Социализация как фактор развития личности

СОДЕРЖАНИЕ: Личность как социальная единица, существующая в том или ином обществе; социальная среда. Процесс социализации личности: сущность, динамика, стадии, способы и средства. Роль личности в развитии общества, ее формирование и целенаправленное воспитание.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра Философии

Контрольная работа

Социология

Вариант № 22

Социализация как фактор развития личности

Проверила:

Неровная Е.М.

Челябинск 2008 г.


План

Введение

1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности

2. Стадии, способы и средства социализации личности

3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объяснить почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?

Заключение

Тесты

Список литературы


Введение

Социология личности есть учение о личности как социальном существе существующим в том или ином обществе. Многие мыслители прошлых эпох, особенно эпохи Просвещения (18 в.) обосновали большую роль личности в развитии общества. Речь шла о целенаправленном воспитании людей, формировании просвещенных и полезных для общества личностей. Человеком рождаются, а личностью становятся, а вот какими личностями становятся те или иные люди – это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания.

Элементами любых социальных систем, яв ляются люди. Включение человека в общество осуще ствляе тся че рез различные социальные общности, которые каж дая конкретная личность персонифицирует: соци альные группы, социальн ые институты, социа льные организации и системы приняты х в обществе норм и ценностей, т. с. чере з культуру, В силу этого челове к оказывае тся включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на не го си стематизированное воздействие. Человек стан овится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложне йшую структуру. Соци ология не рассматривае т личность во в сем ее многообразии, т, е. как продукт природы, а изучае т со как совокупность общественных отноше ний, т. с. как продукт обще ства.

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество.

С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом. Достижением цивилизации является утверждение, что люди рождаются равными перед Богом, как его подобие, а Конституции государств гласят, что все люди равны перед законом.


1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности

Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности. Жизненная позиция личности формируется совокупностью всех социальных влияний на человека, и прежде всего системой общественного воспитания.

Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности. Понятие «личность» применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества. Непременными характеристиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответственность за свои поступки, а ее индивидуальность — это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.

Каждая личность представляет одновременно как продукт современной ей эпохи и как результат всемирно-исторического развития человечества, опыт которого, воплощенный в содержании накопленных знаний, существующих видов деятельности и произведений искусства, она усваивает, живя в той или иной стране в составе определенного народа.

В конечном счете, становление и развитие личности, ее социализация выступают как формирование системы ее специфических социальных характеристик. Фактически в каждом из своих проявлений личность – это определенная система ее элементов, в качестве которых выступает ее социальные свойства. Понять социальную сущность и роль каждого элемента можно лишь с учетом его связей с другими элементами личности и его места в ее системе. С другой стороны, анализ взаимодействия элементов личности позволяет получить представление о ней в целом. Тем самым подход личности как к системе ее социальных характеристик является обязательным условием ее научно социологического изучения.

Любая личность выступает как достаточно сложная и открытая система ее динамически проявляющихся социальных свойств – производственно-экономических, политических, семейно-бытовых, нравственных, эстетических, религиозных и других. Открытый характер системы личностных свойств проявляется, прежде всего, во взаимодействии самих личностей, выступают ли они сами по себе или в составе определенных социальных групп, в конечном счете, во взаимодействии личностей со всей внешней средой их социальной жизнедеятельности, в обмене информацией, знаниями, опытом, деятельностью с другими субъектами.

Надо сказать, что система социальных свойств личности функционирует и развивается под прямым и косвенным влиянием всего содержания общественной жизни и всегда проявляется в конкретных социально-исторических параметрах. Она включает в себя систему ее общественных отношений и межличностного общения, сложившихся видов ее деятельности, систему ее духовного мира. Все они функционируют и развиваются как основные подсистемы целостной системы личности – системы всех ее социальных свойств.

Личность является не только следствием, но и причиной социально этических действий, совершаемых в данной социальной среде. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, определяя социальное качество каждого человека, содержание и характер его практической деятельности. Именно в ее процессе человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношен ия окружающей среды, а с другой — вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру.

К элементам, составляющим социальные качества человека, относятся социально определенная цель его деятельности; занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли; ожидания в отношении этих статусов и ролей; нормы и ценности (т. е. культура), которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система знаков, которую он использует; совокупность знаний; уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические особенности; активность и степень самостоятельности в принятии решений. Обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность, фиксируется в понятии «социальный тип личности». Путь от анализа общественной формации к анализу личности, сведение индивидуального к социальному позволяют раскрыть в личности существенное, типическое, закономерно формулирующееся в конкретно-исторической системе социальных отношений, в рамках определенного класса или социальной группы, социального института и социальной организации, к которым принадлежит личность. Когда речь иде т о личностях как членах социальных групп и к лассов, социальн ых институтов и социальных организаций, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Каждый человек имеет собственные идеи и цели, п омыслы и чувства. Это индивидуальные каче ства, определяющие соде ржание и характер его пове дения.

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а, прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот — вынужденное и формальное) ее исполнение. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности (например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются нами, прежде всего в качестве поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность — это инициатор последовательного ряда жизненных событий. Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет.

В социологии личность рассматривается как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида.

Характеризуя «личность», имеются в виду «целостность», но ту, что рождается в обществе. Индивид выступает как преимущественно генотипическое образование, в основе созревания которого лежат в основном адаптивные приспособительные процессы.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики, и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Форматирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательного организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Выступая и субъектом и результатом и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.

Главная цель развития личности – более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества не развиваются без участия других людей, в изоляции и противопоставления себя обществу.

Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы.

На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация – это процесс становления социального «Я».

2. Стадии, способы и средства социализации личности

Вырванный из начального единства с природой, человек стремился обрести новые связи – социальные, которые заменяют ему те, которых он лишился. От того, насколько это удается, зависит его душевное здоровье. Даже при полном удовлетворении физиологических потребностей человек воспринимал бы свое состояние одиночества и отделенности как тюрьму, из которой он должен вырваться, чтобы сохранить душевное здоровье. И в самом деле, индивид, потерпевший неудачу в попытке приобщиться хоть к чему-нибудь, т.е. как бы пребывающий в заключении, даже не находясь за решеткой, - психически нездоров. Приобщенность выступает в виде подчинения, когда человек преодолевает изолированность своего индивидуального существования, становясь частью кого-то или чего-то большего, нежели он сам, и испытывает чувство тождественности благодаря приобщению к силе, которой он подчинил себя. Или в виде господства, превращая в других в часть самого себя. Реализация стремления к подчинению и господству никогда не приносит удовлетворения, поскольку любая степень подчинения и господства всегда оказывается недостаточной, чтобы дать человеку чувство тождественности и единения. Только одно чувство, по Фромму, удовлетворяет человеческую потребность в единстве с миром – любовь. «Любовь – это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности целостности своего собственного «Я». Итак, условием психически здоровой жизни является достижение какой-либо формы приобщенности, но продуктивная форма – любовь – позволяет человеку обрести единство с ближним и в то же время сохранить свою целостность.

Способом приобщения служит социализация. В широком смысле социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его функционирования в обществе. От социализации следует отличать воспитание, представляющее собой целенаправленное воздействие на человека с целью его социализации в определенном направлении, а также образование – «формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим»

Как происходит социализация? Один из основоположников социальной психологии Г. Тард (1843-1904) считал, что именуется три механизма социализации, и назвал их законом.

1. Закон подражания (или повторения): дети подражают взрослым, подчиненные – руководителям, обычные люди – знаменитостям и т. д.

Моды, традиции и ритуалы зиждятся на подражании. На этом же принципе основывается приобщение к новациям. Одни выступают в качестве генераторов идей (творческое меньшинство), другие в качестве их распространителей. Так как в обществе одновременно действуют несколько моделей для подражания, то их интерференция приводит еще к одному закону.

2. Закон противопоставления. Это противостояние происходит в обществе и в душе каждого человека, который выбирает одну из нескольких моделей поведения. Иногда, скажем, учителя сокрушаются: «Мы учили разумному, доброму, а вырос преступник»1 . Все дело именно в противоборстве различных моделей социализации. Истинный элемент социального противоположения надо искать в каждой отдельной общественной личности всякий раз, когда она колеблется, принять ли ей или отвергнуть тот или другой, предлагаемый ей новый образец построения речи, постройки домов, образа мышления, направления в искусстве или устройства личной жизни. Это колебание, эта внутренняя борьба, повторяющаяся миллионы раз в миллионах экземпляров и есть элементарное бесконечно-малое и бесконечно-плодотворное противоположение в истории. Данная борьба приводит в действие третий закон.

3. Закон приспособления. В процессе борьбы идей и людей происходит их адаптация друг к другу с достижением согласия и компромисса.

Дюркгейм, отвергнув концепцию подражания, нашел механизм социализации в принуждении индивида обществом. Важной чертой социального факта помимо его объективности, по Дюркгейму, является его принудительная сила. «Социальный факт узнается лишь по той внешней принудительной власти, которую он имеет или способен иметь над индивидами»2 . Свойство принуждения входит даже в определение социального факта: «Социальным фактом является всякий способ действий устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое индивидуальное существование, независимое от его индивидуальных проявлений». Поскольку потребность в общении – фундаментальная потребность человека, социальное принуждение в принципе есть то, чего хочет он сам, а не совершенно чуждая ему внешняя сила (скажем, государство обладает монополией над человеком, но последний добровольно подчиняется ему).

Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает их в зависимости от своих качеств.

Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях является поиск своего социального места.

В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.[1]

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.

Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.[2]

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.

Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.[3]

Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения в замен старых.

П.А. Сорокин предлагает свою квалификацию механизмов социализации: 1) имитация; 2) идентификация (осознание принадлежности к той или иной общности); 3) стыд; 4) вина. Тем самым он вводит моменты, связанные с наличием такого внутреннего свойства человека, как совесть.

Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Основное влияние здесь оказывает ближайшее окружение ребенка.

Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.

Чувства стыда и вины тесно связаны с друг другом и почти неразличимы, однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентированно на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

Теория «зеркального Я» американца Ч. Кули, зафиксировав воздействие на формирование личности окружающей среды, отмечает избирательный характер поведения личностей. В зависимости от ситуации личность адаптируется к ситуации, избирая для себя определенную роль (победитель, жертва, нейтралитет). Согласно выбранной роли личностью избираются ценности, которыми она руководствуется в процессе социализации.

Одним из направлений эволюции общества стало развитие средств социализации. У истоков становления вида Homosapiens таковыми были разум, речь и труд. Параллельно изготовлению орудий труда появились моральные нормы. Первыми формами социальных объединений были стадо, род и племя – объединения на основе кровнородственных связей. Люди жили родовыми группами, а продолжение рода осуществлялось дуально-родоваой организацией. Первобытное искусство и магические действа дополняли формы социализации на стадии охотничье-собирательного хозяйства возможностью опосредованной передачи и обмена чувств. После неолитической революции

переход к оседлой жизни сопровождался появлением поселений – деревень, облегчивший коммуникацию. Искусство развивалось в направлении создания крупных мифологических систем, объединявших население.

Следующая стадия социализации – создание ранних цивилизаций. Присущие цивилизации города обеспечили обмен информацией между большими массами людей, а создание письменности облегчило хранение и передачу информации, которая до этого была устной. Город (процесс урбанизации), письменность, мифология – три мощных рычага социализации, обеспечивших объединение племен в крупные социальные образования.

Новая отрасль духовной культуры – философия – создала универсальный язык понятий, пригодный для обращения между всеми людьми. Этому же способствовало создание мировых религий, которые, в дополнение к объединению человечества на рациональном уровне, объединили людей на чувственном уровне, на основе веры.

Важный этап в развитии средств социализации – появление печатного слова, книгопечатание, давшее возможность каждому легко приобщаться к информации, идущей из прошлого. Становление науки в Новое время создало второй универсальный язык после философии и дало знание, общее для всех людей. В 19в. в дополнение к мировым религиям людей объединили мировые идеологии. В первой половине 20в. появились радио, телевидение, обеспечившие возможность передавать по всей планете сначала звук, а потом изображение. Во второй половине 20в. к средствам передачи информации прибавились спутниковая связь и Интернет, ставший возможным на основе распространения персональных компьютеров.

Растет численность населения планеты. Все большую часть их составляют жители мегаполисов. С повышением общей плотности населения растет динамическая плотность, причем также по экспоненте (Приложение 1)

Во времена советской власти проблема социализации практически решалась с помощью обобществления личности.

Начиная со вступления в октябрята ребенок нес на себе ответственность перед коллективом. Пионерская комсомольская организация так же обязывали к определенному стилю поведения. Дети с раннего возраста чувствовали себя причастными к общественной жизни, воспитывались на примерах патриотизма, любви к животному и растительному миру.

В настоящее время во главу развития ставится самообразование. Оно возможно в условиях создания разнообразной социокультурной и образовательной сферы.

Перенос акцента на самообразование, актуализацию личностного момента в образовательной деятельности человека является требованием времени. Суть его в том, чтобы личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя институциональные формы образования как инструмент самореализации, самоактуализации, самосовершенствования.

Эта проблема еще более актуализируется в условиях перехода к рыночной экономике, поскольку здесь требуется соответствие человека, его интеллектуального, образовательного потенциала новым требованиям.

Основным субъектом самообразования является личность, которая удовлетворяет ряд потребностей и социализируется. Реализация потребностей и социализация характеризуют функции самообразования, на основе которых личность приобщается к определенной социальной группе, ее ценностям и нормам. Таким образом, человек самостоятельно усваивает нормы и ценности группы, которую выбирает.

Самообразование выступает как вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующейся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей социализации, повышение культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей.

В рамках социально-философской характеристики самообразование – это то, что создает человека, «образует», формирует его в условиях процесса «самосоциализации»

3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объяснить почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальными видениями мира. Все это достигается с помощью процесса социализации.

В самом начале жизненного пути человек не имеет собственного Я. Он просто продолжает жизнь эмбриона как части материнского тела. Даже различение физических границ собственного тела от своего остального мира является результатам довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежит иному миру, а не является частью его собственного тела, как, например пальцы или руки.

Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального – довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина это – папа, женщина – это мама. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного Я. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через общение.


Заключение

Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методам деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли воспитывают окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «освоение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Этапы социализации. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.

Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков серого цвета.

Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.


Тесты.

1. Социализация – это…?

А) процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности.

Б) скрытое, неявное протекание каких-либо процессов.

В) приспособление личности или социальных групп к условиям социального существования, процесс усвоения ими накопленного социального опыта, овладение различными видами деятельности и утверждение себя в системе общественных отношений.

Г) система связей и отношений, объединяющих какое-то число индивидов или групп людей для достижения определенных целей.

2. Процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

А) Социализация.

Б) Ресоциализация.

В) Десоциализация.

Г) Стыд

3. Десоциализация – это…?

А) теория, согласно которой бессознательные импульсы и стремления личности составляют ядро всех ее жизненных, в том числе социальных проявлений.

Б) процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

В) общение, в процессе которого партнеры сравнивают смысл употребляемых ими понятий и вырабатывают общую систему значений.

Г) процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

4. Кто из основоположников социальной психологии считал, что имеются три механизма социализации, и назвал их законами?

А) Э. Фромм

Б) Г. Тард

В) И.С. Кон

Г) Р. Парк

5. Как называется социальный закон Г. Тарда, в котором дети подражают взрослым, подчиненные – руководителям, обычные люди –знаменитостям.

А) Закон равновесия

Б) Закон противопоставления

В) Закон подражания

Г) Закон приспособления

6. Как называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения?

А) Имитация

Б) Идентификация

В) Вина

Г) Ресоциализация.

7. Идентификация – это…?

А) комплекс норм и ценностей, противоречащих образцам поведения.

Б) осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения.

В) скрытое, неявное протекание каких-либо процессов.

Г) способ осознания принадлежности к той или иной общности.

8. Что такое личность?

А) выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений.

Б) совокупность общественных отношений людей.

В) социальный институт и малая группа, в основе которой лежат родственные связи.

Г) отрасль социологии, которая изучает культуру как общественное явление.

9. Модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений, это…?

А) Социальная мобильность.

Б) Социальная конвергенция.

В) Социальная роль.

Г) Социальная диалектика.

10. Основные социологические теории личности?

А) структурная, функциональная, теоритическая концепции.

Б) профессиональная, познавательная, развлекательная концепции.

В) психоаналитическая, ролевая, социальная, эволюционная концепции.

Г) ролевая концепция, концепция личности Фрейда, поведенческая концепция, деятельностный подход.

11. Что такое социальный тип личности?

А) скрытое, неявное протекание каких-либо процессов.

Б) отражение того, как общественная система влияет на общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение.

В) выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений.

Г) ведущее звено политической системы общества.

12. Какие типы личности существуют?

А) Традиционалисты, идеалисты, реалисты, гедонистические материалисты и фрустрированный тип.

Б) Структурный, функциональный тип.

В) Общественный, общий и индивидуальный тип.

Г) профессиональный, познавательный, развлекательный тип.

13. Социология личности – это…?

А) учение о человеческих ценностях, в том числе духовных, материальных, политических, правовых, религиозных ценностях определенных социальных групп и отдельных личностей.

Б) модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений.

В) учение об обществе.

Г) учение о личности как социальном существе, действующем в том или ином обществе.

14. Кто предлагает свою квалификацию механизмов социализации: 1) имитация; 2) идентификация (осознание принадлежности к той или иной общности); 3) стыд; 4) вина.

А) И.С. Кон

Б) Э. Фромм

В) П.А. Сорокин

Г) В.Я. Ядов

15. Какие факторы используют для анализа возникновения и развития личностных черт, оказывающие влияние на формирование личности?

А) специальные, или частные социологические факторы.

Б) биологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой опыт, уникальный индивидуальный опыт.

В) структурный, функциональный, теоретический факторы.

Г) личностный, межличностный, межгрупповой факторы.

16. Социализация, которая занимает более длительный промежуток времени и включает в себя зрелый и преклонный возраст.

А) первичная.

Б) вторичная.

В) третичная

Г) четвертичная

17. Какое понятие в социологии употребляется, как правило, в двух значениях: 1) для обозначения индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; 2) для обозначения устойчивой системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.

А) Социальная роль.

Б) Социализация.

В) Социология личности.

Г) Личность.

18. Агенты социализации – это…?

А) большие группы людей, различающихся между собой по их положению в обществе.

Б) группы населения, выделенные по признакам пола и возраста.

В) конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта.

Г) группы людей, объединенные общим для них укладам жизни.


19. Учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.

А) Социально-культурные институты

Б) Воспитательные институты.

В) Политические институты.

Г) Институты социализации.

20. Какой период охватывает первичная социализация?

А) зрелый возраст.

Б) детский возраст.

В) преклонный возраст.

Г) юношеский возраст.

Ответы к тестам:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
А,Б Б Г Б В А Г А В Г Б А Г В Б Б Г В Г Б

Список используемой литературы

1. Общая социология. Анурин В.Ф.: Учебное пособие для вузов - М.: Академический Проект, 2003.-496с.

2. Общая социология.: Учебное пособие /Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева - М.: ИНФРА-М, 2004.-654с.

3. Основы социологии Фролов С.С.: Учебное пособие -М.: Юристь. 1997.- 344с.

4. Социология: курс лекций: Учебное пособие для вузов Ф.И. ШАРКОВ, А.А. Родионов.-М.: Экзамен, 2005.-304с.

5. Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова – Изд. 2е, испр. и доп. - М.: Гардарики, 2003.-512с.

6. Социология. Общий курс 2е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей, Юрайт, 1998.-511с.

7. Социология /Под ред. В.И. Курбатова.- Ростов на Дону.: Издательский центр «Март» 1998.-512с.

8. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред.проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-407с.

9. Социология. Учебник для вузов / под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

10. Социология. Курс лекций. Учебное пособие / Ю.Г. Волков (и др.) Изд. 2е . Ростов Н/Д. Феникс, 2006.

11. Социология Радугин А.А., Радугин К.А.: курс лекций. 3е изд., М., Библионика, 2006.



Приложения.

Развитие средств социализации Таблица 1

Время Вид

Способ

мышления

Видовые средства

социализации

Способ

хозяйствования

Социальные объединения

Технические

средства

социализации

Духовные средства

социализации

3 млн. Человек умелый Труд Стадо Сколотая галька
100 тыс. Человек разумный Дологическое Разум, речь Охота, собирательство Род, племя Рубила, топоры Мистика, искусство, магия
10 тыс. Логическое Земледелие, скотоводство Оседлая жизнь, деревня Окультуривание растений и животных, письменность Мифология
2,5 тыс. Рациональное Город, народность, государство Философия, мировые религии
16 век Научное Промышленное производство Нация Книгопечатание Наука
20 век Развитие сферы услуг Мегаполис, всемирные организации Радио, телевидение, компьютер, спутниковая связь, Интернет Идеология


[1] Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. курс лекций. 3е изд., М., Библионика, 2006 С.117

[2] Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. М., 2007 С.213

[3] Радугин А.А., Радугин К.А. Социология курс лекций. 3е изд., М., Библионика, 2006 С.119

Скачать архив с текстом документа