Слово о полку игореве

СОДЕРЖАНИЕ: ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ - герой памятника древнерусской литературы XII в. «Слово о полку Игореве». (Точная дата создания анонимного произведения неизвестна. Большинство исследователей относят появление «Слова» в Киево-Черниговской Руси ко времени между 1185 г. и 90-ми гг. XII в.

ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ - герой памятника древнерусской литературы XII в. Слово о полку Игореве. (Точная дата создания анонимного произведения неизвестна. Большинство исследователей относят появление Слова в Киево-Черниговской Руси ко времени между 1185 г. и 90-ми гг. XII в. Многочисленные попытки атрибуции и определения жанра памятника не привели к однозначным результатам. Единственный список Слова (как полагают, XVI в.) был обнаружен в составе сборника, приобретенного графом А.И. Мусиным-Пушкиным у архимандрита Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского в конце XVIII в. В 1796 г. была снята писарская копия в дар Екатерине II. Впервые Слово опубликовано в 1800 г. Рукопись погибла в московском пожаре 1812 г.) И.С. (христианское имя Георгий) - новго-род-северский князь, реальное историческое лицо (до XVII в. древнерусская литература не знала вымышленных и типизированных героев). Родился 2 апреля 1151г. Сын черниговского князя Святослава Ольговича; внук родоначальника черниговских Ольговичей, князя-крамольника, неизменного противника Владимира Мономаха Олега Святославича (в Слове назван Гориславичем). И.С. был женат на дочери Ярослава Владимировича Галицкого (см. Ярославна). После смерти старшего брата (1180) стал держителем Новгород-Север-ской земли. Подобно деду, прибегавшему в междоусобицах к помощи половцев, в 1181 г. в союзе с ханами Кончаком и Кобяком участвовал в борьбе князей на стороне Святослава Всеволодовича. Не присоединился к коалиционному походу под предводительством этого киевского князя (1184), а пошел на половцев в окружении ближайших родственников. Поэтическим откликом на этот трагический поход и явилось Слово. Опрометчивая экспедиция И.С. завершилась небывалым поражением русских и пленением всех князей, последовавших за И.С. (Всеволода Святославича Курского - брата И.С., Владимира Игоревича Путивльского - сына И.С., Святослава Ольговича Рыльского - племянника И.С.). В начале похода, состоявшегося в апреле 1185 г., ничто не предвещало беды. Но 1 мая, когда дружины углубились в степи, произошло солнечное затмение. Астральные явления оценивались на Руси как предвестие беды, им придавалось провиденциальное значение. И.С. решает продолжить движение, желание славы ему знамение заступи. В первом бою с половцами русские одержали победу, захватили богатую добычу. Однако во второй битве на берегу Каялы, длившейся три дня, были наголову разбиты объединенными силами многих ханов. Оказавшись в плену у своего недавнего союзника и свата Кончака, И.С. пользовался относительной свободой и вскоре сумел бежать на Русь с помощью половца по имени Овлур, после чего оказался в Киеве. Дальнейшая судьба И.С. не нашла отражения в Слове. Из летописей известно, что в 1198 г. он стал черниговским князем. Умер в декабре 1202 г. Трагична судьба троих его сыновей: в 1211 г. Роман, Святослав и Ростислав, потерпевшие неудачу в борьбе за обладание Галицким княжеством, были повешены галицкими боярами. Слово рисует И.С. мужественным воином. И хотя князь не показан в бою (описана отвага в битве его брата Буй-Тура Всеволода), отчаянная храбрость героя и всех Ольговичей неоднократно подчеркивается автором: храбрый Святославич, Олегово храброе гнездо, храбрый полк, храбрые русичи. Даже в золотом слове Святослава Всеволодовича (Тогда великий Святъславъ изрони злато слово с слезами смешено), где киевский князь корит И.С. за то, что тот свел на нет его усилия по борьбе со степью, содержится признание отваги участников сепаратного похода: Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузе скована, а въ буести закалена. Великий князь призывает отомстить за раны И.С. Симпатия автора к И.С., иже истягну умъ крепостию своею и поостри сердца своего мужествомъ, безусловна. В роковые минуты затмения И.С. с непоколебимостью говорит воинам: Луце жъ бы потягу быти, неже полонену быти Хощу главу свою приложите, а любо испити шеломомь Дону. Особую роль в характеристике князя играет мотив братолюбия, нежной привязанности его ко Всеволоду. Вместе с тем автор Слова осуждает недальновидность И.С. Жажда славы приводит героя к трагическим переменам в судьбе: князь пересел изъ седла злата, а въ седло кощиево (рабское). Своим поступком князь открыл дорогу на Русь новым набегам, пробудил горе, беду и коварство, которые усыпил Святослав Киевский. Поражение И.С.- повод для поэтических раздумий автора о всей Русской земле, раздираемой феодальной раздробленностью: И начяша князи про малое се великое млъвити, а сами на себе крамолу ковати. Автор призывает князей к единению. Кают И.С. и представители окрестных народов, немцы, венедицы, греци и морава, сама природа противится намерениям князя, предупреждает его. Так, опираясь на народнопоэтические традиции, создатель Слова показывает всю пагубность поступков новгород-северского князя. В результате поражения все объято печалью, тоска разлилась по Русской земле, въстона бо, братие, Киевъ тугою, а Черниговъ напастьми, ничить трава жало-щами, а древо с тугою к земли преклонилось. Но когда И.С. бежит из плена, все изменяется. На смену печали приходит радость (страны ради, гради весели), а силы природы помогают ему, бог указывает беглецу путь домой. Столь же контрастна и световая образность. Тьма затмения, черные тучи угрозы, мрак поражения (оба багряная стлъпа погасоста - И.С. и Всеволод) сменяются в образном строе памятника светом, когда И.С. оказывается на свободе: Солнце светится на небесе,- Игорь князь въ Руской земли. Финал Слова радостен. Автор славит И.С. и участников похода. За два столетия, минувших с момента опубликования памятника, Слово породило огромную исследовательскую и научно-популярную литературу. Возникла особая отрасль гуманитарного знания. Трудности изучения и комментирования (наличие темных мест) текста Слова проявились в неоднозначном толковании образа главного героя. Одни исследователи оценивают И.С. как пламенного патриота, другие - показывают всю сложность и противоречивость устремлений князя. Так, Д.С.Лихачев полагает, что И.С., действуя в согласии со всеми русскими князьями, решительно порывает со своими недавними союзниками половцами. Б.А.Рыбаков же делает больший акцент на эгоистической природе поступков князя. Помимо Слова события похода 1185 г. и судьба И.С. отражены в традиционных летописных повестях. Они используются обычно в качестве исторического комментария к тексту памятника. Южнорусская (Ипатьевская летопись нач. ХУв.) и севернорусская (Лавренть-евская летопись 1377 г.) повести различаются по объему, художественности, идейной направленности. С конца XVIII в. к тексту памятника обращались многие писатели. Поэтические переложения, мотивы и образы, реминисценции Слова в литературе нового времени сами по себе стали предметом изучения. Восемнадцать лет работал над оперой Князь Игорь А.П.Бородин (1869-1887). Образами Слова вдохновлялись художники. Известнейшим откликом на поэму стала картина В.М.Васнецова После побоища Игоря Святославича (1880). Герой Слова запечатлен на гравюрах И.Я.Билибина (1929) и В.А.Фаворского (1950-е гг.), полотнах Н.К.Рериха, И.С.Глазунова, В.Назарука и др. Эскизы костюмов к опере А.П.Бородина выполнили К.А.Коровин и Н.К.Рерих. Среди множества иллюстраций выделяются работы палешанина И.И.Голикова (1934). Гениальное произведение эпохи расцвета средневековой культуры, а также последующие поэтические отклики на Слово в культуре нового времени обессмертили имя одного из удельных князей XII в. В результате И.С. занял в памяти потомков место наряду с выдающимися деятелями Древней Руси.

Литература
Булахов М.Г. Слово о полку Игореве в литературе, искусстве, науке. Краткий энциклопедический словарь под ред. Л.А.Дмитриева. Минск, 1989; Лихачев Д.С. Слово о полку Игореве. Историко-литературный очерк. М., 1982; Лихачев Д.С. Слово о полку Игореве и культура его времени. Л., 1985; Пауткин А.А. Мотив объединения князей-братьев в Слове о полку Игореве и памятниках его времени // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 198S, №4; Робинсон А.Н. Солнечная символика в Слове о полку Игореве // Слово о полку Игореве. Памятники литературы и искусства XI-XVII веков. М., 1978; Рыбаков Б.А. Петр Бориславич. Поиск автора Слова о полку Игореве. М., 1991; Энциклопедия Слова о полку Игореве. СПб., 1995. Т. 1-5.

Скачать архив с текстом документа