Социология как наука 19

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение … 1.Возникновение социологии Введение 3 1.Возникновение социалогии 4 Первые научные представления о сущности общества и закономерностях его функционирования были высказаны очень давно – еще на заре человеческой цивилизации.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………

1.Возникновение социологии………………………………………………

2.Социология как наука: предмет, объект и функции…………………………………

[1] .

Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуж­дали интерес человека к знанию основ жизни социальной общно­сти людей, социальных процессов и явлений с целью рациональ­ного, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятель­ности предпринимателей — от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология.

Ведь социология изучала общество, социальные отношения и социальные общности, их деятельность, а философия хотя и изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения — на уровне раскрытия их сущности, а не в развертывании сущности в действительности, выявлении жизни во всем ее противоречи­вом существовании как это делает социология. Постепенно, по мере накопления социальных знаний, происходил рост теоретиче­ских социологических концепций, каждая из которых обосновывала определенный аспект социальных отношений, давала интеграцию социального, выступающего главенствующей категорией социо­логии. Используя разнообразные методы научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее многоцветье и внутреннюю неоднородность. Социология как определенный тип знаний об обществе выходя из недр социальной филосо­фии, перенимает философскую культуру, признавая особое значе­ние теоретического обобщения, целостного концептуального осмыс­ления социальных явлений. Вместе с тем, социология стремится к преодолению той ограниченности, которую обнаруживает фило­софия при анализе реальных социальных проблем. Внутри социологии складываются течения: позитивизм — сводивший социальное к природному, антипозитивизм — настаивающий на специфике социального.

Анализ зарубежных источников показывает, что чаще всего социология определяется как наука о различных социальных общностях, социальных группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни американские социологи определяют социологию как науку об обществе, социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не изоли­рованных индивидов, а людей в общностях или в социальных условиях[2] .

Цель такого изучения — понять и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей и групп и их результаты. По мнению бельгийского социолога Миха де Костра, социология изучает отношения между людьми, складывающиеся в процессе их деятельности. Да, социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь в сов­ременных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся возможности ядерной войны, перспективы безработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особен­но ужасным — это то, что они ничего об этом не знают. Социо­логия и ставит целью: помочь людям разобраться самим в слож­ных проблемах жизни. Ведь социология — это понимание общества. Люди, создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав. И здесь-то на помощь приходит наука социология.

Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различ­ные определения социологии как науки об обществе. «Краткий сло­варь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей.

«Социологиче­ский словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процес­сов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология — это наука, в центре внимания ко­торой находятся социальные общности, их генезис, взаимодей­ствие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рацио­нальное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предме­том социологии есть общество или определенные общественные явления[3] .

Однако, здесь можно возразить. Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук — тео­рией права, политической экономией, историей, психологией, фило­софией и др. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные спе­циальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них. Политэкономия изучает только хозяйственную дея­тельность общества. Правовые отрасли знаний исследуют только право.

Теория искусства — только искусство и т.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.

Следовательно, социология — это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприя­тие единственным средством достоверного познания, обществен­ных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интере­сов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные дейст­вия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается со­циологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная со­циология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социоло­гии — выживание человечества и обновление цивилизации, подня­тия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социо­логия — наука многоуровневая, представляющая единство абстракт­ных и конкретных форм, макро - и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Что же представляют макро- и микроуровни социологии? Мокро-социологический уровень означает ориентацию на анализ социаль­ных структур, общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов в них происходящих. Социальная общность, высту­пающая объектом макросоциологического анализа,— это цивилиза­ция и наиболее крупные ее образования. Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциоло­гический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами. Макросоциологический подход к явле­ниям интересует общество как целостный социальный организм. В отличие от макро- микросоциология анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях. Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий, стимулам груп­повых, общностных поступков и т. п[4] .

Социология — наука о становлении, развитии и функциониро­вании социальных общностей, о социальных процессах и социаль­ных отношениях между общностями, между общностями и лич­ностью, наука об обществе и общественных отношениях.

Что же представляет объект и предмет научного познания со­циологии? Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. Объект социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а по­этому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который часто совпадает с объектом других обще­ственных наук (история, этнография, право, философия и др.). Социология наука о целостности общественных отношений, обще­стве как целостном организме; о социальной системе.

Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук высту­пают природа и общества, которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каж­дый из объектов тоже «расчленяется» науками на отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки со­стоит в том, как понимать общество, процесс его функциониро­вания и развития в качестве объекта гуманитарного знания. Ведь широко распространен взгляд на общество как на опреде­ленную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития человеческой цивилизации. Дело в том, что основной порок в понимании общества состоит в том, что общество пред­ставляется в виде базиса и надстройки, совокупность экономи­ческой, социальной, политической и духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный объект — человек, его потребности, интересы, ценностные ориентации.

Между тем, история есть не что иное как деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и надстройки, состязание различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает на абстрактное, одномерное видение общества, на без­альтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования личности и общечелове­ческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и важно опре­делять общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность людей, пре­следующих определенные цели. Люди ставят самые разные цели и руководствуются ими в своей жизни. Именно цели есть специ­фическая черта деятельности человека. Целеобразная деятельность включает множество различных, органично связанных между собой элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания имеет и противоречивый и динамичный характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди, получив определенный результат корректируют на его основе свою последующую дея­тельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя и крайне противоречиво, исторический процесс рационализации деятельности людей.

Идея рациональности нашла обоснование и развитие в трудах многих мысли­телей, которые связывали переход к высокой ступени развития общества с разрешением противоречия между стихийностью и сознательностью[5] .

Конечно же, в конце каждого этапа общественного развития полученный результат отличается от исходных предпосылок, превращается в новые условия, средства, которые позволяют ставить иные, более высокие цели. Реализация высоких целей направлена на удовлетворение возрастающих потребностей чело­ века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть деятельность, преследующих свои цели людей, а обще­ство состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным становится анализ отно­шений между ними и внутри их. Особую актуальность приобре­тает раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общно­стей, групп, слоев и индивидов в общественной жизни в их целост­ности. Деятельность личности, социальных общностей, групп в общественной жизни и есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда усиливаются процессы социаль­ной, политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает многовариантность развития личности и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.

Заключение

В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое.

Список ли тературы

1. Социология. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева и др. – М., 2003.

2. Социология. Учебное пособие. Под ред. проф. В.И. Добронькова. – М., 2000.

3. Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. - М., 2000.

4. Каримов И.М. Общественное мнение. М.: Наука, 2004.

5. Укледов А.К. Социология. М, 2005.


[1] Социология. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева и др. – М., 2003.

[2] Укледов А.К. Социология. М., 2005.

[3] Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. - М., 2000.

[4] Социология. Учебное пособие. Под ред. проф. В.И. Добронькова. – М., 2000.

[5] Социология. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева и др. – М., 2003.

Скачать архив с текстом документа