Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя Ревизор
СОДЕРЖАНИЕ: Тридцатые годы прошлого столетия - время наиболее плодотворного и интенсивного творческого расцвета Гоголя. Он обращается к драматургии и создает одно из самых замечательных произведений мировой литературы - бессмертного “Ревизора”.Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя Ревизор
Тридцатые годы прошлого столетия - время наиболее плодотворного и интенсивного творческого расцвета Гоголя. Вслед за Вечерами, Миргородом, Арабесками он обращается к драматургии и создает одно из самых замечательных произведений мировой литературы - бессмертного “Ревизора”. В этой комедии выставлены на позор чиноеничье-бюрократическая Россия, полицейско-самодержавный строй, основанный на чинопочитании, взяточничестве, злоупотреблениях и угнетении. По словам самого писателя, он решился собрать в одну кучу все дурное в России... все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.
Своеобразно и пo новому построен сам ход пьесы. В первом действии Хлестаков еще не появляется. Но вся атмосфера страха ожидания, боязни того, что откроются неблаговидные дела и злоупотребления городничего и прочих чиновников, определяют дальнейшее развитие действия, возможность будущей ошибки. С какой силой, с какой простотой, с какой гениальной экономией происходит завязка пьесы! - писал известный театральный деятель В. И. Немирович-Данченко. Завязка Ревизора дана уже в первой фразе: Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор. И уже эта фраза дает основной толчок всему действие - возникновению страха, который и помрачил разум городничего. За комическим, почти водевильным сюжетом в Ревизоре все время стоит неприглядная и суровая действительность, чувствуется драматическая напряженность, столь резко сказавшаяся в финале, в немой сцене. Комический эффект основан на недоразумении. Каждый из персонажей под влиянием страха превратно истолковывает слова другого. И так во всей комедии: ложь принимается за правду, а правда - за ложь. Безудержно лжет не только Хлестаков, напропалую лгут и городничий, и Земляника, стараясь представить себя и Вверенное их наблюдению дело в наилучшем виде В Хлестакове для них олицетворялся карающий рок, возмездие за всю их неправедную корыстолюбивую деятельность, и они притворяются, изворачиваются, лгут. В доме городничего характер Хлестакова раскрывается созови полнотой. Он ухаживает и за дочерью, и за женой городничего, объявляется женихом Марьи Антоновны и столь же быстро исчезает, как и появился. Характер Хлестакова, - скажет Белинский, ...развертывается вполне, раскрывается до последней видимости своей микроскопической мелкости и гигантской пошлости. За осуждением и безжалостным осмеянием мира городничих и хлестаковых, всей нечисти чиновных плутов и пустейших проходимцев, стоит положительный идеал Гоголя, который не принял еще конкретного выражения, представляя лишь мечту о справедливом и разумном устройстве общества.
Гоголь не вывел в своей комедии положительного героя. Он писал в Театральном разъезде: Да. если бы хоть одно честное лицо было помещено в комедию к помещено со всей увлекательностью, то уже все до одного перешли бы на сторону этого честного лица и позабыли бы вовсе о тех, которые так испугали их теперь. Положительное начало в Ревизоре - смех, в котором воплощен тот высокий нравственный и общественный идеал, и есть то честное лицо, которое определяет смысл комедии.
Смех в Ревизоре проникнут верой в “светлую природу человека, в духовные силы народа, противостоящие тем силам общественного застоя, бездушия, эгоизма, которые в комическом и уродливом виде воплощены в персонажах пьесы. Немая сцена, завершая комическое действие трагическим финалом, утверждает торжество правосудия, торжество высшего нравственного начала.