Социальное обеспечение в России 2

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание 1. Понятие и сущность социального обеспечения. 3 2. Экономические основы социального обеспечения в РФ.. 17 Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. 17

Содержание

1. Понятие и сущность социального обеспечения. 3

2. Экономические основы социального обеспечения в РФ.. 17

Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. 17

2.1 Индексируем пособия на детей. 18

2.2 Пересчитаем пособия. 20

2.3 Как рассчитать пособие. 21

2.4 Единовременное пособие на рождение ребенка. 22

2.5 Новые детские пособия. 23

3. Принципы социального обеспечения в РФ.. 24

4. Современное состояние и пути развития социального обеспечения в Красноярском крае. 25

Заключение. 31

http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=14667p_page=1

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/

http://www.krskstate.ru/econom/socialeconomic/program/content/p24

http://www.krskstate.ru/econom/socialeconomic/prognoz

ВВЕДЕНИЕ

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения.

Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным:

Первый критерий – источники финансирования.

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: фонда социального страхования, Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Второй критерий – круг лиц, подлежащих обеспечению.

С юридической позиции установлено, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан. А лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица. Имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от радиации; лица награжденные и т. д.

Третий критерий – условия предоставления обеспечения.

Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.)

Четвертый критерий – цель предоставления обеспечения.

Следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Целью написания данной работы является более изучение социального обеспечения в РФ, а точнее его сущность, принципы, экономические основы и современное состояние.

Теоретическое и практическое значение проблемы развития социального обеспечения в ближайшей и более отдаленной перспективе, их актуальность предопределили выбор темы данной работы.

1. Понятие и сущность социального обеспечения.

Историю самого понятия социального обеспечения можно исчислять с начала 30-х годов нашего столетия.

Впервые термин «социальное обеспечение» появился в Акте о социальном обеспечении(Sосiаl Security Act) в США в 1935г. и в Акте о социальном обеспечении(Social Security Act) в Новой Зеландии в 1938г.

В определении социального обеспечения, ключевым моментом стал доклад У.Бевериджа в Великобритании в 1942г. В этом докладе он определил социальное обеспечение следующим образом: социальное обеспечение означает обеспечение минимального дохода для того, чтобы упразднить систему извлечения доходов от безработицы, болезни, аварии, увольнения по старости и предотвратить убытки от иждивенчества других людей, а также решить проблему исключительных расходов, возникающих в случае рождения, смерти, брака.

П. Ларок утверждает, что социальное обеспечение непрерывно определяет уровень жизни для трудящихся масс, и во всех случаях обеспечение соответствующего минимального уровня жизни посредством перераспределения доходов, основываясь на принципе солидарности, гарантирует такой уровень жизни.

Можно сказать, что определения даваемые учеными понятию социального обеспечения весьма разнообразны. Однако основное значение и цель социального обеспечения они видят в обеспечении права на достойное существование через обеспечение минимального уровня жизни. Таким образом, они включают в данное понятие социальную и экономическую функции государства.

Юристы и правоведы считают, что цель социального обеспечения заключается в охране права на жизнь. Политики часто используют социальное обеспечение в качестве политического лозунга. Экономисты понимают социальное обеспечение, как перераспределение доходов.

Принимая во внимание эти тенденции, можно определить понятие социального обеспечения следующим образом: Социальное обеспечение в узком смысле означает, что государство, имеющее целью социальной политики обеспечение минимального уровня жизни общества, гарантирует каждую личность от основных опасностей, угрожающих потере средств к существованию - таких как болезнь, несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица, бедность; в широком смысле социальное обеспечение означает систему, которая через государство и общественные организации предоставляет ресурсы на проживание и сервис нуждающимся, для того чтобы человек жил по-человечески, и через перераспределение дохода стремится к социальному равенству и полному равновесному развитию.

Можно считать, что основой системы социального обеспечения является, прежде всего, социальное страхование. Базу социального страхования обычно составляют следующие элементы:

а)пенсионное страхование: б)медицинское страхование: в)страхование несчастных случаев на производстве: г) страхование по безработице.

Социальная помощь подразделяется следующим образом: а)охрана жизни: б)медицинская помощь: в)поддержка военным инвалидам. г)спасение от стихийных бедствий.

Особенностью социальной помощи является то, что для получения пособия должна подтверждаться ее необходимость. Это является главным отличием социальной помощи от социального страхования. Функцией социального обслуживания на Западе является охрана, воспитание и управление социально слабыми слоями, чтобы они самостоятельно смогли проявить свои способности.

Самой важной функцией системы социального обеспечения является, безусловно, обеспечение приемлемого уровня жизни населения. Структура такой системы такова: нетрудоспособным оказывается социальная помощь; трудоспособным предоставляется возможность социального страхования, нуждающимся в социальной поддержке оказывается поддержка социальным обслуживанием.

Второй важнейшей функцией можно назвать функцию перераспределения доходов. Типичным примером перераспределения дохода в социальном обеспечении является социальная помощь, которая, можно сказать, осуществляет вертикальное перераспределение доходов. Еще одним структурным направлением, которое выполняет функцию вертикального перераспределения, является социальное обслуживание. Функции горизонтального распределения выполняет социальное страхование.

Третьей основной функцией социального обеспечения, является функция экономической стабилизации

Содержание понятия социального обеспечения, его параметры сформировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашей стране.

Социальное обеспечение как реально существующее общественное явление нуждается в научной обоснованности. Иногда определение того или иного понятия дает сам законодатель, и оно воспринимается наукой как легальное. Однако определение социального обеспечения как многоаспектного явления в законодательстве нет. Поэтому разными авторами это понятие трактуется по-разному. В науке сложились две основные концепции содержания понятия социальное обеспечения - экономическая и правовая.

Как экономическая категория социальное обеспечение служит определенным инструментом, используемым обществом, государством для решения одной из острейших проблем - социальной проблемы неравенства личных доходов людей, которые не являются следствием неравенства производительности труда и эффективности производства. В целях более справедливого распределения национального дохода во всех странах в начале 20 века получает развитие политика перераспределения доходов, осуществляемых государством с помощью фискальной и социальной политики, основным звеном которой как раз и является социальное обеспечение.

В то же время социальное обеспечение - это и правовая категория, так как государства реализуют политику перераспределения доходов посредством правового механизма, закрепляя нормативным путем организационно - правовые способы осуществления социального обеспечения; порядок образования соответствующих финансовой систем и их правовой статус, силы управления социального обеспечения; круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения, условия их предоставления; механизм защиты нарушенных прав.

Обеспечение адресовано человеку обществом, государством в тех случаях, когда он по независящим от него обстоятельствам нуждается в поддержке, гарантирует определенный социальный комфорт, восстанавливает статус полноценного члена общества. В связи с этим социальное обеспечение безусловно является и очень важной социальной категорией.

Исходя из вышесказанного, можно выделить сущностные признаки социального обеспечения на современном этапе;

1) государственный характер устанавливаемых в обществе организационно - правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;

2) законодательное закрепления перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления различных видов социального обеспечения;

3) закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;

4) нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

Выделив признаки социального обеспечения, можно дать его определение. Однако однозначного определения данного понятия не выработано. Это объясняется тем, что социальное обеспечение - это явление многоаспектное и любое данное определение не может быть универсальным, так как оно не способно одновременно охватить все сущностные стороны.

Специалисты в области права социального обеспечения (М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова, В.Галаганов) трактуют социальное обеспечение следующим образом: « Социальное обеспечение - это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса». «Государственное социальное обеспечение - это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка или дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья, осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации управомоченными органами в порядке установленном законодательством.

Значение социального обеспечения в жизни общества определяется тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. К основным функциям социального обеспечения относятся:

1) экономическая функция социального обеспечения, сущность которой заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков;

2) производственная функция, которая выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд;

3) социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания;

4) политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Конституция РФ (ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.

5) защитная функция заключается в том, что общество предоставляет социальное обеспечение в целях защиты граждан в трудной ситуации.

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависимости от источника денежных средств различают 2 вида социального обеспечения:

1) государственное социальное обеспечение,

2) негосударственное социальное обеспечение.

В зависимости от порядка формирования денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах:

1) государственное социальное страхование,

2) государственное социальное обеспечение,

3) государственная социальная помощь.

Государственное социальное страхование - это система, созданных государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения работающих граждан, а также в иных случаях предусмотренных российским законодательством.

Государственная социальная помощь - новый вид материальной поддержки двух категорий населения: малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, у которых доход ниже величины прожиточного минимума, установленных для данных категорий.

Право на С.о. закреплено в Конституции РФ, ст. 7 которой провозгласила, что РФ является социальным государством. В развитие этого положения ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому С.о. по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом также устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия.

Пенсия - это регулярная денежная выплата, предоставляемая в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов, предназначенных для этих целей. В зависимости от обстоятельств, по которым предоставляется право на пенсию, выделяют следующие виды пенсий: пенсия по государственному пенсионному обеспечению и трудовая пенсия.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им дохода, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационной или техногенной катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Трудовая пенсия - это ежемесячная денежная выплата, которая производится в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом.

Пособие - это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах установленных законодательством, с целью оказания дополнительной материальной помощи, и являются дополнительным к иному постоянному и основному источнику существования.

В системе социальной защиты населения важное место при­надлежит различным видам пособий. Это пособия по временном нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и другие.

Пособие по временной нетрудоспособности. Порядок обеспече­ния пособием по нетрудоспособности определен Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социаль­ному страхованию, утвержденному постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13—6 с последующим измене­ниями и дополнениями, а также принятыми в последующее вре­мя нормативно-правовыми документами по этому пособию.

Важной вехой в развитии и совершенствовании заботы о детях является Федеральный Закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», которым уста­новлена единая система государственных пособий на детей в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивающая гаранти­рованную государственную материальную поддержку материнст­ва, отцовства и детства. Она введена взамен ранее выплачивае­мых социальных пособий и компенсационных выплат: ежеме­сячного пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; ежемесяч­ного пособия на детей одиноким матерям, вдовам, вдовцам из числа бывших воспитанников детских домов, на детей военно­служащих срочной службы, на детей, находящихся под опекой (попечительством) и других.

Для реализации закона Правительство РФ 4 сентября 1995 г. постановлением №883 утвердило Положение о порядке назна­чения и выплаты государственных пособий гражданам, имею­щим детей (с учетом изменений и дополнений по постановле­нию Правительства РФ от 5 мая 2000 г. № 386).

Рассмотрим краткое содержание этих пособий.

1. Пособие по беременности и родам выдается женщинам:

• подлежащим социальному страхованию, а также женщи­нам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, уч­реждений и организаций, в течение 12 месяцев, предшест­вующих дню признания их безработными;

• обучающимся с отрывом от производства в образователь­ных учреждениях начального, среднего, высшего и после­вузовского профессионального образования;

• проходившим военную службу по контракту и в качестве рядового и начальствующего состава в органах внутрен­них дел;

• из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории ино­странных государств;

• из числа указанных выше при усыновлении ими ребенка (детей).

Дополнительно к пособиям по беременности и родам жен­щины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), дополнительно имеют право на единовременное пособие в размере 50% минимального раз­мера оплаты труда, установленного на день предоставления от­пуска по беременности и родам.

2. Единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) каждого ребенка выдается одному из родителей либо лицу, его заменяющему. В случае рождения (усыновления) двух или более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается.

3.Ежемесячное пособие на детей. Ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства семьи с детьми на каждого ребенка, находящегося на иждивении семьи с рождения до исполнения ребенку 16 лет (на учащихся общеобразовательных учреждений — до окончания ими обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет.

Пособие на ребенка выплачивается на рожденных, усынов­ленных и принятых под опеку (попечительство) детей незави­симо от получения государственной пенсии на ребенка (со­циальной пенсии или пенсии по случаю потери кормильца) и алиментов.

Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечитель­ство) совместно проживающего с ним ребенка до возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода, дающего право на получение этого пособия в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

Не выплачивается пособие опекунам (попечителям), полу­чающим в установленном порядке денежные средства на содер­жание детей, находящихся под опекой (попечительством). Не выплачиваются оно и гражданам, лишенным родительских прав.

В районах и местностях, где установлены районные коэффи­циенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением этих коэффициентов (если они не учтены в соста­ве заработной платы).

Ритуальные услуги. Федеральный Закон от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле» устанавливает гарантии по­гребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного умер­шим лицом при жизни, и пожеланий родственников, а также га­рантии предоставления материальной и иной помощи для погре­бения умершего. Закон устанавливает гарантированный перечень услуг по погребению.

Супругу, близким родственникам, иным родственникам, за­конному представителю или иному лицу, взявшему на себя обя­занность осуществить погребение умершего, гарантируется ока­зание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать тре­бованиям, устанавливаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребе­нию, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими от-1 делениями Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.

Оплата стоимости услуг сверх гарантированного перечня ус­луг по погребению производится за счет средств лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Гражданам, получившим предусмотренные безвозмездные услуги по погребению, социальное пособие на погребение не выплачивается. Гражданам, осуществившим погребение за свой счет, выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости гарантированного перечня услуг, но не пре­вышающем минимальный размер оплаты труда более чем в де­сять раз.

Пособия по безработице. В соответствии с Законом Россий­ской Федерации от 19 апреля 1991 г. о занятости населения (в редакции Закона РФ от 20 апреля 1996 г., дополнений и изме­нений к нему), гражданам, потерявшим работу и заработок, устанавливается пособие по безработице. Решение о назначении пособия принимается службой занятости населения одновре­менно с решением о признании гражданина безработным в по­рядке, определенном этим законом.

При наличии у безработного нетрудоспособных иждивенцев органами Службы занятости населения может оказываться в пе­риод его безработицы материальная и иная помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.

С пособий по безработице производятся удерживания по­доходного налога и по судебным решениям.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде без­работицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчис­лении в течение 18 календарных месяцев.

Для безработных, трудовой стаж которых дает право выхода на полную пенсию по старости (возрасту), включая пенсию на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного воз­раста, продолжительность выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия для этой категории не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Безработным, имеющим стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), с их согласия пен­сия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до уста­новленного законодательством срока выход на пенсию. За этот период Фонд занятости возмещает Пенсионному фонду выпла­чиваемую досрочно пенсию.

Компенсации - это денежные выплаты, адресованные лицам, нуждающимся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от воли получателя. Среди них можно назвать следующие виды компенсаций: матерям, осуществляющим уход за ребенком до достижения им полутора лет, студентам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показателям и др.

Социальное обслуживание - это деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовой, социально-медицинской, психолого-педагогической, социально-правовой услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. К основным видам социального обслуживания относятся: социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, временный приют, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги.

Таким образом, социальное обеспечение - это сложное, многофункциональное явление. Социальное обеспечение выполняет различные функции, которые определяют целевое назначение социального обеспечения для населения. Государство определяет основные направления деятельности в данной сфере. Комплекс гарантий, предоставляемых гражданам в различных ситуациях, зависит от возможностей государства. Основные направления выплат идут в сферу пенсионного обеспечения. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

2. Экономические основы социального обеспечения в РФ

Начиная с 1 января 2009 г. вводится ежегодная индексация по уровню инфляции размеров единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Кроме того, с 1 апреля 2008 г. будут увеличены размеры ежемесячных денежных выплат ветеранам и инвалидам.

Проект федерального закона О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг, предполагающий введение механизма индексации пособий гражданам, имеющим детей, а также увеличение размеров ежемесячных денежных выплат, находится на рассмотрении в Государственной Думе.

Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам.

Пособие по временной нетрудоспособности, а также пособие по беременности и родам женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, исчисляются из средней заработной платы застрахованного лица, выплачиваемой ему работодателем, производящим выплату указанных пособий, за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа (для пособий по временной нетрудоспособности) и других условий, установленных нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.

Исчисление средней заработной платы осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом в случае повышения размера заработной платы в расчетном периоде указанное повышение учитывается с даты повышения фактически начисленной заработной платы.

Пособие по уходу за ребенком, не достигшим 14 лет, за период с 8-го по 14-й календарный день, а одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы - с 11-го по 14-й календарный день выдается в размере 50 процентов заработка независимо от непрерывного трудового стажа (см. комментарий к пункту 18).

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком - инвалидом в возрасте до 16 лет, а также пособие на период санаторного лечения ребенка - инвалида в возрасте до 16 лет, выдаются по нормам, предусмотренным подпунктами а - в настоящего пункта.

2.1 Индексируем пособия на детей.

В Федеральном законе N 81-ФЗ установлены величина и порядок расчета государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием. Такие пособия выплачиваются за счет средств социального страхования как работающим, так и неработающим гражданам с целью их материальной поддержки. Выплата некоторых пособий установлена в твердом размере, величину других пособий необходимо рассчитать, но при этом в законодательстве зачастую определены их минимальные и максимальные границы. К сожалению, инфляционные процессы, происходящие в стране, приводят к тому, что и без того не слишком большие пособия обесцениваются. Для того чтобы снизить негативные последствия инфляции, законодателями был предусмотрен механизм индексации пособий.

Действие вновь введенной статьи распространяется на период с 1 января 2008 г., в связи с чем бухгалтерам организаций следовало пересчитать выданные единовременные пособия за постановку на учет на ранних сроках беременности и при рождении ребенка, а также ежемесячные пособия по уходу за ребенком.

Применение коэффициента индексации к ежемесячному пособию по уходу за ребенком, исчисленному из заработной платы в размере 40% среднего заработка, законом не предусмотрено. Вместе с тем, в случае если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленного из заработка, не достигает проиндексированного минимального размера пособия, это пособие подлежит перерасчету.

Законодательством установлена максимальная величина пособия - 23 400 руб. за каждый месяц ;

- пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Для его расчета следует руководствоваться положениями Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 N 870, а также нормами Федерального закона N 81-ФЗ. Женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, пособие выплачивается в размере 40% среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления этого отпуска.

Минимальный размер пособия до индексации составлял 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым и последующими детьми. Максимальный размер - не мог превышать 6000 руб. за полный календарный месяц. Данные предельные размеры также подлежат пересчету с учетом показателя инфляции.

2.2 Пересчитаем пособия

Единовременные пособия, связанные с рождением ребенка и постановкой на учет в медицинских учреждениях на ранних сроках беременности. Для перерасчета названных пособий достаточно проиндексировать уже выплаченные суммы. При этом следует обратить внимание на применение коэффициента 1,0185 - пособие при рождении ребенка будет корректироваться с его учетом в том случае, если ребенок родился непосредственно 1 июля 2008 г. или позднее.

Пособие по уходу за ребенком. Как было отмечено выше, применение коэффициента индексации к самой сумме ежемесячных выплат, определяемой из расчета 40% от среднего заработка, законом не предусмотрено. На это указывают и чиновники Фонда социального страхования (Письма ФСС РФ от 05.03.2008 N 02-18/07-1931, от 25.07.2008 N 02-10/07-7293).

С учетом инфляции корректируются лишь минимальный и максимальный пределы такого пособия. Таким образом, пособия по уходу за ребенком, перечисленные в июле, могут подлежать перерасчету в следующих случаях:

- если его сумма не достигает проиндексированного с 1 июля минимального размера;

- если выплата производилась по максимуму (пособие подлежит перерасчету в процентном выражении от среднего заработка, но не выше максимального размера с учетом индексации).

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Вопросам индексации данного пособия было посвящено совместное Письмо Минобрнауки России и Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей от 30.04.2008 N 06-780. В Письме чиновники рассмотрели механизм индексации данного пособия, который аналогичен порядку перерасчета единовременного пособия, связанного с рождением ребенка. Также было обращено внимание, что применение коэффициента индексации к ежемесячному пособию на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей законом не предусмотрено.

2.3 Как рассчитать пособие.

Порядок расчета пособий по беременности и родам с 2007 г. установлен Федеральным законом N 255-ФЗ. Декретные рассчитываются в порядке, аналогичном тому, что применяется при определении размера пособия по временной нетрудоспособности.

Если страховой стаж сотрудницы не больше шести месяцев, пособие ей рассчитывают исходя из ее средней заработной платы. Такой порядок закреплен в ст. 11 Федерального закона N 255-ФЗ.

Расчетный период для определения суммы пособия составляет двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности. А если сотрудница работает в фирме менее года - период фактической работы до месяца, в котором она пойдет в декрет.

После того как определен средний дневной заработок, рассчитывают максимальное дневное пособие по беременности и родам. Для этого 25 390 руб. надо разделить на число календарных дней в каждом месяце декретного отпуска. Полученная сумма и есть максимальное дневное пособие по беременности и родам в каждом месяце. Его сравнивают его со средним дневным заработком сотрудницы.

Если средний заработок сотрудницы превышает максимальный размер пособия, то за каждый полный месяц отпуска она получит только 25 390 руб. (или 25 390 руб., умноженные на районный коэффициент). Неполные же месяцы отпуска оплачивают, проведя расчет по такой формуле:

П = 25 390 руб. : Р x О,

где П - сумма пособия;

Р - число календарных дней в месяце;

О - календарные дни отпуска, которые приходятся на данный месяц.

Если средний заработок сотрудницы меньше максимального размера пособия, декретные определяют исходя из суммы среднего заработка. Такой расчет делают в каждом месяце отпуска по беременности и родам. Пособие выплачивается за рабочие дни, которые приходятся на отпуск по беременности и родам.

Итак, пособие по беременности и родам пока следует рассчитывать так, как мы сказали выше. Однако поскольку Конституционный Суд РФ признал ограничение максимального размера декретных не соответствующим Основному Закону, рассчитанные исходя из лимита в 16 125 руб. пособия придется в будущем пересчитать. Правда, как это сделать - пока неясно. Остается ждать, пока законодатели разработают новый порядок.

2.4 Единовременное пособие на рождение ребенка

Согласно ст. 12 Федерального закона N 81-ФЗ при рождении ребенка один из родителей либо лицо, его заменяющее, по месту работы вправе получить единовременное пособие. Его размер составляет 8000 руб.

Если родится два или более детей, указанное пособие выплачивается на каждого ребенка.

При рождении мертвого ребенка пособие не положено.

В старой редакции Закона было сказано, что рассчитывать на пособие могли только те, кто усыновил ребенка в возрасте до трех месяцев. С нового года указанная норма упразднена. Правда, это не значит, что усыновившие ребенка пособие не получат. С нового года вводится пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Чтобы получить деньги, в бухгалтерию нужно подать документы, которые перечислены в п. 24 Положения о назначении и выплате пособия. Это:

- заявление о назначении пособия;

- справка о рождении ребенка, выданная ЗАГСом;

- справка с места работы (службы, учебы) второго родителя о том, что там пособие ему не выдавалось, - если оба родителя работают (учатся);

- выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы), заверенные в установленном порядке, - в случае, если пособие выплачивает орган социальной защиты населения;

- выписка из решения об установлении над ребенком опеки (копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью) - для лица, заменяющего родителей (опекуна, усыновителя, приемного родителя);

- копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство или копия удостоверения беженца - для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России, а также для беженцев - в случае, если назначение и выплата пособия осуществляются органом социальной защиты населения;

- копия разрешения на временное проживание для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации и не подлежащих обязательному социальному страхованию.

2.5 Новые детские пособия

С 1 января 2008 г. были введены два новых пособия для детей: единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

3. Принципы социального обеспечения в РФ

Специфика принципов социального обеспечения обусловлена тем, что ее нормы регулируют общественные отношения, являющиеся по своему характеру распределительными. Право социального обеспечения закрепляет определенную меру потребления в процессе распределения тех ресурсов, которые общество выделяет на нужды старых, больных людей, инвалидов, семей с детьми, безработных, бедных.

В прошлом к числу принципов социального обеспечения относился такой принцип, как предоставления социального обеспечения в высоких размерах, соответствующих сложившемуся уровню удовлетворения потребностей граждан на данном этапе развития государства.

Зачастую к принципам социального обеспечения относят те принципы, которые характерны лишь для отдельных правовых институтов этой отрасли. Так, В. Ш. Шайхатдинов отраслевым принципом считает связь, как правило, обеспечения с трудом. Между тем, этот принцип не охватывает всю систему обеспечения.

К отраслевым принципам социального обеспечения, конкретизирующим общеправовые и межотраслевые принципы, относятся следующие.

1. Всеобщность социального обеспечения.

4. Современное состояние и пути развития социального обеспечения в Красноярском крае

С января 2010 года часть льгот будут заменены на ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ). Изменения коснутся отдельных категорий региональных льготников: ветеранов труда РФ и края, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, родителей и вдов (вдовцов) военнослужащих и пенсионеров, не имеющих льготного статуса.

«Сразу хочу отметить, что для региональных льготников в натуральном виде сохранены самые дорогостоящие и жизненно-важные льготы: лекарственное обеспечение, проезд на пригородном железнодорожном транспорте, льготы при оплате жилья и коммунальных услуг и зубопротезирование. Как вы знаете, для федеральных льготников не предусмотрена бесплатная установка и ремонт зубных протезов. И чтобы сохранить эту меру социальной поддержки для региональных льготников, из краевого бюджета дополнительно предусмотрен 161 млн рублей», - отметила Галина Пашинова.

Денежными выплатами будут заменены часть льгот, в том числе: на оплату домашнего телефона, радио, коллективной телеантенны и компенсацию стоимости проезда по социальной пластиковой карте или единому социальному (бумажному) проездному билету. Вместо этого региональные льготники начнут получать ЕДВ в размере от 110 до 300 рублей в зависимости от льготной категории.

«Почему было принято решение о переходе на ежемесячные денежные выплаты? Потому что сегодня почти треть наших льготников проживает в сельской местности, где нет телефона, радио и антенны. Многие из этих людей уже в преклонном возрасте, они малоподвижны и не пользуются льготами на проезд, - рассказала министр социальной политики. - Речь идет о 90-ста тысячах человек, которые не могли воспользоваться мерами социальной поддержки. И денежные выплаты они не могли получать. Разве это справедливо?»

Таким образом, с января у 2/3 льготников появится возможность получать ежемесячные денежные выплаты вместо ряда мер социальной поддержки, которыми они не могли воспользоваться. Кроме того, в крае свыше 42 тысяч семей, в которых проживает по два региональных льготника. При переходе на ЕДВ семья, состоящая, например, из двух ветеранов труда, начнет ежемесячно получать по 600 рублей. Это составит существенную прибавку к пенсии, особенно для жителей села.

Предоставлять какие-либо документы для получения ЕДВ не нужно. Выплаты будут назначены автоматически, с помощью баз данных. Для сравнения - раньше для получения компенсации нужно было ежемесячно приносить справки, подтверждающие пользование той или иной услугой.

Несмотря на сложную финансово-экономическую ситуацию в крае, для перехода на ежемесячные денежные выплаты удалось не только сохранить существующий в 2009 году объем средств на социальную поддержку, но и увеличить на 220 млн рублей.

Совершенствование социальной политики

Интегральным выражением неудовлетворительного состояния экономики края является неблагополучие социальной сферы.

В последние годы эффективность ряда направлений социальной политики, таких как выплата пособий на детей, система предоставления льгот достигла критически низкого уровня. Рост стоимости услуг здравоохранения и образования существенно ограничивает их доступность для малообеспеченных слоев населения.

Основой жизнеобеспечения человека служит экономика, поэтому источником решения социальных проблем является создание социально-ориентированной экономики, адекватной социальным запросам (потребностям) населения. Социальная ориентированность должна стать обязательным компонентом современной рыночной экономики. Экономическая политика, отвечающая общественным интересам, является одновременно и наилучшей социальной политикой. Соответственно, и социальная устойчивость края может быть охарактеризована как способность ее природной и производственной среды обеспечить для каждого человека достойное качество жизни — занятость, приемлемый доход, современный уровень образования и медицинской помощи в условиях экономической свободы. Качество жизни должно рассматриваться как самоцель социальной политики.

Органы государственной власти призваны создать условия для обеспечения средств существования и необходимого развития всех социальных групп. Сюда относятся не только уровень доходов населения, но и условия образования, здравоохранения, социального обеспечения.

В социальной политике стоит задача обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан:

на достойный труд, включая все его составляющие: зарплату, охрану труда и технику безопасности;

предоставление минимально необходимых услуг в сфере здравоохранения, образования и культуры;

оказание помощи социально незащищенным слоям населения.

В сфере региональной социальной политики необходимо сконцентрировать усилия на решении наиболее острых социальных проблем, выработать более эффективные механизмы реализации социальной политики и освоить новые технологии социальной работы.

Программой предусмотрено повышение эффективности социальной инфраструктуры посредством повышения квалификации работников этой сферы и повышения оплаты их труда, а также общего изменения принципов финансирования социальной сферы при проведении реформы бюджетного процесса. Внедрение методов программно-целевого бюджетирования (бюджетирования, ориентированного на результат) повысит общую эффективность бюджетных расходов сточки зрения общественных благ, предоставляемых населению. Эти меры наряду с развитием материально-технической базы положительным образом скажутся на качестве предоставляемых социальных услуг.

Доступность для населения социальных услуг планируется обеспечить за счет формирования оптимальной сети учреждений социальной сферы.

В свою очередь доступность для населения качественного комплекса социальных услуг, наряду с увеличением реальных доходов населения является необходимым условием выравнивания уровня социально-экономического развития территорий.

Наряду с общими программными мероприятиями, затрагивающими все отрасли социальной сферы, для каждой из отраслей социальной сферы разработан комплекс мероприятий, который позволит устранить существующие проблемы, решить основные задачи и обеспечить развитие отрасли, соответствующее стратегическим целям программы.

Программа социально-экономического развития края до 2010 года

Программа социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года разработана в соответствии с распоряжением Совета администрации края № 99-р от 3.02.2003 и на основе одобренных решением Губернаторского совета Красноярского края от 22.01.04 «Основных направлений социально-экономического развития Красноярского края на среднесрочную перспективу 2004—2010 годы».

При разработке Программы использовались:

«Концепция социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года», утвержденная постановлением администрации края от 27.06.2001 № 465-П;

«Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2005 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2003 № 1163-р;

Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию от 26.05.2004;

материалы III Съезда депутатов Красноярского края;

материалы органов администрации Красноярского края;

материалы организационного комитета по подготовке проекта Программы социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года под руководством Пимашкова П. И.;

материалы научно-исследовательских работ по проблемам социально-экономического развития края;

материалы Красноярского краевого комитета государственной статистики;

материалы Ассоциации коммерческих банков и Управления Центрального Банка России по Красноярскому краю.

Программа социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года разработана Администрацией Красноярского края при участии Академии бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации, органов местного самоуправления края, Красноярского государственного университета, Красноярского научного центра СОРАН, Красноярского государственного технического университета, ГОУ ВПО «Красноярская государственная академия Минздрава России», Сибирского государственного аэрокосмического университета, Красноярского филиала НГОУ «Институт управления и экономики», Центр стратегических разработок Красноярского края, Красноярский НИИ геологии и минерального сырья, НПИ «Высшая школа бизнеса», Союза товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края, Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края.

Заключение.

В основу реформ в сфере социальной поддержки населения должен быть положен принцип предоставления социальной помощи преимущественно в адресной форме и лишь тем домохозяйствам, фактическое потребление которых находится на уровне ниже прожиточного минимума. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, структуры, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций. В связи с этим полномочия по определению размеров и форм предоставления социальной помощи целесообразно передать на региональный и муниципальный уровень.

Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы для оказания адресной социальной помощи, требуется сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо упразднить большинство льгот, установленных федеральным законодательством, и передать полномочия по принятию решений об установлении большинства видов социальной помощи на уровень субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. При этом необходимо более широкое использование процедур обязательной проверки нуждаемости получателей льгот, а также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье. Потребности регионов в финансировании адресной социальной помощи должны учитываться в формуле межбюджетного выравнивания при определении величины федеральных трансфертов на основе показателей доли бедных домохозяйств и глубины бедности.

Переход к предоставлению адресной социальной помощи нуждающимся домохозяйствам на основе проверки нуждаемости приведет к значительному увеличению доли средств, распределяемых в пользу наименее обеспеченных домохозяйств. Однако механизмы проверки нуждаемости позволят решить эту задачу только в том случае, если они будут хорошо адаптированы к местным условиям.

В связи с этим должна быть усилена методическая роль федеральных органов социальной защиты населения. В их задачу должна входить разработка широкого спектра методик адресного предоставления социальной помощи и оказание технического содействия региональным органам социальной защиты в практическом применении таких методик, включая их адаптацию к местным условиям. При таком подходе у регионов появится возможность сконцентрировать средства, прежде всего, на защите наиболее социально уязвимых групп населения, поддержке тех, кто сам о себе позаботиться не может на основании наиболее эффективных методик предоставления социальной помощи и социальных услуг, разработанных и апробированных как в данном регионе, так и в других регионах, не уменьшая размеров финансирования на эти цели и увеличивая размер социальной помощи особо нуждающимся категориям населения.

Адресная система социальных выплат должна также предполагать формирование единых баз данных о получателях социальных льгот и выплат, а персонифицированный учет получателей социальных пособий, льгот и выплат позволил бы избежать необоснованного дублирования пособий и выплат, предоставляемых конкретным нуждающимся домохозяйствам.

Сохранение определенной части категориальных льгот на федеральном уровне допустимо лишь для ограниченного числа получателей, таких, как ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды войны, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России. В этом случае льготы необходимо перевести в форму денежных выплат и производить из федерального бюджета. Пособие на детей также должно быть сохранено в качестве федерального пособия, но будет предоставляться исключительно семьям с доходами ниже прожиточного минимума. В переходный период финансирование указанных выше выплат будет осуществляться в виде федеральных целевых субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации. В дальнейшем, по мере создания необходимых организационно-технических условий перечисление средств из федерального бюджета на эти цели будет производиться непосредственно получателям.

Необходимо также перейти к адресному финансированию детского отдыха преимущественно для домохозяйств с доходами ниже прожиточного минимума, что позволит существенно повысить охват оздоровительными мероприятиями детей из бедных семей.

Льготы, установленные для различных категорий государственных служащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих, должны быть переведены в форму денежных выплат и включены в их заработную плату. В части льгот по проезду на общественном транспорте должны быть разработаны механизмы, обеспечивающие в необходимых случаях предоставление вышеуказанным работникам проездных документов, оплачиваемых за счет соответствующих федеральных министерств и ведомств. Данный подход должен быть реализован и для работников осуществляться и для работников правоохранительных органов, финансируемых за счет территориальных бюджетов. При этом необходимые доплаты к денежному содержанию и оплата проездных документов должны производиться из средств соответствующих бюджетов.

В сфере социальных услуг, не относящихся к здравоохранению и образованию, приоритетными задачами являются расширение возможностей граждан выбирать производителей услуг и диверсификация форм предоставления подобных услуг на основе активного привлечения негосударственного сектора. Это предполагает, в частности:

расширение свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами, в том числе на основе введения специальных социальных счетов, дающих право их обладателям на получение бесплатных или субсидируемых услуг на определенную сумму по заранее оговоренному перечню у любой организации, имеющей лицензию на их предоставление;

переход к финансированию социальных услуг в зависимости от их объема и качества на основе программно-целевых и конкурсных механизмов государственного финансирования;

обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги

объединение государственного финансирования с частными благотворительными ресурсами, в том числе путем развития волонтерства и взаимодействия с религиозными и благотворительными организациями.

обеспечение прозрачности при распределении бюджетных и внебюджетных средств;

развитие самоокупаемости социальных услуг в тех сферах, где для этого существуют необходимые предпосылки;

привлечение профильных некоммерческих организаций к разработке и экспертизе государственных социальных программ и соответствующих разделов бюджета, в том числе через создание при местных и федеральных органах власти различных общественно-государственных советов экспертного, консультационного и координационного назначения;

разработка системы оценки качества выполнения социальных программ независимо от того, какой организацией (государственной, негосударственной некоммерческой, коммерческой) они исполняются;

развитие институтов независимой оценки эффективности расходования бюджетных средств и привлечение профильных некоммерческих организаций к разработке и экспертизе государственных социальных программ и соответствующих разделов бюджета

упорядочение лицензирования в сфере предоставления социальных услуг, приведение требований к оказанию социальных услуг в соответствие с мировой практикой и уровнем развития социальных услуг в России; учет опыта и практики некоммерческих негосударственных организаций в области развития и предоставления социальных и образовательных услуг при доработке требований для получения лицензий на социальную деятельность.

Скачать архив с текстом документа