Состояние рынка НТП на сегодняшний день
СОДЕРЖАНИЕ: Введение. 1. Состояние рынка НТП на сегодняшний день. 2. Рынок НТП. Тенденции развития. 3. Понятие рынок НТП и его особенности 4. Особенности управления созданием НТП в условиях рынкаВведение.
1. Состояние рынка НТП на сегодняшний день.
2. Рынок НТП. Тенденции развития.
3. Понятие рынок НТП и его особенности
4. Особенности управления созданием НТП в условиях рынка
5. Характеристика инновационного процесса в современных условиях.
6. Формы финансирования НИР и ОКР в условиях рынка.
7. Биржа интеллектуальной собственности и ее роль в развитии рынка НТП.
8. Правовая защита производителей НТП.
Заключение.
Список литературы.
Введение
В том, что нужна рыночная экономика, сегодня наше общество почти уверено. Проблема состоит в том, как идти к ней и какие формы она должна принять. Естественно, что переход к полноценным рыночным отношениям затронет и отрасль науки, которой придется также существенно изменится. Связи с рыночной экономикой научной системе избежать никак не удастся. Если промышленное производство вступает в отношения рыночного взаимодействия, то сразу встают вопросы потребительских свойств товара и уровня общественно необходимых затрат на его производство. Это, естественно, заставляет заниматься качеством продукции, ее себестоимости. И непременно приходится обращаться к стадиям, предшествующим производству, исследованиям и разработкам, так как именно там, в основном, закладывается как максимальный уровень качества будущей продукции, так и минимальная для реально имеющихся на производстве условий, себестоимость. При этом значительная часть затрат на исследования и разработки непременно войдет в стоимость продукции, хотя и не полностью. Следовательно, искусственно изолировать науку от рынка все равно не удаться, и поэтому представляется разумным думать о ее рациональной организации, соответствующей жизни в условиях рынка.
1. Состояние рынка НТП на сегодняшний день
Специфика научного рынка в реально сложившихся у нас условиях определяется многими факторами. Среди основных из них можно выделить следующие:
- слабую интеграцию с мировым рынком;
- недостаточную заинтересованность производственных организаций во внедрении научных новшеств и изменении сложившихся технологий;
- отсутствие механизма передачи результатов академической науки в отраслевую;
- высокую зависимость научных коллективов и ученых от бюрократических структур;
- практическое отсутствие государственной и иных видов поддержки предпринимателей в науке;
- низкие темпы обновления основных фондов;
- низкий уровень ресурсного обеспечения исследований и разработок;
- низкий, по мировым стандартам, уровень материального обеспечения ученых и специалистов, занятых в сфере науки.*1
Это неполное перечисление факторов позволяет судить о серьезных трудностях, имеющихся в сфере становления научного рынка и весьма значительной его удаленности от представлений о свободном рынке.
Но как же конкретно будет осуществляться переход к рыночным отношениям в сфере науки в нашей стране? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо хотя бы приблизительно спрогнозировать процессы, которые будут проходить в сфере инновационной деятельности.
2. Рынок НТП. Тенденции развития
Переход к рынку порождает противоречивые тенденции в изобретательской и инновационной деятельности. Некоторые из них уже очевидны, другие появятся в не столь уже отдаленном будущем, когда от нынешнего состояния процесса удастся перейти к стабилизации, а затем к оживлению. Очень важно предвидеть возможные альтернативы грядущих изменений, чтобы своевременно к ним подготовиться, активно устранять или смягчать негативные тенденции и ощутимо поддерживать прогрессивные. Рассмотрим как прогнозирует эти тенденции Ю.В.Яковец, доктор экономических наук из Москвы, в своей статье Рынок, изобретения и инновации ( Вопросы изобретательства, 1991 г., N1):
1.Количество изобретений и инноваций в ближайшие годы резко сократится, затем стабилизируется и к середине 90-х годов начнет расти, не достигая, однако, прежней величины. Причины сокращения изобретений можно установить следующие. Переход к рынку начинается с усиления дефицита и всевластия монополий, разрыва сложившихся связей, падения производства, когда предприятиям не до инноваций - удержаться бы на плаву. Лишь когда фаза кризиса будет пройдена и после стабилизации начнется оживление, а затем и подьем - снова начнет расти спрос на изобретения, увеличатся масштабы инноваций. Однако и тогда не потребуется такое количество изобретений и нововведений, поскольку большинство из них - мелкие улучшения устаревших поколений техники.
2. Изменится структура изобретений и нововведений по их значимости. Сейчас особо тяжелая ситуация складывается для базисных инноваций, которые прежде субсидировались из средств государственного бюджета и министерств: они требуют значительных вложений длительного срока и уверенности в сбыте новой продукции. Всего этого в современных условиях нет. Закрываются дороги и для неэффективных и малоэффективных инноваций, финансируемых за счет собственных средств предприятий. Можно прогнозировать устойчивую тенденцию повышения доли изобретений и нововведений (и затрат на их реализацию), связанных с созданием
новых товаров народного потребления (прежде всего бытовой радиоэлектроники, медицинской техники), экологически чистого продовольствия, технически сложных услуг. Эту тенденцию следует учитывать при определении социального заказа для изобретений.
Однако в дальнейшем потребность в изобретениях революционного типа в базисных инновациях возрастет, поскольку лишь на их основе можно укрепиться на рынке в условиях усиливающейся конкуренции.
3. В стране будет активно формироваться рынок изобретений и инноваций на базе интеллектуальной собственности. Кончилось время, когда продукты научно-технической деятельности и их использование были за рамками рыночных отношений. Любое изобретение объявлялось государственной собственностью и фактически становилось ничьим, могло его применить, ограничивались чаще всего чисто символическим поощрением новатора.
Но в настоящее время в сфере инноваций создается особый рынок, где покупатель и продавец могут тщательно взвешивать перспективность идеи, сравнивать затраты на приобретение патента и его реализацию с возможным доходом и прибылью. Нововведения будут осуществляться, как правило, за собственный счет.
Правда на первых порах на рынке изобретений и нововведений, деформированном, монополизированном, страдающей стороной оказывается чаще всего изобретатель.
Однако меры по демонополизации экономики, усилению рыночной конкуренции, утверждению категории дифференциального научно-технического дохода (убытка), когда пользователь эффективного новшества гарантированно получает сверхприбыль, а для отстающего в технологическом прогрессе неотвратимы убытки и угроза банкротства,- все это со временем приведет к улучшению положения изобретателя и предпринимателя - новатора, как субъекта рыночных отношений. Однако при этом потребуется активная государственная поддержка:
- в правовой защите изобретений, налоговых льготах при исполь зовании крупных разработок;
- в частичном централизованном финансировании базисных новов ведений;
- в оказании базисной помощи в определении цен на изобретения, оформлении патентов.
4. Активное включение в мировой патентный рынок, повышение роли изобретений во внешнеэкономической деятельности и совместном предпринимательстве.
С развитием совместного предпринимательства, переходом к общепринятым нормам патентного права, созданием патентных судов положение изменится. Для повышения конкурентоспособности продукции, обеспечения ее патентной чистоты предприниматели будут стремиться операться на патентную защиту собственных и приобретенных изделий, расширится международный обмен лицензиями.
Все большее число совместных предприятий будет ориентироваться на реализацию отечественных и зарубежных изобретений, активно заниматься инновационной деятельностью для обеспечения конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке.
3. Понятие рынок НТП и его особенности
Рынок - понятие многомерное и как составную часть включает в себя рынок научно-технической продукции (НТП). Объектами последнего являются товары в виде научно-технической, проектно-конструкторской и технико-технологической продукции и информационных услуг; субъектами - контрагенты рынка, дифференцированные по объему своего производственного, научного, информационного и финансового потенциала, форме собственности. Данный рынок имеет специфические черты, в частности, ограниченный характер товарной формы достижений науки и техники. *2
Научно-техническая продукция, предлагаемая рынку, отличается от обычных товаров тем, что на данный момент она может иметь потребительную стоимость, т.е. подлежать коммерциализации, а может и не иметь (не быть товаром), но через некоторый период времени способна проявить ее. Это касается прежде всего фундаментальных исследований (экспериментальных или теоретических), направленных на получение новых знаний без какой либо конкретной цели, связанной с их использованием. Превращение в товар происходит тогда, когда определяется прикладное значение исследований. Рыночные отношения не распространяются на те НИОКР, результаты которых не могут быть получены на коммерческой основе (принципиально новая техника). Товарность достижений науки и техники не обнаруживается, если научные организации включены в структуру предприятий, т.к. результаты являются промежуточной продукцией. В зарубежных фирмах они реализуются во внутреннем обороте по трансфертным ценам, как и основная часть лицензий, поскольку большинство соответствующих продаж осуществляется в рамках транснациональных корпораций.
Начиная с 1990 г. спрос на научно-техническую продукцию падает. По ряду отраслей все предприятия избегают заключать крупные (свыше 200 руб.) договоры, в 1991 г. объем хоздоговорных тем уменьшился вдвое по сравнению с 1990 г., капитальные вложения - вчетверо, а затраты на оборудование - в 5 раз. Последнее связано как с ростом заработной платы,так и увеличением цен на оборудование. Это говорит о стремлении предприятий, производящих НТ продукцию, к самосохранению, а не к развитию.*3
В нашей стране рынок научно-технической продукции ограничен монополией большинства НИИ и КБ в своей области и неразвитостью конкуренции. Монополизм в научно-технической сфере ( в прикладной области несколько меньше, чем в фундаментальной) является производным от монополизма в целом по народному хозяйству (например в машиностроении он составляет 80%).
Внешнеэкономические инновационные структуры также централизованы посредством монополии соответствующих государственных, а сейчас и негосударственных организационных систем и не позволяют потребителю избежать применения отечественного контрагента-монополиста. Поэтому при формировании рынка инновационных товаров антимонопольное регулирование должно включать создание новых организационных структур (субъектов рынка и их взаимоотношений).
Монопольный уровень цен на научно-техническую продукцию может быть нейтрализован, например, при помощи инженеринговых бирж, а также формированием гос. системы коммерческих посредников, компенсирующих производителям материально-технические и финансовые расходы на создание технологических инноваций, отраженные в стоимости на них. Источниками компенсации у названных посредников могут быть государственные фонды развития науки и техники, доходы от лизинга инноваций потребителям, которые осуществляют посредники, инновационные банки. Аналогичные источники материально-финансовых компенсаций возможны и у независимых коммерческих посредников (включая различные общественные фонды и союзы, например, научно-промышленный).
Одна из конечных целей антимонопольной политики - усиление проявления интересов потребителей. Роль последних в создании и распространении нововведений не менее важна, чем непосредственных производителей. (В исследовании, проведенном сотрудниками Массачусского технологического института (США), показано, что нововведения часто ведут от потребителей продукции, нуждающихся в новых или улучшенных изделиях. В научном приборостроении на потребителей приходится 77% нововведений, а в некоторых отраслях по производству пластмасс - 90%. Во многих зарубежных исследованиях отмечается, что соотношение нововведений, вызванных новыми потребителями и новыми технологическими возможностями, составляет 3:1)*2
Специфика функционирования инновационной сферы находит отражение и на рынке финансовых ресурсов и ценных бумаг. Это связано с тем, что из-за отсутствия скорого эффекта финансирование из негосударственных источников не будет таким щедрым, как в тех отраслях, где короткие сроки окупаемости и гарантирована высокая норма прибыли. Следовательно, основным источником финансирования инновационной деятельности остается государственный бюджет. Но его постоянный дефицит и остаточный принцип финансирования оставляют мало надежд на увеличение ассигнований
на науку, хотя развитие последней должно стать приоритетным направлением вывода экономики из кризиса. Приходиться надеяться на спонсоров и коммерческие банки, имеющие возможность рисковать и все прочнее занимающие свое место в экономической жизни общества.
Из сказанного следует, что рынок финансовых ресурсов, в котором будет участвовать инновационная сфера деятельности, имеет свою специфику, обусловленную приоритетностью стоящих задач и путей их реализации. Это означает, что ее участие будет носить весьма ограниченный характер по сравнению, например, с рынком средств производства и предметов потребления.
Рынок финансовых средств пока находится в начальной стадии формирования. Несмотря на значительную сеть коммерческих, в том числе инновационных банков, кредитование НИОКР, в особенности перспективных, носит ограниченный характер. Из-за экономической неопределенности банки предпочитают выдавать краткосрочные кредиты и под высокий процент, что для науки неприемлемо. Так Инкомбанк при обороте средств в 13 млрд. руб. на финансирование долгосрочных перспективных инновационных проектов выделил только 9,3 млн. руб. *2 Создание инкофонда при бывшем ГКНТ было попыткой компенсировать нежелание коммерческих банков кредитовать научные исследования.
4. Особенности управления созданием НТП в условиях рынка
На современном этапе развития народного хозяйства цивилизованный рынок необходимо рассматривать как средство повышения эффективности общественного производства. Важнейшем компонентом рыночных отношений является научно-техническая продукция. Эта продукция, созданная на базе использования последних достижений развития науки и техники, позволяет полнее удовлетворять потребности человека, снизить общественно необходимые затраты на производство изделий, обеспечить развитие существующих и перспективных сфер рынка. Малейшая недооценка развития науки и техники в условиях рынка приводит к ослаблению позиций в конкурентной борьбе и в конечном счете к банкротству в хозяйственно-производственной деятельности.
В условиях рынка к неизменно актуальным вопросам управления научно-конструкторскими организациями относятся: - выявление потребностей сегодняшнего рынка; - оценка уровня технологического развития и научно-технических достижений, их влияние на состояние существующего рынка, на создание новых рынков и возникновение новых потребностей; - возможное изменение требований рынка к научно-технической продукции в будущем. *1
Как известно, современный рынок существенно отличается от рынка свободной конкуренции на котором выступали раздробленные и незнающие ничего друг о друге агенты рынка. В эпоху развития научно-технического прогресса общественные связи между производством и потребителями делаются устойчивее, становится возможным выявить вероятный спрос и предложения рынка, осуществить приблизительную оценку размеров рынка. Глубина и достоверность данных, характеризующих требования и предложения рынка научно-технической продукции в существенной мере определяются состоянием анализа научно-технической информации, соответствующих экономико-статистических материалов.
В управлении разработками научно-технической продукции в условиях рынка крайне важно также полнее учитывать закономерности инновационного процесса. Как известно, по характеру рыночных целей различаются такие инновационные процессы:
а) ориентированные на снижение общественно необходимых затрат при производстве изделий и получении прибыли;
б) предусматривающие модернизацию выпускаемой продукции;
в) создание принципиально новой продукции. *1
При выборе направлений НИР и ОКР, предусматривающих создание новых продуктов и модернизацию существующих изделий, важно учитывать закономерности кривой жизненного цикла изделий, в соответствии с которой экономическая эффективность совершенствования технических параметров изделий, в зависимости от стадий, разная. Это обусловлено тем, что каждое научно-техническое решение в своем развитии имеет предел.
Необходим учет особенностей научно-технического продукта.
Например, большой период цикла НИР-ОКР-внедрение. Поэтому в ходе планирования разработок на перспективу возникает задача выявить будущего заказчика научно-технического продукта, формирование возможных требований к продукту, определение оптимального времени на разработку и освоение научно-технического товара.
5. Характеристика инновационного процесса в современных условиях
Ключ к выходу из экономического кризиса лежит в освоении основанного на крупных изобретениях базисных инноваций обеспечивающего переход к новым поколениям техники в ведущих секторах экономики. Технологический переворот возможно осуществить лишь на основе включения в мировой инновационный процесс, поиска и освоения технологических и рыночных ниш, опираясь на стратегию лазерного луча, обеспечением патентозащищенности конкурентоспособной продукции.
Замкнутость в инновационной политике и практике, отрыв от мирового научно-технического прогресса привели к падению конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке (а теперь и на внутреннем, все более наводняемом импортными товарами), и растущему отставанию от высшего мирового технического уровня. Преодолеть эту тенденцию невозможно, опираясь только на собственные силы, без включения в мировое сообщество. При этом необходима селективная научно-техническая политика, с выделением трех секторов в инновационной пирамиде. В вершине ее лежит сравнительно узкий сектор прорывных технологий, основанный на отечественных изобретениях, которые могут обеспечить приоритет и высокую конкурентоспособность на узком сегменте мирового рынка и принести значительный доход при умелой и масштабной реализации приоритета. В качестве примера можно привести гамму конусно-инерционных дробилок нового поколения, разработанных МНТК Механобр и обеспечивающих экономичное и дифференцированное измельчение твердого вещества во многих сферах - от обогащения горных пород до создания галокамер и соляных ингаляций для людей с больным горлом и легкими. По оценкам изобретателя Л.П
.Зарогатского, спрос на эту продукцию на внешнем рынке оценивается в 700 млн.долл., однако возможность упущена, ибо некому было организовать крупносерийное производство и поставку на внешний рынок этой пионерной техники.
Следующий, более широкий сектор - где есть возможность, опираясь на отечественные и зарубежные лицензии организовать на равных разработку, производство и поставку на рынок конкурентоспособной современной продукции. Большие возможности в этом плане предоставляет конверсия военной науки и промышленности, где немало крупных, прежде засекреченных изобретений и технологий могут быть использованы для производства такой продукции.
Третий, еще более широкий сектор - там, где страна не имела достаточного научного задела и инновационного потенциала и где эффективнее использовать зарубежный потенциал, тем более что ограничение на экспорт высоких технологий к нам постепенно ослабляются или снижаются. Нужно понимать, что сейчас ни одна страна в мире не в состоянии развивать всю гамму направлений современной науки и техники; разумнее опираться на международное разделение и кооперацию труда в этой сфере.
Реализация селективной инновационной политики должна опираться на разработку и выполнение программ, охватывающих всю технологическую цепочку (от фундаментальных исследований до достижения оптимального уровня производства и потребления избранного направления пионерной техники), с организацией, охватывающей весь сегмент мирового рынка системы маркетинга, рекламы, продажи, фирменного обслуживания, обновления данного вида товаров.
Реализация целевых программ невозможна (либо неэффективна) силами отдельных республик, необходима координация инновационной политики, выработка общей инновационной стратегии, взаимная поддержка в выполнении программ и в конкурентной борьбе на заполненных технологическими новинками мировых рынках.
Эффективная реализация наступательной инновационной стратегии возможна лишь при сочетании современных рыночных механизмов, государственной поддержки базисных инноваций и высокой творческой активности изобретателей и новаторов и защищающих их интересы союзов и организаций. Национализация интеллектуальной собственности, обилие централизованных программ, субсидирование научного поиска и инновационной деятельности за счет централизованных фондов, господство военно-промышленного комплекса и монополии тяжелой промышленности, как убедительно доказал нам недавний опыт, неэффективны. Это порождает снижение изобретательской активности, преобладание псевдоноваций, нацеленных на продление сегодня устаревших поколений техники.
Переход к рынку усиливает технологическую конкуренцию, приводит к банкротству тех, кто использует и производит устаревшую продукцию, обеспечивает сверхприбыль (в основе которой дифференциальный научно-технический доход) пионерам научно-технического прогресса, активным новаторам. Формируется экономический, рыночно-конкурентный механизм нововведений. Но предприниматели (особенно в кризисной ситуации) неохотно идут на базисные нововведения, связанные с крупными разовыми вложениями, большим рынком зачастую обрекающим на гибель уже отлаженное, четко функционирующее производство, создающее ему конкурентов, обесценивающее вложенный капитал. Именно это побуждает монополии сопротивляется (до известного предела) базисным нововведениям, порождает тенденцию к техническому застою. Поэтому нужна активная и дифференцированная государственная поддержка базисных нововведений, основанных на крупных изобретениях. Эта поддержка может быть как прямой (частичное финансирование сравнительно небольшого числа приоритетных программ), так и косвенной (налоговые и таможенные льготы для инновационных мероприятий и предприятий, патентная защита, четкое правовое регулирование и т.п.) в сочетании с антимонопольными мерами.
Однако государственная поддержка может сыграть и реакционную роль, если она направлена на продление жизни устаревших, но еще мощных поколений техники и связанных с ними монополизированных структур. Активная государственная поддержка не только фундаментальных исследований, но и базисных инноваций осуществляется во всех развитых странах - достаточно привести пример государственных целевых программ в Японии и США, западноевпропейской прграммы Эврика, налоговых льгот для венчурных предприятий и инвестиций в большинстве стран. Однако эта поддержка ограничена во времени и уступает затем место обычному рыночному механизму.
В то же вркмя неоходимо объеденение инновационных сил в самом секторе прорыва. Реч идет не только о формировании разнообразных гибких хозяйственных форм в этом секторе, но и активизации общественных организаций и союзов изобретателей и новаторов (ВОИР, Союза инновационных предприятий и т.д.), активном включении их в поддержку инновационных инициатив путем создания влиятельных творческих коллективов, малых предприятий, технологических парков и т.д.
Для того, чтобы научная организация смогла перейти к работе в условиях рынка, необходимо провести комплекс подготовительных работ. Причем это должны быть не разовые мероприятия, а некоторая система, которая вначале должна помочь перейти к работе в условиях рынка, а в дальнейшем закрепиться на нем.
В процессе создания такой системы необходимо:
- провести анализ достигнутых результатов и определить интересы;
- организовать маркетинговые исследования;
- провести анализ и переоценку имеющихся основных фондов;
- оценить имеющийся научно-технический и производственный потенциал;
- разработать проект программы исследований и разработок, ори ентированный на реализацию в условиях рынка;
- определить фактическую фондовооруженность первичных коллекти вов и действитеьные потребности в развитии и обновлении потенциала
- разработать проект программы исследований и разработок, ориентированный на реализацию;
- рассмотреть возможности внедрения новых форм организации исследований и разработок, включая создание малых предприятий;
- выбрать программу работ и определиться со стратегией раз вития;
- подготовить необходмимое нормативно-методическое обеспечение исследований и разработок. *6
Вероятно, есть смысл изучить вопросы, связанные с включением в рассматриваемую сферу длительности биржевых механизмов.
Биржа интеллектуальной собственности, которая на коммерческих (комиссионных или иных хозрасчетных) началах осуществляет набор партнеров для обычных рыночных операций купли-продажи технологий или кооперативов для создания или внедрения технологий с использованием внешних источников.
6. Формы финансирования НИР и ОКР в условиях рынка
Переход к рыночным отношениям и их эффективное функционирование предполагали формирование рынка научно-технической продукции, широкомасштабное включение в экономический оборот результатов интеллектуального труда, выполнение подавляющего большинства научнотехнических разработок на договорных, коммерческих началах.
Помимо масштабов ассигнований большую роль в ускорени НТП играют источники и формы финансирования НИОКР.
В целях развития предпринимательства в инновационной сфере в нашей стране, начиная с 1990 г., развиваются новые формы финансирования на основе формирования ими инновационных банков, инновационных фондов для финансовой поддержки малых организаций, отдельных ученых специалистов, финансирования рисковых проектов.
Так как без финансового обеспечения, рынокнаучно-технической продукции не может быть наполнен товаром, и в то же время в нашей стране отсутствует определенная система финансирования НИОКР, то весьма целесообразно будет рассмотреть опыт США в финансировании предпринимательства в научно-технической сфере.
Проведение НИОКР подчинено основным целям экономической стратегии: максимизации прибыли, увеличению акционерного дохода, сохранению традиционных рынков и выходу на новые. Общие затраты на исследования определяются как фиксированный процент от объема продаж. Поэтому перспективы расширения или прекращения работ по отдельным направлениям зависит от общехозяйственных результатов.
Формы и методы финансирования зависят от многих факторов, в том числе от приоритетности, от доли фундаментальных наук, а в рамках прикладных наук от удельного веса долговременных исследовательских работ, решающих проблемы общенационального масштаба.
В качестве источников финансирования в США используются:
федеральный бюджет, частные и благотворительные фонды, собственные средства университетов, местных властей и др. Преобладают две формы предоставления средств: институционально-административная, преимущественно дотационная - для финансирования исследований в институтах, национальных лабораториях. Вторая индивидуальная. Здесь финансирование идет за счет предоставления безвозмездных субсидий (грантов) небольшим коллективам, работающим над самостоятельными проектами, темами, как правило на конкурсной основе.*1
Для выполнения крупномасштабных программ c привлечением внешних исполнителей используется контрактная система. В наших экономических условиях , когда отсутствует инфраструктура науки, система грантов не может функционировать полноценно, поскольку нет свободного рынка приборов, реактивов, материалов.
Для эффективного использования системы грантов при функционировании функциональных исследований следует наделить научного работника или первичную исследовательскую группу правами юридического лица, в зависимости от сложности проблемы выделять гранты на срок до 3-5 лет. Для перехода на такую систему нужно, чтобы деньги и фонды находились в распоряжении научных советов при отделениях республиканских академий.
Новый статус академических научных учреждений позволит осуществить предложение о переходе академической науки на конкурсно-контрактную систему со свободным финансированием. Суть ее в том, что руководитель научного коллектива завоевывает в результате конкурса финансовое обеспечение своей работы, объявляет через ученый совет конкурс на соответствующий штат научных сотрудников. С теми, кто его пройдет, в дальнейшем заключается контракт на определенный срок, причем оплата труда определяется ученым советом в пределах фонда зарплаты, выделенного на выполнение работы.
Важную роль в перспективе могут сыграть долгосрочные кредиты. Появление у научных организаций собственных средств сделают сферу НИОКР привлекательной для кредитования, позволит научным коллективам выполнять инициативные программы исследований. Коммерческий расчет и право исследовательских коллективов распоряжаться результатами НИОКР будут самыми действенными средствами развития инновационного кредита - рискового капитала в сфере научно-технической деятельности.
Создание сети малых (рисковых) предприятий является необходимым условием перехода к рыночным отношениям и развитием предпринимательства. В инновационной сфере они создаются для осуществления НИОКР по новым перспективным направлениям и обеспечения их ускоренного внедрения. Для обеспечения финансирования малых предприятий наряду с другими формами могут образовываться союзные, республиканские и региональные целевые фонды финансовой поддержки малых предприятий за счет добровольных взносов государственных, кооперативных, общественных и других предприятий, учреждений и граждан, в том числе иностранных. Эти фонды должны быть двоякого назначения:
1) страховые, которые должны страховать коммерческий риск;
2) осуществлять субсидирование предпринимательства, быть гарантом банковского кредита, предоставлять льготные кредиты. *1
Мелким предпринимателям должна быть предоставлена возможность широкого участия в борьбе за безвозмездные целевые субсидии (гранты) на исследовательские проекты.
7. Биржа интеллектуальной собственности и ее роль в развитии рынка НТП
В первую очередь следует отметить, что биржевой механизм внедрения научно-технических достижений не свойственен ни плановый, ни рыночной экономике, а является исключительной импонентной особенностью перехода от социалистической к рыночной модели хозяйствования. В условиях рыночного хозяйства процесс создания технических решений, диктуемых рынком, практически полностью завершается их производственным освоением и коммерческим сбытом, исключая невостребования новшеств и их массированное накопление. По этой причине рыночному хозяйству не нужен биржевой механизм реализации технических нововведений, плановому же хозяйству он не нужен в силу отсутствия рынка как такового. Необходимость в нем появляется в условиях перехода от плановой к рыночной экономике, когда при дефиците инвестиций в науку необходимо максимально использовать уже имеющийся научно-технический задел. Отсюда следует, что использование биржевого механизма внутри достижений внутри НТП носит временный характер и естественным образом исчерпает себя при переходе на подлинно рыночную модель хозяйствования.
Механизм функционирования системы бирж интеллектуальной собственности схематически можно представить следующим образом.
Запрос от заинтересованного потребителя соответствующей технологии поступает на баржу. Последняя через информационно-поисковую систему выясняет наличие требуемого технического решения в общем банке технологий содружества. При этом ответ может быть получен в трех вариантах:
1. Необходимая технология имеется и полностью соответствует требованиям заинтересованного клиента.
2. Необходимое техническое решение имеется не в полном объеме и нуждается в доработке для соответствия требованиям потребителя.
3. Необходимое техническое решение отсутствует.
В первом случае роль биржи (брокера) сводится к поиску и сведению заказчика и владельца соответствующей технологии, которые затем устанавливают между собой хозяйственные отношения на договорной основе в рамках прямых связей.
Во втором случае биржа находит владельца исходной технологии, выясняет их заинтересованность в ее доработке в соответствии с техническими условиями заказчика. В случае согласия биржа сводит заказчика с исполнителями, среди которых находятся научно-исследовательские, проектно-конструкторские и эксперементально-внедренческие организации. Заинтересованные стороны заключают специальное соглашение, регулирующее отношения между ними, включая обязанности сторон, порядок финансирования работ, сроки представления результатов, соответствующие санкции и размер отчислений бирже.
В третьем случае биржа находит научно-исследовательские организации, которые могли бы разработать необходимые технические решения, выявляет их заинтересованность в соответствующей разработке, выясняет вероятные сроки и стоимость ее реализации.
Одной из особенностей бирж интеллектуальной собственности является то, что если на обычной товарной бирже ее функция ограничивается операциями купли-продажи и дальнейшая судьба проданного товара ее не интересует, то биржа интеллектуальной собственности обеспечивает сопровождение реализованного при ее содействии технического решения до стадии серийного производства и сбыта изготовленной на его основе продукции, всячески содействуя ускорению этого процесса.
Использование биржевого механизма в инновационном процессе в нашей стране создало бы возможность для одновременного сквозного и синхронизированного решения возникающих производственных проблем путем объединения в единый комплекс всех компонентов научно-технического ресурса: необходимого научно-технического задела, кадрового потенциала, соответствующего научно-исследовательского оборудования и опытно-внедренческой базы, содействуя таким образом реальному соединению достижений научно-технического прогресса с производством в рамках рыночных отношений.
В последнее время в нашей стране возник целый ряд биржевых структур, так или иначе связанных с торговлей результатами интеллектуального творчества. Это, в частности, Биржа интеллектуального труда и научно-технических разработок, Международная биржа интеллектуальной собственности, Биржа идей и технологий Инициатива, Международная биржа информации и телекоммуникаций, корпорация Экорамбурс, Межотраслевая научно-техническая биржа ИнтеллектКапитал и др. Опыт их функционирования пока еще недостаточен для того, чтобы судить об эффективности этих бирж, однако их первые успешные операции дают основание для оптимистического прогноза.
8. Правовая защита производителей НТП
Естественно, что одним из главных условий существования рынка НТП является обязательная правовая защита производителей изобретений. В настоящее время в нашей стране система защиты прав производителей НТП крайне несовершенна и требует существенной доработки. Один из основных законов, защищающих права изобретателей, является, вышедший недавно ( 14 октября 1992 г.)
Патентный закон Российской Федерации.
Настоящим законом и, принимаемыми на его основе, законодательными актами республик в составе Российской Федерации, регулируются имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
Вводится новое понятие полезной модели - это конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.
В целом закон состоит из следующих разделов:
I. Общие положения.
II. Условия патентоспособности.
III. Авторы и потентообладатели.
IV. Исключительное право на использование изобретения, полез ной модели, промышленного образца.
V. Получение патента.
VI. Прекращение действия патента.
VII. Защита прав патентообладателей и авторов.
VIII. Заключительные положения. *6
Но для полноценного использования норм Закона необходимо создание таких новых структур, как Высшая патентная палата и Федеральный фонд изобретений России. Сколько времени потребуется для создания этих структур пока сказать трудно.
Предстаит весьма серьезная работа по формированию новых подзаконных актов и, главное, по внедрению их в практику. От того, в каком виде будут приняты эти акты, в значительной мере зависит и эффективность функционирования системы правовой охраны промышленной собственности на территории России. Так, если размеры новых патентных пошлин не будут ориентированы на реальные возможности прежде всего отечественных заявителей и патентообладателей, вряд ли можно ожидать и высокой их патентной активности. Наконец, если не будут сформированы эффективные экономические регуляторы отношений в области промышленной собственности (налоговые льготы, механизмы финансирования и материального стимулирования, штрафных санкций и др.), можно заранее прогнозировать провалы в области использования изобретений, промышленных образцов и других объектов.
Заключение
Из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что рынок научно-технической продукции в нашей стране еще только начинает формироваться, что на пути его создания лежит много сложностей, порожденных как всей предшествующей системой хозяйствования, когда в условиях плановой экономики наука и производство развивались автономно, научные исследования и разработки не ориентировались на конкретного заказчика и осуществлялись вне потребности народного хозяйства; так и современным экономическим кризисом.
Но, несмотря на это, предпосылки для развития и полноценного функционирования рынка НТП у нас имеются, и в конце концов он будет составной частью всего рыночного механизма хозяйствования.
Список литературы
1. Рынок научной продукции, рынок научного труда./Материалы семинара, общество Знание. РСФСР, М., 1991 г.
2. Бурмистрова Т., Федотов А. Новая научно-техническая политика: контуры формирования и реализация/Экономист, 1992 г., N2
3. Ионов М. Регулирование инвестиционной и инновационной деятельности./ Экономист, N5, 1992 г.
4. Синягов А. НТП в условиях формирования рынка: стратегия, тактика, пока затели./ Экономист, N 4, 1992 г.
5. Логинов В., Курнышева И. Возможности и перспективы научно-технического развития./ Экономист, N 7, 1992 г.
6. Симановский С. К использованию научно-технического потенциала РФ и СНГ./ Российский экономический журнал, N 4, 1992 г.
7. Симановский С. Направления интенсификации инновационного процесса./ Вопросы изобретательства, N 1-2, 1992 г.
8. Яковец Ю.В. Стратегия использования изобретений: инновационные теоремы./ Вопросы изобретательства, N 1-2, 1992 г.
9. Современные организационно-экономические формы реализации научно-технических достижений./ Вестник С-Петербургского университета, серия 5, Экономика, выпуск 1.
10. Яковец Ю.В. Рынок, изобретения и инновации./ Вопросы изобретательства, N 1, 1991 г.
11. Патентный закон Российской Федерации./ Российская газета, 14.10.92 г.