Социально-экономическое и культурное развитие страны в XVII веке
СОДЕРЖАНИЕ: Федеральное агентство по образованию Филиал Дальневосточного государственного технического университета (ДВПИ им. В. В. Куйбышева) в г. Петропавловске-КамчатскомФедеральное агентство по образованию
Филиал
Дальневосточного государственного технического университета
(ДВПИ им. В. В. Куйбышева)
в г. Петропавловске-Камчатском
Кафедра Гуманитарных и социальных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Отечественная история
Тема: Социально-экономическое и культурное развитие страны в XVII веке
Студентки 1 курса Руководитель
факультета заочного обучения к.и.н., доцент
специальность Промышленное и Князькина Т. А.
гражданское строительство
Семеновой О. В.
Проверил__________________________2007 г.
г. Петропавловск-Камчатский 2007
Содержание
Введение
I. Россия на рубеже XVI – XVIIвеков.
1. Смутное время
II. Россия в XVII веке.
1. Социально-экономическое развитие России в XVII веке.
1.1. Социальная структура российского общества в XVII веке.
2. Культура России в XVII веке.
Заключение
Введение
Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое, это знали люди во все времена.
В своей работе я рассматриваю социально-экономическое и культурное развитие России в XVII веке. Такой небольшой по протяженности период отечественной истории вместил в себя громадное количество драматических событий, которых другому государству хватило бы на несколько эпох: ожесточенная политическая борьба и чехарда правителей на московском троне; иностранные претенденты на русский престол. Для России наступил трудный период, названный периодом смуты. Положение усугубляется вторжением в русские дела шведов и поляков. Интервенция привела к подъему освободительного движения, оформившегося в народное ополчение.
Цель моей работы - выделить, проанализировать и обобщить наиболее существенные связи и признаки исторических процессов и явлений.
При написании работы мной была использована следующая литература:
1. История России (IX-XX вв.)Дворниченко А. Ю., в этом учебнике кратко, но очень понятно описана история России с IX-XX века.
2. История России, под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева, в учебнике основное внимание уделено социально-экономическим и внешнеполитическим проблемам России.
3. История России IX-XX века. От Рюрика до Путина, А. В. Венкова, здесь в хронологическом порядке представлены правители страны.
4. История России, Орлова А. С, в этом учебнике я обнаружила достаточно подробное описание периода Смуты.
5. История России, Семениковой А. И. в пособии даны определения понятий и терминов.
6. История отечества, Скворцовой Е. М. в которой автор представляет свое мнение о социально-экономическом и культурном развитии страны.
I. Россия на рубеже XVI – XVII веков.
В исторической литературе начало XVIIвека принято называть смутой. В основе этого кризиса лежало противоречие между стремлением самодержавия к неограниченной власти и желанием ведущих социальных сил общества участвовать в управлении государством. Активизировались не только верхи общества, аристократия, служилое дворянство и приказная бюрократия (как в опричнине, (кризис 60-70 годов XVI в.)), но и другие социальные группы.
Смута поистине стала войной всех против всех, разделив российское общество на враждебные один другому слои.
- Боярство, запуганное и разоренное опричниной, было недовольно тем, что после пресечения династии Рюриковичей трон достался худородному Борису Годунову, который к тому же пытался править самовластно. [1, c.127]
В 1601-1603 гг. страну поразил страшный голод – результат неурожаев. Правительство Б. Годунова принимало всевозможные меры, вплоть до бесплатной раздаче хлеба из государственных житниц, крестьянам вновь разрешили переход в Юрьев день. Однако все было тщетно, люди умирали десятками тысяч. Пустели города и села, жители разбредались куда глаза глядят. По лесам и дорогам орудовали разбойники. В этой обстановке всеобщего недовольства, усиленного голодом, все более упорными становились слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия – младшего сына Ивана Грозного от его последней жены Марии Нагой, погибшего в Угличе в 1591 году, при загадочных обстоятельствах, в возрасте восьми лет.
Традиционно предположение, что в роли Лжедмитрия I выступал беглый монах Григорий Отрепьев, есть также мнение историков, что к роли самозванца готовило его московское боярство, недовольное Годуновым. [1, c.128]
Появление самозванца было на руку польско-литовской шляхте. Король Сигизмунд III вынашивал планы отторжения от России ряда земель по ее западной границе, прежде всего Смоленска. Поэтому Лжедмитрий встретил поддержку в правящих кругах Речи Посполитой и у католической церкви. Царевич тайно перешел в католичество, щедро сулил своим покровителям, в том числе сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку, всевозможные блага московского престола: земли, деньги, выгодные государственные должности. Вокруг авантюриста быстро собрались искатели легкой наживы и приключений.
В апреле 1605 году Борис Годунов внезапно умер, и на престол взошел его 16-ти летний сын Федор. В начале мая царские войска перешли на сторону Лжедмитрия, царь Федор и его мать вскоре были убиты, а 20 июня 1605 года самозванец торжественно въехал в Москву и венчался на царство в Успенском соборе. Интересы различных слоев общества, поддержавших Лжедмитрия, противоречили друг другу. Поэтому, удовлетворив желания одних, новый царь неизбежно вызывал недовольство у других.
По всей стране открыто говорили, что шапкой Мономаха завладел беглый монах. Бояре также более не нуждались в царе – авантюристе. Новому заговору предшествовала свадьба Отрепьева с Мариной Мнишек – католичка была увенчана царской короной православного государства. Москва при активной поддержке боярства забурлила. В ночь на 17 мая 1606 года началось восстание горожан. Заговорщики ворвались в Кремль и убили Лжедмитрия I.
На престол через три дня вступил один из организаторов заговора Василий Шуйский (1606-1610). Он был избран Земским собором.
С воцарением Шуйского закончился первый период смуты и начался второй. Сразу после воцарения Шуйского пошли слухи о чудесном спасении Лжедмитрия I. Центром опять стала Северская земля, откуда летом 1606 года от имени спасшегося царя начал свой поход на Москву И. Болотников. В составе его войск – крестьяне, посадские, казаки, холопы. Цель восставших – свержение Шуйского и воцарение законного царя – Дмитрия. Через два месяца осады болотниковцы капитулировали перед царскими войсками в Туле.
В июне 1608 года Лжедмитрий II, с которым объединились польские авантюристы, отряды казаков, остатки болотниковцев, подошел к Москве и обосновался в селе Тушине, куда стали собираться все недовольные Шуйским.
В 1609 году польский король Сигизмунд III, окончательно убедившись в том, что Лжедмитрий не в состоянии овладеть Москвой, решил непосредственно вмешаться в русские дела. В обстановке распада тушинского лагеря бояре – тушинцы заключили с Сигизмундом III договор об избрании на московский трон его сына, королевича Владислава. В договоре была оговорена масса условий с тем, чтобы не ущемлялись права русских и Православной церкви.
В июле 1610 года дворяне, во главе с Захарием Ляпуновым свергли Шуйского, вынудив его постричься в монахи. Власть временно перешла в руки Боярской думы, которая предложила трон Владиславу на условиях договора. Боярское правительство (семибоярщина) согласилось впустить в Москву польские войска во избежание бунта в поддержку Лжедмитрия. После его убийства, в декабре 1610 года смута приобрела преимущественно характер национальной борьбы, в которой русские стремились освободиться от польских интервентов.
Осенью 1612 года столица была освобождена от польского гарнизона, который разместился в ней после подписания договора о призвании польского королевича. [3, c.95]
Последствия смуты:
- дальнейшее ослабление позиций боярства, могущество которого было подорвано еще в период опричнины;
- возвышение дворянства, получившего новые поместья и возможности для окончательного закрепощения крестьян;
- тяжелые экономические потрясения смерть и запустение, финансовые проблемы, отсюда закрепощение посадского и сельского населения;
- у русских людей возникло и окрепло чувство национального и религиозного единства, осознание того, что управление государством – не только личное дело царя и его советников, но и дело земское, русское общество впервые ощутило возможность выбора монарха.
II . Россия в XVII веке.
1. Социально-экономическое развитие России в XVII веке.
Подорванное смутой хозяйство России нуждалось в восстановлении, это заняло примерно три десятилетия и завершилось к середине столетия. Главная линия русской истории проходила по пути дальнейшего укрепления крепостнических порядков и сословного строя.
Территория России в XVII веке по сравнению с XVI столетием расширилась за счет включения новых земель Сибири, Южного Приуралья и Левобережной Украины, дальнейшего освоения Дикого Поля.
Территория страны делилась на уезды; они, в свою очередь делились на волости и станы, центром которых было село. В ряде земель сохранялась прежняя система административного устройства. XVII век – время расцвета приказной системы. (Постоянные приказы – общегосударственные, областные, дворцовые, патриаршие. Временные – тайные, счетные, монастырские).
К концу XVII века население России насчитывало 10,5 млн. человек, по числу жителей России в границах XVII века занимала 4 место среди европейских государств. Наиболее густо была заселена Сибирь. Основные занятия местного населения – охота, преимущественно на соболя и рыболовство. Все более увеличивается разрыв между расширявшейся территорией и количеством людей, населявших ее. Продолжался процесс освоения (колонизация) страны, не закончившийся по сей день.
К середине XVII века разруха и разорение времен смуты были преодолены. А восстанавливать было что. Экономика развивалась медленно в условиях сохранения традиционных форм ведения хозяйств, резко континентального климата и низкого плодородия почв в Нечерноземье – наиболее развитой части страны.
Ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. Трехполье преобладало, но оставалась и подсека, особенно на севере страны. Сеяли рожь, пшеницу, горох и др., из технических культур – лен и коноплю. Хозяйство по-прежнему имело натуральный характер. В этих условиях рост объемов производства достигался за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых земель: Черноземья, Среднего Поволжья, Сибири.
В XVII веке происходил дальнейший рост феодальной земельной собственности. После бурных событий рубежа XVI – XVII веков произошел своеобразный передел земель внутри господствующего класса. Новая династия Романовых, укрепляя свое положение, широко использовала раздачу земель дворянам. Дворянское землевладение широко проникло в Поволжье.
Государство пошло по пути закрепления крестьян за их владельцами. Был снова объявлен пятилетний, а затем девятилетний сыск беглых. Соборное уложение 1649 года завершило процесс юридического оформления крепостного права.
Новым явлением по сравнению с предшествующим временем в развитии хозяйства было усиление его связи с рынком. Дворяне, бояре, и, особенно, монастыри все активнее включались в торговые операции и промысловую деятельность.
В XVII веке продолжалось перерастание ремесла в мелкотоварное производство. В Москве было 120 специализированных торговых рядов.
Простое товарное производство становится капиталистическим только тогда, когда оно получает широкое распространение и происходит превращение рабочей силы в товар. Появлявшиеся очаги вольнонаемного труда подавлялись крепостничеством, и вскоре прекращали свое существование.
Развитие мелкотоварного производства подготовило базу для появления мануфактур (крупное предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике). Первые казенные мануфактуры возникли еще в XVI веке.
Поскольку в стране не было свободных рабочих рук, государство стало приписывать, а позднее разрешило покупать крестьян к заводам, приписные крестьяне должны были свои подати государству отрабатывать на фабрике или заводе по определенным расценкам. В XVII столетии возросли роль и значение купечества в жизни страны.
Большое значение приобрели постоянно собиравшиеся ярмарки, где купцы вели крупную по тем временам оптовую и розничную торговлю.
Наряду с внутренней торговлей росла и внешняя. Достаточно сказать, что английский флот был построен из русского леса, а канаты для его кораблей были сделаны из русской пеньки. Центром русской торговли с Западной Европой являлся Архангельск.
Русское правительство поддерживало усиливающееся купечество. Новый Торговый устав 1667 года повышал пошлины на иностранные товары. Иностранные купцы имели право вести оптовую торговлю только в пограничных торговых центрах.
Растущие экономические связи укрепляли политическое единство страны.
1.1. Социальная структура российского общества в XVII веке.
Господствующее положение в России XVII века занимал класс служилых землевладельцев. Подавляющее большинство крестьян в стране принадлежало боярам, дворянам и др. категориям землевладельцев. Наиболее бесправной и многочисленной группой крестьян были частновладельческие. Владелец мог расплатиться ими за долги. Столь же стесненной была гражданская дееспособность крепостных. Обычной практикой стала их продажа, передача их в приданное и включение их в другие сделки между землевладельцами.
Во владении монастырей и иерархов церкви крестьян не продавали, они были свободны в хозяйственной деятельности.
Дворцовое крестьянство не испытывало жестокого давления, да и торговать живым товаром государю было ни к чему. Черносошное крестьянство в Европейской России и государевы крестьяне Сибири были лично свободными и даже могли распоряжаться своими землями, но с условием, что земля не выйдет из тягла. Для перемены места жительства эти крестьяне также имели большие возможности.
Громадное разнообразие местных особенностей сказывалось на положении тяглого населения. Имели значение, например, пути сообщения, близость городов и рынков, размеры поселений, характер повинностей. В плане рентных отношений XVII век указывает на постепенное развитие барщины и денежного оброка. А с точки зрения видов землевладения наблюдается постепенное снижение условного поместного держания с вотчиной, что отвечало интересам служилого сословия. Само служилое сословие имело несколько прослоек. Ими по отечеству признавались бояре, породовые дворяне. Другая группа служилых – приборные, их рекрутировали из тяглого поселения городов и уездов (городовые казаки, солдаты). Приборным выдавалось денежное жалование и их наделяли землей. [2, c.110]
Довольно сложная структура городского населения. Оно имело очень пестрый состав: вотчинники и помещики с дворней, служилые приборные люди, тяглецы посада, ищущие заработка гулящие люди. В посадской среде происходила постоянная то явная, то скрытая борьба между лучшими и молодшими людьми. Особенно острые конфликты возникали на почве раскладки государственных налогов. Во время выборов на Земских соборах также не всегда совпадали позиции разных групп посадских. Случалось, что богатые называли своего кандидата, а бедные – своего.
Новым явлением XVII века можно считать наличие наемных работников в промышленности, сельском хозяйстве, и на транспорте (в первую очередь речном).
Особое место в обществе занимало православное духовенство. За крупными монастырями, патриархом и архиереями были закреплены большие земельные угодья с зависимым населением. Ведомство патриарха было своего рода государством в государстве, со своей системой управления и чиновным людом. У иерархов были свои дворяне, дети боярские, дьяки.
2. Культура России в XVII веке.
В XVII веке начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов.
Россия в XVII веке сделала первые попытки расстаться со стариной, осуществить реформы, способные вывести страну на современные, с точки зрения европейской, позиции. Неудивительно поэтому, что в XVII веке оказался переломным и в истории русской культуры, для которой становилось характерным обмирщение (мирской - светский), усиление интереса к личности человека, а также намечающееся сближение с западной культурой. Большую роль в развитии новых черт русской культуры сыграли события смутного времени, втянувшие в свой водоворот массы людей, обогатившие их новым опытом, ближе познакомившие с европейским бытом и традициями. Появилось желание разобраться в происходящем, в условиях русской жизни, в причинах свалившегося на страну несчастья, отказаться от вековых предрассудков и устроить жизнь лучше.
Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, латинское влияние. Московские правители, стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей – специально отведенной для них Немецкой слободе. Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, технике, мануфактурном производстве и т.д. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.
В XVII веке постепенно вырастала грамотность населения. Особенно много умеющих читать и писать было среди купцов и помещиков. Московский печатный двор массовым тиражом издавал книги и учебники по грамматике и арифметике, хотя преобладали книги рукописные. Светская литература составила лишь небольшую часть всех изданий, основная масса книг приходилась на религиозную литературу. В 1672 году в Москве открылась первая книжная лавка.
Количество грамотных стало быстро увеличиваться с появлением школ, частных (обучались молодые дворяне, подьячьи) и государственных (обучали служащих для центральных учреждений, Печатного двора). Открыта первая Славяно-греко-латинская академия (1687 г.), которая одновременно была и средним и высшим учебным заведением, готовили кадры высшего духовенства и государственных чиновников. В этой академии учился М. В. Ломоносов.
Большие успехи достигнуты в медицине, математике, в наблюдении за природой.
Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В самом конце XVII века сибирский казак В. В. Атласов обследовал Курильские острова и Камчатку.
Все более светской становится литература, причем появляются ее новые жанры. Так, например, сатирическая повесть, где действуют уже вымышленные герои; также новыми жанрами были мемуары и любовная лирика, все они дополнили предыдущие, как исторические повести, имевшие публицистический характер, где в центре повествования – историческое лицо. Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по истории. [1, c. 145]
В 1672 году был создан первый придворный театр в Москве, просуществовавший всего четыре года. В нем играли немецкие актеры. Все роли исполняли мужчины, в репертуаре театра – пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил какого-либо заметного следа в русской культуре. Зато в русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр – театр скоморохов и Петрушки.
Сочетанием старины и новизны отличены архитектура и изобразительное искусство. Основной строительный материал – как и прежде – дерево, и в то же время возрастает число каменных построек. Одна из наиболее известных деревянных построек II пол. XVII века – царский дворец в с. Коломенское. Восьмое чудо света, так называли его современники. Увеличивается число общественных зданий государственного и торгового назначения. Каменные палаты начинают строить бояре.
В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые храмы. Для украшения каменных храмов использовали новые строительные материалы: изразцы, фигурный кирпич, белый камень в сочетании с красным.
В конце XVII века в церковном строительстве возникает московское барокко, характерными чертами которого являются: многоярусность, строгость пропорций, пышность убранства зданий (Московская церковь Покрова в Филях).
Несмотря на строгую церковную регламентацию тем и способов письма, процесс обмирщения затронул и живопись. В рамках церковной живописи развивался бытовой жанр, парсуна (портреты), пейзаж, служивший фоном для икон.
Крупнейшим художником этого столетия был Симон Ушаков, в течение 30 лет, фактически возглавлявший живописное дело. В его широко известной иконе Спас Нерукотворный хорошо заметны реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. [4, c.127]
Заключение
Подводя итоги рассмотрению социально-экономического и культурного развития России в XVII веке, следует сказать, что в России феодально-крепостнический строй господствовал во всех сферах экономической, социальной и культурной жизни страны.
Новые явления в экономике находились под сильнейшим воздействием и контролем крепостнической системы. И это было в то время, когда в наиболее развитых странах Запада произошли буржуазные революции, в других складывался капиталистический уклад хозяйства, основанный на личной свободе и частной собственности.
Огромная, но малозаселенная и слабоосвоенная территория России с многонациональным этническим составом, придерживающимся разных религиозных конфессий, в условиях непрекращающейся борьбы с внешней опасностью, последней из которых была иноземная интервенция в годы смуты, развивалась более медленными темпами, чем страны Запада. Сказалось на развитии страны и отсутствие выхода к незамерзающим морям, что становилось одной из задач внешней политики.
Список используемых источников