Социология как наука
СОДЕРЖАНИЕ: Социология — наука об обществе, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях: причины возникновения, классификация, принципы, методы, функции. Основоположники социологии, основные учения и концепции.Социология (от лат. socius — общественный; др.-греч. — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». По определению Ядова В.А., социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.
Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».
Вследствие разнообразия подходов, характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным».
Основоположник «социологии»
Основоположником социологии принято считать французского философа Огюста Конта (1798-1857). В своей важнейшей работе Курс позитивной философии (в 6-ти томах - 1830-1842), в опубликованном в 1839 г. 3-ем томе он впервые использовал термин социология и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.
Истоки понимания причин возникновения социологии как самостоятельной науки об обществе неразрывно связаны с философской системой позитивизма, который, в свою очередь, возник на волне бурного развития естествознания (физики, химии, биологии) в конце XVIII - начале ХIХ вв.
Позитивизм по-своему трактовал понятие научного знания, считая научным только такое знание, которое основано на опыте. Именно эта претензия поставить учение об обществе на научную основу и явилась тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии.
Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и возможность появления этой новой науки?
В системе О. Конта обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека и общества: теологической, метафизической, позитивной.
На первой, теологической стадии развития человеческого ума, которая продолжалась до 1300 г., человек объяснял все явления как результат действия многочисленных сверхъестественных сил. Такое знание об окружающем мире, с точки зрения позитивизма нельзя считать научным.
На второй, метафизической стадии, продолжавшейся, по мнению О. Конта с 1300 по 1800 г., люди отказываются от апелляции к сверхъестественному и пытаются всё объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Такое знание не может считаться научным, так как не опирается на эмпирически наблюдаемые данные. Задача второй стадии - критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию - позитивную, или научную.
Суть новой стадии, которая началась с 1800 г., заключается в коренном преобразовании мыслительных ориентиров.
На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними. Только такое знание, полученное в результате наблюдения связей между явлениями, знание опытное, наглядное, легко проверяемое и может быть названо подлинно научным.
О. Конт стремился к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и связаны иерархически, не сводятся к простым законам физики. Он классифицировал науки по нескольким основаниям:
- историческому (по времени и последовательности возникновения);
- логическому (от абстрактного к конкретному);
- по сложности предмета исследования (от простого к сложному);
- по характеру связи с практикой.
Классификация социологии:
Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.
Эмпирическая социология — это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Основная её функция — изучение общественного мнения и разных социальных процессов, описание отдельных частных сторон жизни общества. Эмпирическая социология обречена на ошибки без теоретической социологии.
Наука подразделяется на макросоциологию и микросоциологию .
Макросоциология акцентирует внимание на типичных образцах поведения, которые дают возможность понимания общества в целом. Основными структурными элементами в обществе с точки зрения макросоциологии выступают семья, экономические и политические институты, образование, религия. Главный интерес для макросоциологических теорий представляет собой изучение крупных закономерностей в развитии общества, взаимоотношения между основными элементами общественной системы и изменение этих отношений.
Основные концепции: Эмиль Дюркгейм (Структурный функционализм), Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), Р. Дарендорф (системный конфликт).
Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии — считается классиком теории социологического метода (подход — «социальный реализм»).
Принципы социологии
Общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы.
Общество первично по отношению к составляющим его людям.
Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.
Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.
Задачи социологии — понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличностными отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни.
Концепция О. Парсона «Структурный функционализм»
- высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение социальной реальности;
- социология занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли;
- тесная связь между статикой и динамикой, социальной системой и социальной структурой.
Общество в структурном функционализме — любое социальное явление, учреждение или институт рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные.
Требования к обществу:
- Общество должно быть приспособлено к среде.
- У общества должны быть поставлены цели.
- Все элементы общества должны быть скоординированы.
- Ценности в обществе должны сохраняться.
Концепция Николаса Лумана
Общество, как всеохватывающая социальная система, конституируется различением себя от окружающего мира, к которому относятся системы сознания (индивиды), система мозга и физические системы. Отграничив себя от окружающего мира, общество способно оперировать замкнутым образом и, поскольку, единственной подлинно-социальной операцией выступает коммуникация, то оперативная замкнутость выражается в том, что одна коммуникация подсоединяется к другой коммуникации. Смысл есть медиум, посредством которого происходит такое подсоединение. Однако само общество неоднородно и дифференцируется на ряд подсистем, таких как: функциональные подсистемы (массмедиа, политика, наука и прочее), системы интеракций лицом к лицу, а также системы организаций. Каждая функциональная подсистема обособляется через кодирование коммуникаций: через да - редакции и нет - редакции, заложенные в смысле. Так, каждая функциональная подсистема стремится включить в себя коммуникации, специфичные только для себя, но, одновременно с этим, исключить коммуникации иного рода. Наука, к примеру, существует благодаря коду истина / ложь, поэтому в ней любое истинное утверждение может подсоединяться исключительно к другому истинному утверждению. Коммуникация как таковая есть триединство информации, сообщения и понимания (осознания различения между информацией и сообщением).
Микросоциология
Микросоциология обращает своё внимание, прежде всего, на поведение индивидов, на мотивы и смыслы, которые люди вкладывают во взаимодействие. Именно те смыслы, которые люди вкладывают в своё взаимодействие с другими людьми, с точки зрения микросоциологии, и влияют на процесс возникновения и развития общества.
Теории разрабатывали: Макс Вебер (Понимающая социология), Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д.Г. Мид (Интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).
Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры.
В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Все научные категории – только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» - это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие – атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.
То есть, Вебер выделяет 2 признака социального действия:
- осмысленный характер;
- ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.
Интеракционизм (interactionism; interpretivism; от англ. interaction — «взаимодействие») — методологический подход, объединяющий нескольких различных направлений в общественных науках:
- Символический интеракционизм
- Социальный конструктивизм
- Этнометодология
Основоположником парадигмы интеракционизма был чикагский учёный Джордж Герберт Мид (1863—1931), примыкавший к течению американского прагматизма. Мид указывал на лежащую в основе взаимодействия людей ориентацию участников коммуникации на мнение других/другого.
Общение — это «обмен символами», где необходимо принимать роль другого или других (референтной группы; «генерализованный другой»).
Воззрения Мида были развиты Гербертом Блумером в теорию символического интеракционизма.
Методы социологии
Теоретические концепции — основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.
Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.
Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией также тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология, и другие гуманитарные дисциплины.
Функции социологии
В обществе социология выполняет ряд функций, которые по критерию теория - практика можно разделить на две группы: теоретико-познавательные и управленческо-преобразовательные. В каждой группе в качестве примера назовём по две конкретные функции
Познавательная функция означает возможность социологии раскрыть ход и причины какого-либо социального явления или процесса и рассказать об этом окружающим. Свое органическое продолжение она находит в прогностической функции, которая говорит о способности социологии предсказывать (просчитывать) развитие данного процесса или явления в будущем.
Прогностическая функция социологии может быть реализована в нескольких формах:
а) Социальное проектирование - разработка конкретной модели социального процесса или социальной системы (подсистемы) с чётко заданными параметрами и спецификой функционирования. Т.е. это стремление дать четкий, имеющий строгие границы, количественно и качественно выдержанный социальный прогноз.
б) Социальное конструирование - общее мыслительное построение нового социального объекта безотносительно к конкретно заданным параметрам и нормативам. Т.е. это создание своего рода математической модели развития некоего типичного социального явления или процесса, где параметры можно изменять (конструировать).
в) Социальное планирование - разработка целевых комплексных программ развития отдельных сфер общественной жизни (жилье, здравоохранение, свободное время) на предприятии, в регионе, государстве в целом.
Управленческая функция означает, что выводы, рекомендации, предложения социологов, их оценки состояния социального объекта могут стать основанием для выработки и принятия управленческих решений. Однако следует понимать, что поскольку социологическая наука не имеет властных полномочий, то она не может нести полной ответственности за характер и направление управленческого решения.
Организационно-технологическая функция - результаты исследования социологов представляются не только в виде теории, но и в виде рекомендаций, предложений, методик, социальных технологий. Социальная технология - это программа преобразовательной деятельности и сама деятельность на основе этой программы, призванная в корне изменить ситуацию.
Кроме того, следует назвать еще одну функцию социологии, которая присутствует при реализации каждой из перечисленных функций. Это идеологическая функция или функция ценностного ориентирования . Дело в том, что социология, имеющая дело непосредственно с интересами людей, не может полностью абстрагироваться от своих собственных оценок изучаемых явлений.
Учёные-социологи, имея свои мнения и суждения, представляя информацию, прогнозируя дальнейший ход событий, предлагая методики преобразовательной деятельности, ориентируют людей на следование определённым ценностям.