Социально-культурной деятельность в формировании эстетической культуры

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение. 3 Глава I. Теоретико-методологические основы формирования эстетической культуры.. 6 1.1. Специфика формирования эстетической культуры.. 6

Содержание

[1] : 1. Организационная подсистема (структура организаций, штатное расписание, сложившаяся система распределения полномочий между сотрудниками и др.); 2. Методическая подсистема (принятый алгоритм разработки и осуществления отдельно взятых культурно-досуговых акций, включая сценарную разработку, режиссуру, степень участия в работе волонтеров, т.е. активистов-общественников, сложившаяся практика обобщения и распространения передового опыта, освоения инновационных технологий деятельности); 3. Социально-психологическая подсистема (система формальных и неформальных отношений внутри организаций, отношения с внешней средой, сложившаяся практика подготовки и проведения внутриорганизационных мероприятий); 4. Управленческая подсистема (овладение маркетинговыми технологиями, рекламные процессы, связь с общественностью, сложившаяся практика работы с персоналом и др.).

Если признать за культурно-досуговой деятельностью ее педагогический характер, а это исторически так и сложилось, то правомерно говорить и о разработке системы целей или, как теперь принято говорить, дерева целей . Проблема целеполагания появилась не сегодня, но именно в наши дни она актуальна как никогда. Никому сейчас не дано права пускать деньги на ветер, не важно, являются ли эти средства госбюджетными или предоставлены каким-либо инвестором, меценатом или спонсором. А кроме того, за четко сформулированной целью всегда стоит последующая хорошо организованная работа. Достижение поставленных целей - это эффективный педагогический результат! Размытость и неопределенность целей - свидетельство некомпетентности и низкой профессиональной квалификации.

Далее надо поставить вопрос о поиске и выборе наиболее оптимальных организационно-методических форм культурно-досуговой деятельности, прежде всего организационных, массовых, групповых, коллективных и индивидуальных. Только дифференциацией аудитории успех не досвигается, но именно с нее начинается предметный и конструктивный подход к отдельным потребителям услуг культуры, их группам и целым коллективам - производственным, учебным, воинским и т.п. Быть может, имеет смысл вернуться к уже известным нам формам: университетам, школам, курсам, лекториям? В конце концов, в самих этих формах ничего плохого нет, дело, скорее, в другом - зачем, с какой целью они организованы, каково содержание совместной работы людей, на что она направлена[2] .

Отдельная проблема - поиск методических форм культурно-досуговой деятельности. Первое, над чем здесь следует подумать, это оптимальное сочетание традиционных (устных, печатно-наглядных, театрализованных и т.д.) и инновационных форм. Многообразие форм культурно-досуговой деятельности неизбежно ставит работника культуры перед необходимостью выбора оптимального решения: какую именно форму в том или ином случае предпочесть. Аксиоматическое утверждение форма должна соответствовать содержанию не всегда является ключом к конкретному решению. При этом замечено: чем опытнее специалист культурно-досугового учреждения, тем сложнее ему выбирать конкретную форму проведения какой-либо работы, тем требовательнее он к окружающим его коллегам и к самому себе.

Принятие решения о форме осуществления той или иной культурно-досуговой акции целесообразно было бы проводить в таком порядке. Анализ ситуации (изучение спроса потребителей, сбор информаций, изучение демографических характеристик аудитории); в случае, когда речь идет о коммерческом проекте или платной программе, полезно провести маркетинговое исследование, изучить потенциальный рынок, выбрать интересующий сегмент и позиционировать планируемую услугу на избранном сегменте. Далее следует выбрать оптимальную форму проведения мероприятия. Потребуется оценить возможные альтернативы с точки зрения критериев и ограничений. Последние могут носить экономический, социально-демографический и даже личностный характер. Принимаются во внимание такие условия и факторы, как наличие ресурсов, квалификация исполнителей, имеющееся в распоряжении организаторов мероприятия время и др.

Остаются актуальными проверенные временем рекомендации относительно активного характера планируемого мероприятия, участия в нем активистов-общественников, широты и разнообразия используемых средств раскрытия темы и др.

Центральным моментом в выборе формы является окончательная оценка выбранной формы, однако на этом процесс принятия решения не завершается. Самое хорошее решение - это выполненное решение, в нашем случае - состоявшееся мероприятие. Здесь уместно говорить о необходимости установления обратной связи. Мероприятия ради мероприятий давно ушли в прошлое.

2.3. Необходимые условия для формирования социально-культурных учреждений в настоящее время

В настоящее время учреждение культуры включает в себя разработку культурных, воспитательных программ ситуаций деятельности в среде культурной среды. В социально-культурных учреждениях досуговая среда устойчиво формируется с учетом занятий. Каждый человек, который находится в контакте с культурными ценностями, виртуально переносится в переживаемый им мир и в то же время он способствует сохранению сознания своего присутствия в реальном мире и самопозиционирование.

Еще одним важным аспектом дальнейшего развития деятельности современных центров социально-культурного развития является знание специфических особенностей восприятия досуговой среды. Восприятие человеком себя в культурной среде, можно рассматривать как чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, которые непосредственно воздействуют на человека.

Гармоничность социально-культурной среды, в которой располагается человек, обусловливается соблюдением основных критериев ее восприятия и оценок:

а) осознание (человеком) себя в социально-культурной среде, окружающей его, способность ориентироваться в мире, понимать культурное значение важнейших событий; самооценка, которая выражается в стремлении к ощущению спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта, идентификации себя с эстетикой данной социально-культурной среды;

б) истинно эстетическая оценка, которая способствует вызыванию радости, изумления; образ социально-культурной среды, эстетическое наполнение человека определяет ощущение причастности не только к социально-культурной среде, но и к внешней среде обитания – дому, городу, краю;

в) оценка социальной значимости социально-культурной среды объединяет такие понятия как: осознание значимости исторического культурного прошлого своего народа, современности, память о событиях и людях, восприятие истории в памятниках культуры, искусства, чувства гордости, уважения и самоуважения, ощущение причастности к культуре, искусству и истории;

г) оценка практических удобств и психологического комфорта, микроклимата социально-культурной среды, который формирует общее представление об уровне взаимного соответствия уровня культуры человека и социально-культурной среды.

Социально-культурные программы, которые рассчитаны на массовую аудиторию, всегда провоцируют различные игровые формы поведения, что происходит в результате восприятия других присутствующих людей в качестве действующих персонажей. В качестве таких людей выступают группы и отдельные знакомые или незнакомые люди.

В настоящее время продолжается целенаправленное развитие положительных тенденций по созданию социально-культурной среды, адекватной современными культурно-досуговым потребностям общества. Создание новых типов учреждений культуры таких, как культурно-досуговых центров, связано, главным образом, с качественными изменениями потребностей населения. Наличие подобных учреждений гарантирует:

- Высокое качество предоставляемых населению социально-культурных услуг.

- Регулярное обновление и развитие форм предоставляемых видов досуговой деятельности.

- Демократичность условий привлечения личности в активную социально-культурную деятельность.

Таким образом, в наше время происходит развитие положительных тенденций по направлению к созданию социально-культурной среды, которая бы с должной степени верно соотносилась бы с современными социально-культурными потребностями общества. И современные досуговые центры должны взять на себя функции носителей целостной социально-культурной среды. А она в свою очередь предполагает положительное влияние на характер и содержание всей деятельности по организации социально-культурной деятельности и вызывать у людей потребность активного участия в ней.

При создании современных социально-культурных программ в досуговых центрах и муниципальных учреждениях, должны учитываться не только психологические закономерности взаимодействия молодежи в клубных объединениях. Кроме того, также должен проводиться повсеместный и единовременный учет многообразия связей между людьми в процессе общения, личные и групповые интересы, мотивы посещения, но и хотя бы самые общие особенности социально-культурных ориентаций людей, складывающихся стихийно, независимо от деятельности того или иного клубного учреждения. В этой связи достаточно высокой продуктивностью обладает обращение к типологии форм поведения в досуге, которое рассчитано на максимальное сближение социально-культурных запросов населения и учреждений культуры.

Заключение

Успешное развитие общества подразумевает аспект формирования чувства высокой гражданственности личности, совершенствования уровня культуры производства и управления им.

Эстетика в содружестве с другими философскими науками изучает различные стороны материальной и духовной культуры, охватывая круг явлений, который обозначен понятием эстетическая культура. Однако, хотя это понятие в какой-то степени традиционно и им оперирует не только эстетика, но и другие науки (этика, социология, педагогика, искусствоведение), оно еще не стало общепризнанной категорией в эстетической науке. В этом факте нет ничего удивительного, так как практически все категории утвердились не сразу, а подверглись длительной диалектической обработке историей, человеческой мыслью, наукой и техникой. Иными словами, любая категория возникает и наполняется содержанием в процессе общественно-исторической деятельности, результаты которой откладываются в языковых структурах.

Подробное изучение эстетических категорий предполагает решение, по крайней мере, трех задач: исследование отдельных категорий; изучение исторического развития этих категорий; анализ взаимосвязей эстетических категорий, что способствует выявлению субординации и связей системы категорий. Каждая из трех вышеупомянутых задач может стать предметом специального исследования. Мы же остановимся лишь на том круге явлений, который на современном этапе развития науки и практики охватывается понятием эстетическая культура личности.

Культура является сущностным условием человеческой жизни, представляя совокупность достижений человека в производственной, общественной, умственной и творческой деятельности. Духовную сторону содержания культуры определяют Добро, Истина, Любовь, Красота.

Эстетическая культура – это в первую очередь культура чувственного освоения мира, включающая в себя два аспекта, которые соответствует органически взаимосвязанным сторонам трудовой деятельности человека. Материальная культура охватывает всю сферу деятельности человека (процесс труда, орудие труда, одежда, жилье и т.д.). духовная культура охватывает сферу сознания (философия, религия, эстетика, искусство, политика и т.д.). материальная и духовная культура связаны между собой.

Литература

1. Бестужев –Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. - М.: Политиздат, 1984 г.

2. Воспитательная деятельность клубных учреждений. - М: НИИ культуры, 1983.

3. Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов. / Аналитический обзор. - М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 1994.-35с.

4. Иконникова С.Н. Диалоги о культуре. - М.: Лениздат, 1987

5. Литвиненко Л.Л. Методологические основы эстетической культуры и эстетического воспитания // Сборник трудов Межвузовской научно-практической конференции Современные проблемы становления профессионально-педагогической культуры (преподавателя вуза, колледжа, лицея, школы) Ростов-на-Дону, 2004, с. 31 – 42

6. Новаторов В.Е. Современные технологии социально-культурной деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник ОмГУ, 1999, Вып. 3. С. 109-114

7. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований социально-культурнойдеятельности: Учебное пособие. - М.: МГИК, 1990.

8. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: Сб. науч. тр./НИИ культуры. - М.,1990, С.22-91.

9. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. - М: Просвещение, 1984.

10. Хорунженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону, 1997.


[1] Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник ОмГУ, 1999, Вып. 3. С. 112

[2] Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник ОмГУ, 1999, Вып. 3. С. 113

Скачать архив с текстом документа