«сош №7»
СОДЕРЖАНИЕ: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский республиканский институт образования»Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский республиканский институт образования»
Кафедра гуманитарного
образования
Курсовая работа
Исследование проектно-исследовательского метода работы на уроках географии
Автор работы: Л.И. Лоскутова, учитель географии
МОУ «СОШ №7» Рузаевского муниципального района.
Научный руководитель: В.А. Учаева, методист
кафедры гуманитарного образования
Саранск, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Содержательный аспект методики.
2.Применение данной методики в курсе географии.
3.Примеры проектно- исследовательских работ учащихся.
Заключение
Хороших методов существует ровно столько,
сколько существует хороших учителей.
Джордж Пойа,
учитель математики
Современная система образования предоставляет возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний.
Главными задачами развития познавательной деятельности на уроках географии являются:
повышение мотивации образования через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных компетенций обучающихся;
выявление развития интеллектуального потенциала, интересов, склонностей обучающихся;
формирование нравственных основ личности;
создание моделей учебных занятий, направленных на развитие познавательной мыслительной деятельности на уроках географии.
Опыт педагогов за последнее время показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их не может удовлетворять требованиям постоянно развивающегося общества. Ранее преобладали стандартные типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащихся не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников. Я согласна с мнением профессора В.П. Сухова, что в основе технологии развивающего обучения лежит личностно-деятельный подход. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», то есть «какова деятельность, такова и личность, и вне деятельности нет личности».
Методы обучения, используемые на уроке, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребенка. Ученикам часто привожу слова великого русского писателя А.П. Чехова, который говорил: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед». Развивать у детей умение видеть, способность к внимательному проникновению в суть окружающих их предметов очень важна. От этого зависит, каким гражданином вырастет ребенок, что он сумеет увидеть в окружающем мире. Именно природа – неистощимый источник творчества и наслаждения. Однако не все люди рождаются чуткими к ее красоте, и в этом случае особенно важна работа учителя.
На уроке, во внеурочной работе необходим совместный поиск, при котором ребенок стремился бы напрягать свой ум в коллективной деятельности с взрослыми и товарищами. Для развития познавательной мыслительной деятельности на любом этапе урока, в зависимости от изучаемого материала, ученикам предлагаю что-то доказать.
В настоящее время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно-исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффективный путь познания. Целый ряд исследовательских методов и подходов являются универсальными, общими для любого вида исследовательской деятельности, и, следовательно, знание их поможет детям, какой бы дальнейший путь они не избрали.
Содержательный аспект методики
Географию как школьный предмет можно отнести как к общественным наукам, так и к естественным. С одной стороны, точная наука, в которой все подчиняется строгим законам, а каждое предположение проверяется на практике путем опыта и исследования. С другой стороны, география – предмет мечтателей и путешественников, позволяющий раздвинуть привычные рамки и границы и обладающий широчайшими воспитательными возможностями. Где как не на уроках географии можно применять проектно-исследовательские методы работы.
Проект – это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности. Учебная деятельность преобразуется в проектную. Активность учащихся в создании тех или иных проектов дает возможность освоить новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
В.И. Иванова в сборнике «Активизация познавательной деятельности учащихся» выделяет такие типы проектов:
Таб.1
Типы проектов
в зависимости от сферы деятельности человека
Сфера деятельности человека |
Проектная деятельность по географии |
Примеры названий проектов |
Научно-познавательная |
Изучение географических проблем, историко-культурных, социальных, экологических аспектов географии |
1.Экологические проблемы региона. 2.Этнические традиции народов севера. 3.В каком районе России вы хотели бы жить? Обоснуйте свой выбор. 4.Геральдика как способ изучения географии и истории России. 5.История развития транспорта области (страны) 6.Социологические вопросы. |
Практико-преобразовательная |
Создание картографических моделей, графических схем, проведение наблюдений, экспериментально-измерительных работ на местности. |
1. Глазомерная съемка местности. 2.Полярная съемка местности. 3. Измерение холма и построение горизонталей местности (холма). 4.План местности в районе школы. 5. Природные комплексы как источник существования человека. |
Ценностно-ориентационаая |
Создание проектов, включающих духовно-нравственные вопросы, фундаментальные ценности человечества, связанные с сохранением жизни, цивилизации. |
1. Земля – наш общий дом. 2.Природа и мы. 3.Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем. 4.Памятники всемирного наследия в стране и мире. |
Коммуникативная |
Включает коммуникативные потребности учащихся, направленные на решение проблем связи, передачу информации с помощью компьютеров и развитие личностно-коммуникативных умений учащихся, способствующих их самореализации |
1.Проектирование мегаполиса по оси Москва- Владимир –Нижний –Новгород. 2.Проектирование транспортной магистрали между пунктами. 3.Проектирование города будущего. |
Художественно -эстетическая |
Создание проектов, раскрывающие эстетические особенности природы, чувства, впечатления, эмоции, возникающие при изучении природных, общественных, исторических и культурологических процессов и явлений, охватывающих географию, театрализованные проекты. |
1.Театрализованные проекты «Япония», «Индия». 2.Туристические проекты. 3.Моя малая Родина. 4.Экскурсионные проекты. |
Выделим возможные типы учебных проектов.
- По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. (Типология предложена Е.С. Полат.)
- По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
- По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных – продолжительностью от месяца и более.
- По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.
· Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты – от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие, пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
· Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.
· Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии).
Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может – практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме “Горы (или равнины) Земли”. Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
· К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:
проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры); проекты освоения территорий; проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.
Работа над любым проектом может быть организована как индивидуальная, групповая, коллективная или смешанная, т.е. на разных этапах работы имеет место и групповая, и индивидуальная работа. Результатом работы школьников могут быть какие-либо макеты, разработки, карты, схемы, описания объектов и конкретная деятельность по их благоустройству и т.п. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника.
Очень важно, что при работе над проектом школьники не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.
Работа над проектом требует продолжительного времени: от нескольких недель, если речь идет о минипроекте, до нескольких месяцев. Поэтому четкость в организации работы школьников и промежуточный контроль за их работой от этапа к этапу – необходимые условия успешного выполнения поставленной задачи.
Применение данной методики в курсе географии
В своей работе я широко использую данный метод, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Работая над проектом, учащиеся раскрывают свои творческие возможности, они становятся «колумбами» своего времени. Пусть их работы не такие значимые для истории, но они имеют возможность высказать своё мнение, суждение по любой теме.
Проектно-исследовательский метод может найти применение не только в старших классах. Более того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников, я начинаю эту работу в младших классах: с 5 класса постепенно ввожу занятия, посвященные проблемным вопросам (проблеме взаимодействия общества и природы, исторического развития животных и человека и т.д.). В 6 классе исследовательская работа начинается с изучения глазомерной и полярной видов съемки местности. При изучении данной темы учащиеся строят план местности в районе школы, составляют его описание, экологическое состояние, перспективу развития этого участка. Актуален и новый предмет «Краеведение» для проектно-исследовательской работы в 6 классе, где почти каждая практическая работа - новое открытие для ученика.
Изучая климат и природные зоны материков в 7 классе, сочиняем рассказы несостоявшихся путешествий. Задание звучит так: используя знания, полученные на уроках, с помощью дополнительной литературы, средств массовой информации написать сочинение на тему: «Три дня в Африке» или «Дневник несостоявшегося путешествия», «Памятка тому, кто окажется в Австралии (на Амазонке и т. д.)». При этом текст должен содержать не только описание природы и климата, но и карту материка с маршрутом путешествия. Эти задания развивают воображение, творческую активность, любознательность. А именно любознательный ребенок способен к саморазвитию.
В рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной среды» и с победой в ПНПО, став грантополучателями российского уровня, проведено оснащение нашей средней общеобразовательной школы компьютерной техникой и программным обеспечением. Каждый кабинет школы оснащен компьютером. Благодаря этому в географическом кабинете есть интерактивная доска, с помощью которой наглядно можно представить любое исследование (путем наложения, рисования и т. д.). Например, с помощью неё мною был проведён урок в 7 классе «Антарктическая экспедиция». Во время занятия учащиеся провели мини-исследования: путем наложения карт объясняли местонахождение месторождений полезных ископаемых и особенностей рельефа, доказывали влияние морей на климат, прокладывали туристический маршрут.
При изучении географии России упор делаю на практические работы. Некоторые задания даю на дом, усложняя их. Например: «Провести исследование реки по плану» (Рек в стране много, поэтому река даётся каждому своя). За основу беру типовой план, но дополняю его пунктом о заповедниках и обязательным условием: все пункты исследования отобразить на контурной карте. Рассказ о заповедниках учащиеся оформляют в виде презентации.
После изучения природных зон России провожу такую исследовательскую работу, как построение гипсометрического профиля по территории России с севера на юг. Эта работа итоговая. 80% учащихся справляются с ней на «4» и «5». В четвертой четверти при изучении темы «Население России» класс делю на группы и даю задания с использованием статистического материала. Этот материал каждая группа должна собрать самостоятельно: у учащихся своего класса(1 группа), у учащихся параллели (2 группа). Выводы представляют в виде исследовательской работы.
Не вызывает сомнения необходимость использования современных технологий и возможностей Интернет в качестве источника информации доступного всем. Новизна заключается в ориентации на социальную активность ученика, повышение роли компьютера в овладении учащимися опытом творческой деятельности. Тысячи российских пользователей сегодня читают через Интернет отечественные и зарубежные газеты и журналы, получают последние новости со всего мира, путешествуют по музеям, интересуются историей, культурой и природой разных стран. Ресурсы и возможности Глобальной сети безграничны. Почему бы не приобщить наших учеников к овладению этими возможностями уже в школе. Простое перекачивание информации о той или иной стране должно уйти в прошлое, необходимо ставить перед школьниками более сложные задачи.
На протяжении нескольких лет в нашей школе существует научное общество учащихся «Поиск», которое проводит ежегодные научно-практические конференции «Шаг в будущее». Здесь учащиеся представляют отчеты о своей исследовательской работе, проводимой в течение года. Мои ученики принимают в них активное участие. Тематика работ такая:
2004- 2005 учебный год – «Мордовия в составе Приволжского федерального округа»
2006-2007 учебный год – «Народные промыслы Мордовии»
«Экономическое развитие Мордовии на современном этапе»
«Образ Средней полосы России в произведениях русских поэтов и писателей»
2008-2009 учебный год – «Изучение расселения мордвы по территории России»;
«Изучение городов России по денежным знакам».
В 2008-2009 учебном году наша школа вступила в муниципальный эксперимент по развитию информационно-образовательной среды школы. С этой целью проводились дни науки. Один из таких был посвящен биологии и географии. В этот день были проведены мероприятия, на которых учащиеся продемонстрировали свои знания, умения и навыки в проектных работах. Очень важна и актуальна тема о загрязнении окружающей среды и экологических проблемах общества. Она была затронута на мероприятии, проведенном в виде суда над человечеством. Ученики 5 класса попробовали себя в роли судьи, адвокатов, обвиняемых, защитников. Ими были подобраны яркие примеры загрязнения окружающей среды, было выделено, что источником загрязнения атмосферы являются продукты сгорания автотранспорта и авиации, что наиболее ярким примером негативного воздействия человека на климат Земли является возникновение озоновой дыры над Антарктидой и Арктикой.
Изучение условий образования соленых озер юга России
(на примере озер Баскунчак и Эльтон)
Цель моей исследовательской работы: изучить условия образования соленых озер России (на примере озер Баскунчак и Эльтон)
Объект и предмет изучения: Озера - Баскунчак и Эльтон, расположенные на юге Европейской части России.
Задачи исследовательской работы:
- изучить условия образования соленых озер, выяснить условия происхождения озер Эльтон и Баскунчак;
- определить химический состав воды этих озер;
- выяснить, как используется природная соль в хозяйстве страны, определить экологическое состояние территорий озер;
- сделать выводы по работе.
При подготовке этой работы я использовала следующие методы:
- картографический метод /по карте России, я определила, где располагаются соленые озера Эльтон и Баскунчак/
- метод анализа и сравнения /анализируя найденную информацию, я обнаружила, что соленые озёра по способу образования могут быть двух видов/
- метод наблюдений /с помощью фотографий я наблюдала, как выглядят эти объекты природы/.
Изучая физическую карту России, я определила, что эти озера располагаются на юге Восточно-Европейской равнины, к северу от Каспийского моря. Эльтон находится южнее озера Баскунчак.
Баскунчак — солёное озеро, имеющее площадь около 115 км в Ахтубинском районе Астраханской области, географические координаты — 48°10 с. ш. 46°53 в. д. (G), примерно в 270 км к северу от Каспийского моря, и в 53 км к востоку от Волги. Располагается на территории Богдинско-Баскунчакского заповедника.
Эльтон — солёное бессточное самосадочное озеро в Палласовском районе Волгоградской области, недалеко от границы с Казахстаном.
В учебнике по географии за 6 класс говорится:
….. соленой вода становится в бессточных озерах в жарком засушливом климате. Из-за большого испарения, содержащиеся в воде соли накапливаются в озере, делая его соленым.
Изучая условия образования озерных котловин Эльтона и Баскунчак, я обнаружила, что они немного иные.
- Оба озера бессточные.
- Оба озера находятся в засушливом климате.
НО - Баскунчак представляет собой своеобразное углубление на вершине соляной горы, уходящей основанием на тысячи метров в глубь земли и прикрытой толщей осадочных пород.
Озеро Эльтон- это впадина между крупными соляными куполами на крайнем севере Прикаспийской низменности.
-питание озера Баскунчак происходит главным образом за счет источников. Многочисленные ключи впадают в озеро по его северо-западному берегу, принося в течение суток в озеро более 2,5 тысячи тонн солей.
У Эльтона, в основном снеговое питание, через 7 минерализованных рек. На дне выходы солёных источников.
Солёность озера Баскунчак — около 300 г/л. Мощность поверхностной залежи соли на озере достигает 10-18 м. Глубина залегания соли достигает 6 км
Озеро Эльтон заполнено насыщенным солевым раствором (рапой), который весной распресняется. Минерализация составляет 200—500 г/л, что в 1.5 раза превышает концентрацию на Мертвом море. На дне озера — залежи солей (главным образом NaCl, KCl) и под ними слой минеральной сероводородной грязи. В воде озера содержатся водоросли, придающие красноватый оттенок озеру.
Немного из истории
Впервые озеро Баскунчак официально упоминается в 1627 в «Книге Большого Чертежа», первом географическом описании России, как место, «где ломают соль чистую, как лед». С VIII века на озере добывали соль и отправляли ее по шелковому пути.
Озеро Эльтон было известно еще задолго до того, как стало популярным курортом. Уже во времена Ивана Грозного, после завоевания им Астраханского ханства, началась регулярная добыча соли на соляных озерах тех мест. В то время слава астраханских соляных озер была столь велика, что породила фантастические рассказы об их неисчерпаемости и высоком качестве соли. Наиболее активно разработкой соли занялись во времена императрицы Елизаветы. В эти годы были проложены два соляных тракта от озера Эльтон до Николаевской слободы и до Покровской слободы, ныне это Энгельс (город), по которым потекла соль в российские губернии.
С 1865 года государственная добыча соли была остановлена и передана в руки частных предпринимателей. Большинство из них ринулось на озера Эльтон и Баскунчак. Из-за больших нагрузок и неплановых разработок, длящихся более века, в конце 1880-х годов отработка соли была там прекращена. Приблизительно с этого времени можно начинать отсчет курортного предназначения этих озер.
Хозяйственное использование
Сегодня чрезвычайно чистая соль озера Баскунчак (99.8 % NaCl) составляет до 80 % от общей добычи соли в России (ОАО «Бассоль»). В зависимости от потребности, здесь добывают от 1,5 до 5 миллионов тонн соли в год. Для вывоза соли была построена Баскунчакская железная дорога.
На побережье озер имеются залежи лечебных глин. В июне-августе на озеро стекаются туристы, которые купаются в рапе и принимают грязевые ванны.
Лечебный воздух с высоким содержанием брома и фитонцидов, сульфидная иловая грязь, аналогичная по действию и составу грязи Мертвого моря, хлоридно-натриевая рапа, содержащая комплекс макро- и микроэлементов, способствуют быстрому выздоровлению отдыхающих.
В воде озера Эльтон содержатся водоросли, придающие красноватый оттенок озеру. На дне озер — залежи солей (главным образом NaCl, KCl) и под ними слой минеральной сероводородной грязи. На берегу этих озер располагаются санатории-профилактории «Баскунчак» и «Эльтон».
Подводя итог своей работе можно сказать следующее:
- соленые озера образуются не только благодаря климату и отсутствием речной системы, но и геологическому строению земной коры;
- соленая вода озер состоит главным образом из NaCl, KCl;
- сегодня чрезвычайно чистая соль озер добывается в основном на озере Баскунчак, а озеро Эльтон является заповедной зоной.
Изучение уникальных свойств Мамонтовой пещеры в предгорьях Аппалачи
Предмет и объект изучения :
Карстовая пещера в горной области Аппалачи.
Цель работы :
- выяснить, прочему стены, полы, потолки в карстовых пещерах белого цвета, в чем схожесть и различия с другими пещерами.
Задачи работы :
- определить по карте местонахождение объекта;
- выяснить химический состав и способ образования карстовых пещер;
- выяснить имеются ли аналоги в России
- сделать выводы по работе.
Методы и методики:
- картографический метод /определение географического положения и возраста объекта/
- метода анализа и сравнения текста и карт /сравнение возраста горных массивов, способов образования и их размещение на земле/;
- метод наблюдений /по снимкам и фотографиям я наблюдал за происходящим процессом в пещерах/.
Теоретическая основа проекта
Мамонтова пещера расположена в западных предгорьях Аппалачей. Это самая длинная пещера в мире и основная достопримечательность одноимённого национального парка. Полная протяжённость пещеры неизвестна, каждый год спелеологи разведывают несколько километров новых ходов. В одном из нижних проходов протекает крупная подземная река Эхо.
Мамонтова пещера не имеет никакого отношения к мамонтам. По-английски, имя прилагательное mammoth имеет два значения: «мамонтовый» и «огромный». В данном случае имеется в виду именно гигантский размер пещеры — точнее, размеры некоторых проходов и залов около её входа.
Анализируя карту строения Земной коры, я выяснил, что Аппалачи относятся к каледонской и герцинской области складчатости. Примерно такое же время образования имеют Уральские горы в России.
Пещера образовалась в результате карстования в толстом пласте известняка под пластом песчаника породы. Пласт водонепроницаемого песчаника действует как крышка и защищает пещеру от просачивающейся воды. Благодаря этому, верхние проходы пещеры очень сухие, и следовательно, не имеют сталактитов, сталагмитов и прочих натечных образований. Однако в ряде мест, эрозия и трещины в песчанике позволяют воде попасть в пещеру. Вода растворяет сульфат кальция, т.е. гипс, он просачивается в пещеру и образует белый налет на всем, что есть в пещере. Гипс выпадает в виде причудливых кристаллов. Они , кажется, медленно сочатся из стен пещеры и вьются как крем из кулинарного шприца, используемого кондитером для украшения торта.
В поисках информации о Мамонтовой пещере я нашел описание карстовых пещер в Уральских горах. Во многих пещерах этих гор очень холодно. Я прочитал о Кунгурской пещере.
Кунгурская ледяная пещера — одна из самых популярных достопримечательностей Урала, является памятником природы всероссийского значения. Пещера находится в Пермском крае, на правом берегу реки Сылвы на окраине города Кунгур.
Это уникальный геологический памятник — одна из крупнейших карстовых пещер в Европейской части России.
Пещера имеет 58 гротов. В большинстве гротов температура около нуля, практически отсутствуют любые вредоносные микробы. Есть некоторые гроты, температура которых даже летом остаётся минусовой, например грот Вышка (–17 °C) или грот Бриллиантовый (–32 °C). В гроте Метеорном подсветка создаёт впечатление пролетающего метеора.
Особую красоту придают пещере озёра, воды которых соединяются с водами реки Сылвы. Всего пещера насчитывает 70 озёр, крупнейшее озеро - Большое озеро.
Отличается эта пещера от Мамонтовой пещеры тем, что в ней есть огромное количество сталактитов и сталагмитов.
Выводы по работе:
- по возрасту карстовые пещеры Урала и Аппалачей схожи, поэтому они имеют одинаковые условия образования;
- белые стены, потолки и полы в Мамонтовой пещере – следствие дегидрации гипсового раствора;
- температура в Кунгурской пещере очень низкая, поэтому растворы карбонатов там замерзают и образуют сталактиты и сталагмиты, а в Мамонтовой пещере нет.
Заключение
Метод проектов органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся. Но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения.
Анализ результатов внедрения в систему преподавания методов проектов позволяет судить об их эффективности. Учащиеся овладевают способами индивидуальной учебной деятельности, учатся работать самостоятельно, планировать свои действия, использовать различные источники учебной информации, формулировать и отстаивать свою точку зрения, делать обобщения, выводы.
Антон Семенович Макаренко говорил: «Учеба, как и всякий труд, теряет свою привлекательность, стоит лишь погаснуть в ней творческому началу».