Содержание работы командира по подержанию высокой боевой готовности
СОДЕРЖАНИЕ: Боевая подготовка. Организация и укрепление боевой подготовки во внутренних войсках. Успешное выполнение служебно-боевых задач. Обучение личного состава. Командирская подготовка. Содержание работы командира по подержанию высокой боевой готовности.МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕНИХ ДЕЛ
САРАТОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
КАФЕДРА: Тактики Внутренних Войск.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: « Содержание работы командира по подержанию высокой боевой готовности »
Саратов 2006
Оглавление
Введение. 3
1. Организация и укрепление боевой подготовки во внутренних войсках. 4
2. Содержание работы командира по подержанию высокой боевой готовности 11
Заключение. 34
Список литературы.. 36
Введение
Боевая готовность - состояние, определяющее степень подготовленности войск к выполнению возложенных на них боевых задач.
Успешное выполнение служебно-боевых задач (СБЗ) военнослужащими караулами, войсковыми нарядами, подразделениями и воинскими частями находится в прямой зависимости от качества обучения личного состава, высокой профессиональной и методической подготовки офицеров, особенно командиров взводов, рот, батальонов, умения этих должностных лиц организовывать боевую подготовку, эффективно проводить каждое занятие и добиваться поставленных целей.
Главнокомандующим внутренними войсками МВД России (ВВ МВД России) определено основное направление при подготовке внутренних войск в 2006 году: поддержание высокой боевой и мобилизационной готовности объединений, соединений, воинских частей, их органов управления на уровне, обеспечивающем гарантированное выполнение стоящих перед ними задач, дальнейшее совершенствование профессионального мастерства военнослужащих, слаженности подразделений, воинских частей и органов управления.[1]
Выполнение данной задачи находится в прямой зависимости от организации плановой и систематически проводимой боевой подготовки с полным охватом личного состава. При этом должен соблюдаться принцип - каждый начальник учит своих подчиненных, который налагает личную ответственность на командиров за качество подготовки военнослужащих.
Цель моей курсовой работы заключается в анализе содержания работы командира по подержанию высокой боевой готовности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть рассмотреть и проанализировать
1. Организация и укрепление боевой подготовки во внутренних войсках
Боевая подготовка включает подготовку (слаживание):
-командиров;
-органов управления (штабов);
-подразделений, воинских частей и соединений.[2]
При обучении личного состава необходимо учитывать, что основными предметами обучения для военнослужащих внутренних войск являются:
-тактика и оперативное использование внутренних войск (для офицеров оперативного звена управления, кроме специалистов);
-тактическая подготовка внутренних войск (для офицеров тактического звена, кроме офицеров-специалистов);
-тактика артиллерии (для специалистов наземной артиллерии);
-специальная и тактико-специальная подготовка (для специалистов);
-техническая подготовка и вождение (для водителей, механиков-водителей, офицеров и прапорщиков, имеющих в подчинении автомобильную (бронетанковую) технику, инструкторов по вождению, курсантов учебных подразделений по подготовке командиров автомобильных отделений);
-общественно-государственная подготовка;
-мобилизационная подготовка (для офицеров, допущенных к мобилизационной работе);
-огневая подготовка (стрельба и управление огнем - для специалистов наземной и зенитной артиллерии);
-РХБ защита (для подразделений и органов управления соединений, воинских частей по охране ВГО и СГ);
-физическая подготовка (кроме курсантов учебных подразделений по подготовке специалистов, военнослужащих подразделений тылового и технического обеспечения, проходящих военную службу по призыву, военнослужащих-женщин).
Командирская подготовка - это комплекс мероприятий, проводимых в целях совершенствования знаний, умений, навыков и командирских качеств офицеров, прапорщиков, сержантов для исполнения обязанностей по должности и на одну ступень выше в повседневной деятельности и при выполнении СБЗ, методики подготовки, проведения занятий и является составной частью профессионально-должностной и боевой подготовки. Основными задачами командирской подготовки являются:
-глубокое изучение военной теории в тесной связи с СБЗ войск;
-совершенствование знаний, умений и навыков офицеров, прапорщиков, сержантов в военно-профессиональной и общественно-государственной подготовке;
-формирование у обучаемых высоких морально-боевых и психологических качеств, обеспечивающих умелую организацию и руководство служебно-боевой деятельностью подразделений, воинских частей и соединений, способность управлять ими в общевойсковом бою и при выполнении СБЗ в условиях мирного времени;
- совершенствование методики обучения подчиненных. Основным содержанием командирских занятий является:
-усвоение положений Временного устава ВВ МВД России, наставлений по организации служебно-боевой деятельности, общевоинских уставов и других руководящих документов;
-привитие навыков в организации служебно-боевой деятельности, ее всестороннего обеспечения и управления подчиненными подразделениями (воинскими частями, соединениями);
-развитие методического мастерства обучения и воспитания подчиненных.
Командирская подготовка в войсках с офицерами организуется и проводится по срокам, определенным Наставлением по организации боевой подготовки во ВВ МВД России (1997 г.), на плановых командирских занятиях, сборах и в ходе самостоятельной подготовки.
Подготовка органов управления (штабов) проводится с целью обеспечения их готовности к планированию выполнения СБЗ, подготовке войск и управлению ими в условиях осложнения обстановки, а также организации взаимодействия и всестороннего обеспечения.[3]
Подготовка органов управления включает:
-индивидуальную подготовку офицеров и прапорщиков органа управления (штаба);
-слаживание групп боевого управления и органа управления в целом.
Подготовка органов управления проводится в ходе командно-штабных учений (КШУ) и штабных тренировок (ШТ), периодичность проведения- которых определена Наставлением по организации боевой подготовки во ВВ МВД России (1997 г.), а также планирующими документами на очередной год (приложение 3).
КШУ являются высшей и наиболее активной формой полевой выучки органов управления (штабов) воинских частей и соединений и предназначены для:
-повышения оперативности и слаженности работы командиров и органов управления (штабов) различных органов управления;
-совершенствования организации выполнения СБЗ и непрерывного управления войсками;
-определения уровня подготовки командиров и органов управления (штабов);
-совершенствования методов и способов управления войсками;
-формирования у обучаемых необходимых боевых и морально-психологических качеств, повышения индивидуальной подготовки.
В ходе ШТ штабы, пункты управления, отделы и службы воинских частей и соединений, практически совершенствуют знания и навыки по выполнению должностных и специальных обязанностей в составе отделений, служб, отделов и органа управления (штаба) в целом.
Организуя подготовку, командир (штаб) обязан добиваться от воинских частей и соединений слаженных действий при выполнении СБЗ в повседневной деятельности, при ЧО и в бою различными способами в соответствие с замыслом командира.
Обучение личного состава внутренних войск осуществляется в соответствии с последовательностью подготовки воинских частей различного предназначения (приложение 5) и программ боевой подготовки (приложение 2), а подготовка воинских частей и подразделений к выполнению СБЗ в Северо-Кавказском регионе (СКР) организовывается в пунктах постоянной дислокации (ППД) согласно системы подготовки личного состава и подразделений в ППД для замены внутренних войск в составе ОГВ(с) СКР (приложение 4).
Боевая подготовка должна осуществляться с таким расчетом, чтобы подразделение, воинская часть и соединение были способны выполнить возложенные на них СБЗ в любое время года.
Все занятия по боевой подготовке должны носить практическую направленность и проводиться в поле, на учебных объектах. На занятиях необходимо создавать сложную психологическую обстановку, приближенную к реальным условиям выполнения СБЗ по предназначению, проводить их в комплексе по нескольким предметам обучения, вносить элементы напряженности и риска в сочетании с соблюдением безопасности.
В основу обучения подразделений должны быть положены тренировки в выполнении индивидуальных и групповых нормативов, практические действия на технике и с вооружением. При этом приоритетным направлением считается подготовка подразделений (боевых групп, отделений, экипажей, расчетов), слаживание взводов, рот (батарей) и батальонов (дивизионов).
Большое значение для подготовки воинских частей, батальонов и рот к выполнению СБЗ в сложных условиях обстановки, при разрешении межнациональных конфликтов, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения, охране ВГО и СГ имеют тактико-специальные учения (ТСУ) как высшая форма обучения, воспитания, полевой выучки личного состава.
ТСУ являются не только наиболее эффективной, но и наиболее сложной формой обучения, где в полной мере реализуется принцип: Учить войска тому, что необходимо для успешного выполнения СБЗ -и обеспечивается комплексное обучение подразделений, воинских частей действиям в сложной и быстро меняющейся обстановке.
Следует отметить, что в последнюю неделю каждого месяца старший командир (штаб) должен организовать проведение контрольных занятий с подразделениями, подготовка же отделения, взвода завершается боевой стрельбой; а подготовка роты, батальона - ТСУ по одной из задач, предусмотренных планами действий при ЧО.[4]
Успех качественного обучения личного состава зависит от планирования боевой подготовки, которое заключается в коллективной работе командиров (штаба, служб) по определению и согласованию по месту и времени проведения мероприятий боевой подготовки и ее всестороннему обеспечению, определения системы последовательного обучения личного состава, слаживания войск, органов управления (штабов) к выполнению СБЗ в сложных условиях обстановки, изучению штатного вооружения, военной и специальной техники, способов их применения в повседневной служебно-боевой деятельности.
Планирование включает:
-изучение, уяснение исходных данных;
-принятие решения на организацию профессионально-должностной, боевой и мобилизационной подготовки;
-разработку планирующих документов;
-оказание помощи и осуществление контроля планирования в подчиненных войсках. Планирование должно быть простым, реальным, наглядным и обеспечивать комплексный подход к решению учебно-боевых задач; высокую интенсификацию занятий; максимальное использование учебно-тренировочных средств, а также использование передового опыта выполнения СБЗ, в методике организации, проведении занятий и учений.
При планировании командир (штаб, службы) разрабатывает систему подготовки военнослужащих различных воинских частей по типовому месяцу, с учетом особенностей выполнения СБЗ по предназначению.
Осуществляя руководство боевой подготовкой командир (штаб) определяет место и роль каждого офицера в организации и ходе боевой подготовки, оказании помощи воинским частям, подразделениям; выработке методических рекомендаций, указаний, пособий по основным предметам обучения; обобщении боевого опыта выполнения сбз; анализе боевой подготовки и подведении итогов контрольных занятий, проверок и инспектирования.
При этом в воинской части, соединении должна быть создана система анализа подготовки различных категорий военнослужащих, особенно по командирской подготовке .
Таким образом, успех обучения личного состава находится в прямой зависимости от созданной учебной материальной базы (УМБ) боевой подготовки, которая предусматривает совокупность материальных и технических средств, зданий и сооружений, а также оборудованных районов местности (учебных объектов и полей), необходимых для обучения военнослужащих, слаживания войсковых нарядов и караулов, подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления. Она создается и совершенствуется применительно к потребностям боевой подготовки войск и подразделяется на:
-полевую;
-приказарменную;
-классно-лабораторную;
-ротную переносную по предметам обучения.
УМБ должна обеспечивать качественное выполнение задач боевой подготовки по всем предметам обучения, достижения высокой полевой выучки подразделений, воинских частей и соединений, проведения слаживания органов управления, а объекты полигонов (учебных полей) должны иметь высокую техническую оснащенность, пропускную способность, автономность и оборудоваться на местности, характерной для данного театра военных действий.
2. Содержание работы командира по подержанию высокой боевой готовности
Боевая готовность - состояние, определяющее степень подготовленности войск к выполнению возложенных на них боевых задач.[5] Это обязывает командиров и штабы:
- уделять постоянное внимание вопросам совершенствования и повышения готовности органов управления, соединений, воинских частей учреждении внутренних войск к успешному решению служебно-боевых задач в любых условиях обстановки;
- в ходе боевой подготовки повышать качество обучения воинских частей и подразделений действиям по тревоге;
- отрабатывать мероприятия по обеспечению готовности войск кнемедленному выполнению служебно-боевых задач;
- доводить действия военнослужащих при подъеме по тревоге до полного усвоения.
В целях качественной подготовки руководителей занятий но приведению органов управления и войск в высшие степени боевой готовности, выработки единых взглядов на содержание и методику их проведения перед началом каждого периода обучения (в ходе командирских сборов) необходимо проводить:
а) показные занятия:
-в округе с полком - для командиров соединений, воинских частей, отдельных подразделений и их заместителей - под руководством командующего войсками округа;
-в соединении с батальоном - для командиров подразделений и их заместителей, начальников отделений и служб - под руководством командира соединения;
б) инструкторско-методические занятия:
-в воинской части (полку) с командирами подразделений и их заместителями, начальниками служб - под руководством командира воинской части (полка);
-с командирами взводов и старшинами рот (батарей) - под руководством командиров батальонов (дивизионов);
- с командирами отделений (экипажей, расчетов) - под руководством командиров рот (отдельных взводов) накануне плановых занятий.
На этих занятиях определяются учебные вопросы, время, порядок и способы их отработки.
В часы самоподготовки накануне проведения занятий со всем личным составом планируется изучение боевых расчетов и мер безопасности, а с офицерским составом - планов приведения в боевую готовность воинской части в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей.
Занятия по боевой готовности целесообразно проводить в начале каждого периода обучения продолжительностью до шести дней тактико-строевым методом с отработкой действий по элементам.
Первый день - занятия с офицерами управлений округа, соединения воинской части по изучению руководящих документов боевой готовности должностных обязанностей при подъеме по тревоге и работе на пунктах управления; подготовке документов для работы на пунктах управления; тренировка в работе на средствах связи;в звене отделение - взвод - изучение должностных обязанностей, выполняемых при подъеме по тревоге, и практических действий согласно боевому расчету.
Второй день - практическое занятие с офицерами управления округа соединения и воинской части по оповещению и сбору; проверка действий дежурной службы и системы оповещения войск; развертывание пунктов управления; тренировка по выполнению должностных обязанностей на пунктах управления в период приведения в высшие степени боевой готовности;
в звене рота - батальон (в отдельном батальоне - в ротах) - практическое занятие по усилению охраны и обороны военных городков, пунктов управления, охраняемых объектов, выход в район сосредоточения, выполнение должностных обязанностей на пунктах приема мобилизационных ресурсов (если имеется мобилизационное задание), проведении мероприятий всестороннего обеспечения при приведении воинской части в высшие степени боевой готовности.
Третий день - комплексная тренировка в составе воинской части по выполнению мероприятий приведения в боевую готовность с выходом в район сосредоточения (тренировка личного состава всех подразделений в выполнении мероприятии приведения в высшие степени боевой готовности в соответствии с планом приведения в боевую готовность и боевых расчетов)
Четвертый день - K11IT органов управления в звене соединение - воинская часть по теме: Работа органов управления при приведении соединения в высшие степени боевой готовности.
Пятый день - КШТ органов управления в звене округ - соединение по теме: Работа органов управления при приведении войск округа в высшие степени боевой готовности.
Шестой день - СШТ органов управления в звене IKBB - округ -соединение и воинские части непосредственного подчиненные 1ЖВВ МВД России по теме: Работа органов управления при приведении внутренних войск МВД России в высшие степени боевой готовности.
В дальнейшем отработку вопросов приведения в различные степени боевой готовности осуществлять при необходимости, а также при выходе подразделений, воинских частей и соединений на тактические занятия командно-штабные и тактические учения. Отдельные элементы действий по тревоге отрабатываются на ежемесячных занятиях по боевой готовности по планам командиров частей.[6]
План проведения занятия по боевой готовности разрабатывается командиром воинской части (подразделения) и охватывает все разделы плана приведения воинской части в боевую готовность и боевые расчеты части и подразделений.
Основные пели занятия:
детальное изучение своих должностных обязанностей при получении сигнала (распоряжения) на приведение в боевую готовность с практической отработкой тактико-строевым методом каждым военнослужащим (должностным лицом), подразделением, штабом, воинской частью, всего комплекса мероприятий плана приведения в боевую готовность (боевого расчета);
повышение слаженности действий подразделений и воинских частей при приведении в высшие степени боевой готовности;
проверка реальности расчетов приведения воинской части (подразделения) в высшие степени боевой готовности;
изучение маршрутов движения в районы сосредоточения;
изыскание способов дальнейшего сокращения времени на выполнение мероприятий при приведении в боевую готовность;
Основным содержанием занятий в составе подразделения является:
изучение военнослужащими своих обязанностей по боевому расчету, содержания и последовательности отработки действий по тревоге:
оповещение и сбор личного состава, получение оружия, экипировка личного состава;
отработка слаженных действий личного состава в составе подразделений;
подготовка к выполнению служебно-боевых задач.
Основным содержанием комплексной тренировки тактико-строевым методом в составе воинской части (полка, отдельного батальона) является отработка слаженности подразделений при выполнении мероприятий по приведению в высшие степени боевой готовности, проверка реальности установленных сроков выполнения мероприятий плана приведения в боевую готовность.
При планировании времени на отработку учебных вопросов необходимо учитывать укомплектованность и обученность личного состава воинских частей (подразделений) на каждом этапе занятий.
При проведении занятий необходимо соблюдать следующие рекомендации:
все занятия начинаются с проведения боевого расчета;
на каждое занятие разрабатывается тактическая обстановка, на фоне которой отрабатываются учебные вопросы:
учебные вопросы глубоко увязываются с мероприятиями плана приведения в боевую готовность;
перед отработкой учебного вопроса объявляется его содержание и задачи военнослужащих при его отработке, возможные ошибки и их влияние на выполнение задач;
каждый учебный вопрос отрабатывается до полного усвоения, только после этого разрешается приступать к отработке следующего вопроса;
практическую отработку учебных вопросов (мероприятий) проводить по принципу от простого к сложному, последовательно с отделением, экипажем (расчетом), взводом, ротой (батареей), батальоном (дивизионом), полком (воинской частью);
каждое мероприятие плана приведения в боевую готовность отрабатывается в ходе занятий в виде отдельного учебного вопроса. Допускается совмещать несколько мероприятий в один учебный вопрос или одно мероприятие разбивать на несколько учебных вопросов;
особое внимание при проведении занятий обращается на соблюдение мер безопасности. С этой целью на каждом учебном месте командир обязан установить необходимые меры безопасности. Перед началом каждого занятия (учебного вопроса) руководитель занятия обязан лично убедиться, что для проведения занятия созданы безопасные условия, обучаемые усвоили доведенные до них требования безопасности и обладают достаточными практическими навыками в их выполнении.
На занятиях со взводом, ротой, батальоном должно отводиться не менее 6 учебных часов с каждым из указанных подразделений, а для проведения комплексной тренировки в масштабе части методом час за час продолжительностью 10 часов.[7]
На первом занятии отработать вопросы: оповещения, сбора, экипировки и выполнения каждым военнослужащим, отделением (экипажем, расчетом); взводом должностных обязанностей согласно боевому расчету в казарме; выполнения должностных обязанностей согласно боевому расчету и плану приведения в боевую готовность в парке, на складах и пунктах сбора.
Провести комплексную тренировку в составе роты в выполнении должностных обязанностей согласно боевому расчету и плану приведения в боевую готовность с выходом личного состава в парк, на склады, охраняемые объекты и пункты сбора.
На комплексной тренировке в составе воинской части методом час за час отработать вопросы согласно плану приведения в боевую готовность с выходом и занятием района сосредоточения, при этом отработать организацию всех видов обеспечения при приведении в высшие степени боевой готовности.
Планирование и подготовку к занятиям по боевой готовности целесообразно разделить на три этапа:
1этап (за 15-20 суток) - планирование;
2этап (за 5-10 суток) - подготовка к занятиям;
33 этап (за 2-4 суток) - проверка готовности.
Для проведения тактико-строевых занятий разрабатываются следующие документы:
а) в соединении (дивизии, бригаде):
план проведения комплексной тренировки;
б) в воинской части:
план комплексной тренировки в составе воинской части;
планы-конспекты проведения занятий по боевой готовности в составе подразделений;
планы-конспекты занятий на учебных местах или точках.
Планирование занятий по боевой готовности начинается после принятия решения командиром дивизии на их проведение. При этом командир анализирует уровень обученности и укомплектованности личного состава частей (подразделений), пунктов управления, задачи, стоящие перед соединением.
В решении определяется: время, порядок проведения занятий в управлении соединения и во всех частях (подразделениях); руководители и помощники руководителей занятий, задачи оперативной группе по управлению ходом занятий по боевой готовности, организация подготовки и распределение офицеров управления дивизии между частями, порядок подготовки мест проведения занятий; порядок проверки готовности руководителей к проведению занятий.
На основании решения командира дивизии штабом разрабатывается план проведения комплексной тренировки, выписки которого доводятся до командиров воинских частей. С получением указанных документов командиры воинских частей (подразделений) приступают к планированию и подготовке занятий с подразделениями и с воинской частью в целом.
План проведения занятия тактико-строевым методом в масштабе подразделения разрабатывается и подписывается руководителем занятия и утверждается командиром воинской части. План проведения комплексной тренировки в масштабе части подписывается командиром части и утверждается командиром соединения.
Подготовка к занятиям начинается за 15 суток. При этом особое внимание должно быть уделено подготовке руководителей занятий и их помощников. Подготовка осуществляется на показных, инструкторско-методических занятиях и методом самостоятельной подготовки.
В ходе подготовки к занятиям под руководством командира воинской части:
штаб, службы, командиры подразделений разрабатывают планы проведения занятий по боевой готовности в составе подразделений;
штаб с привлечением служб разрабатывает план комплексной тренировки в составе воинской части.
После утверждения плана комплексной тренировки и постановки задач командиром воинской части командиры подразделений, офицеры управления части (помощники руководителя) разрабатывают планы-
конспекты. Одновременно с личной подготовкой руководители занятий и их помощники проводят рекогносцировку мест проведения занятий и организуют их подготовку.
Подготовка личного состава подразделения к занятиям по боевой готовности осуществляется под руководством командиров подразделений.
Она включает в себя: изучение военнослужащими своих должностных обязанностей, содержания и последовательности отработки нормативов, а также мер безопасности.
Особое внимание при подготовке тактико-строевых занятий уделяется подготовке вооружения и техники, экипировке личного состава для предстоящих действии в составе штатного подразделения.
Заключительным мероприятием второго этапа подготовки должны служить частные (по воинским частям и подразделениям) и общий (под руководством командира соединения) проигрыши проведения занятий по боевой готовности. Проигрыши проводятся с целью единого понимания замысла занятий, уточнения действий подразделений, воинских частей, руководителей занятий и их помощников по месту и времени, проверки готовности планов (план конспектов) проведения занятий.
Подготовка к занятиям заканчивается за 2-4 суток до их начала докладом руководителей занятий командиру дивизии и проверкой им готовности руководителей (помощников руководителей) и мест проведения занятий. Проверку готовности необходимо проводить на учебных местах проведения занятий.
На период проведения занятий в управлении соединения назначается оперативная группа во главе с заместителем командира дивизии для координации, действий, контроля, создания тактического фона, а также анализа и выработки предложений командиру дивизии по совершенствованию боевого слаживания подразделений и воинских частей. Наиболее подготовленные офицеры управления соединения оказывает помощь командирам воинских частей в проведении занятий, а также лично проводят занятия в воинских частях и подразделениях.
С подразделениями тыла занятия проводятся с привлечением необходимого количества техники, материальных средств в пункте постоянной дислокации.
Для подразделений (команд), обеспечивающих приведение в боевую готовность вышестоящие органы управления, время проведения занятий согласовывается с ними.
Для обучения погрузочных команд выделяется необходимое количество материально-технических средств и автотранспорта.
В ротах (батареях) занятия по боевой готовности планируются в расписаниях занятии с указанием времени, места проведения и руководителей занятий.[8]
С личным составом подразделений, находящимся в командировке, на излечении, в наряде и карауле, проводятся дополнительные занятия.
С офицерским составом, прибывающим в воинскую часть для дальнейшего прохождения службы, проводятся дополнительные занятия.
Проведенные занятия учитываются в журналах учета боевой подготовки.
Высокое качество проводимых занятий достигается только при условии хорошо продуманной организации и всестороннего материально-технического обеспечения отработки всех учебных вопросов. *
Для проведения занятий заранее подготавливаются учебные места для каждого подразделения:
1. В подразделении:
а) для рядового и сержантского состава:
Учебное место - порядок получения личного оружия.
Занятие проводится у комнаты для хранения оружия. Перед входом в комнату вывешивается схема с указанием очередности получения оружия взводами (выделяемыми командами) и плакат с условиями выполнения норматива.
Руководитель на учебном месте, используя метод показа, объясняет порядок получения оружия. После объяснения военнослужащие по одному, в медленном темпе, проходят к месту хранения своего оружия, забирают его из пирамиды, при выходе из комнаты для хранения оружия называют номер автомата дежурному по роте, становятся в строй и подгоняют снаряжение. После того, как каждый военнослужащий отработал свои действия в медленном темпе, руководитель занятия дает команду на повтор этого действия, но уже в быстром темпе на время до полного усвоения.
Учебное место - маскировка окон в спальном и других помещениях подразделения. В помещении вывешивается схема закрепления окон за военнослужащими, осуществляющими светомаскировку (в том числе и в нежилых помещениях) с указанием основных и запасных исполнителей работы.
Руководитель на учебном месте объясняет порядок маскировки окон. После объяснения и показа, военнослужащие (и их дублеры), определенные боевым расчетом для этой цели, тренируются в маскировке окон сначала в медленном, а затем и быстром темпе.
Учебное место - порядок получения вещевых мешков, теплых пещей и другого имущества для экипировки военнослужащих. Занятие проводится у кладовой для хранения имущества роты и личных вещей военнослужащих. На схеме, размещенной при входе, указывается порядок экипировки военнослужащих, получения и выноса имущества.
Руководитель на учебном месте показывает действия военнослужащих, которым выдают вещевые мешки, теплые вещи и другое имущество. После объяснения военнослужащие приступают к тренировке. Получив имущество, военнослужащий становится на левый фланг, при этом весь строй делает шаг в сторону кладовой. Таким же образом имущество получают остальные военнослужащие.
Учебное место - порядок получения индивидуальных средств защита (ИСЗ).
Занятие проводится у шкафов для хранения индивидуальных средств защиты кожи и органов дыхания. Для выдачи ИСЗ в каждом взводе (ipynne, команде) назначается военнослужащий. Руководитель на учебном месте объясняет и показывает порядок выдачи средств защиты. После объяснения военнослужащие приступают к тренировке. Услышав спою фамилию, военнослужащий получает ОЗК, чулки и становится в строй на свое место. Таким же образом имущество получают остальные военнослужащие.
Учебное место - порядок экипировки личного состава. Занятие проводится на месте построения, установленном для подразделения, взвода. Отрабатываются действия при подгонке снаряжения, правильном размещении на военнослужащем предметов экипировки и оружия. Учебное место - действия личного состава суточного наряда при получении команды (сигнала) на подъем подразделения по тревоге. Занятие проводится у места несения службы суточным нарядом. Руководитель на учебном месте объясняет порядок действия дежурного по роте, очередного дневального, дневального свободной смены при получении команды (сигнала) на подъем личного состава но треноге. Действия дежурной службы отрабатываются, как в ночное, так и в служебное время.
б) для офицеров и прапорщиков:
Учебное место - действия дежурного (помощника дежурного) по части при получении приказа (сигнала) на приведение части в высшие степени боевой готовности.
Занятие проводится в комнате дежурного по части. Руководитель занятия объясняет и показывает алгоритм действий дежурного и его помощника при получении приказа (сигнала) на приведение части в высшие степени боевой готовности. Особое внимание уделяется изучению вопроса организации оповещения офицеров и прапорщиков во внеслужебное время и контроля за их прибытием и первоочередных действий дежурного до прибытия командира.
2. В парке вооружения и военной техники.
Учебное место - действия дежурного по парку при получении приказа (сигнала) на приведение части в высшие степени боевой готовности.
Занятие проводится в комнате дежурного по парку. Руководителем занятия назначается заместитель командира воинской части по вооружению. 13 ходе занятия изучается и отрабатывается алгоритм действий дежурного по парку, по вскрытию парка, допуска личного состава в парк, по организации выпуска машин ИЗ парка по тревоге. Здесь изучаются меры безопасности при работе в парке но тревоге и организация службы регулирования.
Учебное место (при наличии мобилизационного задания) - обучение снятию техники и вооружения с хранения и приведение их и боевуюготовность; доэкиперопки личного состава, снаряжению магазинов и пулеметных лент.
Для проведения занятий выделяется необходимое количество машин. Изготавливаются и вывешиваются схемы, на которых отражаются порядок вскрытия ворот в парке и боксах, а также их стопорение; технологическая карта снятия конкретного образца техники и вооружения с хранения, порядок доэкипировки личного состава боеприпасами, стальными шлемами, бронежилетами, противогазами НЗ, дозиметрами, индивидуальными перевязочными, противохимическими пакетами и аптечками, снаряжению магазинов и пулеметных лент; очередность вывода машин из боксов и парка.
3. На складах:
Учебные места для изучения порядка погрузки материально-технических средств и боеприпасов на автотранспорт и порядка пользования средствами механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Руководители - начальники служб воинской части. Команды, соблюдая меры безопасности, обучаются сначала поэлементно, а затем быстро и эффективно загружать автотранспорт материально-техническими средствами и боеприпасами.
Кроме того, организуются места для обучения подразделений, предназначенных для смены караулов, усиления охраны штабов, военных городков и охраняемых объектов, подразделений регулирования движения, других подразделений (команд), выполняющих специальные задачи в соответствии с планами приведения в боевую готовность.
В воинских частях, имеющих мобилизационное задание дли изучения порядка работы администрации пунктов приема мобилизационных ресурсов, дополнительно организуются учебные места по развертыванию пунктов приема личного состава запаса, техники предприятий и организаций, пунктов встречи с соответствующей документацией по приему и распределению моторесурсов. В зависимости от условий размещения и предназначения решением командира части могут быть определены и другие учебные места.
I.Занятие в составе отделение — взвод (первый день занятий).
Занятие проводится в течение 6 часов в два этапа.
первый этап 3 часа - в составе отделений;
второй этап 3 часа - в составе взвода.
На построении командиры взводов (отделений) объявляют тему, цель, порядок проведения занятия, организацию учебных мест.
Распределяют отделения (команды) по учебным местам, указывает время отработки учебных вопросов на них, определяет порядок смена учебных мест.
Затем па учебных местах (точках) под руководством командиров отделений (взводов) по элементам изучаются действия каждого военнослужащего от момента оповещения до построения личного состава роты перед казармой для следования в парк, к складам и на другие объекты.
При этом основное внимание должно быть обращено на отработку до полного усвоения действий личного состава при оповещении; подъеме по тревоге; осуществлении светомаскировки; получении оружия и индивидуального имущества.
II.Занятие в составе роты - батальона (второй день занятий).
Занятия с ротой проводится в два этапа: первый этап 6 часов в масштабе роты; второй этап 6 часов - в масштабе батальона.
Первый этап занятия.
На общем построении роты в течение 10-15 мин. командир роты объявляет тему, цель, порядок проведения занятия, организацию учебных мест.
Напоминает сигналы оповещения, способы их передачи (поступления) в роту, кратко объясняет порядок действий дежурного и дневального по, роте, напоминает действия военнослужащих согласно боевому расчету.
Распределяет взвода (команды) по учебным местам, указывает время отработки учебных вопросов на них, определяет порядок смены учебных мест.
Затем на учебных местах (точках) под руководством командиров взводов по элементам изучаются действия взводов от момента оповещения до построения личного состава роты перед казармой для следования в парк, к складам и на другие объекты.
При этом основное внимание должно быть обращено на отработку до полного усвоения действий лиц суточного наряда, остального личного состава при оповещении; подъеме по тревоге; осуществления светомаскировки; получения оружия и части имущества; выходе посыльных, экипажей боевых машин в парк и команд для усиления охраны штабов, парков, в других объектов.
В дальнейшем, по окончании отработки вопросов на всех учебных местах в казарме, командир роты проводит комплексную тренировку выполнения всех мероприятий, отработанных до этого, но элементам. Особое внимание обращает на организованные действия и соблюдение очередности при получении оружия, боеприпасов, средств индивидуальной защиты и другого имущества, а также на последовательность и правильность действий лиц суточного наряда и старших команд.[9]
После построения роты перед казармой по подразделениям и командам для следования в парк, к складам и другим объектам с каждой командой отрабатывается порядок и маршруты следования к объектам, а со старшими команд, назначенными по боевому расчету, отрабатываются вопросы управления подчиненными подразделениями (командами). Под руководством командира роты экипажи (расчеты) изучают порядок следования в парк и вскрытия хранилищ.
С выходом личного состава в парк, к местам погрузки запасов материальных средств, в караульное помещение, на пункты сбора для посадки на машины под руководством служб, командиров рот и взводов тактико-строевым методом отрабатываются действия по выводу техники из парка, погрузке запасов материально-технических средств, порядку смены караула по тревоге и другие вопросы.
Занятие в парке проводится по элементам, с выполнением каждым водителем обязанностей, определенных боевым расчетом и штатно-должностным предназначением путем многократного повторения и завершается тренировкой в конце занятия. Такая тренировка проводится комплексно со всем подразделением (ротой).
После окончания тренировки под руководством командира роты изучается очередность вывода машин из хранилищ и порядок следования в пункт формирования колонн.
На складах, в местах погрузки запасов материально-технических средств под руководством начальников служб полка и начальников складов отрабатывается порядок загрузки автотранспорта с использованием средств механизации погрузочных работ.
В караульном помещении с подразделением, предназначенным для смены караула по тревоге, под руководством начальника штаба воинской части изучается порядок смены караула, особенности охраны и обороны объектов при приведении части в боевую готовность.
С администрацией пунктов приема личного состава и техники под руководством заместителя командира воинской части (начальников пунктов приема) изучается и отрабатывается организация работы на пунктах, проводятся занятия с практическим развертыванием пунктов приема мобилизационных ресурсов.
С подразделениями (командами) регулирования движения, посыльными и другими командами проводятся специальные занятия по задачам, которые им предстоит решать с введением высших степеней боевой готовности.
В зависимости от особенностей организационно-штатной структуры, дислокации, предназначения решением командира воинской части могут определяться и другие учебные места и точки.
Занятие на первом этапе заканчивается прибытием личного состава на пункты сбора (посадки) в районе формирования колонн.
В конце занятия в течение 5-10 минут подводятся итоги первого этапа. Командир роты напоминает тему и цели занятия, степень их усвоения, определяет качество отработки вопросов на учебных местах и указывает на какие вопросы необходимо обратить внимание на следующих занятиях. Дает оценку каждому военнослужащему взводов и роты в целом.
Второйэтапзанятия.
Проводится в составе батальона, как правило, с переходом к действиям в темное время суток.
В течение 6 часов проводится занятие в составе батальона под руководством командира батальона. Тактико-строевым методом отрабатываются действия личного состава батальона при подъеме по боевой тревогe к соответствии с боевым расчетом и планом приведения полка в боевую готовность, от оповещения и сбора но тревоге до прибытия на пункты сбора (места посадки на машины) или других действий.
Особое внимание ходе занятий необходимо обратить на слаживание штаба батальона, умение управлять подразделениями батальона и целом при приведении ею в боевую готовность и умение осуществлять контроль за своевременным, полным и качественным выполнением всех мероприятий плана приведения в боевую готовность.
При необходимости некоторые элементы действий дополнительно отрабатываются тактико-строевым методом.
111. Комплексная тренировка в составе воинской части (полка).(третий день занятий)
Занятие в составе воинской части (полка) проводится под руководством командира воинской части (полка). Его следует начинать одновременно во всех подразделениях с передачей сигнала (распоряжения) в приведение в боевую готовность от дежурного по воинской части. Сигнал (распоряжение) целесообразно передавать за 30-40 минут до общего подъема личного состава предусмотренного распорядком дня воинской части.
При проведении занятий в составе воинской части (полка) необходимо практически отработать следующие вопросы:
1.Подъем по тревоге, выполнение мероприятий плана приведения в боевую готовность комплексно в ППД в режиме час за час (оповещение, сбор, усиление охраны, и т.д.).
2.Выход из военного городка.
3.Выдвижение подразделений в районы сосредоточения по установленным маршрутам выдвижения с подробным их изучением механиками-водителями, командирами экипажей (расчетов) и водителями колесных машин.
4.Организация разведки и охранения при совершении марша и в районе сосредоточения.[10]
5.Организация службы регулирования и комендантской службы.
6.Организация управления при выдвижении и с выходом в район сосредоточения.
С выходом в район сосредоточения подразделения занимают свои районы расположения.
Командиры подразделений проверяют наличие личного состава, техники и вооружения, организуют их размещение и боевое обеспечение (разведку, непосредственное охранение и маскировку), определяют задачи по инженерному дооборудованию района и организации связи, Представляют п штаб батальона (дивизиона, полка) ведомости боевого и численного состава.
Отделения (экипажи, расчеты) изучают пути подхода к укрытиям и выхода из них для построения « репные и батальонные колонны.
Экипажи боевых машин, выделенных по расчету, готовят вооружение и технику к боевому применению.
Отрабатываются действия всего личного состава воинской части (полка) по должностным обязанностям и сигналам. Подразделения тренируются в действиях по отражению внезапного нападения наземного противника.
Подразделения связи обеспечивают связь с подразделениями, подчиненными и вышестоящими штабами.
После проверки личного состава в районе сосредоточения и установления связи с вышестоящим штабом, подразделения воинской части (полка) приступают к дооборудованию района в инженерном отношении (если это необходимо и возможно), тренировке личного состава на выведенной технике, выполнению маскировочных мероприятий и других задач но плану занятия.
После выполнения всех мероприятий и доклада командиру соединения командир воинской части организует возвращение личного состава и техники в пункты постоянной дислокации.
IV. Командно-штабная тренировка органов управления в звене соединение - воинская часть (полк) (четвертый день занятий).
КШТ следует начинать одновременно во всех воинских частях соединения с передачей сигнала (распоряжения) на приведение в боевую готовность. Организуется работа на пунктах управления в пунктах постоянной дислокации.
Подготовка тренировки со штабами соединения воинской части и комплектующими военными комиссариатами осуществляется под руководством командира соединения и начинается заблаговременно, но не позднее, чем за месяц до начала ее проведения.
Для проведения тренировки разрабатывается план проведения тренировки; тактическое задание; вводные и распоряжения, вручаемые обучаемым в ходе тренировки; частные планы помощников руководителя и организационные указания.
За 5-7 суток до начала тренировки обучаемым вручается тактическое задание исходной обстановки и организационные указания по подготовке и проведению тренировки.
Тренировка начинается с доведения сигнала до дежурного по воинской части на приведение её в высшие степени боевой готовности получения распоряжения на выполнение практических мероприятий.
С получением сигнала могут отрабатываться следующие вопросы:
-оповещение и сбор личного состава, проверка его экипировки;
-реальность и согласованность планов отмобилизования и приведения в боевую готовность части с планами призыва и поставки моторесурсов комплектующих военкоматов;
-взаимодействие комплектующими военными комиссариатами и другими взаимодействующими органами.
В ходе тренировки руководитель тренировки и его помощникиi
заслушивают решения обучаемых, осуществляют контроль за доведением задач до подчиненных.
По мере готовности разработанных документов руководитель тренировки и его помощники проверяют их содержание и дают им оценку. После отработки каждого вопроса руководитель тренировки может провести частный разбор, указывая на положительные и отрицательные стороны в работе обучаемых и пути устранения недостатков.
По окончании тренировки проводится ее разбор, где указывается, п какой степени достигнуты учебные цели тренировки, дается оценка каждому командиру, офицеру управления, общая оценка подготовки слаженности штабов, а также определяются задачи по устранению выявленных недостатков.
V. Командно-штабная тренировка органов управления в звене округ - соединение - воинская часть (пятый день занятий).
КШТ следует начинать одновременно во всех соединениях и воинских частях округа с передачей сигнала (распоряжения) на приведение в боевую готовность. Организуется работа на пунктах управления в пунктах постоянной дислокации.
Для проведения тренировки разрабатывается план проведения тренировки; тактическое задание; вводные и распоряжения, вручаемые обучаемым в ходе тренировки; частные планы помощников руководителя и организационные указания.
За 5-7 суток до начала тренировки обучаемым вручается тактическое задание исходной обстановки и организационные указания по подготовке и проведению тренировки.
Тренировка начинается с доведения сигнала до оперативных дежурных по соединениям и воинским частям на приведение войск округа в высшие степени боевой готовности и получения распоряжения на выполнение практических мероприятий.
С получением сигнала могут отрабатываться следующие вопросы:
- оповещение и сбор личного состава, проверка его экипировки;
- развертывание пунктов управления с выходом оперативных групп на запасные командные пункты;
- реальность и согласованность планов отмобилизования и приведения в боевую готовность части с планами призыва и поставки моторесурсов комплектующих военкоматов;
- вопросы взаимодействия воинской части с комплектующими военкоматами.
На командных пунктах организуется работа по контролю за выполнением мероприятий высшей степени боевой готовности в подчиненных войсках. Организуется взаимодействие со структурными органами, с которым совместно выполняются поставленные задачи. В это же время могут отрабатываться вопросы передачи управлений с одних пунктов управления на другие.
В этом вопросе ограничения должны быть сведены до минимума, только таким путем можно добиться наиболее вероятного приближения учебы к реальным условиям обстановки.
В ходе тренировки руководитель тренировки и его помощники заслушивают решения обучаемых, осуществляют контроль за доведением задач до подчиненных.
По мере готовности разработанных документов руководитель тренировки и его помощники проверяют их содержание и дают им оценку. После отработки каждого вопроса руководитель тренировки может провести частный разбор, указывая на положительные и отрицательные стороны в работе обучаемых и пути устранения недостатков.
По окончании тренировки проводится ее разбор, где указывается, в какой степени достигнуты учебные цели тренировки, дается оценка каждому командиру, общая оценка подготовки слаженности штабов, а также определяются задачи по устранению выявленных недостатков.
VI. Совместная штабная тренировка органов управления в звене ГКВВ - округ - соединение - воинские части непосредственного подчинения ГКВВ МВД России (шестой день занятий). Готовится и проводится по плану ГКВВ МВД России.
Занятие по боевой готовности заканчивается после завершения всех мероприятий, возвращения в пункты постоянной дислокации личного состава и техники, проверки наличия оружия, боеприпасов и материально-технических средств.
По окончании занятий по боевой готовности командующие войсками округов, начальники военных образовательных учреждений профессионального высшего образования, командиры соединений (воинских частей подразделений) и штабы анализируют уровень подготовки подчиненных войск, готовят предложения по повышению уровня боевой готовности и докладывают о результатах в вышестоящий штаб.
Командующие войсками округов, начальники военных образовательных учреждений высшего и профессионального образования. Командиры соединений (воинских частей, подразделений) на основе данных полученных от своих заместителей, начальников служб, подводят итоги занятий, делают выводы, определяют мероприятия, время для устранения недостатков, вскрытых в ходе занятия и задачи, которые необходимо решить для дальнейшего повышения уровня боевой готовности.
Командиры подразделений подводят итоги занятий со всеми личным составом подразделений.
Таким образом, результаты замятий обобщаются и используются для уточнения приведения в боевую готовность с учетом реальной укомплектованности, временных показателей, организации регулирования и комендантской службы, задач усиления охраны и обороны штабов, складов вооружения и боеприпасов и других охраняемых объектов.
При необходимости по итогам занятий по боевой готовности издается приказ.
Заключение
Таким образом, в заключении необходимо отметить, что командир для повышения боевой готовности должен изучить, прежде всего, руководящие документы, источники получения информации о состоянии боевой готовности, анализ боевой готовности и выводы. Руководящие документы по боевой готовности включают в себя: устав ВВ МВД России, наставления по СБД, приказы МВД РФ по боевой готовности, приказы ГУК ВВ МВД России на очередной год, приказы командующего округом ВВ, командира соединения на организацию СБД, план проведения части в боевую готовность, инструкция по порядку проведения инструкторских и итоговых проверок, план служебно-боевого применения части в военное время. Источники получения информации о состоянии боевой готовности включают в себя изучение актов инспекторских проверок, сводных ведомостей и справок, анализ результатов проверок боевой готовности старшим начальником, личная проверка боевой готовности подчиненных подразделений, практическая деятельность подразделений при «ЧО». Анализ боевой готовности подразделений включает уровень подготовки штаба, офицеров и обученности подразделений, действия дежурной службы (погрузочных команд) по сигналам оповещения, полнота отработки планов (норм) и занятий по поддержанию боевой готовности подразделений, устойчивость работы средств связи, организация ораны и обороны объектов охраны, занимаемых позиции м качество выполнения мероприятий по маскировке, состояние вооружения, инженерного имущества, автотранспорта, боевой и специальной техники. Выводы будут включать организацию выполнения мероприятий и предложений, указанных в актах инспекторский и итоговых проверок, в приложениях к сводным ведомостям, в справках, проведение тренировок по действиям дежурных служб по сигналам оповещения, проведение дополнительных практических занятий по развертыванию полевых узлов связи, инженерному обеспечению и маскировке, проведение внепланового технического обслуживания средств вооружения, инженерного имущества, автотранспорта, боевой и специальной техники.
Также, успех обучения личного состава находится в прямой зависимости от созданной учебной материальной базы (УМБ) боевой подготовки, которая предусматривает совокупность материальных и технических средств, зданий и сооружений, а также оборудованных районов местности (учебных объектов и полей), необходимых для обучения военнослужащих, слаживания войсковых нарядов и караулов, подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления. Она создается и совершенствуется применительно к потребностям боевой подготовки войск.
Список литературы
1. ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997г. № 27-ФЗ с изменениями на 10 января 2003 г. № 12-ФЗ.
2. Временный устав внутренних войск МВД России.
3. Боевой устав сухопутных войск.
4. Наставление служебно-боевой деятельности ЧОН и СМВЧ ч. I - II.
5. Журнал :«На боевом посту». № 2 2003 г. Стр. 66 - 79.
6. Приложение к журналу « На боевом посту». «Войсковой вестник» 4 – 2003г.
[1] Журнал :«На боевом посту». № 2 2003 г. Стр. 66 - 79.
[2] Наставление служебно-боевой деятельности ЧОН и СМВЧ ч. I – II.
[3] Временный устав внутренних войск МВД России.
[4] Временный устав внутренних войск МВД России.
[5] Временный устав внутренних войск МВД России.
[6] Приложение к журналу « На боевом посту». «Войсковой вестник» 4 – 2003г.
[7] Наставление служебно-боевой деятельности ЧОН и СМВЧ ч. I - II
[8] Приложение к журналу « На боевом посту». «Войсковой вестник» 4 – 2003г.
[9] Журнал :«На боевом посту». № 2 2003 г. Стр. 66 - 79.
[10] Наставление служебно-боевой деятельности ЧОН и СМВЧ ч. I – II.