Торгово-технологический процесс
СОДЕРЖАНИЕ: На данный момент общая площадь магазина составляет 87,4 , в том числе торговая –34 и не торговая – 53,4 . Планировка общей площади магазина приведена на рисунке 2.1.На данный момент общая площадь магазина составляет 87,4 , в том числе торговая –34 и не торговая – 53,4. Планировка общей площади магазина приведена на рисунке 2.1.
Рисунок Структура общей площади магазина ООО «Фирма Яик»
На основании структуры общей площади можно сделать вывод о том, что торговая площадь магазина составляет 38,9 % от общей площади, складская площадь и площадь занятая подсобными и административными помещениями – 61,1%.
Проанализировав соотношение торговой и не торговой площади можно сделать вывод, что торговая площадь магазина отдалена от оптимального значения, который составляет 50-70%. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина. Можно сделать вывод, что площадь магазина ООО «Фирма Яик» используется довольно не рационально, хоть в магазине и используется один из методов продажи товаров – через прилавок обслуживания.
Структура площади магазина представлена в таблице 2.1. и отображена на рисунке 2.2
Таблица 2.1 - Структура торговой площади магазина ООО «Фирма Яик»
№ п/п | Название площади | Площадь, | Доля, % |
1 | Площадь под оборудованием | 16 | 26,5 |
2 | Площадь для узлов расчета | 3 | 8,8 |
3 | Площадь для движения покупателей | 7 | 41,2 |
4 | Площадь для движения продавцов | 8 | 23,5 |
5 | Итого | 34 | 100,0 |
Рис. 2.2. Структура торговой площади магазина ООО «Фирма Яик»
Рассчитаем установочную и выставочную площадь магазина ООО «Фирма Яик» с помощью таблицы (Таб.2.2.)
Таблица 2.2 Расчет установочной и выставочной площадей магазина ООО «Фирма Яик»
Наименование оборудования | Количество | Размер | Количество полок | Установочная площадь, кв.м. | Выставочная площадь, кв.м. |
Расчетные узлы | 1 | 2*1,5 | - | 3 | - |
Пристенные горки | 7 | 0,5*2 | 1 | 7 | 9 |
Витрины | 3 | 1*2 | 1 | 6 | 7 |
Прилавки | 1 | 3*1 | 1 | 3 | 5 |
Итого | - | - | - | 19 | 21 |
Коэффициент установочной площади показывает, какая часть торгового зала занята оборудованием, она равна 76 %.
Оптимальным считается 27% - 30% площади торгового зала. Установочная площадь нашего зала не в ходит в пределы нормы. В магазине ООО «Фирма Яик» экспозиционная площадь используется не эффективно. Торговая площадь загромождена витринами, что создаёт проблемы для прохода покупателей и персонала магазина.
Коэффициент экспозиционной площади определяется отношением всех площадей, всех полок, оборудования для выкладки товаров и торговой площади.
Кэ = 0,47
Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3-0,32. Следовательно, 47 % торговой площади, занято установленным торговым оборудованием, а 53 % торговой площади- это проходы для покупателей и продавцов, размещения мест дополнительного обслуживания покупателей, продвижения товаров.
Таблица 3 - Структура площади магазина ООО «Фирма Яик»
Помещение магазина | Площадь помещения, кв.м |
Удельный вес, % | |
Торговая площадь |
Торговый зал |
25 | 28,6 |
Площадь торгового оборудования | 9 | 10,3 | |
Итого: | 34 | 38,9 | |
Помещение для приемки и хранения товаров (склад) |
26 | 29,7 | |
Административные помещения |
20 | 22,9 | |
Подсобные помещения |
7,4 | 8,5 | |
Итого | 53,4 | 61,1 | |
Итого: торговый зал +остальная площадь |
87,4 | 100 |
Из таблицы 3 видно, что большую часть площади занимает помещение для приёмки и хранения товаров – 26 м, но всё же этой площади не достаточно для правильной выкладки товаров для хранения, что создаёт определенные неудобства для персонала магазина. Также большая площадь приходится на торговый зал 25 м. Так как в магазине ООО «Фирма Яик» большой ассортиментный перечень товаров, а площадь торгового зала маленькая, то возникает проблема с выкладкой товара. Некоторые категории товара лежат на полу, что затрудняет покупательский поток и создает неудобства продавцам- консультантам.
Рассмотрим технико-экономические показатели площади магазина:
1. Отношение торговой площади к общей:
К= Sm/ So , (1)
где К - коэффициент использования площадей,
Sm - торговая площадь;
So - общая площадь.
Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.
Общая площадь магазина составляет 87,4 кв. м., из них 25 кв.м - торговая площадь. Находим коэффициент соотношения торговой площади к общей площади магазина:
К = 25/87,4 = 0,28.
Следовательно, торговая площадь магазина составляет лишь 28% общей площади, а неторговая площадь - 72%. На основании этого можно сделать вывод, что торговая площадь магазина используется неэффективно.
В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее неотьемлимым является соотношение торговой площади к неторговой площади магазина, равное соответственно 70:30 (в процентах), что обусловлено функциями розничного торгового звена - реализация товара и обслуживание покупателей.
2. Показатель рациональности расстановки оборудования (эффективности использования торговой площади) - установочный коэффициент (Ку), который показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь), к общей площади торгового зала:
Ку = Sт. об / S т.з. , (2)
где Sт об. - площадь, занятая торговым оборудованием;
Sт. з - площадь торгового зала.
Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3 - 0,32. Торговая площадь магазина составляет 87,4 кв.м. Установочная площадь различных видов торгового оборудования - 9 кв.м. Находим установочный коэффициент:
Куст. =9/87,4 = 0,1
Следовательно, 10% торговой площади, занято установленным торговым оборудованием, а 90% торговой площади - это проходы для покупателей и продавцов, размещения мест дополнительного обслуживания покупателей, продвижения товаров.
Отсюда следует, что площадь используется не эффективно. В «Фирме Яик» используется смешанная планировка торгового зала - «решетка» с линейным продольным размещением оборудования. Линейная планировка торгового зала позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает лучший просмотр торгового зала. В условиях линейной планировки покупатели наиболее эффективно воспринимают информацию о товарах. Изменением длины линий регулируется сосредоточение покупателей на различных участках торгового зала.
При размещении отделов, принимают во внимание специфические особенности товаров, входящих в их ассортимент. Товары импульсивного спроса, полуфабрикаты и другие товары, предоставляющие покупателям дополнительные удобства, располагаются в тех местах, где покупательские потоки наиболее интенсивны (поскольку покупатели не будут специально искать эти товары в торговом зале).
К преимуществам линейной планировки следует отнести более эффективное использование площади торгового зала. В торговых залах прямоугольной конфигурации шириной от 7 до 12 м целесообразно применять линейную расстановку с продольным размещением оборудования. В магазинах, таких как объект исследования, ширина торгового зала в которых превышает 24 м, более эффективной оказывается смешанная расстановка оборудования. Причем комбинация линейного продольного и линейного поперечного размещения требует учета многих факторов и определенного искусства. Рекомендуется использовать длину линий островных горок не более 20 м, поскольку большая их длина приведет к избыточному увеличению в магазине потоков покупателей и, тем самым, затруднит их движение в торговом зале. При размещении торгового оборудования следует учитывать расположение имеющихся в помещении колонн, с тем, чтобы они находились в пределах линий и не мешали движению покупателей.
Среднее время на разгрузочные операции составляет 25 минут.
Средний габарит паллет и поддонов составляет 1200х950х2150. Степень удобства размещения и перемещения товаров в места хранения можно охарактеризовать как среднюю. Процесс перемещения и размещения товаров в торговом зале также охарактеризуем как несовершенный. Необходима оптимизация размещения паллет и поддонов как на складе, так и в торговом зале, так как наблюдаются потери рабочего времени при укладке, сортировке товаров.
Оценим обеспеченность торговой организации торгово-технологическим оборудованием (таблица 4).
Наименование групп оборудования | Процент обеспеченности ,% |
мебель | 70 |
торговый инвентарь | 50 |
Торговое измерительное оборудование | 100 |
контрольно-кассовое оборудование | 100 |
Таблица-4 - Обеспеченность торговой организацииторгово-технологическим оборудованием в %
Из Таблицы 4 видно, что магазин «Фирма Яик» не в полной мере обеспечена специализированной мебелью и торговым инвентарем для продажи. Хранение товаров: Товар ООО «Фирма Яик» хранится в отдельном специально отведенном помещении на специальных стеллажах при специальной температуре, соблюдая товарное соседство. Качество товара стоит на первом месте, поэтому создаются все условия для его хранения. Подготовка товаров к продаже: Товары в магазине группируются по отделам. Определение места расположения секций - это прежде всего продуманная последовательность их размещения в торговом зале с учетом психологии покупателей, расположения вспомогательных помещений, характера покупательского спроса. Большое значение имеет рекламное оформление магазина, которое решается с учетом архитектурных особенностей здания, интерьера магазина и конструкции торгово-технологического оборудования. Важнейшей операцией технологического процесса в магазине является подготовка товаров к продаже, которая способствует освобождению продавцов и других работников от излишних затрат времени и труда в процессе обслуживания покупателей, быстрому отпуску товаров и увеличению пропускной способности магазина, сокращает товарные потери и повышает коэффициент использования торгового зала. Операции по подготовке товаров к продаже: распаковка, сортировка товаров, проверка правильности обозначения цен, придание изделиям товарного вида, укладка на тележки для подачи в торговый зал, размещение товаров в торговом зале, выкладка в зоне обслуживания покупателей или на рабочем месте продавца, фасовка отдельных товаров. Продажа товаров является предзаключительным этапом технологического процесса на торговом предприятии. Особенность продажи товаров, последовательность проведения отдельных операций зависит от сложности ассортимента продаваемых товаров, характера спроса покупателей, применяемых форм продажи. Итак: составные элементы процесса продажи товаров: - выявление потребностей, - предложение покупателям товара, - консультации, - операции по отпуску: оплата, получение товара на кассе. Вспомогательные элементы: приёмка по количеству, качеству, размещение и укладка в зону хранения, подготовка товаров к продаже, внутренняя транспортировка. Завершающей стадией торгово-технологического процесса являютсяоперации, связанные с обслуживанием покупателей. Ониявляются наиболее важной частью торгово-технологического процесса в магазине. На этой его стадии многое зависит от профессионализма работников магазина, от их умения помочь покупателю в выборе необходимых товаров, быстро и качественно обслужить его. Эти операции включают в себя: - встречу покупателя; Является важнейшим составным элементом процесса обслуживания покупателей. Правильная организация показа товаров возможна только на основе хорошо продуманной схемы размещения товаров, применения современных способов их выкладки. При показе продавец уточняет запросы покупателей, обращает внимание на особенности отдельных товаров, раскрывает товароведные, эстетические свойства, качество изделий. Предлагает и показывает различные товары. Дает консультации по товарам, предлагает новинки. -предложение товаров и показ товара; В свою очередь повышает культуру торговли. Она проводится при показе и отборе товаров и включает сведения о назначении товаров разных марок, способах эксплуатации и обращения с товарами, нормах потребления отдельных товаров в зависимости от конкретных условий их использования, соответствии изделий современной моде. Консультация не должна ограничиваться только сообщением интересующих покупателя сведений о товарах, но и способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию эстетических вкусов покупателей. Продавец выявляет у покупателя намерения в отношении покупки какого-либо товара. - Расчет за отобранные товары; Покупатель отбирает товары. В магазине «Фирма Яик» расчет с покупателями происходит на месте через прилавок продавцом-кассиром. Расчет производится в следующем порядке: 1) пробить на ККМ суммы, причитающиеся с покупателей и определить общую стоимость покупки. 2) четко назвать сумму покупки. 1) деньги, полученные от покупателя положить на виду у покупателя. 2) определить сумму сдачи. 3) четко назвать ее покупателю и сдавать сдачу с крупных купюр, четко пересчитывая её. 4) сверху положить погашенный чек. Расчеты с покупателями осуществляются с применение ККМ АМС - 100Ф и «Samsung». К работе с кассовыми машинами допускаются лица, ознакомленные и проинструктированные с правилами техники безопасности по работе на ККМ. Если товар оказался не качественным и покупатель принес его обратно, на кассе пробивается возврат покупки. Если покупатель совершает покупку, а потом решает отказаться от нее по каким либо причинам, тогда на кассе можно аннулировать последний чек. На ККМ можно ввести наличные, и высветится сдача. Что облегчает работу продавцам-кассирам. - Оказание покупателям дополнительных услуг. Дополнительные операции по обслуживанию покупателейнаправлены на оказание им различных услуг. В магазине «Фирма Яик» этими услугами является: прием предварительных заказов, предоставление справочной информации, доставка товара на дом покупателю. Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина. Заключительная стадия процесса обслуживания покупателей и осуществляется в расчетном зоне, на кассах, где покупатель оплачивает товары кассиру наличным платежом или банковской картой по безналичному расчету, что занимает 5-10минут. Упаковщик пакует товар в пакеты, а парковщик их уносит к машине покупателя. Вот, что представляет собой торгово-технологический процесс в ООО «Фирма Яик». 2.3 Мониторинг торгово-технологических процессов на торговом предприятии ООО «Фирма Яик» Предметами управления в магазине являются товарные запасы, ассортимент товаров, товарные и покупательские потоки, трудовой процесс и качество обслуживания покупателей. 1) Управление товарными запасами: В магазине созданы условия бесперебойной продажи товаров при минимальных объемах товарных запасов и предотвращения товарных потерь в процессе хранения. Товары в магазин закупаются большими партиями, в том числе и по предварительным заказам покупателей. В любой задаче управления запасами требуется определять количество заказываемой продукции и сроки размещения заказа. В случае периодического контроля состояния запаса следует обеспечивать поставку нового количества ресурсов в объеме размера заказа через равные интервалы времени. В случае непрерывного контроля состояния запаса необходимо размещать новый заказ в размере объема запаса, когда его уровень достигает точки заказа. 2) Управление ассортиментом товаров: В магазине строго следят за ассортиментным перечнем товаров. Постоянно и своевременно пополняют ассортимент товаров, вносят изменения в ассортимент. Часто пополняют ассортимент новинками товаров. Ежедневно изучают покупательский спрос (проводят опросы, анкетирование) и, опираясь на него, составляют ассортиментный перечень товаров. Так же для регулирования и контроля ассортимента товаров в магазине применяют следующие методы: разработку технологических карт размещения ассортимента товаров в торговом зале; определение соответствия фактического ассортимента товаров установленному обязательному ассортиментному перечню и выявление причин отклонений; разработку и принятие решений, направленных на совершенствование ассортимента товаров. 3) Управление товарными потоками: Его цель состоит в том, чтобы обеспечить высокую производительность труда работников магазина и сократить затраты времени на пополнение товарных запасов в торговом зале. Оно основывается на соблюдении следующих принципов: - достижение максимальной прямо точности внутри магазинного перемещения товаров; - обеспечение минимального объема грузооборота; - недопущение пересечения товарных и покупательских потоков; - применение; средств механизации на основе пакетирования грузов и широкое использование тары-оборудования. 4) Управление товарными потоками осуществляется на основе специальных технологических карт. При их разработке учитывают расположение помещений (зон) магазина и их взаимосвязь, размещение товаров в торговом зале, их оборачиваемость, обратные потоки тары и упаковки из торгового зала до мест их хранения, направления покупательских потоков. 5) Управление покупательскими потоками: Оно используется для равномерного распределения покупателей в торговом зале. Создаются условия, для того чтобы покупатели свободно перемещались по торговому залу, помогли свободно выбрать понравившийся товар и рассчитаться за него. Во многом это зависит от расположения отделов, от скорости обслуживания покупателей и от создания комфортных условий для покупателей. В магазине ООО «Фирма Яик» созданы такие условия. Покупатели обслуживаются быстро, отделы расположены удобно, кроме отдела бухгалтерии. Этот вопрос разбирается и решается директором предприятия. 6) Управление потоками покупателей предполагает анализ и интенсивности по часам и дням работы магазина. Предусматривает расстановку персонала магазина с учетом их интенсивности, четкую внутримагазинную информацию, обеспечение размещения товаров в торговом зале с учетом равномерного распределения покупательских потоков и т. д. В регулировании потоков покупателей существенную роль играют расчетные узлы, которые должны иметь достаточную пропускную способность, что обеспечивается рациональным выбором типа контрольно-кассовых машин, правильным определением потребности в них, квалификацией контролеров-кассиров и т. д. 7) Управление процессом обслуживания покупателей: Оно находится в тесной взаимосвязи с совершенствованием всего торгово-технологического процесса в магазине, организации труда торговых работников, с соблюдением ими правил продажи товаров и требований культуры торговли. Систематически изучается мнение покупателей об используемых в магазине методах продажи товаров, ассортименте реализуемых товаров, дополнительных услугах, оказываемых покупателям, и т. д. На основе этого принимают дополнительные меры по улучшению торгового обслуживания населения. Если проанализировать жалобную книгу магазина ООО «Фирма Яик», то можно твердо сказать что в магазине не высокая культура обслуживания покупателей. Директор магазина рассматривает и предпринимает меры по решению этого вопроса. |
Таблица 3 - Структура площади магазина ООО «Фирма Яик»
Помещение магазина | Площадь помещения, кв.м |
Удельный вес, % | |
Торговая площадь |
Торговый зал |
25 | 28,6 |
Площадь торгового оборудования | 9 | 10,3 | |
Итого: | 34 | 38,9 | |
Помещение для приемки и хранения товаров (склад) |
26 | 29,7 | |
Административные помещения |
20 | 22,9 | |
Подсобные помещения |
7,4 | 8,5 | |
Итого | 53,4 | 61,1 | |
Итого: торговый зал +остальная площадь |
87,4 | 100 |
Из таблицы 3 видно, что большую часть площади занимает помещение для приёмки и хранения товаров – 26 м, но всё же этой площади не достаточно для правильной выкладки товаров для хранения, что создаёт определенные неудобства для персонала магазина. Также большая площадь приходится на торговый зал 25 м. Так как в магазине ООО «Фирма Яик» большой ассортиментный перечень товаров, а площадь торгового зала маленькая, то возникает проблема с выкладкой товара. Некоторые категории товара лежат на полу, что затрудняет покупательский поток и создает неудобства продавцам- консультантам.
Рассмотрим технико-экономические показатели площади магазина:
1. Отношение торговой площади к общей:
К= Sm/ So , (1)
где К - коэффициент использования площадей,
Sm - торговая площадь;
So - общая площадь.
Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.
Общая площадь магазина составляет 87,4 кв. м., из них 25 кв.м - торговая площадь. Находим коэффициент соотношения торговой площади к общей площади магазина:
К = 25/87,4 = 0,28.
Следовательно, торговая площадь магазина составляет лишь 28% общей площади, а неторговая площадь - 72%. На основании этого можно сделать вывод, что торговая площадь магазина используется неэффективно.
В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее неотьемлимым является соотношение торговой площади к неторговой площади магазина, равное соответственно 70:30 (в процентах), что обусловлено функциями розничного торгового звена - реализация товара и обслуживание покупателей.
2. Показатель рациональности расстановки оборудования (эффективности использования торговой площади) - установочный коэффициент (Ку), который показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь), к общей площади торгового зала:
Ку = Sт. об / S т.з. , (2)
где Sт об. - площадь, занятая торговым оборудованием;
Sт. з - площадь торгового зала.
Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3 - 0,32. Торговая площадь магазина составляет 87,4 кв.м. Установочная площадь различных видов торгового оборудования - 9 кв.м. Находим установочный коэффициент:
Куст. =9/87,4 = 0,1
Следовательно, 10% торговой площади, занято установленным торговым оборудованием, а 90% торговой площади - это проходы для покупателей и продавцов, размещения мест дополнительного обслуживания покупателей, продвижения товаров.
Отсюда следует, что площадь используется не эффективно. В «Фирме Яик» используется смешанная планировка торгового зала - «решетка» с линейным продольным размещением оборудования. Линейная планировка торгового зала позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает лучший просмотр торгового зала. В условиях линейной планировки покупатели наиболее эффективно воспринимают информацию о товарах. Изменением длины линий регулируется сосредоточение покупателей на различных участках торгового зала.
При размещении отделов, принимают во внимание специфические особенности товаров, входящих в их ассортимент. Товары импульсивного спроса, полуфабрикаты и другие товары, предоставляющие покупателям дополнительные удобства, располагаются в тех местах, где покупательские потоки наиболее интенсивны (поскольку покупатели не будут специально искать эти товары в торговом зале).
К преимуществам линейной планировки следует отнести более эффективное использование площади торгового зала. В торговых залах прямоугольной конфигурации шириной от 7 до 12 м целесообразно применять линейную расстановку с продольным размещением оборудования. В магазинах, таких как объект исследования, ширина торгового зала в которых превышает 24 м, более эффективной оказывается смешанная расстановка оборудования. Причем комбинация линейного продольного и линейного поперечного размещения требует учета многих факторов и определенного искусства. Рекомендуется использовать длину линий островных горок не более 20 м, поскольку большая их длина приведет к избыточному увеличению в магазине потоков покупателей и, тем самым, затруднит их движение в торговом зале. При размещении торгового оборудования следует учитывать расположение имеющихся в помещении колонн, с тем, чтобы они находились в пределах линий и не мешали движению покупателей.
Среднее время на разгрузочные операции составляет 25 минут.
Средний габарит паллет и поддонов составляет 1200х950х2150. Степень удобства размещения и перемещения товаров в места хранения можно охарактеризовать как среднюю. Процесс перемещения и размещения товаров в торговом зале также охарактеризуем как несовершенный. Необходима оптимизация размещения паллет и поддонов как на складе, так и в торговом зале, так как наблюдаются потери рабочего времени при укладке, сортировке товаров.
Оценим обеспеченность торговой организации торгово-технологическим оборудованием (таблица 4).
Наименование групп оборудования | Процент обеспеченности ,% |
мебель | 70 |
торговый инвентарь | 50 |
Торговое измерительное оборудование | 100 |
контрольно-кассовое оборудование | 100 |
Таблица-4 - Обеспеченность торговой организацииторгово-технологическим оборудованием в %
Из Таблицы 4 видно, что магазин «Фирма Яик» не в полной мере обеспечена специализированной мебелью и торговым инвентарем для продажи. Хранение товаров: Товар ООО «Фирма Яик» хранится в отдельном специально отведенном помещении на специальных стеллажах при специальной температуре, соблюдая товарное соседство. Качество товара стоит на первом месте, поэтому создаются все условия для его хранения. Подготовка товаров к продаже: Товары в магазине группируются по отделам. Определение места расположения секций - это прежде всего продуманная последовательность их размещения в торговом зале с учетом психологии покупателей, расположения вспомогательных помещений, характера покупательского спроса. Большое значение имеет рекламное оформление магазина, которое решается с учетом архитектурных особенностей здания, интерьера магазина и конструкции торгово-технологического оборудования. Важнейшей операцией технологического процесса в магазине является подготовка товаров к продаже, которая способствует освобождению продавцов и других работников от излишних затрат времени и труда в процессе обслуживания покупателей, быстрому отпуску товаров и увеличению пропускной способности магазина, сокращает товарные потери и повышает коэффициент использования торгового зала. Операции по подготовке товаров к продаже: распаковка, сортировка товаров, проверка правильности обозначения цен, придание изделиям товарного вида, укладка на тележки для подачи в торговый зал, размещение товаров в торговом зале, выкладка в зоне обслуживания покупателей или на рабочем месте продавца, фасовка отдельных товаров. Продажа товаров является предзаключительным этапом технологического процесса на торговом предприятии. Особенность продажи товаров, последовательность проведения отдельных операций зависит от сложности ассортимента продаваемых товаров, характера спроса покупателей, применяемых форм продажи. Итак: составные элементы процесса продажи товаров: - выявление потребностей, - предложение покупателям товара, - консультации, - операции по отпуску: оплата, получение товара на кассе. Вспомогательные элементы: приёмка по количеству, качеству, размещение и укладка в зону хранения, подготовка товаров к продаже, внутренняя транспортировка. Завершающей стадией торгово-технологического процесса являютсяоперации, связанные с обслуживанием покупателей. Ониявляются наиболее важной частью торгово-технологического процесса в магазине. На этой его стадии многое зависит от профессионализма работников магазина, от их умения помочь покупателю в выборе необходимых товаров, быстро и качественно обслужить его. Эти операции включают в себя: - встречу покупателя; Является важнейшим составным элементом процесса обслуживания покупателей. Правильная организация показа товаров возможна только на основе хорошо продуманной схемы размещения товаров, применения современных способов их выкладки. При показе продавец уточняет запросы покупателей, обращает внимание на особенности отдельных товаров, раскрывает товароведные, эстетические свойства, качество изделий. Предлагает и показывает различные товары. Дает консультации по товарам, предлагает новинки. -предложение товаров и показ товара; В свою очередь повышает культуру торговли. Она проводится при показе и отборе товаров и включает сведения о назначении товаров разных марок, способах эксплуатации и обращения с товарами, нормах потребления отдельных товаров в зависимости от конкретных условий их использования, соответствии изделий современной моде. Консультация не должна ограничиваться только сообщением интересующих покупателя сведений о товарах, но и способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию эстетических вкусов покупателей. Продавец выявляет у покупателя намерения в отношении покупки какого-либо товара. - Расчет за отобранные товары; Покупатель отбирает товары. В магазине «Фирма Яик» расчет с покупателями происходит на месте через прилавок продавцом-кассиром. Расчет производится в следующем порядке: 3) пробить на ККМ суммы, причитающиеся с покупателей и определить общую стоимость покупки. 4) четко назвать сумму покупки. 5) деньги, полученные от покупателя положить на виду у покупателя. 6) определить сумму сдачи. 7) четко назвать ее покупателю и сдавать сдачу с крупных купюр, четко пересчитывая её. 8) сверху положить погашенный чек. Расчеты с покупателями осуществляются с применение ККМ АМС - 100Ф и «Samsung». К работе с кассовыми машинами допускаются лица, ознакомленные и проинструктированные с правилами техники безопасности по работе на ККМ. Если товар оказался не качественным и покупатель принес его обратно, на кассе пробивается возврат покупки. Если покупатель совершает покупку, а потом решает отказаться от нее по каким либо причинам, тогда на кассе можно аннулировать последний чек. На ККМ можно ввести наличные, и высветится сдача. Что облегчает работу продавцам-кассирам. - Оказание покупателям дополнительных услуг. Дополнительные операции по обслуживанию покупателейнаправлены на оказание им различных услуг. В магазине «Фирма Яик» этими услугами является: прием предварительных заказов, предоставление справочной информации, доставка товара на дом покупателю. Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина. Заключительная стадия процесса обслуживания покупателей и осуществляется в расчетном зоне, на кассах, где покупатель оплачивает товары кассиру наличным платежом или банковской картой по безналичному расчету, что занимает 5-10минут. Упаковщик пакует товар в пакеты, а парковщик их уносит к машине покупателя. Вот, что представляет собой торгово-технологический процесс в ООО «Фирма Яик». 2.4 Мониторинг торгово-технологических процессов на торговом предприятии ООО «Фирма Яик» Предметами управления в магазине являются товарные запасы, ассортимент товаров, товарные и покупательские потоки, трудовой процесс и качество обслуживания покупателей. 8) Управление товарными запасами: В магазине созданы условия бесперебойной продажи товаров при минимальных объемах товарных запасов и предотвращения товарных потерь в процессе хранения. Товары в магазин закупаются большими партиями, в том числе и по предварительным заказам покупателей. В любой задаче управления запасами требуется определять количество заказываемой продукции и сроки размещения заказа. В случае периодического контроля состояния запаса следует обеспечивать поставку нового количества ресурсов в объеме размера заказа через равные интервалы времени. В случае непрерывного контроля состояния запаса необходимо размещать новый заказ в размере объема запаса, когда его уровень достигает точки заказа. 9) Управление ассортиментом товаров: В магазине строго следят за ассортиментным перечнем товаров. Постоянно и своевременно пополняют ассортимент товаров, вносят изменения в ассортимент. Часто пополняют ассортимент новинками товаров. Ежедневно изучают покупательский спрос (проводят опросы, анкетирование) и, опираясь на него, составляют ассортиментный перечень товаров. Так же для регулирования и контроля ассортимента товаров в магазине применяют следующие методы: разработку технологических карт размещения ассортимента товаров в торговом зале; определение соответствия фактического ассортимента товаров установленному обязательному ассортиментному перечню и выявление причин отклонений; разработку и принятие решений, направленных на совершенствование ассортимента товаров. 10) Управление товарными потоками: Его цель состоит в том, чтобы обеспечить высокую производительность труда работников магазина и сократить затраты времени на пополнение товарных запасов в торговом зале. Оно основывается на соблюдении следующих принципов: - достижение максимальной прямо точности внутри магазинного перемещения товаров; - обеспечение минимального объема грузооборота; - недопущение пересечения товарных и покупательских потоков; - применение; средств механизации на основе пакетирования грузов и широкое использование тары-оборудования. 11) Управление товарными потоками осуществляется на основе специальных технологических карт. При их разработке учитывают расположение помещений (зон) магазина и их взаимосвязь, размещение товаров в торговом зале, их оборачиваемость, обратные потоки тары и упаковки из торгового зала до мест их хранения, направления покупательских потоков. 12) Управление покупательскими потоками: Оно используется для равномерного распределения покупателей в торговом зале. Создаются условия, для того чтобы покупатели свободно перемещались по торговому залу, помогли свободно выбрать понравившийся товар и рассчитаться за него. Во многом это зависит от расположения отделов, от скорости обслуживания покупателей и от создания комфортных условий для покупателей. В магазине ООО «Фирма Яик» созданы такие условия. Покупатели обслуживаются быстро, отделы расположены удобно, кроме отдела бухгалтерии. Этот вопрос разбирается и решается директором предприятия. 13) Управление потоками покупателей предполагает анализ и интенсивности по часам и дням работы магазина. Предусматривает расстановку персонала магазина с учетом их интенсивности, четкую внутримагазинную информацию, обеспечение размещения товаров в торговом зале с учетом равномерного распределения покупательских потоков и т. д. В регулировании потоков покупателей существенную роль играют расчетные узлы, которые должны иметь достаточную пропускную способность, что обеспечивается рациональным выбором типа контрольно-кассовых машин, правильным определением потребности в них, квалификацией контролеров-кассиров и т. д. 14) Управление процессом обслуживания покупателей: Оно находится в тесной взаимосвязи с совершенствованием всего торгово-технологического процесса в магазине, организации труда торговых работников, с соблюдением ими правил продажи товаров и требований культуры торговли. Систематически изучается мнение покупателей об используемых в магазине методах продажи товаров, ассортименте реализуемых товаров, дополнительных услугах, оказываемых покупателям, и т. д. На основе этого принимают дополнительные меры по улучшению торгового обслуживания населения. Если проанализировать жалобную книгу магазина ООО «Фирма Яик», то можно твердо сказать что в магазине не высокая культура обслуживания покупателей. Директор магазина рассматривает и предпринимает меры по решению этого вопроса. |