Сказители

СОДЕРЖАНИЕ: Сказители — специальный термин для обозначения исполнителей эпических жанров фольклора — былины и сказки . В научный обиход он был введен П. Н. Рыбниковым, указавшим на существование его у северных крестьян в применении к певцам былин.

А. Астахова

Сказители — специальный термин для обозначения исполнителей эпических жанров фольклора — былины и сказки . В научный обиход он был введен П. Н. Рыбниковым, указавшим на существование его у северных крестьян в применении к певцам былин. Для обозначения сказочника термин «С.» употребляется реже. В крестьянстве он имеет то или другое применение, смотря по району. Параллельно бытуют еще следующие наименования: для носителей былинной традиции — «сказатели» (напр. С. Зимняя Золотица на Белом море), «старинщики» (Печора), для знатоков сказки — «посказатели» (Сибирь), «сказочники» (широкое распространение).

С. явились преемниками прежних слагателей и хранителей эпического творчества — дружинных певцов, калик, бахарей (древнерусские сказочники) и скоморохов. В отличие от этих категорий исполнителей, а также от носителей эпоса у других народов в прежние эпохи — античных мимов, средневековых жонглеров и шпильманов — русские С. XIX—XX вв. не являются профессионалами в прямом значении этого слова: мастерство не служит для них средством к существованию, хотя в крестьянском быту наблюдалось, что С. специально приглашались участвовать в промыслах, причем сказывание приравнивалось к работе. Элементы же профессионализма в смысле специального изучения своего искусства хотя и присутствуют, но значительно слабее, чем у аналогичных русским С. носителей эпической традиции у других народов. Pjeva, piva — у южных славян, армянские ашуги, узбекские и туркменские бахши, кайджи (кайчи) — у алтайских турок, тульчи — у западных монголов, улагерчи — у бурят и др. проходят определенную школу мастерства, получают общественное признание в качестве певцов, носят свое наименование певца, как особое звание или титул, выступают публично по специальным приглашениям на свадьбах и празднествах и т. п. Некоторые из них являются не только исполнителями, но и творцами новых произведений. По вопросу о профессионализме русских С., а также о других особенностях С. — об их социальном составе, о взаимоотношениях со средой, о репертуаре — см. «Былины» и «Сказка».

Постановка проблемы изучения С. относится к 60—70-м гг. XIX в. и является заслугой русской школы фольклористов. Господствовавшая в XIX в. мифологическая теория с ее пониманием фольклора как «общенародного», «коллективного», «безличного» творчества, с ее стремлением отыскивать «общеарийские», «общеславянские» и пр. основы, начисто игнорировала следы индивидуального творчества. С. считались лишь «агентами передачи». Вопрос о творческой роли С. был выдвинут в русской фольклористике отчасти под влиянием тенденций демократического народничества. Уже П. Н. Рыбниковым (60-е гг.) был сделан ряд ценных наблюдений над С. былин. Впервые принцип индивидуальности сформулирован был А. Ф. Гильфердингом: он первый издал собранные им онежские былины (1871) по С., а не по сюжетам, как это практиковалось до него. Одновременно с Гильфердингом аналогичные наблюдения над С. производит в области эпической песенной традиции сибирских народностей В. В. Радлов. Обоими исследователями подчеркивается индивидуальный момент в процессе сочетания в стройное целое «типических» мест, усвоенных С. и соединяемых «переходными» элементами, а также в свободном отборе типических мест, необходимых для конструирования былины; отмечается зависимость индивидуальных особенностей былин от личных свойств и жизненного опыта С., от занятий, бытовой и природной обстановки. Распределение материала по исполнителям, а также предпослание ему биографий и характеристик С. становятся основным принципом организации материала во всех последующих сборниках былин, а ряд специальных исследований В. Ф. Миллера, А. В. Маркова, Б. М. Соколова, Б. Я. Владимирцова и др. углубляет и расширяет вопрос о роли С. былин и о взаимодействии традиционного и личного. В области сказки проблема изучения С. была выдвинута несколько позже. Первый перенес принцип Гильфердинга на сказку и применил способ издания по сказителям Н. Е. Ончуков (1908). Вслед за ним также публикуют материалы Д. К. Зеленин, Б. М. и Ю. М. Соколовы, М. К. Азадовский и др. В настоящее время имеется значительный конкретный материал по отдельным С. Теоретическое освещение проблемы дали преимущественно: С. Ф. Ольденбург, М. К. Азадовский, выдвинувший задачу изучения стиля отдельного С. и впервые применивший метод издания отдельных полных репертуаров С., Б. М. Соколов и А. И. Никифоров, фиксировавшие внимание на манере исполнения и предлагавшие на основе ее изучения опыты классификации С.

Список литературы

I. Сказители былин. Помимо вступительных статей собирателей и характеристики сказителей в сборниках былин статьи, исследования и очерки: Майков Л., Певец былин в окрестностях Барнаула, «Известия Русского географического общества», 1874, т. X, № 6; Харузина В. Н., На севере, М., 1890; Ляцкий Е., Сказитель И. Т. Рябинин и его былины, «Этнографическое обозрение», кн. 23, 1894: Его же, Народные типы, Скоморощина наших дней, «Исторический вестник», 1899, XI; Васильев Н. В., Из наблюдений над отражением личности сказителя в былинах, «Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук», т. XII, 1907, кн. 2; Олонецкая сказительница и вопленница Н. С. Богданова в Петербурге, «Олонецкая неделя», 1911, № 29; Пришвин М., Очерки, СПБ, 1913; Соколовы Б. и Ю., Сказки и песни Белозерского края, М., 1915; Тэр-Саргсянц С., Армянские ашуги, «Восточные сборники», М., 1924, № 1; Соколов Б., Сказители, М., 1924; Соколов Юрий, По следам Рыбникова и Гильфердинга, «Художественный фольклор», № 2—3, М., 1927; Астахова А. М., Былина в Заонежьи, «Крестьянское искусство СССР», вып. 1, Л., 1927; Соколов Б. М., Русский фольклор, вып. 1, изд. 2, М., 1931; Берлинский П., Монгольский певец и музыкант Ульдзуй Лубсан Хурчи, М., 1933; Murko M., La posie populaire pique en Yougoslavie an dbut du XX sicle, P., 1929; Его же, Epensngerinnen in Dalmatien, «Slavische Rundschau», 1935, VI. Сказители сказок. Помимо вступительных статей собирателей и характеристики С. в сборниках сказок статьи, исследования и очерки: Семевский М., Сказочник Ерофей, «Отечественные записки», 1864, №№ 2, 5, 6, 8, 12; Лесевич В., Денисовский казак Р. Ф. Чмыхало, его сказки и присказки, «Мир божий», 1895, IV; Бродский Н. Л., Следы профессиональных сказочников в русских сказках, «Этн. обозр.», 1904, № 2; Гордлевский В., Из настоящего и прошлого «меддахов» в Турции, «Мир Ислама», 1912, № 3; Макаренко А. А., Две сказки русского населения Енисейской губ., «Живая старина», 1912, стр. 351—381 (указаны страницы, так как пагинация их сплошная за весь год); Савченко С. В., Русская народная сказка, Киев, 1914; Козырев Н. Г., Как я собирал народные сказки, «Живая старина», 1914, вып. 3—4, и отд., П., 1915; Калинников И., Сказочники и их сказки, «Живая старина», 1915, стр. 242—272 (указаны страницы, так как пагинация их сплошная за весь год), и отд., П., 1916; Ольденбург С. Ф., Собирание русских народных сказок в последнее время, «ЖМНП», 1916, VIII; Соколов Б., Уголок русского сказочного мира, «Научные известия», 1922, II; Едемский М. Б., О собирании русских народных сказок, Сказочная комиссия в 1924—25 гг., Обзор работ, Л., 1926; Azadowsky M., Eine sibirische Mrchenerzhlerin, (Н. О. Винокурова), Helsinki, 1926; Элиаш Н. М., Собирание сказок в Старорусском у. Новгор губ (1919—26), Сказочная комиссия в 1926 г., Обзор работ, Л., 1927; Гринкова Н. П., О записях сказок в Воронежской губ., в 1926 г., Сказочная комиссия в 1926 г., Обзор работ, Л., 1927; Ее же, Сказки Куприянихи, «Худож. фольклор», I, М., 1926; Мерварт Л. А., Техника сказывания сказок у сингальцев, Сказочная комиссия в 1926 г., Обзор работ, Л., 1927; Копецкий Р., К изучению языка и стиля сказки, «Slavia», 1927, VII Волков Р. М., Словесне оформления великорусько; казки, «Зап. Одеського інст. нар. освіти», 1927, т. I; Azadowsky M., Pohdky z hornolenskho kraje, «Narodopisny vstnik eskoslovansky», 1928, XXI—XXII; Нікіфоров О., Сьегочасна пінезька казка, «Етнограф. вісник», 1929, кн. 8; Гофман Э. В., К вопрсу об индивидуальном стиле сказочника, «Художественный фольклор», вып. 4—5, М., 1929; Oldenbour S., d’, Le conte dit populaire: problmes et mthodes, «Revue des tudes slaves», 9, 1929, p. 221—236; Соколов Б. М., Русский фольклор, вып. 2, изд. 2, М., 1930; Нікіфоров О., Теперішній заонезький казкар-сповідач, «Етногр. вісник», 1930, кн. 9; Никифоров А. И., Сказка, ее бытование и носители, в сб. «Русские народные сказки», сост. О. И. Капица, Гиз, М. — Л., 1930; Азадовский М. К., Сказительство и книга, «Язык и литература», т. VIII, Л., 1932; Berendsohn W. A., Grundformen volkstmlicher Erzhlerkunst in den Kinderund Hausmrchen der Brder Grimm, Hamburg, 1922; Heyden F., Volksmrchen und Volksmrchenerzhler, Hamburg, 1922.

Скачать архив с текстом документа