Смешанная экономика

СОДЕРЖАНИЕ: Теоретические аспекты смешанной экономики. Национальные модели смешанной экономики.

Выполнила: студентка 1 курса Коростелёва Я. Д.

Курсовая по дисциплине «Экономическая теория»

Московская Финансово Юридическая Академия.

Москва, 2007 год.

Введение.

С появлением и развитием рыночной экономики большинство стран мира пришло к выводу, что ни о одна из существующих на тот момент экономических систем полностью не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ней. Таким образом требовалась новая система, которая могла бы существенно изменить положение дел и дать новые силы для развития хозяйства тех или иных стран. Смешанная экономика, сочетая в себе признаки двух других экономических систем, более успешно справляется с поставленной задачей, что подчеркивает актуальность ее изучения. Каждое государство, использующее смешанную экономическую систему, развивается сугубо индивидуально, т. к. само выбирает какие черты других экономических систем использовать. Поэтому так сильны отличия между Россией, США и остальными странами, идущими по этому пути.

Объектом исследования является смешанная экономика. Предмет- основные характеристики, функционирование смешанной экономики, ее специфические черты.

Цель работы:

Рассмотреть различные модели смешанной экономики, существующие в настоящее время.

Задачи:

Рассмотреть историческое эволюционирование смешанной экономики.

Сравнить пути развития нескольких государств со смешанной экономикой.

Выявить сходства и различия в функционировании экономики этих государств.

Выявить преимущества и недостатки смешанной экономики.

Изучить и проанализировать статистические данные.

При написании работы использовалась различная литература и источники, в том числе и ресурсы компьютерной сети «Интернет». Информация, находящаяся на этих ресурсах, обладает большей актуальностью, т. к. обновляется быстрее, чем информация на бумажных носителях. Поэтому сетью «Интернет» следует пользоваться для получения данных статистического характера - таблиц, графиков и т. д. Однако эта информация не всегда бывает достоверной, поэтому для получения углубленных знаний следует обращаться к более авторитетным источникам. В «Экономической теории» Борисова Е. Ф. материал изложен не слишком подробно, но дает общее представление о предмете, поэтому его можно использовать для ознакомления.

Структура курсовой состоит из введения, основной части, представленной 2 главами, каждая из которых содержит несколько параграфов и заключения.

Глава 1. Теоретические аспекты смешанной экономической системы.

1.1 Основные черты. Одним из главных признаков является преобладание рыночной организации экономики, что в первую очередь подразумевает свободное предпринимательство. Многосекторность экономики предполагает наличие большого количества равноправных секторов, соотношение которых зависит от национальных и территориальных особенностей стран. Государство играет роль организатора, но не оказывает значительного влияния на экономику. Оно должно координировать деятельность малого, среднего и крупного бизнеса, защищать отечественного производителя, обеспечивать свободную конкуренцию.

Государство может размещать госзаказы на товары, услуги или выполнение работ, что является чертой, присущей командно-административной экономике. «Государственными заказчиками и муниципальными заказчиками (далее также — заказчики) могут выступать соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.»[1]

Социальная защита населения поддерживает незащищенные социальные группы, давая возможность для существования хотя бы на минимальном уровне. Также государство ведет перераспределение доходов для сглаживания их первичной неравномерности. Политика распределения является важным инструментом государственного регулирования.

К основным целям, которые преследует смешанная экономическая система, можно отнести обеспечение полной занятости, увеличение потенциального ВВП, антикризисное регулирование.

Специфические черты смешанной экономики. «Во-первых, новый хозяйственный механизм органически соединяет устойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворения потребностей и гибкость рыночного саморегулирования, что требуется в особенности для удовлетворения личных запросов. Во-вторых только тип смешанного регулирования позволяет оптимально сочетать высшие макроэкономические цели: эффективность хозяйствования; социальную справедливость; стабильность экономического роста. В-третьих, новый регулятор способен сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение. Для этого требуется согласовано привести в действие все рычаги и стимулы хозяйствования на уровнях микро-, мезо- и макроэкономики.»[2]

Каждое отдельное государство по-разному расставляет приоритеты развития, однако 3 основных принципа присущи всем моделям смешанной экономики:

насколько увеличивается рыночный сектор, настолько (в пределах определившейся потребности) уменьшится государственный сектор;

насколько эффективен финансовый потенциал рыночного сектора, настолько экономически «обеспечен» и государственный сектор;

процесс приватизации (в том числе и земли) будет в нашей стране идти до тех пор и до тех размеров, пока весь государственный сектор не перейдет на «содержание» рыночного.[3]

1.2 Зарождение смешанной экономики. Рыночная экономика испытывала серьезные затруднения еще в XIX в. Низкая зарплата, высокий уровень безработицы, ненормированный рабочий день - все эти факторы вызывали недовольство широких масс населения во многих странах. В конце 20-х и начале 30-х годов весь западный мир поразила «Великая депрессия», в результате которой произошло разрушение финансовой и денежной системы. Их охватила всеобщая волна банкротства и массовой безработицы. Такая ситуация породила недоверие к рыночной экономике, как со стороны рабочих, так и со стороны предпринимателей. В дальнейшем интересы различных социальных групп в какой-то мере объединила смешанная экономическая система. Смешанная экономика - организация экономики, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику через директивы и фискальные рычаги.[4]

Первые идеи смешанной экономики появились в начале XX века, но споры о них ведутся до сих пор. Одним из ведущих ученых в этой области был М.Алле, который считал, что рыночная экономика «не панацея, позволяющая решить все проблемы»[5] , т. к. не использует все возможности общества.

Но наибольший вклад в развитие этой дисциплины внес Дж. М. Кейнс. Он доказал, что рынок может успешно развиваться и заниматься саморегулированием без вмешательства государства и регулирования им кредитно денежной политики. Это направление было названо кейнсианством, впоследствии оно разделилось на неокейнсианство и посткейнсианство.

Сторонники неокейнсианства основное внимание уделяли проблемам занятости, инфляции и экономического роста. К ним относятся Р. Харрод, Е. Домар, П. Самуэльсон и другие. Сторонники посткейнсианства, такие как Дж. Робинсон и П. Сраффа, в большей мере изучали вопросы распределения доходов и конкуренции. В дальнейшем неоклассика претерпела ряд изменений, вследствие чего образовались такие направления как монетаризм, новая классическая экономика и теория общественного выбора.

Монетаристы во главе с Фридменом считали, что рынок может регулировать себя самостоятельно, поэтому роль государства в экономике следует свести к минимуму. Представители новой классической экономики предлагают снижать налоги и предоставлять больше свобод и возможностей частным предпринимателям, что поможет стимулировать бюджет. Сторонники теории общественного выбора во главе с Бьюкененом важнейшее значение придавали стремлению человека максимизировать свою прибыль в любой области деятельности. Поэтому и государство существует лишь для заботы об общественных интересах.

Институционалисты видели связь между «институтами» и экономикой. Под «институтами» следует понимать государство, политические партии, профсоюзы и т.д. То есть все те организации, которые тесно связаны с социальной стороной жизни человека и общества.

Таким образом экономика должна учитывать все это при выборе путей развития. А государство должно принимать во внимание интересы граждан, в отличие от командно-административной экономики, где планирование хозяйства зачастую ведется без учета интересов общества. В то же время есть и сходство с этой экономической системой, которое заключается в обеспечении максимальной занятости населения, в то время как рыночная экономика стремится лишь к максимилизации прибыли вследствие чего часть трудоспособного населения может остаться без работы.

Все эти экономические концепции явились предпосылками для появления смешанной экономической системы, которая окончательно оформилась лишь после Второй мировой войны.

1.3 Модели смешанной экономики. Каждое государство само выбирает каким именно принципам следовать, что и обусловливает многообразие систем смешанной экономики. Так, большую роль здесь играют не только чисто экономические факторы (например управление системой народного хозяйства, взаимодействие рынка и государства или экономические регуляторы), но и географическое положение государства, менталитет, ориентированность на наращивание военной мощи и т. д.

Но тем не менее все эти системы можно условно разбить на группы, объединенные общими чертами и признаками. Классификация может идти по различным показателям.

Классификация по степени регулирования экономики государством. При минимальном участии государства основное его дело– это «обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию».[6] Также оно занимается проблемами регулирования внешних эффектов, к которым относится перераспределение доходов граждан, рассмотрение проблем здравоохранения и проблем экологии. Управление нерыночным сектором подразумевает взятие под контроль государства науки, образования, сети коммуникаций, национальной обороны. В этой модели государство по сути дела лишь обеспечивает условия для свободного предпринимательства и ведет защиту отечественного производителя на мировой арене. Такая система народного хозяйства существует в США, где большая часть ВНП производится за счет рынка и лишь небольшая – за счет государства.

В противовес ей другая модель предполагает максимальное государственное регулирование, и поэтому она по своим качествам ближе к командно-административной экономике. Государство самостоятельно разрабатывает законодательство, регулирующее рыночную деятельность. Старается активно бороться с нежелательными экономическими явлениями типа безработицы, высоких темпов инфляции и кризисов. Также оно заботится об уменьшении дефицита бюджета, повышения конкурентоспособности отечественного производителя, проводит национализацию собственности. Важную роль играют планирование и прогнозирование, которые помогают заранее рассчитать объемы затраченных средств, а следовательно более точно и четко составить бюджет и назначить цены на товары.

Подводя итог этой классификации, можно привести цитату двух известных экономистов: «Эффективному и гуманному обществу требуются две составляющие смешанной системы – рынок и государство. Для эффективного функционирования современной экономики нужны обе эти половинки – одной рукой аплодировать невозможно.»[7]

В другой классификации можно выделить несколько моделей. Неоэтатистский вариант основан на кейнсианской концепции и подразумевает большое влияние государства на развитие экономики. Эта модель характерна для таких стран как Япония, Франция, Великобритания и Италия. Неолибералъный вариант смешанной экономики является вариантом социально-регулируемой рыночной экономики. Слишком большое вмешательство государства нежелательно, поэтому рыночный механизм не был скован столь узкими рамками. Большое внимание здесь отводилось месту работника в участии управлением предприятия, также проводилась денационализация объектов. Эта модель существовала в США и ФРГ. Модель централизованного согласия являлась как бы компромиссом между двумя другими моделями. В этом случае существовало согласие разных социальных сторон. В двухсторонней системе этими сторонами являлись работники предприятий и государство, а в трехсторонней отдельно выделялась администрация этих предприятий. Такая модель была характерна для Швеции.

Глава 2. Национальные модели смешанной экономики.

2.1 Японская модель. Является моделью регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сочетаются с активной государственной политикой и особым социальным значением корпоративного начала. Характеризуется отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. Таким образом достигается уменьшение себестоимости продукции, а следовательно и увеличение ее конкурентоспособности.

После II мировой войны экономика страны была сильно подорвана, многие города были разрушены, число природных ресурсов сократилось. Однако именно эти неблагоприятные факторы позволили Японии быстро развиться за короткий срок и существенно опередить другие страны в развитии. По сути дела без энтузиазма, трудолюбия и самоограничения японского народа это «экономическое чудо» не состоялось бы.

В стране сильно развита система планирования. Планирование носит рекомендательный характер, но развито довольно сильно. Большое внимание уделяется традициям, что наносит отпечаток на ведение бизнеса. Эта модель возможна только при высоком развитии национального сознания, когда каждый человек готов поставить благополучие государства выше собственных интересов.

Основную роль в добывающей и обрабатывающей промышленности играют мелкие и средние предприятия, причем мелкие оказываются вполне конкурентоспособными, так что тенденции к сокращению их количества на рынке нет. Во многом это обусловлено вмешательством государства, которое внимательно следит за всеми изменениями в экономике страны и весьма активно на нее воздействует.

«Государственное вмешательство в экономику Японии отличалось тем, что макроэкономическое регулирование органично сочеталось с регулированием микроэкономическим.» [8] Государство могло контролировать частные компании и предприятия. Отсутствие разногласий у этих двух сторон давало Японии преимущество в развитии, т. к. обеспечивало слаженность действий правительства и предпринимателей. Среди особенностей японской модели смешанной экономики следует выделить неукоснительное соблюдение указов высших должностных лиц. Если какая-либо фирма отказывается их исполнять, то ее наказывают в назидание другим. Такая методика может существенно снизить процент нарушений в сфере предпринимательства и привести к уменьшению совершения нелегальных операций, коррупции и т. д.

Трудовые отношения до сих пор складываются с принятием во внимание многовековых традиций. Так, например, в Японии популярен принцип пожизненного найма, когда работник, придя в какую-либо компанию, остается в ней до выхода на пенсию. Уровень заработной платы варьируется в зависимости от стажа, причем быстрее всего он растет при достижении работником среднего возраста. Рабочий день японцев существенно длиннее, чем в Европе или США и составляет около 60 часов в неделю. Налоговая система построена таким образом, что позволяет держать уровень заработной платы примерно одинаковым для представителей разных социальных групп.

В 70-х 80-х годах Японию настигли экономические кризисы, выявившие высокую степень зависимости экономики страны от международного рынка. Например «Японии пришлось столкнуться с двумя крупными проблемами: нефтяным кризисом 1973г. и кризисом «высокой иены» в 1985 году». [9] Во многом эти кризисы были обусловлены утратой таких преимуществ как высокая производительность труда и дешевая рабочая сила, которые обеспечивали конкурентоспособность Японии. Это событие подтолкнуло правительство к изменению плана экономического развития государства, вследствие чего совершился переход от ценовых методов конкуренции к неценовым и снизились издержки производства. Особенно сильно это было заметно в металлургической промышленности.

В 90-х годах прошлого века Японию снова настигла волна кризисов. Во многом это было связано с тем, что «американские корпорации значительно усилили свое присутствие на внутреннем рынке Японии, увеличив объемы своего экспорта с 27 до 65 млрд.долл. В результате этого началась волна массовых банкротств японских предприятий: с 1991 г.по 1996 г.закрылось почти 110 тыс. фирм.»[10] Такое сильное увеличение объема иностранной валюты существенно пошатнуло национальный валютный рынок и привело к кризису в стране. Тем не менее страна смогла восстановить свое положение, и сейчас экспорт ее капиталовложений превосходит импорт иностранных вкладов.

2.2 Шведская модель. «Это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и скандинавским социализмом на практике стираются.»[11] Как и многие другие государства Швеция особенно активно развивалась в послевоенный период, когда весь мир понял несостоятельность предыдущих экономических систем и попытался выбрать новый, и более оптимальный метод развития.

На шведскую модель как и на японскую значительное влияние оказывают исторические предпосылки, культура и традиции, к которым следует относить и предпринимательство, зародившееся в стране очень давно. Шведская модель смешанной экономики на протяжении уже нескольких десятилетий является достаточно стабильной и устойчивой, т. к. дает людям социальные гарантии и уверенность в завтрашнем дне. Правительство старается обеспечивать полную занятость населения, устанавливает социальные гарантии в том числе и заботится о пенсионном обеспечении. Поэтому для Швеции не характерны забастовки рабочих и массовая безработица, являющиеся протестом против существующего строя или социально-экономического положения дел в стране.

Коммунальная собственность в стране не слишком велика и сконцентрирована в основном в сфере жилищно-коммунальных услуг. Национализации подлежат предприятия связанные с добывающей промышленностью, транспортом, судостроением. Эти предприятия обычно являются акционерными обществами.

Швеция шла по этому пути, начиная с 50-х годов прошлого века. Такая системность позволила стране развиваться целенаправленно, в то время как частая смена планов развития других государств не приносила положительных изменений. Шведская экономика отчасти напоминает командно-административную экономику СССР, т. к. основывается не столько на индивидуальных качествах, сколько на умении работать в группе.

Зависимость шведской экономики от внешних рынков привела к тому, что работодатели были склонны идти на компромисс, чтобы не терять доходов от экспорта и не изменять реноме надежных партнеров; социальный мир оказывался для них материально выгодным. Социал-демократия, традиционно сильно влияющая на рабочее движение страны, также обнаруживала стремление к компромиссу при разрешении конфликтных ситуаций.[12]

Основой шведской модели является положение о том, что рыночная система производства должна быть децентрализованной. Государство не вмешивается в деятельность фирм, но активно занимается перераспределением доходов граждан и проводит активную политику на рынке труда, поэтому так велико его роль в управлением национальным доходом. На стремление к максимальному равенству негативно влияет инфляция. Правительство, стремясь обеспечить полную занятость населения, стимулирует инфляцию, которая может увеличивать разрыв между уровнем жизни разных слоев населения. Однако при удержании ее на низком уровне растет уровень безработицы. Таким образом проблема инфляции и безработицы является одним из самых слабых мест шведской модели экономики.

Кроме того из-за полной занятости экономический рост в Швеции идет медленными темпами. Также это явление связано с большим государственным сектором. Излишне активно вмешиваясь в экономику, он может тормозить ее, мешая естественному развитию. Но есть и положительные черты: правительство старается выплачивать равную зарплату за равный труд, тогда как в других странах разрыв может быть весьма велик.

Система налогообложения в Швеции построена таким образом, что при увеличении доходов лицу приходится платить больше налогов. Это положительно сказывается на малообеспеченных слоях населения, т. к. часть их налогового бремени берут на себя обеспеченные граждане. «Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики». [13] Но «несмотря на проведенною налоговую реформу, система подоходного налога в Швеции одна из самых высоких. Согласно официальным данным ЕС, уровень налогов в Швеции, где они составляют 55% ВВП, - самый высокий в Европе.»[14]

2.3 Американская модель. Эта модель дает предпринимателям больше свобод, чем шведская и направлена на обогащение самой активной части населения. Малообеспеченные граждане могут существовать на приемлемом уровне за счет выплат социальных пособий и частичной компенсации их затрат. Из этого следует вывод о том, что американская модель не стремится к социальному равенству, а наоборот лишь увеличивает разрыв между богатыми и бедными.

Также к отличительным качествам американской модели можно отнести стремление к личной инициативе и личному успеху, а не к работе в группе. По своей сущности эта модель ближе к рыночной, чем к командно-административной, так что государство старается не вмешиваться в экономику. Но в отдельных отраслях промышленности доля рыночного сектора значительно превышает долю частного. В США большую роль в экономике играет наука и наукоемкие отрасли. Поэтому «неквалифицированные работники составляли в конце ХХ в. в США – 2,5%».[15] Значительная доля доходов американских компаний создается за пределами страны, что указывает на глобализацию экономики.

Успешное функционирование американской смешанной экономики обусловлено помимо прочих факторов постоянным притоком трудовых ресурсов из-за рубежа. «Здоровье экономики определяется численностью имеющихся трудовых ресурсов и, что еще более важно, их производительностью. На протяжении всей истории США численность их армии труда постоянно возрастала, что в свою очередь способствовало практически непрерывному экономическому росту.»[16]

Эта модель, основанная на частной собственности, не ограничивает рыночные механизмы и дает возможность рынку самому находить точку равновесия. Поэтому государство здесь играет регулирующую, а не контролирующую роль. Однако в некоторых отраслях экономики государство сохранило лидирующие позиции. Например, оно контролирует систему образования, оборонную промышленность, ведает социальными вопросами и частично здравоохранением.

Государство также оказывает помощь предприятиям и гражданам в виде льготных кредитов, ипотечных программ, выплаты социальных пособий и т. д. Однако социальное неравенство в США достаточно велико, несмотря на все попытки уменьшить разрыв в доходах. Частичное свертывание программ помощи малоимущим и рост конкуренции способствовали этому явлению.

После Великой депрессии угроза безработицы и инфляции считалась самой опасной для экономики, поэтому правительство пыталось бороться именно с этими явлениями. Это выражалось в попытках перераспределения доходов. В 60-х годах прошлого века на смену этой политике пришла кредитно-денежная, которая регулировала объем денежной массы в стране путем изменения процентной ставки.

Несмотря на свою близость к рыночной для экономики США характерно планирование и прогнозирование, что является чертой командно-административной экономики. «Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований:

· прогнозирование в системе государственного регулирования;

· внутрифирменное планирование;

· коммерческое прогнозирование.»[17]

В последние годы повышенное внимание уделяется науке и наукоемким отраслям, поэтому большие средства из бюджета тратятся на оказание финансовой помощи исследовательским центрам, институтам и т. д. Правительство понимает, что без должного развития науки и внедрения новых технологий в производство страна станет неконкурентоспособной на мировой арене. Также в США развита кредитная система. Кредитами повсеместно пользуются не только юридические, но и физические лица. Регулирование этой сферы осуществляется Федеральной резервной системой.

Заключение.

Смешанная экономика является наиболее эффективной и совершенной системой на данный момент. Она сочетает черты командно-административной и рыночной экономики и таким образом может довольно гибко изменяться в зависимости от смены политического курса, влияния каких-либо экономических факторов и т. д. Характерна для развитых государств, ранее основывающихся на рыночной экономике – Франция, США, Германия, Италия.

Эта система зародилась после II мировой войны, когда во многих странах произошли большие изменения, связанные с государственным устройством, экономикой и социальными отношениями. Рыночная экономика показала свое несовершенство, поэтому требовалась новая модель, которая могла бы лучше способствовать экономическому росту и развитию.

Одним из главных ее достоинств является предоставление экономических свобод субъектам рынка – продавцам и покупателям. Первые сами решают, что именно производить, в каких количествах и кому сбывать. А вторые имеют возможность выбора между разными производителями. Такая конкуренция способствует развитию новых технологий, улучшению качества товаров, т. е. благоприятно влияет на экономику в целом. Роль же государства во всех этих вопросах обычно сводится к минимуму, хотя может быть довольно существенной в таких системах как шведская экономика. Его предложения могут носить рекомендательный характер.

В социальном плане смешанная экономика предоставляет гражданину больше прав и возможностей для труда и самореализации, и в тоже время старается заботиться о социально незащищенных группах людей. Это показывает преимущества такой системы по сравнению с командно-административной, где жизнь человека была слишком строго регламентирована, и рыночной, где он был незащищен и предоставлен самому себе. Такие социальные гарантии дают человеку уверенность в завтрашнем дне, что благотворно влияет на обстановку в стране и позволяет избежать критики власти и предотвратить стихийные выступления против нее, а значит происходит стабилизация общества в целом.

Зарождаясь на основе различных экономических учений, смешанная экономика старалась брать лучшие их черты и особенности и синтезировать, превращая в новую модель. Невмешательство государства в экономику иногда может принести больше пользы, чем строгое регулирование. Оно не может учитывать все особенности развития страны, а это негативно отражается на экономике. Поэтому предоставление свобод предпринимателям очень существенно.

В настоящее время многие государства уже отказались от рыночной экономики, которая долгое время занимала лидирующую позицию, и перешли к смешанной. Одно из ее главных преимуществ в более гибком управлении экономикой и предоставлении вариантов развития. Но и планирование также играет определенную роль и может приносить пользу, если планы составляются компетентными людьми, которые учитывают все изменения в экономике страны.

Страны, идущие по пути смешанной экономики, в большинстве своем развитые, а к среднему классу относится большая часть населения. Это доказывает эффективность такого курса, т. к. средний класс является признаком устойчивости общества. Но переход к этой модели не может произойти быстро, а иногда сопровождается ухудшением каких-либо экономических показателей в стране. Так, например, в России в начале 90-х годов возросла безработица, закрылось много предприятий и резко увеличивались инфляционные показатели. В итоге Россия полностью не перешла к смешанной экономике, но продолжает развиваться в этом направлении, борясь с последствиями перестройки.

Список литературы

Борисов Е. Ф. Экономическая теория. М., 2005, ЮРАЙТ

Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. М.: «Прогресс» 1991

Кэмбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс М.: Инфра-М, 2002

Иноземцев В. «Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, противоречия, перспективы». – М.: Логос, 2000

Иноземцев В. Расколотая цивилизация. – М.: Akademia Наука, 1999

Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Экономика М.: Высшая школа, 2000

Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 2000

М. Алле «Экономика как наука» М., 1995, НМЦ «Наука для общества

Асаул А. Н. «Роль государства в смешанной системе хозяйствования». Журнал «Регион: политика, экономика, социология», 2002, № 1-2

Можаев В. «Совместима ли шведская модель с глобализацией и евроинтеграцией?» Журнал «Человек и труд», №4, 2001 г.

«Очерк экономики США», глава 2, www.infousa.ru

«Экономика Швеции» www.paneuro.ru

«Рыночная экономика» www.abc-people.com

Баскакова М. www.japantoday.ru

www.glossary.ru


[1] Федеральный закон №94-Ф3 О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Статья 4, пункт 1.

[2] Борисов Е. Ф. Экономическая теория. М., 2005, ЮРАЙТ, стр. 341-342

[3] Асаул А. Н. «Роль государства в смешанной системе хозяйствования».Журнал «Регион: политика, экономика, социология», 2002, № 1-2.

[4] www.glossary.ru

[5] М. Алле «Экономика как наука» М., 1995, НМЦ «Наука для общества», стр. 18

[6] Борисов Е. Ф. Экономическая теория. М., 2005, ЮРАЙТ, стр. 342

[7] Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 2000, стр. 58

[8] Баскакова М. www.japantoday.ru

[9] Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Экономика М.: Высшая школа, 2000. стр. 132

[10] Иноземцев В. Расколотая цивилизация. – М.: Akademia Наука, 1999. стр. 328

[11] «Рыночная экономика» www.abc-people.com

[12] Можаев В. «Совместима ли шведская модель с глобализацией и евроинтеграцией?» Журнал «Человек и труд», №4, 2001 г.

[13] Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. М.: «Прогресс» 1991, стр. 79

[14] «Экономика Швеции» www.paneuro.ru

[15] Иноземцев В. «Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, противоречия, перспективы». – М.: Логос, 2000. стр. 273.

[16] «Очерк экономики США», глава 2. www.infousa.ru

[17] Кэмбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс М.: Инфра-М, 2002, стр. 265.

Скачать архив с текстом документа