Система органов государственной власти, регулирующих информационную сферу
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие и основные признаки информационного общества. Особенности информатизаций, как сферы правового регулирования. Полномочия государственных и муниципальных органов в области информационных процессов: нормативные и законодательные акты в этой сфере.Система органов государственной власти, регулирующих информационную сферу
1. Понятие и признаки информационного общества
Наука разработала значительное количество теорий, касающихся развития человеческой цивилизации, то есть смен уровней, ступеней общественного развития, материальной и духовной культуры. С одними был знаком узкий круг специалистов, другие получили широкое распространение. Например, марксистско-ленинская теория становится на значительном отрезке времени основной составляющей идеологии такого государства как Советский Союз.
Применительно к нашему предмету мы будем руководствоваться теорией, которая объясняет социальный прогресс сменой различных технологических эпох во всемирной истории.
В основу периодизации мировой истории положим уровень техники производства, отраслевое и профессиональное разделение труда. Историю человечества, таким образом, можно разделить на следующие этапы:
- доиндустриальное (аграрное) общество (основная сфера деятельности - сельское хозяйство, господствующая форма социальной организации - церковь и армия, господствующие сословия - священники и феодалы);
- индустриальное общество (основная сфера деятельности - промышленность, господствующая форма социальной организации - корпорация, господствующее сословие - бизнесмены);
- постиндустриальное общество (основная сфера деятельности – сфера услуг, господствующая форма социальной организации - университет, господствующие сословия - ученые и профессиональные специалисты).
Основу теории перехода от индустриального общества к постиндустриальному заложили: Р. Арон (Франция), У. Ростоу (США).
Продолжили развитие теории: Д. Белл, Г. Кан, З. Бжезинский, А.Тофлер (все - США), А. Турен (Франция).
С течением времени стало понятно, что ведущую роль в обществе приобретают информация, наука и образование. Этому способствовали следующие произошедшие информационные революции:
- возникновение речи - (возможность передачи информации, 100 000 лет назад);
- возникновение письменности - (фиксация информации, накопление, опосредованная передача, 5-6 тысяч лет назад);
- возникновение технологии книгопечатания - (тиражирование информации, 40-е годы XV века, Европа, Иоганн Гутенберг);
- компьютеры и сети (мгновенная передача информации, резкое удешевление тиражирования, 2-я половина ХХ века).
В 80-х годах ХХ века под влиянием нового этапа научно-технической прогресса изложенная концепция, не изменяя своего социально-экономического содержания, получает развитие в теории Информационного общества. Ученые Е. Масуда и Дж. Нейсбит выступают с докладом Римскому клубу, который называется Микроэлектроника. Озвученная ими теория основывается на том, что производство, распределение и потребление информации следует рассматривать как преобладающую сферу экономической деятельности общества. А значит, наблюдаемый этап развития общества следует определять как информационное общество.
Стратегия развития человеческой цивилизации по направлению к информационному обществу была закреплена на совещании руководителей стран Большой восьмерки в виде Окинавской Хартии глобального информационного общества, документ был принят 22 июля 2000 года.
В ней отмечается, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их революционное воздействие касается:
образа жизни людей,
их образования и работы,
взаимодействия правительства и гражданского общества.
ИКТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы.
Задача авторов Хартии заключается не только в стимулировании и содействии переходу к информационному обществу, но также и в реализации его полных экономических, социальных и культурных преимуществ. Для достижения этих целей важно строить работу по следующим ключевым направлениям.
1. Проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, которые дополнялись бы мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов и обеспечению социального согласия.
2. Рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей и использование преимуществ новых информационных технологий.
3. Разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению.
4. Развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворения растущего спроса на специалистов в области ИКТ во многих секторах экономики.
5. Активное использование ИКТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.
Среди множества граней категории Информационное общество, отмечаемых современными учеными, получили одобрение две ее стороны. Информационное общество – это, во-первых, общество, в котором целенаправленно приобретаемые знания играют центральную роль, во-вторых, это общество, в котором возрастающее число общественных функций осуществляется на базе электронной сетевой коммуникации.
2. Информатизация как сфера правового регулирования
Теперь определимся с понятием Информатизация. К сожалению, долгие годы этот термин считался сугубо техническим. Такая позиция диктовала подход к процессам, происходящим, в том числе, и при написании и принятии нормативных актов.
Государственная политика информатизации в России начала оформляться с Указа Президента РФ №170 от 20.01.1994 Об основах государственной политики в сфере информатизации. В этом документе сделан упор на обеспечение единства государственных стандартов в сфере информатизации и установление иных, по большей мере технических, нормативов. Анализ последующих нормативно-правовых документов показывает, что понятие информатизации получает более широкую трактовку. Становится все более очевидным, что информатизация это не только технический и технологический процесс, поскольку он способен воздействовать на все сферы человеческой деятельности и на самого человека.
Термин Информатизация был определен в федеральном законе от 20.02.1995 «Об информации, информатизации и защите информации» как «организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов». Таким образом, социальная составляющая становится неотъемлемой характеристикой процесса информатизации, а его основной целью – создание оптимальных условий для оборота информации.
В настоящее время указанный закон не действует. Изменения, которые произошли в обществе, международной и национальной правовых системах, способствовали принятию новой редакции, а именно, федерального закона Об информации, информационных технологиях и защите информации №149-ФЗ от 27.07.2006. Понятие информатизации в данном законе отсутствует. Поэтому может быть использовано определение, фигурирующее в предыдущей редакции нормативного акта.
Как значимый общественный процесс, который подлежит правовому регулированию, информатизация представляет собой совокупность субъектов права, осуществляющих информационную деятельность, объектов права, по отношению к которым эта деятельность осуществляется, и социальных отношений, регулируемых правом. Качество правового регулирования процесса информатизации является существенным фактором жизни общества. Оно активно влияет на состояние экономической, политической, оборонной и других составляющих функционирования и развития государства.
3. Полномочия государственных и муниципальных органов в области информационных процессов
В соответствии с первой статьей Конституции Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно самоограничивает себя действующими в нем правовыми нормами. Верховенство права означает верховенство Конституции и законов. Оно выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения во всех сферах жизни регулируются законами. Через верховенство закона в общественной жизни, во всех ее сферах, во всех политических институтах воплощаются правовые начала. Тем самым обеспечиваются реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный, гарантированный статус, юридическая защищенность. Верховенство закона означает утверждение такого его положения, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчинялись бы его нормам. То есть важнейшим принципом конституционного строя Российской Федерации является принцип верховенства закона.
Являясь высшей формой выражения государственной воли народа, законы обладают более высокой юридической силой по отношению ко всем иным нормативным правовым актам и составляют основу всей системы права. Поэтому, провозглашая и обеспечивая верховенство закона, правовое государство тем самым утверждает в обществе коренные принципы и ценности конституционного стоя, выраженные в законах, проводит в жизнь его главные цели.
Какая же связь существует между законодательной системой Российской Федерации и международными нормативными актами? Россия, являясь членом мирового сообщества, признает входящие в ее правовую систему общепризнанные принципы и нормы международного права и свои международные договоры. Часть 4 статьи 15 Конституции РФ гласит: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Следовательно, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены российским законом, то согласно процитированной выше статье применяются правила международного акта.
Акты международных организаций можно подразделить на акты универсальных (глобальных) международных организаций, например, ООН, акты региональных международных организаций, например, СНГ, акты международных организаций, образованных на двусторонней основе, двухсторонние или многосторонние международные акты.
В правовом государстве юридическая ответственность не может носить односторонний характер. За государством закреплена, например, ответственность перед гражданином в течение месяца ответить на поступившее от него заявление. У граждан существует обязанность не разглашать сведения, отнесенные к государственной тайне. Правовому государству присущи такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-либо ее части, ответственны перед человеком и гражданином, рассматривают человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы, честь и достоинство в качестве высшей ценности, обеспечивают их защиту от любого произвола, считают признание, соблюдение и защиту прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина главной обязанностью государственной власти, а граждане в свою очередь несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов.
Всем заинтересованным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомления с нормативными актами. Это положение гарантирует часть 3 статьи 15 Конституции РФ: Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если не опубликованы официально для всеобщего сведения. Неопубликованные законы не применяются. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация их полного текста в Парламентской газете, Российской газете или Собрании законодательства Российской Федерации. Нормативные акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению, радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, распространены в печатной форме. Следует отличать незнание закона от невозможности его узнать.
В Российской Федерации существуют три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная; три уровня власти: федеральный, региональный, местного самоуправления. Система государственного управления изображена на рисунке 1.
информационный законодательный правовой государственный
Президент Российской Федерации | ||||
Местного Региональный Федеральный самоуправления | Законодательная | Исполнительная | Судебная | |
Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума) | Правительство РФ, Председатель Правительства РФ, Федеральные исполнительные органы | Конституционный суд РФ | ||
Высший арбитражный суд РФ | Верховный суд РФ | |||
Окружные, апелляционные арбитражные суды | ||||
Законодательный орган субъекта РФ | Исполнительный орган субъекта РФ, Высшее должностное лицо субъекта РФ | Конституционный (уставный) суд субъекта РФ | ||
Арбитражный суд субъекта РФ | Суд общей юрисдикции (гражданский) субъекта РФ | |||
Представительный орган муниципального образования Глава муниципального образования* | Исполнительный орган муниципального образования, Глава муниципального образования* | Городские, районные суды общей юрисдикции (гражданские) | ||
Институт мировых судей |
* - Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию (местная администрация относится к исполнительным органам власти)
Рис. 1. Система управления Российской Федерацией
В Белгородской области законодательным органом субъекта Российской Федерации является Белгородская областная Дума, исполнительным органом – Правительство Белгородской области, высшим должностным лицом – Губернатор Белгородской области. В городе Белгороде представительным органом муниципального образования является
Совет депутатов города Белгорода, исполнительным органом -администрация города Белгорода, главой муниципального образования -глава администрации города Белгорода, который возглавляет администрацию города Белгорода.
Государственные органы и должностные лица уполномочены принимать нормативные акты, их можно разделить на три большие группы: федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации, акты местного самоуправления.
К федеральным нормативным актам относятся:
- акты органов законодательной власти (федеральные конституционные законы, федеральные законы);
- акты Президента Российской Федерации (указы, распоряжения);
- акты органов исполнительной власти, в том числе министерств и ведомств (постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы министерств);
- акты органов судебной власти (постановления Пленума Верховного суда РФ).
К актам субъектов Российской Федерации относятся:
- акты органов законодательной власти субъектов Российской Федерации (законы, например, закон Белгородской области);
- акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (постановления, например, постановление Губернатора Белгородской области).
К актам органов местного самоуправления относятся:
- акты представительных органов муниципального образования (решения, например, решение Совета депутатов города Белгорода);
- акты исполнительных органов муниципального образования (постановления, например, постановление администрации города Белгорода).