Социальная работа с безработными

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание. Ведение …2 §1. Безработица и государственная политика занятости …4 §2. Социальная защита безработных ...13

Содержание.

Ведение………………………………………………………………………2

§1. Безработица и государственная политика занятости…………………4

§2. Социальная защита безработных……………………………………...13

Заключение…………………………………………………………………26

Список литературы………………………………………………………...27

Введение

Переход к рыночной экономике неизбежно привёл к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. 1 июля 1991 года в СССР началась официальная регистрация безработных.

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Объектом данной работы являются безработные.

Предмет исследования – социальная защита безработных.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Безработица - не просто отсутствие работы. Она ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Ведь безработица широко распространена и оказывает мощное разрушительное влияние на людей.

Задачи написания курсовой работы:

- раскрыть сущность понятия «безработица»;

- определить основные направления политики занятости и

- социальной защиты безработных.

В основе написания курсовой работы лежит закон «О занятости населения», в котором даны порядок и условия признания граждан безработными, государственная политика в области содействия занятости населения, порядок работы федеральной государственной службы занятости, а также приказ от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета».

В данной работе были использованы статья Натальи Покровской «Мама хочет на работу» и «У безработных – женское лицо», в которых рассказывается о положении женщин на рынке труда. Также о проблемах женской безработицы говорится в работе Баскаковой М.Е. «Современные тенденции положения женщин в сфере занятости и на рынке труда». В статье « Занятость молодежи: проблема, выходящая на первый план» говорится о законодательном обеспечении занятости и о путях сокращения численности безработных среди молодежи. В статье Ф. Прокопова «Эффективная организация услуг службы занятости: современный подход» излагаются функции службы занятости, какие она предоставляет услуги, также здесь рассказывается о работе бирж труда в США и Европе. Анализ ранка труда 2000 года приведен в работе Власовой Н. и Кулешовой Е. «Российский рынок труда в 2000 году». В монографии Никифоровой А.А. «Рынок труда: Занятость и безработица» дана сравнительная характеристика государственной политики занятости различных стран, рассказывается о деятельности центров. В статье Головочева В. «По России бродит призрак безработицы» описывается состояния рынка труда 2002 года, дается прогноз на ближайшее будущее, а также здесь говорится о тех мерах, которые предполагает применить правительство страны для снижения остроты данной ситуации. О генезисе биржи труда рассказывает статья Четверниной Т. «Государственная служба занятости: архаика или живой организм».

§1.Безработица и государственная политика занятости.

Безработица - это явление, органически связанное с рынком тру­да. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это :

- трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости.

- Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например месяца).

- Доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы)[1] .

В России безработный должен отвечать условиям: проживать на территории РФ более 6 месяцев, не иметь заработка, быть зарегистрированным в службе занятости, быть готовым приступить к подходящей работе.

Институту государственной службы занятости около 100 лет. Его предтечей были биржи труда, получившие во многих странах широкое распространение во второй половине позапрошлого века. До этого трудоустройством, как правило, занимались профессиональные корпорации, а услуги немногочисленных частных контор трудового посредничества ограничивались довольно узкими областями деятельности (например, наймом домашней прислуги).

В два последних десятилетия XIX в. стали создаваться организации, выступавшие посредником при подборе рабочей силы. Однако им не особенно доверяли и профсоюзы, и работодатели: первые опасались, что биржи труда будут использоваться работодателями в штрейкбрехерских целях, вторые - что под давлением профсоюзов биржи будут отдавать приоритет в трудоустройстве членам профсоюза, препятствуя тем самым мобильности рабочей силы. Обе стороны трудовых отношений были заинтересованы во вмешательстве некой нейтральной стороны, которой и стало государство. Последнее, в свою очередь, было заинтересовано в предупреждении массовой безработицы как источника социальной напряженности, а также в межрегиональном или отраслевом перемещении рабочей силы как условии повышения эффективности национального производства.

Включенность государства в политику предупреждения безработицы стала очевидной на рубеже XIX - ХХ вв. Наиболее интенсивно данный процесс проходил в Германии, где уже в начале прошлого века существовало 400 государственных бирж труда и 3500 бирж профсоюзов. С их помощью заполнялись более миллиона вакансий в год, половина из которых приходилась на государственные структуры. В 1910-1912 гг. в Великобритании впервые были созданы национальная система бирж труда и государственная страховая система на случай безработицы[2] .

В России биржи труда возникли в начале XX в. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 г. получили широкое распространение платные частные посредни­ческие конторы.

Причины безработицы разнообразны:

1. Структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;

2. Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

3. Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;

4. Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;

5. Изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы[3] .

Исходя из причин безработицы, можно сформулировать её основные формы:

Фрикционная безработица - связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. Причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, и поэтому требуется определённое время для взаимного поиска.

Структурная безработица - связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.

Сезонная безработица - связана с неодинаковыми объёмами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растёт, в другие - уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объёмов производства относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.

Циклическая безработица - связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.

Скрытая безработица , которая характерна для отечественной экономики. Суть её в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращённый режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.[4]

На конец февраля 2003г., по оценке Госкомстата РФ, общая численность безработных в России сократилась на 0,5% по сравнению с январем 2003г. и составила 6,11 млн. чел. Уровень безработицы в стране составил в соответствии с методологией МОТ 8,5% всего экономически активного населения страны. При этом число официально зарегистрированных безработных в феврале 2003г. выросло на 3,8% по сравнению с январем 2003г. и составило 1,621 млн. чел. (26,5% от общего количества безработных). По сравнению с ситуацией на конец февраля 2002 г. общая численность безработных в России за год возросла на 2,4%, в том числе официально зарегистрированных – на 12,2%. [5]

[6]

Доля мужчин в общей численности безработных в 2000 году превысила долю женщин (53,3% против 46,7%), а в численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 31% и 69% соответственно.[7] Но, например, в Омской области 2002 году доля женской безработицы в общей численности незанятых граждан составила 71,9 процентов.[8]

Среди безработных больше всего молодых россиян в возрасте от 20 до 24 лет (930 тысяч человек, или 17,8 процента). Устроиться в какую-либо фирму или на предприятие молодой смене становится все труднее. 40 процентов выпускников образовательных учреждений не находят себе применения. Да и в следующей возрастной группе (25-29 лет) 670 тысяч человек - безработные. Словом, 41 процент всех лишних - молодежь до 30. Конечно, многие из них нашли себе применение в теневом секторе, где занято более 10 миллионов человек (по оценкам независимых экспертов, до 20 миллионов).[9] Но это далеко не лучший вариант для нашей экономики. Очень плохо, когда вчерашним школьникам и студентам приходится начинать взрослую жизнь неустроенными, идти в весьма сомнительный бизнес, привыкая химичить, нарушать закон.

Безработица продолжает молодеть. Если в феврале и мае 2002 года средний возраст оказавшихся не у дел составлял 35 лет, то в августе - 34,5. Среди безработных каждый десятый имеет высшее образование, каждый четвертый - среднее профессиональное. Чтобы найти подходящее место, требуется в среднем более восьми месяцев, однако каждый третий не может устроиться на работу более года. Характерно, что 1,1 миллиона россиян оказались на улице из-за сокращения штатов, ликвидации предприятий или собственного дела[10] .

Таким образом, можно сказать, что бич современного общества, в том числе и Российского – это безработица, вызываемая как развитием технологий, так и экономическим спадом. И большую роль в регулирование сокращения безработицы в наше время отводится государству.

Политика занятости осуществляется государством на основе еже­годно принимаемой (соответственно развиваемой, дополняемой и корректируемой) «Федеральной программы содействия занятости на­селения в Российской Федерации». В центре программы — защита от безработицы. Она охватывает как работающих, но находящихся под угрозой увольнения, так и безработных, зарегистрированных в ор­ганах федеральной государственной службы занятости.

Основная задача политики занятости заключается не в том, что­бы способствовать восстановлению на работе всех уволенных, вне зависимости от потребности в них производства и причин увольне­ния. Такая политика означала бы торможение или остановку есте­ственного процесса высвобождения «излишней» рабочей силы и тем самым противоречила бы императивам перехода к рынку, в том числе необходимости повышения экономической эффективности. Политика занятости осуществляется на основе сочетания трудоуст­ройства со структурной перестройкой экономики и улучшением по­казателей общественного производства.

Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда:

Во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду.

Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики.

В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.

Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.

Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.

В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин 23 мая 1996 г. утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 гг., обязал Правительство Российской Федерации в двухмесячный срок обеспечить разработку и принятие плана мероприятий по реализации Программы, возложить на Министерство труда Российской Федерации общее организационно-методическое руководство и контроль за обеспечением реализации Программы, а также координацию работ по проведению социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ и рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению реализации Программы.

Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг. включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестици­онных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений,

принима­емых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

Основными задачами Программы являются[11] :

* обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

* регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

* формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

* предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

Реализацию Программы предусматривается осуществлять в два этапа в течение 1996-2000 гг.

В рамках первого этапа реализации Программы, рассчитанного на 1996-1997 гг., федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить следующий комплекс мер:

1. Определение потребности в создании рабочих мест

2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест

3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ

4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест.

5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы

6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных мощностей

7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе общественных работ

8. Разработка механизма развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест

9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан

На втором этапе реализации Программы, охватывающем 1998-2000 гг. федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решения следующих задач:

1. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на создание рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации

2. Создание условий для повышения качества рабочих мест

3. Стимулирование формирования эффективной структуры занятости населения

В “Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 1998-2000 год” предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на:

· обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;

· переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;

· достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;

· предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;

· создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;

· развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;

· рост мобильности трудовых ресурсов.

К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится:

· преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

· экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

· оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;

· разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

· развитие гибких форм занятости;

· последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;

· дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;

· улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени;

· сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;

· проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;

· развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.

Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.

На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.

Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства.

§2. Социальная защита безработных.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана в 1991 году на основе закона «О занятости населения» Государственная служба занятости.

Помощь государственной службы занятости осуществляется преимуще­ственно по двум направлениям:

1. Через государственную поддержку материальных источников су­ществования безработных с тем, чтобы обеспечить безработному и членам его семьи — иждивенцам элементарные условия для выживания. Такая помощь по своей сути пассивна. Она ограниче­на по времени. В принципе материальная поддержка должна предоставляться в таких узких пределах, которые не позволяют жить безбедно и вынуждают безработного искать работу;

2. Через трудоустройство тех безработных, которые к этому способ­ны и проявляют желание участвовать в общественном производ­стве. Такая поддержка, будучи по своей сути более конст­руктивной и активной, перемещает центр тяжести на поощрение инициативы безработного в поисках работы, чтобы он не уповал только на получение материальной помощи от общества, но предпринимал усилия к самообеспечению. Смысл активной под­держки заключается в том, чтобы, создавая благоприятные ус­ловия, стимулировать в максимальной степени включение безра­ботного в трудовую деятельность.

Характерен в этом отношении пример работы Московской обла­стной службы занятости. Она включает в себя Московский област­ной центр, 18 городских и 39 районных центров, а также специализированные учебные центры по профессиональной пере­подготовке и переобучению. В службе работают около 1200 человек, которые заняты поиском вакантных рабочих мест, соответствующих возможностям зарегистрированных безработных, выплатой пособий о безработице, переобучением безработных, а также консуль­тацией[12] .

Аналогичная деятельность свойственна и другим подразде­лениям Федеральной государственной службы занятости населения (ФГСЗ). Созданная в 1993 году в соответствии с Законом РФ «О занятости населения» (1991 г.), ФГСЗ включает Государственный комитет по занятости, Государственные комитеты по занятости рес­публик в составе РФ, Центров занятости в других субъектах Феде­рации и Центров занятости в районах и городах. Подразде­ления службы занятости в пределах своей компетенции разрабаты­вают и осуществляют программы занятости с участием представите­лей организаций предпринимателей (работодателей) и представите­лей трудящихся[13] .

Деятельность органов службы занятости осуществляется на основе приказа №57 от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета», а так же из местного бюджета.

По положениям данного приказа средства направляются, в частности, на:

— мероприятия по профориентации, профподготовке и переподго­товке безработных;

— организацию общественных работ;

— выплаты пособий по безработице, компенсацию материальных затрат безработным в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также тем безработным, которые потеряли право на пособие по безработице в связи с истечением установ­ленного срока его выплаты;

— мероприятия по сохранению, созданию новых рабочих мест, а также специализированных рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите (инвалиды беженцы и пр.), по развитию предпринимательской деятельности безработных др.

Служба занятости выполняет следующие функции:

1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

3. Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника.

4. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

5. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

6. Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

7. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

8. В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориального деления, анализа и прогноза занятости, определяют тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, заключают с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

9. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.

10. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.

11. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

12. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

13. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

14. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения[14] .

Основные услуги оказываемые службой занятости:

а) Материальная помощь. Материальная помощь безработным исходит из существования различных источников незанятости трудоспособных: потеря работы в результате увольнения с производства, уход с прежнего места работы в поисках нового, отсутствие работы из-за трудностей с трудоустрой­ством впервые или повторно (после перерыва) поступающих на рынок труда и др. Соответственно материальная помощь, оказываемая различным группам нуждающихся в работе, не во всем одинакова. Тем не менее она принимает преимущественно две формы.

Одну из них составляет выплата выходного пособия работникам, с которыми расторгается трудовой договор в связи с ликвидацией предприятия, «сокращением численности или штата» персонала. Размер выходного пособия равняется среднемесячному заработку. Уволенным по экономическим причинам должна сохраняться сред­няя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия.

Другой формой помощи безработным является собственно стра­хование по безработице. Система основана на Законе 1991 года «О занятости населения». Вместе с тем, ее главные составляющие являются объектом изменении и дополнении, вносимых последующими законодательными актами.

Величина пособия. Методика определения общенациональной величины пособия по безработице, как и других видов социальных пособий, разрабатывается государственными ведомствами. При этом она дифференцируется по различным группам безработных. Для никогда не работавших величина пособия устанавливается на основе минимальной заработной платы. Для уволенных админи­страцией предприятий по экономическим причинам при расчете пособия основанием служит их средняя заработная плата за два месяца, предшествующих началу безработицы. При этом местные органы власти наделены правом предоставлять дополнительные пособия для безработных и их иждивенцев в размерах, превыша­ющих национальные стандарты.

Социальное страхование в принципе не предусматривает сохра­нение безработному прежних условий существования. Оно лишь несколько смягчает негативные материальные последствия уволь­нения. Высвобождение с производства, как правило, влечет за собой снижение уровня жизни по сравнению с тем, который характерен для занятых. Существование и поддержание такого разрыва должны стимулировать безработного к трудоустройству.

Условия предоставления. В основе системы страхования по без­работице лежит представление о том, что «признанный» безработ­ный не только имеет право на получение специального пособия, но и обязан активно искать работу, используя имеющиеся в его распо­ряжении средства. Цель выплаты пособия по безработице — ока­зание временной материальной помощи в течение срока таких поисков. Тем самым страхование по безработице принципиально отличается от некоторых других видов социального страхования, например, по старости, инвалидности и т. п., по которым выплаты производятся постоянно.

Условия страхования по безработице призваны стимулировать поиски работы. Во-первых, пособия предоставляются только на период до 12 месяцев. Во-вторых, в течение этого времени величина выплачиваемого пособия не остается неизменной. Так, первые три месяца она составляет 75% от средней заработной платы по послед­нему месту работы, следующие четыре месяца — 65%, остальные пять — 45%. В-третьих, условием предоставления пособия является «способность и желание» поступить на имеющееся вакантное место.

Предложения о работе должны отвечать некоторым крите­риям — уровню квалификации, месту проживания и т. п. Но при этом возможности отказа от предлагаемой работы, включая временной, ограничены. В случае двухкратного отказа, то есть проявления упорного сопротивления трудоустройству, безработный может быть лишен своего статуса, а вместе с ним и права на получение пособия по безработице.

По истечении установленного законом срока выплаты пособия без­работные и находящиеся на их иждивении члены семьи не остаются полностью без материальной поддержки. Такие безработные в течение еще 6 месяцев, а члены их семей — 12 месяцев могут получать помощь в виде ежемесячных денежных выплат. В них включаются, в частности, дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, здравоох­ранением, общественным транспортом и питанием. Пределом выплат является величина минимальной оплаты труда.

Материальная помощь безработным и членам их семей по исте­чении сроков пособий по безработице может оказываться при соблю­дении ряда условий. К ним, в частности, относятся следующие:

— средний совокупный доход на каждого члена семьи не должен превышать двухкратной величины минимального размера опла­ты труда;

— безработный, утративший право на получение пособия по безра­ботице, обязан периодически перерегистрироваться;

— по истечении годового периода безработный должен быть готов приступить к оплачиваемой работе, включая временную работу. В случае отказа безработного от одного предложения «подходя­щей» работы выплата материальной помощи прекращается.

Такова в общих чертах система материальной поддержки безра­ботных, существующая в современной России, и условия ее предо­ставления.

б) Содействие в трудоустройстве. Социальное страхование в состоянии лишь несколько облегчать материальное положение без­работных, негативные последствия высвобождения рабочей силы с производства, сделав этот процесс менее болезненным. Но социаль­ное страхование не может оказывать влияния на сам ход его развития, на общее состояние занятости.

Трудоустройству подлежат прежде всего те уволенные, которые по своим качественным характеристикам удовлетворяют или потен­циально могут удовлетворить современные потребности производст­ва и в состоянии рассчитывать на соответствующие вакантные рабо­чие места.

Механизм трудоустройства. В нынешних условиях России воз­никновение «вынужденной» безработицы прямо связано с экономи­ческим кризисом и прежде всего с его важнейшим проявлением — спадом промышленного производства. Трудоустройство таких без­работных непосредственно зависит от экономической конъюнкту­ры, хозяйственной деятельности предприятий, воздействующей на них экономической и кредитно-финансовой политики пра­вительства. По оценке руководства министерства труда, «ситуация на рынке труда на 90% зависит от общей финансовой и бюджетной политики (государства)». При этом решающее зна­чение имеет состояние таких показателей, как спрос на рабочую силу, количество имеющихся на производстве вакантных рабочих мест, их технико-производственные характеристики, степень их со­ответствия составу безработных и т. д.

Однако экономическая ситуация и экономическая политика определяют лишь общие возможности для трудоустройства безра­ботных. Сам же процесс трудоустройства осуществляется через де­ятельность различных общественных институтов.

Упоминавшийся «Закон о занятости» обязывает безработного искать работу всеми доступными ему способами. По данным на 1994 год, среди таких способов наибольшее распространение получили использование личных связей (применяют 37,5% безработных), помощь государственной службы занятости (39,8%) и непосредст­венное обращение к администрации предприятия с просьбой о приеме на работу (29,4%).[15]

В механизме трудоустройства безработных большое место занимает деятельность Государственной службы занятости. В конце февраля 2002г., по оценке, 5,145 млн. человек, или 9,0% экономически активного населения, классифицировались как безработные, в органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 1,2 млн. человек, или 1,8% экономически активного населения. В начале 2003 году в целом по России численность безработных составила 6,3 млн. человек. Из них зарегистрированных в службе занятости около 1,34 млн. человек.[16]

Несмотря на попытки создать частные биржи по трудоустройству, выступающие в качестве самостоятельных посредников между безра­ботными и работодателями, Государственная служба занятости сохра­няет ведущие позиции в этой области. Частные биржи могут лишь в некоторой степени дополнять деятельность государственной службы, увеличивая гибкость процессов трудоустройства, их отзывчивость на индивидуальные запросы безработных. И это закономерно, т. к. проб­лема трудоустройства объективно не поддается решению на основе только частных, разрозненных инициатив. Она требует выработки единой общественной позиции, единых ориентиров и приоритетов в рамках совместной политики занятости; общегосударственного ме­ханизма согласования подходов и практики, осуществляемой на различных уровнях,— местными органами власти, предприятиями и правительственными органами в масштабах страны.

Подобное согласование достигается разнообразными методами. Основной из них — заключение специальных соглашений между Государственной службой занятости и предприятиями по вопросам, связанным с трудоустройством, в использовании кредитно-финансовых средств воздействия на хозяйствующие субъекты в целях стимулирования их экономической заинтересованности в прове­дении общей политики по трудоустройству безработных и т. п.

Профессиональная подготовка. В условиях продолжительного экономического кризиса безработица угрожает практически всем груп­пам работников. Но при этом отнюдь не в одинаковой степени. Уволь­нения преимущественно избирательны, в большей мере касаясь тех трудящихся, на профессию или специальность которых падает спрос. Государство, в данном случае, должно взять под защиту этих работников, как своих граждан и осуществлять протекционистскую политику по отношению к этим предприятиям. В противном случае, это может привести к тому, что государство превратится в барохольно-сырьевой придаток более развитых стран.

Между профессионально-производственными характеристиками основной части безработных и структурой спроса существует значи­тельный разрыв. В результате, большинство безработных, стремя­щихся трудоустроиться, нуждаются в дополнительной профессио­нальной подготовке либо полной переподготовке. Напряженная си­туация, сложившаяся в сфере занятости, нередко требует от работника отказа от сложившегося у него представления о своем месте в общественном производстве, смены профессии и специаль­ности, а иногда и места жительства.

В принципе политика занятости предусматривает, что государст­венная служба может предложить безработному, не нашедшему ра­боту по своей специальности, бесплатное обучение по профилю, на который существует спрос. Выбор ограни­чен списком профессий, по которым ведется подготовка в том реги­ональном отделении службы, где зарегистрирован безработный.

Система профподготовки и переподготовки, на которую опирает­ся служба занятости, состоит из сети профессионально-технических училищ, техникумов, ведомственных профессиональных училищ, специальных отделений высших учебных заведений и т. п.

Существующая система профессиональной подготовки и пере­подготовки ориентирована на решение преимущественно двух ос­новных задач. Первая из них связана с подготовкой впервые посту­пающей на рынок труда молодежи по тем специальностям и про­фессиям, в которых особенно нуждается производство. Их приобретение существенно повышает возможность трудоустройства.

Другая задача системы профессиональной подготовки и перепод­готовки определяется необходимостью постоянного обновления не­прерывно устаревающих образовательных и специальных знаний работников, их трудовых навыков, общей и профессиональной подготов­ки. Такая необходимость диктуется как динамичным развитием совре­менной техники и технологии производства, так и повышением куль­турного уровня работников, расширением их потребностей.

Между тем с увеличением размеров безработицы, с возрастани­ем потока высвобождения с производства «излишней» рабочей силы возникает потребность в определенной переориентации системы профессионального обучения на потерявших рабочее место. Систе­ма нуждается в дополнительном приспособлении к потребностям и этой категории населения. Таким образом, к двум прежним функ­циям, ставшим уже традиционными, прибавляется третья — проф­подготовка, переподготовка и переквалификация безработных.

Федеральная служба занятости содействует трудоустройству уволенных с производства по экономическим причинам прежде все­го через совершенствование их профессионально-квалификационных характеристик. В этих целях она заключает договоры на обуче­ние или переобучение лиц, активно ищущих работу, со специализи­рованными учебными заведениями. Такая практика охватывает заведения как входящие в состав государственной системы проф­подготовки, так и действующие в рамках отдельных предприятий.

Однако в действительности имеющиеся возможности во многом остаются невостребованными. Реальные масштабы переобучения несоизмеримы с масштабами безработицы.

Поощрение спроса. Другим проявлением деятельности Феде­ральной службы занятости по трудоустройству безработных служит целенаправленное поощрение спроса на рабочую силу. Расширение возможностей общественного производства по найму безработных стимулируется государством одновременно несколькими методами. Прежде всего к ним относится использование классического метода привлечения безработных к производству через общественные рабо­ты. Такой метод стал широко практиковаться еще с мирового эко­номического кризиса начала 30-х годов. Его распространение, в частности, связано с влиянием идей экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости всемерного поощрения совокупного спроса вне зависимости от его источников в целях активизации экономического развития.[17] Фактически это было первое по времени возникновения проявление активной политики занятости.

И до сих пор общественные работы как метод трудоустройства безработных не потеряли своей актуальности. Применение их в целях трудоустройства безра­ботных отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, такие работы охватывают не всех безработных, но преимущественно тех из них, кто испытывает особенно большие, нередко непреодолимые, труд­ности с получением работы. Это наименее конкурентноспособные работники на рынке труда с безнадежно устаревшими квалификацией и специальностью. По этим причинам они, как правило, пребывают в рядах безработных длительное время или постоянно.

К числу особенностей общественных работ относится и их относительно ограниченное применение. Такие работы сосредоточены главным образом в маргинальных сферах общественного производ­ства. В подавляющем большинстве случаев это либо трудоемкие работы, мобилизующие «излишнюю» рабочую силу в зонах про­мышленного упадка, либо — социальные и коммунальные услуги.

Общественные работы находят примене­ние при создании дорог, мелких ирригационных сооружений, строи­тельстве жилья, школ, больниц, ремонте общественных зданий и т. п., а также при предоставлении оплачиваемых муниципальными властя­ми услуг престарелым и инвалидам, уходе за детьми, оказании помо­щи в обслуживании больных . Таким образом, общественные ра­боты могут принимать самые разнообразные формы, но при этом при­меняться лишь в сравнительно узком круге отраслей.

Наконец, для общественных работ характерна относительно низ­кая экономическая эффективность. С одной стороны, участие без­работных в программах общественных работ, как правило, не пре­дусматривает профессионального обучения или переобучения на ра­бочем месте. Поэтому перспективы трудоустройства после прохождения программы по-прежнему остаются неопределенными.

С другой стороны, проведение программ общественных работ во многом означает фактическую консервацию устаревших по своему технико-экономическому состоянию рабочих мест. К тому же огром­ные материальные затраты, связанные с созданием новых рабочих мест или с «искусственным» сохранением старых, зачастую несораз­мерны с результатами в виде масштабов трудоустройства безработных. Дорогостоящий характер обще­ственных работ, а также их относительно низкая эффективность как в сугубо экономическом, так и в социальном смыслах, ограничивают их возможности в решении проблемы безработицы.

Федеральная программа содействия занятости на 1996—1997 го­ды предусматривает предоставление льгот работодателям, которые создают и сохраняют рабочие места в регионах с критической мас­сой безработных (льготное кредитование, налоговые льготы, сниже­ние арендных платежей и т. п.). На предприятиях, воздаются т. н. квотированные рабочие места, специально предназначенные для особо нуждающихся в социальной поддержке.

Стимулируя предпринимателей трудоустраивать безработных че­рез частичную оплату издержек, связанных с их наймом, компенсация заработной платы поступающим на работу, финансирование поддер­жания рабочего места, предоставление налоговых льгот нанимающим «малоперспективных» безработных и т.п., государство тем самым делает практические шаги к тому, чтобы использовать общественные работы для увеличения возможностей занятости безработных. В этом отношении показательно предоставление службам занятости права заключать специальные соглашения с предприятиями, создающими дополнительные рабочие места и трудоустраивающими безработных. Заинтересованность предприятий обес­печивается рядом налоговых льгот.

Малое предпринимательство. Во многом к аналогичным резуль­татам в области занятости может привести и поощрение государст­вом развития малого предпринимательства. Общий курс на развитие малого предпринимательства выполняет не только сугубо экономические, но и социальные задачи. Среди них существенное место занимает стимулирование роста занятости. По­добную задачу выдвигают, в частности, постановление Совета Министров — Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (март 1993 г.) и Федеральная программа государственной поддержки мало­го предпринимательства в РФ на 1994—1995 годы.

Наряду с макси­мально полным удовлетворением потребностей населения в товарах и услугах, социальное содержание поддержки государством малого предпринимательства заключается в повышении спроса обществен­ного производства на наемную силу, в расширении его способностей поглощать безработных. К этому направлению активной политики занятости тесно примыкает и обеспечение государством благоприят­ных условий для проявления инициативы безработных в изыскании возможностей самозанятости, в том числе для создания ими само­стоятельного бизнеса. Тем самым трудоустройство безработного, возвращение его в ряды занятых фактически означает смену со­циального статуса, превращение безработного уже не в наем­ного работника, но в мелкого предпринимателя.

Основание безработным собственного дела требует решения мно­жества проблем и преодоления многочисленных препятствий как объективного, так и субъективного, как денежного, так и организационного характера. К тому же для этого нужно, чтобы сам безработный отвечал некоторым требованиям.

Оказание помощи безработным в решении их проблем, связанных с основанием и ведением собственного дела, возлагается главным обра­зом на федеральную и региональные службы (центры) занятости. Их практическая деятельность в этой области преследует две конкретные цели. Одна из них заключается в том, чтобы обучить безработных азам мелкого предпринимательства, основам относительно самостоятельно­го экономического поведения, умению принимать решения в новых, во многом необычных условиях. Другая цель заключается в том, чтобы экономическими и финансовыми средствами стимулировать безработ­ных создавать собственный мелкий бизнес, оказывать консуль­тативную и материальную помощь его развитию.

В этой связи службами занятости ряда областей России созданы школы малого бизнеса. В их рамках происходит обучение безработ­ных предпринимательству, его правовым, экономическим и психо­логическим основам.

Безработные, создающие собственный бизнес, получают прямую организационную и материальную поддержку государства. Такая поддержка осуществляется в соответствии с «Положением о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, же­лающими организовать собственное дело, и условиях выдачи им субсидий», утвержденным в 1993 г. Федеральной службой занятости. Согласно «Положению», безработный обеспечивается необходимой консультацией в отношении его личных возможностей и способно­стей по созданию собственного бизнеса и комплекса проблем, отно­сящихся к его организации. В случае, если служба занятости оценивает перспективы безработного в области предпринимательст­ва как благоприятные, между обеими сторонами заключается согла­шение о взаимных обязательствах.

При этом обязанности безработного состоят в том, чтобы организовать собственное дело по заранее согласованному профилю и зарегистрировать свое малое предприятие в органах исполнитель­ной власти по месту жительства. Служба занятости, в свою очередь, обязуется оказывать материальную помощь безработному, орга­низующему собственное дело, за счет средств государственного бюджета.

Помощь отдельным группам. Общественная помощь в поддер­жании занятости и в трудоустройстве осуществляется и посредством применения специальных мер, которые являются не универсаль­ными, но избирательными. Они касаются не всех, но лишь некото­рых групп населения. Как правило, эти группы отличаются относительно слабой конкурентностью на рынке труда, пониженной или ограниченной трудоспособностью, связанными с их специфи­ческими индивидуальными характеристиками или с особенностями их общественного положения, временными чрезвычайными обстоя­тельствами, в которых они очутились, и т. д.

К таким группам относятся молодежь, впервые поступающая на рынок труда, женщины, прежде всего имеющие малолетних детей, инвалиды, демобилизованные кадровые военные, иммигранты и вынужденные переселенцы и т. п. Все они испытывают особенно большие трудности с трудоустройством. Привлечение представите­лей этих групп к общественному производству осуществляется дифференцированным образом в зависимости от их характера, склонностей и возможностей.

Важным направлением конструктивного решения проблем заня­тости служит разработка и осуществление специальных программ для отдельных категорий трудящихся, испытывающих те или иные трудности с поступлением на работу. Каждая из них имеет свои особые проблемы, нуждающиеся в незамедлительном решении.

Центральную роль в организации помощи беженцам и вынуж­денным переселенцам играет Федеральная миграционная служба России (ФМС), основанная в 1992 году. В задачу ФМС входит защита интересов и прав мигрантов, а также регулирование миграционных потоков. С 1992 года государственная помощь иммигрантам и вынужденным беженцам осуществляется в соответствии с программой «Миграция». Она пре­дусматривает строительство жилья, финансовую помощь территориям, осуществление местных региональных программ приема мигрантов и, наконец, создание рабочих мест на территориях, где они размещаются. Включение мигрантов в хозяйственную жизнь, их трудоустройство может облегчить то обстоятельство, что по данным ФМС «основную массу» беженцев из бывших республик СССР сос­тавляют специалисты, имеющие две—три рабочие профессии, уме­ющие и желающие работать. Иммигранты и беженцы обладают немалым экономическим потенциалом. Он может быть использован в общественном производстве, в частности, в целях возрождения обезлюдевших российских территорий. А это, в свою очередь, требу­ет дополнительных капиталовложений.

Государственная программа помощи инвалидам осуществляет­ся по двум направлениям. С одной стороны, она предусматривает материальную поддержку инвалидов. Вместе с тем, наряду с получением социальных пособий, величина которых определяется в зависимости от сте­пени инвалидности, а также общей материальной нуждаемости и возможности самообслуживания, инвалиды имеют право на льгот­ное обеспечение техническими средствами передвижения, быто­вое обслуживание и т. д.

С другой стороны, программа помощи предусматривает предо­ставление работы инвалидам, обладающим ограниченной трудоспо­собностью, создание целевых рабочих мест. Так, в Указе Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» (март 1993 года) признавалось целесообраз­ным установление квоты по приему на работу инвалидов для предприятий, учреждений и организаций. Работодатели (пред­приниматели) должны быть компенсированы из местных бюджетов на покрытие доходов, недополученных вследствие применения их предприятиями труда инвалидов.

Одновременно Указ предусматривал ряд мер в поддержку специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов. Среди них существенная роль отводилась предоставлению таким предприятиям финансово-кредитных льгот, а также выделению бюджетных средств на создание специальных рабочих мест для инвалидов.

С тем, чтобы облегчить трудоустройство и сделать инвалидов конкурентными на региональных рынках труда. Указ настаивал на организации их профессиональной подготовки и переподготовки по «приоритетным» профессиям и специальностям, а также про­фессиональной реабилитации. Указ обязывал исполнительные орга­ны власти оказывать поддержку и помощь предприятиям, взявшим на себя такую организацию.

Наряду с упомянутыми программами занятости отдельных кате­горий полностью или частично трудоспособного населения, большое значение для трудоустройства приобретают специальные програм­мы развития и диверсификации районов с высоким уровнем концен­трации военных предприятий, подлежащих конверсии, программы занятости трудящихся тех отраслей промышленности, где структур­ная перестройка в особенно большой степени угрожает массовыми увольнениями.

Программы трудоустройства отдельных категорий населения, региональные и отраслевые программы экономического развития и связанные с ними программы занятости представляют собой пример дифференцированного и адресного подхода к проблемам занятости и безработицы. Такой подход, позволяя применять более гибкие и эффективные средства, обладает значительным потенциалом в смягчении безработицы и расширении контингента участников общественного производства.

Социально-психологическая помощь. Одним из направлений деятельности службы занятости Российской федерации является оказание социально-психологической помощи людям находящихся в поиске работы. Им оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивиду­альной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью пове­дения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Та­кие люди, как правило, испытывают определенные трудности в об­щении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии.

После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальней­шего поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специ­альности, либо получение смежной или новой профессии, либо уча­стие в Клубе поиска работы или занятия на курсах «Новый старт», в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможно­сти для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в ре­зультате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства.

Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а тай же сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым да клиентов сфере деятельности, направлению профессионально обучения.

Профессиональное консультирование можно подразделить на индивидуальное и групповое. Индивидуальное консультирование проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности. Беседа длится 40—60 минут. Иногда одной встречи бывает недостаточно и работа может быть продолжена.

В процессе индивидуального консультирования можно получить ис­черпывающую информацию о различных сферах деятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей.

Групповое консультирование в большей степени носит информа­ционный характер. Его цель — дать безработным наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости.

Личностная консультация проводится, если психолог чувствует — что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умал­чивает, так и особенности его характера (высокая тревожность, не­уверенность, нерешительность и тому подобное), что выявляется пу­тем личностной диагностики и использования различных методов.

Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных ус­пешно работать по той или иной специальности. С помощью тести­рования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик оп­ределяются возможности, личностные качества, способности без­работного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профес­сией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии.

В некоторых центрах занятости проводятся так называемые ярмар­ки учебных мест для молодежи и учащихся выпускных классов школ.

На ярмарках бывают представлены информация о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, условиях приема, сведения о факультетах и специальностях, об оплате обучения и размере сти­пендии, о подготовительных курсах, данные о краткосрочных кур­сах профессионального обучения и переподготовки. Посетители ярмарки получают консультации по переобучению, находят ответы на интересующие их вопросы у юристов, экономистов, других специалистов. Каждую школу на ярмарке обеспечивают индивидуаль­ным пакетом информации на тему: «Куда пойти учиться».

Таким образом, общественная помощь безработным принимает разнообразные пассивные и активные формы. Пассивная помощь проявляется прежде всего в государственной поддержке источников существо­вания. Большинство безработных охвачены страхованием по безра­ботице, предусматривающим выплату специальных пособий.

Наряду с пассивной, возрастающее значение приобретает активная политика занятости. Она сводится к созданию бла­гоприятных условий для включения в общественное производство трудоспособных слоев населения. При спаде промышленного производства и сокращении спроса на рабочую силу проблемы тру­доустройства приобретают особую остроту.

Большую роль в решении-этой проблемы играет Федеральная служба занятости. Она обладает экономическими, кредитно-финансовыми рычагами воздействия на политику занятости хозяйству­ющих субъектов. Деятельность службы занятости заключается как в поисках подходящих вакантных рабочих мест, так и в совершенст­вовании профессионально-производственных характеристик нужда­ющихся в трудоустройстве.

Заключение.

В настоящее время перед Российским рынком труда стоит множество проблем. Для их решения надо в корне менять политику занятости. И в особенности федеральный закон. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет снизить уровень безработицы.

Давно назрела необходимость пересмотреть идеологию федерального Закона “О занятости населения”. Законодательство должно ориентировать на расширение современных сфер приложения труда, на повышение его производительности. Во главу угла сегодня должны быть поставлены опережающее профессиональное обучение, а социальную защиту безработных необходимо увязывать с их профессиональной переподготовкой.

В безработицу все в большей мере втягиваются как мужчины, так и женщины. А это означает, что все больше становится детей и подростков, растущих в такой обстановке, когда они не видят, чтобы их отцы и матери когда-либо ходили на работу.

Растет число убыточных производств. Это создает предпосылку “залпового” выброса рабочей силы. К числу “выдавленных” работников прибавляются выпускники учебных заведений. Требования, предъявляемые работодателями к претендентам на имеющиеся вакантные места (стаж работы, высокая квалификация), не позволяют выпускникам техникумов, училищ быть достаточно конкурентоспособными.

Проблема существует - это факт. Но первые шаги к ее преодолению уже сделаны. Государственная программа уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной поддержке. Принятый курс новых реформ, нововведений, ориентированны в основном на молодежь. Ведь именно ей, кому в будущем придется взять на себя все бразды правления государством, и нужно решать уже на сегодняшний день ставшие неотложными проблемы.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Но все таки, без поддержки малого и большого бизнеса, без развития предпринимательства, без принятия новых программ по занятости населения, и пока современная государственная политика носит паллиативный характер страна не способно решить проблему безработицы.

Список литературы.

1. Анализ ситуации на рынке труда России в 2002 – нач. 2003 гг. // «РЭО Вестник», №81, 2003г.

2. Баскакова М. Е. Современные тенденции положения женщин в сфере занятости и на рынке труда // Материалы конференции Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития, 1996. С. 65-69.

3. Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. – М.,1996 г., с 315.

4. Власова Н., Кулешова Е. Российский рынок труда в 2000 году. // Человек и труд, №4, 2001г.

5. Головачев В. По России бродит призрак безработицы. // Труд, 2003г., 15 февраля.

6. Закон от19 апреля 1991 года «О занятости населения Российской Федерации».

7. Занятость молодежи: проблема, выходящая на первый план. // Человек и труд, №12, 2001г.

8. Никифорова А. А. Рынок труда: занятость и безработица. – М., 1994г., с.238.

9. Приказ №57 от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержки безработных граждан за счет средств федерального бюджета».

10. Прокопов Ф. Эффективная организация услуг службы занятости: современный подход. // Человек и труд, 1999г., №8, с.73-77

11. Покровская Н. Мама хочет на работу. // Московская правда, 2003г., 10 февраля

12. Труд и занятость в России. – М, 2001г, с.534.

13. У безработных – женское лицо. // Омская газета, 2002г., 4 апреля.

14. Указ от 23 марта 1996г. №768 «О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 – 2000 гг.».

15. Четвернина Т. Государственная служба занятости: архаика или живой организм. // Человек и труд, №12, 2002г., с.42-46.

16. Ширяева Л. Важно быстрее вернуть человека к труду. // Человек и труд, №10, 2002г.


[1] Закон № 1032-1 от 19 апреля 1991года «О занятости населения Российской Федерации»

[2] Четвернина Т. Государственная служба занятости: архаика или живой организм. // Человек и труд, №12, 2002г., с.42.

[3] Л.П. Кураков. Экономическая теория.– М.,1999г., с.134

[4] Л.П. Кураков. Экономическая теория.– М.,1999г., с. 135.

[5] Анализ ситуации на рынке труда России в 2002 - нач. 2003 гг. // «РЭО вестник», выпуск №81, 2003г.

[6] Госкомстат РФ.

[7] Власова Н., Кулешова Е. Российский рынок труда в 2000 году.// Человек и труд, №4, 2001г.

[8] У безработных– женское лицо// Омская Газета, 2002г. – 4 апреля

[9] В. Головачев. По России бродит призрак безработицы.// Труд, 2003, 15 февраля.

[10] В. Головачев. По России бродит призрак безработицы.// Труд, 2003, 15 февраля.

[11] Указ от 23 мая 1996года №768 «О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на !996-2000 годы».

[12] Никифорова А.А. Рынок труда: Занятость и безработица. – М., 1994г., с.54

[13] Закон №1032-1 от 19 апреля 1991 года « О занятости населения в Российской Федерации»

[14] Ф. Прокопов. Эффективная организация службы занятости: современный подход. // Человек и труд, 1999, №8, с.74

[15] Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком – М., 1996, с.160

[16] Министерство Экономического Развития и Торговли (информационный портал)

[17] Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком –М., 1996, с.164

Скачать архив с текстом документа