Социально-психологический тренинг

СОДЕРЖАНИЕ: Показана значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние в ходе конфликта, характер собственных эмоциональных проблем в конфликтах.

Название: Человек в конфликте.

Время: 2 (два) часа.

Цели : Показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние в ходе конфликта, отработать навыки использования воображения для реализации своего эмоционального состояния.

Понять характер собственных эмоциональных проблем в конфликтах.

Упражнение 1.

Название: Работа с ассоциативным рядомконфликт.

Порядок работы: Участники рассаживаются в круг и получают инструкцию ведущего:

В фокусе нашего внимания - конфликт.

Когда мы говорим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств.

Мы слышали о конфликте, знаем , как он выглядит в поведении людей.

Сейчас мы исследуем, как конфликт отражается на внутреннем состоянии человека.

Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово конфликт.

Какой образ подсказывает ваше воображение?

После первого ряда произвольных ассоциаций можно произвести следующее:

- если конфликт - это мебель, то какая?. .

- если конфликт - это посуда, то какая?. .

_ если это одежда. . .

Рефлексия.

В ходе обсуждения ведущий задает вопрос:Для чего мы делали это упражнение?

Важно заметить, что ассоциации были выражением определенного эмоционального состояния, вызванного словомконфликт.

Для того, чтобы управлять своим эмоциональным состоянием в ситуации конкретного конфликта, надо хотя бы определять характер этих эмоций, их глубину и степень влияния на поведение.

У пражнение 2.

Название: Эмоциональная тропинка.

Подберите символические рисунки, с помощью которых можно отразить свое эмоциональное состояние в различные моменты развитияконфликта.

Нарисуйте в тетради самоанализа свою тропинку и своисимволы для каждого из значимых этапов пути в конфликте.

Можно дополнить их краткими фразами.

Пункт А -все хорошо!

Пункт В - все снова хорошо!

Упражнение 3.

Название: Работа в группах.

Учащиеся делятся на группы по три человека и выбираютскульптора.

Он строит скульптурную группу конфликт и занимаетсвое место в ней.

Рефлексия.

Попробуйте описать свои ощущения в ходе упражнения.

Где в телеу скульптур чувствовалось напряжение?

Какие чувства и ассоциациипоявились в той или иной позе?

Обращается внимание на связь эмоциональной и физической напряженности.

Упражнение 4.

Название: Отработка стрессов и незаконченных действий на фоне измененного состояния сознания.

Ведущий предлагает поработать с конфликтом в особом состоянии.

Ведущий объясняет смысл упражнения примерно так:

Эмоциональное напряжение, возникающее в конфликте, тесно связано с мышечным напряжением.

Представьте себе лицо человека, который чувствуетсебя в конфликте с кем-либо.

Его скулы сведены и напряжены, зубыстиснуты.

Между бровями пролегли вертикальные складки.

Как мы можеможидать от него гибкого поведения, если он закован в жесткий каркаснапряженных мышц?

Человек - существо целостное.

Эмоциональное напряжение вызывает напряжение мышечное и наоборот.

Поэтому мы попробуем через расслабление мышц достичь снижения эмоциональной напряженности в конфликте.

Для этого нужно сесть поудобнее. . .

Далее ведущий приводит ряд формул для релаксации.

Когда группапогружается в расслабленное, комфортное состояние, ведущий говоритследующий текст:

Представьте перед вашим внутренним взором расшитый узорами тяжелый театральный занавес.

Он медленно раздвигается.

Вы знаете, что это пьеса о вашей жизни.

На сцене вы видите знакомых людей в конфликтной ситуации.

Вы смотрите эту пьесу из зрительного зала, а среди людей на сцене узнаете себя.

Вы слышите голоса. . .

О чем говорят эти люди?

Вы разглядываете их одежду.

Она вам ненравится, и вы решаете переодеть всех в костюмы другой эпохи.

Этопьеса вашей жизни, и вы - ее режиссер, вы - ее главный герой. Вы переносите эту сцену на экран телевизора.

Попробуйте представить ее вчерно - белом изображении. . .

Теперь - в цветном изображении.

Поробуйте выключить звук. Теперь участники вашей пьесы жестикулируют вполном безмолвии.

Через некоторое время вы включаете звук, чтобы услышать слова главного героя - себя.

Вы включаете звук и слышите этислова.

О чем вы говорите?

Представьте экран в виде шахматной доски.

Над ней поднимаютсяобъемные фигурки.

Вы видите на этой шахматной доске участников вашего конфликта и себя.

Где ваше место на этой доске?

Представьте, как вы переставляете фигурки с одной клетки на другую или выстраиваете их в один ряд.

Сейчас вы убираете их с доски и укладываете в коробочку.

Коробка закрывается, вы набрасываете на нее крючочек и бережно ставите на место.

Ваше поле внутреннего зрения начинает задвигаться тяжелым театральным занавесом.

Вы вспоминаете, что все происходило нателевизионном экране, и поворачиваете выключатель.

Экран тускнеет.

Некоторое время на нем остается светящаяся точка.

Затем исчезаети она.

После приведенного выше текста дается ряд формул выхода изаутогенного погружения и проводится обсуждение упражнения.

Рефлексия.

Учащиеся делятся своим впечатлениями.

Ведущий спрашивает отом, что мешало выполнению упражнения.

Особое внимание уделяется тому, как изменилось эмоциональное состояние после упражнения, как изменилось отношение к конфликту, человеку - стрессору, какие из приемов, предложенных ведущим, повлияли на это отношение.

В заключении ведущий советует использовать показанные приемысаморегуляции психофизического состояния самостоятельно.

Скачать архив с текстом документа