Состояние туристической индустрии в Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ: Состояние туристической индустрии в Российской Федерации. 2.1. Российская туристическая индустрия: специфика и тенденции. Современное развитие туристской отрасти России характеризуется следующими показателями:

1.

2. Состояние туристической индустрии в Российской Федерации.

2.1. Российская туристическая индустрия: специфика и тенденции.

Современное развитие туристской отрасти России характеризуется следующими показателями:

· Вклад туристской отрасли в ВВП равен 357,1 млрд. руб., то есть доля отрасли в экономике составляет 1,5% ВВП. Однако поскольку туризм затрагивает все секторы экономики, его реальный вклад вместе с сопряженными отраслями экономики намного больше: 1910,7 млрд. руб., что составляет 7,8% ВВП.

· В туристской индустрии России трудятся 863 тыс. чел (1,3% всех рабочих мест), а с учетом мультипликативного эффекта туризма около 5 млн. рабочих мест.

· Количество иностранных туристов, посетивших Россию в 2006 году, составит порядка 5 млн. человек (прогноз Росстата).

· Общая сумма расходов иностранных туристов в России в 2006 г. составит 3,2 млрд. долларов США (экспертные оценки).

Вместе с тем, следует признать, что пока на туристской карте мира Россия остается белым пятном. Об этом свидетельствует следующие факты:

· Малый поток туристов, приезжающих в Россию из-за рубежа (5 млн.человек) по сравнению с внутренним (27 млн.человек) и выездным туризмом (7 млн.человек).

· Ограниченное количество городов, районов и территорий, куда этот поток направляется: на Москву и Санкт-Петербург, а также Московскую и Ленинградскую области приходится 40% посещений, а с учётом посещаемости соседних со столичными центрами культурных объектов (во Владимирской, Ярославской, Тульской, Псковской и Новгородской областях) – 47.

· Чрезвычайно низкое значение туризма в экономике и социально-культурной жизни большинства российских городов и регионов.

Среди основных причин следует выделить:

· Состояние и уровень развития туристской инфраструктуры. Процесс освоения туристских богатств России стал развиваться только с конца 1960-х годов и фактически закончился к концу 1980-х годов. Созданная за этот период материально-техническая база размещения туристов и инфраструктурный сектор во многом морально и физически устарели, частично разрушились или поменяли свои функции. Новая волна развития носит точечный характер и происходит в регионах-донорах российского бюджета или в рамках проектов, представляющих несомненный инвестиционный интерес. В целом, обеспеченность материальной базы туризма в России остается одной из самых низких среди развитых стран и тем более среди стран с ярко выраженной туристской ориентацией.

· 79 % гостиниц в нашей стране относятся в настоящее время к некатегорийным.

· Неравномерность размещения гостиничной сети по территории страны. Так, районы Сибири, Дальнего Востока, Севера, которые располагают очень интересными историко-культурными, туристскими ресурсами, не только не имеют необходимой сети туристских учреждений, но и даже порой сократили ее за годы кризисного периода развития экономики.

· Проблема туристского транспорта. Парк авиационного и речного транспорта во многом состоит из технически и морально устаревшей техники, кроме того, услуги этих видов транспорта по цене являются малодоступными среднему туристу. Уже в ближайшие годы состояние транспортных средств может достичь критического уровня, за которым следует нарушение ритмичности движения и угроза безопасности пассажиров. Некоторые речные и морские пароходства прекратили проведение туристских рейсов (особенно острая ситуация сложилась на реках полярного бассейна). Практически отсутствует специальный туристский железнодорожный транспорт.

· Отсутствие должного разнообразия организационных форм охраны и использования объектов культурного наследия.

· Особо следует остановиться на проблеме коммунального хозяйства в исторических городах. Нельзя получить удовольствие от знакомства с памятником архитектуры, если вокруг мы видим неухоженные кварталы, а грязь, безвкусные новые строения, бедность и разруху. С этим напрямую связано и отношение самих жителей к своим памятникам.

Туризм в Российской Федерации развивается динамично, становится одной из наиболее быстрорастущих отраслей экономики, существенным источником доходов и занятости населения. В настоящее время в туристской отрасли России занято более миллиона человек. Суммарный доход от туризма в 2008 году составил 833 миллиарда рублей. Возрастает роль туризма как экономического мультипликатора, средства реализации международных связей, межкультурной коммуникации в глобализирующемся мире, как средства оздоровления населения.

В стране постепенно формируется понимание туризма как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития России.

По мнению Президента Российской Федерации Д. А. Медведева, именно в туризме заложена одна из так называемых точек роста для многих российских регионов. К тому же богатейшее культурно-историческое наследие России является поистине грандиозным ресурсом для развития туризма (совещание в Угличе с главами городов Золотого кольца России по вопросам развития внутреннего туризма и проблемам местного самоуправления 1 августа 2008 года ).

Туризм занимает в мировой экономике первое место по созданию новых рабочих мест. Три-четыре иностранных туриста обеспечивают одно рабочее место в туристской отрасли, а оно влечет за собой появление новых мест в сопутствующих отраслях. Несмотря на имеющиеся трудности в период экономического кризиса, российская туриндустрия является той сферой, которая вбирает в себя высвобождающиеся трудовые ресурсы и значительную часть малого бизнеса, дает импульс к развитию внутреннего, въездного и социального туризма, возможность реального превращения этих видов туризма в приоритетные для Российской Федерации.

В связи с увеличением доли и значения туризма в российской экономике возрастает необходимость научного осмысления и обоснования процессов, происходящих в туристской сфере, создания стройной системы подготовки туристских кадров международного уровня на основе непрерывного профессионального туристского образования.

В стране осуществлена большая работа по приведению в соответствие с современными требованиями нормативного правового регулирования в сфере туризма. Наиболее отчетливо эти тенденции проявились в 2006–2009 годах, когда в результате эффективной правотворческой деятельности Правительства Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, сформировавшие в нашей стране правовые основы цивилизованного туристского рынка. В настоящее время российское законодательство о туристской деятельности в значительной мере соответствует нормам и принципам международного права, гармонизировано с правом Европейского союза и законодательством развитых в туристском отношении государств.

Положительное значение имеет разработанная и утвержденная приказом Федерального агентства по туризму от 06.05.2008 № 51 «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года», установившая цели развития сферы туризма, основные направления и механизмы решения поставленных задач.

Для развития туризма и санаторно-курортной сферы в России в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 3 июня 2006 года № 76–ФЗ и постановлениями Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2007 года № 67–73 в семи регионах созданы туристско-рекреационные особые экономические зоны.

В 2008 году была завершена разработка концепций развития этих зон, определены перспективные направления их освоения, целевое позиционирование (предназначение) каждой зоны, необходимый объем инвестиций, предполагаемые к строительству туристские объекты, разработаны проекты планировки территорий туристско-рекреационных особых экономических зон.

Реализация Федерального закона «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» призвана обеспечить проведение на высшем уровне зимних Олимпийских игр в г. Сочи и будет способствовать росту туристского потока в Россию в целом.

В резолюции IV Международной конференции стран – членов Организации Черноморского экономического сотрудничества «Развитие курортной и туристской инфраструктуры в регионе Черного моря» (2008 г.) была поддержана инициатива Российской международной академии туризма и Ассоциации ведущих гостиничных школ Европы (EURHODIP) по подготовке волонтеров для обслуживания «Олимпиады – 2014».

Вместе с тем участники «круглого стола» отмечают, что эффективное развитие туристской сферы в Российской Федерации сдерживают следующие факторы:

– несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей отдельные аспекты туристской деятельности;

– недостаточное использование позитивного мирового опыта в области финансово-экономического регулирования туристской отрасли, что приводит к оттоку огромных средств из России в туристские комплексы ряда зарубежных стран;

– отсутствие эффективной региональной инвестиционной политики в области туризма;

– дефицит квалифицированных кадров на всех уровнях туристского обслуживания;

– недостаточно активное участие научных учреждений Российской академии наук и отраслевых государственных академий наук в научном обеспечении туристской отрасли, в разработке государственных программ социально-экономического развития страны и оздоровления населения с использованием возможностей туризма;

– неполнота статистических данных о состоянии, развитии туризма и влиянии мультипликативного эффекта на экономику страны и регионов;

– недостаток механизмов поддержки социального туризма, возрождения самодеятельного и спортивного туризма на правовой основе;

– отсутствие инфраструктуры для путешествий и отдыха инвалидов и пожилых людей, школьников и студентов, молодежи с ограниченными доходами, самодеятельных туристов.

Размещение вновь возводимых туристских комплексов не всегда учитывает как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения: наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, соответствие экологическим требованиям и экономической целесообразности.

В текущем году к проблемам развития российского туризма в условиях экономического кризиса было привлечено внимание Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству и Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму.

В марте 2009 года в Федеральном Собрании Российской Федерации состоялись два значимых мероприятия: в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение развития приоритетных направлений туризма в Российской Федерации», в Совете Федерации был проведен «круглый стол», на котором был рассмотрен вопрос «Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере туризма в Российской Федерации». Принятые рекомендации по итогам этих заседаний стали программными документами по развитию одной из перспективных отраслей экономики России.

Настоящее заседание «круглого стола», подготовленное с участием Российской международной академии туризма, ориентировано в большей степени на решение проблем научного и кадрового обеспечения отечественной туриндустрии.

Расширению и укреплению международного сотрудничества в области научного обеспечения развития туризма и профессионального туристского образования, конкретизации его форм способствовало активное участие в работе Форума представителей ЮНЕСКО в России, руководителей Ассоциации ведущих гостиничных школ Европы (EURHODIP), Международной ассоциации научных экспертов в туризме (AIEST), Международного бюро социального туризма (BITS), Международного конгресса профессионального туристского образования (МКПТО), ведущих европейских учебных заведений, осуществляющих подготовку туристских кадров, видных экспертов и специалистов – организаторов туризма.

Были отмечены положительные тенденции в развитии российского туризма, его научного сопровождения, инновационная направленность системы профессионального туристского образования.

Была проявлена заинтересованность представителей EURHODIP, AIEST, BITS, IREST, отдельных европейских вузов в дальнейшем расширении и координации научных исследований с российскими учреждениями и вузами в области теории и практики туризма и профессионального туристского образования, в формировании нового научного направления – туристики.

2.2. Нормативно-правовая база функционирования отечественной туристической индустрии.

Рассматривая сложившиеся тенденции развития туристической индустрии в России, нельзя не обратить внимания на следующий факт - время получения сверхприбылей в туризме безвозвратно прошло. Объясняется это не только финансово-экономической ситуацией в стране, но и тем, что наши туристы, перед которыми несколько лет назад государство открыло железный занавес, дав возможность многим впервые увидеть заморские страны, на сегодняшний день достаточно на них насмотрелись и стали разборчивыми. Требования к качеству предлагаемого отдыха становятся все более высокими, что находит свое отражение на подготовительной стадии, когда клиенту предлагается заключить договор туристского обслуживания с агентством. Для того чтобы понять и по возможности спрогнозировать отношения с клиентом вплоть до его возвращения из поездки туристическое агентство должно четко осознать, что такое правоотношения с туристом и каким правовым стандартам оно должно отвечать.

Основополагающим документом в этой сфере является Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ), в частности, такие его подразделы как Общие положения об обязательствах, Общие положения о договоре и главы Возмездное оказание услуг, Перевозка, Поручение, Комиссия, Обязательства вследствие причинения вреда. В соответствии с тем, что отношения между туристом и турагентством, как правило, не связаны с извлечением прибыли туристом, то для такого отношения применяется законодательство РФ о защите прав потребителей, в частности, Закон РФ О защите прав потребителей. Однако и ГК РФ, и Закон РФ О защите прав потребителей содержат ряд отсылочных норм, предполагающих существование специальных нормативно-правовых актов РФ. Одним из таких документов является ФЗ РФ Об основах туристской деятельности в РФ, принятый в ноябре 1996 г.

Отношения сторон в туризме регулируются в России двумя федеральными законами – Об основах туристской деятельности в Российской Федерации (от 24.11.96 №132-ФЗ) и О защите прав потребителей (в ред. от 09.01.1996 №2-ФЗ, от 17.12.1999 №212-ФЗ, от 30.12.2001 №196-ФЗ). Кроме того, используются такие документы, как Воздушный Кодекс РФ, Закон РФ О стандартизации, Закон РФ О сертификации продукции и услуг, Закон РФ О рекламе, Постановление Правительства РФ О лицензировании международной туристской деятельности.

Вышеприведенный перечень нормативно-правовых актов, регулирующих отношения предприятий турбизнеса и конечного потребителя туристских услуг, является основополагающим, но не исчерпывающим. В целом, анализируя законодательство РФ, регулирующее отношения в сфере туризма, можно сказать, что нормативно-правовая база России в сфере туризма развита крайне слабо, и для нормального правового существования турбизнеса в РФ не хватает многих правовых актов. Это несмотря на то, что в соответствии со ст. 3 ФЗ РФ Об основах туристской деятельности в РФ государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ и в силу ст. 4 указанного Закона создание нормативных правовых актов, нацеленных на совершенствование отношений в сфере туристической индустрии, относится к первоочередным направлениям. Базовое конституционное положение о том, что Российская Федерация - социальное государство (ст. 7) не поддается реализации, если рассматривать права граждан, гарантированно относящиеся к сфере отдыха, а соответственно и к туризму. В законе Об основах туристской деятельности в Российской Федерации в частности упоминается такой вид туризма, как социальный. О социальном туризме сказано: туризм социальный - путешествия, субсидируемые государством из средств, выделяемых на социальные нужды. В результате рыночных преобразований сфера туристских услуг оказалась в руках не социального, а полностью коммерческого туризма, лишенного каких бы то ни было социальных ориентиров, социальных целей. Законопроект О социальном туризме, разрабатываемый Российскими академиями туризма, нацелен на то, чтобы заложить надежный правовой фундамент для возрождения в России общедоступного, социально ориентированного туризма. Имеется в виду необходимость законодательно снова сделать экономически выгодной для отечественных туроператоров их работу на внутреннем рынке туристских услуг и системой льгот заинтересовать, поощрить предпринимателей в том, чтобы формировали, реализовывали дешевые туры по России. Согласно прогнозам ВТО, в ближайшие 10 лет в России ожидается наибольший прирост гостей (8,5% в год), а к 2020 г. Россия может занять 5-е место среди самых популярных у туристов европейских стран, уступая только Франции, Испании, Великобритании и Италии. К развитию въездного и внутреннего туризма в стране существуют объективные предпосылки как внешнего, так и внутреннего характера (рост благосостояния населения, политическая стабильность, активизация процесса реформирования отрасли). Все это позволяет предположить, что сделанные сегодня в туристическую инфраструктуру инвестиции могут стать крайне выгодными. Однако инвестирование в сферу российского туризма сегодня под силу небольшому кругу лиц вследствие капиталоёмкости обновления основных средств предприятий туристской промышленности. К такому кругу лиц можно отнести 3 крупных игроков, обладающих соответствующим капиталом - иностранные компании, российские компании ТЭКа и государство. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2000 г. №488 государственное управление и межотраслевая координация в сфере туризма осуществляются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Эти функции были переданы ему от упраздненного Министерства по физической культуре, спорту и туризму Российской Федерации. Для выполнения указанных функций в структуре Минэкономразвития России был создан Департамент туризма. В 2002 году была принята разработанная Департаментом туризма Концепция развития туризма в Российской Федерации до 2005 года. Согласно концепции, главной целью гocyдapcтвeннoй пoлитики в oблacти тypизмa является coздaниe в Poccийcкoй Фeдepaции coвpeмeннoгo выcoкoэффeктивнoгo и конкурентоспособного тypиcтcкoгo кoмплeкca, oбecпeчивaющeгo шиpoкиe вoзмoжнocти для yдoвлeтвopeния пoтpeбнocтeй poccийcкиx и инocтpaнныx гpaждaн в paзнooбpaзныx тypиcтcкиx ycлyгax. Приоритетными направлениями названо развитие внутреннего и въездного туризма.

Важнейшие направления и основные задачи государственной политики Российской Федерации в сфере туризма следующие:

создание организационно-правовых и экономических условий для ускорения развития въездного и внутреннего туризма;

формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках; формирование современной целостной нормативно-правовой базы; укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в интересах повышения эффективности отечественной туристской индустрии;

повышение качества обслуживания в сфере туризма

Всемирным советом по путешествиям и туризму (WTTC) составлен прогноз развития мировой туриндустрии до 2014 года. В соответствии с ним в десятку ведущих стран должна войти и Россия. По мнению WTTC, в России мощно генерируются новые рабочие места в сфере турбизнеса. В этой весомой категории Россия занимает 7 место в мире и даже обогнала таких тяжеловесов, как Германия, Испания и Франция. Наша страна может сохранить здесь темпы роста и через 10 лет, увеличив число работников туррынка почти на 1,5 млн. человек. Показатель занятости в туризме - важный индикатор для экономики, поскольку развитие туриндустрии серьезно стимулирует развитие смежных отраслей - строительства, транспорта, гостиничного хозяйства, ресторанного бизнеса и всего сектора услуг. Одно рабочее место, появившееся в туристическом секторе, ведет к появлению не менее 20 рабочих мест в сопутствующих отраслях. При этом туризм является наименее капиталоемкой отраслью экономики, обещающей быструю отдачу.

Будем надеяться, что прогнозы сбудутся. Однако России предстоит немало сделать, чтобы войти в десятку самых посещаемых стран мира. В настоящее время на долю Российской Федерации приходится около одного процента мирового туристского потока. Обратимся к цифрам 2002 г. Россию посетили немногим более 7 млн. иностранцев. Потенциальные же возможности России при условии грамотной поддержки государством развития туристской инфраструктуры позволяют принимать до 40 млн. иностранных туристов в год.

Российскими туристами вывезено из страны, по различным оценкам (Всемирная торговая организация, Центральный Банк России), от 11 до 12 миллиардов долларов США, при этом зарубежными туристами ввезено в Российскую Федерацию не многим более 4 миллиардов долларов. Очевидное отрицательное сальдо составляет от 7-8 миллиардов долларов. Это реальные потери российской экономики от деятельности негармонично развитой туриндустрии. Недостаточно высоки показатели развития внутреннего российского туризма. Например, максимум доходов от туризма в 2004 году получат США (более 1,2 трлн. долларов), где большая доля вклада в туризм обеспечивается самими американцами, путешествующими из штата в штат.

Государству необходимо определить и последовательно осуществлять взвешенную политику по развитию туризма, которая на ближайшие годы в условиях глобализации и предстоящего вступления в ВТО позволит России успешно конкурировать на международном туристском рынке.

Эффективной государственной политики в отношении развития туристской сферы сегодня не существует. Это проявляется в вялом государственном регулировании развития приоритетных направлений в туристской деятельности, отсутствии четко структурированной системы вертикали управления отраслью, несовершенстве нормативно-правовой базы и неисполнении действующего федерального и регионального законодательства в сфере туризма. Законом Об основах туристской деятельности в Российской Федерации утверждается, что государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, их объединений. Однако механизм реализации правовых норм этого федерального закона отсутствует.

В течение многих лет после его принятия не разработаны нормативно-правовые акты, направленные на совершенствование отношений в сфере внутреннего туризма, создание благоприятных условий для инвестиций в приоритетные направления туристской деятельности. Не был разработан механизм реализации и финансирования Федеральной целевой программы развития туризма в Российской Федерации на период 1995-2005 годов. Действующая в настоящее время законодательная и нормативно-правовая база, как в сфере туризма, так и в смежных с ним отраслях, не способствует, а порой даже препятствует, устойчивому развитию туристской отрасли, например, существующее законодательство, регулирующее вопросы использования природных ресурсов, является сдерживающим фактором развития туризма. Не определен механизм администрирования и исполнения законодательных норм, что приводит к разночтениям на уровне исполнения подзаконных актов. В большинстве субъектов Российской Федерации нет региональных законов о туризме и Программ развития туризма, сбалансированных программ рекреации и туризма на муниципальном уровне, не разрабо-таны условия для инвестиций в инфраструктуру туризма. Общественные туристские организации регионов в большей части не имеют методического материала о формах и методах деятельности, положительных примерах и недостатках в работе региональных и местных организаций ВНТО.

Не учитывается мнение туристской общественности в процессе нормотворчества и формирования законодательной базы в области туризма и влияющих на него отраслей. Развитию рыночных отношений в сфере туризма мешают неразвитость малого туристского предпринимательства. Несовершенство федерального закона О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ, ? 88 от 14.06.95 г. в редакции от 21.03.2002 г. ? 31 ФЗ, отсутствие механизма его реализации, отсутствие региональных законов о туристском предпринимательстве - все это влияет на развитие российского внутреннего туризма. Налоговая система не способствует развитию малого предпринимательства в туризме. Изменение налоговой политики в отношении приоритетных направлений государственного регулирования в туризме, а это въездной, внутренний, социальный и самодеятельный туризм, позволит уменьшить расходы туристских предприятий, что приведет к увеличению объема внутреннего туризма. Изменение системы арендных платежей позволит положительно решить вопрос социального туризма.

Решение обозначенных проблем связано с определением политики по вопросам

формирования современной нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности;

создания условий для развития внутреннего и въездного туризма;

обеспечения развития социального туризма;

поддержки развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, в частности, малого предпринимательства.

В целях формирования эффективной политики в сфере туристской деятельности необходимо осуществить следующие меры:

- внести поправки в Закон об основах туристской деятельности в РФ и в Положения о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности, предусматривающие учет в данных актах специфики въездного и внутреннего туризма; рассмотреть влияние введения системы обязательного финансового обеспечения ответственности туроператоров на существование малых и средних туроператоров в регионах России; пересмотреть разграничения полномочий федерального центра и регионов в сторону делегирования большей части полномочий по госрегулированию туристской деятельности на уровень субъектов федерации;

- сформировать предложения по изменению нормативно-правовой базы, регулирующей использование природных ресурсов, предусматривающие рациональное использование природоохраняемых территорий в туристско-рекреационной деятельности; разработать механизм участия региональных общественных организаций турбизнеса в подготовке законодательных актов и перечня мероприятий государственной поддержки развития туризма; подготовить ряд нормативно-правовых актов, направленных на правовое обеспечение безопасности туристов на территории РФ; сформировать пакет предложений, направленных на упрощение формальных процедур при взаимодействии с государственными силовыми структурами, и Министерством иностранных дел России;

- разработать мероприятия по созданию механизмов государственной поддержки развития малого и среднего турбизнеса на федеральном, региональном и местных уровнях; разработать федеральные целевые программы развития туристических центров регионов России, имеющих соответствующий потенциал; активнее использовать современные информационные технологии при продвижении региональных туристских продуктов; создать статистику туризма, соответствующую международным требованиям, учитывающую данные смежных видов экономической деятельности, объективно и всесторонне отражающую положение в сфере туризма, создать автоматизированные системы учета;

- создать национальную систему профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для работы в сфере туризма, что должно способствовать улучшению качества обслуживания в туристической индустрии.

Особо отметим необходимость принятия федеральной программы развития туризма, объединяющей усилия регионов по формированию общефедеральных туристических маршрутов и определяющей приоритеты и очередность их развития с целью повышения экономической эффективности предполагаемых мер. На первом этапе достаточно определить 10-15 общефедеральных маршрутов по различным видам туризма, уже действующих либо возобновить существовавшие ранее.

Мероприятия по развитию инфраструктуры туризма должны быть сосредоточены в регионах, требующих относительно низких капиталовложений, где развитие туризма позволяет рассчитывать на скорую отдачу. Вопросами государства помимо научного и информационного обеспечения туризма, формирования маркетинговой стратегии должны являться строительство и модернизация объектов с длительным сроком окупаемости: инженерной инфраструктуры - очистных сооружений, сетей водоснабжения, транспортных сетей и т.п. (как это происходит в странах, поддерживающих въездной и внутренний туризм), а также создание отечественных современных транспортных средств, либо содействие в приобретении импортных. В субъектах Российской Федерации по аналогии с федеральной должны действовать адресные программы развития туризма. На последующих этапах может идти речь о формировании новых маршрутов в регионах с менее развитой материальной базой туризма.

Для успешного создания и реализации программ развития туризма Правительству Российской Федерации желательно определить уполномоченный орган, осуществляющий мониторинг использования туристских ресурсов на территории Российской Федерации, который позволит получить информацию о загруженности туристского ресурса, количестве посещений в определенный период времени, доходах от его использования, техническом состоянии и т.п.

Необходимо провести инвентаризацию баз детского отдыха в России, число которых год от года уменьшается, определить альтернативные средствам Фонда социального страхования РФ источники финансирования детского отдыха. Следует учитывать, что детский и молодежный туризм является не только индустрией развлечения и отдыха, но и важнейшей политической составляющей нашей жизни, имеет большое значение для патриотического воспитания подрастающего поколения, которое должно иметь возможность видеть не только свою малую родину.

В условиях правового государства большее внимание должно уделяться законодательству о туризме.

Требуется внесение изменений и дополнений в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. ? 132-ФЗ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Они должны быть направлены на унификацию понятий, используемых в российском законодательстве о туризме, в том числе с понятиями, применяемыми в международных правовых документах; введение обязательного предоставления финансовых гарантий для туроператоров при получении права на занятие туроператорской деятельностью в сфере выездного туризма в целях возмещения убытков и (или) ущерба, которые могут возникнуть вследствие неисполнения обязательств туроператора перед туристами.

Необходимо внести дополнения в налоговое законодательство, учитывающие некоторые особенности деятельности туристских организаций: предусмотреть, что при реализации туристских продуктов (услуг) организациями, осуществляющими туроператорскую деятельность, налоговой базой признается сумма превышения средств, полученных от потребителей туристских продуктов (услуг), над средствами, подлежащими перечислению поставщикам отдельных видов туристских услуг, реализованных потребителям; включить в перечень материальных расходов, возникающих у туристских организаций, расходы в связи со списанием невостребованной туристами части услуг, права на которые приобретены неразделимыми партиями, блоками и иными неделимыми комплексами для целей формирования туристских продуктов (туров).

Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года предусматривает в 2005 году подготовку нового законопроекта О туризме. Важно предусмотреть в нем создание Фонда развития внутреннего туризма, механизмы осуществления государственного контроля по выполнению лицензионных требований лицензиатом, государственной поддержки малого туристского предпринимательства (на основе реализации Федеральной программы государственной поддержки малого туристского предпринимательства). При этом необходимо обеспечить участие субъектов малого туристского предпринимательства в реализации государственной программы и проектов. Требуется осуществлять информирование туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. На муниципальном уровне важно инициировать разработку местной туристской политики, составление рекреационного кадастра и внесение его в земельный кадастр, осуществление контроля за состоянием и использованием природно-рекреационных ресурсов, разработку местных рекреационных и туристских программ и включение их в программы социально-экономического развития территорий, установление рекреационного сбора за право посещения особо ценных объектов культурного и природного наследия. Необходимо внести новые статьи, касающиеся вопросов туристской инфраструктуры, туристской ренты, упрощения процедуры получения въездных виз иностранными гражданами из стран, безопасных в миграционном отношении, что должно способствовать росту въездного туризма, подготовки кадров для индустрии туризма.

В настоящее время идет разработка новых вариантов федеральных законов о водопользовании и лесопользовании. В целях оздоровления населения эти объекты должны быть доступны для массового посещения. Разработчики этих федеральных законов должны предусмотреть регуляторы беспрепятственного и безвозмездного пользования водными и лесными ресурсами страны.

Скачать архив с текстом документа