Система персонажей поэмы Гоголя Мертвые души

СОДЕРЖАНИЕ: Пушкин отдал Гоголю свой сюжет, из которого сам хотел сделать что-то вроде поэмы. Это был сюжет Мертвых душ. Гоголь изображает большой губернский город и имения помещиков этой губернии.

Система персонажей поэмы Гоголя Мертвые души

Одинзадругимследуютуменягерои - одинпошлеедругого.

НиколайГоголь.

ПушкинотдалГоголюсвойсюжет, изкоторогосамхотелсделатьчто-товродепоэмы. Этобылсюжет Мертвыхдуш. Гогольизображаетбольшойгубернскийгородиименияпомещиковэтойгубернии. Крупнымпланомвпоэменарисованыобразыпомещиков, этих хозяевжизни, которыеотвечаютзасудьбународа. Авторсоздаеттипическиехарактеры, крепостникидворяненередкоузнаваливперсонажах Мертвыхдуш самихсебя. Амеждутем, этиобразы непортретысничтожныхлюдей; напортив, внихсобранычертытех, которыесчитаютсебялучшимидругих. Толькоэтилицавысшегообществаникчемныипошлы, онилишенызнаниягражданскогодолга, чести, совести. ОтношениепомещиковкафереЧичиковаобнаруживаютполнотуэгоистичнойзамкнутостииравнодушиякинтересамобщества, духовноеинравственноеуродство. Этиобщиечертывыливаютсявотличительныесвойствакаждогодушевладельца. Стремясьсоздатьтипическийобраз, Гогольиспользуетописаниеусадьбыинтерьер. Так, хозяйствоМанилова шлокак-тосамособою.

Егопоместье–этопарадныйфасадпомещичьейРоссии. Претензиинаизысканностьподчеркиваютпустотуобитателейусадьбы. Одинокийдом, редкиекустысирени, серенькиеизбыпроизводятгнетущеевпечатление. Вкомнатахрядомсдорогоймебельюстояткресла, покрытыерогожей. Ахозяиннепонимает, невидитупадкасвоегохозяйство. ПонатуреМаниловобходителен, вежлив, новсеэтопринялоунегосмешныеформы. Слащавость, сентиментальностьсоставляютсущностьегохарактера. ДажеречьМаниловаслишкомтуманна: какая-нибудьэтакаянаука, пареньеэтакое. Онникомунедоставилпользыиживетпустяками. Жизнионнезнает, реальностьзаменяетсяпустымифантазиями. Итак, Манилов–человек таксебе, нитонисе.

Коробочка– однаизтехматушек, небольшихпомещиц, которыеплачутсянанеурожаииубытки, амеждутемнабираютпонемногуденьжоноквмешочки… Онанепредаютсямечтаниям, какпредыдущийобраз, онарасчетливаизанятатольконакоплениемисвоимхозяйством. Захваченнаяжаждойнаживы, онаторгуетвсем: салом, пенькой, крепостными. Людидлянее–всеголишьодушевленныйтовар. ОнадаженеудивляетсястранномупредложениюЧичикова, нобоитсяпродешевить: Онитого…онибольшекак-нибудьстоят, - оотправляетсявгородузнатьцену. Чичиков, авместеснимиавтор, называетее дубинноголовой.

ВНоздревеГогольподчеркиваетбесцельнуюактивность: …онпредлагалвамехать, кудаугодно, хотьнакрайсвета, войтивкакоехотитепредприятие, менятьвсе, чтохотите. Нотаккакегоначинаниялишеныцели, тоничтодоконцаНоздревнедоводит. Вегоразрозненномимениитолькопсарнянаходитсявотличномсостоянии: средисобакон какотецсредисемейства. Онсовершенноспокойнообманывает, унегонетникакихморальныхпринципов. Крестьянесвоимтрудомсоздаютвсеблагаиизбавляютпомещикаотзабот. Ноздревпривыкполучатьто, чтохочет, аесликто-топротивится, онстановитсяопасным: Нинаодномсобрании, гдеонбыл, необходилосьбезистории. Онведетсебяразвязно, грубо. Гогольироническиназываетгероя историческимчеловеком. Похожийнамедведя, Собакевичобладаетвсемисоответствующимиповадками. Веготеле совсемнебылодуши. Мебельвдометоженапоминаетсамогохозяина. ТакГогольдостигаетяркостиивыразительностивописаниихарактерныхчертгероя. Онвсегдазаботитсятолькоосвоейвыгоде, иглавнаяегоцель–наполнениежелудка. Собакевич хозяйственен, уменипрактичен: оннеразоряеткрестьян, таккакемуэтоневыгодно. Ковсемонотноситсяссобственнойметкой: плутимошенник. Собакевичзнает, чтовсевмирепродается, изаявляетЧичикову: Извольте, готовпродать. Главныйгеройзаключает: Нет, ктоужкулак, томунеразогнутьсявладонь. Теманравственногопадения, духовнойсмертидостигаетсвоейкульминациивглавеоПлюшкине. Вимениипоражаетветхость, опустошение. Кажется, жизньпокинулаэтудеревню: Бревнонаизбахбылотемноистаро; многиекрышисквозили, какрешето… ДухсмертиподчеркиваетГоголь: никакбылонельзясказать, чтобывкомнатесейобиталоживоесущество… Хозяинсамзаперсяотвнешнегомирвсвоемзамке. Подобноключнице, Плюшкин–рабвещей, нонехозяин. Из-засвоейстрастионнеможетотличитьполезныевещиотхлама: зерноимукагибнут, азаплесневыйкуличинастойкахранятся. Акогда-тоПлюшкин толькобылбережливымхозяином. Жаждаобогащениязасчеткрестьянпревратилаеговскрягу.

ОтгероякгероюГогольобнажаетпреступнуюжизньпомещиков. Образыданыпопринципывсеболееглубокогодуховногооскуденияиморальногопадения. СовременникиГоголясчитали, чтомертвымидушамивпоэмеявляютсясамипомещики, а позадимертвыхдуш–душиживые (Герцен). Вкаждомраскрытаоднаизразновидностейдуховнойсмерти. РассказГоголяожизнипомещиковпревращаетсявобвинительныйакткрепостническойдействительности. Авторхочетразбудитьтакимобразомдушилюдей, единственнаяцелькоторыхвусловияхкрепостногоправо–прибиратьвсесебе. СпасениеРоссиионвиделвуничтожениитакиххозяевжизни.

Скачать архив с текстом документа