Системный подход как инструмент маркетингового анализа территорий
СОДЕРЖАНИЕ: Теоретические аспекты системного подхода к изучению состояния и тенденций развития территорий с целью принятия оптимальных управляющих действий. Его применение для маркетингового анализа территории на примере Козловского района Чувашской Республики.КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «Маркетинговые адаптационные стратегии развития региона»
Системный подход как инструмент маркетингового анализа территорий
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические аспекты системного подхода как инструмента маркетингового анализа
Глава II. Практическое применение системного подхода для маркетингового анализа территории на примере исследования Козловского района Чувашской Республики
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время страны и их отдельные регионы соответственно интегрируются в мировое хозяйство. Территории региона постепенно превосходит в полноценного участника рынка, а также становятся объектом региональной экономики, политики государства. Развитие рыночных отношений потребовало от производителей боле глубокого изучения рынков сбыта, потребностей и запросов покупателей. В развитии этой потребности возник маркетинг – вид деятельности и целая система территориальных и методологических знаний, позволяющие оптимально удовлетворить потребительский спрос посредством обмена.
Территориальной организацией теоретической основы научно – практических исследований должен послужить широко используемый за рубежом метод разработки и реализации целевых комплексных программ – «региональный маркетинг» Региональный маркетинг представляет собой передовую идею, философию, разработки и реализации долгосрочной концепции комплексного развития хозяйства и социальной сферы территории через ориентацию на потребности клиентов и целевые группы потребителей за счет лучшего использования имеющихся конкурентных преимуществ. На основе долгосрочной концепции комплексного развития хозяйства и социальной сферы разрабатывается маркетинговая стратегия развития.
Региональный маркетинг является научной дисциплиной, лежащей на стыке региональной экономики и маркетинга. В условиях переходной экономики основные задачи регионального маркетинга сводятся к оценке потенциала территории и разработке стратегии его развития и продвижения. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение инструментов маркетингового анализа территорий, важнейшим среди которых является системный подход. Исследование системного подхода как инструмента маркетингового анализа территорий является целью данной работы. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность системного подхода в рамках маркетингового анализа;
- рассмотреть особенности системного подхода как инструмента маркетинга территорий
- исследовать возможности применения системного подхода к оценке территории на примере маркетингового анализа Козловского района Чувашской Республики.
Глава I. Теоретические аспекты системного подхода как инструмента маркетингового анализа
В основе регионального маркетинга лежит системный подход к изучению состояния и тенденций развития территорий с целью принятия оптимальных управляющих действий. Поэтому множественные цели, отдельные стратегии, групповые и личные интересы должны подчиняться единой философии «целевого менеджмента», суть которой состоит в объединении множества организаций и лиц на возможно более длительны период с целью обеспечения экономического процветания региона. Для построения реалистичной и научно-обоснованной концепции региона и его территориальных подразделений в лице муниципалитетов следует пройти следующие этапы: • Развитие маркетинга – анализ состояния региона и тенденций его развития, инвентаризация интересов и намерений хозяйствующих субъектов и территориальных администраций; • Разработка концепции маркетинга – выявление и оценка имеющихся ресурсов, учет и сведение воедино потребностей и определение возможных путей социально-экономического развития; • Разработка проекта регионального маркетинга – установление приоритетности, сроков выполнения и обеспечения проекта материальными, информационными и финансовыми ресурсами; • Окончательное согласование, техническое исполнение и презентация концепции регионального маркетинга. Принципиальной установкой при разработке маркетинговой концепции в условиях глобализации мировой экономики должна быть ориентация на глубокую интеграцию региона во внешнеэкономическую деятельность. Для достижения поставленной цели развития региональный маркетинг должен выполнять следующие интегрирующие функции: • Обеспечивать партнерские отношения администрации, политических сил и предпринимателей;
• Стимулировать развитие рыночных отношений; • Выступать в качестве основного руководства для деятельности всех региональных структурных подразделений.
Зарубежный опыт планирования регионального маркетинга свидетельствует о возможности и необходимости участия в процессе планирования маркетинга всех заинтересованных организаций и групп населения. Поэтому при разработке концепции и в процессе планирования регионального маркетинга следует обеспечить: • Широкое участие организаций т групп граждан (целевых групп); • Координацию и управление деятельностью участников на этапе разработки региональных проектов;
• Выполнение контрольных функций в процессе разработки проектов.
Для решения отдельных проблем создаются рабочие группы, которые в своей деятельности руководствуются общей концепцией регионального маркетинга. К работе групп привлекаются эксперты, которые способны высококомпетентно оценивать предлагаемые решения. Работа по планированию развития региона опирается на обширный массив информации, встречающий:
• ранее разработанные планы и программы развития;
• статистические данные по социально-экономическим процессам;
• нормативную базу национального и регионального значения;
• наиболее значимые публикации в местных, региональных и зарубежных СМИ;
• экспертные материалы по программам и проектам; Зарубежная практика регионального маркетинга свидетельствует о том, что вовлечение в процесс управления территорией широкого круга организаций и частных лиц содействует развитию территориальных общностей населения, власти и бизнеса на началах социального партнерства. Основными направлениями стратегии маркетинга региона являются: • маркетинг имиджа;
• маркетинг привлекательности для человека-гостя;
• маркетинг привлекательности для бизнеса;
• маркетинг привлекательности для квалифицированного персонала,
специалистов, выдающихся деятелей науки и культуры; Маркетинг имиджа направлен на создание, распространение и общественное признание позитивного образа региона. Исходная точка длительного процесса формирования имиджа может быть различной. Разновидности имиджа: негативный, низкий, неопределенный, противоречивый, застойный, устойчиво положительный и т. д. В качестве инструментария формирования имиджа используются коммуникационные средства, которые демонстрируют открытость территории и позволяют субъектам, находящимся вне ее, узнать о присущих ей преимуществах, то есть получить новые знания. В качестве инструментов формирования имиджа применяются слоганы, визуальные символы, презентационные акции и имиджевое позиционирование. Маркетинг привлекательности позволяет повысить привлекательность данного региона для человека в силу лучшего набора гуманитарных преимуществ. При этом акцент может делаться на экономические и экологические преимущества, природные достопримечательности, высокое качество специального образования и медицинской помощи, историко-архитектурные памятники, развитую сеть объектов туризма, отдыха и развлечений. В качестве механизма развития и популяризации особых свойств территории, гарантирующих ее конкурентные преимущества, рассматривается ориентация на человека, учет стилей жизни и потребностей отдельных целевых групп и аудиторий. Маркетинг привлекательности для бизнеса является по сути маркетингом инфраструктуры, которая формирует экономический каркас региона и способствует развитию конкурентных преимуществ регионального бизнеса. Привлекательность обозначает ориентацию на бизнес процессы предпринимателей, высокую степень цивилизованности рыночных отношений. Привлекательность региона для бизнеса по сути означает развитие и популяризацию потенциала инфраструктуры (энерго- и водоснабжение, транспортная сеть, различные виды связи, банки, страховые компании, отели и т.д.), правового, научно-технического и кадрового обеспечения. Инфраструктура сама по себе представляет бизнес в сфере торговли, финансов, науки, производства, строительства, сельского хозяйства, сервиса, информации и т.д. Наличие развитой, соответствующей мировым требованиям инфраструктуры – основа регионального экономического роста. Маркетинг привлекательности для квалифицированного персонала и специалистов состоит в повышении привлекательности региона для рабочей силы определенного профиля, специализации и квалификации, а также для отдельных категорий граждан по признакам профессиональной, этнической, религиозной и иной принадлежности с предоставлением возможности постоянного проживания. Эта разновидность регионального маркетинга реализуется через развитие и популяризацию высокого уровня занятости в сфере науки и образования, качества образования детей и высококвалифицированной медицинской помощи, обеспечение личной безопасности граждан, охраны имущества, относительной дешевизны и комфортности проживания, возможности реализации нестандартных потребностей. Одна из задач этой разновидности маркетинга состоит в создании атмосферы доброжелательности, поддержки и помощи граждан по отношению к прибывшим людям и членам их семей. Негативное отношение к новым жителям, демонстрации недружелюбия и неприязни к приезжим может свести к нулю все ожидаемые экономические преимущества региона. Конкретном инструментом реализации концепции маркетинга в регионе выступает коммуникация между администрацией, бизнесом и гражданами. Ее задача состоит в формировании, распространении и поддержании имиджа среди представителей избранных целевых групп с целью превращения их из возможных в вероятных, а затем и в реальных клиентов. Ведущим критерием эффективности коммуникационной деятельности служит соотношение «эффект или затраты». Решение о выборе средств коммуникации адресных целевых групп, содержании и частоте принимают специалисты по рекламе. При этом важно добиваться: • единой общепринятой идентификации региона как арены жизни, работы, отдыха; • единого непротиворечивого и целенаправленного содержания сообщений; • единого однозначного оформление регионального маркетинга; • единого коммуникационного подхода к целевым поведенческим группам. Логическая последовательность реализации маркетинговой стратегии региона может быть следующей: • повышение привлекательности территории для бизнеса за счет развития инфраструктуры; • рост привлекательности для человека; • усиление привлекательности региона для специалистов; • формирование и распространение положительного имиджа; Длительность в сфере регионального маркетинга должна ранжироваться в зависимости от выявленных в результате исследований целевого рынка. Отсутствие или недостоверность информации, например по рынку лиц, нуждающихся в санаторно-курортном лечении и отдыхе в уникальном регионе, приводит к незаполняемости специализированных учреждений и значительным экономическим потерям.
Все практические задачи, решаемые в ее рамках, в конечном итоге направлены на достижение главной цели – повышение эффективности связей между производителем и потребителем, их выгодности как для производителя (увеличение прибыли), так и для потребителя (удовлетворение нужд и потребностей). Эти задачи объединяются в следующие группы: 1. Сбор, первичная обработка и анализ информации о маркетинговой среде:
• сбор и обобщение данных о территориальных различиях маркетинговой среды (вкусы и запросы потребителей, спрос и предложение, ассортимент товаров и услуг, уровень конкуренции и т.д.);
• упорядочение информации о рынках сбыта (ранжирование и сегментация). 2. Обеспечение наилучшего продвижения товаров и услуг по каналам распределения и сбыта:
• изучение территориальных различий сбыта;
• выбор оптимальных каналов распределения;
• географическое изучение эффективности рекламы;
• определение оптимальных мест сбыта товара и услуг.
С позиций системного подхода регион может рассматриваться как система в различных аспектах в зависимости от целей и результатов деятельности: взаимоотношения региона с международным сообществом, государством, регионами РФ, населением, внутренними рынками, внутренними бизнес-процессами и природным потенциалом.
Регион представляет собой относительно замкнутую территориальную систему, в которой складываются определенные экономические отношения между всеми компонентами на основе экономических правил, установленных в рамках РФ в целом и на территории данного региона в отдельности.
В связи с этим основные результаты региональной деятельности могут быть представлены в виде результатов взаимодействия региональных подсистем.
Таким образом, региональные отношения могут быть представлены во внешней и внутренней среде на основе общей экономической сбалансированности. Во внешней среде региона целесообразно различать макросреду и микросреду. Во внешней макросреде представлено государство и международное сообщество. Государство способствует повышению жизненного уровня населения через увеличение бюджетных расходов на оплату труда, образование, здравоохранение и социальную сферу; способствует развитию бизнес-процессов, поддерживая инвестиционную и инновационную деятельность, развитие малого и среднего бизнеса. Государственные экологические программы способствуют сохранению и воспроизводству природного потенциала.
Внешние экономические отношения региона с мировым сообществом выражаются через торговлю товарами, работами и услугами, однако также начинают развиваться отношения на фондовом, кредитном и информационном рынках, в других, в том числе и неэкономических областях. Внешняя микросреда включает межрегиональную деятельность данного региона на территории России, которая также должна способствовать сбалансированному развитию региона и выполнению локальных целей компонент внутренней среды.
Основными элементами внутренней структуры (которые в дальнейшем могут быть представлены как подсистемы) являются: население региона, природная среда, бизнес-процессы в различных областях деятельности, а также региональные органы власти.
Системное представление региона требует определения цели системы. На уровне региона наиболее целесообразно определить цель развития региона как миссию региона. Теоретическое обоснование категории «миссия региона» позволяет четко определить функции, стратегические цели и задачи региона по выполнению народнохозяйственных целей и задач; определить приоритеты народнохозяйственных интересов в развитии региона, а также определить региональные интересы.
Миссию региона можно сформулировать, как предназначение региона выполнять стратегические и иные государственные цели, а также способствовать постоянному повышению уровня жизни населения, экономически эффективному осуществлению бизнес-процессов предприятий, находящихся на его территории, рациональному воспроизводственному процессу природной среды.
Можно также выделить экономическую, экологическую и социальную составляющую миссии региона.
Экономическая составляющая миссии региона заключается в эффективном и динамичном сочетании и совершенствовании территориального и отраслевого развития региона с соблюдением государственных и региональных интересов. Экономика региона является основной составляющей миссии региона, от успешного развития которой зависит решение социальных, демографических проблем, повышение
Внутренняя среда включает следующие элементы: природная среда, бизнес-процессы, администрация региона, население, миссия региона, инвестиционной привлекательности региона, а также повышение его конкурентоспособности.
Экологическая составляющая миссии региона характеризует развитие и использование его природного потенциала, а также уровень природоохранных мероприятий.
Социальная составляющая миссии региона направлена на решение социальных проблем и повышение жизненного уровня населения региона.
Таким образом, миссия опирается на все основные региональные подсистемы.
Особая роль отводится администрации региона как органу власти, осуществляющему процесс управления. При этом существует проблема практической реализации миссии, доведения сформулированных положений, определяющих миссию, до реализации их на практике, в текущей деятельности. Для этого необходим такой региональный механизм, который доводил бы положения миссии до реального текущего исполнения. Существующая система контроля не в состоянии решить эту проблему. Она может только констатировать достигнутый уровень развития. Тогда как руководители региона стремятся обеспечить выполнение стратегических целей на всех уровнях управления, а затем постоянно получать информацию, насколько успешно осуществляется этот процесс. Необходим новый подход, адаптированный к региональному уровню, который сможет более эффективно решать эту проблему.
Сбалансированное развитие региона – это такое научное управление его развитием, которое направлено на достижение миссии региона. Администрация региона формулирует основные перспективы, направленные на реализацию миссии региона. Она должна иметь возможность определения, как за счет региональных подсистем (представленных совокупностью ресурсов) можно достичь наилучших результатов, какие области деятельности, отрасли и предприятия являются ключевыми и в наибольшей степени соответствуют выбранной стратегии, и затем иметь возможность осуществления мониторинга и диагностики этой деятельности.
Миссия региона объединяет все подсистемы региональной деятельности при соблюдении приоритета государственных стратегических целей. Каждая из этих подсистем имеет свои локальные цели. Так целью деятельности региональной администрации является проведение анализа и синтеза, прогнозирования, планирования, организации процессов, учета и контроля, что и ведет к обеспечению динамичного сбалансированного развития всех подсистем и повышению конкурентоспособности региона в целом.
Население региона – это одна из основных подсистем в структуре региона и является не только источником трудовых ресурсов, но и потребителем товаров и услуг. Оно стремится к повышению своего жизненного уровня, сохранению здоровья и увеличению продолжительности жизни.
Природная среда – это природные условия и ресурсы, влияющие на жизнедеятельность населения и используемые в качестве средств производства и предметов труда для получения валового регионального продукта. Региональные природные ресурсы представляют собой его потенциал, от которого во многом зависит осуществление бизнес-процессов. Природная среда требует сохранения и воспроизводства имеющегося природно-ресурсного потенциала.
Предприятия и организации различных форм собственности осуществляют бизнес-процессы на основе материальных, финансовых и информационных связей и составляют основу экономики региона. Их деятельность отличается оперативностью, эффективностью, качеством и стремлением выдержать конкуренцию, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Региональные органы власти ориентируются на стратегические государственные цели, стремятся к их выполнению, ориентируясь при этом на развитие региональных преимуществ, на сбалансированное развитие и выполнение локальных целей других компонент, входящих в систему населения, бизнес-процессов, природной среды. Каждая из подсистем характеризуется показателями как финансовыми, так и нефинансовыми. Система показателей исходного состояния является основой для формирования миссии и определения стратегии развития, поэтому должна быть сформирована с особой тщательностью. Критерием отбора показателей служит конечная цель выстраиваемой системы. В качестве такого критерия может быть конкурентоспособность региона и конечной целью – ее повышение. На уровне региона находят отражение все локальные цели отдельных подсистем: создаются финансовые и нефинансовые условия повышения жизненного уровня населения, сохранения и воспроизводства природного потенциала, успешного осуществления бизнес-процессов, сбалансированного развития региона в целом.
В заключении следует отметить, что стратегия развития региона должна быть нацелена на решение в приоритетном порядке системных проблем, ограничивающих развитие региона, согласование и формирование критериев и количественных показателей и индикаторов, характеризующих эффективность решения отдельных задач и результативность управления регионом как единым целым.
системный подход маркетинговый анализ
Глава II. Практическое применение системного подхода для маркетингового анализа территории на примере исследования Козловского района Чувашской Республики
Анализ экономико-географического положения Козловского района позволяет выявить его потенциальные возможности. Козловский район расположен на р. Волге, на стыке трех республик: Чувашской, Марийской и Татарской и занимает выгодное экономико-географическое положение. Он занимает площадь 517 кв. км, на его территории расположено 67 сельских населенных пунктов (из них 10 имеют сельские администрации). Козловский район имеет удачное расположение по отношению к важнейшим российским и республиканским транспортным артериям. Через территорию района проходит автомобильная дорога общероссийского значения Н.-Новгород – Казань, в 10 км проходит железная дорога Москва – Казань (через станцию Тюрлема), имеющая большое значение как пассажирско-грузовая. Перевозки речным путем осуществляется по Волге через пристань Козловка. Развитая транспортная инфраструктура позволяет снизить транспортные расходы при поставках товаров на рынки соседних регионов.
Климат района умеренно-континентальный с продолжительной холодной зимой и теплым, иногда жарким летом. Среднегодовая температура воздуха +2,9. В среднем за год выпадает 513мм осадков. Относительная влажность воздуха 77%. Ветры преобладают западные и юго-западные. Продолжительность отопительного периода 217 дней. Максимальная глубина промерзания глубина промерзания почвогрунтов 160 см. Преобладают дерново-подзолистые и подзолистые почвы. Из полезных ископаемых на территории района имеются в значительном количестве залежи известняка, глины и доломита. Таким образом, природные условия для жизни в Козловском районе относительно благоприятны для здоровья человека и позволяют выращивать относительно высокие урожаи основных сельскохозяйственных и плодово-ягодных культур.
Население Козловского района составляет 26,3 тыс. человек, г. Козловки – 12,9 тыс. человек. В Козловском районе проживают представители различных национальностей: чуваши, русские и татары. Такой состав объясняется тем, что район находится на стыке трех республик. Плотность населения достаточно высокая - 50,9 жителей на 1 кв. км. Коэффициент рождаемости составляет 7,4 чел. на 1000 жителей, смертности – 20 ч. на 1000 жителей, естественный прирост -12,6. Наиболее значительной естественная убыль была в 2004 году -14. На фоне естественной убыли населения сохраняется положительный механический прирост 0,06 чел. на 1000 жителей.
Низкий естественный прирост связан с резким падением уровня жизни населения: постоянным ростом цен, инфляцией и безработицей, вызванной сокращением рабочих мест на ряде предприятий района. Все это сдерживает рождаемость, увеличивает смертность от болезней, несчастных случаев и самоубийств. Неблагоприятно сказывается на ситуации с рождаемостью ухудшение положения с брачностью населения. В 2004 году по сравнению с 2003 годом коэффициент брачности снизился до 4 брака в расчете на 1000 жителей с 6 в 2003 году. Уменьшилось число юридически оформленных браков. Динамика браков в ближайшее время во многом влияет на нынешнюю ситуацию с разводами (треть распадающихся брачных пар приходится на браки, по продолжительности не превышающие 5 лет). Показатель разводимости, достигнув максимума в 2002-2003 гг., начал с прошлого года несколько снижаться и составил 3 развода на 1000 человек. Больше разводятся супружеские пары, не имеющие детей, либо имеющие одного ребенка. Откладывание вступления в брак и рождений сопровождается распространением добрачных сожительств и неоформленных юридически браков. Растет удельный вес детей, родившихся вне зарегистрированного брака. Таким образом потенциал трудовых ресурсов в районе недостаточен. Необходима разработка мер, препятствующих оттоку рабочей силы из района.
Если говорить об истории развития хозяйства Козловского района, то его специализация определялась выгодным географическим расположением на Волжском торговом пути. С появлением в 1820 г. первых пароходов на Волге Козловка становится одним из важнейших пунктов, через который осуществлялась связь экономики Чувашии со всероссийским рынком. Через пристань в Козловке сельскохозяйственная продукция Чувашии вывозилась для промышленных центров России в города Казань, Астрахань, Н. Новгород, Москву, Петербург, а оттуда за рубеж. Главными предметами вывоза с Козловской пристани были рожь, яйца и лес. После революционных потрясений 1917г. наличие пристани в Козловке предопределило ее роль как важнейшего торгового селения в Чебоксарском уезде. В последующие годы масштабы торговой деятельности в Козловском районе непрерывно возрастали.
Поворотным событием в истории Козловского района стало строительство в 1929 г. Козловского завода строительных деталей (позднее – комбинат автофургонов). В пользу строительства предприятия в Козловке были следующие факторы: наличие поблизости сырья (хвойная древесина), близость транспортных коммуникаций (р. Волга и железнодорожная станция в Тюрлеме), свободные трудовые ресурсы. В связи со строительством завода Козловка из торгового селения превратилась в индустриальный поселок. Резко возросла численность населения г. Козловки: с 1116 чел. в 1926 г. до 3998 в 1931 г. и до 5000 чел. в 1939 г. Изменился национальный состав: из бывшего русского селения Козловка стала многонациональным населенным пунктом с все возрастающей долей чувашей и представителей других национальностей. В годы Великой Отечественной войны завод был преобразован в авиационный завод по производству летательных аппаратов. После войны завод преобразован в домостроительный, а затем – в комбинат автофургонов. Перепрофилирование производства оказалось перспективным и обеспечило стабильное развитие предприятия.
Сейчас комбинат автофургонов является крупнейшим промышленным предприятием Козловского района. Он специализируется на производстве фургонов для перевозки продуктов питания, щеповозов, торговых киосков и мебели. Разумеется, процесс адаптации к рыночным условиям происходит непросто. Жесткая конкуренция на рынке сбыта заставляет искать пути совершенствования производства.
Второе место в экономике Козловки занимает пищевая промышленность, которая в настоящее время представлена тремя предприятиями — хлебокомбинатом, маслозаводом, рыбокоптильным цехом Чебоксарского рыбокомбината. до 1977 г. действовал райпищекомбинат, который выпускал кондитерские изделия, муку и безалкогольные напитки из местного сельскохозяйственного сырья. В этом же году он объединился с Козловской механизированной пекарней. Новое предприятие было названо хлебокомбинатом. Бывший райпищекомбинат составил в нем кондитерский цех, пекарня — цех хлебопечения. Со временем для предприятия был выстроен новый трехэтажньтй производственный корпус с проектной мощностью до 45 тонн хлебобулочных и кондитерских изделий в сутки.
Маслозавод в Козловке выпускает цельномолочную продукцию, животное масло и казеин, перерабатывает 25 тонн молока в смену. С конца 60-х гг. в Козловке действует рыбоперерабатывающий цех в качестве филиала Чебоксарского рыбокомбината, который производит засолку, вяление и копчение рыбы. За смену цех способен впускать до 6,5 тонн продукции.
К заметному предприятию города относится швейная фабрика учреждения ЮЛ 34/5 (ЮЛ 34/5 — шифр женской колонии; ИТУ в Козловке существует с 1941 г.), которая шьет костюмы, рубашки, верхнюю одежду, военное обмундирование и др. изделия. В лучшие годы изготавливала до 190 тыс., различных изделий в год.
Козловка также является местом размещения административно-производственных баз агропромышленных и строительных организаций, связанных с обслуживанием населения района. К ним относятся ПМК-8, ПМК “Козловская”, УМ-2, ДРСУ, РСУ, топсбыт, агрохимия, сельхозэнерго, РТП и ряд др.
По географическому расположению Козловка всегда относилась к числу наиболее перспективных населенных пунктов для развития промышленности. В разное время здесь планировали разместить фабрику музыкальных щипковых инструментов, завод металлических сеток, картонную фабрику, комбинат сорочечных тканей, заводы шампанских вин, фарфоровых изделий, низковольтной аппаратуры и т.п. Последний проект — строительство ГАЭС в районе Новородионовки. Наличие строительной базы в Чебоксарах и Казани, от которых Козловка отстоит совсем недалеко, делает ее перспективным местом для размещения филиалов, цехов и производств отдельных предприятий этих городов.
Неотъемлемой частью народнохозяйственного комплекса Козловки является аграрный сектор. Основное сельскохозяйственное предприятие — птицефабрика “Козловская”. Предприятие создано в 1992 г. на базе совхоза “Козловский”, специализировавшегося на птицеводстве. В 1995 г. в состав фабрики включен Верхнекургановский филиал сельхозкооператива “Волжский”. На 1 января 2005 г. общая площадь сельскохозяйственных угодий птицефабрики составила 1022 га, в том числе пашни — 642 га. Кроме 40 тыс. кур-несушек, фабрика имеет молочно-товарную ферму, выращивает зерновые культуры. Также среди сельскохозяйственных предприятий значительных успехов достиг племенной совхоз «Карамышевский», производящий ежегодно до 400 тонн рыбы карпа.
Всего на территории района действуют 32 сельскохозяйственных, 27 промышленных и малых предприятий, районное потребительское общество, 71 предприятие розничной торговли и 9 предприятий питания.
Для жизнеобеспечения района большое значение имеют транспорт и связь. Ведущим видом транспорта является автомобильный, осуществляющий пассажирские и грузовые перевозки. На сегодня Козловка связана междугородными автобусными маршрутами с Чебоксарами, Новочебоксарском, Казанью, железнодорожной станцией Свияжск и пригородными автобусными маршрутами – со станцией Тюрлема и селениями Карамышево, Солдыбаево, Янгильдино. Большую часть пассажирских и грузовых перевозок осуществляет Козловское автотранспортное предприятие. Показатель транспортной сети территории Козловского района – 516,8 кв. км, длина транспортной сети 116,26 км, густота транспортной сети – 22,5 км на 100 кв. км. Город Козловка, расположенный на берегу Волги, в полной мере использует и водный транспорт. Обслуживание перевозок производится на пристани. Пристань Козловки входит в состав АО «Чебоксарский речной порт». Действует межгородская линия – Козловка – Волжск и экскурсионная – Козловка – Свияжский остров. Действует так называемая «зеленая стоянка», в рамках которой организуются культурные мероприятия для пассажиров туристических теплоходов. Обслуживание населения пассажирскими перевозками осуществляется и по железной дороге – через станцию Тюрлема, расположенную в 12 км южнее г. Козловки на железнодорожной линии Москва – Казань. Внутригородские перевозки в Козловке осуществляются автобусами. Автобусы курсируют по маршруту от Дворца культуры комбината автофургонов до ул. Беловолжской.
В районе достаточно развита телефонная и спутниковая связь. Число телефонных аппаратов составляет 3500. Действует спутниковое телевидение и телевизионный ретранслятор, позволяющий принимать передачи Чувашского телевидения во всем Козловском районе.
Торговым обслуживанием населения занимаются государственные и частные торговые предприятия, но основную долю составляют частные коммерческие предприятия.
Культурно-образовательная сфера представлена тремя средними школами, школой-интернатом, 19 сельскими школами, научно-образовательным центром Чувашского Государственного Университета им. Ульянова, музыкальной, художественной, детско-юношеской спортивной школами, 9 детскими дошкольными учреждениями, районным домом культуры, домом культуры комбината автофургонов, центральной районной, детскими и сельскими библиотеками, домом-музеем им. Н.И. Лобачевского, двумя краеведческими музеями и городским парком. В 2006 г. закончено строительство нового здания средней школы № 2, на которое были выделены значительные средства из республиканского бюджета. Новая школа отвечает всем современным стандартам и оснащена дорогостоящим компьютерным оборудованием.
Здравоохранение представлено центральной районной больницей, Карачевской участковой больницей, 21 фельдшерским пунктом, 2 сельскими врачебными амбулаториями, стоматологической поликлиникой. Количество врачей составляет 23 врача на 1000 человек.
Таким образом, уровень сферы обслуживания населения Козловского района достаточно высок. В перспективе предполагается увеличение числа предприятий, обеспечивающих доступ населения к информационным технологиям (открытие Интернет - салонов, бесплатных компьютерных центров на базе домов культур и центра досуга районной администрации), расширение сферы бытовых услуг (открытие ряда парикмахерских и ателье по пошиву одежды), расширение сферы туристических услуг в рамках проекта «Зеленая стоянка» и т. д.
Особое место в оценке потенциала Козловского района занимает анализ деятельности местной администрации. Местная администрация, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования играет важную роль в системе муниципального управления. Организационная структура – важнейший фактор деятельности органа местного самоуправления, форма, в которой реализуется процесс муниципального управления. Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления.
Основными звеньями структуры администрации г. Козловки являются: глава администрации; его заместители; структурные подразделения различных типов, находящиеся в подчинения главы администрации, одного из его заместителей и в соподчинения; коллегиальные совещательные органы: коллегия администрации, экономический и другие советы; аппарат администрации. Структурные подразделения администрации подразделяются на следующие группы: функциональные службы (финансовая, экономическая, правовая, информационная, по управлению имуществом, контрольно-аналитическая); отраслевые по сферам деятельности (ЖКХ, транспорт, здравоохранение, социальная защита, культура). К ведению отраслевых структурных подразделений относятся вопросы, связанные с управлением конкретными отраслями (сферами) муниципальной деятельности. Они выполняют функции заказчика на выполнение работ и оказание муниципальных услуг. Их основная роль проявляется на этапе реализации целей и задач жизнеобеспечения и развития территории. Предметы деятельности структурных подразделений охватывают определенную функцию для всей администрации и ее структурных подразделений. Основной их особенностью является использование преимуществ, связанных со специализацией функций, и способность администрации рассматривать в рамках своей функции территорию целиком. Функциональные подразделения относятся к обеспечивающим. Они наделяются правом согласования решений других структурных подразделений, например, по соблюдению законности или возможности финансирования. Вспомогательные подразделения (аппарат) не обладают собственной компетенцией по решению вопросов местного значения и выполняют функции обеспечения деятельности руководства администрации и ее структурных подразделений. Аппарат играет важную роль в организации работы администрации. Будучи ее подсистемой, он выполняет ту же роль, что и муниципальная власть по отношению к другим подсистемам муниципального образования. В частности, аппарат обеспечивает: планирование и координацию работы всех структур администрации; работу с документацией (делопроизводство); подготовку и проведение совещаний, заседаний, коллегий, других мероприятий; связь со средствами массовой информации, проведение пресс-конференций контроль исполнения решений; организацию приема граждан, работу с жалобами и предложениями; материально-техническое, юридическое, кадровое, информационное, финансовое обеспечение деятельности администрации; взаимодействие администрации с представительным органом и за его хозяйственное обслуживание.
Руководитель аппарата по статусу приравнивается к заместителю главы администрации. В составе аппарата администрации есть также такие службы, как отдел (работа с документацией), кадровая служба, приемная граждан, информационная служба, хозяйственные службы, собственная бухгалтерия.
Ориентация на учет местных интересов предопределяет роль и функции местной администрации. Как одна из форм власти, ее нижний уровень, местная власть реализует политику государства на местах, принимая обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и охрану общественного порядка. управляя муниципальной собственностью, то есть выполняя властные функции. Местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управлении местными делами. Корме того местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению территории (утверждение и исполнение местного бюджета. Установление местных налогов и сборов) и оказывает жителям ряд важнейших услуг.
Основными задачами администрации г. Козловка являются: создание благоприятных условий для эффективного и интенсивного развития всех отраслей деятельности; разработка и реализация основных направлений государственной политики; прогнозирование развития и размещения различных отраслей деятельности.
Администрация г. Козловки в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации и Чувашской Республики, указами и распоряжениями Президентов Российской Федерации и Чувашской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Чувашской Республики, распоряжениями Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики, распоряжениями Руководителя Администрации Президента, приказами и инструктивными материалами Министерств Чувашской Республики, Уставом Козловского района, постановлениями и распоряжениями главы администрации Козловского района, другими нормативными актами.
На территории г. Козловки действуют территориальные подразделения федеральных органов государственной власти. Правовую основу их деятельности составляют отраслевые федеральные законы и ведомственные нормативные акты. Для решения общих задач между ними установлено взаимодействие. Администрация г. Козловки содействует государственным органам в аренде служебных помещений, выделении земельных участков, оказании социальных услуг для их работников. К числу соответствующих государственных структур относятся следующие:
- силовые, правоохранительные фискальные органы, т. е. воинские части, военкоматы, суды, органы прокуратуры, МВД, ФСБ, МЧС, исправительно-трудовые учреждения, налоговые, казначейские, таможенные и другие органы, действующие в соответствии с поставленными перед ними задачами. Однако они обязаны согласовывать с местной администрацией, проводимые ими акции, способные повлиять на жизнедеятельность населения. Глава администрации в пределах своих полномочий может давать этим органам отдельные поручения. Силовые органы информируют главу муниципального образования — при соблюдении необходимой служебной тайны — о состоянии безопасности и правопорядка на территории и о своих мероприятиях. Муниципальное образование оказывает содействие в их работе.
- инфраструктурные ведомства, включая естественные монополии (электроэнергетика, газоснабжение, железная дорога, почта, телеграф, средства телекоммуникации и т. п.). Деятельность инфраструктурных ведомств оказывает огромное воздействие на жизнеобеспечение местных сообществ. Они могут выполнять отдельные поручения главы муниципального образования в пределах его компетенции. Но в целом органы местного самоуправления практически не могут оказывать существенное влияние на деятельность естественных монополий и их ценовую политику;
- федеральные службы, осуществляющие государственный контроль и надзор в отдельных сферах деятельности (в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, экологии и природопользования транспорта, по тарифам, служба финансово-бюджетного надзора и др.). Их задача — проверять соблюдение законодательства и норм в соответствующих сферах всеми субъектами деятельности на территории Козловки, в том числе и самими органами местного самоуправления; федеральные службы обязаны информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, выдавать нарушителям предписания об устранении нарушений. Администрация содействует устранению нарушений и обязана рассматривать адресованную ей, а также муниципальным предприятиям и учреждениям предписания, а также принимать соответствующие меры;
- территориальные подразделения федеральной службы по труду и занятости. Совместно с местной администрацией они проводят большую работу по созданию и регулированию рынка рабочих мест, переподготовке кадров, учету граждан, нуждающихся в трудоустройстве, выплате пособий по безработице, снижая тем самым уровень социальной напряженности на местах.
- территориальные органы Государственного Пенсионного фонда, работающие в тесном взаимодействии с муниципальными органами социальной защиты населения.
- территориальные органы Федеральной службы государственной статистики. Администрация обязана безвозмездно предоставлять им всю необходимую информацию в установленном порядке. Со своей стороны, администрация заинтересована в получении от статистических органов сводной, обзорной и аналитической информации и могут устанавливать с ними договорные отношения.
- по ряду сфер деятельности, где имеются общие интересы государства и местного самоуправления, существуют органы двойного подчинения. Примером является милиция. На нее возложена как задача борьбы с преступностью, которая является государственным делом, так и охрана общественного порядка, относящаяся по законодательству к вопросам местного значения. По российскому законодательству милиция является государственным органом, но местное управление (отдел) внутренних дел находится в двойном подчинении, считаясь подразделением местной администрации. Оно оперативно подчиняется главе местной администрации, в то время как финансирует местное управление внутренних дел, назначает и снимает его начальника руководитель органа внутренних дел ЧР.
Основным документом, определяющим организацию деятельности администрации г. Козловки является ее регламент, утверждаемый главой администрации. На основе регламента организуются документопотоки, распределяются обязанности, ответственность и права, формируется система единых требований к руководителям. Регламент администрации устанавливает: порядок планирования работы администрации, порядок взаимодействия администрации с представительным органом, порядок организации работы с документами, поступающими от органов государственной власти и других организаций, распределение обязанностей между главой администрации, его заместителями и руководителем аппарата, порядок организации контроля и проверки исполнения документов в администрации, порядок работы с письмами, заявлениями, жалобами и устными обращениями граждан, порядок работы работников администрации с компьютерной информацией, порядок проведения аппаратных и других совещаний, порядок взаимодействия администрации с общественными организациями и СМИ, порядок подготовки, оформления, принятия и публикации распорядительных документов различного типа и назначения, порядок внесения муниципальными служащими предложений по совершенствованию муниципальной службы, порядок проведения массовых мероприятий, учебных семинаров, порядок содержания помещения администрации, внутренний распорядок работы.
Наряду с регламентом работы администрации, важную роль в организации е деятельности играют нормативные документы, регламентирующие деятельность отдельных структурных подразделений и исполнителей. К их числу относятся положения о структурных подразделениях и должностные инструкции работников. Положения о структурных подразделениях предназначены для нормативно-правовой регламентации деятельности подразделений, распределения функций, прав и ответственности в системе управления администрацией. Составлению положений предшествует анализ содержания и объема выполняемых работ. В соответствии с положениями и профилем своей работы структурные подразделения администрации: курируют работу подведомственных предприятий, организаций и учреждений; осуществляют сбор информации, анализ состояния социально-экономической и экологической ситуации в муниципальном образовании; готовят необходимые справочно-информационные и аналитические материалы; по поручению главы администрации, его заместителя или по собственной инициативе готовят проекты постановлений; осуществляют экспертизу проектов постановлений главы администрации по профилю своей деятельности, визируют указанные проекты; организуют по профилю своей деятельности консультативную поддержку главы администрации, его заместителей, других структурных подразделений, выполняют иные работы и поручения. Должностные инструкции разрабатываются на основе положений о структурных подразделениях и с учетом технологического и квалификационного разделения труда. Они содержат перечень конкретных обязанностей по каждой муниципальной должности в зависимости от функциональных особенностей данной должности. Должностные инструкции призваны содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами. Они обеспечивают целесообразную специализацию работников, их четкое взаимодействие и достижение намеченных результатов. Должностные инструкции используются также при оценке работы муниципального служащего во время аттестации, при приеме граждан на муниципальную службу.
Важное направление деятельности администрации — ее взаимодействие с представительным органом муниципального образования, подготовка проектов нормативных и других документов, требующих рассмотрения в представительном органе согласно законодательству и уставу муниципального образования. В качестве субъекта правотворческой инициативы в этих вопросах выступает глава администрации.
Администрация обычно составляет перечень нормативно-правовых актов, требующих рассмотрения в представительном органе, и график их разработки. Разработчиками проектов отдельных актов являются профильные структуры подразделения администрации, а общая организация работ и контроль их хода возлагаются на руководителя аппарата. Проекты нормативных актов должны быть в обязательном порядке согласованы с руководителем аппарата и с юридической, а также финансовой службой администрации и другими заинтересованными службами. Представители администрации участвуют в предварительном рассмотрении проектов нормативных актов в комитетах и комиссиях представительного органа, в работе согласительных комиссий. Депутаты представительного органа могут участвовать в подготовке проектов нормативных актов.
Закон устанавливает право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам местного самоуправления, которые обязаны в течение месяца дать ответ по существу обращений. За нарушение сроков и порядка рассмотрения обращений граждан законами субъектов РФ может быть установлена административная ответственность. Регламентом работы администрации предусматривается определенная система приема граждан руководителями администрации. Устанавливаются дни и часы приема посетителей каждым руководителем, а также порядок записи на прием. Организуются встречи руководителей с населением, в том числе для разъяснения вопросов, наиболее часто поднимаемых в письмах и обращениях. В приемной все устные и письменные обращения граждан регистрируются, а затем направляются, в зависимости от значимости вопроса, главе администрации, его заместителю либо в структурное подразделение. Приемная также осуществляет контроль соблюдения сроков рассмотрения обращений граждан.
Информация, поступающая в органы местного самоуправления по разным каналам, к разным должностным лицам, в разной форме и в разное время, требует создания продуманной системы ее приема, хранения, обработки и использования. Вся поступающая в органы местного самоуправления информация фиксируется на определенном носителе в виде документа. Особенностью систем документированной информации является наличие операций по составлению, приему, передаче, регистрации, визированию, подписанию, копированию, хранению, уничтожению документов. Совокупность всех операций, выполняемых с документами, называется делопроизводством. Движение документов с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления адресату представляет собой документооборот. Рациональная организация документооборота в органах местного самоуправления обеспечивает оперативное прохождение документов. Документооборот представляет собой потоки документов, движущихся между пунктами обработки информации (руководители и специалисты органа управления) и пунктами технической обработки (экспедиция, машинописное бюро, копировально-множительная служба и т. п.). Он разделяется на входящие, исходящие и внутренние потоки документов. К внутренней информации администрации г. Козловки относятся постановления и распоряжения главы администрации и его заместителей, протоколы заседания коллегий, ведомости учета изданных муниципальных правовых актов, отчеты о работе структурных подразделений администрации, справки о ходе рассмотрения обращений граждан. Подобная информация дает возможность более полно представлять фактическое положение дел в администрации, рационально распределять силы и рабочее время, эффективно организовывать работу. Основными внешними источниками информации являются: население; общественные объединения граждан, органы государственной власти РФ и ЧР, издающие нормативные акты и принимающие решения, обязательные для исполнения администрацией; союзы и ассоциации г. Козловки, немуниципальные хозяйствующие субъекты; финансовые и кредитные организации, органы государственного и муниципального контроля и надзора; органы статистики. Практически все поставщики информации являются и потребители информации. Номенклатура дел – утвержденный в установленном порядке, систематизированный список наименований дел, образующихся в органе муниципального управления. Она используется в качестве схемы распределения и группировки документов в делах (схема классификации), указателя индексации документов и дел, сроков хранения, а также как схема построения справочной картотеки на исполненные документы. Номенклатура дел позволяет находить документы по их видам и содержанию. От качества ее построения зависит оперативность работы с документами и их сохранность.
Таким образом, можно дать следующую оценку деятельности администрации г. Козловки: администрация призвана решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций. основная задача администрации состоит в обеспечении благоприятных условий совместного проживания людей на территории г. Козловки. Администрация организует граждан для решения значимых и иных социальных задач, реализует политику государства на местах, принимая обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивает общественную безопасность и охрану общественного порядка, управляет муниципальной собственностью. Также администрация отвечает за жизнеобеспечение территории и оказывает жителям ряд важнейших общественных услуг. Таким образом, администрация выполняет властные, общественную и экономические функции.
Одной из главных проблем, сдерживающих развитие местной администрации является слабость гражданского общества, низкий уровень социальной активности, низкая правовая культура населения, дефицит знаний о сущности и возможностях самоуправления. В обществе, которое долгое время жило, не имея глубоких демократических традиций, идеи местного самоуправления воспринимаются далеко не всеми. Для того чтобы граждане их восприняли, необходима огромная разъяснительная работа.
Другой проблемой является недостаточная самостоятельность администрации, ее зависимость от вышестоящих органов государственного управления.
Серьезной проблемой является также финансовая слабость местной администрации, разрыв между возлагаемыми на нее обязанностями и ресурсным обеспечением. Невозможность по финансовым соображениям выполнять свои обязательства перед населением подрывает авторитет местной власти.
Еще одна немаловажная проблема — дефицит квалифицированных кадров в администрации. Их подготовка требует длительного времени.
На основе всего вышесказанного можно прийти к выводу, что потенциал Козловского района используется недостаточно. Недостаточное внимание уделяется перспективам развития сферы туризма и сервиса. Экономико-географическое положение района (расположение на стыке транспортных путей) и его климатические особенности позволяют обозначить туризм ведущей отраслью развития района. Необходима разработка стратегии развития имеющегося рекреационного потенциала и привлечения граждан, нуждающихся в услугах туризма и отдыха. Также необходимо развитие промышленного потенциала посредством перехода на новые производственные технологии. Эти меры существенно укрепят позиции Козловского района на региональном рынке.
Заключение
В условиях современной российской экономики и политики особую значимость приобретает маркетинговый подход к анализу территорий. Он связывает уровень развития потребностей населения территории с уровнем ее развития, ее конкурентоспособности в ряду других территорий. Маркетинг задает более четкую систему целеполагания, для него важно достижение конкретных уровней, долей товаров в сбыте на внутреннем и зарубежном рынках, расширение объемов продаж на различных уровнях, в том числе и в сопоставлении с конкурентами. Для эффективного маркетинга важно знать и учитывать, на какой территории и в интересах какой территории он призван работать. В связи с этим незаменимым становится применение системного подхода как инструмента маркетингового анализа региона.
С позиций системного подхода регион может рассматриваться как система в различных аспектах в зависимости от целей и результатов деятельности: взаимоотношения региона с международным сообществом, государством, регионами РФ, населением, внутренними рынками, внутренними бизнес-процессами и природным потенциалом.
Регион представляет собой относительно замкнутую территориальную систему, в которой складываются определенные экономические отношения между всеми компонентами на основе экономических правил, установленных в рамках РФ в целом и на территории данного региона в отдельности.
Во внешней среде региона целесообразно различать макросреду и микросреду. Во внешней макросреде представлено государство и международное сообщество. Государство способствует повышению жизненного уровня населения через увеличение бюджетных расходов на оплату труда, образование, здравоохранение и социальную сферу; способствует развитию бизнес-процессов, поддерживая инвестиционную и инновационную деятельность, развитие малого и среднего бизнеса. Государственные экологические программы способствуют сохранению и воспроизводству природного потенциала.
Внешние экономические отношения региона с сообществом выражаются через торговлю товарами, работами и услугами, однако также начинают развиваться отношения на фондовом, кредитном и информационном рынках, в других, в том числе и неэкономических областях. Внешняя микросреда включает межрегиональную деятельность данного региона на территории России.
Основными элементами внутренней структуры (которые в дальнейшем могут быть представлены как подсистемы) являются: население региона, природная среда, бизнес-процессы в различных областях деятельности, а также региональные органы власти.
С этих позиций был рассмотрен потенциал Козловского района Чувашской республики. В рамках системного подхода были выявлены особенности его ресурсного, производственного, трудового и других потенциалов. Системной подход позволил выявить основные проблемы и оценить перспективы развития Козловского района.
Таким образом, была раскрыта сущность системного подхода, проанализированы его основные преимущества и рассмотрено его применение на практике.
Список использованной литературы
1. Устав Козловского района Чувашской Республики от 18 ноября 2009 г;
2. Воронин А.Г., Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2008;
3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., -М.: Гадарики, 2010;
4. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. А.Н. Данчула. – М.: Изд-во РАГС, 2008;
5. Калиниченко Л.А. Муниципальное управление: организационные основы. – М.: Логос, 2009;
6. Клементьев В.Н. Козловка. Исторический очерк. – Чебоксары, 2007;
7. Котлер Ф. «Маркетинг менеджмент» - СПб: Питер Ком, 2008;
8. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2010;
9. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для Вузов – М.: Юнити-дата, 2008. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. – Ростов - на Дону: РостИздаТ, 2008;
10. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2009;
11. Районы и города Чувашии в цифрах, 2009: статистический сборник/ Территор. орган Федер. служба гос. статистики по Чуваш. Республике.- Чебоксары, 20010;
12. Республика языком цифр: //Советская Чувашия. - 21/ 6/2007. - N 119/120. и политических процессов: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008;
13. Рой О.М. Исследование социально-экономических Социальное положение и уровень жизни населения Чувашии, 2008: статистический сборник / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Чуваш. Республике. - Чебоксары, 2009;
14. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б.Зотова. – СПб.: Питер, 2009;
15. Статистический ежегодник Чувашская Республика, 2008: статистический сборник/ Территор. орган Федер. служба гос. статистики по Чуваш. Республике.- Чебоксары, 2009;
16. Стратегическое планирование в российских муниципалитетах. – М.: Муниципальная власть, 2010;
17. Томпсон А.А. мл., Стрикленд А.Дж. III Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2008;
18. Филиппов Ю.В., Андреева Т.Т. Основы развития местного хозяйства. – М.: Дело, 2009;
19. Численность населения по районам и городам Чувашской Республики на 1 января 2008 года: статистический бюллетень / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Чуваш. Республике . - Чебоксары , 2009.