Соловьяненко Анатолий Борисович

СОДЕРЖАНИЕ: Музыка для Анатолия Борисовича - неизменный спутник жизни со всеми ее радостями и горестями. С самого раннего возраста Анатолий находился в атмосфере песни - русской, украинской.

Народный артист СССР.

Родился 25 сентября 1932 г. в г.Донецке, в потомственной шахтерской семье. Женат, имеет двух сыновей.

Музыка для Анатолия Борисовича - неизменный спутник жизни со всеми ее радостями и горестями. С самого раннего возраста Анатолий находился в атмосфере песни - русской, украинской. Интерес к оперной классике пришел к нему позже, когда он познакомился с известным украинским певцом, заслуженным артистом РСФСР А.Н.Коробейченко, распознавшим в молодом человеке талант оперного артиста. С 1950 г. Анатолий Соловьяненко брал у него уроки пения, продолжая учиться в Донецком политехническом институте, который он окончил в 1954 г. Десять лет упорных совместных занятий явились прологом к той сенсации, которую произвел А.Б.Соловьяненко в 1962 году на смотре народных талантов в Киеве. Весьма компетентное жюри, в которое входили выдающиеся украинские певцы, с изумлением слушало выступление молодого горного инженера. Он уверенно и профессионально исполнил произведения, принадлежащие к мировому теноровому репертуару, - арию Радамеса из Аиды Дж.Верди и ариозо Канио из оперы Леонкавалло Паяцы, покорив всех присутствовавших манерой исполнения и голосом, бесподобной легкостью верхних нот. Затем последовало приглашение певца в один из лучших оперных театров страны. В 1962 году Анатолий Соловьяненко был принят стажером в Государственный академический театр оперы и балета имени Т.Г.Шевченко.

Вполне закономерной стала и его победа в конкурсе молодых вокалистов на право стажироваться в миланском театре Ла Скала. С 1963 года А.Б.Соловьяненко под руководством известного маэстро Барра познал школу итальянского бельканто. В течении трех лет (1963-1965 гг.) маэстро совершенствовал культуру исполнения, развивал вкус, раскрывал яркость и своеобразие голоса, который все более и более кристаллизовался как лирический тенор. И хотя от партий Радамеса и Канио пришлось отказаться, зато Герцог (Риголетто Дж.Верди) и Эдгар (Лючия ди Ламмермур Г.Доницетти) в скором времени стали коронными в репертуаре украинского певца. Он исполнял их в Киеве и во время гастролей на сценах других советских и зарубежных театров. Так, с его Эдгаром познакомились слушатели Германии во время гастролей Киевской оперы в Висбадене, а с Герцогом - публика нью-йоркской Метрополитен-опера. Анатолий Соловьяненко явился первым советским тенором, получившим приглашение петь в этом ведущем театре США. В течение сезона 1977-1978 гг. он участвовал в двенадцати спектаклях Метрополитен-опера, с большим успехом исполнив также партии в операх Кавалер роз Р.Штрауса и Сельская честь П.Масканьи.

В 1978 г., уже будучи Народным артистом СССР, А.Б.Соловьяненко окончил Киевскую консерваторию. За тридцать лет работы солистом Государственного академического театра оперы и балета имени Т.Г.Шевченко (1965-1995 гг.) Анатолий Борисович Соловьяненко спел 18 партий, среди них: Герцог (Риголетта), Альфред (Травиата), Тенор (Requiem), в операх Верди, Эдгар (Лючия ди Ламмермур), Рудольф (Богема), Каваросен (Тоска), Фауст (Фауст), Ленский (Е.Онегин), Самозванец (Борис Годунов), Андрей Запорожец (За Дунаем) и многие другие. В репертуаре певца много концертных программ, составленных из произведений русских, украинских и зарубежных авторов. Он записал 18 грампластинок (арии, романсы, песни).

Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии (1980 г.), Народный артист Украины, лауреат Государственной премии им.Т.Г.Шевченко (1997 г.), командор Итальянской республики, кавалер орденов и медалей.

На Киностудии им.Довженко был снят музыкально-художественный фильм Вызов судьбе с участием А.Б.Соловьяненко. В 1982 году вышла книга А.К.Терещенко А.Соловьяненко, посвященная творческому и жизненному пути певца и переизданная в 1988 г.

Скачать архив с текстом документа