Социология и политология
СОДЕРЖАНИЕ: Классификация социального статуса. Характеристика понятия общественное объединение. Рассмотрение типологии и функций социальных организаций и движений. Определение различий между государственным и политическим деятелем согласно высказыванию Черчилля.Вопрос № 1 Социальный статус, понятие и виды
Социальный статус – определённая позиция в социальной структуре, группы и общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Важно усвоить следующее:
- Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой.
- Взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т.е. люди.
- В социальные отношения вступают не статусы, а их носители.
- Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.
Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В этой совокупности чаще всего выделяется ключевой или главный статус, наиболее характерный для данного индивида. Некоторые статусы являются настолько яркими, что превращаются в главные для индивида, независимо от того, каков в целом набор его статусов.
В социологии принято различать два статуса – личный и социальный. Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком, значит занимать определённое место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).
В процессе социального взаимодействия может обнаружиться несовпадение статусов. Оно возникает, как правило, в двух случаях:
1) когда индивид занимает высокую статусную позицию в одной социальной группе и низкую – в другой;
2) когда права и обязанности одного статуса противоречат правам и обязанностям другого статуса или мешают их выполнению.
Для человека характерно как минимум два типа рассогласований: мыслей, слов и действий (по принципу: думаю одно, говорю другое, а делаю третье), и потребностей, ценностей и мотивов. Оба относятся к нашему внутреннему миру. Однако существуют и другие виды рассогласований. Одно из них описывает внешнее положение индивида в обществе или группе. Оно называется несовпадением (или расхождением) статусов.
Индивид обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых во обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины в сфере производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к основной нации не одно и то же, что принадлежать к национальному меньшинству, и т.д.
Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно – через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом.
Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают невладельцев, жалующихся на то, что они стали хозяевами лесопарка. Политические, религиозные, демографические, кровно-родственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.
Если вы хотите узнать, какие отношения у вас сложатся с неродственником или недругом (а родственник и друг – статусы в разных структурах), вы должны выяснить содержание их статусов. Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать и защищать. Предприниматель заинтересован в вас только как в клиенте, женщина – как в потенциальном сексуальном партнёре, продавец – как в возможном покупателе.
Таков скрытый мотив их взаимоотношений с вами. Интерес к вам, продолжительность и интенсивность ваших взаимоотношений будут определятся тем, как скоро этот другой поймёт, что вы не даёте того, что он ожидал получить от нас.
Разумеется, истинный интерес человек не выражает прямо. Он маскирует и обставляет его правилами вежливого поведения. Последние создают иллюзию того, что между вами сложились доверительные отношения.
Итак, обобщим сказанное: именно статусы определяют характер, содержание, продолжительность или интенсивность человеческих взаимоотношений – и межличностных, и социальных.
Вопрос № 2 Общественные объединения и движения
Общественное объединение – это добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов. Среди общественных объединений выделяют такие основные группы формирований, как политические партии, общественные организации, общественные движения.
Общественная организация – это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющие относительно устойчивую организационную структуру, фиксированное индивидуальное или коллективное членство. К общественным организациям можно отнести профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, религиозные, молодёжные, женские, ветеранские организации, творческие союзы, разнообразные добровольные общества.
Общественное движение – это совместная деятельность граждан, преследующие определённые общие цели, но не имеющих чёткой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, организационной и идейной аморфностью, нередко стихийностью и спонтанностью действий, слабой организованностью.
Типология общественных организаций и движений может проводиться по различным основаниям.
- По целям и сферам деятельности выделяют антивоенное, экологическое, правозащитное движения, движение за расовое и рациональное равноправие, движение в защиту потребителей, религиозные движения и многие другие.
- По способам и методам действий – насильственные и ненасильственные. Представители первого допускают применение террора, запугивания граждан, партизанских действий и т.д. Ненасильственные движения избирают в своей деятельности мирные пути. Свой протест они выражают пассивным невыполнением официальных предписаний, привлечением общественного внимания к военной, экологической и другим проблемам, демонстрациями и т.д.
- В зависимости от постановки целей выделяют политические (движение за разоружение, за защиту прав человека) и неполитические (движение за возрождение памятников культуры).
- По долговременности ориентаций – консервативные (выступают за сохранение сложившегося социального порядка); движения протеста (выступают за перемены, носят часто деструктивный характер); реформаторские (выступают за проведение реформ сверху).
Движения группируются по половозрастным признакам (молодёжные, женские), по социальной принадлежности (интеллигентские, рабочие, крестьянские), по профессиональному признаку (предпринимателей, учителей), по целям и задачам (экологические, антивоенные, правозащитные) и др.
Функциями общественных организаций и движений являются нижеследующие:
1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. Люди объединяются в организации и движения с целью удовлетворения тех или иных специфических потребностей, связанных с профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и т.п. Эти интересы первоначально могут выступать в весьма неопределенной, личностной и эмоциональной окрашенной форме.
2) Социальная интеграция и мобилизация предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Общественные организации и движения привлекают внимание общественности к острым проблемам, выдвигают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.
3) Функция социализации. Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.
4) Репрезентативная функция, или функция представительства, и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами.
Особо следует указать на такую форму представительства и защиты групповых интересов, как лоббизм, или лоббирование. Так называют целенаправленное воздействие групп интересов на власть. Существование лоббизма связано с функционирование групп интересов и зависит от уровня плюрализма, институционализации политического участия, характера деятельности политических партий. Под лоббизмом в широком смысле слова понимают способы влияния (давления) на государство с целью защиты особых интересов.
В узком смысле слова лоббирование означает непосредственное взаимодействие представителя группы интересов с лицом, принимающим решения, - как посредством формализованных каналов и структур, так и неформальных связей. Задача лоббистов состоит в том, чтобы добиться принятия желательных для группы законодательных и нормативных актов, получения правительственных субсидий, кредитов и т.п., проникая с этой целью в институты государственной власти.
Способы воздействия на органы власти разнообразны. Это выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента, разработка законопроектов и привлечение к выработке нормативных документов экспертов, личные встречи, контакты, переговоры, политическая реклама для формирования общественного мнения, организация компаний давления с мест - многочисленные письма и запросы от избирателей, распространение результатов научных опросов; целенаправленные действия своих людей внутри органов власти; финансирование избирательных компаний, прямой подкуп должностных лиц.
Практическое задание
Уинстон Черчилль говорил, что государственный деятель отличается от политического тем, что первый думает о благе народа и государства, а второй же – о будущих выборах.
Можно ли согласиться с мнением бывшего премьер Министра Великобритании. Ответ обосновать.
С 3 Уинстоном Черчиллем можно согласиться.
Подсознательно мы различаем понятия политик и государственный деятель. Государственный деятель звучит уважительно, а политик отдает легким презрением. Толковый словарь дает такие определения политик - человек обслуживающий интересы политической партии, государственный деятель - политический деятель исключительных способностей.
Определения можно улучшить, прояснив значения, вкладываемые в эти слова в повседневной речи. Когда мы говорим политик мы имеем в виду человека обслуживающего частные интересы. В худшем случае это интересы собственного кармана. В лучшем - интересы партии, класса или организации представителем которых он себя считает. Мы никогда не ожидаем от политика учета интересов всех вовлеченных сторон, потому что предвзятость и ангажированность которые мы ощущаем в его действиях, подсказывают нам, что ему не стоит слишком доверять.
С другой стороны выражение государственный деятель, обозначает человека достаточно возвышенного над конфликтом борющихся партий чтобы выбрать курс принимающий в расчет большее количество интересов на более долгосрочную перспективу.
Политик преследует частные целей и узкие интересы. Если он руководит партией он либо пытается купить поддержку отдельных групп конкретными обещаниями, либо, если это непрактично, прибегает к обману. В понятие обмана я включаю все искусство пропаганды - ложь, полуправду, двусмысленности, уклончивость, рассчитанное молчание, лозунги, метафоры и т.д. Все это методы помогают сорвать беспристрастное исследование ситуации. Я не хочу сказать, что кто угодно может достигнуть высот в политике вовсе не используя обмана. В современных условиях для избрания на выборную должность приходится быть политиком, чтобы заручиться поддержкой множества людей со всевозможными смутными и противоречивыми интересами.
Государственным деятелем человек становится, когда перестает лишь удовлетворять или обманывать сиюминутные желания своих избирателей и начинает помогать им осознать свои скрытые реальные интересы, которые достижимы, потому что соответствуют реальности и могут быть гармонизированы с интересами их соседей. Политик говорит: Я дам вам, что вы хотите. Государственный деятель говорит: Вы думаете, что хотите этого. Объективно возможным для вас является вот это, таким образом реально вам нужно вот что. Политик возбуждает последователей, государственный деятель ведет их. Политик принимает безответственные прихоти как они есть и либо удовлетворяет их либо громоздит обман на обмане. Государственный деятель занимается, учит последователей, побуждая изменить желания в соответствии с реальностью, гармонизирует отношения в обществе на длительную перспективу.
Список используемой литературы
1) Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 6-е изд. – 508с.
2) Социология: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М.Бабосов, А.Н.Данилов и др.; Под. общ. Ред. А.Н. Елсукова. – 5-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 544 с.
3) Политология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.А.Круглова. – Минск: Асар, 2009. – 304 с.
4) Основы политологии: учеб. пособие для учащихся учреждений, обеспечивающих получения среднего специального образования / Н.А.Антанович, Н.П.Денисюк – Минск: Беларусь. Энцыкл. Iмя П.Броукi, 2009. – 275 с.
5) http://www.orossii.ru/.