Солженицын а. и. - Проблема национального характера в одним из произведений современной русской литературы

СОДЕРЖАНИЕ: Русский национальный характер. Каков он Что в нем особенного. В условиях труднейших исторических испытаний выпавших на долю нашей страны в характере человека появились мужество стойкость любовь к родине воля и энергия чувство собственного достоинства ч Имя героини.

Русский национальный характер: Каков он? Что в нем особенного? В условиях труднейших исторических испытаний, выпавших на долю нашей страны, в характере человека появились мужество, стойкость, любовь к родине, воля и энергия, чувство собственного достоинства, честность, доброта, самопожертвование: Кажется прост человек, а придет суровая беда, в большом и малом, и поднимается в нём великая сила - человеческая красота, - писал А.Н. Толстой. О таинственном и загадочном русском характере слагались легенды.

В центре рассказов, повестей, романов, поэм многих русских писателей и поэтов находится проблема русского национального характера. В произведениях Б. Полевого Повесть о настоящем человеке, Б. Васильева А зори здесь тихие, М. Шолохова Судьба человека, В, Распутина Пожар, А. Солженицина Матренин двор:

В поисках русского национального характера Солженицин заглядывает в самую нутряную Россию и находит человека, превосходно сохраняющего себя в смутных, нечеловеческих условиях действительности - Матрёну Васильевну Григорьеву. Рассказ Матренин двор полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево Владимирской области.

Имя героини Солженицина вызывает в памяти образ Матрены Тимофеевны Корчагиной, а также образы других некрасовских женщин - Тружениц: Так же, как они, героиня рассказа ко всякой работе ловка, приходилось ей и коня на скаку останавливать, и в горящую избу входить. Правда, в этих эпизодах солженицынская крестьянка совершенно лишена героического начала (конь, остановленный Матрёной , сани понёс с испугу; во время пожара героиня спасает фикусы). Нет в её внешности ничего от величавой славянки, не назовешь её красавицей, миру на диво. Она скромна и неприметна.

На долю старухи Матрёны выпало много обид, много несправедливостей. Но она не обижается на мир. Говорит с лучезарной улыбкой, доброжелательно, с тёплым мурчанием. Это образ-символ. В бескорыстии и кротости Матрёны писатель усматривает долю праведности. Она идёт из глубины души Матрёна. Есть такие прирождённые ангелы - они как будто невесомы, они скользят как бы наверх этой жизни, нисколько в ней не утопая, даже касаяс ли стонами её поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, этто - праведники: - пишет Солженицин об этом образе. Матрёна в ладах с совестью своей.

Быт Матрёны поражает своей неустроенностью. Всё её богатство - фикусы, колчаногая кошка, коза, мыши и тараканы, да ещё пальто перешитое из железнодорожной шинели. Всё это свидетельствует и о бедности Матрёны, проработавшей всю жизнь, и о её самоограничении. Кажется сама природа живёт в доме Матрёны. Живущая в ладу с природой она, весьма сдержанно относится к попыткам человека вторгнутся в её владения, например к освоению космоса: :чего-нибудь изменят, зиму или лето.

У неё было верное средство вернуть доброе расположение духа - работа. Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт помогать соседям, колхозу. Абсолютно лишенная корыстолюбия и зависти, она получает удовольствие от самой работы: В охотку копала, уходить с участка не хотелось. Даже в моменты физической слабости дела звали Матрёну к жизни. Так и жила она: зимой салазки на себе, летом вязанку на себе.

По Солженицину, естественны для народного характера независимость, открытость, искренность, доброжелательность по отношению к людям, и к своим, и к чужим. Она не могла отказать и даже покидала свой черёд дел. При этом она не испытывала и оттенка зависти, если видела изобилие и относительное благополучие в хозяйстве, искренне радовалась за людей, понимала бренность, невечность и ненужность материальных благ. Матрёна не гналась за обзаводом, не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни, не гналась за нарядами. Всё это она считала глупостью и не одобряла. Глупы были люди, не понимающие истинную ценность жизни и спорящие из-за избы погибшей Матрены. Очень показательна трагедия, произошедшая на переезде в погоне за материальным благом, за заработком.

Заслуга А.И. Солженицина в изображении русского национального характера состоит в том, что он спустил с героических высот образ простого человека. Он показал, что мощь России создаёт не человек-монумент, а миллионы скромных Матрён. Россия, по Солженицыну, будет стоять, пока стоит : посреди неба изба праведницы Матрёны.


Скачать архив с текстом документа