Социальная работа с детьми
СОДЕРЖАНИЕ: Психолого-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста в детском дошкольном учреждении. Изучение занятости детей во внеурочное время, проведение часов общения, игр. Работа с трудными детьми и детьми, находящимися в сложной семейной ситуации.ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
Я, Иванова Олеся Александровна, студентка 3 курса очного отделения филиала РГСУ в г. Серпухове, специальности «Социальная работа», проходила учебную практику в МДОУ комбинированного вида детский сад № 1 «Дюймовочка» в должности помощника социального педагога (педагога-психолога).
МДОУ детский сад №1 «Дюймовочка» находится в г. Серпухове. В нём работают квалифицированные специалисты, которые не один год потратили на достойное воспитание детей. Помещение детского сада достаточно большое, много кабинетов, много пособий для работы, ведь это также немаловажный фактор для хорошего развития детей. Есть прекрасный сад с детскими горками и т.д., где ежедневно проходят прогулки и игры. Атмосфера в детском саду соответствует учреждению, в котором всё направлено на развитие детей - проходят тренинги, т.к. есть дети немного отстающие в развитии от других, для них придуманы специальные программы. Дошкольники, как правило, всю информацию усваивают с особым интересом, поэтому работать с ними намного проще, чем со школьниками. Устраивались групповые занятия, основанные на эрудицию и умение общаться между собой. Они играли , рисовали, читали вместе, после таких занятий было видно, что ребята привыкают к разговорам, продолжают общаться уже по окончании занятий.
Большое влияние на ребёнка оказывает влияние его семья. Дети из неблагополучных семей (родители употребляют алкоголь, либо многодетных семей) менее общительны, бывает затруднено развитие в плане речи и чтения, поэтому таким детям дают особые программы для того, чтобы в школе они не отличались от своих сверстников из более благоприятных семей.
Дошкольное детство - период, когда формируются базовые ценности ребенка, закладывается фундамент стиля жизни, пишется сценарий его жизни, формируются многие, важные для последующих этапов развития человека, новообразования, поэтому общество, ориентируясь на будущее, должно особое внимание обращать на условия развития ребенка в дошкольном возрасте. Существует множество причин материального, социального, нравственного порядка, создающих препятствия для полноценной реализации обществом своих обязанностей перед детьми.
Среди них - отсутствие согласованной воспитательной среды детских образовательных учреждений и семьи.
Современную ситуацию в системе дошкольного образования можно охарактеризовать как педагогическое отчуждение родителей от процесса воспитания ребенка в детском саду. По результатам нашего исследования, несколько родителей не ждут никакой помощи от детского сада. Родители мало интересуются содержанием и технологиями образовательного процесса в детском саду, используя его как «камеру хранения» для своих детей.
Педагоги дошкольных учреждений, в свою очередь, не стремятся привлекать родителей ко всем этапам образовательного процесса, активно использовать воспитательный потенциал семьи. Содержание взаимодействия воспитателей и родителей чаще всего носит односторонний характер; основными темами общения воспитателей и родителей являются бытовые и организационные вопросы.
Вместе с тем возрастающий поток факторов, негативно влияющих на развитие современного ребенка, требует согласованных действий воспитывающих взрослых по их профилактике и преодолению.
Внимание исследователей сегодня сконцентрировано на дезадаптации детей преимущественно школьного возраста. Проблемы дошкольного детства зачастую обращают на себя внимание лишь тогда, когда они перерастают в школьные трудности, преодоление которых почти целиком ложится на плечи учителей.
Наблюдая за детьми, я замечала, что тем больше мы общаемся с ними маленькими, тем больше они стараются подражать нам. Это очень важно, ведь ребёнок «копирует» как нужные вещи, так и дурные повадки. Работа детского сада состоит, в первую очередь, в том, что несмотря на сложности воспитания дошкольников, воспитатели обязаны морально подготовить ребёнка к школе и не только. Особенно в наше время, когда недопонимание между детьми может принять размер «вселенского» масштаба.
В мои обязанности входило научить детей общаться, быть естественными перед самими собой, вовремя постараться выявить детские проблемы на ранних стадиях зарождения, т.е. с помощью простых игр или интересных книг объяснить детям какие-то жизненные ситуации ( например, игра «Дорожное движение» ).
Так же, как будущий педагог- психолог, я наблюдала за работой педагога в детском саду. Сразу стало ясно, что для работы с детьми нужно понимание, терпение и компетентность, что она прекрасно продемонстрировала; нельзя думать, что можно отругать ребёнка, и он забудет слова, нет - всё намного сложнее. И понять это, мне, как раз таки, помог личный опыт и некоторые учебные пособия («Проблемы дошкольников»).
Так как сделать так, чтобы усилия педагогов по формированию социальных навыков не оказались напрасными? Мне кажется, ответ на этот вопрос «лежит» в двух плоскостях: знании психологии растущего человека и педагогическом мастерстве. Психологическое развитие ребёнка есть процесс развития у него человеческих способностей, через отношения с самим собой и его социальной средой.
Вообще, по личным ощущениям, социальный педагог и педагог- психолог имеют главенствующую роль в детском саду, школе и там, где нужна помощь моральная. Задумавшись, я поняла, что невозможно пересчитать, сколько детей было «спасено», только благодаря работе психолога.
Я составила план, проведённой работы за время прохождения практики.
Работа с детьми.
1. Изучила занятость детей во внеурочное время.
2. Продолжила изучение личности детей, работу проводила согласованно со педагогом-психологом детского сада.
3. Проводила часы общения, игр, рисования.
4. Уделяла особое внимание детям, находившимся в сложной семейной ситуации.
5. Вела индивидуальную работу с трудными детьми.
Чтобы корректно общаться с детьми, долгое время читала статьи различных педагогов- психологов, которые написаны на их личном опыте.
Практику провела добросовестно, очень интересно было проводить время с детьми. Они вели себя искренне и всегда были рады узнавать что-то новое.
Календарный график (план) прохождения практики
№ | Наименование работ | Отметка о выполнении | Оценка и замечания руководителя практики |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | 1-ая неделя. Дата с 08.06. по 12.06. Знакомство с коллективом детского сада № 1. Разъяснение моих обязанностей на время прохождения практики в д/с № 1. Знакомство с архивом.________ |
||
№ | Наименование работ | Отметка о выполнении | Оценка и замечания руководителя практики |
2. | 2-ая неделя. Дата с 15.06 по 19.06 Знакомство с воспитанниками детского сада № 1, которые находились там же во время каникул. Подборка индивидуальных развивающих игр и программ для дошкольников. |
||
3. | 3-я неделя. Дата с 22.06 по 26.06 Работа с дошкольниками. Занятия на природе и игровой комнате. Чтение дошкольникам детской литературы. Помощь педагогу-психологу д/с №1 в составлении плана работы с детьми. |
||
4. | 4-ая неделя. Дата с 25.06 по 05.07 Работа с дошкольниками. Выявление более трудных детей и индивидуальная работа с ними. Коллективные занятия с группой (развивающие игры, чтение, рисование). _ |
Отзыв руководителя практики
Отзыв руководителя практики от организации (предприятия) по итогам прохождения ______________________________учебной_______________________________ (вид практики) практики студентом Ивановой Олеси Александровной (Ф.И.О.) Специальности_________социальная работа Курса___3___ Формы обучения___очная_______ Группы_________________ в период с «_08 _» __июня___ 200 9 г по «_05_» __июля_ 2009 г. СОДЕРЖАНИЕ ОТЗЫВА (Указывается степень теоретической и практической подготовленности студента; качество выполняемой им работы по месту прохождения практики; трудовая дисциплина; достоинства и недостатки, если они были) Студентка РГСУ Иванова Олеся Александровна прибыла на место прохождение практики в МДОУ д/с № 1 «Дюймовочка» 8 июня 2009. Олеся показала себя как хороший специалист, несмотря на юный возраст. С трудными воспитанниками проводила занятия с явным интересом, желанием помочь. Дети также с неподдельным интересом спешили на занятия к Олесе. Всё время практики Олеся проявляла инициативу, вносила интересные предложения для коллективного занятия с группой. На занятиях Олеся уделяла внимание всей группе, дети постоянно были чем-то заинтересованы ( рисование, чтение, игры на природе). Как показали результаты, за время практики Олеси, общий уровень развития детей был приподнят, что ни может не радовать. Мария очень приятный человек, в будущем у неё есть огромный потенциал стать блестящим работником своей профессии. ____________ ___________________________________________________________________ (должность руководителя практики от организации (предприятия)) (печать предприятия) ________________/________________ (подпись) (Ф.И.О.) «_____» ___________________ 20 г. |