Социологические аспекты правомерного поведения

СОДЕРЖАНИЕ: Поведение - важнейшая социальная характеристика личности. Правосознание и правопослушание. Понятие и общественная значимость правомерного поведения, его структура. Виды и особенности поведения. Правовая активность граждан. Правомерное причинение вреда.

Курсовая работа

По дисциплине

ТЕОРИЯ ГОУДАРСТВА И ПРАВА

Тема работы:

понятие и предпосылки ПРАВОМЕРНОго ПОВЕДЕНИя


Содержание

Введение

Глава 1.

1.1 Правосознание и правопослушание

1.2 Понятие и общественная значимость правомерного поведения

1.3 Структура правомерного поведения

Глава 2

2.1 Виды и особенности поведения

2.2 Правовая активность граждан

2.3 Правомерное причинение вреда

Заключение

Список литературы


Введение

В эпоху больших перемен, когда законы с невероятной скоростью сменяют один другой, даже взрослый человек зачастую не способен руководствоваться только собственными правовыми установками, чувствами, эмоциями, не говоря уже о молодежи, которой в недалеком будущем придется самой вступать во взрослую жизнь. И насколько грамотно сейчас ею будут усвоены правовые основы обновляющегося общества, настолько успешнее молодое поколение осуществит процесс общей социализации. Одним из элементов, составляющих основу этого процесса, является правомерное поведение.

Деятельность человека состоит из поступков. Поступок - главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные качества личности, как хорошие, так и дурные, отношение к проблемам действительности, к окружающим людям. Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия, за свое поведение.

Поведение является важнейшей социальной характеристикой личности. В отечественной юриспруденции проблема правомерного поведения интенсивно стала разрабатываться не столь давно (примерно в 70-е - 80-е годы XX в.), когда в советском обществе стала насущной задача повышения правовой активности его членов. Традиционным же объектом внимания правоведов всегда было поведение неправомерное, и это вполне объяснимо, поскольку право имеет дело, прежде всего с отклоняющимся от нормы поведением. (Поэтому, характеризуя правомерное поведение, следует всегда держать в уме детально разработанные характеристики и конструкции неправомерного поведения и использовать их).

Приступая к анализу правомерного поведения, следует сразу определиться с тем, что в юриспруденции понятие поведения ограничено деяниями, выраженными вовне - действиями, бездействием или вербально, то есть словесно (например, оскорбление словом). В философии же, психологии, деятельность человека понимается более широко: как любая активность, в том числе и внутренняя, мыслительная деятельность.

Поведение человека всегда является, сознательным волевым проявлением, тем самым, отличаясь от иных действий, которые носят, например, инстинктивный либо рефлекторный характер. Подвергаясь воздействию со стороны права, человек соотносит с ним свои поступки и может соответственно выполнять его предписания либо действовать в их нарушение. Конкретные поступки в рамках закона основываются на различной степени активности. Правовая норма предписывает в определенных ситуациях как воздерживаться от каких-либо действий(соблюдать правовые требования), так и совершать действия (исполнять указания норм права). В его положениях также могут содержаться указания, которые дают субъекту права возможность выбора того или иного действия, то есть использовать правовые нормы по своему усмотрениювопроса как поступить?. Здесь вступают в силу внутренние регуляторы поведения, связанные как с осознанием возможного принуждения со стороны государственных органов, так и с нравственно-этическим миром личности, закрепленным в ее сознании определенным уровнем общей культуры поведения, а также правовыми традициями общества.[1] Они уполномочивают человека самому принимать решения, на основании которых могут возникать соответствующие права и обязанности.

Поведение является важнейшей социальной характеристикой личности. В зависимости от формы выражения оно может быть вербальным (словесным), складывающимся из различных высказываний, суждений и оценок, которые дают представление о внутреннем состоянии индивида, и реальным (практическим), которое заключает в себе определенные действия людей.

В обиходной жизни мы забываем об ограничении правил и норм поведения, но они все же остаются для нас незыблемыми. На стадии правосознания они высвечиваются и выступают уже как осознанные регулятивы.


Глава 1

1.1 Правосознание и правопослушание

Правосознание – это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории, правовая идеология. Правосознание является идейным выражением объективных общественных отношений, прежде всего экономических и социальных. Право воздействует на формирование правосознания, а последнее реализуется в праве и правосудии. Основы правосознания составляют чувство собственного достоинства, совесть и внутреннюю дисциплину воли, взаимное уважение и доверие граждан друг к другу, к власти, а власти – к гражданам.

История знает острые конфликты правосознания лучших, прогрессивнейших людей общества с действующими нормами права. Конфликт может возникнуть и в результате произвола, когда человек ставит свое Я выше норм права и морали общества, порой руководствуясь при этом идеями прогресса. Общество карает личность за произвол.

Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. В отличие от политического сознания оно относится к государству не как к объекту борьбы за политическую власть, а как к внешней регламентирующей силе, требующей безусловного подчинения, но вместе с тем получающей при этом и определенную оценку. В отличие от нравственных норм, которые исходят не от государства, но от самого человека и имеют для него абсолютный ценностный характер, но не имеют силы закона, в правосознании понятия должного и справедливого рассматриваются как то, что должно стать и государственным законом, за нарушение которого должны последовать материально-действенные санкции. При этом право нуждается в поддержке нравственности: без постоянного взаимодействия с нравственностью правосознание имеет шаткую основу. Недаром говорится: хорошие нравы лучше и надежнее даже отличных законов.

Правосознание во многом ориентируется на рационально-нравственные оценки. Между нравственностью и правом существует теснейшая связь: право в самом себе имеет и нравственный смысл. Как нравственное, так и правовое сознание – это различные грани едино-цельной духовной жизни человека и общества. Будучи связанными, нравственность и право – это вместе с тем сущностно различные формы личного и общественного сознания. Различие между ними состоит, в частности, в неограниченности чисто нравственных состояний и норм и ограниченности правовых требований. Александр Георгиевич Спиркин определяет право как «минимум нравственности», который юридически закреплен в соответствующих законах. Право требует от своих граждан главным образом объективной реализации этого «минимума добра» или реального устранения «известной доли зла», и в этой реализации право с неизбежностью допускает принуждение. Истоки нравственного начала – в совести человека, в его доброй воле.[2] Иначе говоря, право есть принудительное требование реализации определенного минимума добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла. Это обеспечивает достижение двух целей: личной свободы и общего блага.

Понимание права предполагает понимание того, что законно или незаконно, и осознание того, что исполнение его обязательно. По словам Ф.М. Достоевского, подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же время всех прав себе, есть только свинство. Право – необходимое условие существования свободных людей в обществе. Если ты хочешь быть свободным, ты должен ограничить свою свободу, дабы предоставить свободу другим.

Итак, обыденно-практический уровень правосознания стремится оценить действующие законы с позиции их соответствия нравственным требованиям, а теоретическое правовое мышление рассматривает действующее право с позиции его социального и политического смысла, его соответствия рациональным требованиям, объективно обусловленным реальным процессом общественной и политической жизни. Это можно рассматривать как противоречие, а можно и как взаимодополнение. Такие два подхода основываются на практике: в жизни реализуются и тот, и другой.

1.2 Понятие и общественная значимость правомерного поведения

В научной литературе существует несколько понятий правомерного поведения:

- Правомерным считается такое поведение, которое соответствует требованиям юридических норм[3] .

- Правомерным считается любое поведение, не запрещенное юридическими нормами[4] .

При этом подчинение правовым императивам не является в большинстве случаев чисто механическим, а обусловлено всем жизненным опытом индивида, его культурными, нравственными и правовыми воззрениями.

Поведение должно соответствовать не всей структуре юридических норм, а лишь гипотезе (в регулятивных нормах) или диспозиции (в охранительных нормах).

Право не является единственным и универсальным регулятором общественных отношений - оно охватывает не все сферы жизни и существует такое поведение, которое является юридически нейтральным (индифферентным), но в то же время отрицательным для общественной жизни. В сфере действия права поведение человека может быть правомерным и неправомерным. В последних двух случаях поведение является правовым, поскольку оно опосредуется правовыми нормами и, следовательно, субъект должен соотносить свои поступки с их предписаниями. В первом случае поведение не является правовым, так как оно выходит за рамки правового поля и, стало быть, не опосредуется правом. Там действуют другие регуляторы – мораль, обычаи, традиции и т. д. Как правило, они оценивают поведение посредством своих критериев – добра, зла, совести, чести, благородства и других неюридических понятий..

Объектом правового регулирования являются общественные отношения классового общества. Но сами общественные отношения складываются из разнообразных поведенческих актов отдельных индивидов, воли и сознанию которых адресованы правовые установления.

Основными чертами правомерного поведения, являются:

Общественная полезность правомерного поведения означает заинтересованность общества в соблюдении установленного правопорядка, в уважении к закону, в соблюдении его требований. Это действия, адекватные образу жизни, полезные (желательные), а порой и необходимые для нормального функционирования общества. Положительную роль она играет и для личности, ибо благодаря ей обеспечивается свобода, защищаются законные интересы.

Массовость проявления определяется тем, что правомерное поведение присуще многим или большинству людей, иначе общество не могло бы нормально функционировать.

Сознательность сводится к выбору человеком варианта поведения: правомерного или противоправного, поскольку он свободен в этом выборе, делает его сознательно, руководствуясь своими интересами и потребностями, вырабатывая в своем сознании модель (программу) поведения.

Активность в выполнении установленных правом требований предполагает самостоятельность гражданской и нравственной позиции человека, осознание им социальных последствий своих поступков, соизмерение собственных интересов с интересами других людей, общества в целом.

Такое поведение создает основу стабильности и организованности общества, формирует предпосылки для его развития и совершенствования, а также способствует укреплению законности и конституционности.

Однако если любое правомерное поведение является общественно необходимым и полезным, то это вовсе не означает, что любое общественно необходимое и полезное деяние автоматически считается правомерным. Правомерным может быть лишь то общественно полезное и необходимое деяние, которое связано с осуществлением вытекающих из содержания норм права субъективных прав и юридических обязанностей. Все другие общественно полезные и общественно необходимые деяния, не урегулированные правовыми нормами, не могут рассматриваться в качестве правомерных. Они могут оцениваться лишь под углом зрения их соотношения с нормами морали, религиозными нормами, нормами, содержащимися в актах партийных органов и общественных организаций, обычаями и другими.

Не могут подвергаться правовой оценке на предмет установления правомерности или неправомерности поведения также деяния лиц, обладающих правоспособностью, но не имеющих дееспособности. Деяния несовершеннолетних лиц или невменяемых, несмотря на то, что они урегулированы нормами права, не будут иметь юридических последствий в силу указанных причин.

Исключение составляют деяния несовершеннолетних, оговоренные в законе. Так, согласно ст.28 (п. 2) Гражданского кодекса Российской Федерации малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.[5]

В данном случае действия несовершеннолетних в области гражданско-правовых отношений следует рассматривать с точки зрения их соответствия или несоответствия правовым велениям, на предмет определения их правомерности или неправомерности. Однако в случае неправомерности действий несовершеннолетних, причинивших ущерб другому лицу, имущественная ответственность по сделкам лежит на их родителях, опекунах или усыновителях. Исключение, согласно российскому законодательству, составляют также некоторые действия лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. О правовой оценке их самостоятельного поведения можно говорить лишь применительно к совершению ими мелких бытовых сделок, которые им разрешается заключать в соответствии с законом (ст. 30 ГК РФ)[6] . Только об этих деяниях можно говорить как о правомерных или неправомерных, но не о каких-либо иных.

Правомерное поведение неразрывно связано с различными формами реализации права (см. табл.). Правомерное поведение (действия, поступки, согласующиеся с правовыми предписаниями) в зависимости от характера может выступать в формах соблюдения, использования, исполнения или применения права. В юридической литературе вполне обоснованно утверждается, что соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование предоставленных прав, применение права государственными органами и должностными лицами составляют суть правомерного поведения.

Согласование индивидуального поведения с правовыми установлениями является сложным социально-психологическим процессом, зависящим от многих субъективных и объективных факторов. Социальная роль правомерного поведения чрезвычайно высока. Она представляет собой ту наиболее эффективную реализацию права, которая охраняется государством. Именно через правомерное поведение осуществляется упорядочение общественных отношений, необходимое для нормального функционирования и развития общества, обеспечивается устойчивый правопорядок. Правомерное поведение является важнейшим фактором решения стоящих перед обществом задач. Однако социальная роль правомерного поведения не сводится к удовлетворению общественных нужд. Не менее важная его функция состоит в удовлетворении интересов самих субъектов правовых действий.

Поскольку общество и государство заинтересованы в таком поведении, они поддерживают его организационными мерами, поощряют, стимулируют. Деяния субъектов, препятствующие совершению правомерных действий, пресекаются государством.

Вместе с тем социальная значимость различных вариантов правомерного поведения различна. Различно и их юридическое закрепление.

Таким образом, в целом правомерное поведение можно охарактеризовать следующим образом:

Правомерное поведение – это осознанная форма деятельности субъектов права, направленная на удовлетворение определенных интересов и сообразующаяся с предписаниями юридических норм (например, должник возвращает долг кредитору). Правомерное поведение – долг и обязанность субъектов права.

Правомерное поведение – типичная форма юридически значимых поступков субъектов права. Оно предписывается государством, ибо отвечает интересам общества. В сущности, правомерное поведение означает подчинение индивидуальной воли лица общей воле. Правомерное поведение – это следование праву в целях достижения социально-полезного результата, это соответствие поведения предписаниям норм права, т.е. субъективным правам и субъективным юридическим обязанностям, возникающим на их основе.

Правомерное поведение — юридически значимое, допускаемое или одобряемое государством и обществом, соответствующее требованиям правовых норм сознательно-волевое деяние, направленное на реализацию соответствующих юридических прав и обязанностей.

1.3 Структура правомерного поведения

Структура правомерного поведения представляет собой единство четырех элементов:

- субъекта (право- и дееспособного лица);

- объекта (общественно полезного результата);

- субъективной стороны (позитивных целей, мотивов, установок);

- объективной стороны (действия либо бездействия, не противоречащего праву);

Субъектами выступают физические (частные) или юридические лица, признанные таковыми в установленном государством порядке.

Объектами правомерного поведения являются предметы материального мира или поведение субъектов.

Объективная сторона включает в себя все элементы, характеризующие правомерное поведение как акт внешнего действия, ибо о помыслах и чувствах реальных личностей можно сулить лишь по одному признаку — действиям. Правомерные поступки субъектов отличаются друг от друга, а также от противоправных и юридически нейтральных именно своей внешней стороной[7] .

Субъективная сторона правомерного поведения отражает его внутреннюю сторону. Ее характеризуют, прежде всего, мотивы, из которых исходят правомерно действующие участники общественных отношений, а также цели, на которые направлены их действия или бездействие (см. табл. на стр. 14).

Объектом правомерного поведения являются общественные отношения, в которых действует субъект права.

Таблица


Глава 2

2.1 Виды и особенности поведения

Поведение является важнейшей социальной характеристикой личности, одной из разновидностей социального поведения людей. В зависимости от формы выражения оно может быт вербальным (словесным), складывающимся из различных высказываний, суждений и оценок, которые дают представление внутреннем состоянии индивида, и реальным (практическим) которое заключает в себе определенные действия людей. В условиях существования правового государства и гражданского общества оно выступает как ведущая разновидность всей совокупности социально-значимых действий, поступков людей.

Проанализировав литературу, можно сделать вывод, что правомерное поведение классифицируют по-разному, но в одном направлении:

1) По степени социальной значимости оно подразделяется:

Объективно необходимые - это защита Родины, исполнение трудовых обязанностей, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, правил дорожного движения и т. д. Варианты такого поведения закрепляются в императивных правовых нормах в виде обязанностей. Выполнение их обеспечивается (помимо организационной деятельности государства) угрозой государственного принуждения.

Желательные для общества - (участие в выборах, вступление в брак, обжалование неправомерных действий должностных лиц и т. д.). Указанное поведение закрепляется не как обязанность, а как право, характер реализации которого во многом зависит от воли и интересов самого управомоченного. Многие варианты подобного поведения закреплены в диспозитивных нормах.

Социально допустимое поведение - таковы, например, развод, частые смены работы, забастовка. Государство не заинтересовано в их распространенности. Однако эти действия правомерные, дозволенные законом, а потому возможность их совершения обеспечивается государством.

Социально вредное, нежелательное для общества поведение нормативно закрепляется в виде запретов.

Нормы права способны воздействовать на сознание и волю людей, стимулировать их правомерное поведение, сдерживать или подавлять мотивы к совершению неправомерных и социально опасных действий.

2) В зависимости от мотивов, т.е. субъективной стороны, правомерное поведение подразделяется (см. табл. на стр. 14):

- социально активное;

- социально пассивное;

- привычное;

- конформистское;

- маргинальное;

- нигилистическое.

Социально активное поведение. Это глубоко осознанное, целеустремленное инициативное поведение, направленное на осуществление правовых норм, поддержание правопорядка, законности, стабильности, защиту интересов государства, общества, других граждан. Здесь субъект действует не из-за страха перед наказанием и не из-за поощрения, а на основе убеждения в необходимости и целесообразности правомерного поведения. Но нередко субъект предпринимает решительные действия и по пресечению правонарушений, содействуя правоохранительным органам в их борьбе с преступностью. Нормы права воспринимаются индивидом как объективно необходимые, целесообразные, выражающие его собственные взгляды, потребности, устремления (так, в производственной сфере это творческое отношение к труду, постоянное повышение его производительности, инициатива и дисциплинированность в работе). Социально активное поведение включает в себя следующие обобщающие компоненты:

- активность в государственно-организованных формах деятельности в сфере правотворчества и правореализации;

- активность в деятельности добровольных организаций;

- активность в создании и деятельности общественных и общественно-государственных структур;

- самостоятельную активность личности в сфере права.

Социально пассивное поведение. Субъекты в основном воздерживаются от совершения противоправных действий; без особой активности, равнодушно соблюдают законы, хотя нередко внутренне с ними не согласны. Фактически это принудительное или вынужденное поведение. Научные исследования показывают, что примерно 20% россиян не идут на совершение уголовных деяний при благоприятных условиях, иначе говоря, преодолевают криминальный соблазн, искушение из-за угрозы наказания, разоблачения. Выходит, эта часть граждан соблюдает право не за совесть, а за страх. Только боязнь ответственности, удерживает их от рокового шага. Но это все же правомерное поведение, как бы оно ни обеспечивалось – подчинение закону налицо, цели законодателя достигаются.

Привычное поведение. Согласно социологическим опросам примерно одна треть российских граждан соблюдает правовые нормы по привычке (привычка возникает в результате многократного повторения действий, совершаемых в уже привычной, известной обстановке), не задумываясь над тем, почему именно так поступают. Они обычно затрудняются даже внятно объяснить мотивы своего законопослушания. Для них правомерное поведение является естественным, само собой разумеющимся образом жизни. Так, шофер со стажем останавливается на красный сигнал светофора автоматически, не задумываясь над содержанием сигнала, последствиями его нарушения. Однако привычка не отрицает понимания фактических элементов своего поступка, хотя надлежащая социальная оценка его последствий и отсутствует. Это привычное, но не бессознательное поведение. Оно формируется под влиянием многих факторов – традиций, семейного и иного воспитания, здорового консерватизма, сложившихся устоев, правил, стереотипов; стремления к порядку, спокойствию и справедливости; понимания того, что это выгодно, удобно, комфортно, что только таким путем можно добиться поставленных целей, желаний, успеха. Оправдывается известная сентенция о том, что привычка – вторая натура. Имеется и весьма существенная негативная сторона привычной деятельности, связанная с ее определенным консерватизмом. Привычки влияют на сохранение потребности в совершении определенного действия, такая потребность уже исчезла[8] . Привычка как бы освобождает личность от многократного обращения к своему сознанию, от построения новой модели своего поведения, давая ему заранее предварительную оценку, таким образом, регулируя ее.[9] Конформистское поведение. Данный вид правомерного поведения – менее ценный, чем описанный выше, поскольку в значительной степени подвержен влиянию окружающих, зависит от «чужого мнения» и поэтому, как правило, оказывается конъюнктурным, несамостоятельным, приспособленческим. Слово «конформизм» в переводе с латинского означает подобие, соответствие, стремление к однообразию, единомыслию. Поступаю «как все» – вот суть конформистского поведения. Это в основном ситуативный образ действий, исключающий четкую гражданскую позицию, которая, возможно, у субъекта еще не сформировалась. Мотивация простая: нежелание слыть «белой вороной», поступать так «как поступают другие»[10] . боязнь утратить доверие близких, друзей, знакомых или, напротив, стремление заслужить их одобрение, похвалу. Немаловажное значение имеет фактор подражания.

Маргинальное поведение. Маргиналы – это люди, выбившиеся из нормальной колеи жизни, оказавшиеся на ее обочине или даже на дне (бомжи, бездомные бродяги, нищие, хронические алкоголики и наркоманы; не нашедшие себе места под солнцем бывшие заключенные; беженцы, вынужденные переселенцы, перемещенные лица, так называемые «группа риска» и другие слои населения). Их поведение чаще всего бывает на грани правомерного и неправомерного. Маргинальность в переводе с латинского языка как раз и означает край, граница, промежуточность. Это тип правомерного поведения, построенного на мотивах страха перед ответственностью, личных расчетов, боязни осуждения со стороны окружающих, диктуется особым «пограничным» состоянием личности, не преступающей границ дозволенного и запрещенного, но обладающей предосудительностью к совершению противоправных действий.[11]

В этих случаях субъекты лишь подчиняются закону (например, пассажир оплачивает проезд только потому, что в автобусе находится контролер, который может наложить штраф за безбилетный проезд), но не признают, не уважают его. Оторванные от социальных корней, с изломанной судьбой, эти люди готовы на все. В целях выживания способны пойти на различные правонарушения и преступления. Сама потенциально криминальная среда определяет их отношение к праву, морали, другим ценностям; их мир замкнут только на себя.

Нигилистическое поведение. Нигилизм означает отрицательное отношение к определенным правилам, нормам, принципам, взглядам, законам, образу жизни. Это – одна из форм мироощущения и социального поведения индивида. Поведение нигилистически настроенных людей имеет свои особенности (скептицизм, сомнения, протест, экстремизм, радикализм). При этом сами нигилисты, как правило, никаких позитивных программ и методов их осуществления не выдвигают. Их действия чаще всего балансируют на грани дозволенного и недозволенного. Нередко они считают, что уважать и соблюдать закон это «старомодно», склонны к максимализму, завышенным требованиям. Однако их поведение не приводит к конфликтам с законом, к правонарушениям.

Запрещая, обязывая или управомачивая, нормы права направляют поведение людей в русло социально-полезной деятельности. Знание и понимание норм права, их целей и назначения населением являются одним из средств воздействия права на поведение людей. Правовая информированность человека обеспечивает правильный выбор целей и средств их достижения, ориентирует на социально полезные действия, дает верные представления о возможных правовых последствиях их совершения. Знание и понимание права, формирование правосознания - необходимые составные части общей и правовой культуры члена общества, определяющие его уважительное отношение к праву, стремление к сознательному правомерному поведению, важнейшая предпосылка его социальной, гражданской активности.

2.2 Правовая активность граждан

Правомерное поведение как специфическая форма деятельности представляет собой осознанную, целенаправленную, общественнополезную деятельность, выраженную в правовой активности граждан. Правовая активность по-своему содержанию - это единство двух сторон - объективной и субъективной. Объективная сторона характеризуется как акт внешнего поведения. Это само деяние, причинная связь между правомерным поведением и наступившими последствиями, место, время, способ совершения такого деяния. Объективная сторона правовой активности выражается в правомерном поведении субъектов. Но не любое правомерное поведение может быть признано проявлением правовой активности. Во-первых, это должна быть инициативная, наиболее эффективная деятельность по достижению целей, установленных в правовых нормах, во-вторых, правовую активность следует рассматривать как специфическую деятельность субъектов, критерии, возможность и предметная направленность которой связаны с функционированием права и других правовых средств. С этой стороны правовая активность отличается от иных видов социальной активности: производственной, общественно-политической, нравственной и др. Для проявления правовой активности лица должны обладать общей и отраслевой правосубъектностью, выступать в качестве субъектов правоотношений. Их правомерная деятельность облекается в определенные правовые формы[12] . Субъективную сторону правовой активности составляет осознание субъектом потребностей и интересов в положительной правовой деятельности по реализации субъективных прав и обязанностей, отношение к правовым явлениям как необходимым и целесообразным, их готовность к активной правовой деятельности.

2.3 Правомерное причинение вреда

В законодательстве Российской Федерации учтены и случаи правомерного причинения вреда.

Во-первых, все рассматриваемые меры ответственности причиняют вред правонарушителю: лишают его свободы, ограничивают свободу, умаляют имущество (конфискация, штраф).

Во-вторых, вред причиняют меры государственного принуждения, применяются государственными органами по определенной законом процедуре, а потому являются правомерными.

В ряде случаев правомерный вред может быть причинен и гражданами. Имеется в виду случаи необходимой обороны, крайней необходимости, исполнение законного приказа и т.д.[13]

В случае причинения вреда правомерными действиями законодательство освобождает от ответственности. И это, я думаю, вполне логично, если нет другого способа воздействия на человека. Но в любом случае нужно осознавать разницу между дозволенным и необходимым.


Заключение

В заключении хотелось бы отметить то, что проблема правомерного поведения не решена должным образом.Необходимо повышать уровень правовой грамотности, культуры, и, наконец, уделять должное внимание правовому поведению, хотя в настоящее время сделать это непросто. Усложнение социальных процессов, развивающийся динамизм и увеличивающийся темп жизни предъявляют к человеку всё более высокие требования, повышают его ответственность перед обществом. И продвижение вперёд станет тем быстрее, чем выше будут дисциплина, организованность и ответственность каждого за свою деятельность, за её результаты.

К сожалению, в настоящее время не все субъекты права ведут себя в соответствии с юридическими нормами, т.е. законно. Есть такие личности, которые считают, что законы для того и написаны, чтобы их нарушать. Лично я не сторонница таких убеждений и придерживаюсь предписаниям юридических норм.

Тему своей работы я считаю очень важной, поскольку выделение и изучение различных видов правомерного поведения позволяет глубже понять его природу, мотивы, содержание, назначение, роль в общественной и государственно-правовой жизни.


Список литературы

1) Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2003.

2) Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

3) Бабаев В.К. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие / В.К. Бабаев. – М.: Юристь, 1998.

4) Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания / Н.М. Юрашевич // Известия вузов. Правоведение. – 2004. - № 2.

5) Жеругов Р.Т. Правомерное поведение (материалы к лекции)// Право. Культура. Сб. ст. М., – 1995.

6) Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

7) Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Изд-во Юрайт, 1999г.

8) Корельский В.М. и Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА – ИНФРА •М, 2000г.

9) Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. – М.: Изд-во Наука, 1982 г.

10) Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности. – Киев, 1985 г.

11) Дмитриев Ю.А., Казьмин И.Ф., Лазарев В.В. и др. Общая теория права: Учебник для юридических вузов \ Под редакцией А.С. Пиколкина. – М., 1995г.

12) Комаров С.А., Малько А.В., Теория государства и права – учебно-методологическое пособие М. 2000г.

13) Царева Т.А. «Правомерное поведение молодежи: социологический аспект», Вестник КазГУ. Серия экономическая. – Алматы, 1998, №7.

14) Рыбаков В.А. Проблемы формирования гражданско-правовой активности. – Уфа, 1993.

15) Кожевников С.Н. Правомерное поведение и правонарушение: сущность и содержание: Учебно-методическое пособие по курсу «Общая теория права». Нижний Новгород, 2001.

16) Гражданский кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 октября 2006 года). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – (Кодексы и законы России).

17) Мириенко М.Н. Теория государства и права: учебное пособие / М.Н.Мириенко. – М.: Юристь, 1996.

18) Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России. Введение в общую теорию. Саратов, 2001.

19) Кен А.С. Правомерное поведение //Становление и развитие научных школ права в государственных университетах России. СПб., 1999.

20) Колеватова В.С. Правомерное поведение как форма реализации законных интересов граждан // Вестник Удмуртского университета.1998. № 1.

21)Щегорцев В.А. Социология правосознания – М., 1981.

22) Теория государства и права: Учебник / Под ред. Профессора А.С. Пиголкина. М., 2005.

23) Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. – М., 1990.

24) Ильин И.А. О сущности правосознания. – М., 1993.

25) Щербакова Н. В. Правовая установка и социальная активн6ость личности. – М., 1986.

26) Малько А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. – М., 1996. № 1.

27) Барциц И.Н. Правоведение: учебное пособие. Под. ред. Г.В.Мальцева / И.Н. Барциц. – М.: Издательство РАГС. 2003.


[1] Т.А. Царева «Правомерное поведение молодежи: социологический аспект»Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы, 1998, № 7.

[2] Спиркин А. Г. Философия. М., 2003. С.218.

[3] Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо,2005. – 565с.

[4] Бабаев В.К. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие / В.К.Бабаев. – М.: Юристь. 1998. – 251 с.

[5] Гражданский кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 октября 2006 года). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – (Кодексы и законы России). С. 10.

[6] Гражданский кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 октября 2006 года). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – (Кодексы и законы России). С. 11.

[7] Мириенко М.Н. Теория государства и права: учебное пособие / М.Н.Мириенко. – М.: Юристь. 1996. – 320 с.

[8] Общая теория права: Учебник для юридических вузов \ Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под редакцией А.С. Пиколкина М.1995г. С.395.

[9] Оксамытный В.В. « Правомерное поведение личности» Киев. 1985 г.С.231.

[10] Общая теория права: Учебник для юридических вузов \ Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под редакцией А.С. Пиколкина М.1995г. С.398.

[11] Оскамытный В.В. « Правомерное поведение личности» Киев. 1985 г. С. 234.

[12] Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания / Н.М.Юрашевич // Известия вузов. Правоведение. – 2004. - № 2. – с 164-181.

[13] Черданцев А.Ф.Теория государства и права: Учебник для вузов – М. Юрайт, 1999г. С.391.

Скачать архив с текстом документа