Социальная сфера как социальная целостность
СОДЕРЖАНИЕ: Структура социальной сферы. Построение эмпирической модели социальной сферы. Принципы и требования социальной справедливости, условия и гарантии ее осуществления. Совокупность систем образования и здравоохранения, сферы бытовых и культурных услуг.ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВНИЮ
УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
Кафедра «С и СКТ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
Системный анализ
на тему:
«Социальная сфера как социальная целостность»
УФА – 2010
Содержание
Введение
1. Структура социальной сферы
2. Построение эмпирической модели социальной сферы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы ее жизнедеятельности обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.
Важное теоретическое и практическое значение для социологического анализа социальной сферы, совершенствования управления социальной жизнью общества имеют познание и детальное рассмотрение составляющих ее основных компонентов.
Цель данной контрольной работы изучить социальную сферу общества, познать ее структуру, элементы, как в отдельном виде, так и во взаимодействии друг с другом.
Объектом исследования является социальная сфера как целостная структура
Предметом исследования выступают взаимодействия процессов в социальной сфере.
Задачей контрольной работы является построение эмпирической модели социальной сферы
Социальную сферу можно представить как совокупность систем образования и здравоохранения, сферы бытовых и культурных услуг, транспортного обслуживания и тому подобное или как исторически достигнутое распределение и закрепление функций социальной сферы в виде конкретных условий, обязанностей и возможностей общества и его членов по удовлетворению и обогащению их потребностей.
1. Структура социальной сферы
Структура социальной сферы представляет собой сумму четырех взаимосвязанных частей, выступающих вместе с тем и эмпирическими индикаторами при ее предметной идентификации:
1. Социальной структуры общества, исторически представленной определенными классами и социальными группами (социально-демографическими, этническими, территориальными и др.) и отношениями между ними.
2. Социальной инфраструктуры как совокупности отраслей народного хозяйства и видов общественно полезной деятельности (кооперативной и индивидуальной, общественных фондов и социальных инициатив и т.д.), направленных на оказание услуг непосредственно человеку.
3. Социальных интересов, потребностей, ожиданий и стимулов, т.е. всего того, что обеспечивает связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.
4. Принципов и требований социальной справедливости, условий и гарантий ее осуществления.
Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы перекрывается другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.
Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.
Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы — функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.
Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящую целенаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы, становится ненужным. Функции обусловливают элементы целостной структуры и материализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации.
Пределом анализа социальной сферы, с нашей точки зрения, ее первичным элементом является понятие потребность индивида, группы -то наиболее простое, элементарное образование, которое сохраняет свою подчиненность общему закону социальной сферы, ее главной функции. Первичность данного элемента обусловлена тем, что ему присуще характерное для социальной сферы основное противоречие между растущими потребностями субъектов и возможностями их удовлетворения. Это противоречие является основным в процессе саморазвития, самореализации каждого социального субъекта. Его характер и направленность детерминируют возможности, реальный уровень развития социальной сферы в целом. Именно потребность и есть концентрация присущих социальной сфере противоречий, которые обусловливают ее специфику. Потребность служит источником самодвижения, саморазвития системы. Выделение и изучение основного компонента системы позволяет нам проанализировать источники, движущие силы ее развития, выяснить главное направление движения, тенденции, которые ей присущи.
Материальные и духовные потребности личности, группы формируются под воздействием экономических условий, социокультурных факторов и характеризуются, с одной стороны, их минимально приемлемым и гарантированным обществом уровнем, с другой - уровнем возможностей и притязаний самих социальных субъектов.
Экономический кризис, приведший к снижению уровня жизни большинства россиян, существенно скорректировал структуру потребления населения, причем в худшую сторону. Однако уровень запросов людей, сформировавшаяся в обществе ранее, структура потребностей различных групп населения, по своему характеру, в целом сохранились. Образовавшийся разрыв между потребностями и возможностью их удовлетворения не только морально травмирует сознание людей, но и приводит к их физической и психической деградации. Деморализация населения подогревается средствами массовой информации, пропагандирующими завышенные потребительские стандарты, доступные лишь олигархам. Представляется, что все социальные силы, имеющие возможность влиять на формирование социальных стандартов населения, должны руководствоваться чувством социальной ответственности за несоответствие средних доходов населения предлагаемым стандартам потребления.
Важной детерминантой социальной деятельности личности, группы являются ценностные ориентации. Они воплощаются в идеалах, интересах, устремлениях людей и определяют поведение субъектов социальной сферы. Ценностные ориентации формируются в ходе социализации, закрепляются всей совокупностью жизненного опыта. Именно поэтому они являются одной из стабильных их характеристик. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру, которая включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Ее вершину составляют ценности, приближенные к идеалу.
Размытая система ценностей и норм, неподкрепленная зачастую соответствующими санкциями, но выступающая реальной основой макросоциального процесса смены моделей и регуляторов социальной деятельности, является одним из факторов противоречивости современного трансформирующегося общества. Очевидно, что дальнейшие общественные преобразования, если мы хотим утверждения позитивной логики социального, развития общества, расширения пространства социальной активности, связаны с реморализацией, формированием в обществе системы общезначимых для большинства населения социальных ценностей.
Одним из ведущих условий этого может стать опора на систему базисных ценностных ориентации, которые включили бы в себя такие ценности, как хорошее образование и высокая профессиональная квалификация, самореализация и самоотдача в деловой жизни и, только на этой основе, зажиточная и комфортная жизнь. Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура.
Социальная инфраструктура характеризуется по видам и направлениям деятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и по звеньям в каждом из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Она может рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.
Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.
Бесконтрольный рост платности обучения, медицинского, бытового обслуживания населения привел к невостребованности мощностей образовательных и оздоровительных учреждений, обеспечивавших прежде потребности населения. Снижение доступности различных товаров и услуг деформировало сложившийся образ жизни, увеличило нагрузку в домашнем хозяйстве, сократив свободное время, прежде всего женщины.
Радикальные перемены коснулись государственной системы жилищного обеспечения. В условиях острого дефицита жилья, с одной стороны, сокращается объем строительства жилья, с другой - растет объем продаж. Практически происходит рыночное перераспределение построенного в прежние годы жилищного фонда, и зачастую это происходит путем ущемления интересов слабо защищенных слоев населения, проживающих в муниципальном фонде. Отсутствие социальной защиты тех семей, которые особо остро нуждаются в жилье, ведет к усилению имущественной дифференциации населения.
Процессы образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты и т.д. представляют собой совокупность статистически устойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия социального воспроизводства. Как и всякий процесс, это взаимодействие характеризуется протяженностыо в пространстве и времени, последовательностью, непрерывностью. Оно призвано служить двум взаимосвязанным целям: сохранению ранее накопленного человеческого потенциала, обеспечению доступности услуг и созданию новых институциональных предпосылок совершенствования качественных характеристик социального воспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы. Услуги социальных учреждений формируют социальную экологию.
Система индикаторов, фиксирующих эти процессы, может быть представлена показателями, характеризующими:
• потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальной сферы, количественные и качественные характеристики результатов образовательной деятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания и т.п.);
• субъективную оценку степени удовлетворенности потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;
• соотношение платности и бесплатности услуг, государственной и частной принадлежности производящих их предприятий, степень доступности платных услуг различным группам и слоям населения.
Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Они могут быть представлены или описаны как популяция - количественными и качественными характеристиками населения страны, а их социальная дифференциация - через причастность людей к тем или иным Группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре - показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы. Каждый их них по-своему в нее включен.
Наиболее значимым при построении матрицы социальной стратификации общества является критерий социального расслоения, когда в основу ее построения берется показатель среднедушевого дохода, В условиях рынка именно этот признак во многом определяет эффективность социального воспроизводства человека или группы.
Большинство исследователей социальной структуры общества сходится на важности (в целях обеспечения политической стабильности в обществе) скорейшего формирования так называемого среднего класса и в то же время нереалистичности быстрого выполнения этой задачи.
Следует отметить, что четкого, единого определения категории средний класс нет. Главным образом это обусловлено методологическими трудностями фиксации границ данной социальной категории. В мировой практике принадлежность к среднему классу принято устанавливать на основе обладания личностью средним статусом и престижем. При этом основным методологическим критерием выступает размер дохода индивида, позволяющий ему иметь и поддерживать определенный средний стандарт потребления. Если взять этот критерий за основу оценки, то можно утверждать, что к началу радикальных общественных трансформаций в России средний класс был вполне сложившимся. В середине 80-х годов квалифицированные рабочие, интеллигенция, управленческий персонал занимали весьма весомые позиции в социальной структуре страны. Мировоззренческие установки, нравственные ценности, связанные с получением стабильного высокого дохода на основе высококвалифицированной профессионально-трудовой деятельности, отличали эти группы населения от других его категорий.
В социальной сфере действуют два типа механизмов регулятивных воздействий - спонтанный и сознательный. Причем на какой бы стадии развития ни находилось общество, оно не в состоянии абсолютно освободиться от стихийной силы случая, но соотношение сознательного и стихийного в управлении бывает различным.
Спонтанный механизм управления социальной сферой проявляется в неупорядоченном воздействии сложной и противоречивой совокупности факторов, условий на процессы воспроизводства населения, их переплетения, столкновения. Эти воздействия пробивают себе дорогу как общая тенденция, имеющая вероятностный, стохастический, характер (например, демографические процессы рождаемости, смертности, брачности и т.д.).
Сознательные факторы управления связаны с целенаправленной социальной деятельностью людей, которая осуществляется через специфические общественные институты (субъекты управления) - систему органов и организаций, обеспечивающих сознательное воздействие на социальную сферу с целью достижения определенных результатов. На федеральном уровне это министерства социального профиля (здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и др.), на региональном уровне - соответствующие органы управления, на местном - городские и районные комитеты, отделы, департаменты, различные учреждения и службы социальной помощи на местах. Так, например, в префектурах округов города Москвы управление социальными процессами осуществляется Префектом и его заместителем через посредство Управления социального развития, ведающее вопросами образования, охраны здоровья населения, социального обеспечения и социальной защиты населения, культуры, досуга и спорта, молодежи и развития семьи, профилактики правонарушений, охраны окружающей среды, занятости и помощи безработным, поддержки и развития общественной активности различных социальных групп. Каждое из направлений социального развития в любом округе Москвы непосредственно обеспечивается специализированными управлениями и отделами.
На социальные процессы в обществе на всех его уровнях оказывают свое влияние также политические, общественные и религиозные организации.
Степень эмансипации каждого конкретного общества от стихийного воздействия случая, равно как и сила, эффективность его противодействия стихийным факторам носят конкретно-исторический характер. Границы целенаправленного воздействия на социальную среду, его содержание, цели и принципы зависят от сущности общества, господствующих в нем экономических отношений, политических институтов. Сознательное управление осуществляется в интересах класса или социальной группы, господствующих экономически. В соответствии со своими интересами господствующая общность создает систему общественных институтов, органов и организаций, призванных осуществлять управленческие, регулятивные воздействия на общество. При этом остается настоятельной необходимостью совершенствование управления социальным воспроизводством действительной жизни, что, в свою очередь, обусловливает требования к социальному познанию существенных, устойчивых связей, выражающих инвариантный способ организации социальной сферы в определенную целостность, характеризующих способы сохранения ее стабильности и развития, учету в управлении социальной сферой уникального и случайного.
2.Построение эмпирической модели социальной сферы
Социальная сфера характеризуется качественно и количественно определенными свойствами, и ее можно изучать по определенным характеристикам. Выделив социальную сферу из общего контекста социальной действительности, можно более системно и конкретно представить предмет нашего исследования. При этом как внешние, явные характеристики социальной сферы, так и внутренние, сущностные ее признаки в равной мере реальны и, в принципе, доступны эмпирическому анализу.
Построение модели социальной сферы позволит с научной обоснованностью судить о реальном характере и содержании ее изменений, вырабатывать практические рекомендации для корректировки развития в соответствии с основными задачами и целями общества. Систематические и регулярно повторяющиеся измерения, сравнение происходящих изменений в социальной сфере, опирающиеся на эти представления о ее модели, дадут возможность осуществлять управление социальными процессами, планирование, прогнозирование динамики ее развития.
В основе измерения признаков социальной сферы лежит социальный показатель. Проблема показателя активно разрабатывается в социологии. Мы под показателем социальной сферы понимаем качественные и количественные характеристики состояния, тенденций и направлений ее функционирования и развития и исходим из того, что социальная сфера общества как объект социологического исследования характеризуется множеством отдельных признаков, являющихся единичным проявлением каждого из ее свойств. Эти признаки могут фиксироваться той или иной группой показателей, замеряться статистическими и социологическими методами. Целостность, единство многообразного набора тех или иных групп показателей социальной сферы, фиксирующих с помощью научных методов измерения количественно и качественно процесс социального воспроизводства населения, не является застывшей величиной, поскольку сама социальная сфера постоянно пребывает в самодвижении и развитии. При этом принципиально важно определить источник ее самодвижения, поскольку он составляет основу научного подхода к конструированию целостной совокупности показателей и превращает их множество в научно обоснованную систему. Социальная сфера, представленная с количественной стороны множеством отдельных признаков, может быть выражена различными системами показателей в зависимости от того, какой признак будет взят в качестве системообразующего. При этом следует иметь в виду, что показатель представляет собой субъективный образ содержания измеряемого признака социальной сферы. Его субъективность определяется тем, что он является продуктом мыслительной деятельности социолога, с одной стороны, и несет в себе содержание ценностных представлений, норм и установок населения, с другой стороны.
Вполне очевидно, что попытка найти искомым сущностным признакам абсолютно равноценные эмпирические эквиваленты обречена на неудачу, ибо явление и сущность никогда не бывают идентичны. Поэтому наша задача сводится к построению такой эмпирической модели социального объекта, в которой его сущностные признаки получили бы, пусть частично, научно достоверное эмпирическое отражение. Такая модель призвана интегрировать в себе системное множество социальных показателей, причем это множество представляется в модели изоморфной важнейшими своими характеристиками как реальному объекту исследования, так и теоретическим сущностным представлениям о нем. Важно теоретическую концепцию социальной сферы осознать в качестве теоретической модели проектирования системы показателей, которая адекватно могла бы измерить признаки социального воспроизводства населения. В этом случае эмпирическая модель могла бы рассматриваться как средство научной проверки правильности ее теоретических выводов. В системе показателей нам также необходимо реализовать принцип целостности деятельности населения по обеспечению своей жизни и воспроизводству себя как субъектов социальных отношений. Только это позволит обеспечить непротиворечивость научной цели и метода.
Вместе с тем, как и любая социологическая модель, наша система показателей должна отвечать требованиям статистического анализа, демонстрировать проявления массовидных социальных объектов. Искомая модель призвана также обеспечивать адекватное отражение качественной и количественной характеристик признаков в статике и динамике, в том числе и под влиянием управленческих воздействий.
Социальная сфера представляет собой чрезвычайно сложный, многоконтурный динамичный объект. Поэтому ее анализ требует применения целого комплекса социальных показателей, достаточно полно и объемно отражающих ее свойства. Способ отбора показателей определяется множеством признаков социальной сферы, входящих в область их определения, а число - желанием обеспечить целостность отражения объекта и целевую направленность социологического исследования.
Под системой социальных показателей обычно понимают совокупность более или менее независимых друг от друга, но взаимозаменяемых данных, отражающих социальные явления и процессы. Надо сказать, что суть выстраивания системы показателей состоит в мысленном расчленении предмета исследования на множество элементов и превращении их в измеряемые показатели при воспроизведении в них не только многогранности социальной сферы, но и ее целостности.
Эта система несводима к экстенсивному расширению статистики, функционирующей в сфере управления и призвана фиксировать самые необходимые черты социального объекта, диагностировать его состояние. Сущность системы показателей социальной сферы проявляется в содержании функций ее отдельных элементов и не может быть представлена слишком простым рядом показателей, не позволяющим адекватно выявить характеристики социальной сферы, а также слишком сложным, поскольку это затрудняет возможность разделения существенных и несущественных признаков, оперирования всей совокупностью этих показателей. Такая система должна быть многомерной. Степень и характер многомерности при этом варьируется в зависимости от конкретных задач исследования.
Целостность системы эмпирических показателей социальной сферы вырастает из признаков социальной сферы, поведения населения, в основе которого лежат нормы и ценности, присущие конкретному обществу. Она выступает средством превращения социологической теории социальной сферы в практическое средство управления социальным воспроизводством населения и поддержания гармонии развития населения с условиями воспроизводства, где ценности и нормы поведения этого населения раскрывают сущность его активности.
Проектирование системы показателей имеет свои корни в субъективном и объективном основаниях, представленных, с одной стороны, социологической теорией социальной сферы, а с другой - самой социальной сферой. Наша же задача - спроектировать систему показателей, соединив объективное и субъективное, разрешив противоречие, сложившееся между ними.
Подчеркнем еще одно важное положение для построения системы показателей социальной сферы. Социальная сфера имеет несколько уровней в своей организации: макроуровень - уровень общества; мезоуровень - региона; микроуровень - предприятия, семьи. Каждый из них имеет свой набор компонентов. Поэтому в системе показателей социальной сферы должны прослеживаться связи как по вертикали - между показателями разного уровня, так и по горизонтали - между показателями одного уровня.
В основу выделения и систематизации социальных показателей мы предлагаем положить следующие методологические подходы:
• четкое выделение социальной сферы как системного объекта, в рамках которого и должны работать социальные показатели, обеспечивая адекватное отражение статики и динамики проявлений социальной сферы, а также выделение объектов, составляющих ее среду;
• выделение системы социальных показателей, их дифференциация сообразно природе измеряемых ими социальных явлений (объектов);
• выделение системообразующего основания всей системы социальных показателей, определение методического, инструментального подхода к измерению социальных процессов;
• учет динамики развития и измерения самих социальных показателей;
• определение главных и дополнительных методов получения социальных данных.
Проблема выявления и анализа важнейших свойств социальной сферы через систему показателей содержит внутренние противоречия, обусловленные самой природой социальной сферы, совокупностью ее функций. Главная из них - обеспечение воспроизводства, развития, саморегуляции поведения социальных субъектов, регуляция их взаимодействия прежде всего в общественном потреблении материальных и духовных благ, необходимых им для производства собственной жизни. Уже в реализации этой функции видится множество самых различных противоречий (индивидуальные и групповые различия в характере и наборе потребностей, их объеме и т.п.).
С другой стороны, социальная сфера выступает как непосредственный производитель многих видов товаров и услуг, объемы и качество которых далеко не всегда способны удовлетворить запросы и ожидания потребителей. Следует напомнить о некоторых производных функциях социальной сферы (социально-адаптивная, социально-культурная, социально-защитная и др.), чтобы понять, как сложен и динамичен механизм функционирования социальной сферы и как обширна система показателей этого процесса.
Определенную трудность представляет выражение качественных характеристик через количественные показатели, свойства целого - через совокупность частных характеристик, изменений - через стабильную систему, непрерывный социальный процесс - через фиксацию ограниченного, конечного числа состояний, сумму показателей.
Важным методологическим принципом системообразования показателей социальной сферы является их типологическая классификация применительно к структурным и функциональным характеристикам сферы. Основой такой классификации может выступить выделение систематизирующего признака, системы признаков социальной сферы, включенных в предмет исследования. В связи с этим возможны различные подходы к группировке показателей состояния или развития социальной сферы. Если в качестве такого признака принять функции ведущих элементов социальной сферы, то нам представляется, что ее свойства как целого можно раскрыть через следующие основные группы показателей:
• показатели социальной инфраструктуры;
• показатели, характеризующие социальные процессы (обучение, медицинское и бытовое обслуживание и т.п.);
• показатели социальной структуры.
Возможно, более универсальным, теоретически и операционально перспективным является подход к группировке показателей со стороны потребностей, когда человек и его деятельность по удовлетворению потребностей выступят как систематизирующий признак всей совокупности условий развития социальной сферы, социального воспроизводства дифференцированного социального объекта как главной функции социальной сферы. Их состав и иерархия характеризуют человека как личность, а также степень развитости общества. Для целей интегральной оценки воспроизводства человека и общества возможна такая типология потребностей, которая позволила бы дать характеристику структуры, объема этих потребностей и уровня их удовлетворения как с позиции субъектов социальной деятельности, так и с учетом требований общества. Она могла бы выглядеть следующим образом.
Потребности:
• в трудовой деятельности;
• в социально-политической деятельности;
• в социально-потребительской деятельности;
• в культурно-духовной деятельности.
Каждая из этих групп потребностей может быть развернута в определенный набор операциональных показателей, интерпретируемых под углом зрения соотношения потребности и ее удовлетворения. Процедура измерения потребностей фиксирует и столь универсальный показатель, как удовлетворенность личности своим социальным статусом.
В этом случае одним из возможных вариантов системы социальных переменных, рассматриваемой в качестве единого комплекса показателей для общностей разного уровня, могла бы стать система показателей, состоящая из пяти разделов, характеризующих отношения человека, группы в этих четырех сферах деятельности и описывающих субъект социальной сферы. Эти блоки-разделы охватывают наиболее существенные отношения, сферы деятельности и формы поведения людей по обеспечению своей жизнедеятельности и могут быть представлены показателями занятости, структуры безработицы, размера среднедушевого дохода, имущественного статуса, социальной инфраструктуры, включенности населения в общественно-политические процессы, удовлетворенности людьми различными сторонами своей жизни, а также социально-демографическими, социально—профессиональными, социально-этническими показателями населения и т.п. Предложенную нами систему показателей нельзя считать окончательной, требуется дальнейший их анализ и обсуждение.
В поисках средства для определения всего спектра явлений социальной сферы необходима выработка общих оценок ее состояния, а также оценок ее отдельных компонентов. Полагаем, что интегральными показателями состояния социальной сферы общества могли бы быть показатели, характеризующие единство коренных потребностей жизни людей со способом их удовлетворения, например: потенциал социальной сферы, уровень и качество жизни семей, уровень социальной защищенности населения, социальное самочувствие людей, социальная напряженность и т.д., - а также более конкретные, связанные с объективной и субъективной оценкой степени удовлетворенности потребностей личности, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии.
Система индикаторов, фиксирующих достигнутый уровень развития социальной сферы, как правило, представляется группами показателей объективных и субъективных, нормативных и фактических, оптимальных и минимальных, теоретических и эмпирических. Построив таким образом систему показателей можно утверждать, что она представляет собой своеобразную модель социальной сферы, которой присущи измерительные качества.
Наряду с показателями, характеризующими социальную сферу общества, необходима также система показателей, относящихся к социальным общностям меньших масштабов (поселению, коллективу и т.п.). Социальные отношения, социальное развитие каждой из них имеет свои особенности. Но при этом, согласно основным методологическим принципам, имеет и много общего с построением системы показателей для социальной сферы в целом. Процедуры и системы показателей здесь не тождественны, однако им свойственна известная однопорядковость. При построении последовательных и взаимодополняющих систем показателей социальной сферы региона, коллектива должно быть выделено и воплощено в конкретных операциональных формах как общее, так и различное для каждого из этих уровней. На каждом из них выделяются сквозные показатели. Полученные на одном уровне при суммировании они образуют значения показателей для более высокого уровня. При этом на каждом из уровней выделяются показатели специфические только для данного типа социальных совокупностей жизнедеятельности и воссозданием структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов. Компоненты неравноценны с точки зрения их места и роли в целостном жизнесуществовании населения, самореализации целей и интересов той или иной группой, но и невзаимозаменяемы, как структурные элементы социальной сферы.
Социальная сфера как объект социологического анализа может быть представлена системой эмпирических показателей, замеряемых статистическими и социологическими методами. Построение эмпирической модели социальной сферы связано с выполнением ряда требований и обеспечением определенных методологических подходов к ее проектированию. К числу таких требований мы относим: изоморфность важнейших характеристик модели как реальному объекту исследования, так и теоретическим сущностным представлениям о нем; реализация принципа целостности деятельности населения по обеспечению своей жизни и воспроизводству себя как субъектов социальных отношений определенного качества и содержания; соответствие требованиям статистического анализа; обеспечение адекватного отражения качественных и количественных характеристик признаков в статике и динамике; фиксация лишь самых необходимых черт социальной сферы для диагностирования ее состояния; учет многомерности и многоуровневости социальной сферы.
В основу выделения и систематизации социальных показателей положены следующие методологические подходы: четкое выделение социальной сферы как системного объекта, в рамках которого и должны работать социальные показатели; обеспечение адекватного отражения статики и динамики проявлений социальной сферы, а также выделение объектов, составляющих ее среду; выделение системы социальных показателей, их дифференциация сообразно природе измеряемых ими социальных явлений (объектов); выделение системообразующего основания всей системы социальных показателей; определение методического, инструментального подхода к измерению социальных процессов; учет динамики развития и измерения самих социальных показателей; определение главных и дополнительных методов получения социальных данных.
В качестве методологического принципа системообразования показателей социальной сферы принята их типологическая классификация с позиции деятельности человека, группы по удовлетворению потребностей. Такой подход к группировке потребностей является наиболее универсальным, теоретически и операционально перспективным, поскольку дает характеристику человека как личности, степени развития общества, а также всей совокупности условий развития социальной сферы, социального воспроизводства дифференцированных субъектов. Для оценки социального воспроизводства человека, группы принята типология потребностей, характеризующая структуру, объем и уровень их удовлетворения как с позиции субъектов социальной деятельности, так и с учетом требований общества. Она отражает потребности социальных субъектов в социально-трудовой, социально-политической, социально-потребительской, социокультурной деятельности и развертывается в определенный набор операциональных показателей, интерпретируемых под углом зрения соотношения потребности и ее удовлетворения. Процедура измерения удовлетворения потребностей фиксирует и столь универсальный показатель, как удовлетворенность личности своим социальным статусом. Система индикаторов, фиксирующих достигнутый уровень развития социальной сферы представляется группами показателей - объективных и субъективных, нормативных и фактических, оптимальных и минимальных, теоретических и эмпирических.
Построенная таким образом модель социальной сферы позволит с научной обоснованностью судить о реальном характере и содержании ее изменений, вырабатывать практические рекомендации для корректировки развития в соответствии с основными задачами и целями общества.
социальный сфера эмпирический модель
Заключение
Социальную сферу как сложный, многоконтурный, динамичный объект можно, исходя из особенностей социологического анализа, представить как систему, обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого порядка. К ним мы относим, социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, а также процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населения, людей. В качестве критерия, позволившего отграничить системные элементы социальной сферы от среды, приняты функции каждого из них в создании систематизирующих свойств социальной сферы.
Понимание каждого компонента социальной сферы невозможно вне деятельности людей. Совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности являются субстанциональной основой социальной сферы.
Пределом анализа социальной сферы, ее первичным элементом является понятие потребность индивида, группы - то наиболее простое, элементарное образование, которое сохраняет свою подчиненность общему закону социальной сферы, ее главной функции. Первичность данного элемента обусловлена также и тем, что ему присуще характерное для социальной сферы основное противоречие — между растущими потребностями субъектов и возможностями их удовлетворения. Это противоречие является главным в процессе саморазвития, самореализации каждого социального субъекта. Его характер и направленность детерминируют возможности, реальный уровень развития социальной сферы в целом. Именно потребность и есть концентрация, сгусток присущих социальной сфере противоречий, которые обусловливают ее специфику.
Список используемой литературы
1. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. – М.: Академический проект, 2003.
2. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем: Учебник для студентов вузов. — М.: Высшая школа, 2006. — 511 с.
3. Калабухова, Галина Валентиновна. Информационно-социологическое обеспечение органов управления социальной сферой региона : автореф. дис. . канд. социол. наук / Г. В. Калабухова ; Московский государственный социологический университет .— Москва : [МГСУ], 1996 .— 26 с.
4. Симанков В.С., Луценко Е.В. Адаптивное управление сложными системами на основе теории распознавания образов. — Краснодар: Техн. ун-т Кубан. гос. технол. ун-та, 1999. — 318 с.
5. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. — М.: Наука, 1974. — 279 с.
6. ОКоннор, Макдермотт И. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 — 256 с.
7. Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. — К.: МАУП, 2003. — 368 с.
8. Системный анализ: краткий курс лекций / Под ред. В.П. Прохорова. — М.: КомКнига, 2006. — 216 с.