеством: затраты и выгоды
9. Гиссин В.И. Управление качеством продукции.
10. Исикава К. Японские методы управления качеством.
11. Круглова Н. Ю. Новые подходы к управлению качеством продукции
12. Никсон Ф. Роль руководства в обеспечении качества и надежности.
13. Окрепилов В.В. Управление качеством.
14. Парфеновский А.Б., Лукашин А.Я. Управление качеством продукции
15. Стандарты и качество. –1988г.
16.Томилин В.Н. Управление качеством в условиях перехода к рыночной экономике.
17. Экономика предприятия и отрасли промышленности.
18. Экономические проблемы повышения качества продукции: аспекты состояния и решения.