Социологические идеи Томаса Мора

СОДЕРЖАНИЕ: ПЛАН Гуманистический идеал справедливого, бесклассового общества в Утопии Томаса Мора. Социальный критицизм и антииндивидуализм Мора. Физический и умственный труд в Утопии. Моральность и религия в Утопии. Значение Утопии.

ПЛАН

Гуманистический идеал справедливого, бесклассового общества в Утопии Томаса Мора.

Социальный критицизм и антииндивидуализм Мора.

Физический и умственный труд в Утопии.

Моральность и религия в Утопии.

Значение Утопии.

Томас Мор (1478 - 1535) происходил из зажиточной семьи

лондонских бюргеров. Отличался редкой начитанностью в греческих и

латинских авторов, как и в библейских текстах и произведениях

отцов христианской церкви. Разносторонний писатель, Мор не

чурался и политической деятельности - он был некоторое время и

членом английского парламента, и шефом Лондона, выполняя

дипломатические поручения.

Хорошо зная социальную и моральную жизнь своей родины,

английский гуманист проникся сочувствием к бедствиям ее народных

масс. Эти его настроения и получили свое отражение в знаменитом

произведении с длинным заголовком в духе того времени - Весьма

полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о

наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия....

Она была издана при ближайшем участии Эразма Роттердамского,

близкого друга, посвятившего ему свою Похвалу глупости,

законченную в доме Мора, в 1616 г. и сразу приобрела большую

популярность в гуманистических кругах.

Повествование в ней ведется от имени вымышленного автором

путешественника Рафаила Готлодея, что сообщило книге

дополнительный литературный успех в эпоху географических открытий

и путешествий. Именно такой страной и была объявлена здесь Утопия

- греческое слово, образованное Мором и обозначавшее буквально

место, которого нет (сам он переводил название этой страны как

Нигдея, Nusguama).

Книга состоит из двух частей. Вторая, большая из них и

написанная сначала, излагает утопийский образ жизни, в то время

как первая часть, написанная после второй, дает прежде всего

весьма критическое описание современной Англии.

В дальнейшем Мор стал ближайшим сотрудником короля

Генриха VШ, который в своих политических расчетах оказывал

известное покровительство гуманистам, используя их литературные и

политические таланты. Мор получил рыцарское звание, был

председателем палаты общин, а в 1629 г. занял высший

государственный, став лордом-канцлером Англии. Однако судьба его

круто изменилась, когда Генрих VШ решил стать на путь церковной

реформы, чтобы завладеть богатствами католической церкви в

Англии. Мор держался за идею духовного единства

христианско-католического мира и был противником такой церковной

реформы, которая один вероисповедный догматизм заменяла другим,

столь же нетерпимым. Отказавшись присягнуть королю как новому

главе церкви, лорд-канцлер в 1632 г. покинул свой пост, но был

обвинен в государственной измене и по приказу короля заключен в

Тауэр. Через три года король милостиво разрешил отрубить ему

голову (первоначальный приговор предполагал более мучительную

казнь).

Гуманистическое мировоззрение автора Утопии привело его

к выводам большой социальной остроты и значимости, особенно в

первой части этого произведения. Проницательность автора отнюдь

не ограничивалась констатацией ужасной картины социальных

бедствий, подчеркнув в самом конце своего произведения, что при

внимательном наблюдении жизни не только Англии, но и всех

государств, они не представляют собой ничего, кроме некоего

заговора богатых, под предлогом и под именем государства думающих

о своих выгодах.

Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное

направление проектов и мечтаний во второй части Утопии.

Многочисленные исследователи этого произведения констатировали не

только прямые , но и косвенные ссылки на тексты и идеи Библии

(прежде всего евангельские), в особенности же античных и

раннехристианских авторов. Из всех произведений, оказавших на

Мора наибольшее воздействие, выделяется платоновское

Государство. Многие гуманисты, начиная с Эразма, видели в

Утопии долгожданную соперницу этого величайшего творения

политической мысли, произведения, существовавшего к тому времени

почти два тысячелетия.

Если ли не самую характерную, определяющую черту

социально-философской доктрины, лежащую в основе Утопии,

составляет антииндивидуалистическая трактовка общественной жизни,

мыслимой в идеальном государстве. Последовательный же

антииндивидуализм с необходимостью требует отмены частной

собственности. Максимальное равенство в размерах собственности и

сопутствующего им уравнения в потреблении - нередкое требование

народно-оппозиционных движений в эпоху средневековья, получавших

обычно религиозное обоснование. Элементы его имеются и у Мора как

активного сторонника христианского гуманизма, взывавшего к

первоначальному христианству с его идеалами всечеловеческого

равенства.

Мор был убежден, что от правителя, как из какого-нибудь

неиссякаемого источника, распространяется на весь народ все

доброе и злое. Таким полулегендарным правителем и был Утоп,

некогда завоевавший воображаемый остров и заложивший

политические, социальные и моральные устои основанной им Утопии.

В утопическом государстве какой-то значительной ценности нет у

всех его жителей. Ее отсутствие в особенности подчеркнуто тем,

что здесь нет денег, не играющих никакой роли в его экономической

жизни. Золото (как и серебро) утопийцы не использовали в быту,

даже для украшений. Более того, именно из этих металлов здесь

изготовлялись ночные горшки и другие сосуды для нечистот, а если

и делались кольца и цепи, то для того, чтобы надеть их как более

тяжелые и мучительные оковы на тех, кто опозорил себя

каким-нибудь преступлением и стал в результате его рабом. Так

великий гуманист выразил свое отвращение к все возрастающей роли

золота, роли денег, приносивших бесчисленное зло уже в ту эпоху.

Единственное употребление золота, без чего не может обойтись

утопийское государство, - это его применение во внешних сношениях

и тем более во время войн, которые утопийцы вынуждены вести с

соседними государствами и народами, живущими обычной жизнью.

Но отсутствие частной собственности и денег не могло

стать следствием простого морально-юридического законодательства,

восходившего к мудрому и доброму Утопу. Они могли развиться лишь

в результате всеобщего участия утопийцев в трудовой деятельности.

Понимание необходимости ее организации как непременного условия,

без которого невозможна никакая реализация стремлений к

равенству, и делает Мора первым представителем утопического

коммунизма, т.к. отсутствие частной собственности и всеобщее

участие в труде делают утопическое общество социально однородным.

В Утопии в первую очередь речь идет о физическом труде,

что естественно для данной эпохи. Мор подчеркивает необходимость

труда ремесленников и земледельцев для жизни любого государства и

вместе с тем указывает на обычное отсутствие у государственных

руководителей заботы о тех, кто исполняет различные разновидности

такого труда, не испытывая к ним никакого интереса вследствии

утраты ими по возрастным и другим причинам способности к трудовой

деятельности. Великий гуманист, принадлежавший к состоятельным и

даже правящим классам переходил на позиции трудящихся классов.

Труд в Утопии выступает в двух обычных в ту эпоху

разновидностей - ремесленной и сельскохозяйственной. Участие как

в первой, так и во втором обязательно для всех без исключения

утопийцев. Труд стал здесь не только жизненной, но и моральной

необходимостью. Этот свободный труд, строго ограничен только

шестью часами весьма производителен.

Существенная сторона утопической жизни - наличие здесь

рабов, в которых обычно превращаются тяжкие преступники. Эта

социальная категория неизвестной численности обречена на самые

тяжелые и неприятные работы. Наличие данной категории вносит

значительную поправку в бесклассовость утопийского общества.

Жизнь же самих утопийцев построена на принципах республиканской

демократии, тайного голосования, выборности всего начальства и

т.п.

Всеобщий и свободный труд производит здесь такое обилие

продуктов и вещей, что их оказывается вполне достаточно для

удовлетворения потребностей всех утопийцев. Среди них нет ни

бедных, ни богатых, ни тем более нищих, ибо в условиях, когда

все принадлежит всем, хотя ни у кого там ничего нет, все,

однако же, богаты.

Умственный труд в качестве профессионального не играет в

Утопии главной роли. В утопии делом чтения и изучения книг

занимается небольшая категория наиболее одаренных утопийцев в

противоположность многим государствам, где еще и теперь наукам

посвящают себя чурбаны и дубины, а замечательно одаренные умы

пропадают в удовольствиях - явный антифеодальный выпад. Именно

из этой ученой категории, свободной от физического труда,

избираются различные должностные лица, включая главу государства,

а также священники. Но все они жестко не противостоят основной

массе утопийцев. Будучи избавлены от телесного рабства, в

принципе каждый утопиец может достичь духовной свободы и

просвещения, осваивая различные науки. Для этой цели в

предрассветные часы даже устраиваются специальные чтения. Тем

самым и перед любым утопийцем открывается возможность того, что

мы именуем всесторонним развитием личности.

Но какую бы роль в жизни утопийцев ни играло собственно

интеллектуальное начало, моральная сторона их жизни более важна.

Автор Утопии считает, что справедливость - главнейшая опора

государства. Здесь неоднократно подчеркивается, что человек

представляет собой высшую ценность, которую нельзя подменить

никаким золотом. Но вот что касается понимания счастья жителями

Евтопии (т.е. Страны блаженства - второе название Утопии), то

перед нами вырисовывается уже достаточно распространенный тогда

гуманистический идеал антиаскетизма, стремления к наслаждению,

удовольствию в духе эпикуреизма. Среди удовольствий первое место

принадлежит здоровью, которому вредит псевдосвященный аскетизм с

его постами и другими атрибутами. Радости еды и питья должны быть

весьма умеренными, ориентированными прежде всего на человеческое

здоровье.

Утопийцев отличает принципиальное миролюбие. Сами они по

собственной инициативе никогда не прибегают к войне, но ведут ее

с величайшей самоотверженностью, когда она им навязана или когда

им приходится идти навстречу просьбам того или иного народа,

свергающего укрепившуюся у них тиранию.

Утопическая жизнь подчиняется не столько юридическим,

сколько этическим законам. Писанный законов у них очень мало, и

они настолько просты, что каждый без труда разбирается в них.

Много законов и не требуется для народа, у которого все законы

издаются только для того, чтобы напомнить каждому его долг.

Проблема морали неотделима от проблемы религии. В духе

гуманистического просветительства Мор различает подлинную религию

и суеверие, которое многие утопийцы принимают за религию.

Содержание утопийской религии сводится к убеждению в

существовании единого божественного существа

(родителя), разлитого во всем мире и время от времени

напоминающего о своем существовании посредством чудес,

необъяснимых при помощи природы и свидетельствующих о

божественном проведении. Подлинная религия невозможна и без веры

в бессмертие индивидуальной души, как и в загробное воздаяние. В

Утопии существует полная веротерпимость, и каждый волен мыслить

бога в соответствии со своими понятиями. Идея веры требует такого

разнообразия, лишь бы были соблюдены те общие положения, без

которых она невозможна.

О глубине гуманистической идеи веротерпимости

свидетельствует и то, что она распространяется даже на атеистов -

тех, кто не верит в общерелигиозные положения. В духе своей эпохи

Мор считает таких людей аморальными, но утопийцы, которым чуждо

всякое притворство и ложь, не заставляют их скрывать свои

взгляды, не подвергают их наказанию, хотя и запрещают выступать с

ними перед толпой.

Главные ревнители религии в Утопии - выборные священники.

Они явно противопоставлены множеству тогдашних служителей церкви,

ибо их главная особенность - исключительное благочестие,

безупречная мораль. Обучая детей и юношество, они ставят

последнюю выше их интеллектуального развития. Эти жрецы морали

пользуются среди утопийцев наибольшим авторитетом по сравнению со

всеми другими должностными лицами.

Утопия оказала весьма значительное воздействие на

различных философов и литераторов эпохи Возрождения.

Слово утопия стало нарицательным и означает все то, о

чем можно помечтать и даже порассуждать, но что при более

глубоком размышлении оказывается теоретически несостоятельным и

практически несбыточным.

В истории общества и общественной мысли утопия нередко

служила формой выражения революционной идеологии. Многие основные

принципы освободительного движения трудящихся, нравственные и

законодательные нормы, системы педагогики и образования были

впервые сформулированы в Утопии.

Утопия не утратила своей роли в качестве специфического

жанра литературы. Положительное значение утопии в современную

эпоху проявляется в двух направлениях: она позволяет

предвосхищать вероятное отдаленное будущее, которое на данном

уровне познания не может быть научно предсказано в конкретных

деталях, и может также предостерегать от некоторых отрицательных

социальных последствий человеческой деятельности. Эти формы

утопии стимулировали развитие в социологии методов нормативного

прогнозирования и сценариев с целью анализа и оценки

желательности и вероятности предполагаемого развития событий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мор Т. Утопия. - М.,1978.

2. Осиновский И.Н. Томас Мор: Утопический коммунизм, гуманизм.

Реформация.- М.,1978.

3. Соколов В.В. Европейская философия ХV - ХVП веков.- М.,1984.

4. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

Скачать архив с текстом документа