Содержание
СОДЕРЖАНИЕ: Целью курса является ознакомление с основами робототехники и создание простого робота (кибернетического устройства), решающего задачу движения по полосеРобототехнический лагерь
Основной робототехнический курс
2008 г.
Цели и задачи курса
Целью курса является ознакомление с основами робототехники и создание простого робота (кибернетического устройства), решающего задачу движения по полосе.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи :
В теоретическом плане обучаемому требуется усвоить базовые понятия следующих разделов:
1. Основы робототехники.
2. Теоретические основы простейшей элементной базы.
3. Элементарная механика и конструирование
4. Основы схемотехники.
В практическом плане обучаемый должен освоить:
1. Практические навыки работы с паяльником, простейшим слесарным и электро- инструментом.
2. Простейшие технологии производства печатных плат.
3. Элементарное технического конструирование
Учащиеся разбиваются на бригады (команды) из двух человек. Каждая бригада (команда) должна к концу смены изготовить своего робота.
При проведении занятий по основам схемотехники и электроники используется конструктор Знаток.
Смена заканчивается соревнованиями роботов.
Упражнения (виды состязаний):
- Движение по простой полосе
- Движение по полосе с препятствиями
- Поиск источника света
- Робосумо
Содержание курса
№ |
Тема |
Содержание |
Часы |
1 |
Введение |
Теория (мастер-класс). Цели и задачи курса. Что такое роботы. Ролики, фотографии и мультимедиа. Рассказ о соревнованиях роботов: Евробот, фестиваль мобильных роботов, олимпиады роботов. Спортивная робототехника. В т.ч. - бои роботов (неразрушающие). |
1 |
2 |
Базовые технологии |
Теория (мастер-класс). Элементная база. Сопротивления, транзисторы, диоды. Пригласить Бахметьева. |
2 |
Практика. Работа с конструктором «Знаток» |
3 |
||
Практика. Работа с паяльником. |
2 |
||
3 |
Механика |
Теория (мастер-класс). Электродвигатели, редукторы, схемы приводов (дифференциальный привод, рулевое устройство). Трех- и четырех- колесные тележки. |
1 |
Практика. Ходовая часть. Рама. |
2 |
||
4 |
Печатные платы |
Практика. Изготовление, травление, залуживание, сверление. |
3 |
5 |
Монтаж схем |
Практика. Изготовление базовой схемы, подключение питания, индикации и проч. |
3 |
6 |
Датчики |
Теория (мастер-класс). Органы чувств робота. Датчики. ИК-излучатели и ИК-приемники |
1 |
Практика. Изготовление и компоновка. |
1 |
||
7 |
Сборка робота |
Практика. Монтаж схем, системы питания, датчиков |
3 |
8 |
Наладка |
Практика. Отладка схем, настройка датчиков |
2 |
9 |
Тестирование |
Практика. Испытания робота на полигоне, пробные заезды по полосе. |
2 |
10 |
Дополнение |
Практика. Адаптация робота для решения дополнительных задач (поиск света). |
2 |
11 |
Соревнования |
Практика. |
|
Всего часов: |
28 |
Таким образом, в день требуется 3 академических часа.
За смену проводятся 4 мастер-класса (лекции).
Расписание занятий по робототехнике
Из расчета 10 рабочих (учебных) дней.
День |
Тема |
Содержание |
Часы (акад) |
0 |
Вводные слова (день приезда) |
Цели и задачи курса. Чем будут заниматься учащиеся. Конструкторы и «самодельные» роботы. Демонстрации, презентации и т.п. [Карпов, Разумов] |
1 |
1 |
Введение (лекция) |
Теория. Что такое роботы. Ролики, фотографии и мультимедиа. Рассказ о соревнованиях роботов: Евробот, фестиваль мобильных роботов, олимпиады роботов. Спортивная робототехника. В т.ч. - бои роботов (неразрушающие). [Павловский, Салмина] |
2 |
2 |
Основы электроники (лекция) |
Теория. Элементная база. Сопротивления, транзисторы, диоды. [Карпов] |
2 |
Основы электроники (практика) |
Работа с конструктором «Знаток» |
2 |
|
3 |
Механика (лекция) |
Теория. Электродвигатели, редукторы, схемы приводов (дифференциальный привод, рулевое устройство). Трех- и четырех- колесные тележки. [Разумов] |
2 |
Паяние (практика) |
Работа с паяльником. |
2 |
|
4 |
Печатные платы (практика) |
Изготовление, травление, залуживание, сверление. |
2 |
Ходовая часть (практика) |
Изготовление рамы. Работа с пластиком. |
1 |
|
5 |
Датчики (лекция) |
Теория. Органы чувств робота. Датчики. ИК-излучатели и ИК-приемники [Карпов] |
2 |
Монтаж схем (практика) |
Подготовка схемы. Изготовление базовой схемы. |
2 |
|
6 |
Монтаж схем (практика) |
Изготовление базовой схемы, подключение питания, тестирование. |
3 |
7 |
Сборка робота (практика) |
Изготовление и компоновка датчиков. |
3 |
8 |
Сборка робота (практика) |
Монтаж схем, системы питания, датчиков. Отладка схем, настройка датчиков |
3 |
9 |
Тестирование (практика) |
Испытания робота на полигоне, пробные заезды по полосе. |
3 |
10 |
Дополнение (практика) |
Адаптация робота для решения дополнительных задач (поиск света). |
3 |
11 |
Соревнования |
3 |
|
Всего часов: |
36 |