Товарная стратегия организации теория вопроса
СОДЕРЖАНИЕ: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГОГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
РЕФЕРАТ
ТОВАРНАЯ СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ:
ТЕОРИЯ ВОПРОСА
Выполнила: студентка группы 3107
Федотова Оксана Юрьевна
Проверила:кандидат экономических наук, доцент
Чернецкая Татьяна Станиславовна
дата сдачи:
оценка:
Подпись руководителя:
Санкт – Петербург
2009
Оглавление
[1]
Одна из важнейших характеристик товаров — ассортимент, определяющий принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.
Ассортимент — это набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.
Ассортимент товаров классифицируется по местонахождению, широте охвата товаров, степени удовлетворения потребностей и по характеру потребностей.
По характеру потребностей различают реальный и прогнозируемый ассортимент.
Реальный ассортимент — действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации производителя или продавца.
Прогнозируемый ассортимент — набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.
При формировании и анализе ассортимента учитывается комплекс его свойств и показателей, таких как широта, полнота, устойчивость, новизна и гармоничность.
Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. При анализе ассортиментной политики предприятий-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся на всех обследуемых предприятиях. Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большей широте требуются большие затраты.
Полнота ассортимента — способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Пример — различные сорта сыров в продуктовом магазине.
Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Обновление — одно из направлений ассортиментной политики организации, которая проводится, как правило, в условиях насыщенного рынка. Причины, побуждающие изготовителя и продавца обновлять ассортимент, могут быть связаны с заменой старых и разработкой новых товаров — лучшего качества или не имеющих аналогов. Но необходимо учитывать, что обновление ассортимента иногда связано с риском, так как новый товар может не пользоваться спросом.
1.2. Управление ассортиментом
1.2.1.Основные направления в области формирования ассортимента
Такими направлениями могут быть: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.
Сокращение ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты.
Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и/или реализации отдельных товаров. Например, в последние годы наблюдается тенденция сокращения ассортимента за счет дешевых продовольственных и непродовольственных товаров, невыгодных изготовителю и продавцу, но необходимых потребителю.
Расширение ассортимента — количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны.
Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и/или реализации товаров. Так, современное состояние российского потребительского рынка характеризуется расширением ассортимента за счет импортных товаров, а также товаров, изготовленных на основе зарубежных технологий.
Расширение ассортимента наряду с увеличением товарной массы — одно из важнейших условий насыщения рынка товарами. Вместе с тем это направление ассортиментной политики не исключает других направлений, которые дополняют его, придавая новые аспекты. Так, расширение ассортимента может происходить за счет его обновления при одновременном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Расширение ассортимента за счет импортных товаров связано с сокращением ассортимента отечественных товаров, а также со снижением их производства в целом.
Стабилизация ассортимента — состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Ассортимент непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под воздействием моды, достижений научно-технического прогресса и других факторов.
Обновление ассортимента — качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны.
Основаниями выбора этого направления могут быть: необходимость удовлетворения новых, постоянно изменяющихся потребностей; стремление к повышению конкурентоспособности; стремление изготовителей и продавцов стимулировать спрос, побуждая потребителей делать покупки все новых товаров; изменения моды; достижения научно-технического прогресса.
Это направление основывается на распространенном убеждении потребителей, считающих, что новые товары лучше ранее выпускавшихся. Однако это не всегда так, потому что качество новых товаров может быть хуже, чем уже известных. В таких случаях потребитель, осознав это, может испытать чувство разочарования, неудовлетворенности, недоверия к новым товарам вообще, а также к фирме-изготовителю или продавцу.
Поэтому обновление ассортимента — очень ответственное направление его формирования, связанное со значительным риском для всех субъектов рыночных отношений. В то же время в условиях конкурентной среды без обновления невозможно обойтись, так как новизна товаров — один из важнейших критериев конкурентоспособности организаций-изготовителей и продавцов.
Совершенствование ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности.
Это комплексное направление изменений ассортимента товаров может включать в себя перечисленные выше в различных пропорциях с конечной целью формирования рационального ассортимента. Целевой подход к формированию улучшенного рационального ассортимента составляет основную отличительную черту этого направления. При этом должны учитываться научно обоснованные рациональные потребности, а также требования общества: защита природной среды, использование достижений научно-технического прогресса для максимального повышения качества жизни.
Одним из путей совершенствования ассортимента может быть и его обновление. Однако обновление не всегда связано с улучшением качества товаров и наибольшим удовлетворением потребностей. Товары-новинки могут иметь непринципиальные отличия от товаров, ранее выпускавшихся и снятых с продажи (например, изменение упаковки, маркировки, массы, цены, товарной марки). Более того, иногда при производстве новых товаров используются более дешевое сырье, упрощенные технологии, что связано со снижением качества. Поэтому нельзя считать совершенствование и обновление одинаковыми направлениями формирования ассортимента.
Гармонизация ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или к лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации.
На российском потребительском рынке это направление формирования ассортимента сравнительно новое и выражается в стремлении ряда элитных магазинов формировать ассортимент по образцу известных зарубежных фирм. Оно также характерно для крупных фирм, корпораций, акционерных обществ, имеющих дочерние предприятия в разных регионах (страны, мира) или районах города.
1.2.2. Факторы формирования ассортимента
Выбор того или иного направления требует знания факторов, влияющих на формирование ассортимента. Различают общие и специфические факторы формирования ассортимента.
Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.
Спрос — определяющий фактор формирования ассортимента; в свою очередь, он зависит от сегмента потребителей.
Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.). Так, формирование ассортимента алкогольной продукции в последние годы в значительной степени определяется мерами по государственному регулированию ее производства и реализации.
Специфическими факторами формирования промышленного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, торгового ассортимента - производственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая база торговой организации.
Сырьевая база производственных организаций определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затратами на производство и доставку сырья. Недостаточность или трудоемкость добычи, сбора или выращивания отдельных видов сырья приводит к сокращению ассортимента соответствующих товаров.
Так, отдаленность районов произрастания, высокая трудоемкость сбора отдельных видов дикорастущих ягод привели к сокращению ассортимента изделий, вырабатываемых на натуральном сырье, и замену их изделиями на синтетических пищевых добавках, имитирующих вкус, запах и цвет ягод (например, безалкогольные напитки).
Материально-техническая база товарного производства также оказывает значительное влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводят к тому, что ассортимент товаров, пользующихся спросом, может сократиться. Последствиями этого являются чрезмерный спрос, рост цен и замена дефицитных товаров фальсифицированными. Именно из-за нехватки производственных ресурсов наряду с низкой рентабельностью сократился ассортимент высококачественных виноградных вин, но расширился ассортимент их подделок или низкокачественной продукции.
Достижения научно-технического прогресса — мощный стимул обновления ассортимента потребительских товаров. Разработка принципиально новых товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенно го качества возможна в основном благодаря развитию науки, техники и технологии. Например, с помощью таких прогрессивных технологий, как асептическая стерилизация, сублимационная сушка, появились принципиально новые виды консервированных продуктов. Открытие полу проводников произвело революцию в ассортименте радиотехнических товаров.
Специализация торговой организации относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании, или лицензировании, или аттестации организации. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит ее последующая деятельность, в том числе и формирование торгового ассортимента.
В период перехода к рыночным отношениям многие торговые организации, испытывая большие финансовые трудности, вносили изменения в свою ассортиментную политику путем включения в торговый ассортимент несвойственных товаров, не меняя при этом своего профиля. Многие специализированные магазины стали перепрофилироваться в магазины со смешанным ассортиментом. Однако, как показал опыт последних лет, большого успеха многим из них это не принесло. На современном этапе наблюдается тенденция возврата к специализации торговых организаций и формированию соответствующего ассортимента.
Каналы распределения товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта. Этим отличаются многие зарубежные или совместные формы, имеющие четко функционирующие каналы распределения товаров.
Методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента. Торговые организации освобождаются от дорогостоящих затрат на рекламу, за счет чего сокращаются издержки производства и возрастает прибыль.
Материально-техническая база торговой организации также может оказать определенное воздействие на формирование торгового ассортимента. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного или развернутого ассортимента, то организация не должна и планировать формирование такого ассортимента. Например, нельз я включать в ассортимент скоропортящиеся или замороженные продукты питания при отсутствии холодильного оборудования.
Регулирование перечисленных выше факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается посредством установления определи пых нормативных требований.[2]
[3]
Рис. 1 Товарные стратегии фирмы
Инновации в существующих теории и практике является синонимом понятий «нововведение» и «новшество». Она может быть представлена новыми продуктом или услугой, способом их производства и сбыта, новшеством в организационной, финансовой, научно-исследовательской, маркетинговой и других сферах деятельности.
Инновации классифицируются по степени их новизны для фирмы; по степени новизны для рынка и потребителя (интенсивность инноваций); по характеру идеи, с которой связано появление инновации (технологическая или маркетинговая). Так, по степени новизны для фирмы различают товары мировой новизны и новые для фирмы. Установлено, что мировой новизной обладает малая часть нововведений (10%), а большинство инноваций (70%) связано с обновлением, расширением, модификации имеющейся гаммы товаров.
Товары мировой новизны………………………………………………..10
Товары, новые для фирмы ………………………………………………20
Расширение имеющейся гаммы товаров………………………………..26
Обновленные товары……………………………………………………..26
Изменение позиционирования товара…………………………………....7
Сокращение издержек (производственная инновация)………………...11
——————————————————————————————
Итого……………………………………………………………………100
Рис.2 Структура инноваций
Инновация товара понимается как процесс получения новых идей по поводу имеющегося продукта, а также разработки и вывода на рынок новых продуктов. Инновация товаров является основой устойчивой и стабильной деятельности предприятия. Потребность непрерывного обновления товарного ассортимента обусловлена следующими внешними и внутренними факторами окружающей среды:
- внутренние факторы – необходимость надежного функционирования, снижения затрат, распределения риска, загрузки производственных мощностей, обеспечения персонала работой;
- внешние факторы – развитие техники и технологий, развитие рынка производительных сил и рынка сбыта, изменение отношения потребителей к товару, постоянные изменения конкуренции и конкурентных отношений.
Инновация товара предполагает разработку и внедрение новых товаров и по форме осуществления подразделяется на дифференциацию и диверсификацию товара.
Дифференциация товара представляет собой процесс разработки ряда существенных модификаций товара, которые делают его отличным от товаров – конкурентов.
Дифференциация основана на улучшении товаров за счет его разнообразия. Концептуально дифференциация – это разработка различных вариантов товарного предложения на двух уровнях: между конкурентами по однотипным товарам и между товарами одного изготовителя, ориентированными на разные сегменты рынка.
Целью дифференциации товара является увеличение его конкурентоспособности, повышение привлекательности товара за счет учета особенностей отдельных рынков или сегментов рынка, предпочтений потребителей.
В маркетинге под дифференциацией товара понимают разработку и подготовку к продаже, выводу на рынок вариантов товара, дополнительных к уже имеющимся на рынке. Дифференциация может осуществляться по двум направлениям: сосредоточение на возможностях своего товара (изменение упаковки, цены, вывод на вторичный рынок) и учет характера товарного предложения конкурентов (цена, каналы сбыта, имидж и т.д.).
Дифференциация товара является одной из наиболее распространенных товарных стратегий. По своей природе, стратегия дифференциации представляет собой попытку производителя представить товар или товары как отличные от конкурирующих, и таким образом более привлекательные для потребителя даже с учетом более высокой цены. Ключевым моментом в дифференциации товара является создание впечатления существенного отличия товара от имеющихся аналогов.
Задача передачи информации об отличиях товара не ограничивается сферой производителя или продавца. Каналы маркетинга также задействованы в создании такого восприятия. Типы торговых точек, в которых представлен товар, то, как товар представлен в торговой точке, то есть реализуемые компанией программы мерчандайзинга, а также уровень дополнительных услуг являются существенными факторами для формирования определенного восприятия товара.
Дифференциация товара осуществляется по следующим факторам: дополнительные возможности товара; эффективность использования товара; комфортность; надежность; стиль и дизайн товара.[4]
Дополнительные возможности могут предоставляться предприятием с ориентацией на предложения и потребности потребителей товара или выноситься на рынок как самостоятельно стандартизированный комплекс нововведений в виде дополнительных характеристик и усовершенствований, которые расширяют основную функцию товара. Одним из основных способов изучения дополнительных возможностей является спрос покупателей.
Эффективность использования товара основывается на принципе непрерывного исследования и оценки характеристик предлагаемого товара с учетом потребностей целевого рынка и в сравнении с товарами фирм – конкурентов. Критерием оценки эффективности использования товара является качество его функционирования, т.е. качество выполнения товаром основной функции в процессе его потребления. Для перспективной оценки эффективности использования товара уровень качества проверяется на длительном отрезке времени. Такое прогнозирование качества исполнения основной функции товара может быть ориентировано на улучшение прибыли и расширение доли рынка за счет постоянного улучшения качества, или за счет поддержания качества на заданном уровне, или за счет понижения с течением времени качества товара. Выбор того или иного варианта поддержания эффективности использования товара зависит от внутренних и внешних условий окружающей среды. Однако в любом варианте в первую очередь должны учитываться не столько цели производителя или продавца товара, сколько потребности покупателей .
Уровень комфортности – относительная характеристика товара, которая формируется при создании и производстве товара, а оценивается в потреблении. Оценка комфортности связана с субъективным восприятием потребителем степени соответствия товара его заявленным характеристикам. Чем выше оценка уровня комфортности, тем выше репутация фирмы – производителя или продавца товара у покупателя, тем больший круг реальных и потенциальных клиентов может иметь фирма.
Надежность товара характеризуется его свойством выполнять заданные функции в заданном объеме при определенных условиях функционирования. Надежность товара – это комплексный показатель функционирования продукта. Она определяется такими показателями, как долговечность, ремонтопригодность, безопасность товара и т.д.[5]
Существенным свойством товара, которое также может определять его дополнительные возможности, также является безопасность товара. Это свойство товара отражает недопустимость ситуаций, опасных для людей и окружающей среды.
2 АНАЛИЗ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ООО «СИБЭКО»
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «СИБЭКО»
Общество с ограниченной ответственностью Фирма «СИБЭКО» создано в соответствии с Гражданским Кодексом в 1989 году.
13.07.1989 г. ООО Фирма «СИБЭКО» зарегистрирована Регистрационной Палатой Мэрии г. Омска, регистрационный номер 3003520.
Предприятие занимается оптово-розничной торговлей оборудованием и бытовой техникой.
Основными видами деятельности ООО «СИБЭКО» являются: оптовая и розничная торговля оборудованием и бытовой техникой в специализированных магазинах, исследование конъюнктуры рынка, выявление общественного мнения.
ООО Фирма «СИБЭКО» занимается продажей, монтажом кондиционирования и вентиляции, а также холодильным и технологическим оборудованием для кафе, баров и ресторанов, медицинским оборудованием, перепродажей бытовой техники.
предприятие увеличивает свои основные и оборотные фонды, путем привлечения дополнительных денежных средств, также наращивает выпуск продукции, увеличивает доход, улучшает ее качество.
У фирмы «СИБЭКО» есть разработанные внутренние положения и другие акты локального характера для обеспечения своей хозяйственной, трудовой, финансовой и иной деятельности.
Фирма реализует свою продукцию, работу, услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно, по государственным расценкам, а в некоторых случаях и на договорной основе.
Крупные проекты: создание транспортно-складской логической цепочки, позволяющей охватить всех потенциальных покупателей бытовой техники и оборудования.
Для осуществления этих функций сотрудникам фирмы необходимо собрать информацию, упорядочить ее, а также проанализировать по всем торговым посредникам и организациям. Из полученных данных формируются схемы поставок.
Несмотря на оптовую деятельность, процветает и розничная продажа, где клиенты, которые не могут себе позволить купить целую партию, приходят за штучным товаром. Для таких покупателей создан специальный отдел.
2.2 Товарная стратегия деятельности компании ООО «СИБЭКО»
Товарная стратегия компании ООО «СИБЭКО» базируется на создании устойчивого ассортимента товаров, организации рекламно-информационной деятельности, регулирование ценовой политики магазина.
В ООО «СИБЭКО» организацией рекламно-информационной работы занимается маркетинговый отдел. Основными задачами маркетингового отдела являются:
- информирование покупателей о продаваемых товарах путем использования медиаканалов: прессы, наружной рекламы, телевидения, радио и др;
- создание представления о производителе;
- информирование покупателей о фирме-производителе, о месте производства и надежности этой фирмы (ее рекомендации на рынке);
- ориентировка на конкретные группы покупателей с целью продажи им товаров и получения прибыли;
- увеличение числа покупателей. Этого эффекта можно достигнуть за счет усиления рекламы. С увеличением затрат на рекламу и с интенсификацией рекламных компаний число покупателей должно вырасти, увеличиваться товарооборот предприятия;
- стимулирование покупателей проведением рекламных мероприятий. Без них предприятие может потерять потенциальных покупателей и его рейтинг среди конкурентов упадёт.
На основе проведенного анализа, основные функции маркетингового отдела в области рекламы в ООО «СИБЭКО»:
1. Публикация и распространение информационно-рекламных буклетов на территории Омской области и г. Омска;
2. Поднятие престижа и повышение конкурентоспособности, создание фирменного стиля предприятия среди большого числа предприятий – конкурентов;
3. подготовка выставок-продаж, ярмарок, расширенных продаж, но на данный момент ещё ни разу не проводилось таких мероприятий;
4. защита знаков визуальной идентификации и фирменного знака в соответствии с законом.
- Управляющий отделом маркетинга осуществляет общее руководство, подготовку объявлений для газет, взаимодействует с рекламными агентствами города, предоставляет необходимые сведения о торговом предприятии, следит за исполнением договорных обязательств. В его обязанности входит планирование рекламной работы в квартальных планах (реклама отдельных товаров, проведение выставок-продаж, проведение расширенных продаж).
Сроки проведения рекламных мероприятий устанавливаются в плане, а также перечень рекламных средств и фамилии ответственных, записываются мероприятия, которые должна проводить компания в планируемый период времени.
Расходы на рекламу определяют в процессе планирования. Существуют два способа определения расходов. По первому способу сначала разрабатывают план рекламных мероприятий, а затем подсчитывают необходимые денежные средства. При втором способе расходы на рекламу устанавливаются в виде определенного кредита, отчисляемого от товарооборота.
Рассмотрев организацию рекламно-информационной работы на предприятии перейдем к анализу работы с поставщиками.
Работа с поставщиками на предприятии основывается на заключении долговременных договоров на поставку товара. Товар берется в основном под реализацию (кондиционеры) и по полной оплате (холодильное оборудование) после получения заказа. Транспортные расходы по доставке торгового оборудования несет поставщик. Доставку кондиционеров оплачивает ООО СИБЭКО.
Ассортимент магазина формируется следующим образом:
1. Выявляется список основных реализуемых товаров и их подгрупп.
2. Товар распределяется по отдельным группам и подгруппам в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
3. Находится общее количество видов и разновидностей товаров в потребительских комплексах и микрокомплексах.
4. Формируется индивидуальный список товаров для отдельного магазина, предлагаемый покупателям. На этапе формирования отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов, сначала находится их количество и наименования. Особое внимание этому этапу распределения ассортимента должно быть уделено супермаркетам.
В основе действующего в магазине ассортиментного перечня лежит производственно-технический признак ассортимента продукции, не показывающий полноту комплектность спроса, а также взаимодополняемость товаров, особенности развития сезонного спроса и т.д.
Чтобы охарактеризовать ассортимент розничного предприятия и определить ассортиментную политику, проанализировать структуру ассортимента, его широту и частично глубину позволит определить структуру товарного ассортимента магазина.
Данные таблицы 10 и рисунка 4 отображают ассортиментные группы товаров магазина и его структуру.
Таблица «Структура ассортимента магазина за 2008г».
Наименование | Количество наименований | Удельный вес, % |
Сплит-системы настенного типа | 27 | 22,13 |
Сплит-системы напольно-потолочного типа | 4 | 3,28 |
Инверторные сплит-системы настенного типа | 26 | 21,31 |
Мультисплит-системы | 24 | 19,67 |
Кондиционеры полупромышленного типа | 29 | 23,77 |
Холодильные витрины | 8 | 6,56 |
Холодильные шкафы | 4 | 3,28 |
Итого | 122 | 100 |
Данные таблицы говорят о том, что наибольшую долю в ассортименте магазина кондиционеры полупромышленного типа – 24% и сплит-системы настенного типа. Общая доля климат-техники – 90%, это говорит о том, что основным направлением деятельности предприятия является розничная торговля климат-техникой. Торговля холодильным оборудованием занимает лишь 10% структуры ассортимента магазина.
Определим основные показатели ассортимента магазина.
Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты.
(2.1.)
где Гф – фактическое количество товарных групп товаров, имеющихся в продаже; Гн – общее количество групп товаров.
В магазине Гф = 7, если анализировать потенциально возможное количество групп товаров, то количество существующих товарных групп, предлагаемых к реализации поставщиками магазина, но не реализуемых магазином насчитывает около 20. Это в основном комплектующие к сплит-системам и торговое оборудование.
Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию.
(2.2.)
Где Рф – фактическое количество видов товаров, имеющихся в продаже; Рн – общее количество разновидностей, предусмотренных условием договора с поставщиками.
Устойчивость ассортимента характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже:
(2.4.)
где , , - фактическое количество разновидностей на момент отдельных проверок; - количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем; n – количество проверок.
В таблице 11 отображен анализ товарных запасов за 2007 год.
Таблица Анализ товарных запасов
Наименование | Количество наименований | всего |
|||
I квартал | II Квартал |
III квартал |
IV квартал |
||
Сплит-системы настенного типа | 21 | 27 | 27 | 20 | 95 |
Сплит-системы напольно-потолочного типа | 2 | 4 | 4 | 2 | 12 |
Инверторные сплит-системы настенного типа | 15 | 20 | 26 | 20 | 81 |
Мультисплит-системы | 24 | 24 | 24 | 24 | 96 |
Кондиционеры полупромышленного типа | 25 | 24 | 29 | 25 | 103 |
Холодильные витрины | 4 | 7 | 8 | 5 | 24 |
Холодильные шкафы | 3 | 3 | 4 | 3 | 13 |
Итого | 94 | 109 | 122 | 99 | 424 |
Рассчитаем коэффициент устойчивости ассортимента:
Показатель широты ассортимента – 0,35 или 35%, говорит о том, что магазин использует не все возможности своих поставщиков.
Показатель глубины ассортимента показывает, что в настоящее время глубина ассортимента достаточно высока: в ассортиментном перечне товаров, реализуемых магазином присутствует практически весь ассортимент, предусмотренный договорами поставок.
Показатель устойчивости ассортимента по результатам поквартальных проверок за 2007 год показал, что ассортимент реализуемых товаров достаточно устойчив, коэффициент устойчивости равен 0,87, что даже выше оптимального – 0,8. Это может говорить не только о хорошей организации поставок, но и о том, что многие позиции ассортимента пользуются недостаточным спросом.
Анализ показателей ассортимента говорит о том, что необходимо его расширение и обновление, увеличение широты ассортимента, включения в ассортимент новинок, расширение ассортимента за счет предлагаемых поставщиками групп товаров, но не заказываемых магазином для реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Маркетинг, определяющий способы поведения фирмы в соответствии с рыночными перспективами, связан, прежде всего, со стратегическим планированием, разработкой соответствующих маркетинговых стратегий и программ.
В результате написания реферата стало понятно, что для обеспечения успеха деятельности предприятия на рынке обязательна хорошо продуманная и детально разработанная товарная стратегия. Хорошо продуманная товарная стратегия будет служить для руководства предприятия указателем направленности действий, способных скорректировать текущие решения, а также позволит оптимизировать процесс обновления предложения.
Товарная стратегия разрабатывается на перспективу и может включать три стратегических направления по улучшению привлекательности имеющихся на фирме товаров:
- инновацию товара;
- вариацию товара;
- элиминацию товара.
В результате анализа торгово-хозяйственной деятельности ООО «СИБЭКО» можно сделать вывод о том, что предприятие является динамично развивающимся. Наблюдается рост технико-экономических показателей, рентабельности и прибыльности предприятия.
При анализе ассортиментной политики фирмы было выяснено, что ассортимент очень сильно подвержен влиянию сезонности, хотя является достаточно широким и устойчивым.
В качестве основных направлений совершенствования товарной стратегии фирмы ООО СИБЭКО можно выбрать такие направления:
1. Провести рекламную кампанию для стимулирования продаж бытовых сплит-систем.
2. Запланировать участие в ярмарке для стимулирования продаж торгового холодильного оборудования.
3. Для стимулирования продаж ввести услуги кредитования покупателей банками с целью покупки бытовых сплит-систем.
4. Для клиентов малых предприятий вести систему скидок на услуги монтажа при заказе оборудования.
6. Ввести бесплатное техобслуживание кондиционеров в течение гарантийного срока – трех лет.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СП ИСОК
1. Афанасьева О. Разработка деятельности предприятия торговли// Маркетинг, 2005, №1, с. 91-96
2. Беляев В.И. Маркетинг: Основы теории и практики/ В.И. Беляев. М.: КНОРУС, 2005 – 672 с.
3. Дойль П. Маркетинговое управление и стратегии. - Санкт-Петербург, Питер, 2006 – 386 с.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М., Экономика, 2005.- 430 с.
5. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг.Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского.-СПб. : Наука, 1996.-589 с.
6. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Издательство: Питер- 2008 г.- 800 стр.
7. Ходяченко В.Б., Слободина О.А. Маркетинг в бизнесе. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2007. – 264 с.
8. Калюжнова Н.Я., Якобсон А.Я. Маркетинг. – М.: Изд-во Омега-Л, 2009. – 467 с.
9. Бычкова А.Н. Метод классификаций в ассортиментной политике// Маркетинг в России и за рубежом - №1. – 2006. – С. 87-93
10. Веселов А.И. Производственный подход к оценке товарной политики промышленных предприятий// Маркетинг в России и за рубежом - №3. – 2009. – С. 91-95
11. Веселов А.И. Товарная политика предприятия: анализ основных взглядов и методов оценки // Маркетинг в России и за рубежом - №1. – 2009. – С. 101-113
12. Лукина А.В., Лукин А.А. Создание конкурентного преимущества на основе дифференцирования// Маркетинг в России и за рубежом - №3. – 2007. – С. 112-119
13. Матыжев Г.О. товарная политика печатных СМИ: вариация// Маркетинг в России и за рубежом - №3. – 2004. – С. 56-63
14. Фасхиев Х.А. Применение ворот конкурентоспособности при разработке товаров// Маркетинг в России и за рубежом - №2. – 2008. – С.73-83
[1] Ходяченко В.Б., Слободина О.А. Маркетинг в бизнесе. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2007. – 264 с.
[2] Калюжнова Н.Я., Якобсон А.Я. Маркетинг. – М.: Изд-во Омега-Л, 2009. – 467 с.
[3] Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг.Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского.-СПб. : Наука, 1996.-589 с.
[4] Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. Изд-во Финпресс, 1999 – 656 с.
[5] Дойль П. Маркетинговое управление и стратегии. - Санкт-Петербург, Питер, 2006 – 386 с.