Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции
СОДЕРЖАНИЕ: 1 Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности. От уровня издержек зависит количество товара, предлагаемое предприятием.1 Составление сметы затрат на производство и реализацию
продукции
Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности. От уровня издержек зависит количество товара, предлагаемое предприятием.
Они могут быть представлены в показателях себестоимости продукции, которая характеризует в денежном выражении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые необходимы для производства и реализации продукции.
Различают также постоянные и переменные издержки производства. К постоянным издержкам относятся затраты, величина которых не меняется с изменением объемов производства (отчисления на амортизацию, аренда зданий, страховые взносы и т.д.). Под переменными понимаются издержки, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от объемов производства и реализации (затраты на сырье, материалы, топливо, транспортные услуги и т.д.). Общие (валовые) издержки состоят из постоянных и переменных.
В издержки производства и реализации продукции включаются затраты, связанные с:
· непосредственным производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства;
· использованием природного сырья;
· подготовкой и освоением производства;
· совершенствованием технологии и организации производства, а также улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств (затраты некапитального характера);
· изобретательством и рационализацией, проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов, выплатой авторских вознаграждений и т.п.;
· обслуживанием производственного процесса: обеспечением производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом и другими средствами и предметами труда, поддержанием основных производственных фондов в рабочем состоянии, выполнением санитарно-гигиенических требований;
· обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности;
· управлением производством: содержанием работников аппарата управления предприятия, фирмы и их структурных подразделений, командировками, содержанием и обслуживанием технических средств управления, оплатой консультационных, информационных и аудиторских услуг, представительскими расходами, связанными с коммерческой деятельностью предприятий, фирм и т.п.;
· подготовкой и переподготовкой кадров;
· отчислением на государственное и негосударственное социальное страхование и пенсионное обеспечение, в Государственный фонд занятости населения;
· отчислением по обязательному медицинскому страхованию и др.
Результат деятельности предприятия, фирмы (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и другого имущества предприятия, фирмы и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Определяется конечный результат как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.
Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие трудового коллектива и др. Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, т.е. составляет производственную себестоимость продукции. Предприятия производят также затраты по реализации (сбыту) продукции, т.е. осуществляют внепроизводственные или коммерческие расходы (на транспортировку, упаковку, хранение, рекламу и др.).
Производственная себестоимость и коммерческие расходы составляют полную или коммерческую себестоимость продукции. Ее реальное определение на предприятии необходимо для:
· маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами;
· определения степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);
· ценообразования;
· правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно, и налогообложения прибыли.
Себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
· материальные затраты (за вычетом возрастных отходов);
· затраты на оплату труда;
· отчисления на социальные нужды;
· амортизация основных фондов;
· прочие затраты.
Материальные затраты – наиболее крупный элемент затрат на производство. Их доля в общей сумме затрат составляет 60 – 90%; лишь в добывающих отраслях промышленности она невелика. К материальным затратам относятся:
· топливо и энергия;
· покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты;
· запасные части для ремонта машин и оборудования;
· производственные услуги сторонних предприятий, не относящиеся к основной деятельности и другие.
Из затрат на материальные ресурсы исключается стоимость возрастных отходов, под которыми понимаются остатки сырья, материалов, теплоносителей, образовавшиеся в процессе производства продукции, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного продукта и в силу этого используемые с повышенными затратами или вовсе не используемые по прямому назначению.
В состав Затрат на оплату труда входят расходы на оплату труда основного производственного персонала предприятия (фирмы), включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия (фирмы) работников, занятых в основной деятельности.
В элементе Отчисления на социальные нужды отражаются обязательные отчисления по установленным нормам органам государственного и негосударственного социального страхования. Предприятия отчисляют в Пенсионный фонд 28% от начисленной оплаты труда, в фонд социального страхования – 4%, в фонд обязательного медицинского страхования – 3,6%.В состав Амортизация основных фондов входит сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из их балансовой стоимости и установленных норм, включая и ускоренную амортизацию их основной части.
Все другие затраты, не вошедшие в ранее перечисленные элементы затрат, получают отражение в элементе Прочие затраты. Это налоги, сборы, отчисления в специальные фонды, платежи по кредитам в пределах установленных ставок, затраты на командировки, оплата услуг связи и другие.
Классификация затрат по статьям калькуляции представляет собой деление по производственному назначению и месту возникновения в процессе производства и реализации продукции, носит рекомендательный характер и включает следующие типовые затраты:
1. сырье и материалы;
2. возвратные отходы (вычитаются);
3. покупные изделия;
4. топливо и энергия на технологические цели;
5. основная заработная плата производственных рабочих;
6. дополнительная заработная плата производственных рабочих;
7. отчисления на социальные нужды;
8. расходы на подготовку и освоение производства;
9. расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
10. общепроизводственные расходы;
11. общехозяйственные расходы;
12. потери от брака;
13. прочие производственные расходы;
14. внепроизводственные расходы.
Управление текущими затратами подразумевает разработку и контроль за исполнением сметы затрат на производство. Это внутренний документ, позволяющий не только контролировать общий уровень затрат и их динамику, но и сопоставлять их величину по структурным подразделениям и филиалам. Смета затрат позволяет определить уровень самоокупаемости по предприятию в целом и его отдельным подразделениям. При разработке сметы затрат определяется себестоимость единицы продукции, создается база для расчета оптовых цен, устанавливается возможность снижения затрат на производство и реализацию продукции за счет внедрения новых технологий, рационализации товародвижения, закладывается основа для получения прибыли. Сметы используются также для определения потребностей предприятия в оборотных средствах, объема реализации продукции и размера возможной прибыли.
Проблема отнесения различных затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) является очень важной для предприятий. С помощью механизма формирования себестоимости продукции (работ, услуг) можно стимулировать или, наоборот, подавлять, делать невыгодными для предприятий различные виды затрат. А в совокупности с налоговыми льготами этот механизм является мощным рычагом воздействия на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
В последние годы наблюдается тенденция к росту затрат на производство и реализацию продукции. К увеличению себестоимости приводят удорожание стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования, рост процентных ставок за пользование кредитом, повышение тарифов на транспортные услуги, рост расходов на рекламу, представительских расходов. Увеличивается сумма амортизационных отчислений, в том числе из-за переоценок основных фондов и введения индексации. Большую роль играет повышение удельного веса заработной платы в структуре затрат в условиях либерализации цен и социальной напряженности. Одновременно повышаются отчисления на социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение, в государственный фонд занятости, на различные компенсационные выплаты. Все это в последствии обуславливает очередной виток инфляции.
На основе исходных данных рассчитаем смету затрат в таблице 6 .
Таблица 6. Смета затрат (руб.)
Экономические элементы затрат |
Цена приобретения | Цена без НДС | Израсходовано | Сумма |
1 | 2 | 3 | 4 | 5=3·4 |
Металл | 2800 | 2373 | 570 | 1352610 |
Топливо | 1800 | 1525 | 66 | 100650 |
Электроэнергия | 0,5 | 0,42 | 1700000 | 714000 |
Зарплата | 3906000 | |||
Отчисления внебюджетные фонды | 1390536 | |||
Амортизация: | ||||
Здания | 40000 | |||
Машины | 560000 | |||
Прочие расходы | 21000 | |||
Итого затрат | 8084796 |
1. Определим цену без НДС:
металл 2800:1,18 = 2373 руб.
топливо 1800:1,18 = 1525 руб.
электроэнергия 0,5:1,18 = 0,42 руб.
2. Определим заработную плату:
З/пл = 3100·105·12 = 3906000 руб.
3. Определим отчисления во внебюджетные фонды:
3906000·35,6% = 1390536 руб.
4.Рассчитаем амортизацию:
здания 2000000·2% = 40000 руб.
машины 4000000·14% = 560000 руб.
5. Прочие расходы 21 тыс.руб. = 21000 руб.