Социальная политика в отношении иждивенчества

СОДЕРЖАНИЕ: Определение понятия иждивенчество. Государственная социальная политика страны, направленная на недопущение дискриминации в реализации и защите прав и законных интересов ребенка. Реализация государственной социальной политики в области помощи инвалидам.

Содержание

1. Социальная политика в отношении иждивенчества

1.1 Определение понятия иждивенчество

1.2 Социальная политика Республики Беларусь в отношении детства

1.3 Реализация социальной политики в области помощи инвалидам

2. Социологическое исследование, направленное на выявление отношения населения к существующей в республике системе социальных льгот

Список литературы

1. Социальная политика в отношении иждивенчества

1.1 Определение понятия «иждивенчество»

Исходя из определения, размещенного в словарях, иждивенец — лицо, находящееся на длительном или постоянном материальном или денежном обеспечении со стороны других лиц. В российском юридическом праве иждивенец - это нетрудоспособный человек, чаще всего имеющий группу инвалидности. Иждивенцами не являются временно безработные трудоспособные люди, они являются тунеядцами.

Обращаясь к юридическому значению данного понятия, можно сказать, что иждивенцы - лица, получающие от других лиц полное материальное содержание или постоянную материальную помощь, которая является для них основным источником средств существования. Иждивенцы наделены определенными правами в области пенсионного обеспечения, возмещения вреда, причиненного смертью кормильца; наличие иждивенца учитывается при выплате некоторых видов пособий и компенсаций.

Таким образом, к числу иждивенцев на сегодняшний день относят в большинстве случаев инвалидов и детей до 18 лет. Также следует подчеркнуть, что иждивенцами не являются трудоспособные люди, которые временно не работают. Последние подпадают под категорию «тунеядец».

1.2 Социальная политика Республики Беларусь в отношении детства

Государственная социальная политика страны направлена на недопущение дискриминации в реализации и защите прав и законных интересов ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, патриотическому, духовному, психическому и нравственному развитию детей. Особое внимание государственным гарантиям в защите прав ребенка уделено в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, принятом в 1999 году. Этим правовым актом определена государственная политика в интересах детей как деятельность государственной власти, учреждений и организаций по обеспечению экономических, психолого-педагогических и организационных гарантий прав ребенка.

Государственная социальная политика по защите прав детей базируется и реализовывается на следующих принципах:

- законодательное обеспечение прав ребенка;

- государственная поддержка семьи, родителей в воспитании и защите их прав в подготовке ребенка к самостоятельной реализации и защите своих прав;

- обеспечение минимальных государственных стандартов по основным показателям качества жизни и благополучия ребенка;

- ответственность за нарушение прав и законных интересов ребенка;

- государственная поддержка деятельности детских и молодежных организаций, органов местного самоуправления по гарантированному обеспечению прав и законных интересов ребенка.

Социальная политика государства по защите детства в Республике Беларусь осуществляется с учетом мировой практики, которая имеет разнообразный опыт в сфере функционирования детских фондов.

Признавая приоритет общественных принципов и норм международного права и важность международного сотрудничества для улучшения положения детей, Республика Беларусь уже в 1990 году подписала и ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка. В 1991 – 1992 годах были приняты законы «Об образовании в Республике Беларусь», «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей, а в 1993 году в Беларуси принят закон «О правах ребенка», который стал своего рода национальной декларацией прав ребенка. Законодательная база привлекает внимание к проблеме семьи и детства, расширяет возможности в получении социальной поддержки.

Указом Президента Республики Беларусь утверждены специальные программы, в частности программа «Дети Беларуси», включающая подпрограммы «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семьи и детей». Программа «Дети Беларуси» направлена на создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей, обеспечения их социальной защищенности в условиях обострения социально-экономической ситуации.

Одной из острейших социально-экономических и психолого-педагогических проблем в нашей республике является проблема социального сиротства. В последние годы общество и государство уделяет поиску путей решения данной проблемы самое пристальное внимание.

Основные проблемы детей-сирот решаются в соответствии с подпрограммой «Дети-сироты», которая включает в себя меры по предупреждению причин социального сиротства, созданию благоприятных условий для подготовки детей к самостоятельной жизни, их психологической поддержки и социальной адаптации.

Увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повлекло за собой рост сети детских интернатских учреждений. Однако это увеличение произошло за счет появления новых типов учреждений для детей-сирот: детских приютов, детских деревень, детских домов семейного типа.

Подпрограмма «Дети-инвалиды» нацелена на комплексное решение проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются. В подпрограмме намечены меры, направленные на повышение эффективности профилактики детской инвалидности, создание системы реабилитации детей-инвалидов, приобщение к занятиям спортом, развитие их творческих способностей, разработку и выпуск необходимых технических изделий и средств реабилитации.

Одним из важнейших направлений государственной социальной политики по защите прав детства являлась помощь детям, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Подпрограмма «Дети Чернобыля» включает мероприятия, направленные на снижение воздействия на детей неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы, совершенствование медицинской и реабилитационной помощи, обеспечение проживающих на территории детей продуктами питания с повышенными лечебными свойствами.

Подпрограмма «Развитие социального обслуживания семей и детей» нацелена на создание и развитие оптимальной системы учреждений нового типа, оказывающих социальные услуги семье, женщинам и детям, и способствующих созданию условий для их эффективного функционирования.

Таким образом, государственная социальная политика в отношении детей и семьи направлена на повышение уровня и качества жизни; обеспечение прав детей на их полноценное развитие (физическое, социальное, интеллектуальное, нравственное), создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспитательной и культурно-психологической функции.

1.3 Реализация социальной политики в области помощи инвалидам

Проблема инвалидности занимает одно из центральных мест в области мировых медико-социальных проблем, поскольку во всех странах есть люди с ограниченными возможностями и их число постоянно растет.

Данные Министерства статистики свидетельствуют, что каждый 25-й житель Республики Беларусь имеет инвалидность.

Рост инвалидности среди населения может быть в значительной степени обусловлен социально-экономической нестабильностью – рост безработицы, снижение уровня техники безопасности, жесткая конкуренция на рынке труда, неуклонное снижение занятости людей с дефектами здоровья – и, как результат, поиск социальной защиты через инвалидность. Причинами роста инвалидности населения также является социально-демографическое неблагополучие в обществе.

При формировании национальной правовой базы социальной защиты инвалидов учитываются основные положения международных норм в области прав человека. Общей основой и руководством для принятия мер в государственном масштабе в области защиты прав инвалидов, предупреждение инвалидности и оказания им помощи в развитии их способностей, а также содействия по включению в нормальную жизнь общества является Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 году. Согласно Декларации «инвалид – любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, физических или умственных возможностей».

Инвалиды, в соответствии с Декларацией, имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства, пользуются такими же основными правами, что и их сограждане.

В соответствии с законодательством в Беларуси действует новый принцип установления инвалидности, где в основе оценки находится ограничение разных сторон жизнедеятельности человека, а не только нарушение работоспособности, как это было раньше.

Органами социального обеспечения проводится работа по развитию и совершенствованию системы социального обслуживания нетрудоспособных граждан. Вследствие этого активно развивается служба надомного обслуживания, которая действует с 1986 года.

Социальные службы зачастую работают в контакте с организациями, предпринимательскими структурами на условиях благотворительности и оказания шефской помощи. Благодаря этому, создаются фонды социальной защиты малообеспеченных, центры медико-социальной помощи, салоны милосердия, открывались благотворительные счета, организовывалось бесплатное питание.

Несмотря на переходный этап в экономике, государство выделяет квартиры для инвалидов. Государственные органы социальной защиты помогает нуждающимся в ремонте домов и квартир.

Важным направлением в системе социальной защиты стала реабилитация людей с устойчивыми дефектами здоровья. В современных условиях реабилитация не может рассматриваться только в медицинском аспекте. В республике остро стоит проблема реабилитации инвалидов трудоспособного возраста. Государственной службой занятости осуществляются меры, направленные на обучение и переобучение инвалидов с учетом коньюнктуры рынка труда и рекомендаций медико-реабилитационных экспертных комиссий.

2. Социологическое исследование, направленное на выявление отношения населения к существующей в республике системе социальных льгот

Для проведения данного социологического исследования был разработан и в дальнейшем применен опросник, состоящий из вопросов.

В исследовании приняли участие 54 человека. Контингент участников исследования: выборка в основном состояла из работников средней общеобразовательной школы (учителя, администрация и техперсонал).

Возрастные показатели: от 24 до 56 лет.

Текст опросника:

1. Ваш пол: м/ж

2. Возраст:____ лет

3. Образование_____________________________

4. Считаете ли Вы, что существующая система льгот в Беларуси соответствует современным требованиям развития страны, отвечает критериям социальной справедливости: да/нет

5. На Ваш взгляд, способствует ли повышению реального уровня жизни получателей льгот действующий порядок предоставления льгот: да/нет

6. Укажите пункты, свидетельствующие, на Ваш взгляд о несовершенстве системы социальных льгот, существующей в настоящее время в Республике Беларусь:_________________________________________

7. Как Вы относитесь к тому, что на социальные выплаты тратятся деньги налогоплательщиков:

- положительно;

- отрицательно.

8. В чем вы видите выход из сложившейся в социальной политике ситуации в отношении системы социальных льгот:

А) полная отмена льгот

Б) сделать социальную помощь адресной;

В) выделять деньги на социальные льготы из специальных фондов, а не из бюджета.

В результате проведенной качественной и количественной обработки данных, полученных в результате исследования, можно придти к следующим выводам:

Большинство опрошенных (64,8%) считают, что существующая система льгот в Беларуси не соответствует современным требованиям развития страны, не отвечает критериям социальной справедливости.

Приблизительно такое же количество испытуемых (62,7%) считают, что действующий порядок предоставления льгот не способствует повышению реального уровня жизни получателей льгот.

Только 14,4% опрошенных положительно относятся к тому факту, что на социальные выплаты тратятся деньги налогоплательщиков.

Если говорить о выходах, предложенных опрошенными в области предоставления льгот, то 75,2% высказались за то, что социальную помощь в республике необходимо сделать адресной. 22,7% опрошенных предлагают выделять деньги на социальную помощь из специально созданных для этого фондов. За полную отмену выплат и льгот не высказался никто.

Таким образом, в результате социологического опроса было выявлено, что большинство граждан страны понимают несовершенство существующей системы социальных льгот. В числе ее недостатков около 40% участников опроса признают то, что некоторые категории граждан, пользующихся социальными льготами, на самом деле не нуждаются в них. 35% опрошенных считают неправильным перекладывание части затрат на тех граждан, которые льготами не пользуются. Такое же число граждан полагает, что преференциями незаслуженно пользуются близкие и родственники льготников. Свыше 20% отрицательно относятся к тому, что на финансирование льгот тратится значительная часть государственного бюджета. Каждый пятый участник опроса обращает внимание на то, что льготами чаще пользуются отдельные категории граждан, например, жители крупных городов, наиболее активные граждане и т. п. К тому же сам по себе механизм назначения и реализации ряда социальных льгот требует много времени и средств.

Список литературы

1. Бреева Е.В. Дети в современном обществе. – Мн.: Эдитор, 1996. – 206 с.

2. Венгер Ю.И. Социальная защита инвалидов в РБ// Веснік ВДУ, - 2005, - №2. – С. 29-33.

3. Венгер Ю.И. Социальная политика: Учебно-методический комплекс, Ю.И. Венгер. – Витебск: Издательство УО «Витебский государственный университет им. П.М.Машерова», - 2005. – 92 с.

4. Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов. – Мн., 1997. – 11 с.

5. Дети Беларуси: Республиканская президентская программа. – Мн., 1998. – 50 с.

6. Дзіцячыя дамы, школы-інтэрнаты і ахова правоў дзяцей у РБ: Стат. даведнік/ Міністэрства адукацыі РБ. – Мн., 2001. – 132 с.

Скачать архив с текстом документа